Аналитический обзор важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в Украине (12 – 18 ноября 2019 г.)

I ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

На минувшей неделе украинское правительство продолжило реализацию требований МВФ, которые являются крайне непопулярными среди населения Украины и большинства избирателей действующего президента: в первом чтении принят законопроект об открытии рынка земли, сняты ограничения на тарифы на тепло и горячую воду, подготавливается почва под новую волну приватизации, которую, видимо, начнут именно с Укрспирта.

При этом, необходимо отметить, что в большинстве случаев не учитывались государственные интересы Украины, которые состоят не столько в открытии рынка земли и отмене государственных монополий, сколько в максимально выгодных в долгосрочной перспективе действиях, которые не приведут в будущем к сокращению доходов в государственный бюджет и потере доходов от стратегически важных активов.

Параллельно развивалась тема мирного процесса: назначена предварительная дата встречи в Нормандском формате, а российская сторона сделала ряд политических шагов навстречу Украине (вернула корабли, предложила значитлеьную скидку на газ).

На фоне этого в стране в рамках либерализации цен на коммунальные услуги продолжилось повышение тарифов для населения.

1.1. Началось выполнение одного из главных требований МВФ.

На минувшей неделе Верховная Рада в первом чтении поддержала закон об открытии рынка земли №2178-10. Согласно его положениям, купля-продажа земли будет доступна гражданам и юридическим лицам Украины, а право преимущественного выкупа земли будут иметь арендаторы. При этом, несмотря на прописанный запрет иностранцам приобретать украинскую землю до 2024 года, в настоящее время для этого есть ряд способов, к примеру:

-иностранные корпорации и физические лица, арендующие в настоящее время землю, будут иметь первичное право на ее выкуп;

-иностранцы имеют право наследования земли;

-иностранцы могут приобретать акции украинских агрохолдингов, купивших украинскую землю;

-законопроект не регулирует приобретение земли украинскими гражданами с двойным гражданством, вероятнее всего, рассматривая их как украинцев. В данном контексте обсуждение необходимости введения двойного гражданства в Украине до конца 2019 г. может иметь целью легитимацию продажи земли иностранцам до 2024 г. таким способом.

Максимальное ограничение количества земли на одного покупателя – не более 8% от общей площади с/х-земель области, то есть, в среднем примерно 200 тыс. га.

Необходимо отметить, что открытие рынка земли в настоящее время и по тем правилам, которые прописаны в данной версии законопроекта, невыгодны Украине, потому что:

-в настоящее время в Украине стоимость земли минимальная из-за военно-политической нестабильности, и без установления минимальной стоимости земли на уровне среднеевропейской она может быть скуплена за малую часть от реальной ее стоимости крупными агрохолдингами и олигархами;

-не регламентировано кредитование малых средних фермеров, которые имеют преимущественное право выкупа земли, однако могут не найти для этого средств. Незащищенность малых и средних фермерских хозяйств не позволит им конкурировать с крупными агрохолдингами;

-из-за очень малого ограничения на максимальное количество земли, которое может быть сконцентрировано в одних руках, есть риск концентрации основанного количества земель с/х-назначения у небольшого количества лиц;

-согласно международному опыту, страны восточной Европы, открывавшие рынки земли, принимали законодательные ограничения, касающиеся продажи земли иностранцам для защиты собственных аграрных интересов. Аналогичные меры необходимо превентивно прописать и в украинском законодательстве.

1.2. Будет отменена госмонополия на производство спирта.

На минувшей неделе в первом чтении Верховная Рада поддержала отмену государственной монополии на производство спирта, что станет первым шагом к новой волне приватизации, в рамках которой будет приватизирован и Укрспирт.

Таким образом, государство может потерять монополию на одну из самых прибыльных отраслей в производстве, которая в других государствах (Швеции, Финляндии, Исландии, Норвегии, в Канаде, на Фарерских островах и др. странах) дает огромные прибыли в бюджет. Демонополизация производства спирта приведет к сокращениям поступлений в бюджет, а в итоге – к увеличению его дефицита при сохранившихся объемах расходов.

В отмене государственной монополии на производство спирта есть мощный положительный момент: при надлежащем контроле за сырьем со стороны государства и создании конкуренции в производстве спирта внутри страны снизится стоимость конечной продукции, а как итог – повысится ее конкурентность на экспортных рынках.

Необходимо отметить, что убыточность Укрспирта создавалась искусственно, вероятно, с целью удешевления его приватизации заинтересованными лицами. Кроме того, демонополизация производства спирта до приватизации Укрспирта приведет к еще большему удешевлению стоимости его акций.

1.3. Фракция «Слуги народа» начала сокращаться.

