Аналитический обзор важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в Украине

Версия для печатиВерсия для печатиPDF versionPDF version

Аналитический обзор важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в Украине

(с 08.04.2019 по 14.04.2019)

 

І ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1. Особенности предвыборной гонки.

1.2. Пашинский заявил, что готовится ликвидация «Укроборонпрома».

1.3. Облгазы Фирташа продолжают самовольные доначисления дополнительных объемов газа потребителям.

1.4. Социология недели.

II ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1. Макрон встретился с Порошенко и Зеленским.

2.2. Основатель WikiLeaks Джулиан Ассандж задержан в Великобритании.

2.3. В Судане произошел военный переворот.

2.4. В Польше начались масштабные протесты учителей.

III ЭКОНОМИКА

3.1. Составлен ТОП-30 самых высокооплачиваемых руководителей госкомпаний Украины.

3.2. В Харьковской области зафиксирована субсидия в размере более 24 тысяч гривен.

3.3. Минэнерго планирует ввести налог для домашних солнечных электростанций.

3.4. МВФ спрогнозировал изменение курса гривны.

І ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1. Особенности предвыборной гонки.

На прошлой неделе действующий президент Петр Порошенко максимально направил всю свою деятельность на борьбу с оппонентом во втором туре президентских выборов. Ее можно разделить следующие основные направления:

1) запускание в информационное пространство фейковой и неподтвержденной информации, которая должна в итоге создать образ Зеленского как человека маргинализированного (например, распространение информации о том, что он якобы наркозависим1);

2) дискредитация Зеленского как профессионала: в рамках развития темы с дебатами провластная сторона постоянно пытается показать Зеленского как человека непрофессионального (якобы он боится дебатов, потому что не сможет вести дискуссию с Порошенко на высоком уровне из-за недостатка знаний) и трусливого (Порошенко внезапно появился в эфире 1+1, откуда призывал Зеленского с ним дебатировать или прямо по телефонной связи, или 14 апреля на стадионе, на что тот ответил, что будет на стадионе 19 числа – и бросил трубку2);

3) попытки переориентации внешнеполитического вектора Зеленского в глазах избирателей: команда Порошенко активно распространяет информацию о том, что Зеленский – крайне пророссийский политик, которого президент РФ хочет видеть во главе Украины3. Данная информация не соответствует действительности, поскольку пресс-служба Зеленского называла «ЛДНР» террористическими организациями, смысла в переговорах с которыми нет по причине того, что ключевые решения по вопросу принимаются в РФ4; сам Зеленский, обозначив свои первые 10 решений на посту президента, заявил, что пригласит США и Великобританию в Нормандский формат5, а также пообещал оставить Украину в программе сотрудничества с МВФ6; ранее он поддержал Супрун7. Поэтому можно сделать вывод, что за первое место во втором туре идет борьба между кандидатами, которые будут проводить практически идентичную внешнюю политику. Это означает, что в случае победы Зеленского все начатые в стране реформы будут идти в том же направлении.

По факту, Порошенко сражается не с Зеленским, а со своим антирейтингом почти в 50% (по данным опроса КМИС, Центра Разумкова и группы «Рейтинг» от 25 марта8), который после проводимой им черной пиар-кампании (направленной в первую очередь на рост антирейтинга Зеленского) мог еще увеличиться. А выступление на «самодебатах» на стадионе «Олимпийский» без оппонента (и в общем повышенная активность в медиапространстве) – это его ход для консолидации и мобилизации своих сторонников перед выборами.

