Аналитический обзор важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в России с 28 октября по 03 ноября 2019 года

1. Внешняя политика

1.1  Продолжает затягиваться подготовка ко встрече в нормандском формате

На прошедшей неделе участники нормандского фронта так и не продвинулись в подготовке встречи лидеров стран-участниц данного формата.

В частности, российский президент Владимир Путин хотя и заявил, что в случае «срочной необходимости» готов встретиться в нормандском формате, весьма сдержанно отреагировал на визит своего украинского коллеги Владимира Зеленского в прифронтовой посёлок Золотое, где он уговорил националистов покинуть свои позиции.

Официальная позиция РФ в вопросе проведения нормандской встречи неизменна: сначала разведение войск на ранее согласованных участках фронта и согласование повестки нормандской встречи, и лишь потом сама встреча.

Для Украины затягивание встречи в нормандском формате, в чём можно обвинить и руководство страны тоже, грозит серьёзными политическими последствиями. Внутри Украины встреча с Путиным и практическая реализация Минских соглашений необходимы Зеленскому для поддержания образа президента мира, благодаря чему он, собственно, и выиграл выборы.

В случае, если в течение года население страны не увидит реальных шагов по достижению мира, рейтинг украинского президента с большой долей вероятности просядет до результатов первого тура, т.е. 30-40%. Также перед новой украинской властью стоит вопрос продление действия закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Это необходимо сделать до конца года, в противном случае это будет означать нарушение условий Минских соглашений.

1.2 Стало известно о российской помощи Венесуэле по обходу санкций

По сообщениям Bloomberg, с мая 2018го по апрель 2019го из России в Венесуэлу было выполнено шесть рейсов, доставивших в страну 315 миллионов евро наличными. По данным издания, деньги проходили через Еврофинанс Моснарбанк, в котором по 25% + 1 акция принадлежат ВТБ и Газпромбанку, а оставшаяся доля — венесуэльскому Bandes.

Поскольку Венесуэла находится под американскими санкциями, перед страной стоит вопрос привлечения стороннего финансирования, а также возврата своих зарубежных активов. По всей видимости, именно ради достижений этой цели и был выбран столь необычный способ доставки денег в страну.

Для России же поддержка Венесуэла необходима не только в рамках глобального противостояния с Соединёнными Штатами, но и с учётом той роли, которую играют венесуэльские элиты на рынке оборота наркотиков, а также, с учётом сефардского происхождения, в делах Ближнего Востока.

2. Экономика

2.1 Дания разрешила проложить «Северный поток-2» через свои воды

 

Датское правительственное энергетическое агентство выдало разрешение на строительство «Северного потока-2» и выдало соответствующее разрешение оператору Nord Stream 2. Таким образом, Дания сняла последние препятствия для реализации российского энергетического проекта.

Напомним, газопровод «Северный поток-2» мощностью 55 млрд куб. м. газа пройдёт из России в Германию по дну Балтийского моря. «Северный поток-2» дополнит уже существующий одноимённый проект и позволит значительно нарастить экспорт российского газа в Европу. Последним препятствием в реализации этого проекта была позиция Дании, выказывающая опасения о сохранности экологии в своих территориальных водах, через которые и пройдёт газопровод.

Для России и Европы решение Дании означает, во-первых, провал политики США, направленной на недопущение российского газа на рынки ЕС за счёт политического и санкционного давления, а также благодаря поставкам американского СПГ. Во-вторых, и это куда важнее, РФ и ЕС значительно снижают зависимость от украинского транзита.

Хотя проектная мощность «СП-2» меньше пропускной способности украинской ГТС, что в перспективе будет обуславливать её значимость, тем не менее Россия и Европа сделали шаг в сторону существенного снижения влияния Украины в качестве транзитного государства. Ввиду позиции Дании реализация «СП-2» очевидно затянется, эксперты говорят о сроках примерно в полгода, однако после этого у «Газпрома» и его европейских партнёров исчезнет потребность в сохранении больших поставок через Украину, что лишает наш страну примерно $3 млрд в год транзитных платежей.

2.2 Опровергнуты слухи о продаже доли «Лукойла»

Глава крупнейшей частной компании России «Лукойла» Вагит Алекперов заявил, что не получал в последнее время предложений о продаже своей доли и что не собирается ее продавать. Ранее появлялась информация о покупке «Сургутнефтегазом» доли своего конкурента, что связывалось с ростом акций «Сургута».

Можно предположить, что данные слухи имеют две причины. Первая — это сугубо спекулятивная история, поскольку на волне слухов о вероятной покупке доли в «Лукойле» акции «Сургутнефтегаза» выросли на 27% за неделю и, что обычно нехарактерно для подобных спекулятивных историй, практически не скорректировались после развенчания слухов.

Второе возможное объяснение происходящего — «Сургутнефтегаз» в самом деле намеревался приобрести долю в «Лукойле». Возможная причина отказа может крыться как в позиции самого руководства «Лукойла», так и в новостях о выходе Saudi Aramco, саудовской нефтяной компании, на IPO, что может оказаться более интересным объектом для инвестиций «Сургутнефтегаза».

2.3 «Яндекс.Такси» начал переговоры об организации своего IPO

Стало известно о начале переговоров «Яндекс.Такси» переговоров с банками Morgan Stanley и Goldman Sachs об организации своего IPO на биржах Москвы и Нью-Йорка. В данный момент обсуждаемая стоимость компании составляет от $5 до $8 млрд, что связано как со структурой компании, которая всё же выйдет на биржу (в неё могут войти или не войти сервисы по доставке такси и по развитию беспилотных автомобилей), а также от интересов среди инвесторов.

В этом году состоялось сразу два IPO агрегаторов такси, Uber и Lyft, однако поскольку обе компании являются убыточными, то и сделки первичное размещение акций на бирже оказалось убыточным. «Яндекс.Такси» на этом фоне выглядит куда привлекательнее для инвесторов, поскольку это единственный прибыльный крупный агрегатор такси.