Аналитический обзор важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в Украине (20 – 28 июля 2019 г.)

І ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1. В Украине завершились парламентские выборы.


26 июля ЦИК обработала 100% протоколов, и согласно их результатам в парламент проходят 5 партий: «Слуга народа» (43,16%), «Оппозиционная платформа – За жизнь» (13,05%), «Батькивщина» (8,18%), «Европейская солидарность» (8,10%) и «Голос» (5,82%).

Главными особенностями этих выборов стали:

1. Прошедшие выборы были конкурентными и относительно мирными. Если президентская предвыборная кампания характеризировалась масштабным использованием административного ресурса и рядом схем подкупа избирателей, то во время этой кампании влияние админресурса значительно ослабло и отсутствовали подобные «сетки» и «пирамиды». Однако имели место отсутствие контроля за финансированием избирательных кампаний политических партий, неравные условия в использовании СМИ, агитация со стороны государственных чиновников высших рангов и грязные мажоритарные выборы.

2. Парламентские выборы стали «третьим туром» президентских выборов: вошедшие первую десятку (кроме «Партии Шария» и «Голоса») имели сильных кандидатов на президентских выборах.

3. Значительно обновилась политическая элита: 3/4 парламента будут составлять новые лица. Кроме того, по мажоритарным округам не прошел ряд известных публичных личностей: Сергей Лещенко, Сергей Пашинский, Борислав Береза, Игорь Мирошниченко, братья Добкины, Андрей Ильенко, Надежда Савченко, Геннадий Москаль, Владимир Литвин, Борис Колесников, Сергей Кивалов, Елена Бондаренко, Евгений Червоненко и др. В большинстве случаев избиратели отдавали предпочтение представителям от «Слуги народа» без политического опыта, а иногда и без высшего образования. Это голосование, так и результаты второго тура президентских выборов, можно считать протестным: голосовали против старых политических лидеров за представителей политической силы с низким антирейтингом и без коррупционных скандалов, связанных с ее лидерами, в прошлом.

4. Националистические силы показали очень низкий результат: партия «Свобода» набрала 2,15%, и комбатов, а также радикальных националистов, которые пользовались популярностью после Евромайдана, в данном созыве ВР не будет. Это указывает на значительно снижение запроса украинского общества на радикально-националистическую и военную риторику, а высокий результат политической силы Зеленского, который говорил, что «хоть с чертом лысым готов договориться, лишь бы не умирал ни один человек»1, указывает на то, что в Украине сегодня очень большой запрос на урегулирование конфликта на Донбассе не военным путем, а путем переговоров. Однако о полном поражении националистических сил пока говорить рано, поскольку правое общественное мнение институализировалось и его нишу заняли «Голос» и «Европейская солидарность».

5. В данном созыве парламента будет 87 женщин, или 20,8% от общего количества депутатов (в предыдущем было 53).

6. Из всех избранных депутатов 9 человек имеют средне-специальное образование, а 4 – общее. Кроме того, по спискам СН прошли множество недостаточно компетентных для работы на депутатских должностях лиц, что, с одной стороны, подрывает авторитет парламента, а с другой – все равно не мешает поддержке СН как новой незапятнанной политической силе.

7. На данных выборах победителями стали супербренды («Слуга Народа», «Голос», «Партия Шария»), партии действия, а не риторики (ОПЗЖ, представители которой дважды вели переговоры в РФ; «Европейская солидарность», которая за последний год приняла ряд законодательных изменений, соответствующих декларируемым лозунгам «Армія. Мова. Віра»; «Батькивщина» с опытом в тарифной тематике). Проиграли же партии, которые базировались на риторике и старых брендах, не реформированных под новый общественный запрос.

1 https://glavred.info/ukraine/10037588-hot-s-chertom-lysym-zelenskiy-rasskazal-s-kem-gotov-idti-na-dogovory-radi-konca-voyny-na-donbasse.html

1.2. В парламенте Украины может быть сформировано однопартийное большинство.


По итогам парламентских выборов, партия «Слуга народа» в данном созыве Верховной Рады получает 254 мандата, то есть, может самостоятельно формировать парламентское большинство, и вести переговоры с другими политическими силами придётся только в случае необходимости получения конституционного большинства. Такая ситуация в Украине сложилась впервые.

