Бюджет Украины 2013-2020: инерция, долги и отсутствие точек роста

Сравнительная динамика

(2013-2020)

 

2013

2016

2018

2019

2020 (проект бюджета на сайте)

Доходы

351,1 млрд грн

607,9 млрд грн (173,14%)

917,8млрд грн (261,41% от 2013)

1,026 трлн грн (292% от 2013)

1,055 тлрн грн

(300% от 2013г.)

Расходы

419,8 млрд грн

681,4 млрд грн (162,32% от 2013)

991 млрд грн (+236% от 2013)

1,112 трлн грн (264% от 2013)

1,170 трлн грн

(279% от 2013)

Инфляция

0,5%

12,4%

(по итогу ожидают 9,9%)

7,4%

5%

Госдолг

502,4 млрд грн

1,945 трлн грн (387,14% от 2013)

2,746 трлн грн (546,58% от 2013)

2,060 трлн грн (410% от 2013)

2,127 трлн грн

(423% от 2013)

 

ВВП

183 млрд $ (ВБ)

93 млрд $ (ВБ) (50,8% от 2013)

Нет данных (IIкв +3,6% к аналогичному периоду 2017 года)

+3% ВВП

+3,3%

Курс доллара

8,1 грн / 1$

26,37грн / 1$ (324,56% от 2013)

28,1 грн / 1$ (346,91 от 2013)

30,5 грн/$ (376,54% от 2013)

28,2 грн/$

(348% от 2013)

 

 

Прожиточный минимум

1147 грн

С 01.01 – 1330 грн; с 01.05 – 1399 грн; с 01.12 – 1544 грн (134% от 2013)

С 01.01 – 1700 грн; с 01.07 – 1777 грн; с 01.12 – 1853 грн (161% от 2013)

01.01 – 1853 грн; 01.07 – 1936 грн; 01.12 – 2027 грн (176% от 2013)

01.01 – 2102 грн

01.07 – 2197 грн

01.12 – 2270 грн

(197% от 2013)

 

 

Минимальная зарплата

1147 грн

С 01.01 – 1378 грн; с 01.05 – 1450 грн; с 01.12 – 1600 грн (139% от 2013)

3723 грн (324% от 2013)

4173 грн (363% от 2013)

4723 грн

(411% от 2013)

 

Минимальная пенсия

894 грн

1074 (120% от 2013)

1373 (153% от 2013)

1497 грн, к концу года 1624 грн (181% от 2013)

1800 грн

(201% от 2013)

 

Аппарат Верховной Рады

935 млн грн

943 млрд грн (100,8% от 2013)

1,7 млрд грн (181% от 2013)

1,97 млрд грн (210% от 2013)

1,97 млрд грн

(210% от 2013)

 

МВД

16 млрд грн

44,1 млрд грн (275% от 2013)

65,9 млрд (411% от 2013)

83,1 млрд грн (519% от 2013)

83,8 млрд грн

(523% от 2013)

 

Мин-во энергетики и угольной промышленности

15,6 млрд грн

2,8 млрд грн (17,9% от 2013)

4,9 млрд грн (31,4% от 2013)

3,7 млрд (23% от 2013)

13,5 млрд

(86% от 2013)

 

МИД

1,1 млрд грн

3 млрд грн (272% от 2013)

4,4 млрд грн (400% от 2013)

4,5 млрд(409% от 2013)

4,7 млрд грн

(427% от 2013)

 

Минобороны

15,3 млрд грн

59,4 млрд грн (388% от 2013)

86,5 млрд грн (565% от 2013)

102,4 млрд грн (669%)

102,5 млрд грн

(669% от 2013)

 

Мин-во образования и науки

24,3 млрд грн

24 млрд грн (98% от 2013)

31,7 млрд грн (130% от 2013)

42,1 млрд грн (173% от 2013)

43,8 млрд грн

(180% от 2013)

 

