Броварской вестерн: что за ним стоит и уволят ли главу МВД

Почти сотня человек, десятки "стволов" и мгновенная реакция полиции. Настоящий боевик произошел 29 мая в Броварах Киевской области, где при помощи ружей, пистолетов, кастетов и дымовых шашек делили рынок междугородних перевозок. В деле могут быть замешаны не только перевозчики и "титушки", но и "воры в законе", и даже верхушка МВД. Официальная версия — перестрелка произошла из-за передела влияния на рынке перевозок. Маршрут Бровары — Киев является одним из самых прибыльных в регионе.

Так как президент на экстренном совещании в день инцидента приказал главе МВД Арсену Авакову разобраться и наказать виновных, начались задержания. Вчера продолжались судебные заседания по избранию меры пресечения 11 фигурантам перестрелки. Полиция задержала 30 человек, причастных к правонарушению. Двадцати троим из них объявлено о подозрении.

 

Уже уволен начальник полиции Винницкой области за то, что не остановил автобусы с "титушками", отправленными в Бровары, но на этом дело не закончится. На очереди — глава полиции Киевской области и Броваров. Их, как сообщили нам в МВД, держат на "закуску". В понедельник состоится заседание комитета в ВР по вопросам правоохранительной деятельности, где будут заслушаны результаты по расследованию последних резонансных дел, в том числе и броварскому. На нем же выступит и глава полиции Киевской области. Возможно, в последний раз. Его будут рекомендовать уволить. Сгустились тучи и над главой МВД Арсеном Аваковым. Но при этом, как узнали "Вести", борьба за маршрутные перевозки продолжится, так как речь идет об огромных деньгах

50 млрд гривен в год: как работает рынок перевозок и почему избивают водителей

Как рассказал "Вестям" житель Броваров Николай, конфликты на маршруте Бровары — Киев — Бровары происходят с завидным постоянством, так как это один из сверхприбыльных маршрутов.

"Чтобы вы понимали, от "Торгмаша" до станции метро "Лесная" всего 19 километров. И есть два маршрута. Один — старый, через город, который идет дольше, так как много остановок плюс светофоры. И второй, от "Торгмаша" до "Лесной", — по окружной, который занимает каких-то 15 минут. Стоимость проезда одинаковая — была 16 грн, но после того как подешевел бензин, стала 14 грн. Конечно же, многие броварчане, которые живут в пригороде, но ездят на работу в Киев, стали пользоваться коротким, быстрым, маршрутом. Но и, кроме всего прочего, на этих маршрутах появились частники с собственными бусами, которые выезжают и собирают сливки в час пик. Вот это и возмутило перевозчиков", — рассказывает Николай.

Местные перевозчики постоянно сетовали, что нелегалы у них забирают хлеб. А нелегалы отвечали тем, что били водителей, пробивали им колеса и сжигали маршрутки.

В полиции Киевской области "Вестям" подтвердили, что среди перевозчиков давно идет необъявленная война, в которой применяют всевозможные методы: от избиения водителей до порчи автобусов. Летом прошлого года, например, то и дело полыхали маршрутки: в Вишневом одна, а в Вышгородском районе, в поселке Дымер, сгорели аж 10 бусов "Богдан" одного из АТП. В Броварах тоже произошла странная история. Когда КГГА пустила в Бровары автобус из Киева, то машины вдруг резко начали ломаться. В итоге маршрут отменили.

Как подсчитал замглавы МВД Антон Геращенко, из Броваров в Киев и обратно в некарантинное время ежедневно ездит 20 тысяч человек. Стоимость проезда — 14 грн. Значит, в день выручка составляет от 600 тыс. грн. В месяц — 18 млн грн, а в год — 220 млн грн.

Кто виноват

Разборки в Броварах, как считает глава общественной организации "Развитие инфраструктуры" Станислав Гвоздиков, — стандартная ситуация для всех регионов нашей страны. Проблема в том, что на рынке перевозчиков не работают правила.

