Аналитический обзор важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в Украине (12.07.2020г.-19.07.2020г.)

1. Внутренняя политика.

1.1 Принят закон о легализации азартных игр.

Во втором чтении 14 июля Рада приняла закон №2285-д "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", за проголосовало 248 депутатов. Слуга народа - 224, партия "За будущее" - 4, депутатская группа "Довіра" - 18, внефракционные - два голоса. Не поддержали закон об игорном бизнесе ОПЗЖ, Европейская Солидарность, Голос и Батькивщина. В тот же день депутаты от фракции Батькивщина и группа внефракционных депутатов заблокировали подписание закона. Закон, в частности, предусматривает создание в Украине отдельного регулятора рынка – Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей, которая будет выдавать лицензии организаторам азартных игр. Ими смогут стать исключительно юридические лица – резиденты Украины. В законе прописаны требования к деятельности казино, букмекерских контор и игорных залов.

Законопроект о легализации игорного бизнеса в Украине является очень дискуссионным. К законопроекту было подано около 3,5 тыс. правок. В обществе достаточно много противников легализации игорного бизнеса, которые считают, что решать этот вопрос нужно только через референдум или как минимум позволить местным властям самим решать, пускать ли на свою территорию представителей азартного бизнеса. Проект создан по инициативе президента Зеленского, одним из авторов является глава парламентского комитета по вопросам экономического развития Дмитрий Наталуха. Ожидается, что новый курорт начнет работать уже в 2025 году. ОП активно включилось в продвижение законопроекта. И, как говорят эксперты, решения по поправкам принимались не столько на комитете, сколько у Зеленского, где проходили регулярные встречи с участием депутатов и представителе игорного бизнеса. Законопроект не предусматривает возможности органам местного самоуправления решать, будет ли на территории их общины работать казино, или нет. Налоги от игорного бизнеса пойдут в бюджет не сразу, а только после полноценного запуска всей системы. Это может затянуться на месяцы. И такая система может быть выгодна отдельным лоббистам.

1.2 Рада сократила количество районов в три раза.

На заседании 17 июля Верховная Рада приняла за основу и в целом проект постановления №3650 о создании и ликвидации районов. "За" проголосовало 238 депутатов при минимально необходимых 226. Проект постановления поддержало 214 представителей фракции "Слуга народа", 13 членов группы "Довіра", девять членов группы "Партия "За майбутнє", а также двое внефракционных. Ни одного голоса не дали "Оппозиционная платформа – За жизнь", "Европейская солидарность", "Батьківщина" и "Голос". 
Документ предусматривает сокращение количества районов с 490 до 136. Реформа в том числе касается аннексированной территории Крыма и неподконтрольной части Донбасса. Согласно документу, ликвидация и образование районов на этих территориях проводится после возвращения под общую юрисдикцию Украины. Полный список районов.

На карте появились районы, существование которых вызывает опасения с точки зрения национальной безопасности страны. Например, Береговский в Закарпатской области, на территории которого компактно проживают этнические венгры. Сначала планировалось, что эта территория войдет в Мукачевский район, но на финальной стадии ее объединили с Виноградовским. В экспертных кругах есть мнение, что появление Береговского района — результат межгосударственных кулуарных договоренностей между Украиной и Венгрией. Таким же искусственно созданным они считают и Болградский район в Одесской области, где большинство населения — этнические болгары. Во-вторых, некоторые районы явно созданы в угоду отдельным политикам и бизнесменам. В-третьих, до сих пор не ясно, будут ли функции и полномочия у районных администраций и райсоветов. "В Украине процветает неофеодализм, и народный депутат — феодал. Ему удобно контролировать своего главу райадминистрации, чтобы иметь возможность решать свои вопросы",- говорит Юрий Ганущак, директор Института развития территорий, один из авторов децентрализации.

С помощью новых крупных и влиятельных администраций и райсоветов можно получить контроль над регионами в то время, когда власть теряет его в центре. Насколько сильным он будет, станет понятно после местных выборов, которые должны состояться осенью 2020 года.

1.3 Рада согласовала за назначение новой главы Антимонопольного комитета.

