Аналитический обзор важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в Украине (27.07.2020г.-31.07.2020г.)

I. Внутренняя политика.

 

1.1 С 1-го августа в Украине ввели новые правила карантина.

31 июля закончился срок действия карантина, объявленного властями Украины в связи с пандемией коронавируса. Сейчас действует адаптивный карантин, когда ослабления или усиление ограничений вводятся с учетом ситуации в области, а не во всей стране. Новые правила карантина вступили в силу с 1 августа, об этом во время брифинга сообщил министр здравоохранения Максим Степанов.

Минздрав заявляет о четких критериях определения эпидемиологической зоны:

  • загруженность больничных коек не более 50 процентов,

  • среднее количество тестирований не менее 24 на 100 тысяч населения,

  • коэффициент выявления случаев инфицирования не более чем 11 процентов,

  • показатель динамики роста случаев инфицирования не более десяти процентов.

В стране в зависимости от эпидемической ситуации будут устанавливать «зеленые», «желтые», «оранжевые» и «красные» уровни опасности. Мониторинг выявит загруженность коек в больницах, количество ПЦР-исследований, коэффициент выявления случаев заражения, а также показатель динамики их прироста.

Если в области нет превышений – она находится в «зеленой» зоне. Если индикаторы ухудшаются пять дней подряд, то регион или отдельная административно-территориальная единица переходит в желтую, оранжевую или красную зону.

Государственная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций распределила регионы Украины на четыре зоны таким образом:

В «красную зону» попали только Луцк, Тернополь и Кицманский район Черновицкой области;

В «оранжевую»:

Ивано-Франковск, Львов и Бережаны Тернопольской области;

Луцкий и Любашевский районы Волынской области,

Тисьменицький район Ивано-Франковской области,

Николаевский, Перемышльский и Пустомитивский районы Львовской области,

Бучацкий район Тернопольской области;

В «желтую зоны» отнесли:

Винница и Могилев-Подольский, Винницкий, Калиновский, Крыжопольский, Немировский и Тульчицький районы Винницкой области,

город Нововолынск, Гороховский, Кверцивський, Гороховский, Маневицкий и Терейской районы Волынской области,

города Житомир, Бердичев, Малин и Новоград-Волынский, Любарский, Пулинский, Романовский и Черняховский районы Житомирской области,

города Берегово, Мукачево, Ужгород, Хуст, Чоп, Береговский, Великоберезнянский, Виноградовский, Воловецкий, Иршавский, Межгорский, Мукачевский, Перечинский, Раховский, Свалявский, Тячевский, Ужгородский и Хустский районы Закарпатской области,

город Яремче, Богородчанский, Городенивський, Косовский и Наддвирнянський районы Ивано-Франковской области,

Жолковский, Яворивский и Каменно-Бугский районы Львовской области,

Бережанский, Гусятинский, Казовский, Лановецкий и Чертковский районы Тернопольской области,

Глибоцкий, Путильский, Сокирянский, Сторожинецкий и Хотинский районы Черновицкой области.

Вся остальная территория Украины, в том числе и Киев, попала в «зеленую» зону.

В «зеленой» зоне также обязательным будет выполнение таких карантинных правил, как масочный режим, социальная дистанция, использование антисептиков, сохранятся следующие правила: в помещении не менее пяти квадратных метра на человека; в кинотеатрах и театрах заполненность не больше половины; в транспорте заполняются только сидячие места.

«Желтая» зона является «буферной», то есть такой, которая не слишком отличается от «зеленой» по ограничениям, однако является предупредительной. Помимо тех ограничений, которые действуют в «зеленой» зоне, там нельзя посещать дома престарелых, больницы и социальные учреждения.

В «оранжевой» зоне, помимо ограничений, которые действуют в «желтой», запрещается деятельность хостелов, туристических баз и прочих подобных заведений (кроме гостиниц), развлекательных учреждений и ресторанов в ночное время, спортзалов, фитнес-центров, учреждений культуры, организация и проведение новых смен в детских лагерях, отменяется плановая госпитализация. В этой зоне также будут действовать ограничения на проведение массовых мероприятий, в частности, один человек на 20 квадратных метров и не более 100 человек.

В «красной», помимо тех ограничений, которые действуют в «оранжевой» зоне, запрещается работа общественного транспорта, посещение учреждений образования, деятельность торгово-развлекательных центров, кафе и ресторанов.

В красной зоне будет ограничено движение городского и междугороднего транспорта. На пересечении красной и зеленой зоны будут установлены соответствующие посты.

Чтобы пересечь границу «зеленой» зоны, нужно иметь страховой полис. В случае если вы едете из «красной» зоны, то, помимо приобретения страхового полиса, вам потребуется пройти 14-дневную самоизоляцию или сделать тест на COVID-19, результат которого должен быть отрицательным.

Также изменился подход к отнесению других стран к зеленой и красной зонам. С 1 августа при обновлении перечня стран зеленой и красной зон будут учитывать два показателя, как это принято в странах Европы. При превышении этих показателей страна будет отнесена к красной зоне.

