Аналитический обзор важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в Украине

Версия для печатиВерсия для печатиPDF versionPDF version

Аналитический обзор

важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в Украине

 

(с 18.02.2019 по 24.02.2019)

І ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1. Предвыборная борьба: Тимошенко и Аваков против Порошенко.

1.2. Заявления Евгения Марчука о необходимости идти на компромиссы в вопросе введения на Донбасс миротворцев.

1.3. Годовщина расстрелов на майдане: заявления о ходе расследования и пиар на памятной дате.

1.4. Заявления Л. Кучмы о вероятности нового майдана.

1.5. Вступление в силу изменений в Конституцию относительно закрепления курса на вступление в ЕС и НАТО.

1.6. «Околоцерковные» новости.

1.7. Электоральные настроения.

Итоги.

II ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1. Ситуация в Венесуэле.

2.2. Послание Владимира Путина Федеральному собранию.

2.3. Заявления венгерской стороны о «полуфашистской» сущности украинского закона об образовании.

2.4. Украина вошла в тройку стран по уровню нанесённого России экономического ущерба.

2.5. «Азовские» санкции ЕС и пакет поддержки Украины в регионе.

Итоги.

III ЭКОНОМИКА

3.1. Журналистский подсчёт примерных затрат кандидатов на избирательную кампанию.

3.2. Кабмин обещает выплатить монетизированные субсидии вместе с пенсиями.

3.3. Долги Пенсионного фонда перед Государственным казначейством.

3.4. Покупка агрохолдингом Юрия Косюка крупнейшей птицефабрики Словении.

Итоги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

І ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1. Предвыборная борьба: Тимошенко и Аваков против Порошенко.

Главными ньюсмейкерами прошлой недели стали избирательные штабы Петра Порошенко и Юлии Тимошенко, соревновавшиеся между собой в «срывании покровов» со схем подкупа избирателей при помощи поддерживающих их силовых структур (МВД – на стороне Тимошенко; СБУ, ГБР, и ГПУ – на стороне Порошенко).

21 февраля сотрудники Национальной полиции в Сумах задержали агитаторов от Блока Петра Порошенко, якобы незаконно использовавших помещение в жилом доме с целью проведения предвыборной агитации. Ответ не заставил себя долго ждать, и в тот же день Генеральная прокуратура возбудило производство по факту «превышения полномочий сотрудниками Нацполиции»1 (схема, применявшаяся для борьбы против МВД ещё две недели назад после попытки радикалов штурмовать одно из райуправлений полиции в Киеве).

В тот же день, Служба безопасности заявила, что разоблачила «избирательную пирамиду» под руководством народного депутата от «Батькивщины», которая работала в ряде регионов Украины и должна была обеспечить Ю. Тимошенко победу на выборах2. В связи с этим, сотрудники спецслужбы, совместно с представителями Генеральной прокуратуры и Государственного бюро расследований, провели 30 обысков в офисах «Батькивщины» в разных регионах. Нардеп от «Батькивщины» Руслан Богдан опроверг обвинения СБУ в том, что он, якобы, причастен к организации "агитационной пирамиды" для фальсификации результатов выборов3.

Словно в ответ на расследование дела об «избирательной пирамиде» сторонников Тимошенко, руководитель МВД Арсен Аваков заявил, что заместитель главы фракции БПП в парламенте Сергей Березенко фигурирует в уголовных производствах о нарушениях избирательного законодательства4. Сам Березенко назвал обвинения клеветой, однако, в околополитической среде давно (ещё с осени) было известно, что в штабе П. Порошенко он будет отвечать за работу на местах. Выстраивание сети – один из видов этой работы, потому обвинения Авакова выглядят логично, хотя доказать их вряд ли удастся.

Накануне «шокирующего разоблачения» Березенко, Аваков заявил, что против него готовят провокацию, суть которой заключается в перечислении на его счета крупной суммы из-за рубежа (возможно, даже из России)5. Учитывая растущий накал предвыборной борьбы, не исключено, что подобные провокации действительно могут иметь место, и предупреждая о них заранее, министр пытается обезопасить себя, сорвав планы оппонентов. Кроме того, глава МВД заявил, что сотрудники СБУ использовали дело об убийстве активистки Екатерины Гандзюк для дискредитации полиции6. В целом, говоря это, он был прав, с одной лишь оговоркой: основной целью являлась дискредитация не МВД, а Юлии Тимошенко, к которой и пытались «приклеить» дело Гандзюк.

