Аналитический обзор недели №128 от 29.08.2021г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ, ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ НЕДЕЛИ

23.08.- 29.08.2021

СОДЕРЖАНИЕ:

РЕЗЮМЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

1. День Независимости и принятие в первом чтении большого государственного герба.

2. В Украине появится реестр террористических организаций.

3.  Работа ТКГ. Украина обвинила Россию в срыве переговоров по Донбассу.

4 Обязанности городского головы Кривого Рога будет выполнять бывший мэр города, депутат горсовета Юрий Вилкул.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

1. Визит Ангелы Меркель в Киев.

2. Саммит Крымской платформы и его итоги.

3. Теракт в Кабуле 26 августа.

4. Опубликован доклад Нацразведки США о происхождении коронавируса.

ЭКОНОМИКА.

1. Morgan Stanley ухудшил прогноз роста ВВП Украины до 3,4%.

2. Кабмин хочет взять под контроль расходы граждан Украины: законопроект может появиться до конца года.

3. Правительство изменило временного руководителя "Объединенной горно-химической компании" (ОГХК) перед приватизацией.

4. Как изменилась экономика за 30 лет независимости.

5. Премьер-министр Д. Шмыгаль заявил, что Кабмин направит 2,7 миллиардов долларов на соцвыплаты.

РЕЗЮМЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.

Подводя политические итоги уходящей недели, следует отметить, что:

Во-первых, во внутренней политике страны продолжается общий курс на административное, экономическое и информационное укрепление власти президента и его окружения. День независимости послужил хорошим поводом для Банковой провести крупномасштабную пиар-акцию, продемонстрировав обществу и оппонентам мощь действующей власти. Парламент принял в первом чтении президентский проект Закона о большом государственном гербе Украины, что также используется в целях пиара.

 Во-вторых, в рамках тренда на «закручивание гаек» - зачистку, дискредитацию и подавление основных конкурентов, Кабинет министров инициировал создание реестра террористических организаций и упростил критерии, по которым их можно определять. В перспективе, это может вылиться в причисление к «террористическим» отдельных оппозиционных политических сил и аффилированных с ними СМИ.

В-третьих, на региональном уровне, команда В. Зеленского снова утратила контроль над родным городом президента. Обязанности городского головы Кривого Рога вместо погибшего Константина Павлова до назначения новых выборов будет временно исполнять депутат от партии Украинская перспектива, бывший мэр города Юрий Вилкул.

В-четвёртых, одной из наиболее явных внешнеполитических тенденций, проявившихся на уходящей неделе, стало ослабление влияния США на международной арене и ослабление влияния Демократической партии внутри США. Катализатором для ускорения этих процессов послужил явно неудачный вывод американских войск из Афганистана и эвакуация из кабульского аэропорта, усугубившаяся крупным терактом, в котором погибли 13 американских военнослужащих. На фоне критики со стороны внутриполитических оппонентов и иностранных союзников, Джо Байден и его администрация даже решили отказаться от своих планов по обвинению КНР в пандемии коронавируса. В результате, опубликованный на этой неделе доклад Нацразведки, от которого ожидали подведения фактологической базы под подобные обвинения, не содержал в себе ничего подобного.

В-пятых, ещё одна внешнеполитическая тенденция, давшая о себе знать на этой неделе – продолжение ожидания серьёзных экономических проблем для Украины по истечению срока нынешнего контракта на транзит газа в 2024 г. Как показал недавний визит Ангелы Меркель в Москву и Киев, никакого компромисса по данному вопросу сторонам пока достичь не удаётся. Не в последнюю очередь, это обусловлено не вполне адекватной позицией Киева, который, вместо того, чтобы искать решение надвигающейся и неизбежной проблемы, продолжает питать иллюзии относительно возможности остановки «Северного потока-2».

В-шестых, украинская власть, продолжая тренд на тотальную фискализацию, планирует отслеживать расходы граждан. Готовящееся «добровольное» декларирование доходов и «налоговая амнистия», по факту, станут обязательными, так как параллельно с ними планируется принять закон об отслеживании расходов граждан по косвенным показателям и их последующем налогообложении.

  В-седьмых, прибыльное государственное предприятие "Объединенная горно-химическая компания" (ОГХК) готовится к приватизации, нарушая логику Принципов корпоративного управления ОЭСР, которые утверждают, что государство является априори неэффективным собственником, но, в случае с ОГХК, речь идёт о прибыльном государственном предприятии, и соответственно, его прибыль, перейдет к частным собственникам.

  В-восьмых, за 30 лет независимости, Украина превратилась из промышленной экономики в постиндустриальную, базирующуюся преимущественно на сфере услуг и крайне зависимой от внешних и внутренних кредитов.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

Кратко.

Во внутренней политике страны продолжается общий курс на административное, экономическое и информационное укрепление власти президента и его окружения. День независимости послужил хорошим поводом для Банковой провести крупномасштабную пиар-акцию, продемонстрировав обществу и оппонентам мощь действующей власти. Парламент принял в первом чтении президентский проект Закона о большом государственном гербе Украины, что также используется в целях пиара.

 В рамках тренда на «закручивание гаек» - зачистку, дискредитацию и подавление основных конкурентов, Кабинет министров инициировал создание реестра террористических организаций и упростил критерии, по которым их можно определять. В перспективе, это может вылиться в причисление к «террористическим» отдельных оппозиционных политических сил и аффилированных с ними СМИ.

