"Как ездили, так и будем ездить" – как в Украине реагируют на идею министра Омеляна закрыть жд сообщение с Россией

Версия для печатиВерсия для печатиPDF versionPDF version

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил, что его ведомство рассматривает “сейчас вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой”. Речь не только о поездах, отправляющихся в российскую столицу, но о всем железнодорожном  сообщении с Россией. "Вести" решили разобраться, как быть украинцам, которым по-прежнему нужно ездить в Россию по профессиональным делам или к родственникам. 

Взятки на украинской таможне вырастут

Харьков находится близко к границе с Россией, а российский Белгород – по ту сторону – был и остается тесно связанным с “первой столицей Украины”. Еще в советское время между двумя областными центрами курсировали электрички и автобусы. Многие белгородцы учились и работали в Харькове, многие на выходные выбирались в Харьков за покупками и на футбол. Электричка и даже поезд повышенной комфортности связывали два города еще совсем недавно. Теперь из Харькова на электричке можно доехать только до приграничной Козачей Лопани – а дальше пересадка. Поэтому большинство жителей Харькова и Белгорода ездят друг к другу на маршрутках, автобусах и попутках.

Я постоянно езжу к сыну в Харьков на выходные - проведать внуков, в основном автобусы и маршрутки. Как Украина отменила электричку, так появилось сразу больше автобусных маршрутов. Это быстрее, удобнее, но немного дороже. Хочешь ехать с комфортом - можешь ехать на такси. Это стоит около 700 рублей (350 гривен). Кстати, можно уехать практически в любое время. Я не замечу, если Украина отменит поезда в Россию”, - говорит жительница Белгорода Тамара.

В харьковской службе такси, которая возит пассажиров по маршруту Харьков - Белгород, пожаловались на отсутствие клиентов. Нам рассказали, что большинство людей едут в Москву и Петербург, а жители приграничных областей предпочитают недорогой автобус или добираются автостопом.

Там же нам сообщили, что с каждого пассажира смена пограничного поста нелегально получает 50 гривен. И такая ситуация не только между Харьковом и Белгородом. Пассажиры часто пишут в соцсетях о поборах с украинской стороны – за 50 гривен украинские таможенники не заставляют пассажиров предъявлять к досмотру багаж. С увеличением пассажиропотока через автомобильные пропускные пункты нелегальный заработок на границе увеличится.

 


Автобусные перевозчики надеются заработать

В одной из компаний, которая осуществляет перевозки пассажиров из Киева в Москву и Санкт-Петербург, нам сообщили, что готовы к вероятному наплыву пассажиров. “Конечно, мы сразу начнем расширять парк машин за счет приобретения в лизинг автобусов с пробегом из Европы. Может быть, поначалу будет хромать сервис, но наши клиенты любят экономить, а не отвлекаться на всякую мишуру в виде бесплатной минералки или стюардесс в форменной одежде. Путь не близкий и люди готовы к тому, что в дороге надо постараться максимально отдохнуть, хотя в автобусе это тяжело. Мы справимся, если поезда прекратят ходить в Москву”, - рассказал “Вестям” представитель компании-перевозчика.

Вообще-то автобусные перевозки давно уже популярнее железнодорожных. В отличие от поездов, автобусы отправляются чаще, а билет стоит дешевле. Поездка на автобусе в Москву обойдется максимум в 1000 гривен, в то время как купейной место в  поезде Киев – Москва стоит больше 3500 гривен.

К тому же, на поезд не всегда есть билеты. Создается впечатление, что “Укрзализниця” даже не пытается конкурировать за клиента и плохо реагирует на сезонные колебания спроса. "Сложно сейчас говорить о прекращении Ж/Д сообщения между Украиной и РФ, ведь несмотря на политическую ситуацию, это направление одно из самых востребованных среди пассажиров. Вопреки враждебности между государствами, граждане обоих стран тесно связаны родственными, дружескими либо деловыми отношениями. И ни государство, ни перевозчики не могут игнорировать этот факт", – говорит "Вестям" гендиректор компании ECOLINES Андрис Подгорнийс. 

