ЦИКЛ «ЦЕНА РЕФОРМ» - Реформа полиции

Русский
Вводная часть - І. Реформа полиции.

Среди множества системных проблем Украины, стоявших перед ней на протяжении всей истории её независимости, проблема правоохранительной системы была одной из важнейших. Для новой, «европейской» власти, реформирование правоохранительной системы стало своего рода внутриполитическим императивом. Однако спустя полтора года после старта, беспристрастные цифры говорят о, в целом, провале реформы.

Украинская правоохранительная система страдала целым набором проблем: коррупция, невысокая эффективность работы, насилие над гражданами, связи с криминалом и т.д. Всё это порождало недоверие абсолютного большинства украинцев к милиции. Вопрос её реформирования рассматривался экспертами неоднократно. Начиная с весны 2014г к этой проблеме возвращаются снова. После укрепления нынешней власти, проведения президентских и парламентских выборов, начинается реальная подготовка к проведению реформы.

І. Реформа полиции.

С осени 2014г. по весну 2015г. шла активная разработка её положений. С разницей в месяц, 4 июля и 4 августа, создаются соответственно патрульная и национальнаяполиция. После создания Национальной полиции, все сотрудники старых ведомств переводились в положение исполняющих обязанности и для утверждения в должности должны были пройти аттестацию по физическим, моральным и интеллектуальным критериям. Это правило не касалось ново созданной патрульной полиции, сотрудники которой автоматически зачислялись в штат новой структуры.

Реформа привела к ряду последствий. Во-первых, около 40% экс-милиционеров не прошли первый этап переаттестации. Лишь за 2015 год из органов внутренних дел было уволено 47 тысяч сотрудников (из 170 тысяч человек). Потеря такого количества кадровых опытных сотрудников неминуемо отразилось на криминогенной обстановке в стране (о чём подробнее ниже). Также стоит отметить, что переаттестация не была в должной мере оформлена юридически, что привело к возвращению старых кадров в систему.

Приход в полицию новых людей

Приход в полицию новых людей не мог компенсировать потерю старых кадров. Новые кадры хоть и были лояльны новой власти, однако не обладали профессиональным опытом, были связаны инструкциями, не прошли должной подготовки и т.д. Значительная часть новых сотрудников уже покинули ряды новой полиции. Причиной чему является разочарование в новой-старой системе, перегрузки на работе и т.д.

Новая полиция не избавилась от пороков старой системы. По-прежнему имеет место коррупцияубийства гражданторговля наркотиками и оружием. Всего же за 9 месяцев 2016 года, по словам Хатии Деканоидзе, на тот момент главы Национальной полиции, было открыто 900 криминальных дел против полицейских. Речь идёт о коррупции, взятках, превышении служебных полномочий. По официальной статистике Генпрокуратуры, в 2016 году было возбуждено 1140 криминальных дел по статье «Превышение власти или служебных полномочий сотрудниками правоохранительных органов». Однако из всего этого массива лишь в 58 случаях было вручено уведомление о подозрении, лишь 46 дел было направлено в суд с обвинительным актом.

При этом в 1094 криминальных правонарушениях к концу года не было принято решение. По 2459 криминальным правонарушениям производство было закрыто.

Зарегистрировано 592 604 уголовных нарушения

Начиная с 2013г. в Украине происходит перманентный рост преступности. Реформа полиции 2015 г. ничуть не остановила, а наоборот – увеличила количество преступлений.

За 2016 год в Украине было зарегистрировано 592 604 уголовных нарушения, что на 27 422 больше, чем в 2015 году. Существенновозросло количество тяжких преступлений. С учтённых 177 855 в 2015 году до 213 521 - в 2016 году, что на 35 666 (или на 20%) больше. Характерно, что криминогенная статистика особенно ухудшилась в ключевых городах и регионах. В Киеве за 2016 год зарегистрировано 73 тысячи уголовных дел, что на 16% больше, чем в 2015 (тогда было 63 тысячи). В Харьковской области в 2015 году было зарегистрировано 40,9 тысяч уголовных дел, а в 2016 – 50,5 тысяч уже (рост на 23,5%). В Одесской области в 2016-м году было зарегистрировано 34 тысячи преступлений. Это на 18% больше, чем в 2015 году (29 тысяч преступлений).

Ситуация с убийствами в Украине оставляет много вопросов. Так, в 2013 году было зафиксировано 5861 убийств, в 2015 – 8224, а вот с 2016 годом ситуация сложная. Согласно официальной статистике Генпрокуратуры, за период с января по октябрь  2016 года было совершено 7059 убийств, а вот с января по декабрь 2016 – только 5992 убийств. Очевидно, это свидетельствует о фальсификации статистики. Фальсификация статистики, в целом, характерна для украинской правоохранительной системы.

Выросло количество преступлений против собственности

Так, в 2013 году было зафиксировано 334 тысячи, в 2015 году - 362 тысячи, а в 2016 году – 405 тысяч уголовных преступлений против собственности, что почти на 20% больше, чем в прошлые годы.

