50 дней, которые изменят местную власть избирательная кампания в Украине

ЦИК объявила о начале избирательной кампании местных выборов. Выбирать будем мэров, сельских и поселковых голов, депутатов в областные, городские и районные советы.

Причем, что касается райсоветов, то голосование впервые будет уже за новые их укрупненные форматы: раньше их было 490, осталось 136. Каждый из нас своим голосом поучаствует в формировании местной власти. Поэтому очень важно не продать это свое право за гречку, не поддаться влиянию эмоций, а сделать выбор вдумчиво и осознанно. Ведь от того, кого мы выберем, будет зависеть наша жизнь.

Не разменяйся на кепку

Чем особенны предстоящие выборы?

«Эти выборы уникальны тем, что они, во-первых, будут организованы в рамках законодательства, которое определяет новую избирательную систему, новые процедуры и новые ограничения по организации выборов, проведение агитации и тому подобное, - заявила председатель правления Гражданской сети «ОПОРА» Ольга Айвазовская. - Во-вторых, они организовываются в условиях пандемии COVID-19, соответственно, формируют новые вызовы для организаторов избирательного процесса, участников и субъектов, устанавливают определенные риски и требования для того, чтобы все секторы общества были достаточно мобилизованы, а выборы были безопасными для всех участников. Также новшеством, очевидно, есть и условия, которые возникли в связи с завершением процесса децентрализации».

По ее словам, активная предвыборная борьба началась еще до старта избирательной кампании. Ее признаки присутствовали и на уровне парламента, и на уровне регионов. Однако до 5 сентября такая агитация, с точки зрения закона, расценивалась, как политическая реклама. Но после официального старта избирательной кампании к ней уже применяются все ограничения и требования законодательства о выборах, изменения и новации Уголовного кодекса Украины и Кодекса Украины об административных нарушениях.

«Если говорить о таком факторе влияния, как подкуп избирателей, который у нас пока остается стандартной формой предвыборной борьбы, то новые требования законодательства устанавливаются и по отношению к благотворительным организациям, и к фондам по раздаче материальных ценностей (в том числе, и продуктов питания, табачных изделий и алкогольных напитков), - объясняет О. Айвазовская. - Даже любая полиграфическая, сувенирная продукция, брендированная политической партией, стоимость которой будет превышать 1,02 грн, может расцениваться, как подкуп. Элементы агитации, такие, как кепки, шарфы, футболки, которые в ходе выборов могли бы предоставляться избирателям, возможно, не влияют достаточно линейно на результат волеизъявления гражданина. Но, в соответствии с избирательным законодательством, могут расцениваться как подкуп, что приведет к необратимым последствиям для участников этой агитации».

Не все знают, что тот, кто взял гречку или блокнотик и кепку у кандидата, - тоже отвечает перед законом за подкуп. Только к тому, кто подкупает, закон более строг, чем к тем, кто готов «продаться». Людям, продающим свои голоса, грозит штраф от 300 до 400 необлагаемых законом минимумов доходов граждан (от 5100 грн до 6800 грн) или исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на тот же срок. А кандидатам и их представителям, наблюдателям, представителям партий за подкуп предусмотрено ограничение свободы на срок до 3 лет. Или - лишение свободы на срок от 2 до 6 лет, с ограничением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение 5 лет. А за подобные действия, совершенные повторно, - лишение свободы на срок от 5 до 7 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 5 лет.

При этом, от уголовной ответственности за перечисленные правонарушения освобождается тот, кто добровольно, до открытия производства, сообщит о совершении преступления и будет способствовать его раскрытию (это не касается только организатора и подстрекателя).

«Довести дело о подкупе до суда непросто. Ведь нужно доказать, что это был подкуп,  нужны свидетели самого факта, поскольку лишь фото для суда может оказаться мало, - говорит юрист Даниил Наливайко. – Но советую не надеяться на то, что вас не засудят и не накажут, и поэтому можно перед выборами что-то взять. А многие даже рассуждают так: возьму, например, канцтовары у этого кандидата, а проголосую – за кого захочу. Не делайте этого, не участвуйте в нечистых сделках! Подумайте лучше о большем: за кого стоит голосовать. Чтобы потом не пришлось ругать власть до следующих выборов».