"Как может нелегал прийти на маршрут, где есть уже легальный перевозчик?! И, если они туда пришли, почему "Укртрансинспекция" не провела проверки этого маршрута? Одни выиграли маршрут, арендовали автобазу с "Богданами", наняли водителей, зарабатывают свои 400–600 тыс. в день, возможно, платят какие-то налоги. А тут пришли левые перевозчики со своими "Спринтерами", которые дешевле и рентабельнее "Богданов", и начинают ездить на их маршруте. По закону, выигравший тендер должен уведомить о нелегалах "Укртрансинспекцию". Полиция должна выехать на маршрут и провести проверку в составе комиссии вместе с представителями Киевобладминистрации. И если бы это было сделано, то никаких разборок не было бы. Но одни чиновники взяли с нелегалов деньги за то, что они не будут их проверять, а с других, легальных, взяли деньги за то, что их поставили на маршрут. Уходить с маршрута, приносящего прибыль, никто не хочет", — отметил Станислав Гвоздиков.

И это, как подчеркивает он, только один маршрут, а в Киевской области, например, таких межгородских маршрутов 520! Притом что в конце прошлого года действующих договоров на перевозку пассажиров было не более 200. Остальные работают нелегально или же полулегально.

"Чтобы не проводить конкурс, но продлить маршрут, перевозчики договариваются с чиновниками за определенную сумму. Есть лазейка в законе, чтобы без конкурса продлевать договор. В Украине пригородный сегмент пассажирских перевозок приносит прибыль в 50 млрд грн в год. В Киевской области — 10 млрд грн в год. Есть за что бороться", — говорит Гвоздиков.

Будет ли отставка Авакова

Для главы МВД Арсена Авакова, за шесть лет в должности накопившего критическую массу проблем (и недовольства), перестрелка в Броварах может стать соломинкой, которая "переломит хребет верблюду". Министра уже начали торпедировать представители прозападных сил в Раде, партия "Голос" выступила с заявлением: "Полиция должна защищать, а не пытать. Аваков должен уйти!"

С критикой на него обрушились Михаил Саакашвили и его соратница Хатия Деканоидзе, собственно и проводившая реформу в ранге главы Нацполиции. "В понедельник на заседании комитета (по вопросам правоохранительной деятельности. — Авт.), которое будет явно резонансным, будем ждать чиновников МВД уровня министра или замминистра, глав ответственных департаментов и, возможно, представителей УВБ (Управление внутренней безопасности. — Авт.), хотим в деталях разобраться в ситуациях, что случились в Кагарлыке и Броварах, — рассказал "Вестям" замглавы комитета Александр Дануца. — Вопросов много, в Броварах чудом все остались живы. И хотя решения (кадровые и оперативные) были приняты быстро, все эти истории говорят о том, что в системе не все хорошо".

Еще одна претензия, называемая депутатом, — история с покушением в Киеве на черногорского наркобарона: по данным Александра Дануцы, спецдепартамент Нацполиции мог вести это дело и знать о готовящемся покушении. По итогам комитет, во-первых, будет принимать выводы о деятельности руководства МВД. Они могут быть негативными. Во-вторых, может пригласить Арсена Авакова выступить в час вопросов к правительству (в пятницу) перед сессионным залом. И это выступление явно может быть для него критичным.

"В нашей фракции мнения по Арсену Борисовичу полярно разные. Одни ребята хотят его отставки. Вторые не прочь оставить, но уж очень много вопросов", — сказал "Вестям" анонимно еще один нардеп от СН.

"У людей, что аффилированы с самим Аваковым, и группы Игоря Коломойского позиция понятная: их глава МВД вполне устраивает. А вот группа "95 Квартал", ориентированная на президента, давно и последовательно хочет его отставки, — говорит "Вестям" политолог Руслан Бортник. — Для самого Авакова критичной может быть утрата контроля над "Нацкорпусом" и, соответственно, статус "гаранта стабильности". Да и команда Зе отказалась от резких действий (по Донбассу или гуманитарной политике), которые могли бы спровоцировать радикалов".

Кстати, по данным собеседников "Вестей" в СН, отставку могут провести после принятия закона о т. н. интерпелляции (внесен пару недель назад депутатами от СН) — он предусматривает механизм отставки чиновника высокого уровня (министр, глава госагентства и т. п.) после инициирования профильным комитетом или просто группой депутатов. "Это позволит президенту сохранить лицо: он как бы непричастен", — говорят наши собеседники.

Дата публикации: 
01.06.2020 - 14