К слову, попытки эти (пусть и не столь интенсивные как раньше) продолжались на протяжении всей недели. Информационное пространство подогревали то новостями об обысках в Николаевском горсовете7, то о причастности к убийству Гандзюк руководителя Нацполиции в Херсонской области Артура Мерикова8, то о том, что за отцом покойной следят люди В. Мангера, обвиняемого в её убийстве9. Все эти новости – ни что иное как попытки оживить тему дела Гандзюк в условиях ожесточающегося противостояния между штабами Тимошенко и Порошенко, в котором этому нашумевшему расследованию отведена важная, но не главная роль.

Помимо вышеперечисленных фактов предвыборной борьбы, противостояние между Порошенко и Тимошенко шло на прошлой неделе и в суде. Юлия Владимировна подала на своего оппонента иск о незаконной агитации, однако, Коллегия судей Шестого апелляционного админсуда полностью отказала в удовлетворении административного иска кандидата в президенты10. Впрочем, это не удивительно, учитывая подконтрольность судебной системы Петру Порошенко.

Словно в подтверждение своего союза с министром внутренних дел, Ю. Тимошенко хвалила его работу. Вместе с тем, в угоду ожиданиям электората, она обещала «посадить троих друзей Порошенко», как только придёт к власти11.

В целом, вышеизложенное свидетельствует о предельном обострении борьбы между реальными кандидатами на президентский пост: Ю. Тимошенко, П. Порошенко, и В. Зеленским. Последний не фигурировал в главных «скандалах, интригах, и расследованиях» прошлой недели лишь потому, что технологи президентского штаба собираются нанести по нему удар во время показа сериала «Слуга народа» в марте. Пока же, кампания Зеленского носит «виртуально-молчаливый» характер. Ему достаточно изредка появляться на публике в выгодном амплуа и не говорить ничего конкретного, чтобы его рейтинг рос, или оставался стабильно высоким. Что же до двух других кандидатов, борьба между ними идёт полным ходом. Этому способствует лояльность разных силовых структур, которые уже начали «бодаться» не только с кандидатами, но и между собой. Для государства подобная ситуация, однозначно, вредна, так как разрушает давление населения к силовикам как таковым. Впрочем, продлиться она недолго и после выборов распри утихнут.

В дальнейшем, стоит ожидать обострения противостояния между тремя ключевыми кандидатами на президентский пост. При этом, их коллеги из «второй лиги» ведут имитационные кампании и среди них конкуренция не носит столь острый характер.

 

1.2. Заявления Евгения Марчука о необходимости идти на компромиссы в вопросе введения на Донбасс миротворцев.

19 февраля представитель Украины в Трёсторонней контактной группе Евгений Марчук заявил, что украинская сторона в ТКГ готова разработать компромиссную версию развертывания миротворческой миссии на Донбассе12. По словам Марчука, необходимо «отработать детализированную украинскую версию мандата миротворческой миссии, компромиссную, а не ультимативную».

Будучи опытным политиком «эпохи Кучмы», когда отечественные элиты ещё не достигли нынешнего уровня деградации, Марчук понимает, что выдвигать ультиматумы, находясь в позиции слабого – явно не тот путь, который поможет Украине урегулировать конфликт на Донбассе. Его предложения выглядят здраво, однако, вряд ли они будут выполнены до парламентских выборов. Действующие президент и парламент ни на какие компромиссы идти не намерены, паразитируя на патриотических, националистических, и «шапкозакидательских» настроениях части электората.

 

1.3. Годовщина расстрелов на майдане: заявления о ходе расследования и пиар на памятной дате.

18 февраля в Верховной Раде, по случаю 5 годовщины расстрелов на майдане, выступил президент Европейского совета Дональд Туск. Он подчеркнул «важность продолжения реформ и построения стандартов демократии в Украине»13. Речь Туска звучала «дежурно». Действующие власти, в лице Петра Порошенко, явно пригласили его, чтобы продемонстрировать собственную поддержку со стороны ЕС. Однако, ничего о поддержке того, или иного кандидата на пост президента Украины, Дональд Туск, ожидаемо, не сказал.