Благодаря большинству президент без сложностей назначит своего премьер-министра и Кабинет министров, о составе которого не придется торговаться с другими политическими силами, а также заполнит свои квоты по другим должностям: глав Генпрокуратуры, СБУ, Минобороны, МИД и антимонопольного комитета.

Голосованием однопартийного большинства политическая сила без проблем сможет провести все запланированные ею реформы, главными из которых являются открытие рынка земли, введение страховой медицины, создание накопительной пенсионной системы, а также дальнейшая образовательная реформа.

Таким образом, при конституционно закрепленной парламентско-президентской форме правления в Украине по факту будет действовать президентская.

Главным ее минусом для президента будет то, что теперь нельзя будет свалить все недочеты работы на другие политические силы, и любые непопулярные реформы будут негативно влиять на репутацию как Зеленского, так и его политической силы. Кроме этого, из-за монобольшинства в парламенте будет отсутствовать необходимость обсуждения и договоренностей с другими политическими силами, из-за чего большинство избранной Рады не будет иметь достаточного количества сдерживающих элементов.

Однако стоит также отметить, что сама партия «Слуга народа» состоит из 6-7 групп влияния, которые будут преследовать свои интересы (бывшие УКРОПовцы, члены «Квартала 95», соратники Коломойского, застройщики, «грантоеды» и др.), есть вероятность, что по определенным вопросам внутри самой фракции не будет консенсуса, из-за чего для голосования может понадобиться поддержка других фракций.

Кроме этого, в области кадровой политики Зеленского есть три ключевые линии влияния: силовой блок контролируется Аваковым и Коломойским (возможно, Зеленский сбалансирует их фигурой генпрокурора); политический блок в основном контролирует «95 Квартал» - ближайшее окружение президента; внешняя политика и экономический блок остались за Пинчуком и Западом. При назначении премьер-министра внутри групп влияния может возникнуть конфликт, поскольку у каждой из них есть своя кандидатура премьер-министра.

1.3. Партии, набравшие более 2% голосов, будут получать государственное финансирование.


 

Согласно Закону «О политических партиях Украины»1, партии, которые набирают на выборах более 2% поддержки избирателей, будут получать финансирование из государственного бюджета.

Размер финансирования политических партий, согласно информации, полученной в НАПК, рассчитывается следующим образом: 2% от прожиточного минимума по состоянию на 1 января текущего года умножается на количество избирателей, которые поддержали набравшую 2% и более партию. Кроме того, дополнительно финансирование получат партии, которые соблюли в своих списках гендерные квоты: представителей одного пола в списке партии должно быть не более 70%: надбавка в этом году составит 28 млн. грн. на партию.

По состоянию на 1 января 2019 года, по данным Минфина, размер прожиточного минимума составлял 1921 грн./мес. для трудоспособных лиц2. Таким образом, стоимость одного голоса получается 38,42 грн.

Партия

Количество поддержавших избирателей

Размер финансирования из Госбюджета, млн. грн.

«Слуга Народа»

6 307 097

242,318

«Европейская солидарность»

1 184 515

73,509*

«Оппозиционная платформа – За жизнь»

1 908 087

73,308

«Голос»

851 669

60,721*

«Батькивщина»

1 196 256

45,960

«Радикальная партия»

586 294

22,525

«Сила и честь»

558 674

21,464

«Оппозиционный блок»

443 200

17,027

«Украинская стратегия Гройсмана»

352 895

13,558

Партия Шария

327 224

12,571

ВО «Свобода»

315 530

12,122

*Партии «Европейская солидарность» и «Голос» получают дополнительное финансирование за гендерные квоты.

Общая сумма бюджетного финансирования партий в 2020 году будет составлять 595,5 млн. грн.

Главной целью принятия данного закона была теоретическая возможность существования партий в Украине без влияния на них со стороны олигархических и финансовых групп, поскольку финансирование они уже получают. Также этот закон должен бороться с коррупцией в политике. Однако в список набравших более 2% партий на парламентских выборах 2019 года вошли также те, которые уже финансируются олигархами или даже возглавляются ими. То есть, на практике может получиться, что партии, зависящие от олигархов, независимыми не станут, а просто будут получать дополнительное финансирование за счет Государственного бюджета, а партии, получающие финансирование только из членских взносов, спонсорства и бюджета, опять будут находиться в неравных условиях, что может сохранить вероятность влияния на них.

