Аналитический обзор недели №109 от 28.03.2021г.

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ, ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ НЕДЕЛИ 
22.03.- 28.03.2021

СОДЕРЖАНИЕ:

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

1. Полиция начала уголовное производство по факту событий под Офисом Президента.

2. Заключение Венецианской комиссии относительно двух законопроектов о Конституционном суде Украины; Отмена президентом Владимиром Зеленским указов В. Януковича о назначении двух судей КСУ.

3. Из партии "Голос" могут исключить депутатов из-за голосования за президентский законопроект.

4. Владимир Зеленский ввел санкции против ряда российских компаний и граждан.

5. Социология. Рейтинги власти. Отношение граждан к основным событиям в стране.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

1. Первая пресс-конференция Джо Байдена на посту президента США.

2. Ракетные пуски КНДР.

3. Новый посол России в Беларуси.

4. Визит Сергея Лаврова в Китай и его заявление о крахе российско-европейских отношений.

5. Турция заявила о выходе из Стамбульской конвенции.

ЭКОНОМИКА

1. Санкции СНБО против компаний-недропользователей как элемент надвигающегося передела рынка.

2. Планы по производству и экспорту водорода из Украины в ЕС.

3. Резкое падение цен на нефть на мировом рынке из-за коронавируса.

4. Тарифы на отопление и газ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

Кратко:

Для внутренней политики Украины, в настоящий момент, характерно продолжение соперничества Офиса Президента с западными партнёрами за контроль над судебной системы, будущее банковской и антикоррупционных систем; роли и места украинских финансово-политических групп (олигархов). Раскрутка национал-либеральными силами и грантовыми организациями, ориентированными на Демпартию США, темы якобы несправедливого осуждения Сергея Стерненко – это попытка привлечь к давлению на ОП уличных радикалов, с целью привлечь на свою сторону важные «уличные силы» украинской политики, продавить выгодную Западу политико-экономическую модель в Украине. Ультралиберальные структуры также используют партнерство и авторитет представителей ЕС и США для достижения своих политических целей.

В то же время, Президент не оставляет попыток переформатировать Конституционный суд, уволив неугодных судей и подчинив его своему неформальному влиянию; обеспечить контроль над информационным пространством.

Также, в рамках необходимости обеспечивать управляемость административной вертикалью в условиях сравнительно невысокого рейтинга, власть продолжает демонстрировать «сильную руку», вводя санкции, объявляя о подозрениях в госизмене, и проводя обыски. Однако, учитывая то, что самые крупные оппоненты на «анти-западном» фланге политического спектра были подавлены ещё в феврале, теперь приходится довольствоваться санкциями против российских юрлиц и объявлением подозрений чиновникам времён В. Януковича. Подобные действия не способны надолго обеспечить общественный интерес и управляемость «вертикалью власти». А с учетом обострения на Донбассе и ухудшающейся динамики с Covid-19 возникают риски введения тех или иных форм чрезвычайного положения в Украине с обоснованиями эпидемиологического или военного характера.

Попытки использовать инструмент СНБОУ для передела экономических активов (отзыв лицензий у добывающих компаний) вызывает кризис доверия даже внутри СНБОУ и вряд ли может быть системно использован.

1. Полиция начала уголовное производство по факту событий под Офисом Президента.

На этой неделе Министерство внутренних дел открыло уголовное производство в отношении граждан, подозреваемых в организации или активном участии в митинге на Банковой, который прошел 20 марта в поддержку заключенного Сергея Старченко. Во время акции, митингующие разбили окна и двери Офиса президента, залили стены краской, забросали здание дымовыми шашками1. В ОП ущерб оценили в 2 млн. грн.

По факту беспорядков на Банковой полиция начала уголовное производство в отношении ряда подозреваемых лиц. Также, на сайте парламента опубликован проект постановления №5295 «Об осуждении событий, произошедших 20 марта 2021 года возле Офиса Президента Украины», согласно которого, Министерству внутренних дел Украины, Службе безопасности Украины и Государственному бюро расследований поручено провести расследование и установить причастность к вышеуказанным событиям любых политических партий и связанных с ними лиц2.

В то время, как В. Зеленский в режиме чрезвычайного управления с помощью СНБО, всячески пытается продемонстрировать «сильную руку», акции подобного рода обнуляют эту технологию. Подвергшееся вандализму здание Офиса президента является символом того, что власть слаба, реально политическими процессами в стране управляют внешние силы и радикальные группы.

Как мы уже писали в прошлом обзоре, история с раскруткой протестов против осуждения С. Стерненко – это часть борьбы за внедрение того или иного сценария реализации судебной реформы (с решающей ролью международных экспертов в назначении судей). При этом, дело Стерненко было выбрано для раздувания протестов по причине лёгкости мобилизации в его поддержку уличных радикалов, на уступки которым Офис президента склонен идти ещё с осени 2019 года.

Что же до начала уголовных производств против фигурантов погрома на Банковой, оно выглядит явно запоздалой мерой. В подобных ситуациях, задача полиции состоит в предотвращении правонарушений и задержании нарушителей на месте их совершения, а не в попытке симулировать бурную деятельность «задним числом».

