«Ливийское достоинство» против «Ливийского рассвета»

Ливия переживает тяжелейший кризис безопасности со времен революции 2011 года, вмешательства НАТО и свержения полковника Муаммара Каддафи. Хоть парламентские выборы 25 июля 2012 и предоставили «возможность поставить процесс возвращения на нужный путь и преодолеть недавнюю политическую поляризацию», страна вместо этого погрузилась в смертельный водоворот противоречий политических групп, вооруженных формирований и племен. Без международного внимания, которое необходимо, чтоб спасти Ливию от саморазрушения, она расколется по меньшей мере на две части. Каждая фракция находится под давлением, вынуждающим задекларировать свою верность одной из двух крупнейших соперничающих коалиций: «Ливийскому достоинству» или «Ливийскому рассвету».

Пришедшие к власти на выборах 2012 года, Братья-мусульмане и другие исламистские партии проиграли в ходе всеобщих выборов 25 июня этого года, но, тем не менее,реабилитировались в общем национальном конгрессе (GNC) в Триполи. Их боевики вынудили вновь избранную Палату представителей, которая официально заменила Общий национальный Конгресс (GNC), бежать из столицы в восточную часть страны – городТобрук. На самом деле, в основном умеренные и либеральные делегаты живут и встречаются на корабле, нанятом у греческой компании.  Как следствие, присутствие членов парламента снизилось, чтоподрывает доверие к Палате представителей. В добавление ко всему, Верховный конституционный суд Триполи объявил 6 ноября, что июньские парламентские выборы были признаны неконституционными, и что парламент страны и правительство, созданные в результате этого голосования должны быть распущены.

В целях предотвращения продления исламистами своей власти генерал ливийской армии Халифа Хафтар, который помог Каддафи в его перевороте 1969 года, но отвернулся от него двумя десятилетиями позже, начал операцию «Достоинство». Цель Хафтара состоит в том, чтоб применить модель государственного управления египетского президента Абдель Фаттахаль-Сиси в Ливии. Тем не менее, без разбора влияя на (дословно – делая мишенью) группу разнообразных оппонентов на июньских выборах 2014 года, от Братьев-мусульман до фундаменталистскихджихад-группировок, таких как Ансар аль-Шариат, которые заявляют свою верность исламскому государству Ирака и Леванта, кампания генерала Хафтара на самом делеоживила опозицию в опреаци «Ливийский рассвет».

Международные последствия конфликта

В то время как граничащий Алжир сумел сохранить нейтралитет , закрыв свои границы, Тунис проявил свое гостеприимство, приняв 100 000 ливийских беженцев. Египет, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Саудовская Аравия поддержали генерала Хафтара и «законные» институты, в их борьбе за Ливийское достоинство. В августе Египет и ОАЭ провели воздушные удары по позициям коалиции Ливийского рассвета в Триполи. В октябре Египет стал еще более втянут в бои, нанося воздушные удары по Бенгази. С другой стороны, Катар и Турция активно поддерживали Братьев-мусульман в борьбе против коалиции Ливийского достоинства. Турецкие официальные лица открыто бросили вызов заявлениям союзников и встречались с представителями Ливийского рассвета в Триполи и других регионах. В поразительную параллель с плачевным состоянием дел в Сирии, международные коалиции государств, поддерживающих местных противников ставят крест на любом пути быстрого разрешения конфликта.

Между тем, ЕС потерял весь контроль над ситуацией. После революции 2011 года ЕС предоставил €80.5 миллионов в качестве гуманитарной помощи и €130 миллионов в качестве технической помощи для проведения реформы в секторе безопасности, государственного управления, перехода к демократии, гражданского общества и образования. Демократическое управление, молодежь и здравоохранение были выделены как приоритетные области на 2014-15 год. В мае 2013 ЕС создали Интегрированную миссию помощи в управлении границами в Ливии, в первую очередь направленную на прекращение потока нелегальных мигрантов через Средиземное море. ЕС был также активным сторонником Миссии ООН по поддержке в Ливии (UNSMIL) во главе с Бернардино Леоном, бывшим Специальным представителем ЕС в Южном Средиземноморском регионе.