1 https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2365-14

2https://index.minfin.com.ua/labour/wagemin/

1.4. Суд отменил переименование УПЦ.


 

Согласно сообщению юридического отдела УПЦ, 22 июля 2019 года суд отклонил апелляцию Минкульта по делу о переименовании УПЦ и запретил любые регистрационные действия, касающиеся УПЦ1.

Данный закон был принят 20 декабря 2018 года и предусматривал, что религиозная организация, входящая в структуру религиозной организации с центром в государстве, совершившим военную агрессию против Украины и временно оккупировавшим ее территорию, в названии обязана отображать принадлежность к такой религиозной организации за пределами страны2. Он нарушал ряд украинских и международных законодательств: ст. 24 и 35 Конституции Украины, положения Закона «О свободе совести и религиозных организациях», ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений и ст. 9 Конвенции о защите прав человека. Кроме того, его принятие было формой вмешательства государства в церковные дела, предвыборным пиаром предыдущей власти и могло привести к развитию межконфессионального конфликта.

Отмена нормы о переименовании УПЦ указывает на отсутствие влияния заинтересованной в данном переименовании предыдущей власти на судебную систему (которое было усилено через судебную реформу), а также на соблюдение украинского и международного законодательства в вопросах, касающихся религиозных организаций.

Также в минувшие выходные прошли крестные ходы: УПЦ провели свой 27.07, а СЦУ – 28.07. Раздельное проведение крестного хода, посвященного годовщине крещения Руси, указывает на непримиримый раскол внутри украинского православия, и проведение своих крестных ходов – это еще и в некоей мере способ «помериться» количеством прихожан каждой из церквей.

Как и в минувший год, на крестные ходы явились политики: 27 июля присутствовали представители бело-голубых сил (Вадим Новинский, Нестор Шуфрич, Юрий Бойко), а на ход 28 июля пришел Петр Порошенко. Путем разделения политиков между православными церквями идет политическое их разделение между прихожанами, что может приводить как к углублению раскола внутри украинского православия, так и к политически мотивированной принадлежности отдельных прихожан к определенным церквям.

Стоит отметить, что официально Владимир Зеленский занял позицию невмешательства в церковные дела: он не присутствовал ни на одном из ходов. Это может дать ему репутационный плюс, поскольку ассоциирование президента с одной из церквей сразу могло бы оттолкнуть от него его сторонников из другой церкви. Однако его поздравление с праздником появилось во второй половине дня 28 июля3, что может указывать на поддержку со стороны президента именно празднования даты СЦУ.

1 https://law.church.ua/2019/07/23/shostim-apelyacijnim-administrativnim-sudom-uxvalu-sudu-pershoji-instanciji-pro-zabezpechennya-pozovu-u-spravi-pro-oskarzhennya-religijeznavchoji-ekspertizi-zalisheno-bez-zmin/?fbclid=IwAR09PykqkwcIaGaAiZ1hQ-_tVi9xKWTBa5mLIFTmWxYl1sJyBQfIhQ64aTg

2 https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2662-19

3 https://twitter.com/ZelenskyyUa/status/1155422559057432581

1.5. Ефремова перевели из СИЗО под домашний арест.


 

Александру Ефремову, который был задержан 30 июля 2016 года и всё это время находился в СИЗО (ему суд 17 раз продлял арест на 2 месяца, не оглашая приговора) была изменена мера пресечения: его перевели под домашний арест.

Сразу же стоит подчеркнуть, что произошло это после смены власти в Украине: был избран новый президент, а парламент сменился настолько, что коалицию в нем будут формировать совсем другие представители обновленного политикума.

Содержать Ефремова под стражей предыдущей власти было выгодно: его арест стал показательным элементом запугивания для всех оппозиционных сил в стране, а также картинкой, которая якобы указывала на борьбу с сепаратистами (Ефремову вменялась организация захвата Луганской обладминистрации, помощь в захвате здания СБУ в Луганской области, содействие в создании «ЛНР» и др. обвинения, касающиеся сепаратизма). Смена пресечения для Ефремова именно сейчас указывает на то, что новая власть не заинтересована в дальнейшем его содержании под стражей, а значит, и само дело, которое на протяжении последних трех лет застыло на мертвой точке, может со временем развалиться, так как не будет более иметь под собой политической мотивации.