Уровень политической нестабильности повышает и неопределённая позиция новой администрации в США в отношении команды В. Зеленского. Красноречивое молчание и отсутствие переговоров между Дж. Байденом и В. Зеленским на этой неделе было подчеркнуто заместителем помощника Госсекретаря США Джорджом Кентом, который заявил, что телефонный разговор между президентами состоится, но в США понимают его символичность для украинского руководства и требуют конкретных действий в части судебной реформы, НАБУ, национального банка и борьбы с коррупцией3.

1 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/03/23/7287591/

2 https://www.ukrinform.ru/rubric-polytics/3214513-v-rade-planiruut-vyasnit-pricastny-li-politiki-k-besporadkam-na-bankovoj.html

3 https://ukrainian.voanews.com/a/george-kent-interview/5827768.html?fbclid=IwAR1p5I6NnQL2Icw6O65RghWmDBUFcxjQAH52EGyirh1KocuyYu2k1WSuhwk

2. Заключение Венецианской комиссии относительно двух законопроектов о Конституционном суде Украины; Отмена президентом Владимиром Зеленским указов В. Януковича о назначении двух судей КСУ.

На этой неделе, Венецианская комиссия обнародовала заключение относительно законопроектов о конституционной процедуре (№4533) и о порядке рассмотрения дел и исполнения решений Конституционного суда (№4533-1)1.

Комиссия одобрила необходимость урегулировать на уровне закона большинство процедурных вопросов работы КСУ, но с возможностью для суда самому принимать отдельные процедурные акты. До этого все регулировал только суд. Было одобрено предложение определить границы полномочий Конституционного Суда, запретив ему признавать неконституционными законы, которые не обжаловали до этого в суде.

Комиссия рекомендовала Конституционному суду проявлять сдержанность, если обжалуют положения нового закона и предоставить письменные предложения о том, как его можно усовершенствовать.

В целом, выводы можно назвать положительными. Венецианская комиссия сделала замечания относительно законопроекта, так как он не содержит положений о новой системе конкурсного отбора судей, включая международный компонент. И обнародовала свои предложения по доработке проекта:

  • введение градации видов дисциплинарных наказаний для судей КСУ (действующий закон предусматривает увольнение судьи как единственно возможное дисциплинарное взыскание);

  • конкурсный отбор судей Конституционного Суда с привлечением международных экспертов;

  • В отношении дисциплинарных производств, вместо исполнительной власти (то есть президента), инициатива возбуждения дисциплинарного производства должна быть предоставлена ​​Национальному агентству по предотвращению коррупции.

  • возможности пересмотра решений КСУ, если судью привлекут к уголовной ответственности (в частности, в случае получения взятки во время рассмотрения этого дела).

Законопроект №4533 был разработан в ответ на решение Конституционного суда от 27 октября 2020 года. Тогда Большая палата КСУ признала неконституционной уголовную ответственность за недостоверное декларирование. Кроме того, КС также признал неконституционными полномочия НАПК. 4 декабря Верховная Рада вернула уголовную ответственность за декларирование недостоверной информации. В. Зеленский заявил о намерении распустить действующий состав Конституционного суда2 и уволить А. Тупицкого из-за скандального решения. Но позже президент отозвал законопроект из-за отсутствия голосов в его поддержку и критики, в том числе и международных партнеров.

Намерение президента уволить главу КСУ Александра Тупицкого было реализовано 27 марта, когда гарант подписал указ, отменяющий указ Виктора Януковича от 14 мая 2013 года №256 "О назначении А. Тупицкого судьей Конституционного суда Украины"3.

Согласно указу В. Зеленского, причиной отмены указа о назначении А. Тупицкого и А. Косминина судьями КСУ является то, что Виктор Янукович «узурпировал власть» в 2010-2014 годах, «подорвав нацбезопасность и обороноспособность», а следовательно, продолжение выполнения обязанностей назначенными им судьями КСУ создает угрозу государственной независимости и национальной безопасности.

С правовой точки зрения, подобная формулировка весьма сомнительно. Однако, она вполне укладывается в попытку управлять страной «сильной рукой», которую мы наблюдаем с начала февраля.

Уволив двух судей Конституционного суда, Президент рассчитывает неформально подчинить его себе, чтобы в будущем не получить отмены продвигаемых им законов через механизм подачи исков об их неконституционности в КСУ. После того, как на место уволенных судей по президентской квоте будут назначены новые, риск принятия Конституционным судом несогласованных с президентом решений существенно уменьшится.

1 https://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2021)006-e

2 https://babel.ua/ru/news/57066-konstitucionnyy-sud-ukaz-zelenskogo-yuridicheski-nichtozhen-tupickiy-prodolzhaet-vypolnyat-svoi-obyazannosti

3 https://www.president.gov.ua/documents/1242021-37701

3. Из партии "Голос" могут исключить депутатов из-за голосования за президентский законопроект.

Политсовет "Голоса" 22 марта предупредил ряд депутатов об исключении после голосования за законопроект №5133, который, по мнению членов партии, ограничивает субъектность НАБУ и ГБР и фактически переводит эти ведомства в управление президента1. В партии считают голосование своих депутатов за этот законопроект политической поддержкой «атаки на антикоррупционные органы».