«Первый показатель – если прирост больных за последние 14 дней превышает такой прирост на территории Украины. Второй показатель – если процент в стране за последние 14 дней по сравнению с прошлыми 14 днями будет более 30 процентов», - сказал Степанов.

Минздрав также планирует вернуть детей в школы уже с 1 сентября. Сейчас для этого разрабатываются правила. «Дети должны учиться, непосредственно находиться в школе. Главное, чтобы это было безопасно прежде всего для детей. Сейчас мы наблюдаем, что в подавляющем числе городов и районов дети пойдут в школу 1 сентября», - отметил глава Минздрава. Глава Минздрава также отметил, что в учебные заведения будет запрещен вход людям без масок, в классах и аудиториях будет храниться запас антисептиков, а у преподавателей и учащихся будут обязательно измерять температуру. Детей и учителей с температурой выше 37,3 пропускать не будут. Некоторые эксперты не согласны с таким решением Минздрава и считают возвращение детей в классы преждевременным.

1.2 Разумков подписал закон о компенсации «зеленого тарифа» за счет госбюджета.

Спикер парламента Дмитрий Разумков подписал закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии». В частности, 28 июля законопроект возвращен с подписью главы Рады и направлен на подпись Президенту.

Этот законопроект является компромиссом между производителями электроэнергии из альтернативных источников и правительством. Он касается снижения «зеленого тарифа».

Законопроект предусматривает снижение тарифов для СЭС на 15%, для ВЭС – на 7,5% без пролонгации срока их действия.

Также законом предусмотрено постепенное введение ответственности за небаланс фактических и прогнозных графиков производства электроэнергии для всех производителей из возобновляемых источников энергии.

21 июля Верховная Рада во втором чтении приняла закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии», предусматривающий снижение «зеленого тарифа» и компенсацию не менее 20% выплат по нему из госбюджета.

Но на следующий день народный депутат Анна Скороход, которая вошла в депутатскую группу «Партия «За будущее», заблокировала подписание закона, зарегистрировав постановление об отмене голосования. Мотивируя тем, что при принятии указанного решения были допущены нарушения ряда требований Конституции Украины и Регламента Верховной Рады относительно процедуры принятия парламентом законов. Целью постановления было не допустить принятия парламентом законодательного акта с нарушениями установленной процедуры его рассмотрения и принятия. Накануне Анна Скороход отозвала свой проект постановления, который блокировал подписание указанного закона.

Стоит отметить, что производство электроэнергии в объединенной энергосистеме (ОЭС) Украины в январе-июне 2020 года сократилось на 8% (на 6,39 млрд кВт-ч) по сравнению с аналогичным периодом 2019 года – до 73,43 млрд кВт-ч. При этом производство электроэнергии нетрадиционными источниками (ВЭС, СЭС, биомасса) возросло в 2,3 разадо 5,56 млрд кВт-ч. Доля АЭС в структуре производства электроэнергии составила 53,6% (в январе-июне 2019 года – 53,4%), ТЭС, ТЭЦ и КУ – 32,9% (36,8%), ГЭС и ГАЭС – 4,9% (5,8%), блок-станций – 1,3% (1%), альтернативных источников – 7,3% (3%).

Долгое время у законопроекта были оппоненты. Лобби олигархов Игоря Коломойского и Виктора Пинчука пыталось продавить снижение зеленых тарифов для СЭС на 30%, а для ВЭС на 12,5%. Чем ниже «зеленый тариф», тем дешевле будет электроэнергия для электрометаллургических заводов Коломойского-Пинчука.

Тем не менее, компромисс был достигнут. За день до принятия этого законопроекта во втором чтении в закон предложили внести поправку ко второму чтению законопроекта, согласно которой планируется электрометаллургические предприятия наделить статусом “зеленая металлургия” и освободить их на 10 лет от уплаты надбавки за зеленый тариф, которая включена в тариф системного оператора «Укрэнерго». Дело в том, что согласно новым предложенным правилам публичных специальных обязательств ПСО, которые в скором времени могут начать работать в Украине, компенсировать зеленый тариф будут за счет увеличения тарифа «Укрэнерго» на передачу. И чем больше предприятие потребляет электроэнергии, тем большую долю оно будет платить за «зеленый тариф».

1.3 В Киеве прошла акция протеста против перемирия на Донбассе.

В центре Киева вечером в понедельник, 27 июля, прошла акция против перемирия на Донбассе. Мероприятие началось в районе 19.00 вечера перед зданием офиса президента. Собравшиеся прошли к дому, где раньше жил глава украинского государства Владимир Зеленский. Затем они проследовали по улице Михаила Грушевского и завершилось на Майдане.

Инициатором акции выступила партия "Европейская солидарность" под председательством Петра Порошенко. По неофициальным данным, приводившимся в СМИ, в шествии приняли участие несколько сотен человек. Ее организаторы настаивают: объявляя перемирие, украинская власть соглашается лишать бойцов ООС права открывать огонь и вести разведку, что может стать шагом к "поражению в войне".

С 27 июля на линии разграничения в Донбассе должен был начаться "полный и всеобъемлющий" режим прекращения огня. Накануне 22 июня участники Трёхсторонней контактной группы согласовали пакет дополнительных мер контроля режима прекращения огня. Он предусматривает полный запрет на применение любых видов вооружений, включая беспилотники, а также на проведение наступательных и разведывательных операций.

Также дополнительным поводом для протеста послужила новость о телефонном разговоре президентов России и Украины Владимира Путина и Владимира Зеленского. Стороны обсудили закон об особом порядке местного самоуправления в ОДЛО, который находится на рассмотрении в политической подгруппе ТКГ, и закон о децентрализации, предусматривающий изменения в Конституцию Украины. Такое сообщение стало неожиданностью и вызвало сильное возмущение среди лидеров националистических партий, которые выступили с заявлениями о недопустимости «капитуляции». Ранее Киев отказывался обсуждать децентрализацию Донбасса — предоставление особого статуса самопровозглашённым республикам предусматривается Минскими соглашениями.

В результате на фоне перемирия и разговоров о децентрализации партия экс-президента Петра Порошенко разворачивает протестные акции.

Во время протеста участники митинга против перемирия выдвинули ряд требований к президенту Украины, среди которых — отмена разоружения, запрета на обстрелы и разведки, увеличение финансирования военных, а также расследование по статье 111 украинского УК (Госизмена) в отношении главы офиса президента Андрея Ермака, советника президента Руслана Демченко, министра обороны Андрея Тарана, главы ВСУ Руслана Хомчака. В случае, если до 24 августа правительство не выполнит требования, протестующие пообещали «защищать страну любым способом».

Можно предположить, что экс-президент готовится осенью взять реванш. Чем больше проходит времени, тем больше у него появляется поводов сыграть на недовольстве патриотически настроенной части украинского общества. Если перемирие действительно будет выполняться на новых условиях, и процесс по части децентрализации двинется с мертвой точки, это сыграет на руку Петру Порошенко, и к осени у него появится еще больше поводов для мобилизации своего электората. Вместе с тем, несмотря на падение рейтинга Зеленского, перспективы заполучить свои местные советы на большей части Украины у Порошенка невелики. Поскольку он имеет самый высокий негативный рейтинг.

1.4 Социология.

Общая оценка ситуации в стране.

Согласно данным последнего исследования Социологической группы Рейтинг, проведенного 15-20 июля, 19% считают, что дела в Украине идут в правильном направлении, и 68% опрошенных – противоположного мнения. По сравнению с предыдущем месяцем, количество тех, кто считает, что дела в стране идут в неправильном направлении, увеличилось на 5%. Количество опрошенных, которые считают, что дела в стране идут в правильном направлении, уменьшилось на 3%. Начиная с 09.2019г. этот показатель уменьшился на 36%, в сентябре он составлял 55% против 18%.

Несколько уменьшается и чувство эмоции надежды (26%) среди населения, а разочарование остается эмоцией, которую испытывают больше всего (43%).

Оценка экономической ситуации в стране.

66% опрошенных считают, что экономическое положение в Украине ухудшилось за последние полгода, четверть полагают, что оно не изменилось, и только 8% заметили улучшение. В динамике этот показатель уменьшается в сравнение с прошлыми показателями. В сентябре 2019г, тех кто считал, что экономическая ситуация улучшилась было на 10% больше, -18% против 29%.

В то же время настроения относительно будущего являются более оптимистичными: 17% считают, что в ближайшие 6 месяцев экономическая ситуация в Украине улучшится, 35% считают, что она не изменится, и 40% - ожидают ухудшения. Но в длинной динамике процент тех, кто ожидает улучшения – падает.

Доверие к политикам и общественным деятелям. Оценка деятельности власти.

Рейтинг доверия среди национальных политиков возглавляет действующий Президент Владимир Зеленский, которому доверяют 41%, а не доверяют – 53%. Общий баланс доверия отрицательный (-12%). Тем не менее уровень доверия украинцев по отношению к Зеленскому значительно выше его предшественников. В сравнении с динамикой рейтинга доверия Порошенка и Януковича, баланс доверия Зеленского становится отрицательным только спустя год его каденции. В то время как у Януковича рейтинг доверия стал отрицательным спустя полгода его президентства, а у Порошенка спустя восемь месяцев.

27% опрошенных доверяют В.Гройсману одновременно 63% - ему не доверяют, Ю.Бойко доверяют – 23%, не доверяют – 57%, В.Кличко – 22% и 67% соответственно, Д.Разумкову – 21% и 46% (еще 23% - его не знают), Ю.Тимошенко – 20% и 74%, П.Порошенко – 19% и 76%. Также 11% доверяют А.Портнову, но 41% - его не знают и еще 42% - не доверяют ему. Действующему премьер-министру Д.Шмигалю доверяют только 11%, четверть не знают его и более половины – ему не доверяют.

