Что нужно знать о сирийском кризисе

Сирийский кризис на сегодняшний день является наиболее острым вопросом, стоящим перед мировой общественностью. И дело здесь не только в наплыве мигрантов, террористической угрозе с стороны Исламского Государства или гражданской войне в Сирии, а в значительных изменениях геополитической системы координат, вызванных данными событиями. Количество стран заинтересованных в решении сирийского кризиса, а также столкновение интересов США и России на данной почве придают этим процессам поистине глобальное значение.

На сегодняшний день существует четыре формирования, каждое из которых контролирует часть сирийской территории.

Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил являет собой объединение нескольких оппозиционных группировок. Данное образование признано легитимной силой, представляющей народ Сирии странами Совета сотрудничества государств Персидского залива (Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ, Оман, Катар, Кувейт) а также США, Францией, Германией и Турцией. Основное требование оппозиции состоят, прежде всего, в отставке режима Асада для прекращения боевых действий и перехода к мирному процессу урегулирования данного конфликта.

Правительство Башара Асада, который за 4 года войны лишился более 70% территории, все еще существует только благодаря поддержке Хезболлы и КСИР. Позиции Асада в военном плане очень шаткие. Фактически, правительственные войска воюют на два фронта. И на сегодняшний день у них есть лишь два союзника: Россия и Иран. Несмотря на свое, до недавнего времени, плачевное положение Асад не желает идти на уступки оппозиции и уходить в отставку.

Значительную часть территории Сирии контролируют боевики Исламского Государства, которые ведут войну как против Асада, так и против оппозиции. ИГ на сегодняшний день – самая большая в мире террористическая организация, которая начинает приобретать черты государства. На данный момент у них уже есть сформированные вооруженные силы, собственная территория, столица, а что самое главное – огромные финансовые ресурсы, полученные от торговли нефтью на черном рынке, а также торговли людьми. Исламское государство принадлежит к наиболее фундаменталистскому течению суннизма – ваххабизму. Одной из основных догм ваххабизма является очищение религии от любых нововведений. Любое политическое разделение адептов ислама для ваххабитов является раскольничеством. Таким образом, врагами для них выступают как иноверцы, так и мусульмане, не принадлежащие к ваххабизму. Исламское Государство преследует цель создания единой мировой мусульманской державы. Помимо Сирии, ИГ также воюет в Ираке, Афганистане и Ливии. На данный момент ИГ представляет собой основную угрозу как для правительства Асада, так и для оппозиции. Именно против Исламского государства направленны основные военные авиаудары международной коалиции.

Также есть еще один игрок, который контролирует часть сирийской территории. Речь идет о северной и северо-восточной части Сирии, которую занимают Курды – наибольшее этническое меньшинство страны (9%). Большая часть сирийского Курдистана контролируется высшим Курдским советом. Основная цель данной организации – обретение широкой автономии или независимости. В связи с этим, своим основным противником Курды считают правительство Башара Асада. Причиной этого служат многолетняя дискриминация Курдов по этническому и религиозному признаку.

Также Курды воюют и против Исламского государства. Несмотря на то, что и те и другие принадлежат к суннитам, целью курдов является построение национального государства, в то время как цель исламских фундаменталистов – построение исламского халифата.

Таким образом, на сегодняшний день, Сирия как единое государство практически не существует. Ни власть, ни оппозиция не имеют достаточного перевеса, дабы одержать окончательную победу. Эти формирования контролируют достаточно малую территорию. Ситуацию также осложняет наличие этнополитической составляющей – проблемы сирийского Курдистана, который в данной войне преследует свои собственные цели. Однако, то, что делает этот конфликт поистине опасным – это участие в нем Исламского Государства со своей тоталитарной идеологией, религиозным фанатизмом, мощными финансовыми ресурсами, а также непрекращающемся потоком добровольцев со всего мира. Более того, присутствие ИГ автоматически делает невозможным переведение данного конфликта в политическую или дипломатическую плоскости. Что в свою очередь наталкивает заинтересованные стороны на поиск решения силовыми методами. Внутриполитические же проблемы сирийского общества являются серьезным препятствием для объединения перед лицом общей угрозы в лице ИГ

Однако на сегодняшний день сирийский кризис уже перестал быть региональной проблемой: в него втянуты десятки стран, среди которых крупнейшие геополитические игроки, а также региональные лидеры. При этом, к большому сожалению, в мировом политикуме нет единого мнения по поводу решения данного кризиса, что делает сирийский конфликт ареной борьбы крупных геополитических игроков как регионального, так и мирового уровня.