В протоколе заседания политсовета говорится, что в случае повторного совершения действий, которые грубо противоречат политической позиции партии будет поставлен вопрос об исключении провинившихся депутатов. За принятие в целом законопроекта №5133 проголосовали: Соломия Бобровская, Роман Лозинской, Ольга Стефанишина, Александра Устинова, Владимир Цабаль, Ярослав Юрчишин. Вводить персональные дисциплинарные санкции в отношении указанных лиц, пока отказались.

Я. Юрчишин отметил, что новый глава фракции Ярослав Железняк – худший организатор, чем его предшественник Сергей Рахманин и не ведет работы с парламентариями, поэтому депутаты решили, что могут голосовать, как считают нужным, если нет по этому поводу совместной позиции фракции2.

В партии «Голос» давно зреет раскол. От неё может отколоться крыло, которые ранее было связано с «Украинской Галицкой партией». Тем не менее, вряд ли руководить партии Кира Рудык пойдет на исключение депутатов, поскольку в таком случае появится угроза распада фракции и превращение ее в депутатскую группу.

В то же время, другая часть фракции «Голос», по настоянию одного из своих спонсоров – Виктора Пинчука, пытается сохранить дружественные отношения с Офисом президента. Не исключено, что часть этой политической силы может в будущем влиться в коалицию со «Слугой народа».

1 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/03/22/7287517/

2 https://babel.ua/ru/news/61367-raskol-v-golose-ryadu-deputatov-zablokirovali-dostup-k-partiynoy-elektronnoy-pochte

4. Владимир Зеленский ввел санкции против ряда российских компаний и граждан.

23 марта президент Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины о санкциях против 81 российской компании и 26 граждан РФ.1 Среди компаний, попавших в санкционный список - издания "Газета.ру", "Россия сегодня", "Лента.ру", страховая компания "Росгосстрах", "Сибирская нефтегазовая компания", ряд компаний, которые работают в неподконтрольном Крыму - "Черноморнефтегаз", "Массандра". Среди подсанкционных лиц - заместители МВД РФ, руководитель службы контрразведки РФ, начальник Главного управления по вопросам миграции РФ, члены комитетов Совета Федерации РФ, академик Российской академии наук и другие. Также были введены санкции против нескольких французских евродепутатов, посещавших неподконтрольный Крым - Вирджини Жорон, Жан-Лена Лакапель и Филиппа Оливье.

Также на этой недели СБУ провели обыски в офисах всеукраинского общественного движения "Украинский выбор - Право народа", лидером которого является глава политсовета ОПЗЖ Виктор Медведчук2. Оппозиционная платформа За жизнь расценивают проведение обысков в офисах движения как "незаконные и противоправные действия, направленные на подавление инакомыслия".

Также на этой неделе было предъявлено обвинение в госизмене бывшему премьер-министру страны Николаю Азарову в связи с подготовкой харьковских соглашений 2010 года о размещении Черноморского флота России в Крыму3.

Вышеописанные новости свидетельствуют о том, что Офис президента, используя инструментарий СНБО, продолжает политику «закручивания гаек». На данном этапе, она нацелена уже в первую очередь не на подавление реальных политических оппонентов (так как их удалось подавить ещё в феврале), а на поддержание тонуса административной вертикали. Еженедельная демонстрация «сильной руки» необходима для того, чтобы чиновники на местах видели способность президента к принятию жёстких решений и как следствие – продолжали подчиняться ему.

Тем не менее, в последнее время, подобная тактика ОП выглядит всё менее эффективной. Крупные оппоненты власти на «анти-западном» фланге уже подавлены, а борьба с «призраками» эпохи Януковича или российскими компаниями, находящимися вне зоны досягаемости украинских правоохранительных органов, не особо впечатляет региональное и столичное чиновничество. В этой связи, в ближайшие несколько месяцев стоит ожидать снижения управляемости процессами в отдельных сферах и регионах со стороны Офиса президента.

1 https://www.president.gov.ua/documents/1092021-37481

2 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/03/25/7287804/

3 https://www.kommersant.ru/doc/4742514

5. Социология. Рейтинги власти. Отношение граждан к основным событиям в стране.

26 марта Социологической группой «Рейтинг»1 было опубликовано исследование, согласно которому в президентском рейтинге лидирует В. Зеленский. Его кандидатуру готовы поддержать 24,7% опрошенных. В сравнении с опросом, опубликованным в начале марта (22,5% по данным группы "Рейтинг"2) рейтинг демонстрирует рост +2%. Другие политики, по данным упомянутого исследования, демонстрируют следующие показатели:

  • П. Порошенко - 13,9%, изменения в рамках погрешности, рейтинг относительно стабилен.

  • Ю. Бойко - 12,6%, - незначительная динамика на повышение +1% с начала марта. С начала февраля (17,1%, "Рейтинг") значительное снижение - на 5-6% .

В парламентском рейтинге лидирует «Слуга народа» - 20,8%. С начала марта (19,6%) рейтинг партии демонстрирует незначительную динамику на повыщение. Далее следуют:

  • «Европейская солидарность» - 15%; с начала месяца рейтинг почти не изменился.

  • «Оппозиционная платформа - За жизнь» - 14,8%, незначительная динамика на повышение в рамках погрешности (было 14,3%).

  • «Батькивщина» - 12,4%, без изменений.

Отношение к беспорядкам под Офисом президента:

  • 43% опрошенных не поддерживают акции протеста в поддержку Сергея Стерненко.