1 https://vesti-ukr.com/vybory-2019/president/332642-zelenskij-narkoman-v-tsentre-kieva-pojavilis-strannye-palatki

https://www.youtube.com/watch?v=kaefT3-vj60

2 https://www.youtube.com/watch?v=qLGC1qJ2_4M

3 https://t.me/MakarenkoLive/432?fbclid=IwAR1QfZdiZ6gJGn1QrUJWyqcvStvE0tUte3hDDuJ2Eik5oPyTR4QxiuFy5VY

https://strana.ua/img/article/1952/39_main.jpeg

4 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2019/04/11/7211945/

5 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2019/04/10/7211779/

6 https://www.reuters.com/article/us-ukraine-election-zelenskiy-investors-idUSKCN1RO0P7?fbclid=IwAR27NiJiRD5YKYAnKBc8aL0s5oGkdpd0_Z_KvuyQZU5zlmhTAfOIrSDlm2s

7 https://www.youtube.com/watch?v=BfBP8Ca4_KI

8 http://ratinggroup.ua/research/ukraine/fbf79502c143988a988970c2d00bc940.html?fbclid=IwAR0SztnIBzvs_5OykfpwwccOR-gddk55L-98VT3a97gDLPHqkqqG160P8iE

1.2. Пашинский заявил, что готовится ликвидация «Укроборонпрома».

В предвыборном периоде возникают попытки со стороны отдельных представителей власти частично обелить репутацию Порошенко перед вторым туром.

Так, заместитель председателя фракции «Народный фронт» Сергей Пашинский заявил, что в парламенте готовится к рассмотрению законопроект о реформировании системы военно-промышленного комплекса, оставшейся стране в наследство еще от Виктора Януковича и до сих пор являющейся поводом для коррупционных скандалов, в рамках которого «Укроборонпром» вообще ликвидируют, а 80% государственного оборонного заказа рассекретят1.

Упоминание Пашинским того, что «Укроборонпром» создавался Януковичем, имеет целью перенести ответственность за коррупцию в секторе на предыдущую власть. Однако эта законодательная инициатива появилась лишь за две недели до выборов – и закон принять просто не успеют, потому он является лишь информационным вборосом для СМИ, чтобы показать населению, что работа в направлении прикрытия коррупционных схем ведется. Вряд ли стоит ожидать рассекречивания государственного оборонного заказа, потому что это может не только еще больше ударить по репутации Порошенко и его окружения, но способствовать обнародованию информации, порочащей людей, чьи фамилии до сих пор официально в деле не фигурировали (к примеру, как это случилось с делом Курченко, при завершении расследования по которому стало известно, что в нем фигурировали не только представители предыдущей власти, но и окружение Порошенко). Активное продавливание этого закона возможно в случае, если «Народный фронт», начиная парламентскую кампанию, решит путем раздувания нового скандала в рамках предвыборного противостояния с БПП повысить свои рейтинги.

1 https://censor.net.ua/news/3121800/my_gotovim_likvidatsiyu_ukroboronproma_i_rassekrechivanie_oboronnogo_zakaza_pashinskiyi

1.3. Облгазы Фирташа продолжают самовольные доначисления дополнительных объемов газа потребителям.

 

В Украине продолжается самовольное доначисление облгазами, принадлежащими Дмитрию Фирташу, лишних объемов газа потребителям. Так, ранее пресс-служба «Нафтогаз Украина» заявила, что дополнительные начисления объемов газа бытовым потребителям с использованием коэффициентов облгазами «Винницигаз», «Волыньгаз», «Киевоблгаз» и др.1 были незаконными. За такие действия группу РГК Фирташа может ожидать штраф до 850 тыс. грн. Но операторы газораспределительных сетей вопреки решению Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, продолжают начислять потребителям объемы газа по приведению к стандартным условиям. В счетах за март не только не был сделан перерасчет, но и доначислены объемы за март.

Алексей Хабатюк, замглавы департамента по энергоэффективности НАК «Нафтогаз» по этому вопросу на своей странице написал, что «НКРЭКУ обязана провести очередную проверку и подтвердить факт игнорирования облгазами решений регулятора. (…) Это вопрос энергобезопасности!»2

Сложившаяся ситуация показывает, что в Украине газовый рынок работает не по рыночным принципам, согласно которым конкуренция формирует стоимость конечной услуги, а цена на предоставляемую услугу формируется ее поставщиками в индивидуальном порядке, а конечный потребитель уже ставится перед фактом как сформированной для него цены, так и объемов предоставленной ему услуги, которую он мог и не использовать. Это указывает на то, что сферу нужно коренным образом реформировать, чтобы, во-первых, создать условия для рыночной конкуренции, а во-вторых, обезопасить потребителей от злоупотреблений на рынке со стороны местных компаний. Кроме того, возникают вопросы к бездействию антимонопольного комитета.

