Аналитический обзор недели №112 от 18.04.2021г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ, ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ НЕДЕЛИ

12.04.- 18.04.2021

СОДЕРЖАНИЕ:

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

1. Президент Владимир Зеленский внес в Верховную Раду законопроект о ликвидации Окружного административного суда Киева.

2. Итоги очередного заседания СНБО.

3. Результаты довыборов в Верховную Раду на округе 87.

4. Верховная Рада провалила голосование за возвращение льготного тарифа на электроэнергию и за мораторий на повышение цен на жилищно-коммунальные услуги.

5. Социология. В. Зеленский утратил лидерство доверия граждан.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

1. Последние тренды американо-российских отношений. Дипломатические скандалы между РФ и союзниками США.

2. Международный контекст обострения на Донбассе.

3. Анализ доклада Национальной разведки США об основных угрозах и тенденциях мировой политики.

4. Визит Владимира Зеленского в Турцию.

5. Раскрытие подготовки государственного переворота в Беларуси.

ЭКОНОМИКА.

1. Планы СНБО по борьбе с конвертационными центрами.

2. В парламенте хотят перераспределить 6,5 млрд. гривен за счет недофинансирования больниц в пользу закупок вакцины от коронавируса.

3. Директор банкирского дома Ротшильдов критикует Украину за сдерживание роста цен на газ для населения.

4. Нерезиденты начали продавать украинские ОВГЗ на общую сумму в 2,5 млрд гривен из-за угрозы возобновления боевых действий.

5. «Арселор-Миттал» инвестирует 1 миллиард в экомодернизацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

Кратко:

Инициируемый властью "Антиолигархический закон" может превратиться в очередной инструмент для пиара, а также устранения политических и экономических конкурентов и перераспределения сфер влияния.

Вместе с тем, решения СНБО явно «мельчают» по сравнению с февралём, переходя от форматирования политического поля страны к решению отдельных экономических проблем, вроде контрабанды.

Окружной админсуд Киева часто становится преградой как для проводников иностранного влияния внутри Украины (НАБУ, САП, «антикоррупционеры», команда Супрун, и т. п.), так и для Офиса президента и Кабмина. Этим и объясняется единодушие ОП и послов «Большой семёрки» по вопросу ликвидации данного суда, не смотря на их разногласия относительно модели будущей судебной реформы.

1. Президент Владимир Зеленский внес в Верховную Раду законопроект о ликвидации Окружного административного суда Киева.

13 апреля, президент Владимир Зеленский внес в Раду неотложный законопроект о ликвидации Окружного административного суда города Киева. В сообщении Офиса президента отметили, что общество потеряло доверие к ОАСК. Владимир Зеленский предлагает ликвидировать Окружной админсуд Киева и создать Киевский городской окружной административный суд1. Судей ОАСК, к добропорядочности которых не будет возникать вопросов, переведут в другие суды.

В свою очередь, послы стран "Большой семерки” выразили одобрение намерением президента Владимира Зеленского распустить Окружной административный суд Киева. Они отметили, что это важный шаг для реформы судебной системы2.

Окружной админсуд Киева — структура с чрезвычайно высокими полномочиями, которая может влиять на функционирование практически всего судейского корпуса и на политическую систему Украины в целом. Ввиду его территориального расположения, в компетенцию данного суда входит рассмотрение всех исков, связанных с решениями центральных органов исполнительной власти.

Именно по этой причине вокруг данного суда ведется борьба между Офисом президента, западными партнерами и судейским корпусом, а также проводится много расследований.

ОАСК известен решениями об отстранении и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, о противоправности действий директора НАБУ Артема Сытника и нардепа Сергея Лещенко при разглашении информации о Поле Манафорте, об отмене решения о национализации "Приватбанка" и др. При этом, судей ОАСК, главу Государственной судебной администрации, подозревают в: создании преступной организации; захвате госвласти; злоупотреблении влиянием; вмешательстве в деятельность государственных деятелей и создании искусственных препятствий в деятельности ВККС и ее членов3.

Таким образом, Окружной админсуд Киева часто становится преградой как для проводников иностранного влияния внутри Украины (НАБУ, САП, «антикоррупционеры», команда Супрун, и т. п.), так и для Офиса президента и Кабмина. Этим и объясняется единодушие ОП и послов «Большой семёрки» по вопросу ликвидации данного суда, не смотря на их разногласия относительно модели будущей судебной реформы, о которых мы неоднократно писали ранее.

1 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/04/14/7290128/

2 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/04/15/7290354/

3 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2020/07/17/7259777/

2. Итоги очередного заседания СНБО.

15 апреля в закрытом режиме состоялось очередное заседание СНБО. На нём обсуждались вопросы безопасности на Востоке Украины, второй расширенный пакет персональных санкций по отношению к организаторам контрабандных схем, а также - предложение В. Зеленского о разработке законопроекта, прописывающего статус олигархов1.

Тема деолигархизации является очень популярной в обществе, тем не менее этот процесс во многом навязывается Украине извне. На практике, меры воздействия на олигархов могут осуществляться избирательно, а их итогом может стать не тотальная деолигархизация, а перераспределение активов одних представителей крупного национального капитала в пользу других, или в пользу капитала транснационального.

Соответственно, можно предположить, что полностью искоренить влияние олигархата на политику Украины вряд ли удастся. Обещанный "антиолигархический закон" может превратиться в очередной инструмент устранения политических и экономических конкурентов и перераспределения сфер влияния.

Решением СНБО также были введены санкции против двенадцати человек, которых обвинили в контрабанде. Учитывая то, что санкциям подвергаются преимущественно контрабандисты-импортёры, а также то, что они вводятся далеко не против всех лиц, имеющих репутацию контрабандистов, можно констатировать, что мы имеем дело с избирательным подходом и попыткой передела потоков от контрабанды, а не с борьбой с этим явлением как таковым.

