Аналитический обзор важнейших событий военно-политического, экономического и социального характера в Украине (9 – 15 мая 2020 г.)

I ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

Главным событием минувшей политической недели стало принятие закона о невозврате банков их бывшим владельцам, которое означает выведение решений Национального банка Украины из-под юрисдикции украинской судебной системы и легитимацию даже признанных украинскими судами незаконными решений Нацбанка. По этой причине можно сделать вывод о сокращении суверенитета Украины после принятия этого закона.

1.1. Ситуация с распространением коронавируса в Украине.

По состоянию на 15 мая в Украине было зарегистрировано 17330 лабораторно подтвержденных случаев заболевания коронавирусом (+3135 случаев за неделю – на 199 человек меньше, чем на предыдущей неделе), из них выздоровели 4473 человека (+1767) и 476 человек умерли (+115).

По состоянию на 14 мая впервые был поставлен положительный рекорд в коронавирусной статистике: количество выздоровевших за сутки (+427) превысило количество заболевших (+422). Объясняться это может как улучшившейся динамикой заболеваемости, так и недостаточной тестируемостью населения.

При этом, на минувшей неделе возросло среднесуточное количество людей, умерших от коронавируса – до в среднем 17 человек в день.

 

Что же касается заболеваемости по областям, лидерами по количеству лабораторно подтвержденных случаев коронавируса остались Черновицкая область, г. Киев и Ивано-Франковская область.

Лидерами по уровню смертности стали Черновицкая обл. (95), Ивано-Франковская обл. (67), г. Киев (43), Киевская обл. (26) и Ровненская обл. (24). В Луганской области не зафиксирован ни один случай смерти от коронавируса.

Лидерами по количеству выздоровевших являются Черновицкая обл. (511) – вероятно, по причине самой высокой заболеваемости, а также Тернопольская (482), Ивано-Франковская (445), Винницкая (364) и Кировоградская (300) области.

С 11 мая в Украине вступил в действие первый этап ослабления карантина, согласно которому начали работать стоматологии, парикмахерские и салоны красоты, возобновили деятельность ряд предоставляющих услуги населению самозанятых лиц (адвокаты, нотариусы и т.д.), восстановлена торговля непродовольственными товарами и работа музеев под открытым небом. Также разрешен доступ в парки, скверы, зоны отдыха и на детские площадки на улице.

При этом, запрещенной остается работа общественного транспорта (как городского, так и междугородного), что значительно усложняет передвижение населения и возможность добраться до работы работникам, а потребителям товаров и услуг – до тех, кто их продает или предоставляет. А значит, экономика не будет полноценно перезапущена до запуска общественного транспорта.

1.2. Украинцам ограничивали доступ в зеленые зоны с целью создания «ощущения тревоги».

Согласно заявлению главного санитарного врача Украины Виктора Ляшко, парки и скверы были закрыты, а улицы обрабатывались не для борьбы с коронавирусом, а для создания «ощущения тревоги» у населения. Также Ляшко отметил, что проблема инфицирования в общественном транспорте его не беспокоит так, как внутренняя миграция – поскольку большая миграция приводит к нарушению принципов карантина.

Таким образом, можно сделать вывод, что власть открыто признала, что целью введения ряда карантинных ограничений было распространение паники среди населения с целью сделать украинцев более дисциплинированными за счет запугивания. В эту концепцию действий власти вписываются и вырытые мэром Днепра Борисом Филатовым 600 могил для умерших от коронавируса, и заявления предыдущего главы Минздрава Емца о том, что «умрут все пенсионеры» и что «люди старше 65 лет – трупы», а также заявление самого Ляшко о том, что, если полностью отменить карантин, в Украине от коронавируса может умереть 100 тыс. человек. И публичный пиар капсулы для перевозки больных коронавирусом, одна мысль о попадании в которую стала бы большим стрессом для большинства людей.

В данной ситуации необходимо отметить, что методы запугивания действуют крайне негативно на человеческий организм: стресс понижает иммунитет. Как и невозможность гулять на свежем воздухе в парках, заниматься спортом. То есть, ограничительные меры были направлены не на сохранение здоровья людей, а на создание контролируемого общества (или на анализ того, какие меры необходимо предпринять, чтобы общество в основной массе стало выполнять новые ограничения).

Подобные методы распространения страха и усиления контроля (административные штрафы от 17 тыс. грн. за нарушение того, что не было необходимости ограничивать) не являются демократичными и нарушают права человека.

1.3. В Украине продлили запрет российских соцсетей.