На региональном уровне, команда В. Зеленского снова утратила контроль над родным городом президента. Обязанности городского головы Кривого Рога вместо погибшего Константина Павлова до назначения новых выборов будет временно исполнять депутат от партии Украинская перспектива, бывший мэр города Юрий Вилкул.

1. День Независимости и принятие в первом чтении большого государственного герба.

24 августа Украина отметила 30-ю годовщину независимости. Одним из центральных событий празднования Дня независимости Украины стал военный парад в Киеве. По Крещатику прошли более 5 тыс. военных, танки, ракетные установки и БТРы. Также над столицей пролетели истребители, бомбардировщики и легендарная "Мрия".

 Среди участников шествия были представители войск 15 стран-партнёров Украины - Канады, США, Литвы, Эстонии, Грузии, Дании и других[1]. Владимир Зеленский за все время нахождения на посту президента  впервые принял в Киеве военный парад такого масштаба.

Речь В. Зеленского по случаю Дня независимости имела ярко выраженный эмоциональный окрас. Президент чётко обозначал евроинтеграционный и евроатлантический вектор страны и озвучивал антироссийские тезисы. Ничего конкретно не было сказано о будущем страны, но много говорилось о прошлом и частично о настоящем. Владимир Зеленский объявил о введении нового праздника — Дня украинской государственности. Согласно предложению президента, День украинской государственности должен отмечаться 28 июля в День крещения Руси и фактически будет размывать этот праздник. Таким образом в ОП хотят дать свою альтернативу многосоттысячным крестным ходам Украинской православной церкви, которые ежегодно проходят в канун Дня крещения Руси.

День независимости послужил хорошим поводом для Банковой провести крупномасштабную пиар-акцию, продемонстрировав обществу и оппонентам мощь действующей власти.

На внеочередном заседании, приуроченном ко Дню независимости, Верховная Рада приняла в первом чтении президентский проект Закона о большом Государственном Гербе Украины, его поддержали 257 народных депутатов[2]. Утвердить во втором чтении большой Государственный Герб Украины нужно будет голосами двух третей от состава парламента - не менее 300 депутатов. Тем не менее, шансы на утверждение большого герба, продвигаемого президентом, фракция которого обладает большинством в Верховной Раде, достаточно высоки, несмотря на то, что у законопроекта много критиков.

Политические оппоненты В. Зеленского называют идею большого государственного герба  Украины дешёвым пиаром провластных сил. Довольно популярно мнение о том, что вся затея с большим гербом - это инициатива лично Владимира Зеленского, который таким образом стремится оставить след в истории Украины[3]. Аргументация сторонников большого герба сводится к тому, что его существование прописано в Конституции.

Законопроект устанавливает описание большого государственного герба Украины и определяет порядок его использования. Устанавливается, что большой герб обязательно воспроизводится на: официальных символах президента Украины; большой государственной печати Украины; печатях президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Конституционного Суда Украины, Верховного Суда; фасаде здания резиденции президента Украины в столице Украины – городе Киеве; фасадах зданий Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Конституционного Суда Украины, Верховного Суда; в зале заседаний Верховной Рады Украины; денежных знаках Украины по решению Национального банка Украины.

Поэтому ожидаемо, что переход на использование большого Государственного Герба Украины повлечёт за собой и определенные сложности и дополнительные затраты.

 

2. В Украине появится реестр террористических организаций.

26 августа Кабинет министров[1]  утвердил изменения в два закона - о борьбе с терроризмом и об СБУ, которые теперь должен рассмотреть парламент.

Проект закона предлагает ввести перечень террористических организаций.  Кабмин упростил критерии, по которым организация может быть признана террористической. И если сейчас организацию могут признать таковой только в том случае, если терроризмом занимается хотя бы одно её структурное подразделение - и с ведома хотя бы одного руководителя всего сообщества, то, согласно новым предложениям, организация может попасть в перечень террористических, если хотя бы одно лицо, которое является членом или имеет другую связь с этой организацией, осуществляет террористическую деятельность, если эта деятельность охватывается умыслом хотя бы одного из организаторов или руководителей (руководящих органов), или конечного бенефициарного владельца.

Признание организаций террористическими будет происходить на основании решения суда, который выносит приговор по делу о терроризме. Речь идет о статье 258 УК Украины (террористический акт). Подпункты этой статьи касаются не самого теракта, а сопутствующих ему действий: привлечение к совершению теракта, публичные призывы к терроризму,   создание террористической организации, содействие теракту,    финансирование терроризма.

Внесение организации в перечень террористических автоматически запрещает её деятельность на территории Украины и является основанием для конфискации имущества и активов.

Выйти из реестра можно в том случае, если решение суда, на основании которого организацию признали террористической, будет отменено.

Новации правительства вполне вписываются в тренд на «закручивание гаек» поскольку облегчают власти запрет неугодных организаций под видом террористических и могут быть использованы для дальнейшего подавления инакомыслия.  Так, например, на основе санкций СНБО против В. Медведчука или И. Гужвы за "финансирование терроризма", СМИ, которые имеют к ним отношение могут быть признаны террористическими организациями с перспективой их полной ликвидации. В частности, свою обеспокоенность положением СМИ в Украине уже выразили в ОБСЕ[2] и Совете Европы[3].  Согласно предложенному механизму, в список террористических организаций могут угодить и некоторые оппозиционные к власти политические партии.

