Белорусские миротворцы на Донбассе: теория, практика, подоплеки

Президент Беларуси Александр Лукашенко решил вновь вернуться к активному участию в урегулировании конфликта на Донбассе: 26 сентября 2019 г. на встрече в украинскими СМИ он подтвердил готовность своей страны принять участие в урегулировании конфликта.

Основные моменты заявлений Лукашенко:

1. Предложение направить военные силы Беларуси для взятия под контроль части кордона между Украиной и РФ протяженностью 400 км, который в настоящее время подконтролен самопровозглашенным республикам, при условии согласия сторон.

2. Конфликт необходимо решать силами «трех славянских народов» – Украины, Белоруссии и России, а также добавил, что, возможно, к урегулированию конфликта нужно подключить США.

3. Президент фактически заявил, что формула Штайнмайера и Нормандский формат не работают. Предложение перейти к переговорам только трех стран – это предложение отойти от Нормандского формата.

4. Ситуация после президентских выборов в Украине крайне изменилась, однако Лукашенко не будет напрашиваться в посредники и миротворцы для урегулирования ситуации в Украине.

5. Беларусь не будет ни с кем дружить против России и сама будет определять отношения с РФ и Китаем с одной стороны, и с ЕС и США – с другой.

6. Белорусско-американские отношения могут повлиять на взаимодействие Минска и Киева, но позиция США не будет определяющей.

Кроме того, президент Беларуси выступил за сохранение территориальной целостности Украины, однако при этом не упоминал крымский вопрос, вероятно, по причине нежелания ухудшать отношения с Россией. Все его заявления об урегулировании конфликта между Украиной и Россией касались только донбасского вопроса.

Также он уточнил, что готов способствовать достижению мира в Украине разными способами, в том числе путем оказания гуманитарной помощи и участием в восстановлении инфраструктуры Донбасса.

Подоплекой данных заявлений стали следующие события:

-При президентстве Порошенко Минский процесс зашел в тупик, как и возможность Лукашенко играть в нем роль миротворца и третьей стороны, помогающей урегулировать конфликт. После смены власти в Украине основные направления ее деятельности президенту Беларуси пока не совсем понятны, однако последние события показали, что Зеленский имеет реальные намерения урегулировать конфликт на Донбассе.

-Предложение поступило в преддверии проведения II Форума регионов Беларуси и Украины, который пройдет в Житомире 3-4 октября 2019 г. Лукашенко получил приглашение на Форум и может там встретиться с Владимиром Зеленским. На первом форуме был заключен ряд соглашений разных уровней (межгосударственных в том числе) и, вероятно, свое предложение Лукашенко озвучил именно сейчас для того, чтобы уже более предметно обсудить его через неделю во время предстоящего форума, а также чтобы оно не стало неожиданностью для украинской стороны.

-В настоящее время Лукашенко как никогда выгодно заявлять о своем нейтралитете в острых политических вопросах в условиях распространяющихся слухов о возможности создания союзного государства с Россией и российского давления в этом направлении. По этой причине он пытается одновременно играть на российском, европейском и американском полях, а также надеется на расширение переговоров за счет США. Полноценное возвращение к миротворчеству поможет Лукашенко снова набрать политический вес, который ему необходим не только в сложном диалоге с РФ, но и на президентских выборах, которые пройдут в Беларуси в 2020 году (миротворческие успехи могут добавить ему значительную электоральную поддержку, а также создадут позитивный образ не только в собственной стране, но и в общем на международной арене).

-2 сентября 2019 г. Минск посетил советник Трампа Джон Болтон, который заявил, что «Польша, Украина и Беларусь обеспокоены вопросом региональной стабильности и намерены укрепить свою безопасность». Это был первый визит высокопоставленного представителя США за последние десятилетия. Помимо возможных закупок Беларусью продукции военпрома США, такое заявление в некоторой мере можно считать сигналом Лукашенко продолжать посредническое участие в урегулировании конфликта на Донбассе. Поскольку Лукашенко хотел бы отмены санкций против Беларуси, ему выгодно вести свою внешнюю политику как таковую, которая нацелена на улучшение отношений со странами Запада.

О введении миротворцев на Донбасс говорят уже давно.