  • 65% опрошенных считают, что участников акции, которые повредили здание Офиса Президента, нужно заставить убрать или выплатить компенсацию за нанесенный ущерб.

Отношение к проблеме Крыма:

  • 68% опрошенных считают, что Украина должна использовать все возможности для возвращения Крыма.

  • При этом значительная часть общества - 45% поддерживает инициативу восстановления подачи воды в Крым.

  • Другая часть – 48% высказалась против этого.

Отношение к карантинным мерам и вакцинации:

68% респондентов выступают за введение «жесткого» карантина только в регионах, где ситуация с заболеваемостью опасна.

Согласно исследованию «Рейтинг»3 от 25.03.2021 г., большинство опрошенных считает, что коронавирус — это искусственно созданный вирус - 71%, для уменьшения популяции населения - 40%.

В основном граждане критически относятся к вакцинации. Большинство не готово вакцинироваться даже бесплатно - 49%; готовы вакцинироваться бесплатно – 47%. Из тех, кто не готов вакцинироваться: 51% - не доверяют вакцине, которую завезли. 47% - боятся побочных эффектов.

Больше всего доверяют вакцинам из Великобритании – 52% и менее всего вакцине, произведенной в России – 17%. При этом, не желают прививаться индийской вакциной COVIESHIELD - 67%. Сделать прививку этой вакциной выразили готовность только - 27% опрошенных.

Кроме того, на текущей неделе «Цент Разумкова»4 опубликовал исследование, согласно которому большинство граждан Украины считают необходимым вступление Украины в Евросоюз - 58,8%; а 26,4%- высказались против этого.

При этом в отношениях Украины с ЕС граждане не питают особых иллюзий: большинство считает, что в перспективе они не изменятся - 39%.

Вышеописанные итоги социологических исследований свидетельствуют о том, что власти, по состоянию на данный момент, удалось стабилизировать президентский и партийный рейтинга, остановив их падение и даже обеспечив незначительный рост.

В то же время, наблюдается и стабилизация рейтинга одного из главных оппонентов власти – партии ОПЗЖ, чьи показатели в опросах перестали снижаться. В впоследствии, ОПЗЖ, не смотря на ряд введенных против её верхушки санкций, может отыграть утраченные позиции в рейтингах.

1 http://ratinggroup.ua/ru/research/ukraine/obschestvenno-politicheskie_nastroeniya_naseleniya_23-24_marta_2021.html

2 http://ratinggroup.ua/ru/research/ukraine/obschestvenno-politicheskie_nastroeniya_naseleniya_2-3_marta_2021.html

3 http://ratinggroup.ua/ru/research/ukraine/vakcinaciya_v_ukraine_barery_i_vozmozhnosti_18-19_marta_2021.html

4 https://razumkov.org.ua/napriamky/sotsiologichni-doslidzhennia/stavlennia-gromadian-do-vstupu-ukrainy-do-yevropeiskogo-soiuzu-berezen-2021r

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

Кратко:

Противостояние США (при содействии ЕС) с Китаем и Россией остаётся основным трендом международной политики. Это подтвердили слова Джо Байдена, сказанные в ходе его первой пресс-конференции на президентском посту, а также – заявления российской и китайской сторон, сделанные во время визита министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в КНР. В обозримом будущем, данное противостояние будет лишь усугубляться, подталкивая Москву и Пекин к всё более тесной кооперации.

Новую политическую реальность, а именно – многополярность мира, всё более отчётливо осознают региональные державы. В рамках этой тенденции, недавний выход Турции из Стамбульской конвенции может рассматриваться как очередной шаг Анкары на пути к суверенитету. На сей раз, не только в политической, но и в идеологически-смысловой сфере.

1. Первая пресс-конференция Джо Байдена на посту президента США.

25 марта состоялась первая пресс-конференция президента США Джозефа Байдена, в ходе которой он обозначил основные вызовы и подходы к их решению новой администрации. При этом нельзя однозначно сказать, что пресс-конференция дала ответы на все вопросы. Напротив, она носила скорее общий характер.

В частности, пандемию коронавируса Байден назвал самой насущной проблемой, стоящей перед Соединёнными Штатами. Речь идёт о крайне тяжёлой эпидемиологической ситуации, явных проблемах с вакцинацией и вызванных локдауном экономических трудностях. Миграционный кризис также обозначен Байденом в качестве значимого вызова перед новой администрацией, однако заниматься его разрешением США будут уже после борьбы с коронавирусом. Аналогичная позиция занята и в отношении вопросов изменения климата и оборота огнестрельного оружия1.

В целом, именно вопросы внутренней политики доминировали на пресс-конференции. Однако, отсутствие новых и свежих идей и предложений очевидно позволяет говорить о кризисе лидерства и неспособности правящей команды разрешить стоящие перед американским обществом проблемы.

Ядерное разоружение КНДР, неуклонный вывод войск из Афганистана если не до 1 мая, до конца года точно, и противостояние с Китаем были названы Байденом ключевыми приоритетами американской внешней политики. При этом, вопрос Северной Кореи вряд ли может быть разрешён на американских условиях, а война в Афганистане, как мы писали ранее, вряд ли может завершиться сохранением при власти признанного американцами кабульского правительства.