На этом фоне по аналогии с контрабандистами начинается процесс зачистки конвертационных центров. 16 апреля Прокуратура совместно с Государственной фискальной службой (ГФС) провела обыски у владельцев конвертационных центров2. По данным следствия, указанные конторы могут быть причастны к оказанию услуг по конвертации средств, полученных в результате фиктивных финансовых операций с предприятиями реального сектора, деятельность которых нанесла государственному бюджету ущерб в особо крупном размере.

Конвертационные центры — это фактически инфраструктура теневой экономики. Через них проходит масса схем — начиная от скруток и возмещения НДС и заканчивая минимизацией налогов, обналичиванием средств, легализацией и выводом наличных за границу. При этом, доля теневой экономики в Украине традиционно высока – около 50%. Поскольку данный рынок зачищают уже не впервые, не стоит полагать, что “зачистки” могут уничтожить конвертационные центры как явление. Зачистки могут быть связаны также с кадровыми перестановками в ГНС. Идет борьба за схемные потоки и попытки централизовать рынок “обнала” под контролем людей близких к нынешней власти.

Стоит также отметить, что по сравнению с решениями, которые принимались СНБО в начале-середине февраля (подавление оппозиции), нынешние его решения явно «измельчали» и перешли из плоскости форматирования политического поля в плоскость решения довольно частных экономических проблем. Это свидетельствует о «кризисе жанра». И если он не будет преодолён, то в чиновничьем аппарате через некоторое время неизбежно возобновятся процессы деградации вертикали власти и саботажа проводимого президентом курса. Собственно, для того чтобы остановить эти процессы на фоне падавшего тогда президентского рейтинга, и затевалась 2 месяца назад эпопея с управлением страной при помощи СНБО. Однако, как видим, подобная практика не может продолжаться долго.

1https://www.unn.com.ua/ru/news/1925308-uryadu-ukrayini-dorucheno-zabezpechiti-rozrobku-zakonoproektu-schodo-vdoskonalennya-sanktsiynikh-mekhanizmiv

2 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/04/16/7290440/

3. Результаты довыборов в Верховную Раду на округе 87.

На этой неделе окружная избирательная комиссия округа №87 в Ивано-Франковской приняла уточненный протокол об итогах голосования на довыборах в Верховную Раду согласно которому на довыборах в Верховную Раду побеждает Василий Вирастюк1. 14 апреля ОИК провела заседание, на котором рассмотрела вопрос уточнения протокола об итогах голосования на семи участках, где со 2 апреля начались судебные процессы. В результате довыборов в Верховную раду 28 марта в округе 87 в Ивано-Франковской области кандидат от «Слуги народа» Василий Вирастюк обошел кандидата от "За майбутнє" Александра Шевченко на 749 голосов: Вирастюк получил 31,25%, а Шевченко – 29,69% поддержки. А. Шевченко решил защищать свой результат в суде2.

Противостояние не между В. Вирастюком и А.Шевченко на 87 округе – это противостояние стоящих за ними В. Зеленского и И. Коломойского. И. Коломойскому важно получить дополнительный голос в Верховной Раде и укрепить свои позиции, а В. Зеленскому необходимо продемонстрировать победу по мажоритарке на Западной Украине. Столкновение за этот мандат превратилось в символическую битву между властью и олигархом, которая должна показать реальные возможности В. Зеленского, И. Коломойского, а также реальные возможности «Слуги народа» и СБУ в противостоянии с судебной системой и её органами на местах. Несмотря на то, что в ОИК признали В. Вирастюка победителем с разницей в 422 голоса, ЦИК не спешит признавать результаты этих выборов, и следовательно противостояние В. Зеленского и И. Коломойского продолжается.

1 https://sluga-narodu.com/vasyl-virastiuk-peremih-na-87-mu-okruzi-ovk-pryyniala-utochnenyy-protokol/

2 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/04/4/7288944/

4. Верховная Рада провалила голосование за возвращение льготного тарифа на электроэнергию и за мораторий на повышение цен на жилищно-коммунальные услуги.

13 апреля Верховная Рада провалила голосование за проекты постановлений № 4609, 4590 и 4587 о введении моратория сроком на 1 год на повышение тарифов на энергоносители и снижение цен на электроэнергию и тарифов на распределение газа1. За пересмотр тарифов и мораторий на их повышение выступала оппозиция. В правящей партии эту инициативу назвали популизмом.2 Поскольку постановления и законы — не те инструменты, которые могут сдерживать тарифы в государстве. А у Кабинета министров есть все инструменты, необходимые для того, чтобы сдерживать рост тарифов, и он, якобы, это делает.

В целом в Украине по данным Государственной службы статистики за год тарифы на коммунальные услуги выросли на 18,6%3.

В среднесрочной перспективе, тарифы на все виды коммунальных услуг продолжат расти, поскольку в них заложен «скрытый налог», средства от которого идут, в числе прочего, на частичное покрытие бюджетного дефицита и выплату кредитов МВФ.

Повышение тарифов является элементом политики тотальной фискализации, направленной на то, чтобы собрать с граждан средства, которые государству неоткуда взять. Рост тарифов – одна из основных причин снижения рейтинга власти.

Стоит также добавить, что вполне в рамках тенденции на тотальную фискализацию, правительство недавно в закрытом режиме приняло постановление, которое выставляет сразу несколько новых барьеров для претендентов на государственные компенсации по коммуналке4.

При этом, проблема повышения тарифов становится особенно болезненной для украинского общества по причине низкого дохода граждан. Доходы населения Украины в прошлом году прекратили расти из-за экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Поэтому вопрос повышения тарифов заключается не столько в их уровне, сколько в низких доходах граждан, на фоне ужесточения условий получения субсидий и отсутствия рынка услуг ЖКХ. Например, поставщиков электроэнергии граждане Украины выбрать себе не могут. С августа 2020 года нет единой цены на газ для населения. Цену устанавливает компания, с которой потребитель заключил контракт на поставку газа. В среднем цены на газ для населения, предложенные поставщиками в январе 2021 года, колебались от 6,99 грн. до 10,80 грн. за кубический метр5.