В тему

Суд, отмена!

В Окружной административный суд Киева поступил иск общественной организации «Всеукраинское объединение сельских голов, депутатов сельсоветов и крестьян «Спасение села» к Центральной избирательной комиссии.

Суд просят отменить постановление ЦИК №160 от 8 августа 2020 года «О первых выборах депутатов сельских, поселковых, городских советов, территориальных общин и соответствующих сельских, поселковых, городских голов 25 октября 2020». В иске сказано, что обжалуемое постановление принято с нарушением положений Избирательного кодекса Украины. Сейчас судом решается вопрос о том, достаточно ли оснований в иске для того, чтобы открыть административное производство.

Напомним, что 8 августа на очередном заседании ЦИК на 25 октября 2020 года были назначены 1441-и первые выборы депутатов сельских, поселковых, городских советов территориальных общин и соответствующих сельских, поселковых, городских голов во всех 24 областях Украины.

Здоровье

Вирус – не помеха

Минздрав и ЦИК разрабатывают алгоритм по соблюдению санитарных норм проведения  местных выборов во время карантина.

«Соблюдение санитарных норм не должно быть инструментом политической борьбы. Министерство здравоохранения надеется, что местная власть понимает всю опасность ситуации», - заявил министр здравоохранения Максим Степанов.

По его словам, вскоре Минздрав начнет подробно разъяснять противоэпидемические нормы в процессе выборов, чтобы они были максимально безопасными как для членов комиссий, так и для избирателей. Он отметил, что сейчас соблюдение противоэпидемических рекомендаций - это уже не экстренные меры, а базовые правила.

Точка зрения

Из-за чего выборы могут не состояться?

- С точки зрения закона, отмена выборов может произойти только в связи с введением чрезвычайного положения. Оно может быть введено, например, из-за обострения боевых действий на Донбассе или каких-то локальных проблем – тогда, соответственно, может быть локальный перенос выборов. Остальные варианты – вне закона, вне Конституции, я даже не хочу их прогнозировать. Условно говоря, если, к примеру, эпидемия коронавируса наберет у нас гигантские обороты, все больницы будут завалены больными, медики не будут справляться с таким количеством пациентов, то это может послужить поводом для введения чрезвычайного положения. А в условиях чрезвычайного положения выборы не проводятся.

Что касается судебных исков, то, думаю, их будет достаточно много, как глобального характера, касающихся, например, не голосования в отдельных районах, так и локальных. Ведь система выборов крайне сложна для подсчета голосов и очень манипулятивна. Поэтому схватки в судах будут весьма распространенным явлением.

Руслан Бортник, политолог, директор Украинского института политики

Искусство – в массы

Музей избирательного трэша

Общественная организация Движение ЧЕСТНО в восьми городах Украины перед местными выборами открывает выставки «Музей избирательного трэша». На них представлены самые яркие образцы подкупа избирателей, политической рекламы и черного пиара, начиная с 1990-х и по сегодняшний день. Выставки открыты в Одессе, Харькове, Сумах, Черкассах, Житомире, Кропивницком, Херсоне и Черновцах.

«Люди увидят концентрат избирательного мусора, - говорит координатор Движения Честно Вита Думанская. – Увидят то, как политики получают наши голоса не за программы, опыт или уже воплощенные проекты, а за гречку, подарки и обещания. Фактически, покупают голоса избирателей за копейки, чтобы потом распоряжаться их миллионными налогами».

В организации уточняют, что в эпоху всеобъемлющего популизма инструменты продажной политики очень разнообразны. Важно рассказывать людям обо всех средствах, которые могут использовать кандидаты во время избирательной кампании ради «покупки» голоса избирателя. Для экспонатов собирают буквально все, что имеет брендирование политических партий: открытки, полиэтиленовые пакеты из-под подарков, школьные принадлежности, аптечки, концертные афиши, одежду. И утверждают, что этот список - неисчерпаем.

Политическая гиперактивность

70 политических партий еще в августе, по данным Опоры, проявляли публичную активность, которая имела признаки агитационной кампании.