На всё образование: 136,4 млрд грн

Минздрав

(вся система здравоохранения)

61,5 млрд грн

75,4 млрд грн (122,6% от 2013)

103,6 млрд грн (168,4%)

127,5 млрд грн (207,3%)

108 млрд грн

(175%)

 

Мин-во экологии и природных ресурсов

4,1 млрд

4,5 млрд грн (109% от 2013)

6,6 млрд грн (160% от 2013)

8,7 млрд грн (212% от 2013)

Объединено с министерством энергетики и защиты окружающей среды

(% от 2013)

 

Минсоцполитики

88,6 млрд грн

151,3 млрд грн (170% от 2013)

150,1 млрд грн (169% от 2013)

198,6 млрд грн (224% от 2013)

291,4 млрд грн

(328% от 2013)

 

Мин-во ЖКХ

5,7 млрд грн

1,9 млрд грн (33% от 2013)

3,7 млрд грн (64% от 2013)

2,7 млрд грн (47% от 2013)

2,7 млрд грн

Переименовано в министерство развития общин и территорий Украины

(47% от 2013)

 

Мин-во агрополитки

8,7 млрд грн

2,1 млрд грн (24% от 2013)

14,1 млрд грн (162% от 2013)

14,8 млрд грн (170% от 2013)

22,3 млрд грн

(в 2019 году Минагрполитики объединено с Минэкономразвития)

(256% от 2013)

 

Мин-во инфраструктуры

1,5 млрд грн

711 млн грн (47% от 2013)

3,2 млрд грн (213% от 2013)

3,0 млрд грн (213% от 2013)

3,9 млрд грн

(260% от 2013)

 

Мин-во молодежи и спорта

941 млн грн

1,4 млрд грн (148% от 2013)

2,6 млрд грн (276% от 2013)

2,9 млрд грн (200% от 2013)

12 млрд грн

(объединено с минкультом)

(1275% от 2013)

 

Минфин

37,2 млрд грн

8,3 млрд грн (22% от 2013)

15,1 млрд грн (40% от 2013)

15 млрд грн (40% от 2013)

18,5 млрд грн

(49% от 2013)

 

Минюст

5,5 млрд грн

6,5 млрд грн (118% от 2013)

12,6 млрд грн (229% от 2013)

13,8 млрд грн (250% от 2013)

14,6 млрд грн

(265% от 2013)

 

СБУ

3,4 млрд грн

5,6 млрд грн (164% от 2013)

8,1 млрд грн (238% от 2013)

9,5 млрд грн (279% от 2013)

9,6 млрд грн

(282% от 2013)

 

АП

305 млн грн

456 млн грн (149% от 2013)

1 млрд грн (327% от 2013)

947 млн грн (310% от 2013)

986 млн грн

(323% от 2013)

 

 

Мининформполитики

-

113 млн грн

862 млн грн (762% от 2016)

545 млн грн (482% от 2013)

Объединено в министерство культуы, молодёжи и спорта

ГУР

464 млн грн

1,2 млрд грн (258% от 2013)

2,5 млрд грн (538% от 2013)

2,8 млрд грн (603% от 2013)

2,8 млрд грн

(603% от 2013)

 

СНБО

124 млн грн

70 млн грн (56% от 2013)

156 млн грн (125% от 2013)

177 млн грн (142% от 2013)

28,1 млн грн

(22% от 2013)

 

СВР

569 млн грн

952 млн грн (167% от 2013)

1,7 млрд грн (298% от 2013)

2,0 млрд грн (351% от 2013)

2,0 млрд грн

(351% от 2013)

 

 

За 2013-2020 годы произошёл трёхкратный гривневый рост доходов и расходов бюджета Украины. При этом рост в долларах де-факто отсутствовал из-за девальвации гривны чуть более, чем в три раза (8 грн за 1 доллар в 2013г., 25 грн за 1 доллар в октябре 2019г.). Благодаря указанному расчёту роста доходов и расходов бюджета, мы можем подсчитать приоритеты правительств Украины времён президентов Януковича, Порошенко и Зеленского. Ведь именно Бюджет является реальной Конституцией Украины - лакмусовой бумагой системы управления и взаимоотношения сежду властью и обществом.