Кроме того, открывается возможность для признания террористическими организациями "ДНР" и "ЛНР", что значительно усложнит процесс мирного урегулирования и даже может привести к срыву Минского формата, поскольку в таком случае Украина уже окончательно откажется вести какие-либо переговоры с "ДНР" и "ЛНР", а Россия не признаёт себя стороной конфликта.

3.  Работа ТКГ. Украина обвинила Россию в срыве переговоров по Донбассу.

После непродолжительного перерыва 25 августа свою работу должна была возобновить Трёхсторонняя контактная группа[1]. Украинскую делегацию вместо Леонида Кравчука представлял вице-премьер – министр по вопросам реинтеграции оккупированных территорий Алексей Резников. В повестке дня заседания ТКГ, в частности, были указаны имплементация Минских соглашений, обеспечение безопасности в зоне конфликта, восстановление работы КПВВ, обмен удерживаемыми лицами. Но в результате украинская делегация отказалась от проведения заседаний сославшись на то, что менее чем за сутки на переговоры снова заявили осужденную в Украине за терроризм представительницу «ДНР» Майю Пирогову. Напомним, в июле 2018 года Шевченковский райсуд Черновцов заочно приговорил к 10 годам тюрьмы Майю Пирогову – т. н. главу департамента информполитики "Министерства информации ДНР"[2]. Ей вменили создание террористической организации.

 Кроме того, А. Резников процитировал канцлера Германии Ангелу Меркель и напомнил российской стороне, что РФ является стороной конфликта с Украиной.[3]

Со своей стороны, полномочный представитель России на переговорах ТКГ Борис Грызлов заявил, что украинская делегация сорвала заседание гуманитарной подгруппы, потребовав изменить состав участников со стороны Донбасса. Он назвал произошедшее "клоунадой" и отметил, что координатор ОБСЕ была вынуждена закрыть заседание из-за позиции украинской делегации.

Б. Грызлов обвинил украинскую сторону в том, что она предпринимает все усилия для полной дезорганизации диалога по всем направлениям политического урегулирования конфликта[4]. Он отметил, что внесенный 9 августа 2021 года кабинетом министров Украины в Верховную раду законопроект "О государственной политике переходного периода" содержит прямые запреты на урегулирование конфликта на Донбассе в соответствии с Минскими соглашениями.

Здесь также стоит вспомнить, инициированный на этой неделе правительством Украины проект закона об уточнении порядка признания организаций террористическими, который значительно усложнит процесс мирного урегулирования. Открыв в перспективе возможность к признанию террористическими организациями и самих  "ДНР" и "ЛНР", а не только отдельных их представителей.

Тупик переговорного процесса по Донбассу — это прежде всего следствие непримиримой позиции сторон относительно политических условий урегулирования конфликта. Не смотря на демонстрацию мировому сообществу готовности к мирному урегулированию, по факту подходы решения вопроса Украины и России все больше и больше расходятся. Ни одна из сторон не желает уступать оппоненту своих позиций. При этом, как Украина, так и Россия не хотят оказаться виновными в срыве Минского формата, поэтому всеми возможными способами стараются перебросить всю вину за не реализацию мирных процессов на оппонента.

4 Обязанности городского головы Кривого Рога будет выполнять бывший мэр города, депутат горсовета Юрий Вилкул.

25 августа стало известно, что обязанности городского головы Кривого Рога Днепропетровской области вместо погибшего Константина Павлова до назначения новых выборов будет временно выполнять депутат от партии Украинская перспектива, бывший мэр города Юрий Вилкул[1]. Ранее на выборах мера Кривого Рога Юрий Вилкул отказался от участия во втором туре из-за проблем с сердцем. Тогда он назвал своим "преемником" Константина Павлова кандидата от "Оппозиционной платформы – За жизнь". Из-за снятия с выборов Юрия Вилкула он вышел во второй тур и выиграл выборы.

Назначение Ю. Вилкула секретарём горсовета путём тайного голосования поддержало большинство - 32 голоса. Депутаты так же приняли обращение к Верховной Раде о назначении досрочных выборов[2].

Секретарь горсовета Александр Котляр, который должен был исполнять обязанности мэра Кривого Рога решил уйти с должности, поскольку, как он сказал, его называли заинтересованным в смерти К. Павлова.  И депутаты 33 голосами поддержали его решение.

Участие в тайном голосовании принимали только депутаты от Блока Вилкула Украинская перспектива и Оппозиционной платформы — За жизнь. Депутаты Слуги народа и Силы людей отказались принимать участие в голосовании.

В свою очередь в «Слуге Народа» Кривого Рога назвали отставку А. Котляра предательством. Уже бывшего секретаря горсовета назвали «несостоятельным политиком» и «некомандным игроком». Там отметили, что политик не обсудил своё решение с фракцией или партией[3]. В частности, глава партии Александр Корниенко заявил, что "предатель Котляр должен сложить мандат, не захочет - заставим"[4].