Депутаты проголосовали за постановление о назначении главой Антимонопольного комитета Украины первого заместителя главы АМКУ Ольги Пищанской. «За» проголосовали 255 народных депутатов.

По словам Пищанской, уже разработан законопроект по реформе органа обжалования, что увеличит прозрачность и скорость рассмотрения. Эту сферу будет автоматизировано - жалобы будут подаваться и рассматриваться в электронном виде.

Ольга Пищанская была назначена на должность первого замглавы АМКУ в сентябре 2019г.

Из открытых источников известно, что она несколько лет назад занималась организацией закупок ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог". В тот период Юрий Терентьев работал генеральным юридическим консультантом "Арселор". В декларации Пищанская указала, что владеет ценными бумагами ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог".

Ранее в СМИ было опубликовано расследование, согласно которому сестра новой главы АМКУ Светлана стала директором итальянской компании, на которую ранее была оформлена принадлежащая президенту Владимиру Зеленскому вилла побережье итальянского курорта Форте-дей-Марми. Светлана Пищанская также фигурировала среди крупных спонсоров партии "Слуга народа" и заявляла о личном знакомстве с президентом.

1.4 Верховная рада закрыла 3-ю сессию 9-го созыва.

17 июля Спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков закрыл третью сессию IX созыва. Перед закрытием, депутаты проголосовали за ряд кадровых решений.

16 июля, главой НБУ был назначен бывший руководитель государственного «Укргазбанка» Кирилл Шевченко. Также депутаты поддержали назначение первого замглавы Антимонопольного комитета (АМКУ) Ольги Пищанской на должность главы ведомства, а вице-премьером назначили Олега Уруского. Местные выборы Рада назначила на 25 октября, и приняли соответствующие изменения в избирательное законодательство – выборы впервые должны пройти по пропорциональной системе с открытыми списками.

Во время третьей сессии Рада приняла немало резонансных проектов, среди которых отставка правительства Гончарука и назначение Кабмина Шмыгаля, открытие рынка земли, легализация игорного бизнеса, "антиколомойский закон", изменения в регламент, обновление Избирательного кодекса, смена главы НБУ, АМКУ и др. В первом чтении был принят закон о референдуме. Депутатам пришлось изменить запланированный режим работы и дополнительно заниматься законами для предотвращения и устранения последствий пандемии. В частности, производить секвестр бюджета, чтобы аккумулировать необходимые для этого средства.

Социология показывает, что лишь несколько процентов украинцев оценивают работу парламента позитивно. Такая ситуация сложилась из-за того, что депутаты оставляют без внимания проблемы, решение которых действительно бы улучшило жизнь населения. Вместо этого подымаются вопросы, которые больше направлены на удовлетворение требований западных кредиторов, неоднозначно и даже негативно воспринимаются украинским обществом (земельная реформа, закон о банках, закон о легализации азартных игр). Наиболее актуальными для страны являются темы мира, экономического развития и уменьшения тарифов. Несмотря на то, что был разблокирован мирный процесс по Донбассу. Что касается законодательства в зал не попал ни один закон, который бы способствовал восстановлению мира в Украине. И закон о переходном правосудии и закон о временно оккупированных территориях находятся на стадии разработки. Ряд ошибочных решений, непопулярная земельная реформа, многочисленные конфликты в середине пропрезидентской команды, а также нерешительные действия в отношении выполнения предвыборных обещаний, все это привело к значительному проседанию рейтингов провластной команды.

1.5 Социология.

Согласно данным последнего исследования проведенного социологической службой Центра Разумкова совместно с Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива »с 3 по 9 июля 2020 методом интервью:

Общая оценка ситуации в стране.

21,5% респондентов считают, что события в Украине развиваются в правильном направлении, 60,5% - что события развиваются в неправильном направлении. 20% украинский верят, что Украина способна преодолеть существующие проблемы и трудности в течение ближайших нескольких лет. Около 47% считают, что Украина сможет преодолеть проблемы в более отдаленной перспективе, а 13,5% выражают пессимистические мысли, что Украина не способна преодолеть существующие проблемы.

Общая динамика, как за годы менялось мнение населения в отношении ситуации в стране.

Способна ли Украина преодолеть существующие проблемы и трудности? Динамика настроения населения.

