Почему меморандум с МВФ не подлежит ратификации Верховной Рады?

В настоящее время Украина договорилась с Международным валютным фондом о новой кредитной программе в размере $5 млрд. долл. В июне этого года страна уже получила $2,1 млрд. Остальные средства Украина сможет получить в течение следующих полутора лет, если будет выполнять данные Фонду обязательства. МВФ намерен в сентябре рассмотреть выполнение Украиной программы Stand-By. После этого будет принято решение о выделении следующего транша. Международный валютный фонд уже  обнародовал меморандум с Украиной по программе stand-by, выполнение которого позволит получить остальные средства МВФ после первого транша, то есть 2,9 миллиарда долларов.

Новый меморандум с МВФ предусматривает усиление налоговой нагрузки на бизнес и полный запрет на льготы и преференции, что минимизирует возможности быстрого восстановление экономики после кризиса. Фактически этот меморандум ставит крест на экономическом росте страны. Для населения Украины договоренности с МВФ тоже не обещают ничего хорошего. Коммунальные тарифы будут только расти. Существует риск повышения пенсионного возраста. Медицина и школы, станут менее доступными.

Основные обязательства, которые берет на себя Украина ради кредитов следующее:

  • отмена ограничений на повышение коммунальных тарифов для населения;

  • продолжение пенсионной реформы, которая, может привести к повышению пенсионного возраста в Украине. Также Украина берет на себя обязательство не вводить новые социальные пенсии и льготы. А доплаты в зависимости от стажа, возраста, вредного производства будут сокращаться;

  • продолжение медицинской реформы по плану бывшего Министра здравоохранения Украины Ульяны Супрун. Недостатки этой реформы мы видим сегодня при борьбе с пандемией;

  • ускорение реформы образования. А она, согласно документу, будет выражена в сокращении школьной сети для начального и среднего образования;

  • реформа управления госбанками, которая сводится к еще большей зависимости от наблюдательных советов;

  • контроль за Высшим советом юстиции со стороны МВФ. Иностранцы будут контролировать назначение судей в нашей стране. То есть не только правоохранительные и антикоррупционные органы будут «под колпаком» у МВФ, но и судебная власть;

  • Украина обязалась применять рыночную схему ценообразования на газ без каких-либо пределов по максимальной цене;

  • с 1 октября 2020 года Украина обязалась сделать тарифы на отопление рыночными;

  • Украина обязалась шире изучить возможность земельной реформы и расширить ее применение. Приоритеты на этот счет уже озвучивались, и они понятны: повысить планку с продажи более чем 10000 га в одни руки и допустить к покупке наделов иностранцев.

  • распродажа всех госпредприятий, таких как "Центрэнерго" или Одесский припортовый завод.

Особого внимания заслуживает тот факт, что процедура утверждения решения о получении Украиной займов от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций происходит без участия Верховной Рады и, соответственно, не требует согласия парламентариев. Это при том, что условия дальнейшего кредитования выдвигаемые МВФ, в значительной степени влияют на права и обязанности украинских граждан, а также серьезным образом касаются общеэкономических и финансовых вопросов страны.

Согласно закона Украины «О вступлении Украины в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития и Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.» с украинской стороны с МВФ сотрудничают НБУ, Кабмин, и Министерство финансов. Документ не предусматривает процедуры участия Парламента в каком-либо виде в подписании соглашений с МВФ. Даже подпись Президента является необязательной.

Согласно Конституции Украины, статьи 85 п. 14. к полномочиям Верховной Рады Украины также относятся:

«утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием;»

Чтобы обойти необходимость утверждения решения Верховной Рады Украины на получение очередного займа от иностранных государств каждый год принимается закон Украины о Государственном бюджете, где Кабмин утверждает общую сумму кредитов, привлекаемых государством в госбюджет от иностранных государств, иностранных финансовых учреждений и международных финансовых организаций. Таким образом, любой кредит Украины от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций становится «предусмотренным Государственным бюджетом Украины». При этом, никто не уточняет, на какие уступки в отношении своего суверенитета должна идти Украина, чтобы получить очередной кредит.

Согласно общим принципам заключения международных договоров Украины, прописанных в законе Украины “О международных договорах”. Если документ попадает под определение международного договора, право подписи принадлежит в зависимости от предмета и значения договора, Президенту, Кабмину или другим органами власти или лицам, определенным ими. Верховная Рада также не участвует в подготовке таких договоров и ведении переговоров относительно их содержания (Раздел II Закона). Полномочия парламента ограничиваются правом ратифицировать или отказаться от ратификации международного договора в случаях, когда такая ратификация является обязательной. (Ст. 9 Закона).

С точки зрения украинского законодательства, необходимость ратификации международных документов определяется обязательностью их исполнения. Если документы, подписанные Украиной с международной организацией, обязательны для исполнения, они являются международными договорами, а предпосылкой их вступления в силу является ратификация парламентом в той мере, в какой их условия влияют на права и обязанности граждан, касающиеся общеэкономических и финансовых вопросов и т.п. (ст.9 Закона «О международных договорах»). Если же документ содержит не обязанности, а условия для получения финансирования, документ ратификации не подлежит.

Чтобы изменить ситуацию, в парламент вносились законодательные инициативы, например, по дополнению стать 3 закона Украины «О вступлении Украины в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития и Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.» следующей фразой: «Подписание любого документа, который определяет обязательства Украины в рамках сотрудничества с Фондом по социально-экономической и финансовой политики, осуществляется Министром финансов Украины или другим лицом, уполномоченным Кабинетом Министров Украины, после предварительного одобрения Верховной Радой Украины.» (законопроект №6343 был снят с рассмотрения). Также вносились предложения, которые криминализируют деяния по утверждению без согласия Верховной Рады Украины решений о получении Украиной займов от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций, путем внесения изменений в Криминальный кодекс Украины и закона «О международных договорах» (законопроект №3572 обрабатывается в комитете).

В свою очередь, МВФ четко указывает перечень учреждений стран, с которыми сотрудничает (к которым также относится Украина) и учреждений через которые реализуется соответствующее сотрудничество. И этот перечень не включает в себя законодательных органов.

В соответствии статье 5 раздела 1 Статей Соглашения МВФ, “Каждое государство-член поддерживает отношения с Фондом только через своё казначейство (как правило, это министерство финансов), центральный банк, стабилизационный фонд или другое аналогичное фискальное агентство; Фонд также поддерживает отношения только с этими учреждениями или через них».

Меморандумы и соглашения, которые заключает МВФ рассматриваются (умышленно?) как документы, не обязательные к исполнению, поэтому не подлежат ратификации парламентом. Требования, содержащиеся в них, рассматриваются не как обязательства, а как условия, необходимые для финансирования. В случае невыполнения условий меморандума страдает международная репутация страны, а правительство не получает финансирование.

Тем не менее на деле, выдвигая все более и более жесткие условия сотрудничества, МВФ постепенно усиливает свое влияние на политику стран-участниц, в том числе и на политику Украины. Временами совершается прямое вмешательство во внутренние дела стран в совокупности с экономическим давлением. Новые кредиты не предоставляются до принятия выгодных Фонду условий (принятие законов о банках и рынке земли, сохранение определенных лиц на определенных должностях, запрет на привлечение финансов внутри Украины и т.д.). В результате кредиты МВФ обходятся нам намного дороже. И в большинстве случаев за них приходится платить утратой своего суверенитета. Также делается все, чтобы внешние кредиторы сохранили контроль над нашим финансовым сектором, а внутри Украины решения не могли бы оспорить.

Например, 17 июня 2020г. в парламенте на заседании комитета Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики обсуждался проект постановления "О докладе председателя Национального банка Украины Верховной раде Украины о деятельности Национального банка Украины", где жестко раскритиковали деятельность НБУ. Основные претензии депутатов заключались в том, что правление НБУ, проводя жесткую монетарную политику, начиная с 2014 года не обеспечило поддержки устойчивых темпов экономического роста и возобновления кредитования экономики. Реальная учетная ставка (то есть номинальная ставка за вычетом показателя инфляции) была одной из самых высоких в мире. Депутаты также обвинили руководство НБУ в безобразиях на рынке ОВГЗ, которые впервые в официальном документе названы "имеющими признаки финансовой пирамиды на рынке государственных облигаций". В итоге предлагается создать Временную следственную комиссию по вопросам расследования деятельности руководства НБУ в 2014-2019 годах. Но несмотря на справедливость претензий депутатов к руководству НБУ, принятие постановления о неудовлетворительной оценке его действий в итоге ни к чему не приведет. Так как в утвержденном меморандуме с МВФ, под которым подписались президент, премьер, министр финансов и глава НБУ, подтверждается курс монетарной и валютно-курсовой политики, в том числе дальнейшее сокращение кредитования реального сектора экономики. В качестве единственной задачи для НБУ по-прежнему обозначено инфляционное таргетирование. Первый пункт меморандума, касающийся НБУ, говорит об обеспечении институционально сильного и независимого НБУ. Украинская сторона обязуется "воздержаться от любых действий, которые могут означать политическое вмешательство в независимость НБУ (по решениям о политике, ограничении сроков каденции и правовой защиты руководителей и персонала)". А также "обеспечить неизменность инфляционных целей и принципов денежно-кредитной политики". Фактически можно сделать вывод, что кураторы работой НБУ довольны.

В настоящее время парламент, а точнее парламентское большинство, имеет только косвенное влияние на договоренности с МВФ. Например, через способность сменить правительство. Правительство назначается парламентским большинством, которое теоретически, должно поддерживать законопроекты Кабмина и вместе с ним нести всю ответственность за экономическую и социальную политику в стране. Соответственно, парламентское большинство в случае недоверия Кабмину, может начать процесс отставки премьер-министра и правительства.

Часть условий, указанных в документе МВФ, может быть выполнена исключительно Верховной Радой, а именно - принятие законов. Разумеется, депутаты могут не принимать законопроекты и законодательные изменения, записанные в Меморандуме, которые считаю неприемлемыми. Тем не менее, значительная часть выполнения обязательств власти возлагается непосредственно на Парламент Украины. И ситуация, когда Верховную Раду ставят перед фактом необходимости принятия тех или иных законов и законодательных изменений в угоду требований Фонда, выглядит несколько парадоксальной. Поскольку законодательный орган не участвует в переговорном процессе с МВФ и определении направления формирования социально-экономической политики страны.

Пока Украина находится в состоянии задолженности перед внешними кредиторами, именно они будут диктовать правила игры нашей политики. Поэтому, с целью непосредственного привлечения Верховной Рады Украины в процесс взятия обязательств перед МВФ для получения финансовой поддержки, стоило бы законодательно закрепить предварительное одобрение парламентом обязательств Украины в рамках сотрудничества с МВФ в отношении социально-экономической и финансовой политики. В свою очередь, это даст возможность парламенту нести политическую ответственность за эти решения перед своими избирателями, а также обеспечит всестороннее и более обоснованное определение обязательств Украины в рамках сотрудничества с МВФ.

 

Оксана Красовская,

специально для Украинского Института политики