Аналитический обзор важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в Украине (11 – 17 декабря 2019 г.)

I ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

На минувшей неделе украинский политический кризис получил свое развитие:

-на фоне обнародования допроса в ГП, где обвиняемый рассказывал о стрелявших на Майдане, обнародования информации о причинах пожара в Киевском Доме профсоюзов, распространения информации о причине смерти ряда членов Небесной сотни и брифинга МВД по раскрытию дела Шеремета наметилась тенденция изменения информационной повестки, касающейся ветеранов АТО. Пока о десакрализации говорить рано, однако, вероятнее всего, силовые структуры и в дальнейшем будут отслеживать и обнародовать противозаконную деятельность неподконтрольных ультраправых в Украине;

-наметилась вероятность замораживания конфликта на Донбассе: заявления Зеленского о намерении подкорректировать Минские договоренности и его отказ вести прямые переговоры с лидерами ОРДЛО в совокупности могут привести к торможению и без того недостаточно эффективного процесса. Однако в таких условиях у Зеленского получилось остановить разворачивающийся Майдан, и теперь перед зданием ОП стоится ледовый каток;

-на фоне свернувшихся протестов против «капитуляции» националисты вышли на протесты против открытия рынка земли.

1.1. На этой неделе ожидается голосование за открытие рынка земли.

В рамках раскачивания ситуации в стране националистическая часть общества ищет информационные поводы, которые были бы широко поддержаны украинской общественностью.

Если тему капитуляции поддерживает только часть общества, в основном состоящая из сторонников националистов, то тема открытия рынка земли касается большей части населения Украины: согласно опросу Центра Разумкова, 68,3% опрошенных проголосовали бы против открытия рынка земли; согласно опросу КМИС, проведенному совместно с Фондом «Демократические инициативы, негативно к открытию рынка земли относятся 58% опрошенных; согласно опросу группы «Рейтинг», против открытия рынка земли – 73% респондентов, при этом, против продажи земли иностранцам – 81% опрошенных.

Во вторник, 17 декабря, в Киеве прошли масштабные протесты националистов против открытия рынка земли, характеризующиеся повышенной агрессивностью. Необходимо отметить, что аналогичных протестов не было во время повышения стоимости коммунальных услуг для населения в среднем в 10 раз, то есть, можно сделать вывод, что в данных протестах заинтересованы не только политики, но и причастные к аграрному бизнесу лица. Таким образом, скорее всего, данные протесты были посылом действующей власти о том, что может произойти, если закон об открытии рынка земли будет принят. Кроме того, протест легко может стать общенациональным по причине поддержки его идей большинством населения Украины при достаточной медийной раскрутке.

С другой стороны, для Владимира Зеленского очень важно открытие рынка земли по причине того, что это – одно из важнейших требований МВФ, и есть вероятность, что в случае срыва голосования Украина может не получить обещанный транш.

Необходимо отметить, что закон об открытии рынка земли не защищает украинских аграриев и допускает возможность скупки огромных площадей с/х-земель одним лицом (более 200 тыс. га в одни руки). По этой причине в него должны быть внесены следующие изменения:

-необходимо зафиксировать минимальную стоимость земли – не ниже среднеевропейской, либо открытие рынка земли в Украине должно быть отложено до стабилизации военно-политической и экономической ситуации в стране, которые влияют на итоговую стоимость земли;

-должны быть введены ограничения максимального размера участка земель сельхозназначения, который может приобрести один фермер. По европейскому опыту, эти ограничения составляют от 100 до 500 га;

-необходимо обезопасить украинский рынок земли от массовой ее скупки иностранными агрохолдингами путем, во-первых, выполнению Земельного кодекса Украины, который запрещает продажу земли иностранцам, а во-вторых, ограничением серых схем, с помощью которых такая скупка может быть произведена;

-обязательно должна быть введена государственная поддержка украинских фермеров, включающая рассрочку на покупку земель на 5 лет и дешевые кредиты (стоимостью не более 3% годовых либо вообще беспроцентные).