Доверие к политикам и общественных деятелей. Оценка деятельности власти.

В. Зеленский остается политиком с самым высоким уровнем доверия (44%), однако не доверяет ему 49%, что делает баланс доверия и недоверия отрицательным. Д. Разумкова доверяют 39% опрошенных, не доверяют - 45%. Доверие к другим представителям власти значительно ниже. Так, Д. Шмыгалю доверяют 14%, а не доверяют - 62%; А. Авакова - соответственно 18% и 70%, А. Ермаку - соответственно 9% и 48%, И. Венедиктова - соответственно 9% и 49%. Баланс доверия и недоверия является отрицательным и превышает -40% и для оппозиционных политиков - С. Вакарчука, Тимошенко, П. Порошенко, В. Медведчука и Ю. Бойко.

40,5% граждан согласны, что Президент Владимир Зеленский является честным и порядочным человеком, но о большинстве членов его политической команды этого нельзя сказать. 9% склоняются к ответу о честности и порядочности и Президента, и его политической команды, а 33% придерживаются мнения, что ни Президент, ни большинство членов его политической команды не являются честными и порядочными людьми.

33% украинский считают, что действующая власть прибегает к политическим репрессиям, а 40% не согласны с этим. Чаще считают, что власть прибегает к политическим репрессиям, те граждане, которые на последних парламентских выборах голосовали за партии, которые сегодня находятся в оппозиции: такого мнения придерживаются 72% сторонников «Европейской солидарности» (не согласны с этим 13,5% из них), среди тех, кто голосовал за ВО «Батькивщина» - соответственно 42% и 29,5%; за «Оппозиционная платформу - За жизнь» - соответственно 41% и 31%. Среди голосовавших за партию «Слуга народа», с этим согласны 19%, не согласны - 55%.

Электоральные ориентации граждан.

Если бы в ближайшее время проходили выборы в Верховную Раду Украины, наибольшую поддержку избирателей получила бы политическая партия «Слуга народа» (за нее готовы отдать свой голос 34% тех, кто примет участие в выборах и определился, за какую партию голосовать). За «Оппозиционная платформу - За жизнь» готовы отдать свой голос 19%, за «Европейскую солидарность» - 15%, за ВО «Батькивщина» - 8% из тех, кто примет участие в выборах и определился, кого поддерживать.

Остальные партии не преодолевают 5% -й проходной барьер, но партия «Сила и честь» может получить 4% голосов избирателей, «Гражданская позиция» - 3%. Радикальная партия Олега Ляшко, партии «Голос», «Украинская стратегия Гройсмана», ВО «Свобода», Партия Шария, Оппозиционный блок получают по около 2% голосов избирателей.

Если бы в ближайшее время проходили президентские выборы, больше всего голосов в первом туре получил бы В. Зеленский - 37% тех, кто примет участие в выборах и определился, за кого голосовать. Бойко получил бы 17% голосов избирателей, П.Порошенко - 15%, Тимошенко - 8%. По И. Смешко отдали бы голоса 4,5%, за А. Гриценко - 3%, за А. Ляшко и Р. Кошулинский - по 2%, за А. Вилкула - 1%.

В случае, если состоится второй тур президентских выборов, и в него бы прошли Зеленский и Бойко, за В. Зеленского проголосовали бы 68% тех, кто примет участие в выборах и определился, за кого будет голосовать за Ю. Бойко - 32%. Если бы во второй тур выборов вышли В. Зеленский и Порошенко, за В. Зеленского проголосовали бы 71,5% тех, кто примет участие в выборах и определился, за кого голосовать, за П. Порошенко - 28,5%.

 

Финансирование политических партий.

По мнению 54% украинцев, финансировать деятельность партий в Украине должны лидеры партий. Еще 40% считают, что финансировать партии имеют рядовые члены этих партий, 33% говорят о финансировании со стороны сторонников партий.

15,5% украинский поддерживают финансирование партий из государственного бюджета и только 12% говорят о своей готовности участвовать в финансировании политических партий в Украине.

 

2. Внешняя политика.

2.1 Евросоюз продлил запрет на въезд для украинцев.

