Дорога в «светлое будущее» Гончарука. От больших обещаний до отставки

Верховная Рада 4 марта 2020г. отправила в отставку премьер-министра Алексея Гончарука, а вместе с ним и весь состав правительства. Напомним, что Гончарук подал заявление об увольнении по собственному желанию. Эксперты отмечают, что реальная экономическая ситуация такова, что откладывать решение об отставке было уже некуда. Никто не ожидал, что Гончарук настолько быстро станет токсичной фигурой. Колоссальная недоимка в бюджете и полный провал работы во всех сферах. Ничто так не повлияло на рейтинг президента, как действия Кабмина. Выступая с трибуны Верховной Рады, Владимир Зеленский остановился на проблемах, которые имеет сегодня страна и которые не решило нынешнее правительство: невыполнение Госбюджета почти 16млрд. гривен, 13 из которых - уменьшение поступлений от таможни; падение промышленности на 5%, которое продолжается в течение четырех месяцев во многих секторах, вопрос коммунальных платежей; слишком высокая оплата труда на руководящих должностях государства и в наблюдательных советах предприятий; проблемы угольной отрасли; повышение и выплата пенсий; проблемы с проведением реформы системы здравоохранения и др. Поэтому был только один выход – отправить весь состав правительства в отставку.

Кабинет министров 17 февраля представил свой отчет о деятельности за 2019 год. Отчет структурирован по ведомствам и содержит информацию о том, что в министерствах КМУ считают своими достижениями. Основная часть отчета посвящена экономической и финансовой ситуации в стране. Во вступительной части отчета говорится о том, что рост ВВП в Украине был одним из наиболее высоких в Европе и превышал 4%, но в пример приведен лишь II-III квартал, что составляет соответственно 4,6 и 4,1%, о том, что в IV квартале рост ВВП составил лишь 1,5% отчет умалчивает. К тому же, стоит учитывать, что правительство Алексея Гончарука приступило к работе в сентябре 2019 года и не могло повлиять на результаты экономического роста во втором и третьем кварталах. Его показатели проявились в четвертом квартале, когда темпы роста ВВП упали почти втрое (1,5%). Но главный экономист Альфа-Банка Украина Алексей Блинов, считает, что у такого падения были вполне объяснимые причины. Замедление было связано с некоторыми временными факторами - слабый урожай поздних культур, спад металлургического сектора, мягкая погода. Поэтому уже в первом квартале 2020-го экономический рост должен ускорится. В годовом измерении КМУ прогнозируют рост 3,3-3,5%.

В частности, Кабмин намеревался сократить долю "теневой" экономики. Согласно результатам исследования компании Ernst&Young, в "тени" находится 23,8% отечественного ВВП. Также правительство поставило перед собой цель за пять лет создать 1 миллион новых рабочих мест, 200тысяч из которых - уже в этом году. Но намерение правительства по введению грабительских налогов и нового Трудового кодекса, явно не будут способствовать выходу экономики из тени. По мнению КМУ, вырос уровень занятости населения от 15 до 70 лет - с 57,2% до 58,3%. В результате уровень бедности в 1-м полугодии 2019 года снизился на 6,2%". Показательно, что правительство снова приводит в пример результаты работы предшественников. Но согласно данным консалтинговой компании EY Ukraine, в прошлом году 600 тыс. человек, около 3% рабочей силы, покинули страну, чтобы найти работу. А количество кандидатов на вакантные места внутри Украины сократилось в 3 раза. То есть отток рабочей силы из Украины остановить пока не получается. «Правительство пообещало в 2020 году создание 200 тыс. легальных рабочих мест, а за 5 лет – 1 млн. Для оценки реалистичности данных обещаний нынешнего правительства посмотрим на официальные данные Госслужбы статистики за 2019 год, в т.ч. и за 4-й квартал. И мы увидим, что количество штатных сотрудников (легальных рабочих мест) в 2019 году уменьшилось на 300 тыс. – с 7,6 млн в декабре 2018 до 7,3 млн в декабре 2019. При этом в 4 квартале 2019-го количество штатных сотрудников сократилось на минус 80 тыс. человек, что в 6 раз хуже, чем в 4-м квартале 2018 – сокращение минус 13 тыс. человек. В отчете правительства почему-то мы этих данных не увидели. Да, официальная статистика учитывает не всех занятых (которых в Украине насчитывается порядка 16 млн человек), а только 7,3 млн. Но в любом случае в отчете правительства должен был быть зафиксирован факт сокращения количества штатных сотрудников и дано объяснение, почему резко ускорился этот процесс, и, соответственно, какие меры будет принимать правительство для его предотвращения (если будет). В целом в случае продолжения такой динамики можно будет говорить не о создании 1 млн новых легальных рабочих мест за 5 лет, а о потере порядка 1,5 млн существующих.» - дает свой комментарий Виктор Скаршевский.

Согласно отчету, население стало жить богаче. Номинальные доходы граждан за январь - сентябрь выросли на 15%, реальные на 6,3%, а с учетом инфляции в 4,1%. Рост минимальной зарплаты на 13,2%, прожиточного минимума на 9,4%, минимального размера пенсии на 9,4%, среднемесячной заработной платы – на 18,4% что составляет 10 497 гривен, а средняя пенсия выросла с 2 646 до 3083 гривен. Правда, в правительстве признают, что рост среднемесячной заработной платы происходил, в первую очередь, под влиянием высокой конкуренции за квалифицированную рабочую силу с иностранными работодателями и высокой экономической активности субъектов хозяйствования, а также в условиях повышения уровня государственных социальных стандартов, в частности, минимальной заработной платы.

Кроме того, анонсировали начало программы строительства и ремонта дорог. В рамках этого проекта на дорожное хозяйство в 2020 году планируют выделить рекордную сумму в 85 миллиардов гривен. Однако, все эти затраты могут оказаться напрасными поскольку в нынешних условиях дороги в нашей стране существуют не более двух лет.

Как достижения в отчете КМУ преподносили и негативные явления. Например, дефицит государственного бюджета в отчете Министерства финансов за 2019 год 78 млрд грн (1,9% ВВП,) что при запланированном показателе в 91,1 млрд грн, (2,26 ВВП), представляют как достижение. Дефицит государственного бюджета до 1,5% ВВП планируют снизить к 2024 году.

При этом В Министерстве финансов говорят о выполнении плана по доходам госбюджета на 99,1% несмотря на то, что в январе по данным Казначейской службы, было заявлено о недоборе 3,1% в казну от плана.

Расходы недофинансированы на 5% (56,3 млрд. грн.) от плана с изменениями, в т.ч. экономическая деятельность на 15% (12,3 млрд. грн.), экология на 18% (1,4 млрд. грн.), образование на 11% (6,4 млрд. грн.), культура на 8% или на 0, 8 млрд. грн. В 2019 г. вообще не были проведены расходы по 14 бюджетным программам; не начато финансирование по 4-х субвенциям местным бюджетам, а по еще 7 субвенциям оно не превышает 2/3 от плана. Проекты Фонда регионального развития профинансированы только на 3/4 от запланированного.