На следующий день, международная правозащитная организация «Amnesti International» опубликовала заявление, где утверждалось, что украинская власть за пять лет не смогла эффективно расследовать преступления, совершенные во время Евромайдана 2013-2014 годов14. Данное заявление не стало сюрпризом, так как о провальности расследований по этим делам сейчас не говорит только ленивый. Определённого прогресса в расследованиях можно ожидать только после смены власти.

К годовщине расстрелов на майдане в Украине официально приурочили годовщину начала российской аннексии Крыма. По этому случаю, 20 февраля Пётр Порошенко выступил перед Генеральной ассамблеей ООН15. Говорил он, преимущественно, о строительстве Россией военной инфраструктуры в Крыму. С практической точки зрения, данное выступление не несло в себе никакой ценности, так как решения Генассамблеи, в отличие от резолюций Совета безопасности ООН, не являются обязательными для исполнения. Вместе с тем, президент получил очередной пиар-повод для того, чтобы рассказать своему электорату об «активной и успешной внешней политике Украины».

 

1.4. Заявления Л. Кучмы о вероятности нового майдана.

21 февраля Второй президент Украины Леонид Кучма заявил, что после ближайших выборов будет много недовольных честностью избирательной кампании и её участники могут организовать протесты16.

Данное заявление экс-президента симптоматично. Выше мы уже писали о том, что разоблачение предвыборных «сетей», как и их строительство штабами основных кандидатов на пост президента, идёт полным ходом. Кроме того, имеет место явный подлог результатов целого ряда соцопросов. Всё это заставляет задуматься о том, что Пётр Порошенко намерен сохранить президентское кресло любой ценой. Однако, если он попробует обеспечить себе победу «грязными методами» не смотря ни на что, его оппоненты (особенно это касается Ю. Тимошенко), действительно, могут попытаться собрать майдан. Насколько эти попытки будут успешными – вопрос дискуссионный. В целом, после прошлого майдана, украинское общество демонстрирует неготовность поддерживать подобные акции. Видимо, на неготовность людей протестовать влияет катастрофическое падение уровня жизни, последовавшее за прошлыми масштабными протестами. Граждане боятся потерять ту хрупкую, но всё же, стабильность, которую им удалось выстроить в своей жизни за последние пять лет.

 

1.5. Вступление в силу изменений в Конституцию относительно закрепления курса на вступление в ЕС и НАТО.

В четверг, 21 февраля, вступили в силу изменения в Конституцию, которые закрепляют стремление Украины стать членом Европейского Союза и НАТО17.

Ранее мы уже писали о том, что с практической точки зрения данные изменения ничего не значат. Тем не менее, для президента и его команды они важны как очередной повод пропиариться перед выборами. Учитывая то, что избирательная кампания П. Порошенко строится на идеологизированных лозунгах, а не на информировании о конкретных экономических достижениях, изменения в Конституцию о ЕС и НАТО сторонники президента будут подавать как его личную «победу».

 

1.6. «Околоцерковные» новости.

Не смотря на существенное снижение информационного накала вокруг церковной темы после предоставления ПЦУ томоса об автокефалии, определённая активность в этой сфере продолжается. Так, 23 февраля директор департамента по делам религий Министерства культуры Украины Андрей Юраш заявил, что зафиксировано уже почти 340 процессов изменения подчинения церковных общин с УПЦ (МП) в ПЦУ18.

Данная информация не соответствует действительности. Не только с точки зрения слишком большого количества переходов, но и с правовой точки зрения, ведь юридически, ПЦУ ещё не создана, и во всех случаях смены юрисдикции, речь идёт о переподчинении УПЦ (КП), как юридическому лицу.

Другой нашумевшей новостью стало сообщение о том, что Румынская православная церковь не признала ПЦУ19. Румынские церковники выставили условие возможного признания новой структуры – предоставление автономии румынским церковным приходам на Буковине (Черновицкая область) и их фактическое переподчинение Румынской православной церкви.

