Гибридный кредит

25 октября этого года стало известно, что национальная нефтегазовая компания «Нафтогаз» получила кредит в один миллиард долларов. Компания уже не первый год показывает хорошую прибыль, в связи с чем возникает закономерный вопрос в целесообразности получения кредитных средств.

О намерении «Нафтогаза» выйти на рынок еврооблигаций говорили давно, однако впервые о планах получить кредит глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил 15 сентября, в кулуарах 15-го форума YES, организованного Фондом Виктора Пинчука в Киеве. Он объявил, что объём выпущенных еврооблигаций составит от 500 миллионов до одного миллиарда долларов. Глава «Нафтогаза» уточнил, что средства будут направлены на развитие компании.

А уже 24 октября Кабинет министров согласовал привлечение «Нафтогазом» внешних средств на сумму в один миллиард долларов за счёт выпуска и продажи еврооблигаций на срок до пяти лет. Компания возьмёт в долг у компании Condor Finance PLC. Кредит пойдёт на общекорпоративные цели, в том числе, на погашение существующей задолженности и финансирование капитальных расходов.

Целесообразность привлечения кредита «Нафтогазом» вызывает вопросы в связи с хорошими финансовыми показателями компании. По итогу 2017 года чистая консолидированная прибыль монополиста составила почти 40 миллиардов гривен, что более чем в два раза выше, чем в 2016 году. Доход компании от реализации вырос на 18 процентов, до 227 миллиардов гривен.

Дополнительные вопросы к целесообразности привлечения кредита появились на фоне двух неоднозначных заявлений Андрея Коболева. Во-первых, он заявил, что собственную премию в почти 8 миллионов долларов он перевел маме, проживающей в США. По его словам, он сделал это из опасения, что его имущество на Украине может быть арестовано по решению суда. Во-вторых, Украину он назвал «классическим фейл-кейсом, не лидером и не середнячком».

Решение о кредите «Нафтогазу» вызвало интерес и на Западе, однако по совершенным другому поводу. 30-31 октября появились две важные новости. 30 октября вице-президент Еврокомиссии Маруш Шефчович, посол США на Украине Мари Йованович, директор Всемирного банка по делам Украины, Белоруссии и Молдавии Сату Кахконен, директор Секретариата Энергетического Сообщества Каменец Копач и управляющий директор ЕБРР Франсис Малиж направили совместное письмо украинскому премьер-министру Владимиру Гройсману. В нём они высказывают опасения, что оператор газотранспортной системы Украины («Нафтогаз») до сих пор не подготовлен к анбалдингу (то есть разукрупнению) по правилам ЕС. В связи с этим подписавшие письмо господа предлагают встретиться с главой украинского правительства до середины ноября.

31 октября с заявлением по этому же вопросу выступил глава Секретариата Европейского энергетического сообщества Янез Копач. Он сказал, что попросил министра энергетики и премьера оценить возможные последствия получения кредита для анбандлинга «Нафтогаза» в ближайшие пять лет. Анбандлинг в частности подразумевает передачу транспортировки газа от «Нафтогаза» независимому оператору «Магистральные газопроводы Украины» (независимая работа с 1 января 2020 года, после окончания контракта с «Газпромом»).

Однако этого может не случиться в случае получения кредита. «Если соотношение дохода в результате получения кредита к заемному капиталу будет проблемой для анбандлинга «Нафтогаза» в ближайшие пять лет, как я смог понять, ознакомившись с частью документа, то данный кредит является «отравленной пилюлей», - отметил Копач. Он также рекомендовал воздержаться от других действий, способных помешать анбалдингу. В частности, от продажи активов. Не исключено, что именно эту цель преследовало руководство «Нафтогаза» и украинские чиновники, когда согласовывали привлечение кредитных средств.

В свою очередь Запад заинтересован в разукрупнении «Нафтогаза» и постановке транспортировки газа под независимое внешнее управление. Объясняется это нестабильностью Украины и желанием иметь диверсифицированные источники поставок газа из РФ даже после запуска «Северного потока-2». В этом они, по всей видимости, совпадают с российскими интересами. Вопрос заключается в модальности этого внешнего управления. Однако планам Запада может помещать сопротивление украинских чиновников, желающих сохранить газотранспортную систему под своим управлением.