Полностью провалено и начало нового бюджетного 2020 года. Выполнение доходной части госбюджета в первом месяце года упало на 21,5% к плану (недополучено 13,9 млрд. грн.). В частности, по общему фонду таможенные органы недобрали 30,4% (7,9 млрд. грн.) доходов от плана на январь, налоговые - на 12,9% (минус 5,9 млрд. грн.).

Бюджет 2019 года удалось выполнить во многом за счет притока средств нерезидентов в облигациях внутреннего государственного займа (далее – ОВГЗ) для финансирования дефицита бюджета. Министерство финансов Украины в 1,7 раза превысило годовой план внутренних заимствований, утвержденный Законом: при плане на год в 202 млрд. грн. внутренние заимствования составили 345,9 млрд. грн. Портфель ОВГЗ нерезидентов вырос в 18 раз, или почти на 110 млрд. грн. Такая агрессивная политика по привлечению нерезидентов создает риски для валютной стабильности и риски ликвидности в рефинансировании такого госдолга в случае ухода такого спекулятивного капитала из Украины.

«И сельское хозяйство, и промышленность, и транспорт в январе 2020 показали минус (по отношению к январю 2019 года). Доходы госбюджета недовыполнены на минус 21,5% (-13,8 млрд грн). Оперативные данные по февралю говорят о том, что и в феврале доходы госбюджета также будут недовыполнены на минус 7-8 млрд грн. И только розничный товарооборот показывает уверенный рост – плюс 12,1%. Но, во-первых, он подпитывается переводами от заробитчан и, во-вторых, состоит преимущественно из импортных потребительских товаров. Т.е. минимально влияет на развитие внутреннего производства.»- комментирует экономист Виктор Скаршевский

В отчете говорится о продолжении снижения инфляции с опережением прогнозных показателей. Устойчивая тенденция замедления ценовой динамики на потребительском рынке стала результатом монетарной политики НБУ, направленной на достижение ценовой стабильности в сочетании с взвешенной фискальной политикой, длительным укреплением гривны, соединилось со снижением мировых цен на энергоносители. По итогам 2019-го рост потребительских цен замедлился до 4,1% в расчете к декабрю предыдущего года.

Рост потребительских цен по расчетам Минэкономики в IV квартале 2019-го по сравнению с соответствующим кварталом предыдущего года- 5,2% и был самым низким, начиная с II квартала 2014 года, на фоне существенного укрепления гривны в этот период. По расчетам Минэкономики, в IV квартале 2019 гривна укрепилась по сравнению с соответствующим кварталом предыдущего года на 13,2%. Однако укрепление гривны сильно ударило по экспортерам и спровоцировало снижение промышленного производства, и уже привело к недопоступлению средств в бюджет, а также увеличению заимствований для покрытия его дефицита. Хотя в НБУ говорят, что ревальвацию нужно просто перетерпеть. При этом ни в правительстве, ни в НБУ даже не смогли точно спрогнозировать эффект ревальвации на падение ВВП и промпроизводства. Например, Нацбанк ожидал, что ВПП в четвертом квартале вырастет на 2,2%, а статистика показала рост всего на 1,5%. По мнению экспертов, целевая инфляция в 5%, не пойдет на пользу росту экономики. И в ближайшее время рост ВВП будет составлять несколько процентов, поэтому выполнить целевой показатель роста экономики на 40% за пять лет, как это обещал Алексей Гончарук, не получится.

По мнению эксперта института GROWFORD Алексея Куща, в прошлом году украинская экономика испытала сразу три шока. «Первый шок — ухудшение конъюнктуры на мировых рынках. Второй — нетипичное укрепление гривны за счет пирамиды ОВГЗ. Национальная валюта укрепилась на 15%, что, на фоне проседания на мировых рынках сделало нашу продукцию менее конкурентной по цене. Особенно сильно это ударило по отраслях с невысокой рентабельностью, к примеру, легпрому, деревообработке, электротехнике. В легкой промышленности, которая работает с рентабельностью в 10-20%, укрепления гривны вообще «съело» всю прибыль. Третий шок — дезинфляционный. Как показывает практика, развивающиеся сырьевые экономики, такие как наша, замедляю рост, если инфляция слишком низкая, меньше 5%», — пояснил эксперт.

- 16 декабря 2019-го министр экономики дал прогноз о сокращении промышленного производства по итогам года на 0,6%. В реальности оно сократилось по данным госстата на 1,8%.

Особым достижением в Министерстве экономики считают снижением ставок по кредитам на 2,4% в гр. для экономики и бизнеса – до 18,6% и 15,7%. И 0,7% по потребкредитам – до 33,1%. И снижением процентных ставок по ОВГЗ с 18% до в среднем 10% к концу 2019г. Особо рассчитывают на программу "Доступные кредиты 5-7-9%", правда с 1 по 7 февраля были взяты всего 13 кредитов и еще 172 заявки рассматриваются.

Отметили также снижение госдолга по отношению к ВВП до 43,8%, (1,764 млрд грн, или 74,5 млрд долл.) В общем объеме долга размер доли гривны вырос с 33 до 41%, что в свою очередь снижает валютные риски для долга. Министерство финансов отчитались о подготовке и внесении в ВР ряда законопроектов с целью упрощения процесса взимания налогов, в числе которых находится "скандальный" законопроект № 1210, который вызвал у бизнеса противоположную оценку. Вместо снижения налоговой нагрузки законопроект может привести к ещё большему увеличению платежей по налогу на прибыль, что уменьшит возможности украинских бизнесменов к инвестированию, и поставит украинский бизнес в неравные условия по сравнению с иностранными инвесторами.

Отчет министерства экономики во многом лишен конкретики. В разделе по привлечению инвестиций содержится перечень законопроектов для ВР, но не уточняется как именно планируется привлекать инвестиции в Украину. Рост безопасности пищевых продуктов и падением безработицы в отчете старались представить без конкретики каких- либо цифр. Отдельный раздел, посвященный доходам от госимущества, также старались не конкретизировать. Министерство пытается добиться лучших условий для экспорта и отчитывается о его росте. Например, на фоне экспорта с десятками миллиардов дол. особым достижением считается, возобновление доступа к Системе преференций США и увеличение за счет этого беспошлинный экспорт на 30 млн дол, Снижение антидемпинговой пошлины на листовой металл и автомобильные шины в Бразилию - 15 млн дол и 7,3млн дол соответственно., увеличение квоты на экспорт птицы до 69 млн тон (100 млн дол.).По итогам 2019 года экспорт вырос на 5,8%, за счет аграриев, металлурги уменьшили экспорт на 1,374 млрд долл., и в результате негативное сальдо внешней торговли составило 10,7 млрд долл.