Президентский рейтинг также возглавляет В. Зеленский, если бы выборы состоялись в ближайшее время, то его поддержали бы 30,2% среди тех, кто намерен голосовать и определился с выбором. За Ю.Бойко проголосовали бы 14,4%, П.Порошенко – 13,7%, Ю.Тимошенко – 9,1%. Еще 5,8% проголосовали бы за И.Смешко, 3,9% - за О. Ляшко, 3,1% - В.Гройсмана, 3,0% - Гриценко. Рейтинг других кандидатов не более 3%, еще около 13% респондентов не определились.

Деятельностью Президента В.Зеленского довольны 36%, а 56% - не довольны, работой главы Верховной Рады Д.Разумкова довольны 24%, и 55% - не довольны. Работу Премьер-министра Д.Шмигаля одобряют лишь 12%, четверть не могут оценить его деятельность, и 62% - не одобряют. Деятельность Верховной Рады и Кабинета Министров одобряют еще меньше: около 10% - довольны их деятельностью, а почти 80% - не довольны.

В парламентском рейтинге лидирует партия «Слуга народа», которую готовы поддержать почти 28% среди тех, кто намерен голосовать и определился с выбором, за «Оппозиционную платформу» готовы проголосовать почти 16%, за «Европейскую солидарность» - 14%, за «Батькивщину» - около 10 %. Около 4% поддержали бы Радикальную партию и партию «Сила и честь». Около 3% готовы поддержать партию Шария, «Свободу», Украинскую стратегию Гройсмана.

Половина опрошенных склоняются к тому, чтобы поддержать на местных выборах в октябре именно местную партию, даже если она будет баллотироваться только в одной области, зато почти 30% намерены голосовать за известную национальную политическую силу.

 

II. Внешняя политика.

2.1 Леонид Кучма покинул минскую трёхстороннюю контактную группу.

Глава делегации Украины в Трехсторонний контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе, Леонид Кучма покинул свой пост. Об этом 28 июля сообщили на сайте Президента Украины.

Владимир Зеленский подчеркнул, что работа Леонида Кучмы в Минском процессе была чрезвычайно важной и одновременно сложной, и отметил, что с уважением и почтением относится к его решению о прекращении участия в деятельности ТКГ. Леонид Кучма отметил, что и в дальнейшем в случае необходимости готов делиться опытом и предоставлять консультации относительно шагов на пути к установлению мира.

Обсуждается три основных версии его ухода.

Первая – состояние здоровья. Леониду Даниловичу скоро исполнится 82 года. В таком возрасте ему действительно объективно трудно выполняет далеко не самую спокойную работу в ТКГ.

Вторая – Зеленский и Ермак хотят поставить во главе ТКГ своего человека.

Третьей вероятной причиной ухода Кучмы могут быть попытки Зеленского использовать минский процесс для своего пиара накануне местных выборов. И Леонид Кучма не желает в этом участвовать.

На пост главы ТГК рассматривалось несколько кандидатов. Среди них наиболее вероятными были вице-премьер-министр Украины, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников, а также первый президент Украины Леонид Кравчук.

Смена главы ТГК - это стремление Андрея Ермака усилить свои позиции и полностью замкнуть ситуацию в отношении Донбасса на себе и своей команде.

До назначения нового главы Минскую трехстороннюю контактную группу временно возглавлял вице-премьер Алексей Резников. Напомним, что Алексей Резников апеллирует к истечению сроков выполнения Минских соглашений. Введение его в состав ТКГ могла быть с определённой целью – пересмотр Минских соглашений.

Ранее Замруководителя администрации президента России Дмитрий Козак в ответ на заявление Резникова указал, что эти слова могут означать выход Киева из минского и нормандского форматов по урегулированию в Донбассе.

Ключевое разногласие главы ОП Андрея Ермака и Замруководителя администрации президента России Дмитрием Козаком – это передача границы неподконтрольных территорий с Россией Киеву. Ермак настаивает на том, что контроль над границей со стороны Украины должен быть установлен до выборов на неподконтрольных Киеву территориях. В то время как Козак считает, что передача границы должна состояться после выборов.

В дальнейшем Дмитрий Козак заявил о выходе России из переговоров советников по Донбассу, назвав переговоры в таком формате «бессмысленными».

Это не придает оптимизма в отношении дальнейшего развития всего мирного процесса и ставит его на грань срыва. Поскольку стороны конфликта имеют совершенно разное представление в отношении окончательного установления мира. И поэтому необходимый компромисс не может быть достигнут. Для завершения конфликта необходимо, чтобы стороны оперировали одинаковыми определениями, что в настоящее время не наблюдается. Попытки украинской стороны втянуть Россию в переговорный процесс уже не как наблюдателя, а как участника конфликта в основном являются неудачными. В то время как Президент Украины делает акцент на том, что Украина решает с Россией, а не с ЛДНР вопросы перемирия. Пресс-секретарь Путина, Дмитрий Песков, настаивает, что «Россия не является стороной в войне на Донбассе, а поэтому не должна становиться гарантом соблюдения там режима прекращения огня». В результате этого вполне ожидаемо, что война и в дальнейшем продолжится в вялотекущем режиме.