Ослабление преследования по политическим мотивам может поспособствовать закрытию политически мотивированных судебных разбирательств и возвращению в Украину политических эмигрантов: Николая Азарова, Игоря Гужвы, Андрея Мовчана, Владимира Скачко, Анатолия Шария и др.

1.6. Сравнительная социология периода парламентских выборов.


 

Украинский институт анализа и менеджмента политики составил сравнительную таблицу результатов социологических исследований, которые проводились за последнюю неделю до выборов, а также результатов экзитполов, сравнив их с официальными результатами выборов.

 

 

КМИС 16.07

Социальный мониторинг, Институт Яременко 17.07

Active Group 18.07

Рейтинг 18.07

Центр Разумкова 18.07

Экзитпол ТСН

Экзитпол «Социс» и Комитета избирателей Украины

Национальный экзитпол Центра Разумкова, КМИС и фонда «Демократические инициативы им. И. Кучерива»

Всеукраинский экзитпол

Результаты ЦИК

Слуга народа

52,3%

42,5%

40,8%

49,5%

44,4%

44,5%

44,71%

43,9%

42,7%

43.16%

Оппозиционная платформа - За жизнь

10,3%

15,1%

10,3%

10,5%

13,3%

12,5%

12,24%

11,5%

12,9%

13.05%

Батькивщина

5,8%

7,6%

6,6%

6,9%

8,5%

7,7%

7,56%

7,6%

8,5%

8.18%

БПП «Европейская солидарность»

7,9%

8,1%

8,2%

7,7%

7,5%

8,5%

8,54%

8,9%

8,8%

8.10%

Голос (С. Вакарчук)

4,0%

4,8%

6,6%

5,9%

6,8%

6,0%

5,94%

6,3%

6,5%

5.82%

Радикальная партия

2,4%

 

4,5%

2,3%

3,3%

 

2,64%

2,8%

3,1%

4.01%

Сила и честь (Смешко)

5,1%

4,6%

4,6%

3,8%

4,5%

 

3,67%

4,4%

3,9%

3.82%

Оппозиционный блок

3,0%

 

5,4%

3,1%

2,5%

 

3,15%

3,3%

2, 8%

3.03%

Украинская стратегия (В. Гройсман)

1,3%

 

3,1%

1,7%

2,0%

 

2,09%

2,2%

1,8%

2.41%

Партия Шария

1,5%

 

 

2,0%

0,8%

 

3,47%

3,1%

3,0%

2.23%

ВО «Свобода»

1,5%

 

 

2,2%

1,8%

 

2,12%

2,1%

2,2%

2.15%

Гражданская позиция

2,5%

4,8%

3,2%

1,4%

1,9%

 

1,22%

 

1,0%

1.04%

Партия Зеленых

 

 

 

 

 

 

0,34%

 

0,3%

0.66%

Самопомощь

 

 

 

0,5%

0,9%

 

0,61%

 

0,6%

0.62%

Аграрная партия (Ю. Крутько)

 

 

 

0,4%

0,1%

 

0,57%

 

0,6%

0.51%

Движение новых сил Саакашвили

 

 

 

 

 

 

0,43%

 

0,4%

0.46%

Сила людей

 

 

 

0,2%

0,3%

 

0,24%

 

0,2%

0.19%

Сила права

 

 

 

 

 

 

0,13%

 

0,2%

0.14%

Социальная справедливость

 

 

 

0,1%

 

 

0,11%

 

0,1%

0.11%

Патриот

 

 

 

 

 

 

0,07%

 

0,1%

0.11%

Независимость

 

 

 

 

 

 

0,06%

 

0,1%

0.05%

ВО «Факел»

 

 

 

 

 

 

0,07%

 

0,0%

0.05%

 

На основе этих данных можно выделить следующее:

1. Как предвыборные социологические опросы, так и результаты экзитполов давали «Европейской солидарности» третье место на выборах, а «Батькивщине» - второе с разницей в 1 – 1,5%, однако по результатам выборов «Батькивщина» обошла политическую силу Порошенко на 0,08%.

2. Рейтинг у «Оппозиционного блока» от Active Group (5,4% и прохождение в парламент) оказался завышенным: результат выборов показал среднее значение политической партии по остальным социологическим опросам от 2,8% до 3,15% и составил 3,03%.

3. Результат «Радикальной партии» оказался почти вдвое выше, чем по результатам практически всех социологических опросов (кроме Active Group) и составил не среднее значение в районе 3%, а 4,01%.