Одним из главных стратегических партнеров правительства Башара Асада является Иран, который оказывает существенную поддержку Сирийскому президенту.

Во-первых, Тегеран вливает огромные денежные средства в Сирию: за время войны Иран перечислил правительству Асада около 5 миллиардов долларов.

Во-вторых, Иран также поддерживает Сирию оружием, и людьми. По официальным данным на стороне правительства Асада воюет около 15 тысяч членов корпуса стражей исламской революции – элитного военного подразделения Ирана. По неофициальным же данным численность иранских войск, которые непосредственно задействованы в военных операциях, составляет 60 тысяч человек.

Такая активная поддержка Сирии связана с несколькими причинами. Сирия и Иран – давнейшие геополитические партнеры в регионе, которых объединяет общая неприязнь к США, Израилю и Саудовской Аравии, а также к радикальным течениями суннизма. Дамаск для Ирана является своеобразным геополитическим мостом с Хезбаллой – ливанским детищем Исламской революции 1979 года. Большую часть населения Сирии составляют сунниты, в то время как семья Асадов и их окружение – алавиты, представители шиитской секты, что обеспечивает лояльность данного режима шиитскому Ирану. В случае победы оппозиции Иран потеряет своего основного партнера в регионе и может оказаться перед опасностью создания суннитской коалиции, которая, на сегодняшний день, уже начинает формироваться в лице ОАЭ, Саудовской Аравии и других.

Также Иран заинтересован не допустить усиление влияния США в вопросах Ближнего Востока, выступая против поддерживаемой Вашингтоном сирийской оппозиции.

Таким образом, не смотря на соглашение Ирана по ядерному вопросу, он все же пытается проводить свою собственную политику вопреки интересам США, идя на сближения с Россией.

Израиль находится в состоянии войны с Сирией с 1948 и при этом у него очень натянутые отношения с Ираном, в частности из-за поддержки последним террористической группировки Хезболла воюющей на стороне Асада. В нынешнем сирийском конфликте Израиль не задействует свои войска в полной мере. Основные столкновения происходили на Голанских высотах (сирийская территория захваченная Израилем в 1967 году), а в дальнейшем израильские авиаудары были направлены на склады с оружием, так как Израиль опасается переброски сирийского оружия в Ливан силами Хезболлы. После подписания ядерного соглашения с Ираном, отношения Израиля и США охладели, так как удельный вес Ирана в политике данного региона значительно усилился, что несет потенциальную угрозу региональной безопасности Израиля. Это нарушает установленный баланс сил, а также ставит под сомнение лояльность давнего стратегического партнера Израиля – США. Это вынудило Израиль обратить свое пристальное внимание на Россию. Тель-Авив опасается открытия второго фронта в виде союза Ирана, Хезболлы и Сирии. Также над Израилем нависает огромная угроза в виде Исламского государства, целью которого является полное его уничтожение. Сегодня Россия, из-за активного посредничества в переговорах по ядерной программе, наладила хорошие отношения с Ираном. Благодаря этому факту, а также полному контролю над правительством Асада, Россия может выступить гарантом безопасности Израиля в обмен на консолидацию усилий по борьбе с ИГ, и согласование военных операций. Что означает фактическое получение официальной Москвой полного контроля над деятельностью ЦАХАЛа.