По мнению президента Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Анатолий Кинаха, большинство положений отчета не основывается на объективной, реальной картине состояния дел, не демонстрирует понимание масштабов таких проблем, как падение промышленного производства, рост отрицательного сальдо внешней торговли, низкой платежеспособности населения и рост трудовой миграции. В то же время, только на основе четкой и системной информации, основательного анализа можно профессионально владеть ситуацией и принимать эффективные решения. «Отчет в контексте «у нас все хорошо» инфляция 4%, макроэкономическая стабильность и т.д. — это необъективно, не приведет к усилению реальной работы по росту экономики. Правительство не понимает или умалчивает реальную ситуацию. Как можно гордиться ревальвацией гривны, которая произошла за счет спекуляций в финансовом секторе? Ситуация, при которой объемы производства в стране сокращаются, а доходы банков за год утраиваются (за 11 месяцев прошлого года — 59 млрд. грн.) — не выглядит фундаментом для укрепления национальной денежной единицы. Банки, а также нерезиденты скупали облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ) по высоким ставкам (в начале 2019 под 18-19%), оставив реальный сектор экономики обескровленной, неспособным к модернизации и развития. Искусственная ревальвация гривны стоила экспортерам, а затем экономике более $ 5 млрд., что практически равняется размеру транша МВФ, которого мы так стремимся. Почему говорится об «уменьшении цифр в платежках» в то время, как растет задолженность по уплате жилищно-коммунальных услуг, которая уже пересекла отметку в 63,7 млрд.грн., а к концу отопительного сезона может составить 80 млрд. грн.? Это свидетельствует о том, что уровень цен и тарифов в Украине не соответствует реальной платежеспособности граждан, а система субсидий не работает…» Он также задается вопросом, почему при такой низкой инфляции, которой гордятся НБУ и Кабмин, учетная ставка Нацбанка составляет 11%, а кредиты для бизнеса в коммерческих банках больше 15%? Кроме того, падение промышленности только в декабре 2019 года по декабрь 2018 составило 8,3%, растет отрицательное сальдо внешней торговли, которая так и остается преимущественно сырьевой. «Эти и другие вопросы должны быть раскрыты в отчете правительства, а рядом должны находиться предложения по преодолению таких кризисных явлений», — говорит Кинах.

По данным Госказначейства, в январе этого года хуже всего снова сработали таможня и налоговая. Так, по таможенным органам план недовыполнен на 31,3% (поступило 20,7 млрд гривен), по налоговым — на 28,2% (16,8 млрд гривен). Удастся ли выровнять бюджетные показатели в последующие месяцы пока не известно.

Происходит ухудшение качества и доступности медицины и образования. Анонсированного повышения заработных плат в этих отраслях пока не произошло. Украина остается одним из лидеров (2-я после России) по уровню заболеваемости ВИЧ/СПИД и вошла в ТОП-5 стран с наиболее высоким уровнем заболеваемости туберкулезом.

В завершении можно добавить, что согласно данным в системе публичных закупок ProZorro, услуги частной компании ООО «Магонова и партнеры», которое подготовило отчет для Кабмина, обошлись государственному бюджету Украины в 84 тысячи гривен. При этом расходы на коммуникацию компании с министерствами по сбору данных оценены в 24 тысячи гривен (30% от всей сметы). Услуги графического дизайна обошлись в 36 тыс., подготовка тезисов — 18 тыс. гривен, А на редактирование текстов затрачено 6 тыс. гривен. В свою очередь отчет о ходе и результатах выполнения Программы деятельности Кабинета Министров Украины в 2019 году был подготовлен не Министерством экономики Украины, как это предусмотрено требованиями Регламента Кабинета Министров Украины, а организацией, которая не относится к центральным органам исполнительной власти, то есть с нарушением процедуры, предусмотренной Регламентом Кабинета Министров Украины, в части субъекта его подготовки.

По результатам отчета Кабинета Министров, можно сделать вывод, что работа новой власти оказалась не столь эффективной, как было изначально обещано. Что новые незаангажированные люди у власти, не продемонстрировали также и особых профессиональных успехов, и поэтому их отставку можно считать закономерной. Кабмин Гончарука во многом продолжал политику прошлой власти. Насколько теперь в целом изменится стратегия страны, пока говорить рано. Во многих сферах деятельности давно напрашиваются кардинальные перемены. Но среди новых озвученных вероятных кандидатов правительства пока нет тех, кто мог бы их инициировать и воплощать. Поэтому есть опасения, что смена состава Кабинета Министром в конечном итоге может оказаться простой попыткой «зеленой команды» списать отсутствие результатов и утерянное время на правительство Гончарука.

 

Отчет о результатах выполнения программы Кабинета министров.

 

Образование

Основные положения программы

Отчет о результатах

Дошкольное. Правительство планирует увеличить количество детских садов, в том числе и частных. Образовательные программы обновят, для педагогов проведут тренинги и поднимут им зарплату до 8000 грн ($332). Постепенно будет увеличиваться число детей с особыми потребностями в инклюзивных группах.

 

Среднее. «Новую украинскую школу» продолжат развивать. Минобразования разработает новые стандарты и программы для базовой и старшей школы, введет электронные учебники. А дотягивать уровень сельского образования до городского планируют за счет опорных школ, которые будет иметь каждая территориальная громада.

 

Профессионально-техническое. Среднее специальное образование должны получать хотя бы 45% выпускников. Для этого создадут 250 учебно-практических центров при образовательных учреждениях, центры профессионального совершенствования, а к подготовке специалистов будут максимально привлекать бизнес.

 

Высшее. Правительство будет поддерживать вузы, которые демонстрируют лучшие образовательные и научные результаты. Академическая добропорядочность и борьба с коррупцией в вузах тоже будет в приоритете.

 

Наука. Правительство увеличит грантовое финансирование науки. Особое внимание молодым ученым — они будут получать не менее 1/20 части от всего финансирования отрасли.

Отчет о начале работы над реформой дошкольного образования. Уменьшение очереди на устройство в детские сады на 19,8 тыс. мест. Очередь теперь составляет 26,7 тысячи мест. Расширен охват детей 3–5 лет дошкольным образованием в городской и сельской местности – открыто 17 новых детских садов, реорганизовано 51 учреждение образования с дошкольными отделениями, создано 135 частных детсадов, реконструировано 37 детсадов. Был принят ЗУ "О среднем образовании". Созданы условия для улучшения социальной защиты отдельных категорий учителей. Предусмотрено выплатить пособие в 10-кратном размере прожиточного минимума 74 тысячам учителей школ со стажем до 10 лет. Украина присоединилась к Декларации о безопасности школ, также МОН и Британский Совет подписали меморандум, которым предусмотрено преподавание и изучение английского языка, совершенствование подготовки учителей английского языка в вузах. В рамках создания национальной системы противодействия и предупреждения буллинга в учреждениях образования создан онлайн-курс по противодействию и предупреждению буллинга для педагогов, на который в 2019 году зарегистрировалось 100 тыс. слушателей.

Но массовое закрытие школ в сельской местности в отчете представлено как нечто прогрессивное. Там сказано, что увеличилось количество «опорных» школ, их стало на 139 больше, — 887, и это позволило «сократить непродуктивные расходы государства на содержание малокомплектных школ». О том, что вследствие этой «оптимизации» доступ некоторого числа детей к образованию окажется затрудненным в отчете умалчивается.

Кабмин создал Национальную комиссию по стандартам государственного языка, которая предусмотрена законом "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", который оставила «в наследство» прежняя власть. Президент Зеленский ранее его критиковал, но ничего не предпринимает, вопреки рекомендациям западных партнеров. По экспертному мнению, он «заигрывает» с разными аудиториями. Национальная комиссия будет иметь статус органа центральной исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра образования и науки.

