Коронавирус вывел на повестку дня национализацию предприятий

Распространяясь по всему миру, новая коронавирусная инфекция помимо человеческих потерь нанесла также и большой урон экономике. Bloomberg со ссылкой на аналитиков JPMorgan Chase & Co пишет, что пандемия коронавируса лишит мировую экономику $5,5 трлн. долл.   Потери от карантина уже стоили европейским странам три триллиона евро. А по данным МВФ, экономика зоны евро испытывает самую сильную рецессию по сравнению с другими регионами мира — потери могут составить 7,5% общего ВВП. Снижение ВВП США в первом квартале 2020 года на фоне пандемии коронавируса COVID-19 составило 4,8% в годовом выражении, сообщает Министерство торговли США. ВВП Китая снизился на 6,8% в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Банк России прогнозирует падение роста ВВП России на 4–6% в 2020 году. По оценкам Минэкономики, Россия теряет по всей стране около 100 млрд руб. в день.

Связанно это прежде всего с вынужденным применением основной части стран беспрецедентных карантинных мер. Большинство потребительских товаров, сейчас или не производятся из-за разрыва производственных цепочек, или не потребляются из-за карантина и падения доходов населения. Ожидается, что основные потери здесь восстановят достаточно быстро. Но безвозвратно будут упущены доходы сферы услуг: авиалинии, отели, предприятия малого и среднего бизнеса, оставшиеся на время карантинов без клиентов, понесут большие убытки, которые им никто не компенсирует, разве что только через рост цен в будущем. Чем дольше продлится карантин, тем больше игроков выйдет из игры или станут менее конкурентноспособными. Потери на финансовых рынках. Десятки триллионов «бумажных» убытков от падения стоимости акций, облигаций и производных ценных бумаг трансформируются в значительные объемы реальных потерь для инвесторов. Ожидается, что произойдет самый сильный перекос в сторону огосударствления экономики и финансового сектора — «национализация убытков и приватизация прибыли».

Для преодоления экономического кризиса и спасения стратегически важных отраслей может потребоваться национализация крупных компаний. Для того, чтобы не допустить их банкротства, высшим государственным чиновникам все чаще приходит в голову мысль о необходимости национализации «системно значимых» компаний. Это вряд ли повысит их эффективность, но поможет остаться «на плаву» за счет средств налогоплательщиков. Приоритеты в программах помощи бизнесу будут отданы крупным корпорациям. И если пандемия продлится даже до конца лета, то малый бизнес просто вымрет. 

В Украине обещали поддержать предпринимателей в период карантина. В частности, правительство расширяет программу доступные кредиты для поддержки микро и малого бизнеса. Законом о социальных гарантиях предусмотрена компенсация расходов работодателя на выплату зарплаты. Но на практике оказывается, что компенсация очень скромна, и платить будут далеко не всем. Выплачивать будут не более прожиточного минимума (а это у нас 2102 гривны) на сотрудника, если речь идет о крупном предприятии, и не более минимальной заработной платы (а это 4723 гривны), если речь о предприятии малого и среднего предпринимательства. Чтобы получить помощь, предприятие должно заранее уведомить Фонд об остановке производства, собрать пакет документов, а также не иметь задолженностей по выплате зарплаты и ЕСВ за последние пять лет.

Евросоюз еще в марте заявлял о том, что будет лишь оказывать помощь компаниям, чтобы облегчить их положение. Главным образом за счет госгарантий по кредитам, субсидий на заработную плату и отсрочки налогов. Однако чуть больше, чем через месяц позиция ЕС сильно изменилась, и теперь речь идет о национализации, которая должна помочь избежать "большого количества банкротств". «Фактор коронавируса» поставил на повестку дня вопрос национализации крупных частных компаний. По сведениям испанского издания Expansión, минимальным порогом для вхождения государства в капитал компании может стать сумма помощи размером 100 миллионов евро. При этом Германия и Франция считают, что нижний порог должен быть поднят до 500 миллионов евро.

Сейчас Брюссель завершает работу над законопроектом, который должен позволить государствам ЕС полностью или частично национализировать предприятия в обмен на помощь со стороны государства. В рабочем проекте поясняется, что эти шаги направлены на то, чтобы "гарантировать, что вклад данных компаний в надлежащее функционирование экономики Евросоюза не ставится под угрозу".

При этом некоторые страны уже приступили к национализации отдельных компаний.