Учитывая нынешний накал национал-патриотических и радикальных настроений в Украине, выполнения этого условия (а значит – и признания ПЦУ Румынской православной церковью) ожидать не приходится.

 

1.7. Электоральные настроения.

На прошлой неделе были опубликованы результаты двух социологических исследований, одно из которых было проведено Центром Разумкова20, а второе – центром «СОЦИС»21.

Помимо общих показателей доверия к органам государственной власти и наиболее волнующих население проблем, которые остаются почти неизменными на протяжении последних полугода, примечательным в этих исследованиях является то, что в обоих из них П. Порошенко оказался на втором месте, на 2-3% опережая Юлию Тимошенко (в исследовании Центра Разумкова у Порошенко 16,8% от определившихся с выбором, а у Тимошенко – 13,8%; в исследовании «СОЦИС» - у Порошенко – 14,9%, а у Тимошенко – 12,3%). В обоих исследованиях, президентский рейтинг возглавляет Владимир Зеленский (Центр Разумкова – 19%, «СОЦИС» - 19,1%).

С нашей точки зрения, вышеизложенное свидетельствует о манипулятивном характере обоих опросов. Ещё две недели назад, большинство исследований (особенно – исследования с большой выборкой) демонстрировали, что Ю. Тимошенко находится на втором месте в президентской гонке. При этом, у В. Зеленского рейтинг был выше 20% от определившихся, или даже стремился к 30%. Это наталкивает на мысль о том, что близкий к политтехнологу президента Игорю Грыниву «СОЦИС» совершил подлог результатов исследования, «переписав» часть голосов Зеленского в пользу Порошенко. Аналогичный результат в опросе Центра Разумкова заставляет задуматься о том, что там, по заказу Администрации президента, могли поступить аналогичным образом.

 

Итоги.

Основной внутриполитической тенденцией прошлой недели стала предвыборная «война компроматов» между Петром Порошенко и Юлией Тимошенко. Особой пикантности ситуации придавало то, что борьба велась при помощи силовых ведомств, часть из которых (СБУ, ГПУ, и ГБР) действуют в интересах президента, а одно (МВД) – в интересах его основной конкурентки. Взаимное разоблачение предвыборных сетей, пока, не носит массового характера и выглядит, скорее, попыткой сделать друг другу «чёрный пиар», чем серьёзным намерением пресекать фальсификации со стороны политических конкурентов. В перспективе, к ожесточённой борьбе подключится третий фаворит избирательной гонки – Владимир Зеленский, атака президентского штаба на которого запланирована на март и будет связана с выходом на экраны продолжения сериала «Слуга народа».

 

II ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1. Ситуация в Венесуэле.

На протяжении недели, обстановка в Венесуэле продолжала оставаться напряжённой. Ближе к выходным, она и вовсе обострилась, в связи с ожидавшейся попыткой провоза американской «гуманитарной помощи» через границу с Колумбией. Эта попытка, в итоге, провалилась 24 февраля22. Два грузовика сожгли при попытке прорыва, остальные вернулись назад в Колумбию. По сообщениям протестующих, грузовики были сожжены венесуэльскими военными, однако, позднее были опубликованы кадры, на которых видно, что их подожгли сами мятежники (с целью провокации).

За два дня до этого, американский сенатор Марк Рубио сообщил о столкновении венесуэльских солдат с индейцами из племени пемонов недалеко от границы Венесуэлы с Бразилией. В результате столкновения, якобы, погибли двое и были ранены 12 индейцев. Накануне венесуэльские власти перекрыли эту границу - за день до ожидаемого прибытия «гуманитарной помощи» из США, которую правительство президента Николаса Мадуро отказывается принять, обоснованно подозревая, что вместе с продуктами и медикаментами в страну провезут оружие для мятежников самозванного «временного президента» Гуайдо. В том же заявлении, Рубио пригрозил Мадуро «судьбой Каддафи».