1 https://www.epravda.com.ua/rus/news/2021/04/13/672951/

2 http://pressorg24.com/news?id=569410

3 https://vesti.ua/kommunalka/v-ukraine-tarify-na-kommunalnye-uslugi-vyrosli-na-20

4 https://strana.ua/news/328339-kak-v-ukraine-menjajut-trebovanija-k-poluchateljam-subsidij-i-komu-deneh-ne-dadut.html

5 https://biz.liga.net/ekonomika/tek/novosti/gaz-dlya-naseleniya-podorojae...

5. Социология. В. Зеленский утратил лидерство доверия граждан.

Согласно данным опроса, опубликованного 15 апреля Социологической группой «Рейтинг»1, лидером доверия граждан Украины является Виталий Кличко, ему доверяют 56% опрошенных, не доверяют - 43% в то время, как действующему президенту Владимиру Зеленскому доверяют 43%, а не доверяют - 54%. Важным является и то, что баланс доверия у В. Кличко в отличие от всех остальных политиков, является положительным (+13%). В то время как у В. Зеленского баланс доверия составляет (-11%) и уже имеет хорошо выраженную негативную динамику. Согласно опросу, опубликованному группой «Рейтинг» 9 апреля, баланс доверия В. Зеленского, составлял (-7%) и утратил за неделю 4%.
Относительно действий по борьбе с коронавирусом, 49% респондентов считают, что мэр Киева Виталий Кличко проводит эффективные действия по устранению угрозы, 47% - противоположного мнения. При этом действия президента считают - 29%, а неэффективными - 65%. Относительно Премьер-министра лишь 18% считают действия по борьбе с коронавирусом эффективными, 69% - противоположного мнения.

Приведённые выше результаты социологического исследования в очередной раз фиксируют то, что, когда гражданам Украины предлагают выбор между центральной и местной властью и спрашивают о том, кому они больше доверяют, выбор делается в пользу местной власти. Это объясняется тем, что ответственность за общие экономические проблемы в стране граждане склонны возлагать на правительство, президента и парламент, в то время как местным мэрам они приписывают видимые достижения в сфере инфраструктуры, и т. п. В.Зеленский не первый раз уступает в рейтинге доверия В. Кличко. Согласно опросу Киевского международного института социологии (КМИС)2, который был проведен в конце января этого года ( до введения санкций против оппозиционных телеканалов), В. Зеленский (доверие -35,6%; недоверие - 59,6%; баланс - -24%) уже уступал В. Кличко ( доверие -37,5%; недоверие - 51,8%; баланс - -14,3%) по балансу доверия почти на 10%.

При этом стоит добавить, что по большому счету все политические лидеры Украины имеют низкий уровень доверия граждан, их рейтинги сохраняются в основном за счет того, что общество не видит реальной альтернативы.

 

1http://ratinggroup.ua/ru/research/regions/koronavirus_i_lokdaun_otnoshenie_kievlyan.html

2 https://www.kiis.com.ua/?lang=ukr&cat=reports&id=1003&page=1

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

Кратко:

Ухудшение американо-российских отношений стало основным внешнеполитическим трендом уходящей недели. После телефонного звонка Байдена Путину с предложением встретиться, Белый дом сознательно пошёл на повышение ставок и введение новых антироссийских санкций. Сделано это было как с целью демонстрации жёсткости по отношению к России на внутреннюю публику, так и в попытке «разговаривать с позиции силы» с Кремлём. Как и следовало ожидать, подобные действия неизбежно натолкнулись на симметричный ответ российской стороны, осложнив и без того непростые двусторонние отношения. Тем не менее, подготовка встречи Байдена и Путина в Австрии пока не снята с повестки дня.

Неизменной остаётся позиция Германии и Франции в отношении мирного урегулирования на Донбассе. Это подтвердили итоги недавнего визита Владимира Зелкнского в Париж, где он говорил с Эммануэлем Макроном и Ангелой Меркель. Лидеры «Старой Европы» по-прежнему призывают к выполнению Минских соглашений, а не их переписыванию, и возлагают вину за текущее обострение на обе противоборствующие стороны.

1. Последние тренды американо-российских отношений. Дипломатические скандалы между РФ и союзниками США.

На прошедшей неделе обозначился тренд на продолжение американо-российской конфронтации. Воинственные заявления и взаимные санкции перемежались разговором президентов двух стран, что, хотя и создаёт возможности для разрядки в двухсторонних отношениях, скорее приведёт к сохранению конфронтации России и Соединённых Штатов.

Отношениях двух стран на уходящей неделе носили откровенно двойственный характер. С одной стороны, президент США Джозеф Байден позвонил своему российскому коллеге Владимиру Путину. По итогу разговора обе стороны заявили о своей готовности продолжать диалог по важнейшим направлениям обеспечения глобальной и региональной безопасности. Также Байден пригласил Путина принять участие Климатическом саммите, запланированном на 22-23 апреля. Важнейшей же составляющей прошедшего разговора стало приглашение американского президента Путину встретиться в ближайшие месяцы в третьей стране для обсуждения взаимоотношений двух стран1.

Закономерно, подобного рода заявления были восприняты предельно положительно и интерпретированы в качестве разрядки напряжённости в отношениях двух стран. Однако, уже через два дня США ввели новые антироссийские санкции по широкому спектру вопросов: от вмешательства в выборы и заканчивая «подрывом безопасности в странах и регионах, важных для национальной безопасности США»2.

Как таковые, новые американские санкции против отдельных чиновников и организаций несут скорее символический характер. Запрет американским банкам покупать российский госдолг при первичном размещении также не является сколь-нибудь значимой угрозой для российской экономики ввиду низкой доли США в объёме этого долга и возможности покупать гособлигации на вторичном рынке. Тем не менее, сам факт введения санкций после разговора президентов двух стран символически закрыл возможности для перезагрузки двухсторонних отношений при новой американской администрации.

