Аналитический обзор важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в России с 25 ноября по 01 декабря 2019 года

1. Внутренняя политика

1.1 Молодые россияне захотели уехать из страны

Согласно исследованию «Левада-центра», 53% молодых россиян в возрасте до 24 лет хотели бы переехать за границу на постоянное место жительства. За полгода их доля выросла с 37%. Доля россиян в возрасте с 25 до 39 лет выросла с 23% до 30%.

Реально при этом не всё так катастрофично. Лишь 1% твёрдо принял решение уехать или уже оформляет необходимые документы, а ещё 6% обдумывает такую возможность. Большинство же лишь рассуждает об этом или вовсе об этом не думает.

Рост таких настроений в обществе можно объяснить всплеском протестной активности летом этого года и сопутствующей медиа-кампанией в оппозиционных СМИ. При этом экономических предпосылок для таких настроений скорее нет, экономика России постепенно восстанавливается после кризиса 2014-2015 годов.

Представляется также, что рост эмиграционных настроений связан с отсутствием политических изменений в стране. Маркером дальнейшего развития эмиграционных настроений должны стать выборы 2021 года, которые и определят, получит ли оппозиционно настроенная молодёжь своих представителей в Государственной Думе, или же выборы пройдут по инерционному сценарию. Ключевым в этом процессе станет аппарат замглавы Администрации президента Сергея Кириенко, курирующего внутреннюю политику.

2. Внешняя политика

2.1 Стало известно о подготовке двухсторонней встречи Зеленского с Путиным

Двухсторонняя встреча президентов Украины и России Владимира Зеленского и Владимира Путина состоится на саммите нормандской четвёрки в Париже 9 декабря. Об этом рассказал пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.

По его словам, встреча будет носить ознакомительный характер. Песков также сообщил, что два президента обсудят решение газового вопроса. Впоследствии министр иностранных дел Сергей Лавров уточнил, что сам формат встречи ещё не регламентирован, и она может продлиться как 30 минут, так и полтора часа.

Учитывая, что ранее российская сторона занимала довольно жёсткую позицию в отношении Украины, текущие заявления российских чиновников являются крайне хорошим знаком. При этом, поскольку ключевым остаётся вопрос транзита газа через Украину в Европу, смягчение российской позиции можно объяснить очевидным стремлением достичь компромисса по этому вопросу.

В целом же, условия внутри Украины таковы, что даже в случае достижения каких-либо договорённостей по урегулированию мира, президенту Зеленскому будет крайне трудно их выполнить: как по причине наличия националистической оппозиции, так и с учётом давления внешних сил.

2.2 Продолжается конфликт вокруг интеграции Белоруссии с РФ

В декабре 2019 года исполняется 20 лет Союзному государству России и Белоруссии. Долгие годы это интеграционное объединение существовало лишь на бумаге, однако в последние годы Москва изменила свой подход и настаивает на углублении интеграции с Минском.

Торжественная встреча президентом России и Белоруссии запланирована на 7 декабря, однако в данный момент правительства двух стран так и не согласовали 11 из 31 дорожных карт интеграции. Ключевыми проблемными вопросами остаются вопросы нефти, газа и налогов.

За прошедшие двадцать лет сложилась практика, согласно которой Белоруссия получает энергоресурсы из России по внутрироссийским ценам, и перепродаёт их на Запад и в Украину, что приводит к убыткам российской казны. Также белорусские власти неоднократно обвиняли в контрабанде запрещённых в РФ товаров.

Президент Лукашенко неоднократно откладывал и переносил решения по окончательной интеграции, однако, как считается, 7 декабря на встрече президентов будет поставлен вопрос об окончательном решение главы Белоруссии относительно его интеграции с Россией. Пока что такой сценарий не является окончательным и с большой долей вероятности Лукашенко или снова будет затягивать интеграцию, или же усилит антироссийский крен в своей политике. Свидетельством последнего будет отставка действующего премьер-министра Сергея Румаса. Сменить его может, как считается, нынешний посол республики в Китае Кирилл Рудый.

3. Экономика

3.1 Открыта важнейшая скоростная трасса «Москва — Санкт-Петербург»

На прошедшей неделе состоялось открытие одного из важнейших инфраструктурных объектов России — скоростной трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург». Данное направление последние триста лет является самым популярным и загруженным в России, поскольку связывает два столичных мегаполиса. Ранее существующая трасса не соответствовала требованиям времени и была перегружена в несколько раз относительно своей проектной пропускной способности. Исходя из этого было принято решение о строительства новой дороги, которая бы обходила населённые пункты.

Стоимость строительства трассы М11 составила $8 млрд, а сама стройка растянулась на девять лет. Проект по М11 будет платным и полный путь между двумя столицами обойдётся в сумму от 1331 (500 гривен) до 1820 рублей (680 гривен), в зависимости от оплаты проезда удалённо или физически на трассе.

Хотя по оценкам сама трасса будет окупаться более двадцати лет, её строительство создаст мультипликационный эффект, поскольку скорость грузоперевозок между крупнейшими городами и портами России значительно вырастет. Также будет разгружена старая трасса, что позволит улучшить экологическую обстановку в малых и средних городах, расположенных на ней.

3.2 Произошёл крупный передел на рынке контейнерных перевозок

На прошедшей неделе прошли торги по приватизации дочерней структуры РЖД, «Трансконтейнера», крупнейшего российского оператора контейнерных перевозок.

Специалисты ожидали, что компания перейдёт под контроль «Енисей Капитала» Александра Абрамова и Романа Абрамовича, однако внезапным победителем стала группа компаний «Дело» Сергея Шишкарёва. Сумма сделки составила 60,3 млрд рублей ($940 млн), что на 67% превысило стартовую цену.

Группа «Дело» является одним из крупнейших транспортно-логистических холдингов России и управляет портами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах. Теперь же компания выходит на рынок железнодорожных перевозок и получает доступ в ранее недоступном им Северному рынку, что усилит борьбу за транспортно-логистическое обслуживание Северного морского пути.