С другой стороны, ситуация может быть знаком слабости государственной власти в вопросах политического влияния на местные компании, функционирующие вне рыночной конкуренции и их несостоятельности решать подобные вопросы. Возможно, ситуация не решается из-за предвыборной политической нестабильности и изменится уже после выборов, когда будет сформировано новое правительство.

1 https://www.epravda.com.ua/rus/news/2019/04/11/646950/

2 https://www.facebook.com/oleksii.khabatiuk/posts/2367375119951805

1.4. Социология недели.

 

Последняя неделя не была богата соцопросами, видимо, по причине того, что их результаты могут влиять на группу неопределившихся избирателей, поскольку те часто склонны голосовать за лидера опроса. Скорее всего, большая часть результатов соцопросов выйдут не ранее чем за 3-4 дня до выборов.

Социологическая группа «Рейтинг» обнародовала результаты опроса, проведенного 5-10 апреля (выборка 3000 респондентов, погрешность не более 1,8%), согласно которому за Владимира Зеленского во втором туре выборов готовы проголосовать 71,4%, а за Петра Порошенко – 28,6%1.

В поддержку данного результата высказался и заместитель исполнительного директора Киевского международного института социологии, заявив, что, «если все сохранится, то результаты второго тура будут примерно такими, как показывают опросы»2.

Респондентов спросили о том, голосуют ли они за Зеленского или против Порошенко – и 41% избирателей Зеленского ответили, что голосуют против Порошенко, а 57% – за Зеленского. При этом Порошенко имеет более стабильных сторонников: за него голосуют 75% его избирателей, против Зеленского – 22%.

Таким образом, можно сделать вывод, что все черные технологии, используемые Петром Порошенко в предвыборном периоде, лишь повышают его антирейтинг, постоянно увеличивая электоральную поддержку его оппонента.

Кроме того, в данном социологическом исследовании проводился опрос ожиданий украинцев после выборов: 52% опрошенных ответили, что ожидают улучшения ситуации в стране в результате президентских выборов, 25% не имеют надежд на изменения, а 7% ожидают ухудшения ситуации. Учитывая, что большинство опрошенных поддержат Владимира Зеленского на выборах, сегодня у его политической силы были бы все шансы взять также и первое место на парламентских выборах. Беря во внимание, что 41% избирателей Зеленского голосуют именно против Порошенко, большая часть этих людей на парламентских выборах может проголосовать за другие политические силы.

 

 

1 http://ratinggroup.ua/ru/research/ukraine/monitoring_elektoralnyh_nastroeniy_ukraincev_5-10_aprelya_2019.html?fbclid=IwAR1ZUikWNpagcKRI6IVimLtE-F3jjpPCN5lHXeelzmCEadrGK5nDb1-6vKA

2 https://nv.ua/ukraine/politics/skoree-vsego-rezultaty-socoprosa-s-liderstvom-zelenskogo-podtverdyatsya-zamdirektora-kmis-50015981.html

II ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1. Макрон встретился с Порошенко и Зеленским.

 

Предвыборный период в Украине не обходится без прямой заинтересованности в нем лидеров стран ЕС. В преддверии второго тура украинских выборов президент Франции Эммануэль Макрон по очереди за закрытыми дверями встретился 11 марта с Петром Порошенко и Владимиром Зеленским. Комментируя встречу, Зеленский ответил, что говорили об остановке войны на Донбассе1, Порошенко же подробностей общения не раскрыл, но оба кандидата в президенты рассматривали эту встречу как собственную политическую победу.