В частности, особое внимание обращает на себя рост фактов краж, которых в 2013г. было учтено 242 тысячи, в 2015г. - 273 тысяч, а в 2016г. – 312 тысяч, что на 30% больше по сравнению с предыдущими годами. Существенно возрастает и количество более общественно опасных преступлений, а именно грабежей. В 2013 году было зафиксировано 22 тысячи грабежей (как и в 2015г.), а в 2016 году – 27 тысяч грабежей. Количество разбоев увеличилось с 2856 в 2013г., 3558 в 2015г., до 3904 в 2016г.

Несколько сократилось количество ДТП

Что касается автоугонов, то если в 2013г. было зарегистрировано 6531 угона (них раскрыто 3461), в 2015г. было угнано 11137 авто (раскрыто 3584 угонов), то в 2016г. (без декабря) было угнано 11353 авто и раскрыто 3068 преступлений.

По сравнению с 2013 годомнесколько сократилось количество ДТП и их жертв. В 2013 году было зафиксировано 190 тысяч ДТП (из них 10,5 тысяч в Крыму и Севастополе). В них погибло 4833 человека, 37521 было травмировано. В 2015 году произошло 134 тысячи ДТП, в них погибло 3970 человек, 31467 было травмировано. Крым и Севастополь в статистику не включались. В 2016 году произошло уже 154 тысячи ДТП (рост на 11,6%), в которых погибло 3187 человек и 32079 были травмированы.

Ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков

В Украине также снизилось количество заключённых. Если в 2013 году их было 127 тысяч, то в 2016, после принятия нового Уголовно-процессуального кодекса и закона Савченко, их осталось 60 тысяч человек или же 167 заключённых на 100 тысяч человек. Для сравнения, в США этот показатель равен 666 заключённых на 100 тысяч человек, в России – 436, в Польше – 189.

Официально, ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков невероятно улучшилась. В 2013 было зафиксировано 33982 преступлений в этой сфере, в 2015 -25908, в 2016 – 23029. Однако падение на более чем треть количества преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков вызывает очевидное сомнение в реальности указанных цифр. Тем более, в условиях войны и социально-экономичесокого кризиса. Даже фактор отсутствия статистики из Крыма и части Донбасса не может это компенсировать. Мы можем сделать предположение или о фальсификации статистики Генпрокураторой, или об усилении покрывательства наркомафии со стороны правоохранителей.

Статистика преступлений

Одновременно с этим экс-министр юстиции Елена Лукаш в интервью РИА Новости заявила о том, что нынешняя украинская власть фальсифицирует полицейскую статистику и реальный рост преступности куда больше официальных данных. Так, по словам экс-министра, с 2013 по 2016гг. похищения людей выросли на 264%, угоны автотранспорта – на 100%, убийства – на 67%, разбои – на 46%. В течение 2016г. в Украине было совершено 187 тысяч тяжких и особо тяжких преступлений. От действий преступников пострадало 444 тысячи человек. 6988 человек было убито.

С одной стороны, представителя власти предыдущей можно заподозрить в желании максимально очернить власть нынешнюю, чем и объясняются столь высокие заявленные криминальные показатели. С другой же стороны, нынешняя украинская власть действительно может занижать криминальные показатели для поддержания своего рейтинга и ограничения социальной напряжённости.

При рассмотрении любых цифр, официальных или экспертных, касающихся статистики по преступлениям в Украине, нужно учитывать, что если в 2013г. милицейская статистика охватывала 46 млн человек, то по состоянию на 2017г. население Украины сократилось. 2,5 млн человек остались в Крыму, 4 млн проживают на территориях, подконтрольных ДНР и ЛНР, не менее 1 млн человек эмигрировали из Украины. Сейчас реальное население Украины, т.е. находящееся в её правовом поле, составляет не более 40 млн человек. В то же время официальная статистика учитывает все 46 млн: и население, проживающее в Крыму, и в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Таким образом, фактическое количество преступлений на душу населения выросло ещё больше, нежели по статистике.

Может возникнуть соблазн объяснить взрывной рост преступности войной. И действительно, рост количества преступлений начался в 2014 году. Однако боевые действия в 2015 и 2016 годах даже отдалённо не напоминали масштабные бои 2014-го (за исключением Дебальцево в начале 2015-го). Линия фронта стабилизировалась, обе стороны начали формировать новые органы власти на подконтрольных территориях. Но, не смотря на фактическую заморозку конфликта, рост преступлений не остановился.

В данном вопросе интересно рассмотреть пример Израиля

В данном вопросе интересно рассмотреть пример Израиля. В стране, перманентно находящейся в состоянии конфликта, все 2000-е происходило снижение преступности. В 2007 году уровень преступности находился между Финляндией и Люксембургом (61 преступление на 1000 человек). Определённый рост преступности случился в 2006г., во время Второй Ливанской войны - на 4,2%. Однако уже в следующем году произошло падение преступности на более чем 6%. Таким образом, тезис о войне, как об основной причине роста преступности на протяжении трёх лет, не подтверждается историческим опытом. Конечно, начало войны неминуемо активизирует криминалитет, однако вслед за окончанием активных боевых действий, следует откат. В Украине же, из-за неспособности новой власти укрепить правоохранительную систему, этот откат не произошёл и рост преступности продолжился.