Данный сценарий не новый. «Сакральными жертвами» американцы и их агенты пытаются вызвать народное возмущение и обрести прочную социальную базу для захвата власти. Примечательно, что на роль таких жертв были выбраны индейцы. Ранее, мятеж внутри страны поддерживали лишь представители богатой, белой «креольской аристократии», в то время как индейцы и метисы (которых гораздо больше) организовывали массовые демонстрации и участвовали в учениях в поддержку чавистов вообще и Мадуро в частности. Теперь это единство власти и самой большой социальной группы пытаются подорвать.

Впрочем, как было указано выше, пока Мадуро удаётся удержать власть и контроль над границами. В этой связи, с каждым днём растёт вероятность прямой американской военной интервенции в Венесуэлу, которая может быть осуществлена со стороны границы с Колумбией, либо с моря. Скорее всего, решения о подобной интервенции в США ещё не приняли, но понимание того, что внутренний мятеж захлёбывается, может подтолкнуть американцев к нему.

 

2.2. Послание Владимира Путина Федеральному собранию.

20 февраля президент России Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию23. В отличие от прошлого года, в 2019-м в речи российского президента доминировала внутренняя повестка.

В частности, Путин много говорил о льготах по ипотеке, «кредитных каникулах» для семей, неспособных её выплачивать, росте пенсий в связи с индексацией, борьбе с бедностью и «социальном контракте». Такой акцент на внутренних проблемах объясняется падением рейтинга власти в России в связи с повышением пенсионного возраста, произошедшим в 2018 году. Тем не менее, не смотря на упавший рейтинг, Путин и «Единая Россия» остаются вне конкуренции на российском политическом поле.

Из внешних проблем, наибольшее внимание В. Путин уделил вопросам отношений с США, в частности – разрыве последними Договора о ракетах средней и меньшей дальности. В этой связи, Путин вновь упомянул о разрабатываемом Россией гиперзвуковом оружии, призванном сохранить паритет с Соединёнными Штатами.

Украину российский президент в своём послании не упомянул ни разу. Данное обстоятельство выглядит логично, учитывая тот факт, что добиться каких бы то ни было успехов на украинском направлении за прошедший год России не удалось. Москва намерена вести переговоры только с новыми украинскими властями после выборов, считая нынешнего президента и парламент абсолютно недоговороспособными.

 

2.3. Заявления венгерской стороны о «полуфашистской» сущности украинского закона об образовании.

22 февраля глава администрации премьер-министра Венгрии Гергей Гуйяш заявил о том, что официальный Будапешт считает «полуфашистским» украинский закон об образовании и продолжает настаивать на внесении в него изменений24. Украинская сторона назвала требования Венгрии по изменению её образовательного законодательства «недопустимыми».

Новая волна критики Венгрией украинского закона об образовании, лишающего национальные меньшинства (включая венгерское) права обучения на родном языке, возникла не случайно. Она призвана предупредить Украину о том, что в случае принятия нового «языкового» закона (который президент рассчитывает провести через Раду до выборов), протест венгерской стороны будет ещё жёстче. Языковая статья закона об образовании, как и весь планируемый к принятию законопроект «О функционировании украинского языка в качестве государственного», вне всякого сомнения, являются шовинистическими. Их основной принцип – проведение массовой украинизации путём запрета на использование всех языков кроме украинского во всех сферах общественной жизни. В этих условиях, протест венгерской стороны понятен. Однако, украинские власти не планируют идти на компромиссы в языковом вопросе во время избирательной кампании. Следовательно, стоит ожидать дальнейшего ожесточения дипломатического конфликта между Украиной и Венгрией.

 

2.4. Украина вошла в тройку стран по уровню нанесённого России экономического ущерба.

19 февраля стало известно, что Министерство экономического развития РФ включило Украину в тройку стран по размеру нанесенного России ущерба25. Отмечается, что размер вероятных убытков России со стороны Украины оценивают в 775 миллионов долларов. При этом, по количеству ограничительных мер (санкций), введённых по отношению к России, Украина заняла второе место с 22 введёнными санкциями.

При прочтении этой новости следует помнить, что на каждую введённую украинской стороной ограничительную меру, Россия вводит контрмеру. Причём, если для экономики РФ ущерб в 0,77 млрд. долларов далеко не смертелен, то для Украины последствия российских контрсанкций могут быть куда более плачевными. В этой связи, любопытно было бы увидеть аналогичное исследование ущерба, нанесённого российскими контрсанкциями экономике Украины.