На минувшей неделе из фракции «Слуги народа» были исключены два депутата: Анна Скороход (одна из трех депутатов от СН, голосовавших против земельной реформы) и Антон Поляков (воздержавшийся). Последнего исключили якобы за прогулы, хотя, по данным на сайте ВР, за всё время своего депутатства он лишь дважды пропустил заседание, то есть, очевидно, что причина исключения из фракции политическая. Вероятнее всего, это как его нежелание голосовать за земельную реформу, так и открытая критика права прослушки народных депутатов ГБР и НАБУ, а также генпрокурора Руслана Рябошапки.

Вероятнее всего, депутаты были исключены из фракции показательно с целью дисциплинирования остальных членов фракции СН. Кроме того, таким образом партия показывает, что при необходимости будет применять асимметричные методы давления на депутатов, имеющих альтернативную точку зрения и голосующих не так, как необходимо фракции (если у них нет мощной поддержки определенных олигархов – к примеру, Коломойского). Такое положение вещей может ускорить дестабилизирующие процессы внутри фракции.

1.4. Зеленский поручил разработать стандарты новостей для СМИ.

Инициатива президента по разработке стандартов работы СМИ и регулирования их деятельности может повлиять на объективность освещения событий в СМИ, на свободу деятельности журналистов, их неангажированность и соблюдение журналистских стандартов.

Согласно постановлению президента, данные меры должны быть введены с целью внедрения механизмов предотвращения распространения недостоверной и искривленной информации, а также ее опровержения и запрета физическим и юридическим лицам государства-агрессора владеть или финансировать медиа в Украине. Кроме того, предполагается усиление ответственности за нарушение законодательства об информации. Законопроект должен быть разработан до конца 2019 года.

Данная инициатива в итоге может привести к усилению давления на оппозиционные СМИ в Украине.

1.5. Социология недели.

За минувший период было проведено 4 социологических исследования.

Социологическая служба Центра Разумкова провела опрос, касающийся оценки украинцами ситуации в стране и сопутствующих элементов.

По его результатам, 37,5% опрошенных считают, что события в Украине развиваются в правильном направлении, 35% – в неправильном, то есть, фактически в данном вопросе получился социальный раскол практически пополам. При этом, 26% опрошенных считают, что ситуация в стране ухудшилась, а 48% – не изменилась, и лишь 15% – что улучшилась.

Из улучшений в стране респонденты выделили ситуацию со свободой слова (20%), уровень обороноспособности страны (19%), международный имидж Украины (25%, при этом ухудшение в данной сфере отметили 22% опрошенных).

По результатам опроса, сохранился крайне высокий рейтинг доверия Военным силам Украины – 70%, и волонтерским организациям – 70%. Президенту доверяют 68%, церкви – 65%, Госслужбе по чрезвычайным ситуациям – 63%, добровольческим батальонам – 62%, Нацгвардии – 58%, СМИ – 54%.

Помимо этого, Центр Разумкова провел опрос касательно отношения граждан Украины к введению рынка земли. 67,7% опрошенных считают, что данный вопрос необходимо выносить на всеукраинский референдум. При этом, в случае проведения референдума 68,3% опрошенных, которые намерены в нем участвовать, проголосовали бы за продление моратория на продажу земли, а рынок земли поддержали бы 23,2% опрошенных. При этом, за продление моратория оказались 68,9% сельского населения и 60,9% городского.

Таким образом, можно констатировать, что введение рынка земли в настоящее время – крайне непопулярная среди населения Украины норма, которая однозначно приведет к значительному падению рейтингов действующей власти.

Социологическая группа «Рейтинг» провела опрос об отношении украинцев к мировым лидерам. По его результатам, наибольшей поддержкой в Украине пользуется президент Беларуси Александр Лукашенко (66%), за ним следует Ангела Меркель (60%) и Анджей Дуда (47%). Наибольший антирейтинг у Владимира Путина (71% при поддержке в 15%) и Дональда Трампа (42% при поддержке в 30%).

На основе этих данных можно сделать вывод, что наибольшей поддержкой в украинском обществе пользовался бы политик, который является хозяйственником с авторитарными элементами управления. Необходимо констатировать, что среди украинского политикума в настоящее время такие личности отсутствуют.

Помимо этого, группа «Рейтинг» провела опрос о динамике отношения украинцев к игорному бизнесу. 58% опрошенных категорически против легализации игорного бизнеса в Украине, поддерживают легализацию при условии создания специальных зон для игорного бизнеса 27%, поддерживают без ограничений – 11%. При этом, лидерами среди поддерживаемых видов игорного бизнеса стали лотереи (48%), ставки в букмекерских конторах (24%) и казино (23%), а лидерами антирейтинга стали игра в карты на деньги (11%), игровые автоматы (12%) и интернет-казино (12%).

Как видим на основе этих данных, заявление представителей власти о необходимости легализации азартных игр также являются непопулярными в украинском обществе, хотя и менее непопулярными, чем открытие рынка земли.

II ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

2.1. Мирный процесс перешел на новый этап.

Разведение сил в Золотом и Петровском привело к назначению предварительной даты встречи в Нормандском формате – 9 октября 2019 г. В рамках телефонного разговора между Макроном и Путиным была затронута тема необходимости выполнения Украиной политической части урегулирования конфликта, а именно – вступления в силу закона об особом статусе Донбасса.