В этих условиях, именно противостояние с Китаем остаётся основным содержанием американской внешней политики. Байден пообещал не допустить превращения Китая в самую могущественную державу в мире. По всей видимости, политика сдерживания КНР будет реализовываться Соединёнными Штатами путём поддержки Тайваня и создания напряжённости в Южно-Китайском море, а также давления в рамках вопроса Синьцзянь-Уйгурского автономного района.

В целом, основным итогом первой пресс-конференции Байдена можно назвать то, что подходы времён второй администрации Обамы, которые стремиться наследовать нынешний президент, давно устарели и не соответствуют внутриполитической и внешнеполитической повестке США, а новых подходов пока нет.

1 https://lenta.ru/brief/2021/03/25/biden_press/

2. Ракетные пуски КНДР.

На прошлой неделе КНДР провела очередные ракетные испытания, ставшие первыми с момента прихода к власти в США Джозефа Байдена. Новая американская администрация всё ещё не сформулировала свои подходы к северокорейской ядерной проблеме, и своими действиями режим КНДР очевидно демонстрирует готовность следовать ранее выбранному курсу по укреплению своей национальной безопасности.

Стоит отметить, что Северная Корея провела ракетные испытания в два этапа. На прошлых выходных Пхеньян сначала испытал ракеты малой дальности. Спустя несколько дней, в четверг, накануне пресс-конференции Байдена, Северная Корея провела новые ракетные испытания. На этот раз были запущены баллистические ракеты. Второе испытание ракет, на этот раз более мощных, очевидно стоит рассматривать в качестве вызова со стороны Пхеньяна как в отношении своих соседей, так и в отношении США. Американская администрация пообещала КНДР «соответствующий ответ» в случае усиления эскалации1.

И хотя Байден после первых, и после вторых испытаний заявлял о готовности к переговорам, в целом, США в настоящее время очевидно растеряны и не могут предложить сколько-нибудь внятную и содержательную политику в отношении северокорейской ядерной проблемы.

КНДР трезво оценивает миролюбивые заявления американского президента и явно не готова идти на какие-либо уступки в вопросе ядерного разоружения.

Возврат Северной Кореи к проведению ракетных пусков в сторону Японии, очевидно, связан с усилением американо-китайского геополитического противостояния. Будучи военным союзником США, Япония недавно отметилась рядом крайне враждебных по отношению к КНР заявлений, после чего и произошли вышеописанные ракетные пуски со стороны КНДР, являющейся союзником Пекина.

1 https://www.rbc.ru/rbcfreenews/605ce7e29a794767f382feba

3. Новый посол России в Беларуси.

25 марта президент России Владимир Путин сменил посла в Беларуси. Вместо Дмитрия Мезенцева им стал Евгений Лукьянов, ранее занимавший пост посла в Латвии1. Замена ключевого российского дипломата в соседней республике знаменует пересмотр РФ своей политики в отношении этой страны.

Регулярная смена российских послов в Беларуси началась в 2018 году, когда вместо Александра Сурикова был назначен Михаил Бабич. Сторонник жёстких мер, он резко активизировал интеграционные процессы в рамках Союзного государства, одновременно обрубая большой поток прямых и явных дотаций и субсидий, направляющихся из российского бюджета на поддержание режима Лукашенко, и консолидируя вокруг себя недовольную действующим президентом элиту. Однако, после давления белорусского президента, Бабич был снят со своего поста.

При новом после, Мезенцеве, в стране произошло резкое обострение внутриполитической ситуации, Беларусь оказалась на грани перехода к открытому гражданскому конфликту. При этом, интеграционные усилия РФ вновь упёрлись в нежелание Лукашенко проводить транзит власти.

В этих условиях, назначение Лукьянова выглядит как признание Москвой предыдущей кадровой неудачи и готовности вернуться к активной интеграционной повестке в отношениях с Минском. Лукьянов, будучи ранее послом в Латвии, имеет опыт работы в открыто враждебной антироссийской среде, ныне формирующейся как среди оппозиции, так и внутри режима Лукашенко. Это даёт ему соответствующий обстоятельствам опыт, позволяющий реализовать линию России на окончательную интеграцию с Беларусью.

Комплекс вопросов двухсторонних отношений весьма значителен. И хотя маловероятно, что какие-либо внешние силы смогут оказать поддержку действующему белорусскому президенту, сам он явно не намерен отдавать власть в республике. Приход нового российского после может таким образом активизировать как интеграционные процессы России и Беларуси, так и поспособствовать разрешению внутрибелорусского гражданского противостояния.

1 https://ria.ru/20210325/posol-1602877525.html

4. Визит Сергея Лаврова в Китай и его заявление о крахе российско-европейских отношений.

22-23 марта состоялся визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Китай1. В ходе него, российский министр сделал ряд важных заявлений, свидетельствующих об укреплении неформального альянса Москвы и Пекина.

В частности, Лавров отметил, что связи между двумя странами переживают лучший период за всю историю двусторонних отношений. В феврале 2022 года исполнится 20 лет с момента вступления в силу Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве России и КНР. Пекин и Москва договорились об автоматическом продлении этого документа еще на 5 лет — до 2027 года.