4. «Партия Шария», которую ряд рейтинговых агентств не включали в социологические опросы якобы потому, что ее рейтинг был в пределах социологической погрешности, по результатам выборов набрала 2,23% (согласно трем соцопросам, она набирала от 0,8% до 2,0%, а согласно результатам экзитполов – 3%). Результат данной партии стал феноменом прошедшей избирательной кампании, поскольку она набрала больше голосов, чем ряд системных политических сил, имеющих админресурс, широкую узнаваемость и доступ к государственным телевизионным эфирам.

Также необходимо отметить, что в начале парламентской избирательной кампании пятипроцентный барьер, согласно социологическим исследованиям1, преодолевали «Сила и честь», «Радикальная партия» и «Гражданская позиция», однако значительно утратили электоральную поддержку. Наибольшее электоральное проседание произошло у Игоря Смешко, который в первом туре президентских выборов набрал 6,04%, а по результатам парламентских получил 3,82%.

1 Динамика рейтингов политических партий от УИАМП https://uiamp.org.ua/sravnitelnaya-tablica-dinamiki-reytingov

II ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1. Премьер-министром Великобритании избрали Бориса Джонсона.


Есть вероятность, что избрание премьер-министром Великобритании евроскептика Бориса Джонсона могло бы в скором времени поставить точку в процессе затянувшегося Brexit и завершить выход страны из Союза. Ранее он предлагал британскому парламенту жесткий разрыв с ЕС без экономических договоренностей. Это может привести к активизации сепаратистских настроений в Шотландии, поскольку выход из ЕС вредит шотландской экономике.

Именно по причине такой радикальной позиции относительно выхода из ЕС его поддержал Дональд Трамп, пообещавший в таком случае в 3-4 раза увеличить объем торговли между странами.

Однако стоит отметить, что большинства консерваторов, поддержавшего Джонсона, у которых в парламенте лишь небольшой перевес, может не хватить для жёсткого разрыва с ЕС без сделки. Также есть вероятность, что новоизбранный премьер не решит идти на конфликт с парламентом в вопросе Brexit и не будет настаивать на жестком выходе, чтобы в самом парламенте не собралась коалиция с достаточным количеством голосов для его отставки. По этой причине наиболее вероятно, что процесс Brexit будет и далее затягиваться, чтобы учесть большинство политических и экономических интересов напрямую зависящих от него сторон. Также затягиванию Brexit способствует ослабление миграционного кризиса, который был одним из важнейших его причин.

2.2. Лукашенко подписал закон об уголовной ответственности за оправдание нацизма.


23 июля пресс-служба Александра Лукашенко сообщила о том, что Лукашенко подписал Закон «Об изменении уголовного кодекса Республики Беларусь»1, которым, помимо прочих норм, теперь будет установлена уголовная ответственность «за умышленные действия по реабилитации нацизма наравне с разжиганием расовой либо иной социальной вражды». Согласно новому закону, в список запрещенной символики, которая будет подпадать под уголовную статью, входит вся бандеровская символика, а именно: черно-красный флаг УПА, герб батальона «Азов» («волчий крюк»), портреты Бандеры и Шухевича, а также свастики и руны, используемые в прошлом нацистами и их союзниками2. За публичную демонстрацию, распространение или хранение данной символики может грозить до 5 лет тюрьмы.

Закон был подписан после избрания президентом Владимира Зеленского и проигрыша Петра Порошенко, который являлся сторонником националистической идеологии: при нем вступил в силу закон о признании участниками боевых действий ОУН-УПА и других военизированных националистических организаций, провластными партиями обсуждалось восстановление звания Героя Украины Степану Бандере3, а полк «Азов» входил в подчинение МВД Украины. Если бы данный закон подписали во времена президентства Порошенко или парламентской коалиции, которая формировалась бы пронационалистической политической силой, это ухудшило бы отношения между Украиной и Беларусью. Судя по тому, что закон принят именно сейчас, белорусское руководство рассчитывает, что новая власть в Украине не будет продолжать политику героизации вышеназванных организаций и персоналий.

Запрет нацистской символики может быть связан с набирающими популярность националистическими движениями в Беларуси, которые базируются на правой идеологии и могут вдохновляться примером увеличения популярности националистических движений в Украине после 2014 года (особенно учитывая, что в 2014-2016 гг. отдельные представители Беларуси принимали участие в боевых действиях на Донбассе на стороне Украины и фотографировались с запрещенной ныне символикой).