Данная тема может быть воспринята в штыки националистически настроенной частью украинского общества, которая категорически против предоставления Донбассу особого статуса, особенно в случае возможности формирования на данной территории собственных силовых структур («народной милиции»). По этой причине есть вероятность начала новых протестных акций после проведения встречи.

Необходимо отметить, что дату встречи назвали «предварительной», что указывает на возможное ее перенесение, однако само ее обсуждение указывает на твердое намерение стран провести эту встречу.

Есть вероятность расширения вопросов, которые будут подняты во время встречи, как до полного разведения войск, так и до темы транзита российского газа через украинскую территорию. Также неизвестно, будет ли на встрече затронут вопрос Крыма, поскольку он может притормозить реализацию Минских договоренностей. Поэтому он намеренно не поднимался во время всех предыдущих встреч и в международном дискурсе отошел на второй план по инициативе стран ЕС, которые в настоящее время заинтересованы в налаживании хороших отношений с РФ как для минимизации введенных против нее санкций и уменьшения собственных потерь от них, так и в преддверии запуска транзита газа по «Северному потоку-2».

Президенту Зеленскому данная встреча в настоящее время крайне важна, поскольку его рейтинги в Украине падают, а проведение встречи создаст ему образ лидера, который действительно нацелен на установления мира в стране, и на фоне неприятия большинством населения земельной реформы в некотором роде сократит скорость падения его ретйингов.

2.2. Изменения в украино-российских отношениях.

Последняя политическая неделя характеризовалась рядом шагов навстречу Украине с российской стороны:

-Россия вернула Украине захваченные корабли;

-Путин согласовал с остальными участниками минского процесса дату встречи в нормандском формате;

-Путин заявил о готовности заключить с Украиной договора о поставках газа по сниженным ценам на 20-25%.

Вероятно, с одной стороны, ряд этих событий направлен на создание в Европе образа России как страны, которая хочет налаживать отношения с Украиной, в преддверии запуска «Северного потока-2» и встречи в Нормандском формате. С другой стороны, что данные шаги могут быть направлены на налаживание отношений с Украиной с целью успешного согласования позиций по особому статусу Донбасса, за который выступает Россия.

Учитывая реакцию Нафтогаза на заявление Путина о скидке на газ (Витренко заявил, что «при прямых поставках в Украину «Газпром» меньше подает газа для транзита в Европу, соответственно меньше платит за транзит газа Украине»), в компании публично признали, что никакой диверсификации газовых поставок по сути нет и Украина просто закупает тот же российский газ по реверсу.

III ЭКОНОМИКА.

3.1. В Украине продолжают повышать тарифы.

За минувшую неделю произошло два события, которые направлены на повышение тарифов для населения:

-правительство сняло ограничения на тарифы на отопление и горячую поду;

-Нафтогаз поднял на 14% тарифы на газ для населения.

Таким образом, в связи с повышением в прошлом месяце цен на газ для промышленности произошел пересчет цен на газ для населения в сторону увеличения. Стоимость газа для населения возрастет на 626,24 грн. за 1 тыс. кубометров – до 4899 тыс. грн. за кубометр.

К итоговой стоимости газа будет также добавлен тариф за распределение газа, который устанавливается НКРЭКУ, и наценка региональных газсбытов.

Должны отметить, что максимальные цены на отопление и горячую воду для населения были установлены предыдущим правительством в июне 2019 г. в рамках проведения предвыборной парламентской кампании и укрепления собственных рейтингов (до выборов подобные ограничения предыдущее правительство не вводило). Данные ограничения противоречили требованиям МВФ, однако были популярной нормой среди населения Украины.

3.2. Во внешней торговле Украины сохраняется отрицательное сальдо.

Согласно данным Государственной службы статистики, негативное сальдо во внешней торговле Украины за 9 месяцев 2019 г. составило 7098,7 млн. долл., увеличившись, по сравнению с аналогичным периодом 2018 г., на 549, 9 млн. долл. При этом, покрытие экспортом импорта составляет 84%.

Крупнейшими импортерами украинской продукции стали Германия, Россия, Польша, Китай и Египет, крупнейшими экспортерами в Украину – Казахстан, Беларусь, Германия, Россия и Польша.

Лидерами в украинском экспорте стали продукты зернового происхождения и черные металлы, лидерами импорта – машины, оборудование (в т. ч. электротехническое) и механизмы, а также средства наземного транспорта, летающие аппараты и плавсредства. Таким образом, можем сделать вывод, что экспортирует Украина преимущественно сырье, а импортирует – конечную продукцию.

По данным Минфина, положительное для Украины сальдо внешней торговли было в последний раз в 2005 г. (+0,8%) – и продолжило ежегодно снижаться в среднем от -2 до -8%. При этом, объемы как экспорта, так и импорта ежегодно растут.

 

Ева Антоненко