УИП разработал «Калькулятор моделирования результатов местных выборов»

4 сентября 2020г. в пресс-центре информационного агентства "Украинские Новости" состоялась презентация программного продукта "Калькулятор моделирования результатов местных выборов 2020 года". Проект представили специалисты Украинского Института Политики.

Эксперты описали принцип работы калькулятора, а также привели ряд примеров и обоснований, которые наглядно демонстрируют преимущества использования моделирования результата выборов данного программного продукта. Предположительно калькулятор будет интересен для кандидатов в депутаты, специалистов избирательного процесса, журналистов и рядовых граждан.

Поможет обществу и участникам избирательных процессов принимать эффективные и ответственные решения.

Директор «Украинского института политики» Руслан Бортник в начале презентации отметил:

  • Перед нами стояла задача создать программный продукт, который бы позволил местным депутатам, общественным активистам, журналистам и всем, кто интересуется политикой рассчитывать и моделировать избирательные квоты, распределение депутатских мест и другие результаты избирательной кампании в различной степени административно-территориальных единицах в условиях сложной избирательной системы.

Электронный продукт является бесплатным и находится на сайте Украинского Института политики. В который можно вбить свои данные исходя из своей административно-территориальной единицы и получить прогнозный результат выборов на определенной территории.

Мы надеемся, что этот проект поможет сделать предстоящие выборы более прозрачными, а результаты репрезентативными. Избиратели будут лучше понимать за кого и как они голосуют и почему их голоса распределились определенным образом.

Проект презентовал политтехнолог, Исполнительный директор УИП по избирательным технологиям и политконсалтингу Александр Теплюк. Он также ознакомил с общими принципами работы электорального калькулятора.

 

  • Калькулятор действует на той административно-территориальной единице, где количество избирателей насчитывается больше 10 тыс.

Для работы с калькулятором необходимо знать определенные данные.

  1. Количество избирателей, в том населенном пункте по которому ведется расчёт.

  2. Количество мандатов в советы.

  3. Процент явки на выборы.

Потом вносятся данные - названий политических партий, и процент социологии. Рассчитывается результат и получаем данные:

- количество гарантированных мандатов и количество голосов, отданных за партии, которые преодолели 5% барьер.

Полученные данные вносятся в соответствующие поля в верхней части калькулятора для дальнейшего расчета.

Снова рассчитываем результат. И соответственно получаем такие данные:

- проходной 5% барьер. Сколько нужно набрать голосов политической партии чтобы принимать участие в распределении мандатов.

- квота за один мандат. Сколько необходимо набрать кандидату чтобы получить депутатский мандат.

- барьер 25%. Которые дают возможность кандидату перемещаться вверх в территориальном избирательном списке.

По желанию каждый кандидат может посчитать сколько депутатских мандатов получается непосредственно в территориальном избирательном округе.

Для этого дополнительно можно заполнить такие пункты. Процент проголосовавших за партию и количество избирателей на территориальном избирательном округе. И соответственно можно получить результат: количество полученных голосов и мандатов на территориальном округе.

Далее приводятся примеры расчетов голосов и мандатов в Днепре, Львове и Киеве.

Расчет калькулятора полезен тем, чтобы кандидаты в депутаты имели более четкое понятие о том, в каком положении находится их избирательная компания.

И стоит ли доверять в той степени руководству партии, которое много обещает в отношении проходного барьера, но ситуация может оказаться совсем противоположной – отметил эксперт.

Далее презентацию продолжил Исполнительный директор направления технологий развития местного самоуправления, заместитель директора УИП, кандидат наук Владислав Дзивидзинский. Он продемонстрировал на примере расчётов калькулятора несовершенство нового избирательного кодекса относительно открытых списков.

 

  • Все модели демонстрируют, что эти списки открыты наполовину, а наш калькулятор это доказывает арифметически.

В нашей стране избирательная система разделена на два уровня.

В каждом совете будет один общий список, который закреплен партийными съездами. В общем закрепленном списке, от кандидата ничего не зависит, он не имеет возможности продвигаться в списке. Его место определено руководством партии, и дает ему право зайти в совет в порядке прописанной очередности.

Также будет представлена вторая часть, где список делится на части в соответствии количества округов, эти группы депутатов имеют возможность продвигаться в списке и брать мандаты. Именно здесь действует система открытых списков, где все зависит от кандидата.

Кандидат одновременно присутствует и в верхнем общем, и в нижнем списках.

Если в нижнем он или команда депутатов набирает в округе квоту – это один мандат. Каждое количество голосов избирательной квоты равно одному мандату. Чтобы получить этот мандат нужно преодолеть 25% барьер. Только в нижней части депутаты имеют возможность реально за счет собственной поддержки в честной конкуренции получить этот мандат и продвигаться по списку.