1.2. Зеленскому удалось избежать майдана после встречи в Париже.

По итогам встречи в Париже у Владимира Зеленского получилось избежать нового майдана и провести встречу так, что в итоге протестующие разошлись:

-на встрече Зеленский не перешел «красных линий», обозначенных националистами: подтвердил, что Украина – унитарное государство, и федерализации не будет; заявил, что никаких компромиссов путем уступок украинских территорий не будет; подчеркнул невозможность влияния на вектор развития Украины; сказал, что отстаивал передачу границы под контроль Украины до проведения местных выборов (что может стать препятствием в выполнении договоренностей в будущем);

-Зеленский смог разделить темы газа и политики;

-договорились об обмене пленными «всех на всех».

В совокупности это привело к тому, что протестующие перестали заявлять о «капитуляции» и разошлись. Однако стоит отметить, что, по итогам подписанного украинской стороной коммюнике, Украина согласилась на выполнение Минских договоренностей «как есть» – без изменений.

Этот факт, а также то, что продление закона об особом статусе Донбасса прошло также без протестов, указывают, что по итогам встречи в Париже были также достигнуты определенные договоренности с Арсеном Аваковым, благодаря которым протесты «Азова» пока свернуты. Возможно, произошло это благодаря возможному расширению его влияния в украинской политике (ходят слухи, что Аваков будет новым премьер-министром).

1.3. Задержаны подозреваемые в убийстве Шеремета.

Спустя три с половиной года было заявлено о раскрытии убийства Павла Шеремета. Учитывая, что обнародовал информацию Арсен Аваков, это может быть его шагом для повышения политических позиций в Украине с целью, во-первых, дискредитации части ветеранских сообществ, а с другой стороны, формирования собственного образа как эффективного борца с ОПГ.

Судя по обнародованной информации, данные по делу были известны следствию и ранее, однако обнародованы они были именно сейчас: после встречи в «нормандском формате» (данная информация может быть способом отвлечения от подписанного в Париже коммюнике), после ряда протестов националистически настроенных сил против Зеленского и после угроз оппозиционных сил организовать новый майдан. Вероятнее всего, обнародование данной информации именно сейчас имеет целью давление на определенные политические группы в Украине с целью десакрализации воевавших в АТО людей: если ранее на преступления, совершенные ветеранами, следствие в некоторой мере «закрывало глаза», то в настоящее время можно заявлять о раскрытии организованной преступной группировки.

Кроме того, информация обнародована тогда, когда у Зеленского начали значительно падать рейтинги, а его электорат ожидал «посадок».

Эти аресты могут также указывать на желание власти начать наводить порядок в сформировавшейся после военных событий на Донбассе новой уголовной среде.

С другой стороны, стоит отметить, что не обязательно обвиняемые получат реальные сроки: большинство доказательств по делу косвенные, а подозреваемая в убийстве Шеремета была отпущена под домашний арест. Однако можно предположить, что обвинения могут быть выдвинуты и другим представителям националистической среды.

Также стоит отметить, что информация на брифинге касалась лишь исполнителей, а имена заказчиков не прозвучали, и неубедительно звучал мотив убийства – «дестабилизация ситуации внутри страны».

1.4. Социология недели.

Киевский международный институт социологии изучил отношение населения к легализации азартных игр. Согласно полученным результатам, 56,1% полностью не поддерживают легализацию игорного бизнеса в Украине, полностью поддерживают – 17,8%, а поддерживают при условии создания для него специальных игорных зон либо локализированных мест – 19,4%.

Среди видов азартных игр, которые могут быть разрешены в Украине, 49,7% назвали лотереи, 22,1% – букмекерские ставки, 18,7% – казино, остальные виды игорного бизнеса набрали менее 10% поддержки. Не поддержали легализацию ни одного вида игорного бизнеса 36,7% опрошенных.