В четверг, 16 июля, Европейский союз опубликовал обновленный список стран, граждане которых могут въезжать на его территорию. Об этом говорится на сайте Совета Европы. Украины в этом списке нет. Причиной этого стала неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в стране.

Так, с 16 июля, государства-члены ЕС должны начать отменять ограничения на внешних границах для граждан Алжира, Австралии, Канады, Грузии, Японии, Марокко, Новой Зеландии, Кореи, Таиланда, Туниса и Уругвая. Такие же ограничения могут быть отменены с Китаем при условии аналогичных действий со стороны китайского правительства.

В Европейском союзе будут пересматривать этот список каждые две недели и менять в зависимости от эпидемиологической ситуации в странах. 1 июля ЕС утвердил список из 15 стран, которые не входят в блок и гражданам которых разрешен въезд.

При этом из списка изъяли Сербию и Черногорию, жителям которых разрешался въезд с 1 по 15 июля, в то время как Еврокомиссия предлагала включить в перечень безопасных все балканские страны.

Некоторые страны ЕС, которые открылись для "безопасных" стран, позже решили отменить свое решение. Например, Греция закрыла границу для граждан Сербии из-за ухудшения эпидемиологической ситуации. Бельгия вообще заявила, что пока не будет открывать границы для стран с "безопасного" списка.

Как сообщил Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, на ближайший пересмотр шансов пока нет. Показатель заболеваемости в Украине довольно высокий. Поэтому границы с ЕС пока останутся закрытыми.

Решение об открытии границ принимают на основе анализа эпидемиологической ситуации в стране. Сейчас относительно безопасными считаются государства, где количество новых случаев коронавируса за последние две недели на 100 тысяч жители равна среднему или ниже показателя по ЕС. В Европейском Союзе ориентируются на средний показатель заболеваемости коронавирусом в государствах-членах. На текущий момент он составляет 16,3 человека на 100 тыс. населения. В Украине этот показатель превышает 60 человек.

2.2 Выборы в Польше. В ЦИК объявили окончательные результаты.

Действующий президент Польши Анджей Дуда выиграл второй тур президентских выборов с незначительным перевесом. Второй тур состоялся 12 июля 2020 года. Явка оказалась самой высокой в современной истории страны: 68,2%.

Результаты экзитполов:

1. Анджей Дуда - 50.4%

2. Рафал Тшасковский - 49.6%

Результаты после подсчёта голосов:

1. Анджей Дуда — 51.03 % (10 440 648 голосов)

2. Рафал Тшасковский — 48.97 % (10 018 263 голосов)

3. Недействительные — 177 724 голосов.

Оппозиция пытается через Верховный суд оспорить результаты президентских выборов. Лидер "Гражданской платформы" Борис Будка считает, что выборы не были "честными", и потому его политсила подала апелляцию на их результаты в Верховный суд страны. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе заявила, что голосование в основном организовано профессионально, однако его освещение на государственном телевидении было предвзятым. Предвыборная кампания и "освещение в общественных средствах массовой информации было отмечено гомофобной, ксенофобской и антисемитской риторикой", говорится в заявлении Бюро по демократическим институтам и правам человека.

Нынешние выборы рассматривались как принципиальный спор о будущем Польши и ее отношениях с ЕС.

Анджей Дуда стоит на позициях консервативной морали, в частности по вопросам абортов и гей-браков. Предвыборную кампанию Дуда строил, кроме прочего, на защите "традиционных ценностей": он, в частности, заявил, что "идеология ЛГБТ" опаснее коммунистической идеологии, и обещал закрепить в законе запрет на на усыновление-удочерение детей однополыми парами.

По ходу кампании Тшасковский обещал блокировать любые новые законы, ущемляющие независимость судейства и прессы, а также говорил о необходимости активнее сотрудничать с ЕС.

Проводимая во время первого срока Анджея Дуды реформа судебной системы подвергалась критике со стороны ЕС.

Победа Дуды означает, помимо прочего, что партия "Право и справедливость" по крайней мере в ближайшие три года, до парламентских выборов, сможет без помех продолжать попытки ограничить независимость судебной системы. Из-за этих попыток Европейская комиссия уже четырежды подавала в Европейский суд жалобы на Польшу.