2.2 Дмитрий Козак заявил о выходе России из переговоров советников по Донбассу.

Заместитель главы Администрации президента России Дмитрий Козак написал письмо, адресованное главам МИД и канцеляриям лидеров Германии, Франции и Украины, где предложил отказаться от переговоров по Донбассу на уровне советников лидеров «нормандской четверки».

Дмитрий Козак заявил, что работа советников глав государств «нормандского формата» неэффективна, и назвал переговоры в таком формате «бессмысленными».

По его словам, соглашение о прекращении огня в Донбассе принималось без участия Франции и Германии, целиком основываясь на предложениях Москвы. Кроме того, Козак раскритиковал проект документа в рамках «нормандской четверки», поскольку попытки наполнить его смыслом «не встречают никакого энтузиазма у других участников формата». «Это приводит к мысли прекратить бессмысленные переговоры советников №4. Эксперимент можно продолжить, но уже без России. Со всей ответственностью заверяю, что я не намерен дальше участвовать в этом бесконечно длящемся «спектакле» с откровенной имитацией бурной деятельности по урегулированию», — написал он.

Козак предложил ограничить работу помощников лидеров Украины, России, Германии и Франции исключительно техническим сопровождением встреч глав государств. При этом согласование вопросов, которыми сейчас занимаются советники, он предложил передать министрам иностранных дел «нормандской четверки».

В результате общий процесс мирного урегулирование по Донбассу оказался на гране срыва. Ранее Козак заявил, что переговоры политических советников лидеров «нормандской четверки» по вопросу статуса Донбасса не привели к результатам из-за позиции Киева. Он рассказал, что Украина не смогла предоставить четкого и внятного ответа о сроках разработки документа, который позволит внести в Конституцию страны поправки с целью закрепления статуса Донбасса.

В свою очередь, в Офисе Президента Украины считают, что говорить о прекращении переговоров нет повода. А письмо заместителя главы администрации президента России Дмитрия Козака о бесперспективности дальнейших переговоров советников лидеров государств нормандского формата является проявлением дипломатической игры. «Это как раз свидетельствует о большой эффективности переговоров, несмотря на все сложности, которые возникают в процессе Градус переговоров может повышаться или снижаться, - это нормально, это дипломатия. И это - переговорная психология. Надо это понимать и спокойно относиться к подобным письмам и их интерпретациям», - заявил руководитель ОП Андрей Ермак.

2.3 Зеленский назначил Кравчука главой делегации трехсторонней контактной группы.

30 июля Президент Украины Владимир Зеленский назначил первого президента Украины Леонида Кравчука председателем украинской делегации в ТКГ. На сайте Президента Украины было опубликовано соответствующее распоряжение №424/2020-рп, которым Леонид Кравчук уполномочен "представлять Украину в Трехсторонней контактной группе по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях".

Новый глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе назвал два возможных компромисса по Донбассу. При этом об особом статусе региона речь не идет. «Особый статус Донбасса. Я это не воспринимаю, потому что мне непонятно, что это такое. Но я могу воспринять не «особый статус», а «особую систему управления» в этих регионах. Это уже компромисс. Управление, но не статус», —заявил Леонид Кравчук.

Второй момент – свободная экономическая зона на Донбассе. Кравчук напомнил, что во времена своей каденции подписал закон о свободной экономической зоне на Донбассе.

«Это мог бы быть один из шагов для того, чтобы люди начали действовать, и решать сложные вопросы, привлекая туда инвестиции, чтобы сравнительно быстро восстановить жизнь и дать людям шанс работать, зарабатывать и жить нормально.»

Глава делегации отметил, что эти компромиссы не касаются суверенитета Украины. Однако с предоставлением особого статуса ситуация совсем иная.

«Вот я назвал два возможных компромисса. Они не касаются суверенитета. А по вопросу особого статуса, это уже какая-то отдельное государство будет, с какими-то особыми политическими полномочиями.»

По мнению нового главы делегации, «принципиальность» украинской позиции теперь надо совместить с «компромиссностью» – и это усилит позицию Украины в переговорах. Своей задачей он называет установление мира на Донбассе. «Мы должны искать компромиссы, взаимные уступки. Наши украинские вопросы должны решаться не за счет российских, но и российские не могут решаться за счет Украины. Мы должны договариваться, чтобы это было взаимно нужными договоренностями и никому не пришло в голову взять верх над кем-то.

