Что делать с АР Крым и «ЛДНР»

Участники переговоров постоянно заявляют, что одним из наиболее сложных вопросов для обсуждения остается статус АР Крым (Крым) и Донецкой и Луганской областей Украины («ЛДНР»). И действительно вопросы территориальной целостности и суверенитета являются «красными линями» для любого государственного лидера. Даже их обсуждение часто можно квалифицировать как тяжкое уголовное преступление. 
Поэтому, этой публикацией ни в коей мере не ставится под сомнение международно-правовой статус АР Крым и Донецкой и Луганской областей, как территорий Украины. В тоже время, с целью содействия мирным переговорам и украинской переговорной команде, мы попытались посмотреть на исторические и международные примеры решения территориальных споров, что, надеемся, может содействовать установлению стабильного мира.

Это НЕ рекомендация, а попытка посмотреть на проблемный вопрос шире в научном, историческом и международно-правовом ключе в поиске идей решений, которые могли бы привести к миру, не выходя «за красные линии»

1.  Вынести за рамки переговоров и заморозить вопрос на 10-20 лет (или на неопределенный срок) также как в свое время сделали с темой «Эстонии, Латвии, Литвы» США и СССР (что не мешало им вместе воевать против нацизма или сотрудничать в критически необходимых отраслях) – можно детализировать;

2.  Ввести для ЛДНР и/или Крыма статус «Подмандатных территорий», под руководством ООН или с передачей права управлять от имени ООН (примеров в ХХ-м веке много – Сирия, Ливия, Египет, Руанда, Камерун, Того, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Намибия, Палестина, Занзибар, отдельные регионы Турции – более 50 территорий и государств). Контроль по реализации Мандата возлагаеться на уже функционировавший ранее Совет по опеке ООН, который был создан для наблюдения за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему международной опеки. Имеется богатый международный опыт – можно детализировать;
3.  Ввести механизмы совместного управления под эгидой СБ ООН или по Международному Договору. И хотя полностью аналогичного примера в истории не удалось найти, но опыт совместного управления в Европе имеют более 30 территорий, среди которых Запорожская Сечь (по Андрусовскому договору 1667 года). Интересными нынешними кондоминиумами являются река Мозель — совладение Люксембурга и Германии (с 1816 года), остров Фазан (с 1659 года), Международная космическая станция — совладение 15-ти стран (Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), Андорра (её Соправителями являются Президент Франции и епископ Урхельский (Сео-де-Уржель, Испания), хотя Андорра и является суверенным государством. Этот механизм может предусматривать разделения представительской (местные советы) и исполнительной власти между участниками Договора. Можно детализировать;

4.  Международная администрация и внешнее (или смешанное) управления странами-гаранторами безопасности, СБ ООН, «ядерным клубом» при участии Украины и РФ. Пример – Босния и Герцеговина. Можно детализировать;
 
5.  Переходной Договор сроком на 20-30 лет. (так была решена Гонконга или Макао между КНР и Великобританией/Португалией). Могу детализировать;

6.  Проведение Международно-признанных выборов (сначала) и референдумов (потом) на этих территориях в отношении их статуса через определенные период времени (10-20 лет) и после безусловного допуска украинских политических субъектов, СМИ, обеспечения свободы слова и политической дискуссии. Можно детализировать;

7.  Аренда территорий (платная или бесплатная; с финансовым или политическим эквивалентом). Можно детализировать.

Все эти модели должны сопровождаться гарантиями безопасности, механизмами экономического восстановления и международного контроля (арбитража). 
При этом, эти модели не означают изменения нынешнего международно-правового статуса территорий, а только - урегулирование с точки зрения международного права (если стороны устроят результаты реализации Договора или Решения международных организаций). 

Руслан Бортник