Кроме того, глава российского МИД упрекнул западные страны в попытках «всеми правдами и неправдами обеспечить свое доминирование», в том числе путем игнорирования Устава ООН и подменой его собственными правилами2.

По мнению Сергея Лаврова, России и Китаю необходимо отказываться от использования международных платежных систем, которые контролируются Западом. Стоит начать разработку перехода к расчетам в национальных валютах и в мировых валютах, альтернативных доллару. Российский министр иностранных дел также заявил, что укреплять самостоятельность особенно необходимо на фоне санкций США по отношению к обеим странам.

Таким образом, Лавров не просто озвучил ряд дежурных фраз о необходимости укрепления сотрудничества и совместного препятствования попыткам США возродить мировую гегемонию, но и описал конкретные меры на этом пути. И заключаются они в постепенном отказе от доллара, а самое главное – от американских платёжных систем. При достижении этой цели, даже самые суровые американские санкции в виде отключения от платёжных систем, России и Китаю станут не страшны.

Ещё одно примечательное заявление Лаврова, сделанное во время визита в Китай, касается Евросоюза. Процитируем его:

«У Москвы нет отношений с Евросоюзом как организацией, они все были уничтожены Брюсселем. И пока на Западном фронте у нас без перемен, на Востоке у нас очень интенсивная повестка дня, которая с каждым годом становится все богаче3».

В этом кратком заявлении заложено сразу несколько важных месседжей. Первый из них – то, что Москва не намерена вести содержательные переговоры с брюссельской бюрократией, так как последняя полностью «легла под США».

Второй месседж заключается в том, что с правительствами отдельных европейских государств (в первую очередь конечно Германии и Франции) в Москве готовы договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве или совместном решении возникающих проблем.

И наконец, третий месседж приведённого выше заявления – постепенная переориентация России на более интенсивное экономическое сотрудничество с Китаем. Здесь стоит отметить, что с 2014 по 2020 г. доля Китая в структуре внешней торговли России выросла в 1,7 раза, в то время как российская торговля с ЕС, напротив, сократилась.

Вышеописанные события в треугольнике «Китай – Россия – США (и их европейские союзники)» свидетельствуют о том, что следующие несколько лет неизбежно станут периодом усиления геополитической конфронтации. Вместе с тем, тенденция на снижение роли и влияния Соединённых Штатов в мире, на фоне роста влияния Китая, России, и ряда региональных держав, остаётся неизменной.

1 https://www.rbc.ru/rbcfreenews/605831499a7947420ebcd0d7

2 https://ekd.me/2021/03/22-23-lavrov/

3 https://strana.ua/news/324207-otnoshenija-moskvy-i-evrosojuza-polnostju-unichtozheny-lavrov.html

5. Турция заявила о выходе из Стамбульской конвенции.

20 марта президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о выходе страны из Стамбульской конвенции1.

Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием выступает для западных либералов расширителем окна Овертона. Помимо мер по предотвращению разного рода насилия в отношении женщин, она имеет два крайне спорных положения.

Первое из них определяет гендер не как биологический пол, а как «социально сконструированную роль и модель поведения», что даёт основания для создания искусственных «гендеров» путём легализации разного рода нетрадиционных сексуальных ориентаций.

Второе положение предусматривает наказание за так называемый «харассмент». Чёткого определения данного термина не существует. По идее, под ним должно подразумеваться сексуальное насилие. Но проблема в том, что в США и некоторых странах Западной Европы понятие «харассмента» трактуется максимально широко, вплоть до того, что неудачный комплимент могут счесть за домогательство и посадить за него в тюрьму или выписать космических размеров штраф.

Пользуясь этими двумя лазейками, либералы используют Стамбульскую конвенцию как основание для легализации пропаганды ЛГБТ и радикального феминизма. При этом, всякого, кто осмелится критиковать конвенцию, они клеймят «женоненавистником».

Учитывая вышеизложенное, а также – зная, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган позиционирует себя как наследник традиций Османской Империи и ревнитель мусульманской веры, нетрудно понять причины выхода Турции из Стамбульской конвенции. В обнародованном 21 марта заявлении Управления по связям с общественностью президента Турции, говорится, что конвенция, первоначально предназначавшаяся для защиты прав женщин, была присвоена группой людей, пытающихся нормализовать гомосексуализм, что несовместимо с социальными и семейными ценностями Турции2.

Шесть членов ЕС (Болгария, Венгрия, Чехия, Латвия, Литва и Словакия) не ратифицировали Стамбульскую конвенцию. Польша также предприняла шаги по выходу из конвенции, сославшись на попытку ЛГБТ-сообщества навязать свои представления о гендере всему обществу. Таким образом, Стамбульская конвенция вызывает неодобрительную реакцию не только в Турции, но и в преимущественно консервативных странах Восточной Европы.

Выход Турции из Стамбульской конвенции следует воспринимать как очередной признак того, что в Анкаре осознают приход многополярной системы международных отношений на смену однополярной, и как следствие – рост роли традиционных ценностей (как одного из средств обеспечения культурного и идеологического суверенитета) по сравнению с продвигаемыми США и их европейскими союзниками «общечеловеческими» либеральными ценностями.