Вопрос введения миротворческой миссии на Донбасс поднимался в Украине еще с 2015 г. как оппозицией, так и властью. 5-й президент Украины Петр Порошенко выступал с инициативой введения миротворцев в формате международной миссии, к которой могли бы присоединиться представители «Большой семерки», а также Австрия, Швеция и Финляндия.

Российская сторона официально также высказывалась за миротворцев, однако Путин заявлял, что они могут быть введены только для защиты наблюдателей ОБСЕ, при условии договоренности с непризнанными республиками и при недопуске миротворцев на российско-украинскую границу.

Инициативу в урегулировании событий на Донбассе Лукашенко проявляет, начиная с 2014 г.: тогда он предлагал план по прекращению военный действий, который принят не был; по инициативе Лукашенко Минск стал площадкой переговоров сторон вооруженного конфликта; в 2018 г., когда президент Порошенко поднял тему введения миротворцев, он предлагал к общей миротворческой миссии помощь и белорусских военных.

После смены власти в Украине тема миротворцев на переговорах не поднималась. Владимир Зеленский пояснял это тем, что он не хочет «превращения Донбасса в Абхазию или Приднестровье».

Вместе с этим, Беларусь поддерживает и наращивает получение экономических выгод от Украины в виде постоянно отрицательного экспортного сальдо между странами для Украины:

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Товарооборот

5,80*

5,86

3,47

3,83

4,65

5,32

Экспорт

2,1

1,7

0,94

0,98

3,3

1,4

Импорт

3,7

4,1

2,5

2,8

4,5

3,9

Здесь и далее – млрд. долл.

Насколько же реально введение белорусских миротворцев на кордон с Россией?

Решение о введении миротворцев принимает СБ ООН путем единогласного голосования (ветировать решение может любая из стран). После положительного решения следующим этапом станет голосование Генассамблеи ООН, касающееся вопросов финансирования этой миротворческой миссии.

Для введения миротворцев Украинской стороне необходимо будет четко прописать функции, которые они будут выполнять, получить обязательное согласие сторон конфликта (в данном случае остро встанет вопрос определения этих сторон: Украина называет второй стороной Россию, а Россия себя участником конфликта не признает и считает сторонами конфликта Украину и непризнанные республики), территорию работы миссии и сроки проведения операции.

Если предположить, что все указанные выше моменты будут урегулированы, остро встает вопрос количества участников миротворческой миссии. По различным подсчетам, только для контроля за российско-украинской границей на Донбассе необходимо 30-40 тысяч миротворцев (не считая людей, которые потребуются для контроля остальной территории), а такое количество миротворцев ООН под подобные задачи никогда прежде не привлекали. Вероятнее всего, именно по этой причине решения СБ и Генассамблеи ООН по этому вопросу нет до сих пор.

По данным Министерства обороны Беларуси, в 2018 г. численность белорусских военнослужащих составляла 46 482 человека. То есть, для того чтобы полностью взять под контроль границу между самопровозглашенными республиками и Россией, Беларуси придется задействовать практически весь свой военный состав.

По этой причине можно сделать вывод, что заявление Лукашенко о готовности предоставить Украине белорусских миротворцев для контроля за кордоном протяженностью 400 км является политическим и не предполагает реальной реализации заявленного.

Подытоживая, необходимо отметить следующее:

1. Лукашенко хочет вернуться в Нормандский формат для повышения своего политического веса на международной арене и усиления своей субъектности как лидера.

2. Заявление Лукашенко о необходимости решать конфликт на Донбассе в формате трех стран указывает на его желание взять контроль над процессом как нейтральной стороны.

3. Украинский кризис для Лукашенко – это окно возможностей для восстановления отношений с Западом, которым он активно пользуется. Прием в Минске Трехсторонней контактной группы улучшил международный имидж Беларуси и привел к ослаблению санкций.

4. Заявление о введении миротворцев Лукашенко сделал, скорее всего в условиях развертывания предвыборной кампании в Беларуси для повышения собственных рейтингов внутри страны, и практической возможности у Лукашенко осуществить предложенное нет.

Необходимо отметить, что в случае намерения переговорной группы ввести на территорию ОРДЛО миротворческую миссию, наиболее реалистичным будет ее ввод в составе войск нейтральных государств – Беларуси, Казахстана, Швеции, Финляндии – по причине минимальной политической составляющей в вопросе, а также высокой вероятности получить на это согласие всех сторон конфликта.

 

Ева Антоненко