Россия в этих условиях, ответила симметрично. Наряду с высылкой из Москвы ряда американских дипломатов, российские власти дали добро на закрытие ряда организаций-грантополучателей, действующих на территории РФ. В их число вошла и структура А. Навального «Фонд по борьбе с коррупцией». Российская прокуратура в конце текущей недели подала иск о признании её экстремистской.

Наряду с очередным ухудшением американо-российских отношений, аналогичная деградация произошла и в отношениях восточноевропейских союзников США с Россией. Так, 16 апреля было заявлено о том, что Польша высылает трёх российских дипломатов из-за «нарушения дипломатического статуса»3. По факту, было понятно, что сделано это было в знак солидарности с американскими санкциями. Россия сразу же заявила, что ответ будет симметричным.

17 апреля решение о высылке 18 российских дипломатов приняла Чехия. Основанием послужили обвинения в причастности российской военной разведки, в лице «засветившихся» ещё во время истории с отравлением Скрипалей Александра Петрова и Руслана Боширова, к взрыву на складе военных боеприпасов в Врбетице в 2014 году4. Как и в случае с Польшей, Россия пообещала симетричный ответ.

В тот же день в Санкт-Петербурге был задержан украинский консул Александр Сосонюк. В ФСБ заявили, что он получал информацию закрытого характера. МИД России рекомендовал Сосонюку покинуть страну в течение 72 часов5. Украина расценила задержание своего дипломата как враждебные действия и в ответ выслала одного российского дипломата.

Не вызывает сомнений, что вышеописанные события стали результатом ухудшения американо-российских отношений. Восточноевропейские союзники США демонстрируют солидарность с Вашингтоном в его конфронтационной по отношению к РФ политике, а Москва в ответ принимает в отношении аффилированных с ними лиц жёсткие меры.

1 https://www.rbc.ru/politics/13/04/2021/6075b99e9a79471226d35ff6

2 https://www.rbc.ru/economics/15/04/2021/607838699a7947e57e0491db

3 https://www.dw.com/ru/polsha-vysylaet-treh-rossijskih-diplomatov/a-57219337

4 https://www.dw.com/ru/chehija-vysylaet-18-rossijskih-diplomatov/a-57241811

5 https://www.bbc.com/russian/news-56783814

2. Международный контекст обострения на Донбассе.

Ситуация на Донбассе оставалась одной из центральных тем в повестке мировой политики на текущей неделе. Основные события происходили, в первую очередь, в дипломатической и информационной среде и имели явную тенденцию к снижению накала противостояния. Тем не менее, ключевые интересы всех вовлечённых в конфликт сторон остаются прежними.

Так руководители РФ продолжают отстаивать позицию, согласно которой Москва не заинтересована в эскалации конфликта и не намерена первой инициировать обострение ситуации. Всю ответственность за происходящее в регионе Кремль возлагает на Украину и её «западных кураторов, превративших страну в пороховую бочку». В этом смысле риторика Москва остаётся прежней на протяжении последних семи лет и не претерпела существенных изменений. Вместе с тем, концентрация российских войск вблизи украинской границы продолжается.

Страны Запада также продолжают занимать прежнюю позицию. На словах демонстрируя полную поддержку «независимости и территориальной целостности», НАТО или же отдельные входящие в Альянс державы не готовы напрямую обеспечивать безопасность Украины в случае её конфликта с Россией.

Более того, по итогу состоявшейся 16 апреля встречи президента Украины Владимира Зеленского со своим французским коллегой Эммануэлем Макроном в Париже и разговора с канцлером Германии Ангелой Меркель, главы Франции и Германии заявили о необходимости обоим сторонам выполнять Минские соглашения и высказались за продолжение работы Нормандского формата. Это может служить признаком того, что Европа возлагает ответственность за обострение в Донбассе в равной мере как на Россию, так и на Украину.

Важным итогом переговоров Владимира Зеленского с Эммануэлем Макроном и Ангелой Меркель стало то, что они, фактически, поставили перед украинской стороной условие – принять «кластерный» план урегулирования, разработанный в Берлине и Париже.

Его суть состоит в том, чтобы согласовать последовательность действий сторон по реализации минского Комплекса мер и, когда это произойдет, передать кластеры в ТКГ в виде рекомендаций для разработки там «дорожной карты». Подразумевается, что она будет финальным мирным планом урегулирования конфликта в соответствии с Минскими соглашениями1.

Франко-немецкий план урегулирования включает в себя 11 кластеров. Приведём содержание важнейших из них:

  • В посвященном безопасности и гуманитарным вопросам кластере А семь пунктов: полное прекращение огня, разминирование, отвод тяжелого вооружения, разведение сил на новых участках линии соприкосновения, открытие дополнительных пунктов пропуска, освобождение и обмен задержанными, безопасный и надежный доступ специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ по всей Украине.

  • В политико-экономическом кластере В четыре пункта. «Формула Штайнмайера» (одобрена контактной группой в октябре 2019 года; определяет механизм введения в действие закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей) включается в украинское законодательство. Затем руководители стран «нормандской четверки» одобрят «дорожную карту», а потом Киев согласует с ОРДЛО в контактной группе все правовые акты, которые будут касаться этих регионов Донбасса.

  • В последнем пункте кластера говорится о проведении Украиной конституционной реформы, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию и принятие следующих законов: об особом статусе ОРДЛО, о местных выборах, об амнистии и об особой экономической зоне. Каждый шаг пункта снабжен ссылкой на соответствующее положение «Комплекса мер о выполнении Минских соглашений».

  • Кластер С о безопасности содержит всего два пункта: «начало вывода всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников из ОРДЛО» и «начало разоружения всех незаконных группировок в ОРДЛО, за исключением народной милиции». Столько же пунктов в следующем за ним «политическом» кластере D. На этом этапе на Украине временно вступает в силу конституционная реформа, предполагающая децентрализацию, и временно начинают действовать законы о местных выборах в ОРДЛО и особой экономической зоне там.