 

2.5. «Азовские» санкции ЕС и пакет поддержки Украины в регионе.

18 февраля Министры иностранных дел ЕС определили сферы, в которых Евросоюз окажет поддержку украинским регионам в районе Азовского моря26. В частности, речь шла о поддержке налаживанию железнодорожного и автомобильного сообщения в регионе. Кроме того, министры сообщили о том, что «азовский» пакет санкций против граждан РФ может быть введён Евросоюзом в ближайшие несколько недель.

С нашей точки зрения, данные заявления и намерения не имеют особого значения, так как персональные санкции никак не повлияют на российскую экономику, а поддержка инфраструктуры Украины не способна компенсировать потерь от полной или частичной утраты возможности провозить грузы через Керченский пролив.

 

Итоги.

Важнейшей темой в международной повестке продолжает оставаться Венесуэла, где ситуация с неудавшимся в январе государственным переворотом накаляется при помощи Соединённых Штатов и их агентов влияния. Президент Мадуро может гордится собой – ему удалось выстоять ещё одну неделю, не впустив в страну американскую «гуманитарную помощь» и не позволив раздуть провокации с «сакральными жертвами революции». В дальнейшем, давление на Венесуэлу и её власти будет нарастать. По мере провала внутреннего мятежа, прямая военная интервенция США становится всё более вероятной.

Стоит также отметить, что для Украины на прошлой неделе, в очередной раз, актуализировалась тема дипломатического конфликта с Венгрией. Поводом для неё служит намерение украинского парламента принять «языковой» закон, урезающий права на использование всех языков кроме украинского, до предела. Власти Украины не намерены идти на уступки венгерской стороне (особенно в преддверии выборов), а значит, разногласия двух стран и проблемы в отношениях между ними будут продолжаться.

 

III ЭКОНОМИКА

3.1. Журналистский подсчёт примерных затрат кандидатов на избирательную кампанию.

21 февраля журналисты «Общественного телевидения» опубликовали расследование, в котором попытались подсчитать затраты кандидатов на предвыборную кампанию27. Журналисты выяснили, что десятки миллионов идут только на политическую рекламу и содержание штаба, однако наибольшие затраты остаются в тени.

Согласно расследованию, 44 кандидата не только внесли по 2,5 тысячи гривен залога за участие в выборах, но и тратят немало денег на агитацию, финансировать которую по закону можно только из своего избирательного фонда. По данным журналистов, больше всего политики платят за рекламу на телевидении, где 1 минута в прайм-тайм на центральных телеканалах стоит от 4 до 350 тысяч гривен28. Реклама на радио дешевле - здесь минута предвыборной рекламы в прайм-тайм обойдется примерно в 600-2400 гривен.

В печатных СМИ стоимость рекламы в топовых общенациональных изданиях стартует от 20 тысяч гривен, в региональных медиа цены ниже.

При этом, говорят расследователи, в финансовом отчете кандидаты будут указывать только те средства, которые они использовали из избирательного фонда, но туда не попадут реклама и агитация, стартовавшие до официального начала предвыборной кампании.

Узнали журналисты и о теневых расходах кандидатов, не из избирательного фонда. По информации авторов расследования, которую они получили от движения «Чесно», отдельная статья таких расходов - это плата агитаторам, работникам штабов и политтехнологам. По их подсчетам, цена одной розданной газеты в городе - 50 копеек, а в селе – 1 гривна. Зарплаты юристов и других работников штабов могут быть рыночные - 10-15 тысяч гривен. Оплата работы политтехнолога зависит от его опыта и связей. Здесь речь уже о суммах от 15 до 100 тысяч долларов.

Поддержка сети может стоить 3-4 тысячи или 10 тысяч долларов в месяц, в зависимости от того, сколько людей надо охватить ботами.

Расценки также есть за «вброс» информации и ее распространение, «троллинг» оппонентов, запуск нужных месседжей и работу с целевой аудиторией в социальных сетях. Оплата за подобные услуги стартует от 1,5 до 16 тысяч долларов в месяц и выше.