Деньги "Укрзализныци" уйдут белорусам

Доехать в Россию сейчас можно на 13 поездах “Укрзализницы”, на 2 молдавских и одном поезде московского комплектования. Из Харькова в российскую столицу следуют целых три поезда, а в Санкт-Петербург - один. Из Киева можно ежедневно отправиться в Москву и Питер - дорога занимает чуть меньше суток. Также в Москву можно доехать из Львова, Хмельницкого, Одессы и Кривого Рога без пересадок.

На киевском вокзале во время посадки в поезд Львов - Москва не видно усиленных патрулей военных и полицейских с автоматами. Кажется, что состав отправляется не в чудовищный Мордор, а в город по соседству. Отличие московского поезда от стоящего рядом состава на Мариуполь лишь в том, что вагоны - чистые, а проводники одеты в аккуратную форму.

Пассажиры в шутку называют этот поезд львовского формирования “Слава Украине”, а петербургский состав - фирменным поездом “Патриот”. Среди тех, кто едет в Россию - самые обычные люди, граждане обеих стран. И хотя, согласно данным Госпогранслужбы, украинцы стали реже ездить в РФ, поток пассажиров не иссякает. Люди едут в гости, по делам, на работу или просто проведать родню.

Если железнодорожное сообщение между Украиной и Россией будет остановлено, то всем, кто едет в комфортных условиях в поезде, придется переместиться в неудобные автобусные кресла.

Впрочем, есть и другой вариант. После прекращения прямых авиаперелетов между Украиной и РФ, в Беларуси организовали настоящий авиахаб. Украинцы и россияне летают друг к другу через Минск. Надо ли говорить, что белорусы зарабатывают на этом пассажиропотоке приличные деньги, которые раньше доставались украинским авиакомпаниям и аэропортам – а собственный воздушный трафик у "батьки" маленький.

Надо полагать, что в случае с отменой поездов, Минск организует пассажирские перевозки с пересадкой в Беларуси. Важно отметить, что о прекращении грузоперевозок между РФ и Украиной министр Омелян даже не заикнулся.

 


Мнение экспертов – "сложно комментировать популизм"

Политолог Руслан Бортник считает, что заявление Омеляна имеет несколько целей. Одно из них - пиар самого министра, который знаменит праворадикальными взглядами. Его битва против поездов в Россию – просто способ поднять свою цитируемость в СМИ. Политолог считает, что таким образом Омелян хочет остаться в новом политическом цикле. С другой стороны, Омелян играет на руку Банковой в конфликте с Гройсманом, так как УЗ находится в ведении Кабмина. Руслан Бортник допускает, что шум вокруг этой надуманной проблемы повредит репутации премьера – он, мол, организовывает пассажирские перевозки между Украиной и страной-агрессором. 

Это выгодно и автоперевозчикам, и белорусам, которые могут заработать на транзите и перевозке пассажиров. Однако, вполне вероятно, что Омелян атакует УЗ, лишая ее выгодного направления перевозок. Я допускаю, что это делается для банкротства предприятия для дальнейшей его приватизации”, - сказал “Вестям” Бортник.

Он также считает, что последствия такого решения могут быть очень тяжелыми как для экономики, так и для репутации Украины. “Миллиардные убытки, неудобство для людей - это еще не все! Возможен ответ России, а именно - приостановка грузовых перевозок через границу с Украиной. В переговорном процессе в Минске Москва может дискредитировать Киев, заявляя о недружественных действиях”, - говорит Бортник.

С другой стороны, эксперты отмечают, что подобные новшества могут вызвать социальный протест. "Власть ничем практически не рискует, так как экономические связи с Россией действительно ослабли. Есть информация, что данные направления являются весьма доходными, с этой точки зрения шаг вообще алогичный. Данный шаг принесет неоправданные проблемы семьям, проживающим в разных странах. Например, отец не сможет поехать к сыну, что противоречит стандартам ООН о приоритетном учете интересов детей. Это может привести если не к социальному протесту, то к росту напряжения точно. Более предметно комментировать данный популизм сложно", – говорит правовой аналитик Виталий Дудин.

Дата публикации: 
08.08.2018 - 13