С одной стороны, данное событие может рассматриваться как сигнал украинскому обществу о недостаточной самостоятельности кандидатов в президенты, летающих на «смотрины» к главе одного из европейских государств (особенно важно европейцам было познакомиться с Зеленским – наиболее вероятным победителем второго тура выборов, о котором как о политике европейская сторона практически ничего не знает). С другой стороны, встреча может быть выгодна лидеру Франции по причине участия французской стороны в Нормандском формате (на это указывает и названная Зеленским тема обсуждения), поскольку Макрон может хотеть взять первенство на переговорах (то есть, прибавить Франции геополитического веса в ЕС), а потому ему важно знать позиции по теме обеих кандидатов. Кроме того, встреча может быть сигналом важности выполнения Минских договоренностей украинской стороне, особенно в условиях строительства «Северного потока-2», при котором европейцам выгодно налаживание конфликта на Донбассе для минимизации возможности ухудшения отношений с РФ. Также встреча может быть сигналом о том, что Европа будет поддерживать Украину при любом избранном президенте.

1 https://strana.ua/news/195856-vstrecha-makrona-s-zelenskim-v-parizhe-onlajn-transljatsija-foto-video.html

2.2. Основатель WikiLeaks Джулиан Ассандж задержан в Великобритании.

 

Джулиан Ассанж, основатель сайта WikiLeaks, на котором много лет международной группой независимых активистов публиковались похищенные хакерами документы, свидетельствовавшие о коррупции, цензуре, военных преступлениях и закулисных сговорах западных элит, по запросу США арестован 11 апреля в Великобритании. До этого он скрывался в стране на территории посольства Эквадора и не мог его покинуть, поскольку сразу же был бы арестован и отправлен в Швецию, где ему выдвинуты сомнительные обвинения сексуального характера, никак не относящиеся к его разоблачительной деятельности. Существует высокая вероятность, что Швеция может передать Ассанжа США, на территории которых ему может грозить смертная казнь за разглашение секретных документов страны.

Посольство Эквадора передало Ассанжа властям Великобритании, поскольку новое его правительство в лице президента Ленина Морено пребывает в процессе налаживания хороших отношений с США. Также президент Эквадора также считал, что WikiLeaks был ответственным за публикацию разоблачающих документов, в которых речь идет о причастности Морено и его семьи к коррупции. Кроме того, на сайте МВФ размещён пресс-релиз1, в котором говорится о том, что утверждено соглашение о предоставлении Эквадору транша в размере 4,2 млрд долл с немедленной выплатой 652 миллионов – и уже через месяц произошла выдача Ассанджа, то есть, в этом поле тоже могут иметь место закулисные договоренности.

Учитывая предыдущую предвыборную президентскую кампанию в США, во время которой Россия обвинялась во вмешательстве в нее, после ареста Ассанджа тема может быть реанимирована в публичном пространстве в контексте того, какую роль во взломе компьютеров Пентагона и распространении взломанных русскими и-мейлов представителей Демократической партии сыграл WikiLeaks. Поскольку Хиллари Клинтон уже высказалась по поводу того, что Ассандж «должен ответить за то, что сделал»2, демократы США могут активно использовать эту тему в предвыборном президентском периоде перед 2020 годом.

 

1 https://www.imf.org/en/News/Articles/2019/03/11/ecuador-pr1972-imf-executive-board-approves-eff-for-ecuador

2 https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6326461

2.3. В Судане произошел военный переворот.

Геополитическая ориентация в одной их стран Африки снова может измениться. В Судане 11 апреля произошел военный переворот – и на следующий день после смены власти лидер переворота, министр обороны Судана Ахмед Авад ибн Ауф, добровольно ушел в отставку, поскольку протестующие считали его слишком близким к экс-президенту страны. Его преемником будет генерал-лейтенант. Уход министра стал победой для демонстрантов, и теперь они Абдель Фаттах Абдельрахман Бурхан требуют перехода к гражданскому правлению в стране, после чего будут готовы разойтись по домам.

Предыдущий лидер Судана Омар аль-Башир пробыл на посту почти 30 лет, и, с одной стороны, военным надоело ждать, пока он покинет пост по естественным причинам, а с другой – в стране поднимались народные протесты против власти.