В частности, в социальной сфере. Так, при официальной инфляции в более чем 100% (девальвации более 340%) за указанный период, прожиточный минимум вырос на 197%, а минимальная пенсия — на 201%, т.е. рост де-факто отсутствовал. Минимальная зарплата за указанный период выросла на 401%, однако с учётом инфляции она фактически просто индексировалась и качественного роста не произошло.

При анализе роста инфляции и зарплат также стоит учитывать популярную практику, особенно в бюджетной сфере и регионах, когда при повышении правительством минимальной зарплаты, бюджетников переводят на 0,75 и 0,5 ставки, сохраняя их минимальную зарплату неизменной на протяжении долгих лет. Также стоит учитывать, что расчёт инфляции происходит, во-первых, Госстатом, что создаёт условия для манипуляции статистикой, и, во-вторых, учитывает рост всех товаров и услуг. В то же время рост по отдельным категориям товаров и услуг, в первую очередь, продуктов питания и услуг ЖКХ составил не 100% за шесть лет, а в несколько раз больше, что напрямую отражается на благосостоянии беднейших слоёв украинского общества.

Что касается роста расходов на органы исполнительной власти, а также отдельные сферы экономики, мы выделяем следующих чемпионов, рост расходов которых равен или превысил трёхкратный гривневый рост доходов украинского бюджета. Это Министерство культуры, молодёжи и спорта (+1275%, произошёл из-за слияния нескольких министерств и аккумуляции их бюджетов в одном ведомстве), МИД (+427% относительно 2013г.), Минсоцполитики (+328%), Администрация (Офис) президента (+323%).

Стоит оговориться, что особняком стоят «ведомства войны», как Минобороны, МВД, СНБО, СБУ. С учётом продолжающегося конфликта на юго-востоке Украины, финансирование силовых ведомств растёт вне зависимости от того, кто именно руководит страной.

При этом в большинстве сфер мы наблюдаем снижение госрасходов относительно трёхкратного роста доходов бюджета: МинЖКХ (47%), Минфин (+49%), Минэнергетики и угольной промышленности (+86%), Минздрав (+175%), Минобразования и науки (+180%), Аппарат Верховной Рады (+210% от 2013г.), Минэкономикиагрополитики (+256%), Мининфраструктуры (+260%), Минюст (+265%). То есть, расходы на Министерство энергетики и угольной промышленности в 2020 году даже не достигнут уровня 2013 года, с учётом трёхкратного роста доходов бюджета и 100%-инфляции.

Вообще, анализируя бюджет Украины на 2020 год и сопоставляя его с бюджетом на 2013 год, чётко видны приоритеты нового правительства: возвращение долгов (438 млрд. грн.-37% доходной части бюджета) + война и безопасность (246 млрд. грн. - 20%) = 57%, инфраструктура и сельское хозяйство (что может рассматриваться в рамках одного цикла: создание условий, дорог, портов и т.д., для экспорта продукции сельского хозяйства из страны).

При этом проект бюджета на 2020 год не даёт ответ на то, как именно правительство намерено реализовывать свою же собственную программу действий. Расходы на образование и социальную сферу в 2020 году относительно 2019 года практически не выросли (по сути, проиндексирована лишь инфляция), а потому говорить о некоем прорыве очевидно не приходится. Ключевыми секторами экономики по всей видимости продолжит оставаться агросектор. При этом открытым остаётся вопрос, как именно создание рынка земли позволит подстегнуть рост украинской экономики: отсутствуют прогнозы доходов от реализации земельной реформы, также нет понимания как именно создания рынка земли скажется на росте ВВП страны.

 

Максим Семенов, Руслан Бортник для УИАМП