Аналитический обзор важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в России с 31 октября по 06 ноября 2020 года

1. Внутренняя политика

1.1 В России вновь ухудшается ситуация с коронавирусом

Ситуация с распространением коронавируса в России постепенно ухудшается. После преодоления первой волны и относительного затишья в последние полгода, в России одновременно с остальным миром началась вторая волна ковид-19.

Так, в России уже несколько дней фиксируются более 20 тысяч новых случаев заражения, при этом у четверти инфицированных заболевание протекает бессимптомно. Наибольшее количество выявленных случаев традиционно в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Ежедневно от ковид-19 умирает около 70 человек. Всего с начала эпидемии в России заразились 1,7 млн человек, более 30 тысяч скончались.

В этой связи российские власти констатируют что пока не могут справиться с новой волной коронавируса и стабилизации распространения вируса не произошло. Из-за этого в российских регионах возвращаются к весенним коронавирусным ограничениям, в частности, ограничивается работа увеселительных заведений, вводятся QR-коды для посещения баров, восстановлен масочный режим в общественном транспорте и общественных заведениях.

Однако в настоящее время власти РФ отказываются возвращать жёсткие карантинные меры, обоснованно полагая, что новый локдаун нанесёт фатальный ущерб экономике и из-за этого жертв будет больше, чем от самого коронавируса. При этом положительной новостью является массовая вакцинация волонтёров в числе нескольких десятков тысяч человек, после чего власти готовят массовую кампанию по вакцинации населения.

2. Внешняя политика

2.1 В России оценили перспективу развития двухсторонних отношений после победы Байдена на президентских выборах в США

Основным событием мировой политики на прошедшей неделе стали президентские выборы в США, победителем которых по всей видимости будет объявлен кандидат от Демократической партии Джо Байден. Хотя к моменту публикации настоящего материала команда действующего главы Белого дома намеренна оспаривать результаты голосования, российские эксперты уже оценили перспективу развития двухсторонних отношений при президенте Байдене.

Хронологически первой стала статья бывшего министра иностранных дел и главы Российского совета по международным делам Игоря Иванова, который за день до самого голосования обозначил желаемую рамку сотрудничества двух держав. Указав на то, что Россия и США длительное время не смогут стать полноценными стратегическими партнёрами, Иванов обозначил основные сферы, в которых российско-американские отношения имеют основной потенциал для развития: сохранение договора о стратегическом наступательном вооружении, Арктика, космос, нераспространение ядерного оружия, совместные проекты в сфере науки, образования и культуры.

Одновременно с необходимостью создавать собственную повестку российско-американских отношений, большая часть экспертов крайне насторожено относятся к приходу к власти в США Байдена и стоящих за ним ультралевых сил. Так, программный директор Валдайского клуба Тимофей Бордачёв в колонке для «Взгляда» отметил, что нерешаемость системных проблем Соединённых Штатов могут подтолкнуть демократическое руководство страны к новым внешнеполитическим авантюрам.

В частности, российские эксперты прогнозируют обострение новых вызовов России, в первую очередь, на постсоветском пространстве. В частности, прогнозируется использование приграничных России лимитрофов, Украины, Белоруссии, стран Закавказья и Средней Азии для оказания постоянного давления на Москву.

Также прогнозируется увеличение турбулентности системы российской власти посредством увеличения финансирования прозападных НКО либеральной и левацкой направленности, а также активизация Семьи в качестве основного актора во взаимоотношениях российского государства и демократов. В этой связи существенно увеличиваются риски стабильности российской политической системы, особенно в контексте выборов в Государственную Думу 2021 года и ожидаемого обновления российской политической элиты.

Весьма вероятным в этой связи представляется выбор российским руководством политики неоизоляционизма, которая бы позволила минимизировать негативное внешнее влияние и одновременно сконцентрировать ресурсы на развитии самой России.

2.2 Россия продолжает занимать осторожную позицию по конфликту в Карабахе

Вспыхнувший с новой силой в сентябре этого года конфликт в Карабахе продолжает оставаться серьёзным вызовом для России. В результате наступления азербайджанских войск, армянские части потеряли существенную часть позиций в Карабахе, в настоящее время тяжёлые бои за стратегически важный город Шуши.

В этой связи премьер-министр Армении Никол Пашинян в очередной раз призвал разместить российских миротворцев в Карабахе и таким образом остановить конфликт. В свою очередь российский президент Владимир Путин занимает куда более выдержанную позицию, заявляя, что Россия делает очень многое для мира в Закавказье, однако российский лидер конкретизировал в чём именно эти усилия заключаются. Напомним, мирные переговоры в Москве не принесли желаемого результата и перемирие было сорвано сразу после его объявления.

В этой связи в социальных сетях армянами начинают распространяться крайне негативные оценки действий России, которая якобы оставила на произвол судьбы своего союзника по ОДКБ. Слабость этой позиции представителей армянской диаспоры, как представляется, заключается в том, что боевые действия так и не затронули территорию самой Армении, а Карабах так и не был признан Ереваном.

Уклончивая позиция России как представляется также обусловлена наличием больших, порядка 2-3-х миллионных диаспор армян и азербайджанцев на территории РФ, что обуславливает необходимость проведения Москвой осторожной и выверенной политики в отношении карабахского конфликта. Свою роль, очевидно, играет и то, что хотя армяне и требуют от России военной помощи, сами представители диаспоры массово не едут защищать свою родину.

В качестве инструмента контроля над армянской и азербайджанской диаспорами в крупных телеграм-каналах в последнее время начала публиковаться информация о коррупционных и криминальных связях представителей диаспор, таким образом выдавая этим кланам своего рода чёрную метку о недопустимости проявления этнических конфликтов на территории России.

Что касается участия Турции в конфликте в Карабахе, то Москва, как представляется, попустительствует Анкаре по причине очевидной слабости позиции последней, которая ведёт конфликты на множестве фронтов, в Сирии, Ливии, имеет напряжённые отношения с Грецией и Францией, столкнулась с финансово-экономическим кризисом и падением курса национальной валюты. Всё это приводит к тому, что Россия по всей видимости публично не стремится активизировать конфронтацию с Турцией из-за Закавказья, полагая, что турки не смогут долгосрочно оказывать в регионе определяющее влияние, тем более, без участия России.