Требования оппозиции по передаче власти народу поддержали США и Саудовская Аравия, а Иран выступил против иностранного вмешательства в дела Судана1. Активное информационное включение западных стран во внутренние события в Судане указывают на их заинтересованность во включении страны с новым правительством в свою сферу влияния. Это вписывается в процесс усиления активности США на территории Африки для противостояния РФ и Китаю.

При предыдущем правительстве Судан поддерживал Россию в ООН во время голосования по введению санкций за воссоединение Крыма с Россией. Ранее Судан находился в очень плохих отношениях с США и ЕС, и РФ была для него важнейшим поставщиком оружия и военной техники, а Судан для РФ – выгодным рынком сбыта продукции этого типа. Потому в данной ситуации Россия заинтересована в стабильности в стране с целью расширения собственного влияния в центрально-восточной части Африканского континента, а странам Запада выгодно установление в Судане прозападного правительства.

Что касается Саудовской Аравии, то она выражала солидарность с требованиями протестующих в Судане еще до переворота, заявляла, что пришедшие к власти военные должны учитывать требования протестующих, а также ошибки предыдущей власти, и выразила полную поддержку переходному правительству во главе с Аль-Бурханом. Таким образом, можно сделать вывод о вмешательстве страны во внутренние дела Судана и возможной материальной поддержке протестов с целью смены предыдущей власти.

Стоит отметить, что ослабление центральной власти или ее демократизация в странах региона (Йемен, Ирак, Ливия и др.) приводила к длительной политической и военной нестабильности в странах из-за деятельности там религиозно-экстремистских группировок. Потому, скорее всего, для стабильности в стране все-таки необходима власть военных, которые смогут им противостоять.

1 https://news.day.az/world/1110323.html

2.4. В Польше начались масштабные протесты учителей.

 

В Польше началась бессрочная забастовка учителей1, в которой готовы принять участие около 80% работников школ и детсадов. К забастовке педагогов призвали Профсоюз польских учителей и Форум профсоюзов. Протестующие добиваются повышения зарплат на 30% в 2 этапа: с 1 января 2019 года на 15% и с 1 сентября 2019 года на 15% при том, что правительство страны планировало повышения в те же сроки, но на 5%.

Сейчас средняя зарплата учителя в Польше составляет 790 евро (3380 злотых) при средней зарплате в Польше 929 евро. Таким образом, при повышении зарплат на 5% доходы учителей не достигнут уровня среднего дохода в Польше.

Это уже не первые протесты учителей в Польше: 18 декабря 2018 года там проходила общегосударственная акция протеста с требованиями повышения зарплат учителей на 232 евро (1000 злотых)2, однако они выполнены не были.

Учитывая всепольский масштаб протестов (почти 75% школ бастуют) и возможный срыв процесса обучения и предстоящих экзаменов в учебных заведениях, можно предположить, что правительству придется идти на компромисс и договариваться с протестующими.

По данным Госстата за 2018 год, в среднем работники образования в Украине получают 6,4 тыс. грн./мес.3, или 239,25 дол, а средняя зарплата по Украине в феврале 2019 года составила 9429 грн.4, или 352,48 долл. Учитывая такое бедственное положение работников образования в Украине и отсутствие протестов с требованием повышения зарплат, можно сделать два вывода:

1. В Украине отсутствуют трудовые профсоюзы, которые отстаивали бы интересы рабочих, возможно, по причине того, что государство не заинтересовано в такой их деятельности, потому они занимаются в основном сбором взносов и декларативной деятельностью, а не реальным отстаиванием интересов людей. Это подтверждает официальная страница Профсоюза работников образования и науки, на которой не касаются острых социальных вопросов, связанных с оплатой труда5;

2. Низкий уровень оплаты работы учителя приводит в отрасль или идейных людей (коих меньшинство), или тех, кто не смог устроиться на более высокооплачиваемую должность, что неизменно приводит к ухудшению уровня среднего образования в стране.

1 https://www.rmf24.pl/raporty/raport-strajk-nauczycieli/fakty/news-pierwszy-dzien-strajku-nauczycieli-nie-zawiesimy-strajku-na-,nId,2926410

2 https://korrespondent.net/world/4044832-v-polshe-uchytelia-protestuuit-yz-za-nyzkykh-zarplat

3 https://www.obozrevatel.com/economics/v-ukraine-uchitelya-gotovyat-protest-i-ugrozhayut-zabastovkoj-kak-i-pochemu-urezali-zarplatyi.htm

4 https://index.minfin.com.ua/labour/salary/average/

5 https://www.pon.org.ua/

III ЭКОНОМИКА

3.1. Составлен ТОП-30 самых высокооплачиваемых руководителей госкомпаний Украины.

 

 

Издание «Экономическая правда» составило ТОП-30 самых высокооплачиваемых руководителей госкомпаний Украины1. В первую десятку вошли:

 

 

Предприятие

 

Руководитель

Общая сумма

дохода в компании в 2018 году, грн.

Примерно за месяц, грн.

НАК «Нафтогаз Украины»

Андрей Коболев

47 100 000

1041000

Укрзализныця

Евгений Кравцов

7 274 761

606 230

«Энергоатом»

Юрий Недашковский

7 266 152

605 512

НЕК «Укрэнерго»

Всеволод Ковальчук

6 156 214

513 017

Конструкторское бюро «Южное» имени Янгеля 

Александр Дегтярев

5 509 203

459 100

Одесский морской порт

Виктор Войтко 

5 281 519

440 126

Международный аэропорт «Борисполь»

Павел Рябикин

4 575 142

381 261

«Укрпочта»

Игорь Смилянский 

3 958 541

329878

ДП «Администрация морских

портов Украины» 

Райвис Вецкаганс

3 348 620

279 000

Аграрный фонд

Андрей Радченко 

2 124 797

177 066

 

Из всего списка только Коболев, когда обсуждался вопрос его увольнения, обязался перечислять всю свою заработную плату на благотворительность2.

Согласно данным таблицы, можем видеть огромную диспропорцию между доходами топ-чиновников, по сравнению со средним доходом населения по стране, который в 2018 году составил 9141 грн.3

Кроме того, эксперимент с финансовой мотивацией управленцев в стране не удался: высокие зарплаты не являются гарантией того, что подконтрольное руководителю предприятие будет работать эффективно. Сегодня имеем сверхприбыли лишь в «Нафтогазе» за счет высоких тарифов на газ для населения и предприятий. К примеру, вторая в списке Укрзализныця констатировала в 2018 году убытки от пассажирских перевозок в сумме 5,5 млрд грн., причиной этому называя низкие тарифы на услуги4. Третий в списке «Энергоатом» также официально убыточный5, как и КБ «Южное»6, «Укрпочта»7 и др. Получается, что столь высокие зарплаты на убыточных предприятиях вообще не оправданы ничем: ни эффективным кризис-менеджментом, ни перспективными реформами, и они нуждаются в пересмотре.

1 https://www.epravda.com.ua/rus/news/2019/04/9/646867/

2 https://www.epravda.com.ua/rus/news/2019/04/8/646805/

3 https://index.minfin.com.ua/labour/salary/average/2018

4 https://cfts.org.ua/news/2019/02/15/ubytki_ukrzaliznytsi_ot_passazhirskikh_perevozok_sostavili_55_mlrd_griven_za_god_51733

5 http://www.ukrrudprom.com/news/Energoatom_predlogil_raspredelit_ubitki_ot_tarifov_dlya_naseleni.html

6 https://yuzhnoye.com.ua/

7 http://www.dsnews.ua/economics/ubytki-ukrposhty-v-2018-godu-uvelichilis-na-48-i-prevysili-30072018131900

3.2. В Харьковской области зафиксирована субсидия в размере более 24 тысяч гривен.