Но на примере расчётов по Киеву видно, если любая политическая сила имеет уровень поддержки меньше, чем количество округов, это означает, что количество целых мандатов собранных в части открытых списков будет меньше единицы.

Согласно избирательному законодательству, значения меньше единицы округляется в меньшую сторону - до нуля.

Если политическая сила, например, в Киеве, где 14 округов будет иметь меньше 14% поддержки - 7% это в среднем 0,5 мандата в каждом округе. Это означает округление до ноля, и в открытых списках это ноль мандатов. И вся политическая сила зайдет в советы исключительно с верхней части списка, которая определяется на соответствующем съезде партии.

Иными словами, только те политические силы, которые имеют более высокий уровень поддержки чем уровень округов, будут иметь хотя бы часть мандатов с открытыми списками. Все это не дает возможность получить мандат в честной конкуренции, а только в верхней части, закрепленной партсъездом.

В таком случае вполне реальной становится ситуация, когда кандидат в депутаты показывает лучшие результаты в своем округе, но учитывая то, что в общем списке он находится внизу, даже если его партия проходит в совет он не становится депутатом.

То есть если кандидат рассчитывает получить мандат в низшем уровне, ему мало индивидуально набрать 25% избирательной квоты. Даже если он является самым сильным представителем конкретной политической силы в округе или в районе. Но в целом если группа депутатов в этом районе не набрала хотя бы одну полную избирательную квоту, мандата там не будет.

Такую ситуацию можно рассмотреть на примере Боярки общее количество избирателей 39800 и пять избирательных округов по 8000 избирателей, берем партию, которая набрала 5,1%. Соответственно количество полученных голосов на территориальном округе 204, которые не дают возможности в этом регионе получить мандат.

И получается, что кандидаты, которые работали на территориальных избирательных округах не получают мандат, его получает человек в едином избирательном списке округа.

Поэтому во избежание подобных ситуаций, эксперты рекомендуют воспользоваться данными электорального калькулятора. Его расчеты дают более четкое понятие о том, какие реальные шансы есть у кандидата для получения мандата.

«Может сложиться ситуация, когда, работая на партийное руководство, затратив свое время и средства кандидат может в итоге ничего не получить. А воспользовавшись расчетами, данного калькулятора, кандидат имеет более реальное представление о том, стоит ли ему вообще вести избирательную кампанию в дальнейшем»- отметил Александр Теплюк.

Для каждой из политических сил, которые понимают, что они могут провести свою партию во фракцию соответствующего уровня, необходимо собрать как можно больше мандатов за счет кандидатов, которые собираются реально бороться за прохождение. И тем самым привлекут для себя и своей партии как можно больше голосов.

При этом моделирование четко показывает, что это не дает в целом группе таких депутатов, которых разделят по округам возможность набрать на один мандат. Соответственно пройти вообще, даже если они преодолели 25% квоту.

 

Тем не менее, конкурентные кандидаты на территориальных округах создают для своей политической силы, необходимое количество голосов и необходимое количество мандатов в общем. Наличие таких кандидатов, является наиболее важным фактором для любой политической силы.

Поэтому партийное руководство в большей мере мотивированно привлекать как можно больше кандидатов, которые на своих территориальных округах максимально успешно проведут свою избирательную кампанию, тем самым подарят вклад для получения дополнительного количества мандатов другим лицам, которые закреплены партсъездами в верхнем списке.

В этом по большому счету и кроется большой обман заполучить мандат, для всех кандидатов от политических сил, уровень поддержки которых меньше, чем количество избирательных округов.

 

В целом перед партийными боссами стоит задание поиска как можно большего числа кандидатов, которые максимально узнаваемые, и максимально эффективно проработают, и привлекут на себя как можно большее количество голосов, чтобы в целом получить как можно больше количество мандатов для партии. Как показывает практика 60-70% это будет в закрытой части списка и только 30% — это люди, которые честно одержат победу. К тому же, это будут кандидаты только лидирующих политических сил, уровень которых выше, чем количество избирательных округов. Остальные партии в советы зайдут только по закрепленным партийным спискам.

В завершении эксперты подытожили, что очень сложная структура избирательной системы в стране, изменения избирательного законодательства, принятые менее чем за год до начала выборов, а также состояние войны и карантин - совокупность всех этих факторов создают полную неразбериху в избирательном процессе.

Электоральный калькулятор должен стать тем инструментом, который хотя бы частично проясняет избирательный процесс как для всего общества в целом, так и, в частности, для кандидатов в депутаты. Чтобы они могли более четко, правильнее и менее манипулятивно для себя принимать решения относительно участия или не участия в избирательной кампании.

Получить доступ к Калькулятору можно по ссылке - https://uiamp.org.ua/calculation/

Инструкция по использованию Калькулятора 

Видео-презентация и моделирование в гг. Киеве, Днепре, Львове и Боярке