Так в Германии из-за коронавируса могут национализировать крупные предприятия. Министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер в интервью Der Spiegel заявил, что власти не исключают временной национализации важных для государства компаний, если те будут испытывать трудности в связи с распространением инфекции COVID-19. «Мы не допустим банкротства экономически крепких компаний», — сказал министр, пояснив, что национализация может стать одним из вариантов поддержки в условиях разрыва из-за коронавируса глобальных цепочек поставок и обвала спроса. При этом, Альтмайер не ожидает многочисленных случаев национализации. "Мы очень внимательно рассмотрим последствия банкротства и сделаем все необходимое", — цитирует слова Альтмайер телеканал N-TV.

На задачу национализации крупных компаний, чтобы предотвратить их поглощение иностранным капиталом правительство выделило €100 млрд. Другое послабление, которое получит бизнес, — отсрочка налоговых выплат до конца 2020 года. Первым кандидатом, которого власти планируют спасти от разорения, может стать авиакомпания Lufthansa.

Из-за ограничений в связи с коронавирусом авиакомпания Lufthansa теряет по 1 миллиону евро в час. Но пока вопрос об оказании помощи со стороны государства авиакомпании в размере 10,1 миллиарда евро в обмен на 25,1 процента акций предприятия и участия в наблюдательном совете повис в воздухе. Депутаты фракции ХДС/ХСС в бундестаге, входящей в правящую коалицию, не согласились с огосударствлением перевозчика и усилением на него политического влияния.

В Италии, где масштабы и негативные последствия вирусной пандемии особенно велики, правительство развернуло национализацию сектора частных медицинских услуг, по примеру Китая, где почти вся медицина государственная, что и позволило продемонстрировала высокую эффективность борьбы с коронавирусом. Еще одной европейской страной, которая приступила к национализации частных медицинских учреждений, стала Испания. Министерство здравоохранения Испании объявило, что из-за пандемии коронавируса все частные медицинские учреждения переходят под государственный контроль до дальнейших распоряжений. Региональные органы власти получили полномочия на время карантина брать под контроль все общественные здания и переоборудовать их под медицинские центры. С точки зрения эпидемиологов национализация медицинских услуг, является вообще необходимым условием эффективной борьбы с распространением вирусов.

Также в Италии начался процесс национализации авиакомпании Alitalia. В начале года ей выделили кредит в 400 млн евро для санации и планировали до 31 мая продать убыточную компанию. Но, в связи с новым кризисом власти страны принял решение о национализации авиакомпании с компенсацией владельцам в размере 3,5 млрд евро.

Вице-премьер правительства Испании и лидер партии "Подемос" Пабло Иглесиас требует резко поднять налог на крупный капитал, а сборы с других предпринимателей оставить прежними. Если поступлений от налогов не хватит, то Иглесиас предлагает провести национализацию предприятий и конфисковать банковские сбережения граждан.

Глава Министерства финансов Франции Бруно Ле Мэр заявил, что правительство страны рассматривает национализацию предприятий в качестве возможной меры их поддержки в условиях пандемического кризиса. Впрочем, он добавил, что национализация будет крайней мерой, когда будут исчерпаны другие способы спасения. А наиболее вероятными кандидатами на национализацию являются французские авиаперевозчики.

Правительство Великобритании обязуется выплачивать 80% всей заработной платы «на время вируса». Сами выплаты могут доходить до 2500 фунтов на человека.
Британская экономика подвергнется мягкой национализации. Правительство Великобритании приостановило c 1 апреля 2020 года действие всех железнодорожных франшиз в стране на полгода. Теперь компании должны выбрать, принять новые условия соглашения или отказаться от передачи рисков государству. Предполагается, что временная национализация операторов позволит им не обанкротиться и не допустить транспортного коллапса. Пока от национализации отказались только два железнодорожных оператора-гиганта – Govia и Firstgroup. Взамен компании получили новые контракты. В частности, Govia (оперирует поездами на Юго-Востоке Великобритании) продлила соглашение на два года, а Firstgroup – на три с возможностью расширения до четырёх лет по Great Western Railway (GWR, Юго-Запад и Запад Великобритании, Южный Уэльс). Тем не менее пока решение является временным. Соглашения на государственное управление могут быть как продлены, так и аннулированы.

Также первыми на очереди национализации стоят авиаперевозчики «EasyJet» и «British Airways». В начале марта уже было объявлено о банкротстве британской региональной авиакомпании Flybe.