Согласно расследованию, за счет всех «теневых» расходов суммы, которые кандидаты реально используют на предвыборную кампанию, могут быть в полтора-два раза выше тех, о которых они официально отчитаются.

Еще больше потратят кандидаты, которые выйдут во второй тур. Здесь, по подсчетам общественного движения «Чесно», финальные суммы будут начинаться от 50 миллионов долларов.

Вышеизложенная информация лишний раз напоминает о том, почему вопреки вопиющей деградации политического класса в Украине, в течении последних 20 лет он почти не обновлялся. Средства на финансирование избирательных кампаний есть только у крупных финансово-промышленных групп и их владельцев-олигархов. В данном случае, правило «кто платит, тот и заказывает музыку» справедливо как никогда.

 

3.2. Кабмин обещает выплатить монетизированные субсидии вместе с пенсиями.

Предвыборная «щедрость» действующей власти продолжает нарастать. 19 февраля пресс-служба Кабинета министров сообщила, что в марте субсидии гражданам будут выплачивать вместе с пенсиями (которые предварительно повысят на 10-15%). В том числе, речь идёт о выплате наличными29.

Этот «аттракцион невиданной щедрости» стоит воспринимать исключительно как попытку непрямого подкупа самой активной и социально-уязвимой категории избирателей – пенсионеров. До Нового Года, когда речь заходила о монетизации субсидий, власти говорили о том, что гражданам будут начисляться специальные баллы на карточки (не деньги) на определённый объём льготных услуг, а обналичить сэкономленные баллы можно будет только по истечении сезона (то есть, два раза в году: осенью – за летний сезон и весной – за зимний). Так как монетизация в полной мере стартует лишь этой весной (следовательно, деньги за неё пенсионеры могли бы получить не раньше осени), выплата наличными «монетизированных субсидий» перед выборами – есть ни что иное, как непрямая форма подкупа избирателей.

 

3.3. Долги Пенсионного фонда перед Государственным казначейством.

В начале прошлой недели стало известно, что по состоянию на 1 января 2019 года сумма задолженности по займам, предоставленным Казначейством Пенсионному фонду из Единого казначейского счета, составила 52,8 миллиардов гривен или 44% активов Казначейства30.

Столь крупные долги стали результатом попыток судорожно компенсировать дефицит Пенсионного фонда в августе 2018 г., когда в стране задерживались выплаты пенсий. В связи с огромными долгами ПФ, встаёт вопрос о том, насколько уместно и экономически обосновано повышение пенсий на 10-15% перед выборами, и за счёт каких средств власти собираются его проводить.

 

3.4. Покупка агрохолдингом Юрия Косюка крупнейшей птицефабрики Словении.

21 февраля Агрохолдинг «Мироновский хлебопродукт» (владелец – приближённый к П. Порошенко олигарх Юрий Косюк) завершил сделку по приобретению словенской компании Perutnina Ptuj31. Согласно сообщению, сейчас проводится аудит результатов Perutnina Ptuj за год, закончившийся 31 декабря 2018 года. Оценка рыночной стоимости его чистых активов и другие расчеты результатов объединения бизнеса еще не завершены.

Данное событие показательно, в сравнении с другими новостями экономического блока. В Пенсионном фонде зияет дыра, а украинские олигархи скупают крупные иностранные предприятия. Пожалуй, эта картина говорит о состоянии украинской экономики больше, чем любая статистика Национального банка.

 

Итоги.

 

Предвыборный популизм на фоне нехватки финансирования государственных структур и «шикования» олигархов – вот основной экономический тренд Украины на прошлой неделе. Пенсионный фонд имеет огромные долги перед государственным казначейством, при этом, власть торопится раздать монетизированные субсидии и повышенные пенсии перед выборами. Очевидно, деньги для компенсации затрат, потом будут взымать с малого и среднего бизнеса, а также – населения, в форме новых явных и скрытых налогов. При этом, что касается денег на избирательные кампании, в них политики недостатка не ощущают. Тратить «на выборы» десятки миллионов долларов – это норма украинской политики. Отличной иллюстрацией того, у кого кандидаты берут деньги, служит факт покупки крупного иностранного предприятия одним из украинских олигархов.

 

Даниил Богатырёв.

Русский