В отношении заявления Дмитрия Козака о выходе России из переговоров советников по Донбассу, Леонид Кучма рассматривает его как предложение исключительно самого Козака и не считает пока общим решением российской власти: «Я не знаю, имеет ли право Козак, как и Кравчук, как и Ермак, говорить за всю Россию или за всю Украину. Если это скажет Путин, или Зеленский, это уже решение государства. Поэтому Козак может в демократической стране говорить свое мнение. Но он призван для того, чтобы на основе решений минского формата формулировать какие-то предложения и представить их российским властям. Если власть с этим согласиться и примет такое решение, и объявит его - это уже будет решение власти. Решение Козака - это предложение, а не решение.».

Смена главы ТГК вряд ли окажет серьезное влияние на содержание переговорного процесса. Роль полномочного представителя в украинской делегации в последнее время свелась к минимуму. В лучшем случае — это символическая фигура, которой приходится выступать в роли посредника и публично озвучивать основные линии Офиса президента.

Реальным переговорщиком в Минске остается вице-премьер, представитель в политической подгруппе Алексей Резников, который также рассматривался на пост главы ТГК. Но Зеленский сделал выбор в пользу первого президента. Его решение можно объяснить следующими причинами. Бывший президент Леонид Кравчук во главе украинской делегации автоматически усиливает ее статус, и российскому представителю Борису Грызлову будет более комфортно вести с ним диалог, чем с представителями новой украинской власти. К тому же, его назначение может частично успокоить националистов, которые нагнетают тему «национального предательства». В своих первых комментариях Кравчук сразу же заявил, что «не воспринимает» особый статус Донбасса. Он также высказался за участие США в переговорах по решению конфликта на востоке Украины.

2.4 Итоги мирного урегулирования по Донбассу.

С 27 июля в Донбассе на линии разграничения должен был начаться "полный и всеобъемлющий" режим прекращения огня. Но уже через несколько часов с украинской стороны прозвучали заявления о нарушении противником режима перемирия. В свою очередь лидеры самопровозглашённых республик назвали заявления украинской стороны «провокацией».

Стоит отметить, что это уже более чем двадцатая по счету попытка договориться о полном перемирии на линии разграничения с начала войны в 2014 году. Ни одна из них так и не привела к устойчивому прекращению огня. Начало перемирия обычно встречает сопротивление со стороны патриотически настроенной части украинского общества. Уже вечером в понедельник, 27 июля, возле офиса президента Украины в Киеве была запланирована акция протеста.

Несмотря на миролюбивую риторику, сомнения в целесообразности выполнения минских договоренностей, прозвучили и со стороны украинских властей. 9 июля вице-премьер Украины и член украинской делегации в ТКГ Алексей Резников заявил, что соглашения уже не отражают реалий на востоке Украины.

15 июля Верховная рада назначила очередные местные выборы на октябрь этого года. При этом они не пройдут на территории неподконтрольных Киеву отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) и аннексированного Россией Крыма.

С российской стороны в ответ прозвучала критика относительно заявления Резникова и решения украинского парламента. Во время беседы Зеленского и Путина российский президент охарактеризовал постановление Верховной рады о проведении местных выборов как противоречащее минским соглашениям и ставящее под угрозу перспективы урегулирования конфликта.

В настоящее время переговоры в очередной раз заходят в тупик, что ощущается всеми участниками. Не стоит ожидать, что замена главы ТГК на первого президента Леонида Кравчука окажет какое-либо влияние на содержательность переговоров. Смена главы ТГК - это стремление Андрея Ермака усилить свои позиции и полностью замкнуть ситуацию в отношении Донбасса на себе и своей команде. На фоне активного сопротивления части украинского общества, Зеленскому показывают, за какую черту в его мирных инициативах заходить не следует.

В свою очередь, красные линии, обозначенные Киевом (отказ от закрепления особого статуса в Конституции Украины, передача границы под контроль Украины или международный контроль до проведения выборов), не отставляют возможности для компромисса ни со стороны России, ни со стороны непризнанных республик. Что не придает оптимизма относительно перемирия, которое началось в этот понедельник.

В данной ситуации у России нет большого интереса в проведении саммита «четверки», на котором настаивает Украина. Письмо Дмитрия Козака можно интерпретировать как попытку усилить давление на Германию и Францию, поставив их перед угрозой выхода России из бессодержательного диалога на неопределенный срок. Перевод переговоров на уровень МИДов усложнит диалог и фактически означает, что надежды на продвижение в мирном процессе со сменой власти на Украине полностью себя не оправдали.

После начала конфликта по большому счету существуют два варианта мира: мир на условиях Киева или мир на условиях Москвы. Сохранение конфликта низкой интенсивности дает определенные преимущества каждой из сторон. В настоящее время никто не согласится принять условия противника. И одновременно у каждой из сторон недостаточно сил и возможностей, чтобы осуществить свой собственный сценарий. Поэтому единственным приемлемым вариантом в сложившейся ситуации будет сохранение статуса-кво.

2.5 Сенаторы США предложили ежегодно выделять Украине по 300 млн. долларов военной помощи.