 Таким образом команде В. Зеленского снова не удалось взять под контроль родной город президента. Баланс сил до избрания нового мера изменился в пользу оппозиционных сил. По итогу бывший секретарь горсовета предпочёл сохранить устоявшиеся отношения с местной властью, и не пожелал вступить в конфликт с Ю. Вилкулом ради интересов В. Зеленского. Президентской политсиле ничего не остаётся как попытаться взять реванш на выборах нового мера.

Проблема для ОП в том, что кандидат от "Слуги народа" в Кривом Роге не имеет стартового преимущества.  И команде В. Зеленского очень серьёзно придётся подойти к избирательной кампании. Очередной проигрыш в родном городе серьёзно повредит репутации президента. В сложившейся ситуации не исключается какая-либо  форма давление со стороны власти на Ю. Вилкула или представителей его команды.

  Внеочередные выборы мэра могут состояться либо в последнее воскресенье октября 2021 года, либо в последнее воскресенье марта 2022 года. В силу недостатка времени выборы в октябре менее вероятны, но в марте рейтинги команды власти могут уже существенно просесть. Для старта избирательной кампании потребуется решение Верховной Рады. Всего на избирательную кампанию законодательство отводит 50 дней.

Не исключено, что на выборах ОП могут сделать ставку на Юрия Корявченкова, курирующего «Слуг  Народа» в Кривом Роге. В городе уже можно увидеть борды с его изображением. Но Ю. Корявченков неоднократно светился в коррупционных скандалах, в том числе, он фигурировал в т.н. «криворожских» записях[5].

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

Кратко:

Одной из наиболее явных внешнеполитических тенденций, проявившихся на уходящей неделе, стало ослабление влияния США на международной арене и ослабление влияния Демократической партии внутри США. Катализатором для ускорения этих процессов послужил явно неудачный вывод американских войск из Афганистана и эвакуация из кабульского аэропорта, усугубившаяся крупным терактом, в котором погибли 13 американских военнослужащих. На фоне критики со стороны внутриполитических оппонентов и иностранных союзников, Джо Байден и его администрация даже решили отказаться от своих планов по обвинению КНР в пандемии коронавируса. В результате, опубликованный на этой неделе доклад Нацразведки, от которого ожидали подведения фактологической базы под подобные обвинения, не содержал в себе ничего подобного.

Ещё одна внешнеполитическая тенденция, давшая о себе знать на этой неделе – продолжение ожидания серьёзных экономических проблем для Украины по истечению срока нынешнего контракта на транзит газа в 2024 г. Как показал недавний визит Ангелы Меркель в Москву и Киев, никакого компромисса по данному вопросу сторонам пока достичь не удаётся. Не в последнюю очередь, это обусловлено не вполне адекватной позицией Киева, который, вместо того, чтобы искать решение надвигающейся и неизбежной проблемы, продолжает питать иллюзии относительно возможности остановки «Северного потока-2».

1. Визит Ангелы Меркель в Киев.

22 августа в Киеве с визитом побывала канцлер ФРГ Ангела Меркель. Учитывая то, что после сентябрьских выборов в Бундестаг она покинет свой пост, для неё это последний визит в украинскую столицу в качестве канцлера.

За два дня до визита в Киев, Меркель  посетила Москву. Украина стала главной темой для обсуждения в ходе её переговоров с российским президентом Владимиром Путиным[1].

Самыми главными вопросами повестки дня стали газ и Донбасс.

Ангела Меркель лоббировала продление транзитного контракта с Украиной и после 2024 года - когда окончится нынешний договор. Это часть обязательств Германии после достройки "Северного потока-2" - они зафиксированы в меморандуме с президентом США Байденом. Кроме того, данный меморандум, фактически, отдал так называемый «украинский газовый вопрос» на откуп Германии, позволив ей напрямую договариваться с Москвой о будущих условиях транзита «через голову» Киева.

В ходе встречи с немецким канцлером, Владимир Путин заявил, что не против продлить контракт с Украиной. Но сделает он это лишь в том случае, если Европа сможет гарантировать увеличение закупок газа. В противном случае зачем платить Киеву за транзит, если топливо можно качать напрямую по двум "потокам"?

Собственно, по итогам встречи, Меркель и Путин никаких договорённостей так и не заключили. Это и определило беспредметный характер последующего визита канцлера ФРГ в Киев.

Судя по сообщениям на сайте президента Украины, перед выходом к журналистам Зеленский и Меркель пообщались около часа.

По словам украинского президента, приоритетной темой переговоров был Донбасс. Основой мирного плана должны быть "кластеры" и "парижская повестка дня" (речь о решениях Парижского саммита 2019 года). О формуле Штайнмайера Зеленский ничего не сказал. Но упомянул, что нужен обмен пленными.

По "Северному потоку-2" украинский президент повторил ранее неоднократно озвученные тезисы о том, что это энергетическое оружие. И пообещал, что Украина присоединится к "европейскому зеленому курсу". Ранее об этом говорилось в меморандуме Байдена и Меркель по "СП-2".

Ангела Меркель своё выступление на пресс-конференции в Киеве начала с того, что возложила цветы к Памятнику Вечной славы в Киеве (с того же она начала и визит в Россию).

Потом канцлер заявила, что министр иностранных дел Германии не прилетит на саммит Крымской платформы. В итоге, вместо него саммит посетил министр энергетики Германии, что ещё раз подчёркивает приоритетность «газового вопроса» для Берлина.

