Законопроект о реструктуризации валютных кредитов – попытка подставить президента?

Законопроект № 1558-1. Принят во втором чтении 2 июля 2015 года. Авторы законопроекта: Денис Дзензерский, Эвгений Дейдей, Игорь Бриченко, Валерий Лунченко, Сергей Фаермак.

Содержание законопроекта

Законопроектом предусмотрено, что все банки и другие финансовые учреждения, которые действуют на территории Украины, по письменному заявлению граждан Украины, которые имеют невыполненные обязательства по кредитным договорам в иностранной валюте, обязаны в течение 1 месяца провести реструктуризацию обязательств по кредитному договору.

Реструктуризации подлежат все потребительские кредиты, полученные для приобретения любого имущества, без ограничения суммы задолженности.

Потребительский кредит, право требования по которому уступлено другому лицу (если она не является финансовым учреждением), выполняется заемщиком или поручителем по цене уступки.

Задолженность по потребительскому кредиту конвертируется по официальному курсу НБУ на дату заключения кредитного договора. Курсовая разница списывается банками.

Процентная ставка за пользование кредитом после реструктуризации не должна превышать ту, которая была установлена ​​до момента реструктуризации.

На практике это означает, что большинство валютных кредитов заёмщики будут отдавать по курсу 5.05 или около 8 гривен. Как известно, в 2009 году Верховная Рада запретила гражданам брать кредиты в валюте, когда цена доллара была около 8 гривен. Но большинство заёмщиков взяли свои кредиты раньше, ещё при курсе около 5 гривен за доллар. При этом, нынешняя цена 1 доллара уверенно перешагнула отметку в 20 гривен, а иногда подбирается и к 30.

Кому это выгодно?

Очевидно, что подавляющее большинство депутатов представляют в нынешней Верховной Раде крупные финансово-промышленные группы. Относительно независимых нардепов можно насчитать максимум 50-60 человек. Подавляющему большинству этих групп подобный законопроект категорически не выгоден, поскольку в их структуру входят и банки, а решение ВР может негативно сказаться на их стабильности.

Законопроект может быть выгоден отдельным валютным заёмщикам, среди которых есть и депутаты ВР. Общее количество валютных должников, по разным оценкам, составляет от 60 до 100 тысяч физических лиц.

Почему законопроект был принят?

Частично это можно объяснить обычным предвыборным популизмом и неправильной оценкой ситуации. Практически никто из депутатов не ожидал, что наберётся достаточное количество голосов (229). Каждый из депутатов хотел принять популярное решение и покрасоваться перед избирателями надеялся, что покажем себя «хорошим», а «нехорошими» придётся выступить остальным коллегам.

Дальнейшая реакция социальных сетей показала, что минимум 80% избирателей выступают против принятия этого законопроекта. Соответственно, результат оказался прямо противоположным ожиданиям. Оказалось, что рейтинг на этом законопроекте можно не повысить, а наоборот – понизить.

Тогда депутаты начали спешно писать «покаянные» посты и «отзывать» свои голоса. Многие начали утверждать, что проголосовали по ошибке, а глава Верховной Рады Владимир Гройсман вообще заявил, что даже не читал законопроект (!). Всё это говорит про очень низкий профессиональный уровень нынешней Верховной Рады. Очень многие депутаты некомпетентны сами и не имеют профессиональных помощников, предпочитая подбирать свою команду из числа давних друзей и родственников разной степени родства.

Попытка подставить президента?

Ещё одна, достаточно обоснованная гипотеза заключается в том, что депутаты попросту хотели подставить президента. Когда-то монархи разных стран любили изображать из себя «доброго царя» при «плохих» боярах. Теперь ВР попробовала сыграть в зеркальную игру «хороший парламент» и «плохой» президент, который ветирует законопроект. В том, что Петру Порошенко использовать право вето – сомневаться не приходиться. По оценкам экономистов, на практическую реализацию законопроекта может уйти около 95 миллиардов гривен, а такую сумму нелегко найти в бюджете. И сильное банковское лобби (к которому ранее принадлежал и сам Петр Алексеевич, занимая различные должности в НБУ) не позволит президенту подписать законопроект.

Где искать выход?

Как я уже писал, законопроект №1558-1 будет ветирован президентом. Вероятность его подписание не превышает даже 10%. Тем не менее, выход из положения нужно искать. Реструктуризация валютных кредитов необходима, пускай и не на таких льготных условиях. Фактически, государство просто отмахивается от существующей проблемы и отказывается её решать.

В 2014 году, государство выделило более 200 миллиардов гривен на рефинансирование частных банков. Формально это аргументировали необходимостью сохранения устойчивости банковской системы, но фактически понятно, что тут изрядно поработали лоббистские группы этих банков. А на проблемы частных должников – физических особ государство склонно вообще закрывать глаза.

В итоге мы имеем проблему, которая не решается. Депутаты думают о своём рейтинге и отказываются заботиться о гражданах своей страны. В конечном счёте это неизбежно приведёт к потере рейтинга всего депутатского корпуса. Как и многие другие непрофессиональные решения.

Николай Спиридонов, политолог, эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики