Эти выборы – банальный армреслинг

Были выборы без альтернативы. Мне кажется, что существовал какой-то формальный или неформальный консенсус между всеми политическими силами, в том числе формально конкурирующими, для того, чтобы не произошло обновления системы. Чтобы не прошли постмайдановские,  региональные политические силы. В итоге мы видим, что более 70% действующих глав городов - переизбрались. Обновление системы - минимально. И даже то, что произошло по результатам выборов – все будет нивелировано сформированными коалициями. То есть коалиции в местных советах все равно будут контролировать большие парламентские партии. Это касается 90% советов. К сожалению, ничего не поменялось. Большие парламентские партии подмяли под себя местную избирательную систему, местные элиты и, к сожалению, перенесли на местный уровень парламентские проблемы – политические конфликты и политические противостояния. Таким образом, в связи представительств местных органов власти представительство территориальных громад будет минимальным.

Кампания была грязной, но не в количестве совершения нарушений. Они, по количеству, были приблизительно такие же, как в 2006 или 2010 году. Она была грязной с точки зрения абсолютной бездеятельности правоохранительных органов и судебной системы. Милиция боялась оказаться крайней. Это началось с Чернигова, который стал плохим примером для всей избирательной кампании и продолжается до Мариуполя и Кривого Рога. Правоохранительная государственная система самоустранилась от регулирования выборов, их честности, законности и, соответственно, бал правил сильный и богатый. Несмотря на то, что больших конфликтов не произошло – везде побеждал или богатый, или сильный. Эти выборы - не состязание политических платформ и программ развития региона, а банальный армреслинг.

Ни одна политическая сила, ни один кандидат не предложили каких-то эффективных программ, инноваций развития региона, где они избираются. Весь тот же бред, все та же политическая труха: «Вернем Крым», «Поживем по-новому» и т.д., которые не касаются проблем новых выборов. Поэтому я понимаю людей, которые не пришли голосовать.

Люди, читая эти общетеоретические лозунги, видят, что они пусты. И за два года не оправдались. Поэтому и не шли голосовать. Избиратели понимали, что конкретно их улица, дом, микрорайон от голосования за этих политиков не поменяется в лучшую сторону.

Низкая явка на выборы – это признак отторжения обществом политической системы. Признак того, что существует как минимум две реальности – социальная и политическая. Между ними, к сожалению, в условиях Украины конфликт увеличивается. И если на Западе низкая явка стала признаком того, что люди довольны своей жизнью и они не хотят ничего менять – их все устраивает, то у нас люди просто не знают, как это изменить. Это создает ключевые риски для легитимности существования имеющейся политической системы.

По поводу эффективности второго тура выборов, мы видим, что из 29 городов конкуренция была от силы  в девяти – трети. Я считаю, что второй тур в демократических системах повышает представительство избранного мэра. И за него больше людей проголосуют. Но это при условии стабильной экономики. А когда между первым и вторым туром явка проседает еще на четверть – на 12%, то он безусловно не сработал.

Сейчас необходимо принять новый закон о местных выборах. По горячим следам, без учета политической конъюнктуры можно сделать эффективный закон. И если мы отложим этот вопрос, местные выборы в 2017 году снова будут проходить конъюнктурно, под интересы политических сил. И снова будет та же проблема – неэффективность закона, общественная деморализация, низко легитимные органы местного самоуправления.

Руслан Бортник, политический эксперт, директор Украинского института анализа и менеджмента политики