При этом, 52,1% (абсолютное большинство) опрошенных негативно относятся к тому, что президент одобряет инициативы по легализации игорного бизнеса, а позитивно к этому относятся 19,5% респондентов.

Таким образом, легализация азартных игр в Украине – еще одна тема, которая в случае продвижения в парламенте будет негативно сказываться на рейтингах президента и действующей власти в целом.

II ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

2.1. Украина ищет альтернативные источники поставок газа.

Учитывая сложившуюся политическую ситуацию, Украина, вероятнее всего, не согласится на заключение договоров о прямых поставках газа из России. Это подтверждается и заявлением премьер-министра Алексея Гончарука о том, что о прямых поставках газа из РФ никто не договаривается по причине соображений национальной безопасности В таких условиях продолжаются поиски источников поставок российского газа по реверсу из Европы по более низким ценам.

С этой целью Украина подписала договоренности с Румынией. При этом, газ, поступающий из Румынии, будет поставляться в реверсе из Турции в Болгарию и Румынию по Турецкому потоку.

Таким образом, возрастут объемы поставок через Турецкий поток, а востребованность украинской газовой трубы снизится. Кроме того, закупки газа по реверсу все равно будут дороже прямых, что будет и далее негативно влиять на стоимость итоговой продукции в Украине, снижая как ее экспортную конкурентность, так и конкурентность внутри страны, а также газового обогрева.

Учитывая обозначенные факторы, можно сделать вывод, что Украина и далее, следуя политической, а не экономической целесообразности, будет закупать более дорогие энергоресурсы в ущерб собственной экономике.

III ЭКОНОМИКА.

3.1. Президент подписал бюджет на 2020 г.

Подписанный бюджет будет дефицитным: при доходной части в размере 1 трлн 93 млрд 139,3 тыс. грн. расходы составляют 1 трлн 180 млрд 99 млн 49,7 тыс. грн. При этом, на погашение кредитов будет выделено 7 млрд 375 млн 47,4 тыс. грн.

Прожиточный минимум в 2020 г. для трудоспособных лиц составит с 1 января 2020 – 2102 грн., с 1 июля – 2197 грн., с 1 декабря – 2270 грн. Усредненный прожиточный минимум составит с 1 января 2027 грн., с 1 июля – 2118 грн., с 1 декабря – 2189 грн.

Минимальная зарплата в 2020 г. за месяц будет составлять 4723 грн., за час – 28,31 грн.

Предельный объем государственного долга на 31 декабря 2020 года определен в размере 2 трлн 45 млрд 148 млн 259,9 тыс. грн., а предельный объем гарантированного государством долга – в размере 318 млрд 371 млн 749,6 тыс. грн.

Таким образом, прожиточный минимум сохраняется крайне низким. Кроме того, как и ранее, возможность выполнения государственного бюджета Украины напрямую зависит от внешнего кредитования, с помощью которого покрывается дефицит бюджета.

3.2. Укрепление гривны продолжается.

По курсу НБУ, по состоянию ни 17 декабря 2019 г. курс доллара составлял 23,49 грн.: 23,30 грн. за покупку и 23,55 грн. за продажу.

Основными факторами этого стали:

-продажи гарантированных государством ценных бумаг, которые активно скупаются нерезидентами (на минувшей неделе Минфин продавал уже четырехлетние ОВГЗ);

-сезонные экспортные продажи украинской аграрной продукции, которые также привели к притоку иностранной валюты на украинский рынок;

-снижение валютных расходов на закупки газа в связи со снижениями котировок на газ на европейских хабах в связи с длительным теплым периодом;

-перспектива получения кредита от МВФ, которая повысила инвестиционную привлекательность Украины.

Учитывая, что на следующей неделе будет проведет второй аукцион по продаже четырехлетних ОВГЗ, спрос на которые в настоящее время превышает предложение, можно ожидать и дальнейшего укрепления гривны за счет притока иностранной валюты.

 

Ева Антоненко