Посредством резолюции Совета Безопасности ООН 2144 (14 марта 2014), UNSMIL было поручено, в частности:

«Обеспечить переход к демократии, в том числе, путем поощрения, облегчения и предоставления технических консультаций и помощи единому, открытому и прозрачному национальному диалогу; ливийским избирательным процессам, а также процессу подготовки, разработки и принятия новой ливийской конституции; содействия расширениювозможности участия в политической жизни всех частей Ливийского общества, в частности женщин, молодежи и меньшинств; и путем оказания добрых услуг поддержки с учетом Ливийского политического регулирования и содействием политической среде для задействования бывших военных в силы ливийской национальной безопасности или для их демобилизации и реинтеграции в гражданскую жизнь.»

В то время как программы ЕС были направлены на долгосрочный демократический переход и реконструкцию Ливии, они не сопровождались краткосрочными инструментами управления кризисными ситуациями, проводя стратегию военными методами. Вместо того, чтоб поставить европейский сапог на землю, продолжая кампанию 2011 года, НАТО и государства-члены ЕСпреждевременно передали «собственность» конфликта ливийской армии (тоесть оставил и ливийцев один на один с конфликтом). В своем стремлении к коммерческой выгоде, отдельные действия Италии, Франции и Великобритании подорвали согласованность принятия решений ЕС по отношению Ливии. Рим, Париж и Лондон цинично соревновались друг с другом, чтобы заключить контракты с Ливией для собственных оборонных отраслей промышленности. Другие европейские страны просто стояли и смотрели, как вместо разоружения, демобилизации и реинтеграции, ливийские вооруженные силы получили подготовку из Египта и его партнеров, чтоб противостоять успешным атакам фундаменталистских боевиков. Когда ситуация безопасности ухудшилась в течение лета, Миссия по помощи в управлении границами в Ливии была вынуждена переехать в Тунис, в то время как дипломатический персонал делегации ЕС был срочно эвакуирован в штаб-квартиру и переведен в другое место.

Трехуровневая стратегия ЕС

После того того, как стратегия ЕС «перехитрила сама себя» и учитывая текущее состояние конфликта, она остро нуждается в переосмыслении. Некоторые полагают, что местные фракции будут понимать только военную силу. Они вполне могут быть правы. Тем не менее, в отсутствие единого решения для принуждения к миру Советом ЕС, Североатлантического совета или Совета Безопасности ООН, союз может участвовать только в действиях, направленных на ослабление кризиса Ливии.

С этой точки зрения, недавно назначенный Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности, ФедерикаМогерини, задала правильный тон в своем первом заявлении по Ливии, не вступаяв правовые споры о законности парламентских выборов. Вместо этого, она настаивала на политическом решении кризиса и необходимости “сильной, устойчивой и общей политической инициативы”. Однако, менее ясно, что эта инициатива должна исходить с целью заманить или задобрить враждующие стороны – при поддержке или с согласия их повелителей – сесть за стол переговоров. Возможно, действия ЕС должно состояться на трех уровнях:

  1. На двусторонней основе и через UNSMIL, ЕС должен продолжать усилия по посредничеству между двумя основными политическими группировками: Палатой представителей и его премьер-министром Абдуллой аль-Фини, с одной стороны, и Всеобщим национальный конгрессом и назначеннымим премьер-министр Омар аль-Хасси, с другой. Ливия нуждается в политическом урегулирование, и это будет возможно только через правительства национального единства.

  2. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 2144,ЕС должен решительно поддерживать и защищать остальные независимые институты в Ливии. Они включают Центральный банк, Национальную нефтяную корпорацию и Администрации ливийских инвестиций, и ливийскую Ассамблею редакции ливийской конституции.

  3. ЕС также должен работать с местными племенами и ополченцами с целью местного примирения. Правительство национального единства не может быть жизнеспособным без местного прекращения огня и мира.

Issue n. 110 of the CEPS European Neighbourhood Watch.