Ведомство опубликовало детальное распределение бюджетных средств между вузами. О том, что уровень финансирования ряда учебных заведений при этом заметно снизился, в отчете говорится мельком. В течение следующих трех лет вес количества студентов в финансировании учреждения высшего образования уменьшится с почти 100 % до 50 % и меньше.

В отчете по науке в качестве главного достижения фигурирует назначение председателя и исполнительного директора Национального фонда исследований Украины — еще одной бюрократической структуры. Но о том, что Кабмин намерен в 2020 г. отдать на приватизацию сотни объектов Академии наук Украины в отчете не упоминается.

Повышение зарплат учителям отложили до 2021 года (в 2020г. разовую надбавку получат только молодые учителя), как результат, материальное положение основного контингента учителей в 2020 г. не улучшится. Средняя зарплата в сфере образования в 2019 г. составила 8 135 грн. (77,5% от средней по экономике), а задолженность по выплатам на конец года достигла 13,3 млн. грн., увеличившись за год в 2,5 раза.

 

 

 

Здравоохранение

 

Меньше болеть — таков один из трех приоритетов этого направления. Правительство планирует запустить ряд скрининговых программ, чтобы выявлять заболевания на раннем этапе. А еще будет повышать доверие к вакцинации и пропагандировать здоровый образ жизни.

 

А если уж пациент заболел, то вылечат быстрее. Поэтому новое руководство Минздрава планирует продолжить реформы, начатые Ульяной Супрун, и платить деньги за предоставленные услуги в больницах и поликлиниках, развивать программу «доступные лекарства», лечить пациентов по мировым стандартам.

 

Правительство рассчитывает, что украинцы будут умирать на 5% меньше и на 5% дольше жить благодаря системе медицинских гарантий, которая будет распространяться и на роды. Более эффективно должна будет работать экстренная медицинская помощь, развиваться трансплантология.

 

Правда, за какой срок все это произойдет — в программе правительства не указано. Впрочем, большинство из приведенных реформ начала воплощать еще предыдущая команда Минздрава.

 

Согласно отчету, количество препаратов в реестре лекарственных средств, подлежащих реимбурсации, увеличено вдвое – до 254-х торговых названий, 78 из которых полностью бесплатны для пациентов. Такие лекарства можно было получить (в конце 2019 года) в 7840 аптеках Украины. К тому же было выделено 2,1 млрд грн на финансирование программы "Доступные лекарства", а на закупку лекарств и медизделий на централизованном уровне было дополнительно выделено 3,2 млрд гривен. Также создали запасы сыворотки против дифтерии, закупили вакцины против кори, краснухи и паротита (1,2 млн доз вакцин на 2020 год).

Был обновлен автопарк медицинских автомобилей, начата трансформация домов ребенка в центры реабилитации и паллиативной помощи детям, где дети будут проходить физическую, медицинскую, социальную, психологическую реабилитацию.

Но не произошло существенных позитивных сдвигов в системе государственных закупок, в том числе для лечения ВИЧ / СПИД и туберкулеза, несмотря на то, что на государственные закупки лекарств в 2019 году было выделено - 6,57 млрд. грн. (в 2018 году - 5,9 млрд. грн.). Общественные организации постоянно сообщали о задержках и нехватки препаратов на местах.

Анонсированного повышения заработных плат в медицинской отрасли не произошло. В 2019 г. работники здравоохранения получали зарплату 7 087 грн. (67,5% от средней по экономике). Но и эти зарплаты вовремя не выплачиваются. Задолженность по охране здоровья на конец 2019 г. составила 17,6 млн. грн., увеличившись за год на 25,1%.

Экономика

Со следующего года в правительстве обещают перейти на трехлетнее бюджетное планирование. 1 июня 2020 в парламент должны внести бюджетную декларацию на три года, на основании которой в дальнейшем принимать традиционный бюджет на каждый год.

 

При этом дефицит государственных финансов планируют снизить до 1,5% от ВВП в 2024 году. Сейчас в проекте бюджета на 2020 год предусмотрен дефицит в размере 2% от ВВП.

Налоговая нагрузка должна уменьшиться, а уплата налогов занимать меньше времени.

Правительство надеется, что в 2024 году Украина войдет в топ-25 стран мира с самыми простыми условиями уплаты налогов. Споры плательщиков с налоговой планируют решать преимущественно в досудебном порядке.

Кроме этого, правительство планирует кардинально обновить вновь созданную Государственную налоговую службу: не менее половины руководителей этого органа и его региональных отделений должны быть новыми людьми.

В правительстве в очередной раз обещают снижение ставок по кредитам. В частности, там планируют создать фонд частичного гарантирования кредитов для бизнеса. Долю государственных банков на банковском рынке хотят сократить более чем вдвое — до 20% (сейчас более 50%), в том числе и путем приватизации.

Доля государственного долга к ВВП должна снизиться до 40% с нынешних 60%, а кредитный рейтинг Украины подняться до уровня «А» (сейчас рейтинговое агентство S&P повысило его до уровня «B»).

 

В итоге государство будет тратить на обслуживание долгов значительно меньше, чем сейчас. В частности, еще и потому, что больше половины государственного долга должно быть в гривне, а не в иностранной валюте, как сейчас.

В своей Программе Правительство обещало обеспечить рост экономики на 40% за 5 лет, то есть по 7% в год. Отчитываясь за полгода, Правительство приписало себе успехи в экономике за 2 и 3 кварталы 2019 года, к которым не имеет никакого отношения, и не сообщило о ее резком торможение в 4-ом. до 1,5% (в сравнении с аналогичным кварталом 2018 г.)

Так темпы роста ВВП в 2019 г. замедлились до 3,2%. Это хуже, чем в 2018 г. (+ 3,3%). То есть прирост экономики не только не ускорился до + 7%, но замедлился по сравнению с предыдущим годом.

Промышленное производство в Украине сократилось в 2019 году на 1,8%, хотя по итогам первых пяти месяцев прошлого года еще наблюдался рост на 0,9%. Куда хуже стала ситуация с приходом этого Правительства: в сентябре 2019 г., по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, объемы промышленного производства сократились на 1,3%., в октябре - на 5,0%, в ноябре - на 6,9%, в декабре - на 8,3%.

Аналогичный результат зафиксирован и в агропромышленном комплексе: годовой прирост на 1,1% обеспечен в основном по итогам работы предыдущего Правительства (в январе-июле 2019 года рост АПК составил + 12,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Уже при новом Правительстве результаты стали значительно скромнее: 9 месяцев: + 5,9%, 10 месяцев: + 3,3%, 11 месяцев: + 2,4%, 12 месяцев: + 1,1%.

Отрицательное сальдо внешней торговли составило - 10,7 млрд. долл. США. Это худший показатель за последние шесть лет. Сокращался экспорт в страны ЕС (Венгрия - на 5,1%, Словакия - на 17,9%), и страны СНГ (Молдавия - на 7,9%), в США (на 11,9%), в другие страны G-20 (Италия - на 8,0%, Индия - на 7,0%, Саудовская Аравия - на 0,6%), на крупные развивающиеся рынки (Вьетнам - на 27,7%).

