Аналитический обзор важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в России с 07 по 13 ноября 2020 года

1. Внутренняя политика

1.1 В России набирает силу вторая волна коронавируса

Вторая волна коронавируса продолжается в России. Уже вторую неделю в стране фиксируется более 20 тысяч новых случаев заражения ковид в сутки. Всего за прошедшую неделю выявлено более 140 тысяч инфицирования, больше всего в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Также в России на этой неделе зафиксировано рекордное число смертей — более 400 случаев ежедневно.

В этой связи российские власти вводят новые ограничения. Так, с 13 ноября в Москве бары и рестораны будут работать до 23 часов, театры и кинотеатры будут принимать до 25% от возможной вместимости зрителей на спектаклях, закрыты библиотеки, а университеты переведены на дистанционное обучение. Также в Москве уже объявлено об отмене новогодних гуляний.

Для российской власти это, с одной стороны, влечёт новые вызовы, связанные с обеспечением социально-экономической стабильности в стране, а с другой — заставляет перестраивать политическую систему исходя из запросов общества и готовности к проведению выборов в Госдуму в 2021 году.

2. Внешняя политика

2.1 Россия приняла участие в процессе мирного урегулирования в Карабахе

Важнейшим событием российской внешней политики на прошедшей неделе стало подписанное при участии президента Владимира Путина соглашение о прекращении огня и урегулировании ситуации в Карабахе.

Напомним, в конце сентября этого года конфликт в регионе вспыхнул с новой силой. Азербайджанская армия перешла в наступление по всей линии соприкосновения и в начале этой недели смогла установить контроль над стратегически важным городом Шуша, занимающим доминирующую высоту в регионе. Перед угрозой полного военного поражения Армения вынуждена была пойти на заключение перемирия.

Соглашение, подписанное в ночь с 9 на 10 ноября президентом России, президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном, предусматривало полное прекращение огня воюющими сторонами и закрепление за Азербайджаном территории так называемого равнинного Карабаха (земли, де-юре не входящие в Нагорно-Карабахскую автономию), в частности, уже занятые азербайджанскими войсками, а также Агдамский, Газахский Кельджабарский и Лачинский районы.

Важным стало также развёртывание на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск российского миротворческого контингента в составе 1960 человек, при поддержке 90 бронетранспортёров и 380 единиц автомобильной и прочей техники. Миротворцы будут размещены в регионе на пять лет с возможностью продления их пребывания ещё на пять лет при условии, если ни одна из сторон конфликта не будет против. Также для наблюдения за ходом перемирия будет создан совместный российско-турецкий миротворческий центр, при этом турки не будут представлены военнослужащими непосредственно «на земле».

Что касается прочих условий перемирия, Азербайджан предоставляет Армении возможность строительства Лачинского коридора шириной пять километров из собственно Армении в Степанакерт, столицу непризнанной Нагорно-Карабахской республики. Контроль над коридором будут обеспечивать российские миротворцы. В свою очередь Армения разблокирует транспортное сообщение между Нахичеванью, азербайджанской автономией на Западе и самим Азербайджаном. При этом контроль над движением по этому коридору будет обеспечиваться Погранслужбой ФСБ России.

Достигнутые соглашения можно считать с одной стороны, крайне значимыми и успешными для, в первую очередь, России и Турции, с другой — соглашение трёх лидеров оставляет неурегулированными существующим противоречия между Арменией и Азербайджаном.

Что касается слабости заключенного перемирия, то и в Баку, и в Ереване сохраняются радикальные настроения: азербайджанцы полагают, что их остановили в шаге от полной победы и наверняка будут требовать окончательного решения карабахского вопроса, а для армян военное поражение спровоцирует усиление реваншистских настроений из-за утраты части фактически национальной территории. Это приведёт к дальнейшей милитаризации региона и, следовательно, к вероятному возобновлению боевых действий в среднесрочной перспективе.

При этом необходимо учитывать, что Россия и Турция фактически выполнили свои задачи по итогу этого конфликта. Анкара закрепила своё значительно усилившееся влияние в Закавказье, усилила своё влияние на Азербайджан и в целом укрепила свой статус главы тюркского мира.

В свою очередь Россия утвердила свой статус как страны, без которой никакой конфликт в регионе не может быть разрешён, Москва усилила своё влияние в Армении, получила фактически под своё управление Нагорный Карабах и обеспечивает контроль над транспортными магистралями в Закавказье.

В рамках пересмотра устоявшегося миропорядка и перехода к многополярному миру Россия и Турция также достигли своих целей, обессмыслив прежний Минский формат, существовавший под эгидой ОБСЕ при участии Франции и США. Таким образом, отныне именно крупные силы в регионе становятся определяющими при контроле над ходом конфликтов в Закавказье.

Необходимо также отметить показное невмешательство России в ход конфликта на стороне Армении и разрешение его на максимально выгодных, относительно своих стартовых возможностей, условиях. Всё это вписывается в утверждающейся в российской внешней политике принцип неоизоляционизма, в рамках которого Москва не намеренна более расходовать свои ресурсы ради интересов неверных союзников и стремится впредь достигать своих внешнеполитических целей используя минимально необходимые ресурсы.

2.2 Россия расширяет своё военное присутствие в Африке

Ещё одним значимым событием для российской внешней политики стало подписание соглашения об открытии в Судане пункта материально-технического обеспечения в Порт-Судане.

Речь идёт о создании полноценной военно-морской базы, на которой будут размещаться до 300 российских военнослужащих, средства РЭБ и ПВО. Наиболее значимым представляется возможность размещения в порту базы кораблей с ядерной энергетической установкой, иными словами речь идёт о возможности приёма и обслуживания ракетных крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Пётр Великий» и эскадр атомных подводных лодок «Гепард» и «Юрий Долгоруков».

Можно сделать вывод, что Россия готовятся ко всё большему своему вовлечению в африканские дела и развитию в той или иной форме кампаний в Сирии и Ливии. В частности, российская военно-морская база в Красном море, неподалёку от Баб-эль-Мандебского пролива позволяет обеспечивать проведение военных операций фактически по всей восточной и центральной Африке. Весьма вероятно, что помимо размещения собственно кораблей, базы также будут обеспечивать деятельность подразделений российских контрактников.

2.3 Россия перешла в контратаку в деле об отравлении Алексея Навального

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров на прошедшей неделе объявил о введении зеркальных санкций против немецких и французских чиновников из-за объявления их странами ограничений в адрес российских официальных лиц.

Напомним, несколько месяцев назад российский оппозиционер Алексей Навальный стал жертвой инцидента, который Запад интерпретировал в качестве отравления политики боевым отравляющим веществом «Новичок». После чего западные правительства ввели санкции в отношении российских официальных лиц.

В свою очередь Лавров впервые заявил о существующих основаниях полагать, что Навальный был отравлен или на борту самолёта, присланного за ним из Германии, или уже непосредственно в немецкой клинике «Шарите». Также глава российского МИДа прозрачно намекнул на причастность к этому инциденту людей, сопровождающих политика в полёте в Германию. Очевидно, речь идёт о Марии Певчих, являющейся автором или соавтором расследований Навального и которую обвиняют в работе на британские спецслужбы.