В Украине в условиях отсутствия государственного контроля за ценами на коммунальные услуги их размер иногда ограничивается не рыночной целесообразностью в совокупности с амортизационными расходами, зарплатами работникам, прибылью, НДС и т.д., а личными инициативами лиц, формирующих эти тарифы.

Так, в ПГТ Зачепиловка Харьковской области Министерством социальной политики зафиксирован максимальный размер назначенной субсидии – 24,2 тыс. грн. в месяц1. Поскольку размер назначенной субсидии напрямую зависит от установленных на местах тарифов на услуги, а тариф в Зачепиловке составляет 4255,58 грн./Гкал или 336,7 грн./кв. (при среднем колебании цен на отопление по Украине в пределах 35-42 грн./кв. м., или 1200 грн./Гкал2), и вышли такие суммы.

Данная ситуация указывает на то, что рынок поставок коммунальный услуг в Украине не работает, а без регулирования цены на местах иногда не ограничиваются практически ничем и являются полностью необоснованными. Таким образом, мониторинг тарифов на теплоэнергию просто необходим. Кроме того, заоблачная тарификация тепловой энергии компаниями является формой перераспределения бюджетных средств государства, которые в виде субсидии просто перечисляются на счета таких компаний, что может оказаться одной из коррупционных схем и приносит ущерб государственному бюджету Украины.

1 https://www.unian.net/economics/finance/10510548-v-minsocpolitiki-obyasnili-otkuda-berutsya-subsidii-na-kommunalku-po-20-tysyach.html

2 https://maanimo.com/indexes/142540-tarify-na-otoplenie-v-ukraine-sezon-2017-2018

3.3. Минэнерго планирует ввести налог для домашних солнечных электростанций.

При предоставлении электроэнергии украинцам государство хочет не только сохранить рынок для монополиста, с которым сотрудничает (ведь в случае реального работающего рынка электроэнергии цены на ее поставку могут снизиться, а с 2014 года они только повышались в разы1), но и ограничить возможности населения самостоятельно обеспечивать себя электроэнергией для удешевления платы за нее.

Так, министр энергетики Игорь Насалик (БПП) предложил правительству ввести ограничения для установки в Украине домашних частных солнечных электростанций мощностью до 30 кВт, поскольку уже 7,5 тыс. домохозяйств поставили такие частные СЭС общей мощностью 160 МВт, и это «переросло в высокорентабельный бизнес»2.

Ограничения могут помешать как развитию мелкого бизнеса по продаже электроэнергии, так и созданию конкуренции на рынке электроэнергии на местах, а также сыграют на руку монополистам, продающим электроэнергию по ценам, которые формируются непрозрачно.

1 https://maanimo.com/indexes/140163-novye-tarify-na-elektroenergiyu-v-ukraine

2 https://biz.censor.net.ua/news/3121261/minenergo_planiruet_ogranichit_rabotu_solnechnyh_elektrostantsiyi_naseleniya_obnovleno

3.4. МВФ спрогнозировал изменение курса гривны.

Период временного укрепления гривны с незначительными колебаниями ее курса, который мы могли наблюдать на протяжении последней недели1, обернется медленной девальвацией национальной валюты.

Международный валютный фонд в опубликованном отчете спрогнозировал постепенную девальвацию гривны до 2024 года2. При пересчете ВВП из гривны в доллары для 2019 года используется среднегодовой курс 28,681 грн. за доллар, а для 2020 года – 29,958 грн. за доллар. По состоянию на 15.04.2019 курс доллара, по данным НБУ, составил 26,71 грн.3, то есть, прогнозируемое удешевление гривны ожидается в пределах 2 гривен к концу года.

Согласно оценкам МВФ, в 2021 году украинская валюта может подешеветь до 30,55 грн. за доллар, в 2022 году – до 31,01 грн. за доллар, в 2023 году – до 31,47 грн. за доллар и в 2024 году – до 31,94 грн. за доллар.

 

Ева Антоненко

1 https://charts.finance.ua/ru/currency/cash/-/0/usd

2 https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2019/03/28/world-economic-outlook-april-2019

3 https://minfin.com.ua/currency/

Русский