Также в Киеве Меркель заявила, что договоренностей с Путиным по транзитному контракту еще нет; компенсаций Украине по "Северному потоку-2" пока не обещали; а Киев должен готовиться к тому, что газа будет меньше, поэтому надо развивать "зеленую" энергетику и производство водорода.

При этом, В. Зеленский был явно не в восторге от темы "зеленой" энергетики. Он вставил реплику, что это работа на дальнюю перспективу, а "Северный поток-2" заработает уже сейчас.

 Упомянула немецкий канцлер и Нормандский формат. "Тут мы не идем вперед, к сожалению", - констатировала она. Меркель считает, что нужна встреча на высшем уровне, чтобы разработать повестку дня, однако Россия была против такой встречи, пока не будут реализованы решения Парижского саммита.

В целом же, итоги визита Ангелы Меркель в Киев оказались довольно ожидаемыми. Так как договорённостей с Путиным о будущем газового транзита через Украину ей достичь не удалось (да и можно ли было это сделать за одну встречу?), в ходе переговоров с Владимиром Зеленским она поднимала затёртые темы «нормандского формата» и мирного урегулирования на Донбассе, давно зашедшего в тупик.

Вместе с тем, стоит отметить, что своего интереса немцы не забывают и всё активнее навязывают Киеву необходимость «перехода на зелёную энергетику». Учитывая то, что такая энергия в разы дороже выработанной более традиционным способом, её внедрение в Украине грозит В. Зеленскому полным обвалом рейтинга из-за подорожания электроэнергии.

2. Саммит Крымской платформы и его итоги.

Ещё одно дипломатическое событие уходящей недели, которого украинские власти ждали несколько месяцев – это саммит Крымской платформы. Состоялся он в понедельник 23 августа, накануне 30 годовщины независимости Украины.

Всего, по подсчетам «Интерфакс-Украина», в саммите приняли участие представители 46 стран и международных организаций, в том числе все страны Евросоюза, 14 из них — на уровне глав государств и правительств. Европейский совет представлял президент Шарль Мишель[1].

Впрочем, если проанализировать состав участников Крымской платформы более тщательно, окажется, что всё не так радужно, как хотели бы представить это в Офисе президента.

От самых влиятельных стран Запада — США, Британии, Германии, Франции — прибыли представители уровня министров.

Причем все эти министры не имеют никакого отношения к проблематике Крыма. Хотя изначально было иначе. Французы и немцы обещали прислать глав МИД, а Лондон — министра обороны.

Однако, накануне мероприятия стало известно, что замену делает Германия — вместо главы МИД приехал министр энергетики.

А прямо на саммите, выяснилось, что и Париж с Лондоном тоже в последний момент изменили статус присутствия. От Франции прибыл министр по торговле, а от Британии, вместо обещанного Дмитрием Кулебой министра обороны Бена Уоллеса, приехала представитель по делам Европы и Америки МИД Венди Мортон. То есть даже не министр иностранных дел.

Иными словами, прямо накануне саммита главные страны Европы резко понизили уровень своего присутствия на "Крымской Платформе[2]".

Причина этого, вероятно, кроется в нежелании слишком обострять отношения с Москвой. После недавней встречи Путина и Байдена в Женеве, страны НАТО несколько снизили градус антироссийской риторики, хотя и не сменили её общей конфронтационной тональности. В европейских столицах ждут, чем закончится отведённый Путиным и Байденом 6-ти месячный период на поиск компромиссов по некоторым вопросам современных международных отношений.

Что же до содержательной части мероприятия, никакой конкретики о том, что все-таки нужно делать по Крыму, так и не прозвучало.

Открыл и закрыл «Платформу» президент Владимир Зеленский. Сперва он заявил, что саммит ради саммита не нужен, а цель - конкретные подвижки. А потом, как бы опровергая себя, сказал: "Главным достижением этого саммита стало то, что он произошел".

В остальном президент пытался показать, что проведение этого мероприятия означает не просто подвижки, а тектонические сдвиги. В начале саммита он предположил, что "23 августа началась деоккупация Крыма". А в конце заявил, что по итогу Москва поставит подпись под возвращением полуострова. И произойдет этот последний саммит "Крымской платформы" в Ялте.

По итогам «платформы», стороны подписали общее заявление саммита. Его суть сводится к слудующему:

1. "Крымская платформа" - это "консультативный и координационный формат".

2. В каждой стране, которая приняла участие в саммите, будет создана контактная группа для координации усилий по работе "Платформы".

3. В Украине создается Национальный офис Крымской платформы.

4. Участники мероприятия "ожидают возвращения Украине неподконтрольных территорий Автономной Республики Крым и города Севастополя".

5. Подписанты согласились "рассмотреть введение дальнейших политических, дипломатических и ограничительных мер в отношении РФ, если это предусмотрено правовой системой каждого участника Платформы" и "если действия России того требуют".

Иными словами: дали Владимиру Зеленскому возможность пропиариться и «договорились договариваться дальше».

Вероятно, эффект от такого пиара будет недолгим и развеется как только граждане получат первые платёжки на оплату коммунальных услуг за октябрь, цифры в которых существенно вырастут.

3. Теракт в Кабуле 26 августа.