3. Экономика.

3.1. Рада назначила Кририлла Шевченко главой Нацбанка.

Верховная Рада на заседании в четверг, 16 июля, 332 голосами назначила главой Национального банка Кирилла Шевченко. "За" проголосовали 332 нардепа. Это депутаты партии "Слуга народа", ОПЗЖ, "Батькивщины", "Довіра", группы "За майбутнє" и 13 внефракционных. "Голос" и "Европейская солидарность" воздержались. Его кандидатуру накануне внес президент Владимир Зеленский. Кирилл Шевченко - многолетний руководитель Укргазбанка.

Ранее в СМИ сообщали, что на пост главы НБУ рассматривают 9 кандидатов. Шевченко в списке был в числе тех, кто готов "сузить" независимость НБУ и смягчить монетарную политику по запросу Банковой.

Тем не менее, от нового главы ожидается неизменность курса на сотрудничества с МВФ, Всемирным банком, ЕБРР и прочими международными кредиторами. А также соответствие их пожеланиям относительно основ денежно-кредитной политики, в частности, ограничения эмиссии гривны. В общем курс НБУ будет соответствовать Меморандуму с МВФ и корректироваться в соответствии с его изменениями.

Ожидается попытка оживить кредитование, в том числе и через рефинансирование НБУ (то есть, через плавную эмиссию гривны). В этом плане уже в ближайшее время банкиры ждут ряда изменений в постановлениях регулятора о кредитовании, формировании резервов и финансовому мониторингу. Тех, которые сейчас сдерживают кредитование. Вряд ли это приведет к кредитному буму, но, по крайней мере, сможет дать возможность кредитовать некие приоритетные проекты.

Плавная девальвация гривны по согласованным с МВФ параметрам до уровня, определенного в бюджете (то есть до примерно 30 гривен за доллар). Это практически неизбежная мера вне зависимости от личности главы НБУ, так как позволит сбалансировать бюджет и поддержать экспортеров. Девальвация и эмиссия гривны приведет к росту инфляции, как ожидается до уровня в районе 10%.

3.2 Нацбанк приостановил покупку валюты на межбанке впервые с начала карантина.

Национальный Банк Украины (НБУ) на минувшей неделе 13 - 17 июля не проводил валютные интервенции на межбанке впервые с сентября 2018 года, тогда как с начала марта 2020 года регулятор каждую неделю покупал валюту. Об этом свидетельствуют данные на сайте регулятора. В целом с начала года Нацбанк приобрел в резервы $3,98 млрд, а продал – $2,94 млрд.

Как сообщалось, неделей ранее с 6 по 10 июля НБУ купил на межбанке $92 млн. За неделю с 30 июня по 3 июля на фоне отставки НБУ Якова Смолия чистая покупка валюты Национальным банком сократилась до $18,9 млн, по сравнению с $424,5 млн неделей ранее. В частности, НБУ купил $169,8 млн, а продал $150,9 млн.

3.3 Юрий Витренко покинул пост исполнительного директора "Нафтогаза".

Исполнительный директор НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко покинул свой пост. Об этом он сообщил на своей странице в Facebook. Он отметил, что оставил в "Нафтогазе" большие наработки "и деньги от "Газпрома".

Ранее исполнительный директор "Нафтогаза" заявил, что его должность сокращают и через два месяца его уволят из "Нафтогаза". Среди причин увольнения он назвал то, что сейчас "не в приоритете эффективная защита интересов Украины в отношениях с "Газпромом". Витренко заявил, что его увольнение — это реакция главы правления компании Андрея Коболева на "неудобную правду, в которой он видит угрозу для своего кресла". Он подробно описал свое видение ситуации, обвинив главу «Нафтогаза» Андрея Коболева в предательстве и переходе на сторону «коррупционеров». По его мнению, именно это позволило самому Коболеву продлить контракт. Среди последних инициатив бывшего топ-менеджера — предложение использовать в связи с нефтяным кризисом украинские мощности для хранения нефти. После этого «Укртранснафте» пришлось объяснять, что идея технически нереализуема и противоречит законодательству.

 

Красовская Оксана

для Украинского Института политики.