Цели и последствия вступления Украины во ВТО

Сегодня в ВТО входят 164 члена, в том числе: 157 международно признанных государства-члена ООН, частично признанная Китайская Республика, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз.

Украина вступила в ВТО 5 февраля 2008 года (стала 152-м членом), переговоры о вступлении велись более 14 лет.

ВТО предоставила Украине пять лет переходного периода для адаптации отдельных норм и положений ВТО. Согласно договоренностям после присоединения к ВТО Украина взяла на себя обязательство до 2013 года принять еще 11 законов и ряд нормативных документов, касающихся, в частности, пошлин на экспорт подсолнечника, лома черных и цветных металлов, кожсырья и скота. Стоит отметить, что в области подготовки украинского рынка к сотрудничеству в рамках ВТО практически ничего не было сделано, в большей мере вступление в организацию можно назвать политическим решением.

В теории, экономика Украины в целом должна была выиграть от вступления, получить позитивный заряд за счет свободного и стабильного доступа к мировым рынкам сбыта, отмены квот, снижения ввозных пошлин, уменьшения количества внутренних барьеров и многих других факторов. Касательно адаптации малого и среднего бизнеса в аспекте членства в ВТО, адаптационный период этих предприятий и производств должен был быть сложным из-за необходимости перестраиваться на выпуск товаров более высокого качества, необходимости осваивать внешние рынки и выдерживать конкуренцию из-за возросшего импорта. Интегрирование национальной экономики с мировой должно было дать большой потенциал представителям всех бизнес-кругов. Кроме того, предполагалось, что структура экономики изменится и увеличится спрос на сегмент услуг. А как раз малый и средний бизнес предоставляет различные услуги, значит, в этой сфере расширится поле деятельности.

Кроме того, по требованиям ВТО должен значительно сократиться уровень регулирования внешнеэкономической торговой деятельности, вследствие чего участие в экспорте для малых и средних производителей товаров должно было стать доступнее. Внедрение торговыми партнерами режима наибольшего содействия украинским товарам и услугам должно было создать дополнительные резервы для развития малых предприятий. Кроме того, развитие крупного бизнеса потянуло бы за собой развитие малого и среднего.

Вступление Украины в ВТО автоматически предоставило бы Украине целый ряд существенных позитивных моментов. Во-первых, Украина смогла бы принимать участие в выработке международных правил торговой политики. Во-вторых, прием страны во Всемирную торговую организацию – это своего рода сертификат соответствия национального регулятивного режима международным принятым нормам. Это сигнал для международных инвесторов и торгово-экономических партнеров. В-третьих, это дает возможность стране защищать свои экономические интересы через специальные механизмы и процедуры при помощи антидемпинговых специальных расследований со стороны наших торговых партнеров.

Отрицательные моменты вступления в ВТО. Имеет место накладывание некоторых ограничений на проведение экономической политики. Соглашения ВТО прямо запрещают стране использование определенных инструментов, что несколько сужает возможности одних механизмов, но вместе с тем заставляет искать определенные компенсационные механизмы. Например, по нормам ВТО недопустимо использование отдельным предприятием финансовой помощи и субсидий государстваИменно ликвидация действующих механизмов субсидий являлась на момент подписания соглашения немаловажной проблемой для Украины. Уменьшение прямой поддержки со стороны государства стало существенной проблемой, в первую очередь, для предприятий сельскохозяйственного машиностроения, автомобилестроения, черной металлургии, а также для отдельных производителей, на которых распространяется действие системы государственных закупок. Кроме того, на всех промышленных предприятиях сказалось изменение цен на сырье, материалы, оборудование, комплектующие, изменение тарифов на потребляемые услуги естественных монополий, изменение условий получения различных видов услуг (страховых, финансовых).

На практике. Большинство товаров, которые украинский бизнес продает за рубеж, – это товары промежуточного потребления, то есть, те, которые используются для дальнейшего производства товаров и услуг.