Всего за год доля в общих объемах экспорта «продуктов растительного происхождения» выросла с 20,9% до 25,8%, минерального сырья - с 9,2% до 9,7%, в то время как доля продукции машиностроения упала с 9,8% до 8,9% (в том числе электромашиностроение - с 6,2% до 5,5%). Доля экспорта древесины (2,8%) в 1,6 раза превышает долю экспорта авиа-, судо-, автомобилестроения и ракетно-космической отрасли (1,8%). Общий объем кредитов в экономику за 2019 г. упал. По данным Национального банка Украины, в декабре 2019 г. кредиты резидентам в гривне составили 613,7 млрд. грн., что на 0,3 млрд. грн. меньше чем в декабре 2018 г. кредиты в валюте - 15,1 млрд. долл. США, что на 1,5 млрд. долл. США или на 9% меньше, чем в декабре 2018 г. При этом кредиты бизнесу (нефинансовым корпорациям) в гривне за прошлый год сократились на 35,6 млрд. грн. или на 7,5% (до 440 млрд. грн.), в валюте - на 0,9 млрд. долл. США или на 6%. Кредиты к ВВП сжались с 30% до 24,5%. Тенденции к сокращению кредитного портфеля бизнеса продолжаются и в январе 2020 г.: кредиты в гривне дополнительно сократились на 14,9 млрд. грн., в валюте - на 0,2 млрд. долл. США.

Рынок земли

В правительстве напоминают, что запуск рынка земли запланирован на 1 октября 2020 года. Вместе с ним запустят механизмы поддержки фермеров. Так, при покупке не менее 500 гектаров земли фермеры смогут получить кредит, ставка которого не будет превышать уровень инфляции.

 

В то же время, земельная реформа должна стать выгодной фермерам, которые планируют и в дальнейшем сдавать землю в аренду: стоимость аренды одного гектара возрастет с 1700 грн ($70,6) до 4000 грн ($166) в 2024 году. Производительность сельхозземель ежегодно должна возрастать на 6%.

Закон о рынке земли был принят в первом чтении осенью 2019 года и предусматривает механизм продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности, также возможность продажи земель частной собственности через систему электронных аукционов.

Если говорить о рынке земли, с одной стороны, нас уверяют, что все будет прозрачно и открыто. Но противники рынка земли утверждают, что транснациональные корпорации выкупят все земельные участки. Кабмин на эти тезисы говорит, что имеет предохранители. В частности, отсутствие возможности юридическим лицам, бенефициарами которых являются иностранцы, аккумулировать в себя земельные банки. Для того, чтобы понять, сработает ли этот предохранитель, его будут использовать непосредственно на стадии продажи. Причем, если юридическое лицо участвует в электронном аукционе, должен быть определенный государственный механизм, для того чтобы проверить, кто находится в акционерном капитале фирмы.

«Интересно, насколько этот предохранитель закреплен в других документах. Я пересмотрел законопроект увидел, что механизма реализации этого предохранителя на стадии продажи в законе нет», – отметил политолог Андрей Вигиринский.

Очевидно, все будет решаться на уровне подзаконных актов. Между тем сейчас в проект закона уже есть норма о том, что иностранные юридические компании, которые приобрели право собственности на землю, должны в течение двух лет продать эту землю. Между тем, сейчас, по данным Минюста, среди компаний, которые имеют земельные участки, структуру своей собственности открыли лишь 20%.

«Норма есть, обязательства есть, должна наступить санкция – конфискация, реквизиция, это уж кто как назовет – но она не работает», – предположил Вигиринский.

 

В любом случае до 1 октября 2020 года, когда планируется запустить рынок земли, все эти механизмы уже должны быть готовы. Не понятно, как быть, если юркомпания изменит бенефициара после покупки земли, то есть каким образом будет происходить система постконтроля? Каким образом будет работать система, если украинское юридическое лицо будет заключать определенные договора о совместной деятельности?

«У нас достаточно долгое время был якобы мораторий, но те, кто специализируется на земельном праве могут рассказать о десятках вариантов, каким образом можно избежать вопрос этого моратория. Проблема была больше психологическая для иностранного инвестора, потому что ему, готовя определенные сделки или справки о функционировании правовой системы Украины, говорили о том, что продажа земли запрещена. И на уровне принятия решений корпорациями никто не хотел связываться с этими сомнительными, с их точки зрения, механизмами», – комментирует политолог и кандидат юридических наук Геннадий Дубов.

Безработица

Бороться с безработицей хотят путем либерализации трудового законодательства. По мнению чиновников, упрощение найма и увольнения работников будет стимулировать работодателей создавать новые рабочие места.

 

Ожидается, что уровень безработицы в Украине должен упасть вдвое — до 5%. Государственная служба занятости будет сотрудничать с частными кадровыми агентствами и поставщиками образовательных услуг.

 

Также в Украине планируют ввести электронные системы тренинга и поиска работы. Правительство ожидает, что к 2024 году 90% безработных будет охвачено программами трудоустройства.

По мнению КМУ, вырос уровень занятости населения от 15 до 70 лет - с 57,2% до 58,3%. В результате уровень бедности в 1-м полугодии 2019 года снизился на 6,2%". Показательно, что правительство снова приводит в пример результаты работы предшественников. Но согласно данным консалтинговой компании EY Ukraine, в прошлом году 600 тыс. человек, около 3% рабочей силы, покинули страну, чтобы найти работу. А количество кандидатов на вакантные места внутри Украины сократилось в 3 раза. То есть отток рабочей силы из Украины остановить пока не получается. «Правительство пообещало в 2020 году создание 200 тыс. легальных рабочих мест, а за 5 лет – 1 млн. Для оценки реалистичности данных обещаний нынешнего правительства посмотрим на официальные данные Госслужбы статистики за 2019 год, в т.ч. и за 4-й квартал. И мы увидим, что количество штатных сотрудников (легальных рабочих мест) в 2019 году уменьшилось на 300 тыс. – с 7,6 млн в декабре 2018 до 7,3 млн в декабре 2019. При этом в 4 квартале 2019-го количество штатных сотрудников сократилось на минус 80 тыс. человек, что в 6 раз хуже, чем в 4-м квартале 2018 – сокращение минус 13 тыс. человек. В отчете правительства почему-то мы этих данных не увидели. Да, официальная статистика учитывает не всех занятых (которых в Украине насчитывается порядка 16 млн человек), а только 7,3 млн. Но в любом случае в отчете правительства должен был быть зафиксирован факт сокращения количества штатных сотрудников и дано объяснение, почему резко ускорился этот процесс, и, соответственно, какие меры будет принимать правительство для его предотвращения (если будет). В целом в случае продолжения такой динамики можно будет говорить не о создании 1 млн новых легальных рабочих мест за 5 лет, а о потере порядка 1,5 млн существующих.» - дает свой комментарий Виктор Скаршевский.

Государственные предприятия

Более 1000 убыточных государственных предприятий в Украине закроют. Все стратегические государственные компании передадут в Фонд национального благосостояния — учреждения, которое будет осуществлять управление в секторе государственных предприятий. Сейчас его еще не создали.