Важным событием в отношении конфликта на Донбассе стал законопроект, предложенный членами комитета Сената США о выделении Украине ежегодной военной помощи в размере $300 млн. За предоставление помощи украинским военным высказались как республиканцы, так и демократы. Сенаторы предложили также выделить деньги в размере до 4 млн долларов на обучение офицерского состава в Украине.

Инициатива была представлена председателем комитета по иностранным делам, членом Республиканской партии США Джеймсом Ришем и старшим демократом Робертом Менендесом, к которым присоединились сенаторы-демократы Крис Мерфи и Джин Шахин, а также республиканцы Роб Портман и Джон Баррассо.

В документе также содержится предписание назначить спецпредставителя США по Украине.

С уходом бывшего спецпредставителя США по Украине Курта Волкера внимание Вашингтона к проблемам конфликта на Донбассе существенно ослабилось, а Украина потеряла в Белом доме влиятельного лоббиста своих интересов в сфере безопасности, а также дополнительный канал коммуникации с Москвой. Курт Волкер подал в отставку на фоне скандала, разгоревшегося вокруг телефонного разговора президента США Дональда Трампа с украинским президентом Владимиром Зеленским.

Ранее журнал Foreign Policy со ссылкой на неназванные должностные лица в администрации США сообщал о том, что пост спецпредставителя США по Украине после отставки Волкера, скорее всего, будет упразднен, а обязанности, которые выполнял Волкер, будут распределены среди других американских официальных лиц, отвечающих за политику в отношении Украины. При этом издание отмечало, что американская администрация не может найти кандидата, который согласился бы занять пост спецпредставителя на фоне выше указанного скандала.

МИД Украины во время визита госсекретаря США Майка Помпео в Киев в январе 2020 года добивались назначения нового спецпредставителя по Украине, а также нового посла в Киеве.

Новая законодательная инициатива дает новое представление о том, в каком направлении будет развиваться политика Вашингтона в отношении конфликта на Донбассе после президентских выборов. С целью оказать дополнительное давление на Россию Соединенные Штаты продолжат усиливать украинское государство различными способами и вернутся к активной роли в переговорном процессе, от которой Вашингтон отказался после отставки своего спецпредставителя Курта Волкера.

Новый глава делегации Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе Леонид Кравчук также высказался за участие США в переговорном процессе по решению конфликта на востоке Украины.

2.6 Украина, Польша и Литва создают "Люблинский треугольник".

Украина, Польша и Литва заявили о создании нового союза - так называемого "Люблинского треугольника". Соглашение было достигнуто во время переговоров в польском Люблине.

Новый формат украинско-польско-литовского сотрудничества "Люблинский треугольник" предусматривает создание в МИД стран должностей офицеров связи и консультации на уровне министров и директоров департаментов.

Польский министр отметил, что "Люблинский треугольник" будет не формализованной институцией, а неформальной платформой для регулярных встреч и обмена информацией.

Он также выразил надежду, что следующая трехсторонняя встреча состоится в Киеве, где одним из основных вопросов будет совместная борьба с российской дезинформацией.

Глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба на совместной пресс-конференции так объяснил задачи объединения.

"Треугольник сосредоточится на углублении взаимодействия между нашими странами, но мы также видим большую перспективу в том, чтобы он стал инструментом для привлечения тех стран, которые нуждаются в более тесных контактах с Западом, с общеевропейскими структурами, и мы с коллегами будем помогать нашим друзьям и нашим соседям активнее взаимодействовать в этой сфере", - добавил Кулеба.

Объединение призвано решать вопросы политического, экономического и социального сотрудничества.

Одними из реальных целей нового объединения эксперты, называют включение Беларуси в западную сферу влияния. В том числе «Любленский треугольник», должен соответствовать политическим и экономическим интересам США, и воспрепятствовать развитию связей между Россией и странами Западной Европы. Прежде всего по энергетическим вопросам.

Во время встречи в Люблине министры иностранных дел Польши и Украины заявили об объединении усилий против строительства "Северного потока - 2". Это соотносится с планами США наладить поставки американского сжиженного газа в ЕС, заместив им российский газ.

При этом эксперты сомневаются, что Варшава и Вильнюс смогут оказать ощутимую поддержку Киеву в вопросе принятия Украины в НАТО.

"Главная задача - затруднить подачу российского газа на европейские рынки для увеличения доли там американских поставщиков. Для Украины членство обойдётся достаточно дорого - только потеря российского транзита газа - это около 2 млрд долларов ежегодно", - полагает Александр Ланецкий, управляющий международной консалтинговой компанией из Литвы.

Ранее Госсекретарь США Майкл Помпео в середине июля заявил, что американское внешнеполитическое ведомство включит “Северный поток-2” и “Турецкий поток” в число проектов, подпадающих под закон “О противодействии противникам Америки посредством санкций”. Вашингтон якобы видит в газопроводе «не коммерческий проект, а ключевой инструмент российского правительства по эксплуатации и усилению европейской зависимости от поставок энергоносителей из России».