По состоянию на 2018 год уровень украинского экспорта стал меньше в абсолютных цифрах в долларах, чем в 2008 году. Согласно данным Минфина, в 2008 году размер экспорта составил 444,859 млн. грн. при курсе доллара 7,7 грн./долл. (данные на 31 декабря 2008 года) – 58 млрд. долл, а в 2018 году – 1,608,890 млн. грн., при курсе доллара 28,00 грн./долл. (данные на 31 декабря 2018) – 58 млрд. долл. При этом, отрицательное сальдо между экспортом и импортом увеличилось с разницы -41,168 млн. грн. в 2008 году до -306,003 млн. грн. в 2018. Таким образом, видим, что вследствие вступления в ВТО украинский рынок еще более открылся для западных компаний (дефицитным он стал с 2005 года), и как следствие – на рынке появились более дешевые альтернативы отечественным товарам. На сегодняшний день из-за отсутствия государственной поддержки и несогласованности правовых вопросов относительно членства в ВТО под угрозой, в первую очередь, агропромышленный комплекс и частично молочная и сахарная отрасли.

Что касается импорта, то со вступлением в ВТО произошла либерализация импортного таможенного режима, что привело к снижению ставки импортных тарифов на товары 1-24 групп УКТВЭД и переводу практически всех специфических или комбинированных пошлин на адвалорные (взимается как процент от таможенной стоимости товара и не зависит от вида продукции). После вступления в ВТО средняя ставка ввозной пошлины на сельскохозяйственную продукцию снизились до 9,2%.

Потребителями перспектива появления более дешевой альтернативы отечественным товарам на рынке воспринимается неоднозначно. Ссылаясь на нехватку информации, большинство отдает преимущество проверенным товарам, однако, кое-кто ориентируется на более низкую цену. На розничном рынке потребительских товаров в настоящее время преимущество отдается более низкой цене с проверенным брендом.

Металлургам вступление в ВТО дало новые инструменты борьбы против ограничений на экспорт их продукции во многие страны мира. Они заключаются в получении рыночного статуса в ЕС (достигнутое в контексте вступления в ВТО), отмене квот на экспорт, возможности обжаловать антидемпинговые меры.

В 2019 году депутаты повысили экспортную пошлину на украинский металлолом (с 42 до 58 евро – без повышения пошлины она с сентября 2019 составила бы 8,5 евро/тонна), так как спрос на него в мире растет, поэтому растут и цены, и был риск того, что продолжится рост его экспорта, из за чего может сократиться объем отраслевого производства на украинских предприятиях из-за дефицита сырья, уменьшатся стабильные валютные поступления в страну от экспорта конечной продукции, девальвируется гривна, а производства либо сократят количество производимой продукции, либо вообще закроются, что может привести к еще большему увеличению трудовой эмиграции. По правилам ВТО, такие меры со стороны страны-участницы недопустимы.

По данным Государственной службы статистики, в 2018 году наибольший процент экспорта был именно в металлургическом производстве – производстве чугуна, стали и ферросплавов (64,4% от всей произведенной продукции, или 204 млрд. грн.), добыче металлических руд (52,8%, или 69 млрд. грн.), производстве труб (53,2%, или 16 млрд. грн.).

Таким образом, можно сделать вывод, что на металлургическую отрасль вступление в ВТО повлияло отрицательно: экспортировать сырье, а не конечную продукцию, оказывается выгоднее по причине отсутствия необходимости налаживать производство, технологии, искать рынки сбыта, а также по причине возможности быстрого получения прибыли. Поэтому промышленная отрасль продолжила сокращение (по состоянию на январь 2019 года промышленное производство сократилось на 3,3%, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года). Наиболее просело производство электротехники (-56%), химпром (-14,9% – по сути, происходит ликвидация данной отрасли в структуре украинской промышленности) и машиностроение (-11,9%).

Согласно обязательствам, взятым на себя Украиной в ВТО, Украина должна разрешить экспорт леса-кругляка (запрет этого вида экспорта нарушает также и подписанное соглашение об Ассоциации с ЕС). По данным Государственной службы статистики, в 2019 году лесопильное производство вошло в топ экспортируемых товаров и составило 78,5% от всей произведенной продукции в отрасли, или 8 млрд. грн. (при этом производство мебели – 51,3%, или 7,7 млрд. грн.).

Кардинальных изменений отечественной товарной структуры экспорта агропродукции не произошло: сохранилось значительное преобладание растениеводческой продукции над животноводческой — в пределах 4/5 и 1/5 соответственно. Кроме того, наблюдается постепенное снижение доли готовых пищевых продуктов – с более 20% в 2008 г. до 16-17% в 2018 году. Так что с этой точки зрения членство в ВТО дало свой весомый минус.