  • В кластере Е описано завершение вывода иностранных формирований и процесса разоружения, описанных в блоке С, и добавлены положения о том, что безопасность в ОРДЛО должна поддерживаться совместными патрулями украинской полиции и местной народной милиции — при участии и посредничестве СММ ОБСЕ. Там же говорится о расширении за счет ОБСЕ международного присутствия вдоль границы Украины.

  • «Политический» кластер F краткий: бессрочное вступление в силу закона о местных выборах.

Таким образом, европейские лидеры в Париже в ультимативной форме предложили Владимиру Зеленскому и Украине вернуться к выполнению минского Комплекса мер и не поддержали инициативы по его переписыванию.

Говоря о позиции украинской стороны, следует отметить, что Киев предпочитает сохранять конфликт в первую очередь в медиа-сфере. На прошлой неделе руководители Украины несколько раз исключили военное решение конфликта на Донбассе, что является однозначно позитивным сигналом. При этом, президент Зеленский, очевидно, заинтересован в увеличении внешней поддержки Украины, о чём свидетельствуют состоявшиеся визиты в Турцию и Францию, и решительные просьбы о вступлении страны в ЕС и НАТО. Впрочем, эти слова явно останутся лишь словами, поскольку вступление Украины в Альянс является для России красной линией и не отвечает интересам Германии и Франции.

Позиция Соединённых Штатов в данном конфликте продолжает оставаться сдержанной. Им выгодно сохранение вялотекущего противостояния в Донбассе, поскольку это позволяет срывать договорённости России и Европы, и постепенно изматывает силы РФ. В этих условиях, даже гипотетическая встреча Байдена и Путина, о которой шла речь в предыдущем разделе, вряд ли поспособствует урегулированию конфликта на Донбассе.

1

3. Анализ доклада Национальной разведки США об основных угрозах и тенденциях мировой политики.

В конце прошлой недели в США был опубликован ежегодный доклад Национального разведывательного сообщества под названием «Ежегодная оценка угроз»1.

Основным конкурентом и угрозой в нём, вполне прогнозируемо, назван Китай. Раздел, характеризующий исходящие от него угрозы, называется довольно характерно – «Китайский натиск с целью стать глобальной державой».

Общая характеристика китайской политики, представленная в нём, звучит следующим образом, цитата:

«Коммунистическая партия Китая будет продолжать свои общегосударственные усилия по распространению влияния Китая, подрыву влияния Соединенных Штатов, вбиванию клиньев между Вашингтоном и его союзниками и партнерами, и внедрению новых международных норм, благоприятствующих авторитарной китайской системе. Однако, китайские лидеры, вероятно, будут искать тактические возможности для снижения напряженности в отношениях с Вашингтоном, когда такие возможности будут соответствовать их интересам2».

По оценкам сотрудников Офиса директора нацразведки США, Китай сохранит свою основную инновационную и промышленную политику, потому что китайские лидеры считают эту стратегию необходимой для уменьшения зависимости от иностранных технологий, обеспечения военных достижений и поддержания экономического роста и, таким образом, обеспечения выживания КПК.

Прогноз основных действий Китая в Азиатско-тихоокеанском регионе на ближайшие годы включает сохранение напряжённости на китайско-индийской границе, запугивания конкурентов для обеспечения собственного контроля над Южно-Китайским морем, давление на власти Тайваня с целью подталкивания их к воссоединению с КНР и осуждение любого взаимодействия Тайбэя с Вашингтоном.

О взаимодействии КНР и РФ в докладе сказано лишь то, что ключевыми направлениями в нём для Пекина являются военная и экономическая сферы.

Кроме того, по мнению американской разведки, Китай продолжит реализацию проекта «Один пояс-один путь», не смотря на возникающие на его пути трудности. В этой части доклада явно прослеживается намерение американской стороны противостоять китайскому инфраструктурному проекту.

Что же до приоритетной сферы противостояния с Китаем, из доклада становится понятно, что в качестве таковой в США видят технологическую сферу. Из этого следует, что основной мишенью американских санкций и торговых ограничений в рамках разворачивающейся холодной войны с Китаем, станут китайские технологические компании. А значит, новые скандальные нападки на Хуавей, ТикТок, и другие корпорации, практически неизбежны.

И если Китай в докладе называется основным геополитическим и технологическим конкурентом США, то Россия в нём описана как государство, представляющее наибольшую угрозу американским интересам военными и околовоенными средствами.

Вот, например, характерная цитата:

«Мы полагаем, что Москва будет использовать целый ряд инструментов - особенно кампании влияния, разведывательное и контртеррористическое сотрудничество, военную помощь и совместные учения, операции наемников, убийства и продажу оружия - для продвижения своих интересов или подрыва интересов Соединенных Штатов и их союзников. Мы ожидаем, что Москва будет вмешиваться в кризисы, если на карту будут поставлены интересы России. Она может превращать вакуум власти (в кризисных зонах) в возможность, если ожидаемые затраты на такие действия будут низкими3».

Также, по мнению американских разведчиков, Россия, вероятно, продолжит расширять свое глобальное военное, разведывательное, охранное, коммерческое и энергетическое присутствие и налаживать партнерские отношения как с союзниками, так и с противниками США - в первую очередь - развивающееся стратегическое сотрудничество с Китаем для достижения своих целей.

Интересно и то, что Россию в докладе называют ключевой кибер-угрозой.

В числе государств, угрожающих интересам США, в докладе американской нацразведки также традиционно упомянуты Иран и Северная Корея.

В целом же, документ даёт понять, что в ближайший год внешняя политика Вашингтона будет развиваться в инерционном русле. Россию американцы будут обвинять в военной агрессии, шпионаже, и кибератаках; против Китая будут вводить «технологические» санкции и содействовать его противникам в регионе; а Иран и Северная Корея по-прежнему выступают в глазах американского политического класса этакими «обителями абсолютного зла».

1 https://www.dni.gov/files/ODNI/documents/assessments/ATA-2021-Unclassified-Report.pdf

2 Там же, с. 6.

3 Там же, с. 9.

4. Визит Владимира Зеленского в Турцию.