Не стоит также забывать и о позиции Саудовской Аравии, которая на сегодняшний день является лидером Ближнего Востока. Однако после подписания ядерного соглашения с Ираном такое положение с высокой долей вероятности будет утеряно. Эр-Рияд опасается создания геополитической оси шиитских стран подконтрольной Ирану, по этой причине саудиты и поддерживают сирийскую оппозицию, а также воюют в Йемене против шиитских повстанцев. Ведь если хуситы ( военизированная группировка шиитов в Йемене) возьмут верх, то Саудовская Аравия получит на своей границе воинственно-настроенное шиитское террористическое формирование, подконтрольное Ирану. А факт того, что на ее территории проживает около 15% шиитов, ориентирующихся на Тегеран, создает отменные условия для перехода Йеменского конфликта на земли, подконтрольные Эр-Рияду. Таким образом, боясь усиления шиитских стран во главе с Ираном, Саудовская Аравия заинтересована в свержении правительсва Асада и всяческим путем ищет союзников в данном вопросе. Переговоры Эр-Рияда с Москвой завершились неудачно. Однако, не смотря на это, Саудовская Аравия активизирует диалог с Москвой в военной сфере, так как после подписания ядерной сделки с Ираном отношения между Эр-Риядом и Вашингтоном могут осложниться. Скорее всего, саудиты будут лавировать между Россией и США, поддерживая теплые отношения с ними двумя, надеясь примкнуть к победителю данной геополитической схватки.

Важно отметить тот факт, что США сегодня теряет свое значение главного международного миротворца в локальных вопросах, а мировая система безопасности рушится под натиском иррациональных сил. События, связанные с аннексией Крыма, а также война на Донбассе стали сигналом, демонстрирующим слабость международной политики США в отношении России, а также ограниченность международной системы безопасности. Не стоит, также, забывать и о провале американской политики по урегулированию сирийского кризиса, которая заключалась в подготовке местного населения к борьбе с ИГ. Затея оказалась в корне неверной, ведь сразу после окончания обучения большая часть новобранцев примкнула к сирийскому крылу Аль-Каиды. Начинать же полномасштабную военную кампанию против исламских фундаменталистов Обама не отважился.

Попытка Обамы «уйти красиво», подписав ядерное соглашение с Ираном, в общем-то, провалилась: США испортило отношения с Израилем и Саудовской Аравией, фактически не получив никаких политических и военных дивидендов на Ближнем Востоке, к тому же создав себе проблему в виде союза России, Ирана и Сирии. Конечно, нужно отдать должное российской дипломатии, без которой данное соглашение было бы невозможным. Безусловно, в данном случае Россия пожертвовала своими экономическими интересами, так как снятие санкций с Ирана ударяет по ценам на нефть, от которой ресурсно-ориентированная экономика России зависит, как от воздуха. Конечно, взамен Россия получит эксклюзивные контракты на поставку оружия, а также на развитие атомной энергетики, однако все же это не покроет потерь от снижения цен на нефть. Но с точки зрения геополитического значения и восстановления своего международного авторитета – подписание ядерной сделки с Ираном стало значительным успехом, заставив многих мировых лидеров закрыть глаза на российский след в украинском кризисе.

Нынешние интересы США в Сирии сосредоточены вокруг трех проблем:

  1. Как не допустить усиление влияния Росси на Ближнем Востоке.

  2. Закрепить за собой статус главного международного миротворца.

  3. Сохранить свои экономические интересы в регионе.

Однако, на данный момент времени решение данных вопросов, мягко говоря, не отличается эффективностью. Россия же, благодаря «удачному» для себя опыту в Украине, пытается доказать всему миру, что с ней необходимо считаться. И пока это у нее получается. Провал американской политики на Ближнем Востоке позволил России заручиться поддержкой бывших стратегических партнеров США. Европейский союз, страдающий от наплыва беженцев сегодня готов прибегнуть к помощи России, закрыв глаза на их противоречия в украинском вопросе. Все эти факторы в совокупности своей и привели к тому, что Россия сегодня концентрирует собственные военные мощности в Сирии.

Существует несколько вариантов развития сирийского кризиса.