Едва ли не единственный бум – экспорт зерновых. В 2007/2008 году Украина экспортировала 4,4 млн. тонн, а в 2018 году – 41,7 млн. тонн (по данным Института аграрной экономики). Рост почти в 10 раз. В течение 2008-2017 годов доля экспорта сельскохозяйственной продукции от общего экспорта товаров из Украины увеличилась с 16,9% в 2008 году до 41,5% в 2017 году (в 2009 г. этот показатель составил 24,6%, 2010 г. – 19,9%, 2011 г. – 19,2%, 2012 г.– 26,5%, 2013 г. – 27,4%, 2014 г. – 31,6%, в 2015 г. – 38,7%, 2016 г. – 42,5%). По факту, эти цифры указывают на сырьевую ориентированность украинской экономики.

В 2018 году топ экспорта в секторе выглядел так:

1. Подсолнечное масло (2,9 млрд. долл.).

2. Кукуруза (2,3 млрд. долл.).

3. Пшеница (2 млрд. долл.).

4. Сурепка или рапс (700 млн. долл.).

5. Соевые бобы (600 млн. долл.).

6. Ячмень (460 млн. долл.).

7. Мясо птицы (380 млн. долл.).

8. Сахар (150 млн. долл.).

9. Шоколад (119 млн. долл.).

10. Соевое масло (117 млн. дол.).

Стоит отметить, что подсолнечник, рапс и кукуруза (входящие в топ экспорта) – культуры, очень сильно истощающие почву.

Потребительских товаров краткосрочного использования (включая продукты питания) украинские компании продали за границу на сумму 135 млрд грн. Эти товары обеспечивают около 22% экспорта.

Позитивным явлением является рост экспорта услуг из Украины – он позволяет частично перекрывать дефицит в торговле с определенными странами.

До сих пор Украина отстает в вопросах должной сертификации и стандартизации своей продукции, что играет не в ее пользу (к примеру, страдает авиационная отрасль, которая не может в достаточной мере конкурировать на нетрадиционных для нее рынках).

Расширилась географическая структура украинского экспорта. Увеличилось количество стран-импортеров украинской агропродовольственной продукции. Произошло смещение направлений поставок: со стран СНГ, в основном, России – на страны ЕС, Азии (с 25,6% от общего экспорта сельскохозяйственной продукции в 2008 году до 42,6% в 2017 году) и Африки (с 7,7% от общего экспорта сельскохозяйственной продукции в 2008 году до 14,2% в 2017 году). Основными странами, в которые в значительных объемах экспортировалась украинская продукция, выступают Индия, Китай, Египет, Нидерланды, Испания, Турция, Италия, Польша, Беларусь, Израиль, Германия, Иран, Саудовская Аравия, Франция и Бангладеш.

Вступление в ВТО позволило начать переговоры относительно заключения соглашений о свободной торговле с основными и перспективными торговыми партнерами нашего государства, в частности, с ЕС, Европейской ассоциацией свободной торговли (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария), Черногорией, Канадой, Турцией, Израилем.

Министерство экономики Украины отмечает, что Украина не ощутила всех преимуществ от членства в ВТО, поскольку в течении первых 10 лет находилась под влиянием объективных негативных факторов: нескольких этапов мирового экономического кризиса, военного конфликта, потери части промышленного потенциала.

Несмотря на то, что условиями ВТО запрещены ограничения импорта, Украина многократно сталкивалась с дискриминационными мерами со стороны России (иногда вводимыми как ответные контрсанкции). Они касались ввоза мясной, молочной и кондитерской продукции, а также блокирования со стороны РФ импортных грузов из Украины на границе. В 2016-2017 годах действовало двустороннее эмбарго между Украиной и Россией на поставки подавляющего большинства групп агропродовольственной продукции. А в начале 2019 года Украина поиграла в ВТО спор с РФ по запрету россиянами транзита украинских товаров в Среднюю Азию (спор начался в 2016 году, когда правительство РФ запретило железнодорожный и автомобильный транзит любой украинской продукции, которая направлялась в Казахстан и Киргизстан, а после – и в другие страны Средней Азии, а также Монголию), что чревато потерями в сотни миллионов долларов из-за утраты рынков. То есть, на основе такого решения ВТО можно сделать вывод, что членство в организации не гарантирует доступ к торговым путям и полностью свободную торговлю, если какой-то из стран буде выгодно вводить такие ограничения.

Ева Антоненко