10 апреля президент Украины Владимир Зеленский побывал в Турции, где встретился со своим коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Это уже четвертая встреча Зеленского и Эрдогана за два года. До этого украинский президент посещал Турцию в августе 2019-го и в октябре минувшего года, а Эрдоган прилетал в Киев в феврале 2020 года.

Накануне приезда Зеленского, турецкий президент созвонился с Путиным, с которым обсудил Донбасс.

Официальным поводом для визита назвали участие в девятом заседании стратегического совета высокого уровня между Турцией и Украиной.

Список тем почти не отличался от того, что обсуждали полгода назад.

Во время переговоров, Зеленский и Эрдоган, по официальной версии, обсудили ситуацию на Донбассе, сотрудничество в военной сфере, платформу по "возвращению Крыма", соглашение о свободной торговле между двумя странами и сотрудничество в сфере туризма1.

Основным интересом украинской стороны в ходе этой встречи, вероятно, было приглашение турецкого руководства на саммит «Крымской платформы», который в Киеве планируют провести 23 августа, накануне 30-й годовщины независимости. Украина предложила присоединиться к площадке ряду государств, в том числе Турции, Франции, Великобритании, Германии, Канаде и США.

Главная идея «Крымской платформы», по замыслу украинских дипломатов, состоит в том, чтобы поднять в международной информационной среде тему необходимости возврата полуострова под контроль Киева.

Ввиду того, что перспектива возврата Крыма Украине в настоящий момент представляется призрачной, основная цель запланированного мероприятия – пиар Владимира Зеленского внутри Украины в качестве «президента, который не забывает о Крыме». Международных партнёров «Крымская платформа» может заинтересовать только в той степени, в которой они намерены использовать прецедент Крыма для давления на Россию и введения новых санкций против неё. Однако, это, скорее, касается США и Британии, а не Турции.

Особенно, если учесть то, что в России уже пообещали считать участие иностранных государств в «Крымской платформе» «посягательством на её территориальную целостность2».

Что же до интересов Турции во взаимодействии с Украиной, одним из них является продажа Киеву хвалёных турецких беспилотников, и кооперация в вопросе их производства, о чём Эрдоган открыто заявил в ходе встречи с Зеленским.

Ещё одним очевидным интересом Турции является заключение соглашения о зоне свободной торговли с Украиной. В настоящее время Украина имеет положительное торговое сальдо с Турцией. Однако, показатели турецких поставок в нашу страну растут существенно быстрее, чем поставки наших товаров в Турцию. Кроме того, налицо технологический дисбаланс: Украина продаёт в Турцию, в основном зерно и товары первичной переработки, а закупает оттуда, в том числе, машины и оборудование.

Таким образом, заключение соглашения о ЗСТ в настоящий момент было бы гораздо более выгодно для Турции, чем для Украины. Вероятно, именно поэтому в Киеве с ним пока затягивают.

Говоря о международно-политических последствиях очередного визита Владимира Зеленского в Турцию, нельзя не упомянуть, что вскоре после него, Россия приостановила авиасообщение с Турцией с 15 апреля по 1 июня. Многие СМИ оценили это решение как прозрачный намёк Анкаре из Кремля о том, что ей не стоит слишком форсировать развитие сотрудничества с Киевом в военной сфере.

Однако, 12 апреля пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил о том, что власти приняли это решение из-за тревожной эпидемиологической ситуации и оно никак не связано с прошедшими переговорами Зеленского и Эрдогана3.

О том, что послужило основной причиной для запрета авиаперелётов в период начала курортного сезона, мы можем лишь догадываться. Но справедливости ради, стоит отметить, что политический фактор здесь всё таки не исключён.

1 https://strana.ua/news/327469-protivniki-erdohana-zhdut-oblav-zachem-ze-snova-ezdil-v-turtsiju-i-chto-ottuda-vezet.html

2 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/03/15/7286711/

3 https://www.rbc.ru/politics/12/04/2021/60747d909a79473399e861a5

5. Раскрытие подготовки государственного переворота в Беларуси.

В субботу, 17 апреля, президент Беларуси Александр Лукашенко сообщил о задержании членов группы, перед которыми, как он утверждает, стояла задача ликвидировать главу государства и похитить его детей.

Одновременно с аналогичным заявлением выступило ФСБ России, которая и провела задержания в Москве участников этой группы. При этом в российской спецслужбе дали информацию более широко, заявив, что речь шла не только об убийстве Лукашенко, но и подготовке государственного переворота в Беларуси на 9 мая1.

Как сообщили в Москве:

«Федеральной службой безопасности РФ совместно с Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь (РБ) в результате проведенной спецоперации пресечена противоправная деятельность имеющего двойное гражданство США и Республики Беларусь Зянковича Юрия Леонидовича и гражданина РБ Федуты Александра Иосифовича, планировавших осуществление военного переворота в Белоруссии по отработанному сценарию "цветных революций" с привлечением местных и украинских националистов, а также физическое устранение президента Александра Лукашенко. Зянкович приехал в Москву после консультаций в США и Польше. В российской столице он планировал встречу с представителями ВС Белоруссии, чтобы убедить их участвовать в перевороте с участием местных и украинских националистов. Переворот планировался в Минске 9 мая во время парада Победы.В настоящее время задержанные переданы Белоруссии2».

Наряду с информацией о задержании заговорщиков, на белорусском телевидении были опубликованы видеозаписи их переговоров, в ходе которых они обсуждали организацию покушения на А. Лукашенко по сценарию убийства президента Египта Анвара Садата во время военного парада в 1981 г3.

Стоит отметить, что информация об участии украинских националистов в подготовке переворота в РБ прозвучала только с российской стороны и на момент публикации данного материала не получила уточнений.

Что же касается ситуации в целом, то она полностью укладывается в тренд на ухудшение отношений между Россией и США, и соответственно – их «младшими союзниками».

Зачистка наиболее активных белорусских оппозиционеров, состоящих на финансировании у американских спецслужб, вне зависимости от того, были ли их планы по свержению Лукашенко реалистичными – это закономерное продолжение зачистки российского политического поля от американских и про-американских НКО, включая «Фонд по борьбе с коррупцией» Алексея Навального.