Германская газета Die Welt сообщила, что власти США в последнее время усилили давление на европейских подрядчиков строительства газопровода “Северный поток-2” и угрожают им “далеко идущими” последствиями в случае продолжения сотрудничества с проектом.

III.Экономика.

3.1 Кабмин утвердил прогноз экономического и социального развития Украины.

Правительство на заседании в среду, 29 июля, утвердило прогноз экономического и социального развития Украины на 2021-2023 годы.

Кабмин сохранил прогноз падения экономики на 4,8%.

"Наш прогноз остается неизменным – это уменьшение ВВП на 4,8% в 2020 году... Мы движется по тому прогнозу, который разработало Министерство экономики", – сказал премьер-министр Денис Шмыгаль.

Минэкономики оценивает сокращение ВВП Украины в январе-мае 2020 года в 5,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Снижение промышленного производства по итогам пяти месяцев было на уровне 8,7%.

На прошлой неделе Национальный банк ухудшил прогноз падения ВВП Украины в 2020 году с ранее прогнозируемых 5% до 6%.

При этом, начиная с 2021 года, правительство закладывает среднегодовой рост ВВП на 4,6% в последующие годы.

Прогнозируется рост ВВП на уровне 4,6% в 2021 году, на 4,3% в 2022 году, на 4,7% в 2023 году.

Таким образом, номинальный ВВП в следующем году ожидается на уровне 4,505 трлн грн с дальнейшим ростом до 5,089 трлн грн в 2022-м.

Согласно прогнозам, в 2021 году ВВП Украины в абсолютном выражении практически достигнет уровня 2011 года, когда ВВП составлял 163,2 млрд долл. В абсолютном выражении ВВП Украины в 2021 году должен составит около 154,8 млрд долл.

А показатель 2013 года, когда ВВП составлял 183,3 млрд долл, украинская экономика при условии сохранения неизменным в 2022-23 годах курса доллара, сможет повторить в 2023 году, что является маловероятным.

По данным прогноза, дефицит торгового баланса в 2021 году составит 10,4 млрд долларов, в 2022-м – 13,6 млрд долларов.

Рост экспорта прогнозируется на 2,9% в следующем году и на 6,4% в 2022-м, тогда как рост импорта ожидается на уровне 10,6% и 10% соответственно.

Кабмин снизил размер взноса аудиторов в пользу органа общественного надзора до 0,5%.

Доработанный макропрогноз также предусматривает увеличение минимальной зарплаты в 2021 году до 6,25 тыс. грн (в два этапа – до 6 тыс. грн с начала 2021 года и до 6,5 тыс. грн с 1июля), а в 2022 году – до 6,7 тыс. грн и до 7,176 тыс. грн в 2023-м.

Номинальная среднемесячная зарплата, как пишут в прогнозе, достигнет в следующем году 13,632 тыс. грн и 15,414 тыс. грн в 2022-м. При этом безработица составит 9,2% работоспособного населения в следующем году и 8,5% – через год.

Прогноз относительно обменного курса на 2021 год был пересмотрен и теперь прогнозируется в среднегодовом выражении на уровне 29,1 грн/$1(с 29,7грн/$1) что ниже на 60 копеек. Нацбанк Украины, в свою очередь, выразил обеспокоенность по поводу возможности укрепления гривни в 2021 году больше прогноза.

 

3.2 МВФ мог заморозить программу stand-by для Украины.

В Международном валютном фонде не смогли однозначно ответить на вопрос о том, будет ли продолжена программа на $5 млрд для Украины. Постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман отказался подтвердить, что действующая программа Фонда в Украине идет по плану.

Всего от МВФ в этом году Украина планировала получить $3,5 млрд. 9 июня МВФ утвердил для страны новую программу stand-by на 18 месяцев в размере $5 млрд, из которых уже получены $2,1 млрд. В центре программы сотрудничества Украины и МВФ находятся независимость НБУ, текущая модель управления центральным банком, продолжение экономической политики инфляционного таргетирования, плавающего валютного курса, накопление международных резервов и укрепление финансового сектора.

После отставки бывшего главы НБУ Якова Смолия по собственному желанию, но "из-за политического давления", многие заговорили о срыве сотрудничества Украины с МВФ. Экс-глава регулятора Валерия Гонтарева заявляла, что МВФ должен приостановить сотрудничество с Украиной, пока президент не назначит независимого председателя Нацбанка. По ее мнению, Фонду стоит настоять на досрочной выплате кредита.

Новый глава НБУ Кирилла Шевченко входила в короткий список претендентов на эту должность от Офиса Президента. И со своей стороны Кирилл Шевченко 16 июля, заверил, что Национальный банк Украины полностью и в срок выполнит все взятые на себя меморандумом с Международным валютным фондом обязательства.

По данным СМИ, Фонд "мог заморозить" программу с Украиной, поскольку эксперты МВФ не посетили Украину с официальным визитом в июле.

 

Красовская Оксана

для Украинского Института политики.