В районе кабульского аэропорта (откуда американские военные до сих пор проводят эвакуацию своих граждан и пособников) 26 августа прогремели два взрыва. Как сообщил пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби, один из них произошел у ворот Эбби, - одного из главных входов на территорию аэропорта[1].

По состоянию на 28 августа, мировые СМИ сообщают о том, что от взрывов погибли около 200 человек, 13 из них – военные США. Для американской армии это – самые крупные потери в Афганистане за последние несколько лет, что вызвало огромный резонанс вокруг теракта на Западе.

Как передал используемый боевиками интернет-ресурс Amaq в Telegram, ответственность за теракты взяла на себя террористическая группировка "Исламское государство". По данным англоязычного канала "Аль-Джазира", речь идет о "Вилаят Хорасан" (ВХ) - афганского отделения ИГ. "Вилаят Хорасан" выступает против западных стран, а также против боевиков движения "Талибана", установившего контроль над Афганистаном.

Члены ВХ поддерживают связи с подразделениями ИГ в Сирии и Ираке, а также известны рядом крайне жестоких нападений, в частности, в 2020 году на родильный дом в Кабуле, когда погибли женщины и младенцы.

В ночь на субботу, 28 августа, Центральное командование ВС США сообщило, что один из организаторов атаки ИГ на кабульский аэропорт был, предположительно, убит в ходе спецоперации с использованием беспилотного летательного аппарата. Однако, подобные спецоперации уже не в силах заглушить критики, звучащей в США в адрес администрации Джо Байдена.

Теракт вблизи аэропорта Кабула, в котором погибли 13 американских солдат (погибших местных в западной прессе не принято воспринимать как нечто значимое) может стать тем звеном в цепочке событий, которое приведёт её к стремительному обрушению американского влияния в мире, вместо ожидавшегося ранее плавного снижения. Нечто подобное мы наблюдали в конце 80-х в СССР, когда «не так» шло буквально всё. Войска выводились из зарубежных стран, в прежних зонах влияния происходили перевороты в пользу геополитического конкурента, Чернобыль взрывался, а поезда сталкивались друг с другом. Да, часть из этих событий не были связаны с общей деградацией системы политического управления. Но будучи сильным эмоциональным и моральным потрясением, они окончательно добивали веру граждан в своё государство и общество, ускоряя его крах.

Судя по реакции в американских СМИ и политикуме, недавний теракт в Кабуле может стать для США именно таким потрясением, после которого всё их влияние в различных уголках земного шара осыплется как карточный домик.

4. Опубликован доклад Нацразведки США о происхождении коронавируса.

26 августа Национальная разведка США рассекретила свой доклад о происхождении нового коронавируса, вызывающего заболевание COVID-19. По мнению спецслужбы, SARS-CoV-2 не был разработан в лаборатории в качестве биологического оружия.

В документе сказано, что разные ведомства США согласны с разведсообществом по поводу того, что коронавирус скорее всего не является плодом рук специалистов по генной инженерии.

Кроме того, в докладе говорится, что американские разведывательные службы так и не пришли к единому выводу об истоках происхождения SARS-CoV-2, их мнения на этот счет расходятся. Но ведомства сошлись во мнении, что наиболее правдоподобны версии о переходе вируса к человеку вследствие естественного контакта с зараженным животным или некоего инцидента (возможно, утечки) в лаборатории.

Также разведчики уверены, что власти Китая вряд ли знали о коронавирусе до первой вспышки заболевания COVID-19.

Значение этой новости для оценки международных отношений на современном этапе сложно переоценить.

Дело в том, что в конце весны Джо Байден отметился рядом заявлений о том, что ковид «мог иметь искусственное происхождение», однозначно намекая на вину Китая, и поручил разведсообществу в течение 90 дней провести расследование и подготовить доклад о происхождении вируса. Предполагалось использовать этот доклад для организации международной травли КНР в рамках американо-китайского противостояния. После заявлений Байдена, Фейсбук и Твиттер даже перестали отмечать сообщения об искусственном происхождении ковида как фейк. Однако, как мы видим, прошедшие 3 месяца заставили американское руководство отказаться от своих планов обвинить КНР в пандемии, вместо этого решив «не обострять» противостояние с поднебесной.

В связи с этим, возникает закономерный вопрос: что же такого произошло за эти 3 месяца, что заставило Вашингтон отказаться от массированной медийной и санкционной атаки на Пекин? Ответ очевиден: Афганистан, Кабул, аэропорт. И как результат – общее ослабление позиций США на международной арене и ослабление позиций демократов внутри США.

В этих условиях, очередное обострение отношений с КНР Байдену ни к чему.

ЭКОНОМИКА.

          Кратко:

          Украинская власть, продолжая тренд на тотальную фискализацию, планирует отслеживать расходы граждан. Готовящееся «добровольное» декларирование доходов и «налоговая амнистия», по факту, станут обязательными, так как параллельно с ними планируется принять закон об отслеживании расходов граждан по косвенным показателям и их последующем налогообложении.

          Прибыльное государственное предприятие "Объединенная горно-химическая компания" (ОГХК) готовится к приватизации, нарушая логику Принципов корпоративного управления ОЭСР, которые утверждают, что государство является априори неэффективным собственником, но, в случае с ОГХК, речь идёт о прибыльном государственном предприятии, и соответственно, его прибыль, перейдет к частным собственникам.