Фактически, на наших глазах происходит попытка очистки российской сферы влияния (в которую входит и Беларусь) от американской агентуры, способной дестабилизировать политическую обстановку изнутри. Катализатором для запуска этого процесса послужили свежие американские санкции. Когда в Москве увидели, что США настроены разговаривать с позиции силы, решили максимально обезопасить себя от рисков внутренней дестабилизации.

1 https://strana.ua/news/328795-podhotovka-hosperevorota-v-belarusi-chto-izvestno-na-dannyj-moment.html

2 http://www.fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21id%3D10439220%40fsbMessage.html

3 https://www.youtube.com/watch?v=PpV9s6YIflo

ЭКОНОМИКА.

Кратко:

В Украине воплощается в жизнь обозначенный на прошлой неделе тренд на перераспределение бюджетных средств развивающихся стран в пользу закупки вакцин, произведённых западными фармацевтическими корпорациями (Pfizer и др.), как и было указано в докладе МВФ, где говорилось о неэффективности распределения бюджетных средств на здравоохранение.

Кроме того, повышая в политическом плане ставки в борьбе с Россией, Украина отпугивает иностранных инвесторов. Последние продают облигации внешнего госзайма, тем самым опуская курс гривны.

1. Планы СНБО по борьбе с конвертационными центрами.

Продолжением курса СНБО на борьбу с контрабандистами является идея пресечения работы конвертационных центров в Украине. Данный вопрос должен был рассматриваться еще 9 апреля, но был перенесен на эту неделю, а затем – вновь отложен на неопределённое время1.

Проблема в том, что истинной целью борьбы с конвертационными центрами может быть банальное желание переделить этот рынок в свою пользу. Сами бизнесы, пользующиеся такими услугами, жалуются на несовершенство украинского законодательства, которое, по сути, вынуждает их обращаться в конвертцентры. Налоговая служба неэффективно принимает таблицы сведений налогоплательщика, вынуждая бизнес тратить на это дополнительное время, а конвертационные центры помогают оптимизировать этот процесс.

Масштаб деятельности конвертационных центров настолько велик, что оставаться незамеченными силовыми структурами эти центры не могут. Львовский бизнесмен Василий Костюк потерял “крышу” в лице бывшего главы Налоговой службы Сергея Верланова, и таким образом рискует попасть под санкции СНБО. Еще несколько людей рискуют попасть под санкции, но все они связаны с Верлановым. Скорее всего, санкции СНБО против людей занятых конвертационными центрами преследует банальную цель передела рынка, и потенциальным бенефициаром данного передела может стать Андрей Гмырин, приближенный к нынешней власти.

1https://strana.ua/articles/analysis/328290--kak-rabotajut-obnalshchiki-i-skhemshchiki-kotorym-snbo-prihrozil-sanktsijami.html

2. В парламенте хотят перераспределить 6,5 млрд. гривен за счет недофинансирования больниц в пользу закупок вакцины от коронавируса.

Как мы уже прогнозировали в начале апреля на основании доклада МВФ, развивающиеся страны как Украина должны, по мнению этой организации, тратить больше бюджетных средств на “здравоохранение”, что в реальности значит больше средств на закупку вакцины (Pfizer), даже за счет недофинансирования учреждений системы здравоохранения.

14 апреля на официальном сайте правящей партии “Слуга Народа” было объявлено о решении профильного комитета парламента поддержать бюджет с дополнительными расходами в 6,5 миллиарда гривен на закупку вакцины от коронавируса1. Эти деньги возьмут из программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в II-IV кварталах 2021 года. Данная программа финансирует больницы и медицинский персонал2.

Таким образом, власть планирует осуществить парадоксальное перераспределение средств в пользу закупок вакцин в ущерб системе здравоохранения как таковой, вместо того, чтобы взять средства из других отраслей как, например, строительство и реконструкция дорог. И это в условиях когда количество заражений ковидом и госпитализаций в Украине остаётся стабильно высоким. Данное решение, тем не менее, полностью соответствует интересам западных фармацевтических компаний.

1 https://sluga-narodu.com/na-vaktsynatsiiu-naselennia-dodatkovo-vydiliat-6-5-mlrd-hrn/

2https://strana.ua/news/328250-v-2021-hodu-iz-bjudzheta-vydeljat-6-5-mlrd-hrn-na-vaktsinatsiju-ot-koronavirusa.html

3. Директор банкирского дома Ротшильдов критикует Украину за сдерживание роста цен на газ для населения.

14 апреля Джованни Сальветти, управляющий директор банковского дома Rothschild & Cie., дал интервью изданию “Страна”1.

В нём банкир открыто заявил о своей негативной оценке решения украинской власти ограничить рост цены на газ для населения в феврале 2021 в разгар переговоров с МВФ. Он высказал мнение, что данное ограничение временно.

Рост протестного движения в январе-феврале 2021 года стал одним из факторов, спровоцировавших власть на введение санкций против Тараса Козака 2 февраля, что привело к остановке эфирного вещания трех оппозиционных телеканалов “Zik”, “112” и “NewsOne”. Тогда Украина была заинтересована в получении очередного транша МВФ, но президент был вынужден пожертвовать им из-за нарастающего протестного движения, которое грозило выйти из-под контроля.

Несмотря на давление МВФ касательно поднятия цен на газ для населения до мирового уровня, стремление стабилизировать президентский рейтинг перевесило.

Устами Джованни Сальветти, западный капитал в очередной раз напоминает Украине о необходимости сотрудничать с МВФ и выполнять его условия.

1 https://strana.ua/articles/interview/328084-dzhovanni-salvetti-kakie-problemy-u-mvf-s-ukrainoj.html

4. Нерезиденты начали продавать украинские ОВГЗ на общую сумму в 2,5 млрд гривен из-за угрозы возобновления боевых действий.