 

Президент Владимир Зеленский своим указом ввел в действие решение СНБО, предусматривающее продление запрета ряда российский сайтов и соцсетей (включая Вконтакте, Одноклассники, Mail.ru, Кинопоиск и др.). Сам запрет включает список из 1228 физических и 468 юридических лиц, а доступ к сайтам блокируется провайдерами. Таким образом, при Зеленском продолжилась санкционная политика, начатая при Петре Порошенко.

Продление запрета российских сайтов и соцсетей указывает на следующие моменты:

-это прямое признание проигрыша в информационной войне;

-соцсети – это огромный пласт информационного и культурного поля («мягкой силы»), пользование которым автоматически приводит к вхождению в это поле, что способствует более положительному отношению людей, пользующихся этими соцсетями, к стране, поставляющей этот информационный продукт;

-в настоящее время Украина находится в процессе геополитической переориентации от России на страны Запада, и для повышения эффективности этой переориентации власти нужно, чтобы как можно меньше украинцев пользовались русскоязычным продуктом – отсюда и нарушающие права человека языковой и образовательный законы, и попытки объединить украинцев на базе «армовира», продолжающиеся сейчас в трансформированной форме;

-момент переориентации на западное бизнес-пространство – при закрытии российского Вконтакта люди главным образом начали переходить в Фейсбук. Это вполне вписывается в тенденцию закупок газа на Западе и угля в США без оглядки на стоимость, переориентации импорта-экспорта и т.д.;

По этим причинам, пока при власти Украины находятся «прозападники» (широко поддерживаемой альтернативы им сейчас нет), а в Конституции Украины прописана необратимость европейского и евроатлантического курса страны, российские соцсети никто не откроет.

1.4. Верховная Рада приняла закон о запрете возврата банков бывшим владельцам.

 

13 мая на внеочередном заседании Верховная Рада приняла законопроект №2571-д о запрете возврата банков бывшим владельцам, который выводит решения Национального банка Украины из-под юрисдикции украинской судебной системы, поскольку законопроект не допускает возврат банков их бывшим владельцам даже в случае решения суда о незаконности национализации.

Согласно принятому закону, бывшие владельцы банков могут получить компенсацию за банк только в денежной форме путем решения суда о том, что НБУ незаконно вывел банк с рынка, а размер компенсации будет формировать международная аудиторская компания.

Фактически теперь введен запрет на судебное трактование банковского законодательства.

Таким образом, Украина выполнила последнее из главных требований МВФ для получения кредита по уже сокращенной программе. Теперь ориентировочно в течении двух недель Украина может получить кредит по программе stand-by в размере около двух млрд долл., который большей частью будет использован для выплаты долгов по предыдущим кредитам и накопившимся по ним процентам.

II ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

2.1. Конституционный суд Германии признал незаконными действие органов управления Евросоюза.

 

Согласно решению Федерального конституционного суда Германии от 5 мая 2020 года, скупка гособлигаций стран Евросоюза Европейским Центральным Банком является нарушением законодательства Германии – то есть, действие органа управления ЕС признано судом одной из стран-членов ЕС незаконным.

Данное событие дает возможность оспаривать через суды и другие решения ЕС. Также оно указывает на то, что отдельные страны-члены ЕС несогласны с решением управления ЕС, а значит, единство ЕС в юридической плоскости находится под угрозой.

Это вписывается в тенденцию ослабления единства ЕС, особенно после Brexit, ограничений передвижения между странами из-за карантина и отсутствия солидарности внутри ЕС при столкновении с пандемией.

III ЭКОНОМИКА.

3.1. В первом квартале 2020 года украинский экспорт снизился на 6,4%.

 

По данным Госстата, в первом квартале 2020 года дефицит внешней торговли со странами ЕС вырос на 67%, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года – до 944,2 млн долларов. При этом, экспорт снизился на 6,4% (до 5,57 млрд долл.), а импорт остался на том же уровне – 6,52 млрд долл.

В страны ЕС экспорт продовольствия и продукции сельского хозяйства сократился на 11%, а импорт из стран ЕС увеличился на 14%.

На основе этих данных можем сделать вывод о начавшейся тенденции падения экспорта, которая главным образом связана с карантинными ограничениями и падением экономик из-за них. Учитывая длительный переходной период, который потребуется для восстановления торговых связей и платежеспособности покупателей украинских товаров и услуг, а также для восстановления спроса, можно прогнозировать и дальнейшее снижение объемов экспорта. При этом, экспорт в страны с более мягкими карантинными ограничениями на данный момент (Китай, Беларусь) может снизиться незначительно, а в страны, где ограничения были или остаются более жесткими – снизится сильнее.

 

Ева Антоненко