В настоящее время почти все ведущие мировые авиаперевозчики уже несут систематические убытки. Согласно многочисленным прогнозам, при сохраняющихся тенденциях к лету половина ведущих авиакомпаний мира станут банкротами. И альтернативы национализации оставшихся в живых компаний не будет. Так, например, в СМИ прошла информация о тяжелом положении шведской авиакомпании SAS, которая находится на грани банкротства. В парламенте Швеции звучат призывы национализировать SAS. Бельгийская авиакомпания Brussels Airlines находится на грани банкротства и рассматривает даже экстремальные варианты выхода из кризиса. Одним из них является национализация. Под угрозой оказались международные рейсы российских авиакомпаний.

Вопрос национализации станет актуальным не только в отношении компаний авиаперевозчиков, но и компаний многих других отраслей экономики, если карантинные меры затянутся до конца года или даже продолжатся в следующем году. В некоторых отраслях промышленности можно продолжать процесс производства, но у многих предприятий не хватает сырья и рабочей силы. И если им дать или занять денег, то это не поможет снова встать на ноги. Такие предприятия правительство может на некоторое время взять под контроль. И этот период времени должен быть достаточно долгим, чтобы правительство смогло подумать об их перепрофилировании на выпуск продукции, необходимой в период пандемии. В основном это те предприятия, которые зависят от поставок деталей и узлов с других предприятий, в том числе зарубежных. Существует риск «обрыва» так называемой «производственной цепочки». Случаев таких «обрывов» каждый день во всем мире бесчисленное количество. Остановка конечного звена в цепочке может создать негативный «мультипликационный эффект», бьющий по десяткам, сотням и иногда тысячам поставщиков. Например, решение об остановке американского автопрома (General Motors, Ford Motor и Fiat Chrysler ) снизит занятость на предприятиях-поставщиках деталей и узлов на величину, превышающую снижение занятости в самом автопроме.

Американское правительство, как и правительство ведущих стран Европы разворачивается в сторону национализации. Что означает полную смена всей американской и европейской парадигмы развития, где во главу угла традиционно ставилась частная инициатива и личные свободы.

Президент США Дональд Трамп озвучил намерение начать национализацию экономики и заставить корпорации работать на людей. В частности, национализировать Федеральную резервную систему (ФРС), вместе с некоторыми важнейшими для США корпорациями. Трамп уже поставил ультиматум General Motors и Ford возобновить работу «закрытых по глупости» заводов и начать производство аппаратов ИВЛ. Руководители региональных банков ФРС заявили, что агрессивные усилия, уже предпринятые для удержания компаний и фирм на плаву, являются лишь началом того, что потребуется для возвращения экономики к нормальному состоянию, с переподготовкой работников, переоснащением систем социальной защиты и другими шагами, необходимыми после ослабления кризиса в области здравоохранения.

Министерство энергетики США ожидает, что если новое ценовое равновесие на нефть установится на уровне 30-35 дол/бар, восстановление спроса будет медленным, в т.ч. за счет резервов в переполненных нефтехранилищах. В таком случае у администрации США в запасе есть опция – временная национализация части нефтяных компаний по схеме (привилегированные акции), примененной в 2008 г. к автопрому и банковскому сектору.

Вопрос национализации стал остро в России еще до коронавируса. Некоторые депутаты не раз пытались инициировать законопроекты о национализации. Предполагалось, что основанием для принятия решения о национализации может стать угроза массового сокращения штата работников градообразующей или социально значимой организации, признание стратегического предприятия банкротом, приватизация с нарушением законодательства, приобретение контрольных пакетов акционерных обществ, создаваемых на базе госпредприятий-монополистов, иностранным капиталом, а также иные обстоятельства. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) в своем открытом письме российскому премьеру призывает включить механизм национализации «предприятий, важных для экономики России и обеспечения социальной стабильности».

На выходе из коронавирусного кризиса большинство развитых стран получит огромный госдолг, большая часть которого осядет на балансе своего же ЦБ. Число предприятий малого и среднего бизнеса значительно сократится, а крупный бизнес увязнет в спасительных мерах государства, приняв от него не только сотни миллиардов в капитал, но и социальные обязательства и многочисленные ограничения на свои финансовые операции (дивиденды, выкуп акций и слияния и поглощения). А также ни одно правительство не сможет легко отказаться от принимаемых сейчас программ стимулирования, так как для этого придется поднимать налоги или ставки.

Причиной национализации могут стать не только банкротства в условиях коронавируса, но и новые модели экономик и усиливающийся протекционизм со стороны государств.

 

Красовская Оксана для УИП