          За 30 лет независимости, Украина превратилась из промышленной экономики в постиндустриальную, базирующуюся преимущественно на сфере услуг и крайне зависимой от внешних и внутренних кредитов.

1. Morgan Stanley ухудшил прогноз роста ВВП Украины до 3,4%.

Аналитики Morgan Stanley ухудшили оценку роста ВВП Украины в 2021 году до 3,4% против прогнозируемых ранее 4,5%, также ожидают повышения ставки НБУ[1].

Одной из причин является низкий темп вакцинации в стране, что потенциально грозит перерасти в очередной локдаун. НБУ также предположительно увеличит учетную ставку с 8 до 8,5 процентов в сентябре 2021 года, делая кредитование по стране более дорогим, а значит - возможно вынуждая некоторых игроков рынка, наоборот, отказаться от более высокой активности на рынке. Стоимость ВВП-варрантов также снижается на 5 процентов в сравнении с предыдущими прогнозами. Прогноз роста ВВП Украины в 2021 году Киевской школой экономики повторяет тренд прогноза Morgan Stanley. Прогноз НБУ более оптимистичный - от 4 процентов.

2. Кабмин хочет взять под контроль расходы граждан Украины: законопроект может появиться до конца года.

  25 августа министр финансов С. Марченко в своем интервью “Интерфакс - Украина” заявил, что Минфин начал разработку законопроекта о косвенных методах определения доходов граждан, документ может появиться в 2021 году[1][2]. Подробности не раскрываются. Известно лишь, что теперь будет уделяться внимание расходам, а не доходам, как было раньше. Марченко также добавил, что введение косвенных методов определения доходов было основным условием Международного валютного фонда относительно старта системы добровольного декларирования доходов.

  5 августа Д. Гетманцев в интервью канала Kyiv Live заявил, что Кабинет министров также разрабатывает законопроект, который предоставит Государственной налоговой службе право запрашивать у граждан  происхождение денег на приобретение ценных активов и, в случае, если гражданин не сможет его объяснить, – заплатить налоги[3]. Эта мера должна побуждать граждан участвовать в добровольной налоговой декларации и последующей амнистии.

Д. Гетманцев приводит в пример такие страны как Аргентина и Индонезия, которые провели похожие реформы по детенизации экономики. В Аргентине только с 1995 по 2004 год состоялось 7 налоговых амнистий[4]. Ни одна из них не была успешной. Причины частично заключаются в отсутствии четких правил и гарантий со стороны государства. Каждая из амнистий предусматривала, как правило, снижение штрафов и пени, но не основной налоговой ставки на возвращенные активы. Только проведенная в 2017 году амнистия капиталов обеспечила возвращение в экономику активов стоимостью $116 млрд. (около 20% всех оцениваемых иностранных средств аргентинцев) и поступление $ 9,5 млрд. в качестве налогов. Предпринимателям и физическим лицам предложили оплатить разовый штраф в размере от 0 до 15% от стоимости активов.

Инициативы Кабмина и налогового комитета Верховной Рады по отслеживанию расходов граждан и выбиванию из них налогов за средства, потраченные на покупку ценных активов – есть ни что иное, как продолжение курса на тотальную фискализацию. Его главная цель – попытка сбить с граждан средства для их последующей траты на компенсацию бюджетного дефицита.

[1] https://www.epravda.com.ua/rus/news/2021/08/25/677179/

[2]https://interfax.com.ua/news/economic/763768.html?fbclid=IwAR2XvcIVAwJ01AjWnUrGh2EQ9xGZIYCZ_BJrbWomcVHcnfdPmt9yt3hOKCI

[3] https://www.epravda.com.ua/rus/news/2021/08/6/676676/

[4]https://biz.nv.ua/experts/amnistiya-kapitalov-pochemu-dlya-ukrainy-eto-somnitelnaya-ideya-50023047.html

3. Правительство изменило временного руководителя "Объединенной горно-химической компании" (ОГХК) перед приватизацией.

  20 августа Кабмин в своем распоряжении № 970-р[1] согласовал временное возложение исполнения обязанностей главы правления АО "Объединенная горно-химическая компания" (ОГХК) на члена правления Егора Перелыгина[2]. До этого в.и.о. главы правления ОГХК был Артур Сомов.

  15 января 2021 года Экономическая Правда опубликовала интервью с Артуром Сомовым, который уверял, что прибыль ОГХК в 2020 году выросла в 6 раз в сравнении с 2019 годом[3]. Данный резкий рост прибыльности имел место после эффективной реформы управления предприятия. ОГХК подозревают в торговле с “Крымским Титаном,” и А. Сомов признал, что в прошлом так и было, но в новых контрактах предприятие предупреждает о недопустимости торговли с подсанкционными территориями. Он привел пример японских компаний, которые также являются крупными потребителями титана, а также американский холдинг Dupont, турецкий трейдер Esan, “АрселорМиттал Кривой Рог”, “Метинвест”, "Запорожский титаново-магниевый комбинат", "Сумыхимпром", "Плазматек".

  Таким образом, прибыльное государственное предприятие готовится к приватизации, нарушая логику приватизации как таковой. Ведь приватизация призвана делать убыточные государственные предприятия вновь прибыльными. Стандарты корпоративного управления ОЭСР гласят, что государство является неэффективным собственником имущества, тогда как в случае с ОГХК все происходит наоборот - менеджмент госпредприятия увеличил прибыль в 6 раз за 2020 год в сравнении с 2019 годом, и теперь эта прибыль после приватизации будет принадлежать новым частным владельцам.