1 https://www.iletisim.gov.tr/english/haberler/detay/statement-regarding-turkeys-withdrawal-from-the-istanbul-convention

2 https://strana.ua/news/323998-turtsija-objasnila-vykhod-iz-stambulskoj-konventsii-normalizatsiej-homoseksualizma.html

ЭКОНОМИКА.

Кратко:

Экономическая ситуация в Украине остается относительно стабльной с негативным трендом обусловленным новой волной эпидемии Covid-19, ухудшением конъюнктуры на внешних рынках сырья и капитала.

Кроме того, власть по-прежнему неспособна удовлетворить социальный запрос на повышение уровня жизни продолжает использовать тарифы на коммунальные услуги как один из видов скрытого налогообложения населения с целью получения дополнительных средств для покрытия дефицита бюджета и возврата долгов МВФ.

1. Санкции СНБО против компаний-недропользователей как элемент надвигающегося передела рынка.

19 марта секретарь СНБО Алексей Данилов заявил о введении санкций против 19 компаний-недропользователей1. Полный список подсанкционных компаний включает: "Геоконект", "Глобал Геоинвест", "Транссетгео", "Геопост", "Геовертикаль", "Геотаргет", "Надрапрайд", "Геофорс", "Геостенс", "Надравестгруп", "Бэст ойл компании", "Надрапростир", "Инфогеотренд", "Эйджин марка", "Экогазальянс", "Эпивал энерджи", "Юнолит Ойл", "Профиннафт", "Бэстгеотек"2.

Сам факт введения санкций против перечисленных компаний свидетельствует об отсутствии оснований арестовать имущество в рамках уголовного производства. Против владельцев фирм, кем бы они ни были, недостаточно доказательств, чтобы объявить им подозрение в уголовном преступлении. Упомянутые компании связывали сначала с экс-министром энергетики времен Януковича Э. Ставицким, а затем с бизнесменом П. Фуксом. Таким образом, потенциальные владельцы подсанкционных фирм не принадлежали к бизнес-кругам, дружественным нынешней власти.

Описанные санкции укладываются в тенденцию, в рамках которой действующая власть планирует большой передел украинского рынка недропользования. Вероятнее всего, осуществляться он будет, в первую очередь, в пользу транснациональных компаний или окружения Президента (формирующего сейчас свои капиталы).

1 https://www.youtube.com/watch?v=4HtT_O9p_ys

2 https://www.epravda.com.ua/rus/news/2021/03/19/672135/

2. Планы по производству и экспорту водорода из Украины в ЕС.

21 марта немецкая газета Handelsblatt опубликовала интервью с премьер-министром Украины Денисом Шмыгалем1. Среди прочего, в нём шла речь о том, что Украина планирует экспортировать водород по трубопроводу “Братство” (не путать с трубопроводом “Дружба”).

Киев уже сейчас готовится к прекращению или существенному сокращению объёмов транзита российского топлива в ЕС по украинской ГТС после завершения строительства “Северного потока-2”. Ставка на водород - это попытка Украины “сохранить лицо” после запуска “СП-2”, а также желание понравиться ЕС с его модой на “зеленую” энергетику. 18 марта Handelsblatt также сообщила, что Германия попыталась смягчить эффект от прекращения (или значительного снижения) транзита газа через украинскую ГТС, предложив построить завод в поддержку водородного проекта в Мариуполе, где с украинской стороны будет участвовать компания ДТЭК Рината Ахметова2. Данный проект можно рассматривать как попытку Германии откупиться от Украины, поскольку последняя почти окончательно теряет до 2 миллиардов долларов прибыли в год от транзита российского газа после запуска “Северного потока-2”.

Германия рассматривает украинские интересы по остаточному принципу, на ходу встраивая Украину в новые проекты таким образом, чтобы это было выгодно в первую очередь ей самой. Внимание к “зеленой” энергетике в этих проектах – главным образом дань моде.

1https://www.handelsblatt.com/politik/international/interview-ukraines-premier-denys-schmyhal-wir-unterstuetzen-alle-sanktionen-gegen-nord-stream-2/27025954.html?ticket=ST-305851-9KARFZEQos5FxghXmsCb-ap5

2https://strana.ua/news/323503-hermanija-i-ukraina-sohlasovali-proekt-po-proizvodstvu-vodorodnoho-topliva.html

3. Резкое падение цен на нефть на мировом рынке из-за коронавируса.

23 марта обвалились котировки на нефть - сорт Brent упал в цене на 3,85%, до 62,13 доллара за баррель. WTI и вовсе ушел ниже 60 долларов за баррель - ценник просел на 3,72%, до 59,28 долларов1.

Третья волна коронавируса “погасила” прежний рост котировок на нефть и Биткоин в конце февраля. Учитывая почти 2 триллиона “новых” денег, напечатанных ФРС США по указанию администрации Байдена, падение спроса при возрастании денежной массы в обороте приведет к росту цен, чтобы уравновесить дисбаланс. Если спрос на украинскую кукурузу останется прежним, независимо от наличия эпидемии коронавируса, то спрос на руду может стремительно сократиться из-за замедления производства различной техники в период пандемии.