Также в Украине анонсировали масштабную приватизацию. По ее итогам, доля государства в экономике должна сократиться до 5%.

Систему ProZorro усовершенствуют, в частности введением системы мониторинга рисков и созданием учебных программ для участников.

В правительстве надеются нарастить объемы экспорта товаров и услуг из Украины вдвое, в частности путем торговых переговоров с правительствами других страны и стимулирования экспортной деятельности.

Железная дорога. «Укрзализныцю» разделят на три отдельные компании: оператора инфраструктуры, грузового и пассажирского перевозчиков. При этом по украинским рельсам разрешат ездить частным компаниям.

Реформированные составляющие «Укрзализныци» обещают сделать максимально прозрачными, а их акции разместить на международных фондовых биржах. Также правительство планирует отремонтировать 5 тысяч километров железнодорожных путей, обновить 200 локомотивов, 800 пассажирских вагонов, 10 поездов «Интерсити».

Дороги. За следующие пять лет правительство хочет отремонтировать 24 тысячи километров автодорог государственного значения, а также установить на дорогах менее 150 систем взвешивания грузовиков в движении. Первую такую систему уже установили на подъезде к Киеву.

Авиация. Стоимость авиабилетов в Украине планируют снизить до уровня средних цен в Европе, количество лоукост-маршрутов должно возрасти с 38% до 63% — почти вдвое.

На приватизацию правительство планирует выставить 1006 государственных предприятий, еще 766 госкомпаний будут определены как стратегические, а их приватизация будет запрещена. По подсчетам премьера, сейчас на приватизацию отправлены уже более 900 государственных компаний (еще 530 правительство передало Фонду госимущества в 2019 году) — это самый большой показатель за время независимости.

3 марта 2020г., премьер-министр Алексей Гончарук сообщил, что правительство передало еще 431 объект на приватизацию в Фонд госимущества. Среди переданных на приватизацию не только малые компании, но и крупные государственные предприятия — ГП «Артемсоль», АО «Первый киевский машиностроительный завод», АО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины», ГАК «Хлеб Украины». в 2020 году власти рассчитывают получить 6 млрд грн от проведения в Украине большой приватизации.

Стартовало реформирование АО "Укрзализныця", был запущен поезд с вагонами повышенной комфортности, проведен ремонт и модернизация железнодорожной инфраструктуры, обновлен подвижной состав.

Также был проведен ремонт автомобильных дорог общего пользования государственного значения, введены в действие интеллектуальные транспортные системы в сфере дорожного хозяйства для защиты дорог от разрушения, введена в тестовом режиме электронная товарно-транспортная накладная и процесс электронного бронирования разрешений на международные грузовые перевозки через транспортный портал электронных услуг "e-transport.gov.ua".

Но в неудовлетворительном состоянии продолжают находится дороги в Днепропетровской области - 1 070,11 км, из них в ОТГ - 661,11 км (61,8%), Житомирской области - 518,9 км, из них в ОТГ - 414,0 (79 , 8%), Черниговской - 352 км, из них в ОТГ - 268 км (76,1%), Сумской - 481,7 км, из них в ОТГ - 316,8 (65,8%).

Социальная политика

Люди с инвалидностью должны работать. Для этого будут улучшать образовательные программы, а также работать с работодателями. Изменится порядок определения групп инвалидности.

 

Ребенок должен воспитываться в семье, а не в интернате. Правительство планирует увеличить количество специалистов по социальной работе и переаттестовать тех, которые работают сейчас. Планируется информационная и финансовая поддержка приемных семей.

 

Помощь семьям в сложных социальных условиях будет адресной. Для этого разрабатывается единая информационно-аналитическая система управления социальной поддержкой населения Украины (E-SOCIAL).

 

Продолжится программа монетизации субсидий.

 

Пенсионеры. Правительство обещает развивать сеть поставщиков соцуслуг для пожилых людей. Будут повышаться стандарты гериатрических пансионатов. Но главное, что должно сделать государство — создать условия для «накопления на собственную старость», говорится в программе.

 

А вот в интервью «Интерфаксу» министр соцполитики заявила, что накопительная система будет еще не скоро.

Восстановлено реабилитацию за государственные средства всех детей с инвалидностью независимо от диагноза.

Закуплено 48 специально оборудованных автомобилей для перевозки лиц с инвалидностью, профинансировано приобретение 1971 жилого помещения детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, приобретены 14 детских домов семейного типа, начато строительство 3-х детских домов семейного типа и 6-и маленьких групповых домов.

Также правительство отмечает, что повысило с 2020 года с 2 до 2,5 прожиточных минимумов соцпомощь детям-сиротам, которые воспитываются в приемных семьях и детдомах семейного типа, а детям с инвалидностью, которые воспитываются в приемных семьях и детдомах семейного типа, – с 2 до 3,5 прожиточных минимумов.

Упрощены условия назначения жилищных субсидий отдельным категориям граждан, внедрена новая модель обращения за назначением пенсии, что предполагает представление документов в электронном виде и обращение в сервисный центр один раз – за получением пенсионного удостоверения. Для прогнозного расчета будущей пенсии по возрасту создан "Пенсионный калькулятор" и внедрены электронные трудовые книжки. Для полного отказа от бумажного документооборота в пенсионном обеспечении продолжается оцифровка пенсионных дел. За декабрь 2019 года – январь 2020 года оцифровано 187 658 пенсионных дел. В 2019 году были увеличены пенсии – на 1 января 2020 года средняя пенсия составила 3082 грн, что на 16,5 % больше, чем в начале 2019 года. НО в 2019 г. прожиточный минимум, установленный в Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год», оставался почти вдвое (в 1,85 раза) ниже фактического, который рассчитывается Министерством социальной политики на основе установленного потребительской корзины и индекса цен. На декабрь 2019 г. разница составила 1 720 грн. (2 027 грн. - Госбюджет и 3 737 грн. - Минсоцполитики).

 

Культурная политика

Минкульт построит музей современного искусства, завершит строительство музея Небесной сотни и второй очереди музея Голодомора.

 

Во всех культурных заведениях будет действовать единый э-билет. За ненадлежащее отношение к культурным памятникам будут наказывать. А еще начнет действовать легальный рынок произведений искусства.

 

Спортивную инфраструктуру будут развивать, но количество видов спорта, которые правительство поддерживает финансово, уменьшится. Такая концентрация денег и усилий должна дать результаты на международных соревнованиях.

 

Бороться с информационными манипуляциями и фейками в Минкульте хотят, поддерживая проекты, которые противодействуют информационной агрессии. Также планируется вдвое сократить потребление украинцами российского медиа-контента. Пока без деталей.

В правительстве отметили, что украинцы стали реже сталкиваться с манипулятивными и фейковыми новостями. Также в Кабмине рассказали, что на 15 февраля 2020 года запланирован запуск эфирного развлекательно-информационного телеканала для жителей временно оккупированных территорий Украины.

В области развития украинского кино Кабмин докладывает о таких "сдвигах": запуск системы "cash rebates" и изменение условий предоставления государственной поддержки на производство фильмов, разработка системы "Электронный билет", что анализирует сборы и посещаемость в кинотеатрах, разработка концепции государственно-частного партнерства по реновации Киностудии им. А. Довженко.