Что касается раскрываемости преступлений, то, по словам генерального прокурора Юрия Луценко, она значительно упала. Если в 2013г. раскрывалось 45% всех преступлений, в 2015 – 39%, а в 2016г. – менее 30% преступлений. Что характерно, наихудшая раскрываемость наблюдается в городах и регионах ключевых, с точки зрения поддержания стабильности в государстве. В Киеве раскрываемость 16%, Одессе – 20%, Харьковской области – 22%.

Интересно, что почти год назад, в марте 2016г., первый заместитель генпрокурора Юрий Севрук озвучил иные цифры: 10% раскрываемости в Киеве и 20% - в среднем по Украине. Вряд ли за прошедший год раскрываемость могла вырасти в полтора раза. Так что цифры Ю. Севрука представляются более справедливыми, нежели данные Ю. Луценко, который, будучи кумом президента, заинтересован в подаче обществу «правильной» для власти картины происходящего.

Что касается доверия украинцев к полиции, то начиная с момента обретения Украиной независимости, оно было стабильно невысоким. Полностью или преимущественно доверяли милиции 13% украинцев в 1994г, 12% в 2005г. и 9% в 2012г. Сразу после начала работы новой полиции, руководство МВД начало выпускать победные и, несколько, фантастические реляции о взрывном росте доверия украинцев к новой полиции. В частности, министр внутренних дел А. Аваков в октябре 2015г. заявлял о доверии 85% граждан к полиции. Что характерно, в мае 2016г он уже говорил о 44% доверия.

Однако данные социологических исследований показывают лишь незначительный рост доверия украинцев к, теперь уже, полиции. Так, согласно данным Киевского международного института социологии, опубликованным в январе 2016г., Национальной полиции (преемнице милиции) доверяли 14,9%, а патрульной полиции – 20,7%.

«Стоимость преступлений»

Мы попробовали рассчитать «стоимость преступлений» для экономики, т.е. ущерб от преступной деятельности и борьбы с ней для экономики страны. Подобные исследования характерны в первую очередь для США, где рассчитана средняя «стоимость» основных видов преступлений для экономики. По данным RAND Corp., которые опираются на статистику департамента полиции Лос-Анджелеса и ФБР, в 2010 году средняя «стоимость преступлений» для экономики была следующей. Убийство обходилось в $8,6 млн, изнасилование – $217 тысяч, разбой – $67 тысяч, грабёж – $13 тысяч, кража – $2,1 тысяч.

К сожалению, мы не смогли найти аналогичные расчёты от украинских правоохранителей. Поэтому мы сделали экстраполяцию американских показателей на украинские реалии с учётом разницы ВВП по ППС. В 2013 году ВВП США по ППС был равен $16,9 млрд, в 2015 – $18 трлн. В 2013 ВВП Украины по ППС был равен $390 млрд, в 2015 – $340 млрд. Таким образом разница ВВП по ППС двух стран в 2013 году была в 43 раз, в 2015 – в 53 раз. На момент написания доклада, данные относительно ВВП по ППС за 2016 год отсутствовали. Средний курс доллара США в 2013 году был равен 8 грн, в 2015 доллар колебался и на конец года был равен 23,5 грн.

Исходя из этого, «стоимость» соответствующих преступлений для экономики Украины следующая. В 2013 году убийство «обходилось» экономике в $200 тысяч, изнасилование – в $5046, разбой – в $1558, грабёж – в $302, кража – в $48. В 2015 году убийство обходилось в $162 тысяч, изнасилование – в $4094, разбой – в $1264, грабёж – в $245, кража – в $39.

Таким образом, исходя из официального количества преступлений, в 2013 году убийства «обошлись» экономике в $1,172 млрд, изнасилования – в $2,5 млн, разбои – в $4,4 млн, грабежи – $6,8 млн, кражи – $11,6 млн. Итого $1,195 млрд или 9,560 млрд грн.

В 2015 году убийства «обошлись» экономике в $1,332 млрд, изнасилования – в $1,3 млн, разбои – в $4,3 млн, грабежи – в $5,4 млн, кражи – в $10 млн. Итого $1,353 млрд или 31,795 млрд грн.

Итоги

Мы отдаём себе отчёт в том, что выбранный нами метод несколько груб и неспособен охватить экономические последствия от всех преступлений (как по причине фальсификации официальной статистики, так и по причине нахождения значительной части украинской экономики в тени). Вместе с тем наши данные дают определённое понимание экономических последствий роста преступности в Украине за последние годы.

Мы можем сделать вывод, что итоги реформы неутешительны. Новая полиция отнюдь не избавилась от пороков старой системы, но напротив – переняла их. Новая полиция неспособна обуздать рост преступности в стране. Раскрываемость преступлений неуклонно падает. Всё это порождает недоверие граждан к правоохранительной системе Украины и разочарование в реформах.

Автор исследования – Семенов М. Е.

УИАМП, 2017

Презентация