Кроме того, это политический шаг в сторону РФ, в которой запрещен ряд украинских националистических организаций («Правый сектор», УПА, УНА-УНСО, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Братство» и др.).

1 http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-podpisal-zakon-ob-izmenenii-ugolovnogo-kodeksa-21616/

2 https://www.pressinform.net/ru_ru/u-lukashenko-budut-sazhat-za-simvoliku-upa/

3 https://interfax.com.ua/news/general/551082.html

III ЭКОНОМИКА

3.1. Минфин понизил ставки по облигациям внутреннего займа.


Согласно данным Министерства финансов Украины, на минувшей неделе Национальным банком Украины были понижены ставки отсечения по гривневым облигациям внутреннего займа с 17,4% до 16,73% за шестимесячный займ и с 17,74% до 16,99% за годовой займ1.

По сравнению с доходностью облигаций стран Европейского союза, это все равно очень высокое значение: в Европе доходность гарантированных облигаций не превышает 5%, а в среднем составляет 2,5-3% за период2.

Ставки отсечения облигаций формируются на основе следующих факторов:

-развитости экономики страны;

-стабильности национальной валюты страны;

-инвестиционной привлекательности страны;

-уровня финансового риска при покупке облигаций.

Таким образом, чем ниже уровень инвестиционной привлекательности и выше риск инвестирования в ценные бумаги конкретной страны, тем выше будут процентные ставки по государственным облигациям как внутреннего, так и внешнего займа. Потому столь высокая ставка отсечения по гривневым облигациям устанавливается для повышения привлекательности ценных бумаг в среде инвесторов и указывает на высокий риск нестабильности национальной валюты.

Кроме того, привлечение валюты путем продажи государственных облигаций в настоящее время значительно укрепляет курс гривны относительно иностранных валют. Однако данная ситуация является «бомбой замедленного действия» для украинской валюты: деньги за облигации необходимо будет возвращать вместе с высокими процентами, что в периоды возвращения может значительно обвалить курс в случае, если национальная валюта не получит поддержки в виде нового заимствования.

1 https://www.minfin.gov.ua/news/borg/rezultaty-auktsioniv

2 https://ru.tradingview.com/markets/bonds/prices-europe/

3.2. В августе еще более снизится цена на газ для населения.


 

По сообщениям Правительственного портала, в августе 2019 г. цена на газ для населения снизится на 5,5%, по сравнению с июлем1. Это уже третье снижение цены в этом году: впервые она была снижена с 1 мая 2019 года с 8550 грн. за тыс. кубометров до 8247 грн. за тыс. кубометров, в июле цена опустилась еще на 7,3%, или на 436,11 грн. за тыс. кубометров.

Этим действиям правительства Владимира Гройсмана может быть три основные причины:

1. Первые снижения цен делались в период президентской и парламентской предвыборных кампаний, вероятнее всего, для повышения рейтингов предыдущей власти, будучи, по сути, частью пиар-кампании как кандидата в президенты Петра Порошенко, так и партии Владимира Гройсмана. За время премьерства Владимира Гройсмана (с 14 апреля 2016 года по нынешнее время) цены на газ для населения стабильно повышались, а снижение их началось лишь в период предвыборной кампании.

2. Снижение цен на газ для населения в августе также может нести в себе политическую подоплеку, поскольку либерализация цен путем уравнения их стоимости с ценами для промышленности является одним из условий МВФ для предоставления кредитных траншей Украине. Из-за невыполнения Украиной оговоренных условий, вероятнее всего, Украина не получит запланированные транши в 2019 году и продолжит искать альтернативные источники финансирования (сегодня это продажа облигаций под гораздо более высокие проценты), из-за чего в кратко- и среднесрочном периоде бюджет понесет большие убытки за счет высокой процентной ставки. Если же новое правительство решит продолжить либерализацию цен, эти действия будут негативно восприняты населением, что приведет к снижению поддержки политической силы Зеленского и его самого, особенно в условиях монокоалиции.

3. Гройсман уже сейчас начал работать на следующие парламентские выборы путем стандартного пиара себя как политика: поддержкой социальных программ, снижения цен и т.д.

 

Ева Антоненко

1 https://www.kmu.gov.ua/ua/news/uryad-domigsya-znizhennya-cini-gazu-na-25