Если международное сообщество примет Status quo, то с большой долей вероятности правительство Асада падет под натиском Исламского Государства. Такая же участь может ожидать и оппозицию, поддерживаемую США. Сирийский Курдистан также может оказаться между двух огней. Речь идет об Исламском государстве и Турции. Ведь на сегодняшний день Анкара предпринимает активные боевые действия против сирийских курдов, так как обретение ими широкой автономии или же независимости станет источником потенциальной этнополитической напряженности на юго-восточной границе Турции, где проживает курдское меньшинство. А в совокупности с длительной историей сепаратистского движения турецких курдов, это может вызвать серьезные внутренние проблемы для Анкары. Кого больше желает видеть Турция на своей границе: независимых курдов или же Исламское государство – достаточно риторический вопрос. Суммируя вышесказанное можно утверждать, что при нынешнем положении вещей ИГ, скорее всего, захватит всю территорию Сирии, а потом уже переключит свое внимание на Израиль.

Вариант полномасштабного вмешательства США в сирийский кризис, судя по их последним действиям, маловероятен. Вашингтон не хочет опять вступать в затяжную войну на Ближнем Востоке, боясь спровоцировать Россию и Иран на ответные действия, что представляет серьезную угрозу непосредственных боевых столкновений между войсками США и России. К тому же такой вариант развития событий может привести к радикализации отношений между Ираном и США. Да и втягивать Вашингтон в войну за год до окончания своего президентского срока Обама вряд ли будет. Заручиться же военной поддержкой ключевых партнеров в регионе – Израиля и Саудовской Аравии, было бы приемлемым вариантом для США. Однако в последнее время их отношения значительно охладели. К тому же Саудовская Аравия сегодня уже воюет в Йемене и вряд ли будет открывать второй фронт в Сирии. Таким образом, США сегодня находится в ситуации цугцванга, когда любое из действий ведет к ухудшению собственных позиций. Вашингтону в том или ином формате придётся договариваться с Москвой. При этом достаточно вероятным выглядит вариант уступок США по украинскому вопросу взамен на отстранение Асада и объединения усилий двух стран в борьбе с ИГ.

Полномасштабное военное вмешательство России при активизации поддержки Ирана может вызвать ответную реакцию ряда суннитских стран, которые будут ориентироваться на Вашингтон в попытке найти противовес ирано-российскому союзу. Однако вряд ли Саудовская Аравия будет вступать в конфронтацию с Россией, тем более без поддержки США, а как уже было замечено, маловероятно, что Вашингтон сможет возглавить ближневосточную коалицию против военного вмешательства России в сирийский кризис. Но все же Москва вряд ли начнет полномасштабную кампанию без ведома других заинтересованных стран, в частности, Израиля, США, Саудовской Аравии и ЕС.

Таким образом, на сегодняшний день наиболее вероятным является создание широкой коалиции с участием РФ. Несмотря на формальное равенство в данном проекте, фактически ее лидером и станет Россия. Так как сегодня именно Москва заняла место регионального гаранта безопасности, а также главного переговорщика в Ближнем Востоке. Вариант такой коалиции поддерживает Европа и, дэ-факто, Израиль. Главным же противником такого союза выступает Вашингтон, однако ему нечего предложить взамен, а формат нынешней коалиции доказал свою неэффективность. Вероятнее всего в процессе переговоров Россия пойдет на уступки касательно свержения правительства Асада взамен на смягчении позиции США в украинском вопросе. При данном варианте развития событий придется учитывать интересы Ирана, который заинтересован в сохранении правительства режима Башара Асада. Так что, скорее всего сирийского президента могут сменить лишь на другого представителя шиитов, лояльного Ирану.

Подводя итоги, следует сказать, что сегодня от судьбы политических договоренностей США и России зависят не только будущее Ближнего Востока, а и вопрос грядущих извинений в геополитическом мироустройстве. Так что вполне возможно, что после серии заседаний Генеральной Ассамблеи ООН мировая система геополитических координат серьезно изменится.

Политолог Николай Стребков