Кроме того, правительство планирует утвердить стратегию гуманитарного развития Украины до 2050 года.

Для активизации культурного диалога Кабмин планирует разработать и запустить «культурный барометр» – периодические исследования идентичности украинцев: их выбор ценностей, восприятия мира и себя в мире, осознание доступных инструментов и возможностей для саморазвития и творческого самовыражения, отношение к национальной и исторической памяти, ощущение гражданского долга и т. д.

Ветераны, временно оккупированные территории и внутренне перемещенные лица

Ветераны должны получать весь комплекс помощи: психосоциальной, профориентации, юридических консультаций и профилактики конфликтных ситуаций в семьях. Для них правительство планирует ввести дополнительный гарантированный пакет медицинских услуг и льготные кредитные программы для покупки жилья.

 

Внутренне перемещенным лицам упростят доступ к административным услугам. В частности, будет проще получить документы о гражданстве, образовании соответствующего уровня, зарегистрировать факты рождения или смерти на оккупированных территориях. Внутренне перемещенные лица смогут получить льготный кредит, чтобы купить жилье, а также поддержку для интеграции в жизнь общества.

Верховная Рада приняла закон, регулирующий вопрос предоставления статуса участника боевых действий лицам, которые находились в составе добровольческих формирований.

 

Реализация программы "Доступное жилье" (для участников боевых действий и внутренне перемещенных лиц по принципу 50/50) предоставила возможность в декабре 2019 года обеспечить жильем почти 2000 семей.

Также был упрощен Порядок въезда лиц, перемещения товаров на временно оккупированные территории в Донецкой и Луганской областях и выезда лиц, перемещение товаров с таких территорий и усовершенствована процедура выезда через линию разграничения с временно оккупированных территорий Украины украинцев в возрасте от 14 до 16 лет.

Также в 2019 году в Украину вернулся 91 украинский моряк из экипажей судов "Sea Shark", "Иван Голубец", "Marmalaita", "M/V Laetitia V", "CONTSHIP OAK", "Temeteron", "Pearl Coast", "Delphi Ranger" и были освобождены 35 удерживаемых в России украинцев.

Энергетика и окружающая среда

Правительство будет развивать энергоэффективность, кредитуя такие меры, в частности, за счет увеличения углеродного налога и введения специального акциза на товары, производство которых крайне вредно для экологии.

Цены на газ, тепло и электроэнергию должны быть рыночными. И государство и в дальнейшем готово предоставлять адресные субсидии тем, кто на коммуналку тратит более 15% своего дохода.

Никакой монополии на поставки энергоресурсов. Правительство приветствует рост внутренней добычи, а также будет увеличивать количество источников и маршрутов поставок углеводородов.

Правительство введет систему автоматического мониторинга выбросов на предприятиях и обяжет их установить в пределах санитарных зон приборы измерения.

Утилизировать мусор на полигонах станет дороже. Правительство сознательно идет на такой шаг, чтобы повысить уровень переработки отходов и популяризировать раздельный сбор мусора.

Повышение тарифов на коммунальные услуги является второй самой острой проблемой украинцев. В среднем домохозяйства тратят 1139.09 грн / мес на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива или 15% потребительских расходов.

В Бюджете-2020 предусмотрено уменьшение на 13,5% финансирования субсидий. Из чего можно понять, что истинные намерения Правительства – это сократить количество субсидиантов. Что произойдет за счет дискриминационной верификации в соответствии с принятым в декабре специальным законом, и уже со следующего отопительного сезона увеличить обязательный платеж для получателей субсидий с 15% до 20% от их дохода. Следствием отказа от обещанных справедливых и доступных тарифов стали рекордные долги за коммунальные услуги. Так, долги на начало 2020 года достигли (с учетом электроэнергии) 63,7 млрд. грн. - и это близко до исторического антирекорда февраля-марта 2019 года (69,2-69,4 млрд. грн.). Население не оплатило в 2019 году 6,1% потребленных услуг, которые оцениваются суммарно в 8 млрд. грн. Особенно сложная ситуация - на востоке страны, где жители Луганской области смогли оплатить за 74,1% потребленных коммунальных услуг, Донецкой - по 78,6%. Долги по отдельным услугам продолжали расти (отопление и горячая вода - + 21,1%, содержание домов - + 25,4%, холодная вода и водоотведение - + 34,7%, вывоз бытовых отходов - +46,8 %).

 

Развитие общин и территорий

Города и села правительство будет делать более комфортными для жизни, наведя порядок с хаотичной застройкой территорий, повышая уровень озеленения и освещения дорог.

«Депрессивным» регионам помогать запускать проекты-«магниты», вокруг которых будет развиваться экономика региона.

Будет введен трехуровневое административно-территориальное деление: общество — укрупненные районы — регионы вместо областей.

Правительство выступает за комплексную реновацию устаревшего жилья и хочет ежегодно уменьшать его количество хотя бы на 2%.

Согласно отчета. Завершены работы на 3259 проектах регионального развития и по улучшению инфраструктуры объединенных территориальных общин на сумму 41млрд. Грн. (С 1 сентября 2019), среди которых: новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт, реставрация (548 школ и садиков, 226 учреждений медицины, 89 спортивных учреждений, 194 учреждения культуры, 581 проект дорожно-транспортной инфраструктуры, 1223 проекты по благоустройству (в том числе закупка спецтехники), 156 проектов водоснабжения и водоотведения, 72 проекты по развитию ЦНАП, 43 проекта по планированию территорий, другое - 127 проектов).

Проведен анализ реализации 707 проектов государственного фонда регионального развития (ДФРР) и процедуры отбора проектов Всеукраинского общественного бюджета на предмет эффективности использования бюджетных средств. По результатам анализа было исключено 24 проекта на сумму 224,0 млн. Грн. (Распоряжение Кабинета Министров Украины от 9 октября 2019 № 935) и инициировано внесение изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2019" по перераспределению 500 млн. Грн. (По которым была угроза неиспользования до конца 2019) на государственную поддержку обеспечения доступным жильем граждан.

Но низкий уровень конкурентоспособности регионов и территорий, сдерживает привлечение инвестиций в их развитие: устарела инфраструктура, несоответствие профессионально-квалификационного уровня трудовых ресурсов потребностям рынка труда, низкая предпринимательская активность, низкая институциональная способность местных органов власти по решению проблем соответствующих территорий и обеспечения их развития. Становится причиной того, что значительная часть населения Украины, продолжает проживать в «депрессивных регионах» и имеет недостаточные возможности для развития. Проекты Фонда регионального развития профинансированы только на 3/4 от запланированного.

Юстиция

Система государственной регистрации должна гарантировать незыблемость прав на недвижимость и бизнес, а в случае рейдерства или мошенничества создадут инструменты для мгновенного сообщения о таких действиях.

 

Минюст будет работать над тем, чтобы отдельные регистрационные действия происходили без вмешательства человека, минимизируя коррупционные риски.

 

Выполнение контрактов должно быть альфой и омегой ведения бизнеса. Для этого правительство планирует создать систему медиации как альтернативу судебной системе.