Касательно спроса на украинскую кукурузу, важно понимать, что Бразилия может полностью заменить Украину на китайском направлении поставок кукурузы2. В свете недавнего визита министра обороны Украины в Японию, что априори является недружественным по отношению к Китаю жестом, Поднебесная может пойти на сокращение импорта украинской кукурузы и переключить внимание на Бразилию как основного поставщика данного злака. В 2020 году, Украина поставила в Китай 5,7 миллионов тонн кукурузы, а общая выручка от экспорта зерна (в т. ч. кукурузы) в 2020 году составила более 9 миллиардов долларов3.

 

1https://strana.ua/articles/analysis/324715-kak-iz-za-ukhudshenij-po-kvidu-razvernulis-tendentsii-na-mirovykh-rynkakh.html#

2https://www.reuters.com/article/brazil-corn-china/brazil-keen-to-increase-corn-exports-to-china-but-in-no-rush-industry-association-idUKL1N2IW3E8?edition-redirect=uk

3 https://hromadske.ua/ru/posts/kitaj-byl-krupnejshim-torgovym-partnerom-ukrainy-v-2020-godu-rossiya-tretya

 

4. Тарифы на отопление и газ.

25 марта глава НАК «Нафтогаз» Алексей Коболев заявил, что цена на газ для населения пока останется на уровне 6,86 гривен за кубический метр1. Она может быть пересмотрена уже после 1 мая 2021 года.

Некоторые региональные теплокоммунэнерго сообщили изданию “Страна.юа” на условиях анонимности, что “Нафтогаз” нарушает февральский меморандум, продавая газ по 10 гривен вместо 6,99 гривен за кубический метр2. Тарифы являются завышенными (в смысле, неподъёмными для граждан) хотя бы по той причине, что население уже задолжало 81 миллиард гривен. В течение месяца, долг достигнет 85 миллиардов гривен. Эту сумму уже невозможно вернуть. Население не справляется с выплатой тарифов. В парламенте зарегистрирован законопроект №3613, призванный бороться с задолженностью населения по коммуналке в духе либертарианской анти-социальной логики, путем штрафов и даже выселения должников из их жилья.

Тарифы на коммунальные услуги являются скрытым дополнительным налогом для населения, и, вместо того, чтобы вернуть их на уровень, приемлемый для оплаты большинством граждан, власть инициирует законопроект №3613, подразумевающий жесточайшие санкции за неуплату.

1 https://www.epravda.com.ua/news/2021/03/25/672294/

2https://strana.ua/articles/analysis/324140-pochemu-fevralskie-platezhki-pobili-vse-rekordy-i-chto-budet-s-tarifami-dalshe.html#

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Резюмируя основные события и тенденции уходящей недели, отмечаем, что:

Во-первых, во внутренней политике Украины продолжается противостояние за контроль над судебной системой. В рамках давления на ОП, местные лоббисты западных интересов и грантополучатели продолжают раскручивать информационную и протестную активность вокруг дела С. Стерненко, заявляя о том, что «судебная система прогнила». Привлекая к протестам уличных радикалов националистического толка, они рассчитывают продавить модель судебной реформы, в которой кадрово определяющую роль сыграют международные эксперты. Между тем, сам Владимир Зеленский на этой неделе попытался завершить процесс подчинения себе Конституционного суда, отменив указы Виктора Януковича о назначении двух его судей, включая экс-главу КСУ Александра Тупицкого, прошлой осенью осмелившегося принимать независимые от ОП решения.

Во-вторых, в рамках необходимости обеспечивать управляемость административной вертикалью в условиях сравнительно невысокого рейтинга, власть продолжает демонстрировать «сильную руку», вводя санкции, объявляя о подозрениях в госизмене, и проводя обыски. Однако, учитывая то, что самые крупные оппоненты на «анти-западном» фланге политического спектра были подавлены ещё в феврале, теперь приходится довольствоваться санкциями против российских юрлиц и объявлением подозрений чиновникам времён В. Януковича, заведомо недосягаемым для украинского правосудия. Подобные действия не способны надолго обеспечить управляемость «вертикалью власти».

В-третьих, противостояние США (при содействии ЕС) с Китаем и Россией остаётся основным трендом международной политики. Это подтвердили слова Джо Байдена, сказанные в ходе его первой пресс-конференции на президентском посту, а также – заявления российской и китайской сторон, сделанные во время визита министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в КНР. В обозримом будущем, данное противостояние будет лишь усугубляться, подталкивая Москву и Пекин к всё более тесной кооперации. Указанное глобальное противостояние уже отражается на Украине, принявшей в нём сторону США. История с аннулированием сделки с китайской компанией по заводу «Мотор Сич» и последующим накладыванием санкций на китайских инвесторов уже привела к открытому визиту китайской делегации в Крым. В дальнейшем, при продолжении следования Киева в русле антикитайской политики Вашингтона, ситуация может усугубиться.

В-четвёртых, недавнее введение СНБО Украины санкций против компаний, разрабатывающих недра, хоть и преподносится обществу как «элемент возврата недр народу», на деле скорее всего является подготовкой к переделу украинского рынка недропользования. С учётом зависимости нашей страны от западных кредитов и склонности выполнять различные экономические условия для их получения, указанный передел рынка, вероятнее всего, будет осуществляться в пользу нового окружения Президента и транснациональных корпораций.

Под редакцией:

Руслана Бортника,

Даниила Богатырёва.

Авторы:

Даниил Богатырёв,

Максим Семёнов,

Оксана Красовская,

Андрей Тимченко.