Итоги «визовой» недели: что ждет украинский парламент

 Последняя парламентская неделя стала одной из самых успешных за год деятельности Верховной Рады Украины VIII созыва. И дело тут не только в проголосованном «безвизовом пакете», но и в принятых более 30 законопроектах. Среди которых такие потенциально конфликтные вопросы, как мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения и выборы в Мариуполе.

Еще в начале недели перспективы принятия «безвизового пакета» выглядели достаточно туманно. Единства между фракциями коалиции не было. Парламентские комитеты никак не могли собрать кворум для рассмотрения этих вопросов. Это объяснялось в том числе тем, что депутаты обоснованно подозревали президента и правительство в попытках расширить свое влияние на финансовую и политическую систему Украины путем введения под «евроинтеграционными» лозунгами специфического правового регулирования, касающегося ареста и специальной конфискации имущества третьих лиц, создания специального Агентства по поиску и управлению коррупционными активами, Государственного бюро расследования и т. д. Отдельной темой стоял вопрос принятия антидискриминационной правки в трудовое законодательство Украины относительно прав представителей сексуальных меньшинств.

В той или иной мере эти предложения обсуждались в парламенте еще с лета текущего года. Но президенту за этот период никак не удавалось убедить депутатов проголосовать за них. Поэтому, как и в случае с голосованием за конституционную реформу в части децентрализации Донбасса, было принято решение привлечь к убеждению непокорных парламентариев «тяжелую артиллерию» – западных партнеров. И если «на Конституцию» приезжала Виктория Нуланд в статусе помощника Госсекретаря США, то на «безвизовые законопроекты» в срочном порядке прибыла Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности (фактически Министр иностранных дел ЕС) Федерика Могерини.

В итоге встреча Могерини с депутатами вечером понедельника возымела «волшебное действие» на депутатские фракции парламента (особенно на «Батькивщину» и «Самопомич») – по состоянию на 9:00 собрались и заработали парламентские комитеты. Таким образом, законопроекты (хотя и после многочисленных попыток) были проголосованы. Правда, депутаты при этом головы не потеряли, а внесли в предложенные документы значительные изменения, нивелирующие «посягательства» правительства и президента, чем вызвали негативную реакцию последних.

В итоге украинские политики обратились к ЕС с просьбой рассудить их – дать заключение о соответствии принятых парламентом законодательных норм Плану по либерализации безвизового режима и европейским директивам. Поэтому еще нельзя полностью исключить, что при получении негативных выводов от ЕС законопроекты придется менять и переголосовывать.
В любом случае до введения безвизового режима с ЕС Украине еще очень далеко, и ключевым вопросом в конце концов станет не имплементация европодобного законодательства, а миграционная мощность страны – количество граждан Украины, способных иммигрировать в ЕС сразу после введения безвизового режима.

Но самое интересное на этой парламентской неделе с точки зрения искушенного наблюдателя началось после принятия «безвизового пакета» и отъезда Могерини. Парламент продолжил работать и принимать законы! И если вопросы моратория на землю или выборов в Мариуполе можно было рассматривать как выполнение договоренностей – размен голосованием, то дальнейшее голосование по экономическим и другим рутинным законопроектам продемонстрировало, что или старая коалиция все еще жива, или появилась новая.

При этом в унисон с «Блоком Петра Порошенко» и «Народным фронтом» голосовала «Батькивщина», в меньшей мере – «Самопомич» и как бы вышедшая из коалиции Радикальная партия (кроме выборов в Мариуполе, где ее логично подменил «Оппозиционный блок», РПЛ не поддержала еще антидискриминационную поправку). В унисон с коалицией голосовало также большинство внефракционных депутатов: группа «Воля народа» и представители «Свободы» (кроме антидискриминации и Мариуполя).
Не поддержали большинство проектов коалиции только в «Оппозиционном блоке» и депутаты, входящие в сферу влияния Игоря Коломойского (УКРОП + группа «Возрождение»). При этом в «Оппоблоке» голосование показало разность подходов между группой Ахметова (не голосовавшими за проекты большинства) и другими членами фракции (поддержавшими несколько инициатив).

Как результат, парламент на последней неделе показал непривычную эффективность, что может свидетельствовать о формировании обновленной коалиции «Европейская Украина». В пользу этого предположения свидетельствует появившаяся в прессе информация, что депутаты Сергей Березенко (БПП) и Иван Кириленко («Батькивщина») на заседании Верховной Рады согласовывали руководство областными советами.
Скорее всего, между БПП и «Батькивщиной» достигнуты определенные договоренности о восстановлении сотрудничества, а переговоры с партиями «Самопомич» и РПЛ продолжаются и вступили в продуктивную фазу; есть некоторое понимание и с частью «Оппозиционного блока». С этим, вероятно, связана ситуация вокруг «Свободы» и «Правого сектора», значительное смягчение публичной взаимной критики членами коалиции, затухание публичных общественных протестов.

Ждать подтверждения наших рассуждений осталось недолго. 11 декабря истекает срок иммунитета правительства и возникнет вопрос его переформатирования. Ответ на вопрос – насколько в новом составе правительства будут учтены интересы малых членов коалиции – и станет маркером достижения или нет новых договоренностей между ее членами. Он также позволит говорить о политическом тренде зимы-весны 2016 года.