 

Процедура банкротства будет прозрачной, что позволит кредитору быстро вернуть часть средств.

 

Правительство и в дальнейшем будет развивать сервисы бесплатной правовой помощи. А также создаст механизм исполнения решений Европейского суда по правам человека, который оперативно устранит пробелы в правовой системе.

26 февраля 2020г. на сайте Верховной Рады зарегистрирован проект постановления №3129 об отставке министра юстиции Украины Дениса Малюськи. За игнорирование министром решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), подвергнувшего критике украинский закон о люстрации. Он уже передан на рассмотрение руководства парламента. Инициатором документа выступает депутат Папиев М.Н. "Когда министр юстиции говорит, что не имеет понятия, как изменить закон, чтобы он отвечал Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод - он расписывается в своем полном служебном непрофессионализме", - пояснил Папиев. «Кроме того инициированное министром обжалование решения Венецианской комиссии с критическими выводами относительно "люстрационного закона" негативно отразилось на имидже Украины, так как этот документ "нарушает все европейские нормы права". "Нынешняя власть, как и предыдущая, много разглагольствует о европейском выборе и европейских ценностях, но при этом цинично и грубо не выполняет решения ЕСПЧ", - заключил автор проекта. Малюська, после проигрыша в Европейском суде по правам человека по делу о люстрации заявил, что украинские власти примут все меры для обеспечения прав граждан и сохранения механизма люстрации, хотя и в ограниченном виде.

Министр юстиции не один раз удивлял украинцев своими странными фотографиями из рабочего кабинета.

Правоохранительная система

Министерство внутренних дел будет делать жизнь безопаснее с помощью аналитических систем видеонаблюдения, борьбы с киберпреступностью, внедрения и распространения таких проектов, как «Полицейский офицер громады».

 

Планируется привлекать страховые компании для определения рисков возникновения пожаров и последующего возмещения убытков.

 

Правительство допускает «инспирированное перерастание мирных собраний и массовых мероприятий в организованные массовые беспорядки» и планирует ввести «комплексную систему безопасного проведения мирных собраний».

Согласно отчета, Национальной полиции по результатам работы в 2019 году отмечается уменьшение количества:

  - тяжких и особо тяжких преступлений (зарегистрировано 142,5 тыс. Преступлений, что на 17% меньше показателя 2018 (171,9 тыс.)

  - преступлений, связанных с угоном транспортных средств (на 17% меньше показателя 2018 (уменьшение с 6,5 тыс. До 5,4 тыс.)

  - преступлений против собственности и против безопасности движения и эксплуатации транспорта - 246,6 тыс. Преступлений, что на 15% меньше, чем в 2018 году (289 тыс.).

Всего в 2019 году полицией совершено более 7.3млн. выездов к месту совершения правонарушений, из которых 82% в рамках предписанного срока прибытия (20 мин). В 2018 году этот показатель составлял 78% из 7.1млн. Выездов.

В течение 2019 с использованием мобильного приложения "My Pol" (экстренный вызов полиции) поступило 3899 сообщений. По результатам реагирования начато 42 уголовных производства и составлено 20 протоколов об административных правонарушениях.

По данным социологов, сильно упало доверие к антикоррупционным структурам. Ни одно из начатых антикоррупционных дел в отношении людей при власти не закончилось посадкой и обвинительным приговором. А кое-какие дела даже не дошли до рассмотрения в суде по сути.

Эти претензии к НАБУ и САП начали выдвигать еще давно. Однако руководители ведомств отвечали, что они работают отлично, а вот суды мешают им, отпуская коррупционеров. Судя по растущим вот уже более 5 лет расходам на содержание Нацполиции, МВД, ГПУ, НАБУ и пр. правоохранительных органов, государству гораздо выгоднее раздувать штат правоохранителей, нежели развивать интеллект нации, финансировать территории и внедрять социальные программы для населения. Тогда как сейчас в Украине аналитическая составляющая борьбы с преступностью практически не функционирует. Ничего не слышно о внедряемых в практическую правоохранительную деятельность результатов научно-исследовательских проектов профильных ВУЗов и научных институтов при правоохранительных органах. Многие из них превратились в банальные учебные заведения. Получается, что из года в год в объективном и профессиональном анализе криминальной ситуации никто не заинтересован.

Цифровые технологии

Будет создан единый портал, где будут в режиме онлайн предоставляться все услуги для бизнеса и физических лиц. Также введут систему электронной идентификации личности, например — SMART ID.

 

Правительство будет работать над максимальным покрытием интернетом и повышением цифровой грамотности украинцев.

Особое внимание у Зеленского уделяют цифровизации и диджитализации Украины. Идея в том, чтобы перенести в онлайн как можно больше бюрократических процедур, сделать большинство госуслуг доступными. В начале февраля президент представил мобильное приложение Дія, благодаря которому украинцы смогут больше не носить с собой паспорт и водительские права - они будут доступны в смартфоне.

Увеличено количество услуг, предоставляемых онлайн, в частности, введена комплексная услуга "єМалятко" (услуги, связанные с рождением ребенка), электронный кабинет застройщика", через который граждане могут получить 9 онлайн-услуг в строительной сфере (https://e-dabi.gov.ua), транспортный портал электронных услуг (https://e-transport.gov.ua), мобильное приложение "Дія", проект с Приватбанком "SMART ID" (для доступных способов электронной идентификации с электронной подписью), ID-карточка с квалифицированной электронной подписью (запись квалифицированной электронной подписи при оформлении ID-карты).

Оборона

Вооруженные силы Украины будут развиваться по стандартам НАТО. Украина усилит сотрудничество со странами-партнерами. Будет создана новая система территориальной обороны Украины с широким привлечением населения.

 

Будет введен социальный пакет для военных, механизмы обеспечения жильем. Пройдет реформа сержантско-старшинского состава и будет осуществляться переход на программы военного образования стран-членов НАТО.

 

Правительство будет работать над снижением коррупционных рисков в системе обороны. В частности, общественные и экспертные организации будут помогать министерству внедрить системы внутреннего управления и контроля.

Было отремонтировано 59 единиц станочного оборудования, на украинских предприятиях отремонтировано 507 единиц вооружения и военной техники, подготовлено 1100 военнослужащих ССпО Вооруженных Сил Украины, оснащена Тактическая группа ССпО Вооруженных Сил Украины для действий в составе сил реагирования НАТО, в аппарате Минобороны создан Отдел координации внутреннего контроля, Минобороны провело проверки, результаты которых были переданы в правоохранительные органы.

Минобороны отчиталось об укреплении ВСУ: получили американские ПТРК Javelin и катера Island, отремонтировали самолеты МиГ-29 и Су-27, приняли на вооружение модернизированные вертолеты Ми-8. Есть и новые контракты на ПТРК "Корсар" и "Стугна". "По результатам оборонного осмотра разработана визия Генштаба по развитию ВСУ на ближайшие 10 лет.

СНБО одобрил гособоронзаказ на три следующих года, но журналисты заметили, что расходы "сворачивают все украинские ракетные программы", ведь на закупку крупной партии ракет "Ольха" и финансирование программы "Нептун" денег не предусмотрели.

 

Оксана Красовская для УИАМП.