С конца марта 2021 года, нерезиденты начали продавать украинские ОВГЗ, достигнув общего объема продаж в 2,5 миллиарда гривен1. Из-за этого гривна может подешеветь по отношению к доллару и достичь курса больше 28 гривен за доллар уже в ближайшую неделю.

Украинская экономика остается непривлекательной для иностранных инвесторов из-за опасения касательно судебной системы, низких темпов вакцинации и запуска механизма воздействия на тех или иных игроков в стране путем введения санкций СНБО. Все эти факторы негативно влияют на привлекательность украинской экономики, а нагнетание военной истерии становится лишь “последней каплей”, которая в итоге приводит к решению продавать ОВГЗ и скупать доллар.

Повышая ставки в борьбе с Россией, Украина одновременно отпугивает иностранных инвесторов. Демонстративная переброска войска на Восток страны может только способствовать выводу денег из экономики. Таким образом, политическая составляющая нивелирует попытки украинской власти привлечь больше иностранных инвестиций, усугубляя ситуацию с поиском путей наполнения бюджета Украины.

1https://strana.ua/articles/analysis/327330-kak-obostrenie-na-donbase-i-uhroza-vojny-bjut-po-ekonomike-i-chto-budet-s-kursom-.html

5. «Арселор-Миттал» инвестирует 1 миллиард в экомодернизацию.

С самого начала своего президентства в 2019 году, Владимир Зеленский на публично оказывал давление на предприятие АрселорМиттал с требованием усилить борьбу с загрязнением окружающей среды1. На предприятии начались обыски СБУ, что в итоге привело к блокировке запуска нового производственного комплекса. В 2021 году проверки СБУ возобновились. Параллельно с этим, глава СБУ Иван Баканов обвинил предприятие в финансовых махинациях, а именно уклонении от уплаты налогов2.

АрселорМиттал является одним из крупнейших украинских экспортеров, а значит – получателей иностранной валюты. Решение об инвестировании 1 миллиарда долларов в экомодернизацию могло стать результатом комплексных мер СБУ как относительно обвинений в чрезмерной загрязнении окружающей среды со стороны предприятия, так и последовавших обвинений в уклонении от уплаты налогов. Помимо модернизации собственного производства, в АрселорМиттал пообещали также инвестировать в национальную экономику.

Выделение предприятием АрселорМиттал дополнительного миллиарда долларов на экомодернизацию несомненно поможет хотя бы частично решить проблему наполнения бюджета и оттока иностранных инвестиций на фоне нагнетания конфликта с Россией.

1https://biz.liga.net/ekonomika/all/novosti/posle-proverok-sbu-i-gosekoinspektsii-arselormittal-investiruet-1-mlrd-v-ekomodernizatsiyu

2 https://www.epravda.com.ua/rus/news/2021/04/15/673014/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Резюмируя основные события и тенденции уходящей недели, отметим, что:

Во-первых, то, что президентский законопроект о ликвидации Окружного административного суда Киева был публично поддержан послами «Большой семёрки» не удивительно. ОАСК часто становится преградой как для проводников иностранного влияния внутри Украины (НАБУ, САП, «антикоррупционеры», команда Супрун, и т. п.), так и для Офиса президента и Кабмина. Этим и объясняется единодушие ОП и послов «Большой семёрки» по вопросу ликвидации данного суда, не смотря на их разногласия относительно модели будущей судебной реформы.

Во-вторых, по сравнению с решениями, которые принимались СНБО в начале-середине февраля (подавление оппозиции), нынешние его решения (о контрабандистах и т. п.) явно «измельчали» и перешли из плоскости форматирования политического поля в плоскость решения довольно частных экономических проблем. Это свидетельствует о «кризисе жанра». И если он не будет преодолён, то в чиновничьем аппарате через некоторое время неизбежно возобновятся процессы деградации вертикали власти и саботажа проводимого президентом курса. Собственно, для того, чтобы остановить эти процессы на фоне падавшего тогда президентского рейтинга, и затевалась 2 месяца назад эпопея с управлением страной при помощи СНБО. Однако, как видим, подобная практика не может продолжаться долго.

В-третьих, ухудшение американо-российских отношений стало основным внешнеполитическим трендом уходящей недели. После телефонного звонка Байдена Путину с предложением встретиться, Белый дом сознательно пошёл на повышение ставок и введение новых антироссийских санкций. Сделано это было как с целью демонстрации жёсткости по отношению к России на внутреннюю публику, так и в попытке «разговаривать с позиции силы» с Кремлём. Как и следовало ожидать, подобные действия неизбежно натолкнулись на симметричный ответ российской стороны, осложнив и без того непростые двусторонние отношения. Тем не менее, подготовка встречи Байдена и Путина в Австрии пока не снята с повестки дня.

В-четвёртых, позиции всех основных внешних игроков относительно ситуации на Донбассе остаются неизменными. Германия и Франция привержены мирному урегулированию на основании минского Комплекса мер, США обвиняют РФ в эскалации и вводят против неё новые санкции, Украина пытается добиться переписывания Минских соглашений, а Россия давит на неё с целью выполнения их политической составляющей. Потенциально, очередное осложнение российско-американских отношений чревато усугублением ситуации на линии соприкосновения на Донбассе.

В-пятых, в сфере экономики в Украине воплощается в жизнь обозначенный на прошлой неделе тренд на перераспределение бюджетных средств развивающихся стран в пользу закупки вакцин, произведённых западными фармацевтическими корпорациями (Pfizer и др.). Соответствующая цель была поставлена в недавнем докладе МВФ, где говорилось о неэффективности распределения бюджетных средств на здравоохранение в странах третьего мира. Кроме того, повышая в политическом плане ставки в борьбе с Россией, Украина отпугивает иностранных инвесторов. Последние продают облигации внешнего госзайма, тем самым опуская курс гривны.

 

Под редакцией:

Руслана Бортника,

Даниила Богатырёва.

Авторы:

Даниил Богатырёв,

Максим Семёнов,

Оксана Красовская,

Андрей Тимченко.