4. Как изменилась экономика за 30 лет независимости.

  Номинальный ВВП сокращался в 90-х годах, и только в 2000 году начал расти, обвалившийся только в 2008 году во время мирового кризиса[1]. В 2014 году он обвалился еще сильнее, чем в 2008 году.

  Реальный ВВП в целом повторяет тренд номинального.

  Крупнейший обвал ВВП Украины состоялся в 1994 году - на более чем 22 процента. Самый высокий рост ВВП был в 2004 году - более 12 процентов.

  ВВП на душу населения повторяет тренды номинального и реального ВВП.

  Динамика роста и падения реального ВВП на душу населения более сглажена, чем в случае с номинальным.

  Сфера услуг в структуре экономики выросла с 30 до 70 процентов, в то время как доля промышленности и даже агропромышленного комплекса снизились - с 40 до 20 процентов и с 25 до 10 процентов, соответственно.

  Производство мяса в Украине упало в 2 раза по сравнению с 1990 годом.

  Поголовье свиней упало в 4 раза.

  Производство птицы приближается к показателям 1990 года, но еще не достигло их.

  Поголовье коров упало в 4 раза, производство молока упало в 2,5 раза.

  Производство зерна выросло в почти 2 раза.

  Выращивание сахарной свеклы упало в 3,5 раза.

  Выросли объемы выращивания картошки и подсолнуха.

  Металлургия и агропромышленный комплекс остаются основными отраслями экономики, но за последнее десятилетие значительно значительно выросло значение сферы услуг.

  Украина продолжает зависеть от импорта минерального сырья и услуг.

  Производство цемента стагнирует после падения в 2008 году, а производство аммиака падало вплоть до 2018 года.

  Производство электроэнергии упало в 2 раза.

  Самые больше иностранные инвестиции в Украину поступили в 2005 году - на уровне 9 процентов от ВВП.

  За всю историю Украины бюджет только два раза был профицитным - в 2000 и 2002 годах.

  Доля государства в экономике Украины (за исключением госпредприятий) остается на уровне 35 процентов.

  Долг государства вырос с 0 до 92 миллиардов долларов. Резкий рост долга начал расти с 2008 года.

[1] https://www.epravda.com.ua/publications/2021/08/23/677115/

5. Премьер-министр Д. Шмыгаль заявил, что Кабмин направит 2,7 миллиардов долларов на соцвыплаты.

  26 августа премьер-министр Денис Шмыгаль на заседании Кабмина заявил, что  Кабинет министров Украины планирует направить на социальные выплаты полученные от Международного валютного фонда 2,7 миллиарда долларов[1].

  Во-первых, специальные права заимствований (СПЗ) являются не живыми деньгами, а инструментом МВФ, который можно перевести в валюту из корзины 5 основных валют мира - доллар, евро, фунт стерлингов, юань, и йена. Для того, чтобы Украина могла обменять свои СПЗ на валюту, она должна обратиться к стране-держателю желаемой валюты (доллара или евро) и запросить обмен своих СПЗ на валюту. Правительство США оставляет за собой право отказать любой стране обменять СПЗ на доллары, если страна демонстрирует политику, противоречащую интересам США[2]. Таким образом, выдача Украине 1,9 миллиардов СПЗ является еще одним инструментом влияния на Украину, делая ее более уступчивой западным партнерам. Вместо обмена СПЗ на доллары у США напрямую, Украина может заключить с МВФ кредитное соглашение по финансированию при условии, опять-таки, выполнения дополнительных условий. Минфин Украины уже имеет опыт получения финансирования в гривне от Нацбанка под залог СПЗ. В любом случае, заявление Д. Шмыгаля по направлению СПЗ на соцвыплаты является пиаром, поскольку эти деньги планируется направить на соцвыплаты исключительно в целях повышения рейтинга команды В. Зеленского, а не на долгосрочный экономический рост экономики страны.

  Каждая страна распоряжается своими СПЗ по-разному. Например, в Мексике между президентом и Национальным банком страны разгорелась публичная дискуссия, на что потратить 12 миллиардов долларов. Президент предложил потратить эти деньги на погашение внешних долгов страны, но глава Нацбанка отклонил данное предложение[3]. В Мексике существует закон, запрещающий использовать СПЗ для погашения долгов.

  Важно отметить, что Беларусь получила бóльший процент от своих международных резервов чем Украина от МВФ[4].  

Под редакцией:

Руслана Бортника,

Даниила Богатырёва.

Авторы:

Даниил Богатырёв,

Оксана Красовская,

Андрей Тимченко.

 

 

[1]https://ukraine.segodnya.ua/ua/ukraine/kabmin-napravit-2-7-milliarda-dollarov-mvf-na-socvyplaty-1570797.html

[2]https://home.treasury.gov/news/press-releases/jy0095#:~:text=To%20use%20SDRs%2C%20a%20country,holdings%20are%20below%20its%20allocation

[3] https://finance.yahoo.com/news/1-mexicos-president-says-could-134540843.html

[4] https://www.rbc.ru/economics/23/08/2021/611fae449a7947f85c2beb26