Причем, 41 политсила из этого перечня была активной только в пределах одной области, шесть - в двух областях. Одновременно в нескольких регионах (три-пять областей) агитационные мероприятия развернули девять политических партий, в частности Радикальная партия Олега Ляшко, «УДАР», «Партия Шария», «Демократична Сокира», «Украинская Галицкая Партия», «Национальный корпус», «Сила людей», «Народный Рух Украины», «Общественное движение «Народный контроль». Примерно в трети регионов Украины своими агитмероприятиями были представлены четыре партии: ВО «Свобода», «Голос», «Наш край» и «Сила и Честь». По масштабу агитационной активности партии «Пропозиція» и «Оппозиционная платформа - За жизнь» охватили большую часть областей Украины. Полноценную общенациональную кампанию в большинстве регионов уже на этом этапе развернули пять политических партий: «Слуга народа», «За будущее», «Европейская Солидарность», ВО «Батькивщина» и «Перемога Пальчевського».

Основной формой досрочной агитации в этот период стала политическая реклама на внешних носителях. Ее массово размещали в областных центрах и крупных городах, начиная с мая 2020 года. Другим популярным форматом досрочной агитации стала прямая работа потенциальных кандидатов с избирателями, которая включала в себя предвыборную благотворительность.

Закон

Дело открывается

В Житомире полиция проверяет информацию о «покупке» копий документов местных жителей.

«28 августа в сети интернет появилась публикация о схеме получения конфиденциальной информации о гражданах, будто бы с целью подготовки фальсификаций во время местных выборов. Полицейские проверяют изложенные сведения в рамках начатого уголовного производства», - сообщает пресс-служба ГУ Нацполиции в Житомирской обл.

Далее сказано, что авторы публикации, размещенной на официальном сайте общественной сети ОПОРА, указывают на выплату гражданам средств за предоставление копий их личных документов (200 грн давали за копию паспорта и 1 тыс. грн – за фото бюллетеня в день голосования). Предварительно эти действия отнесли к ст. 160 (Подкуп избирателя, участника референдума, члена избирательной комиссии или комиссии по референдуму) Уголовного кодекса Украины.

«В контексте общественного наблюдения за выборами, фиксация подобных случаев -  достаточно редкое явление. Поэтому крайне важно делать такие дела прецедентными и обязательно доводить их до логического конца. А это - фактическое наказание для тех, кто нарушил закон. Задача полиции не только установить участников данных событий, но и заказчиков». – говорит координатор наблюдения Опоры за выборами в Житомирской обл. Тарас Чмуит.

Деньги

Залог для мэра

Какие суммы залогов заплатят кандидаты?

* Кандидаты в депутаты сельского, поселкового, городского (территориальной общины с количеством избирателей в 10 тыс. человек) совета, которые являются самовыдвиженцами в многомандатном избирательном округе, после начала избирательного процесса и до регистрации вносят одним платежом в безналичной форме на спецсчет избирательной комиссии денежный залог в размере 20% минимальной зарплаты - 1 тыс. грн.

* Партия, выдвинувшая кандидатов в такие же советы, вносит залог из расчета 20% минимальной заработной платы – за каждого кандидата.

* Партия, выдвинувшая кандидата на должность сельского, поселкового, городского головы (территориальной общины с количеством избирателей в 75 тыс. человек), а также самовыдвиженцы на эту должность вносят залог в размере одной минимальной зарплаты – 5 тыс. грн.

* Партия, выдвинувшая избирательный список кандидатов в депутаты областного, районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского (территориальной общины с количеством избирателей 10 тыс. и более человек) совета, кандидаты на должность городского головы (города с количеством избирателей 75 тыс. и более человек), а также самовыдвиженцы на должность городского головы (города с количеством избирателей 75 тыс. и более человек) вносят денежный залог в размере четырех минимальных зарплат, из расчета на каждые 90 тыс. избирателей. В больших городах на этих залогах «набегут» довольно-таки приличные суммы. А возвратят их только победителям.

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой

Дата публикации: 
11.09.2020 - 08