Относительно сбора подписей за отставку главы парламента Д. Разумкова

  1. То, что Д. Арахамия запросил подписные листы означает, что конфликт между Офисом Президента и главой Верховной Рады переходит уже в публичную и откровенную плоскость. Ведь раньше обе стороны неоднократно говорили, что никакого конфликта нет, хоть есть и разность позиций. Урегулировать его становится намного сложнее.

  2. Почему именно сейчас возник вопрос отставки? Да потому что, во-первых, у Офиса Президента наблюдается “головокружение от успехов” - им кажется, что они всё абсолютно могут и им за это ничего не будет. Во-вторых, кроме антиолигархического закона на повестке дня парламента сегодня пакет законопроектов по бюджету, договорённостям с МВФ, судебная реформа, минские соглашения и ... новая Конституционная реформа, которые ОП хочет быстро провести через парламент, часто при этом игнорируя процедуры и главное, что интересы народных депутатов. И самостоятельный Глава ВРУ может быть серьёзной проблемой в этом процессе.

  3. Подписные листы сегодня получены для того чтобы увезти их в Трускавец и там использовать авторитет и давление Президента и руководителей силовых структур (СБУ, МВД, ГБР и др., которые тоже приедут в Трускавец) на депутатов с целью сломить их позицию - заставить их подписать подписные листы и взять на себя обязательства по успешному голосованию за отставку в парламенте. Кстати, это может свидетельствовать также о том, что на сегодня голосов за отставку Д. Разумкова и достаточного количества желающих подписаться внутри “Слуги Народа” нет. Поэтому нужна изоляция депутатов в Трускавце, поэтому нужен Президент, поэтому нужны силовики - чтобы убедить депутатов поддержать отставку.

  4. Причина этой отставки не антиолигархический законопроект - это только повод – она проистекает из логики процесса по консолидации власти в руках В. Зеленского и его офиса, и конкуренции Д. Разумкова с ОП за влияние на политическую систему. Надо понимать, что после отставки А. Авакова Д. Разумков остался единственным альтернативными центром влияния внутри команды власти и уже тогда, после отставки А. Аавакова, говорил о весьма вероятной отставке Д. Разумкова.

  5. Нельзя полностью исключить сценарий, при котором отставка Д. Разумкова или сбор подписей за отставку отыгрывают роль просто инструмента давления и шантажа на Главу Верховной Рады. Это происходит на фоне того, что на стол главы Верховной Рады скоро ляжет недоголосованный/недоподписанный закон по олигархам который Д. Разумков собирается отправить Президенту со всеми ляпами и взаимоисключающими положениями, с которыми он был принят в парламенте. В любом случае эти подписные листы, даже если стороны ещё договорятся между собой, будут висеть “дамокловым мечом” над головой Д. Разумкова в случае его дальнейшего неповиновения.

  6. Отставка Д. Разумкова вряд ли вызовет раскол фракции СН, хотя его группа поддержки и группа симпатиков внутри фракции достаточно большая. Но большинство этих депутатов списочники и для них выход из фракции будет серьёзной проблемой и риском потери депутатского мандата. Хотя пример “Справедливости” (половины бывшего “Голоса”) мог бы быть заимствован частью “Слуг народа”. Правда бесследно она тоже не пройдет. И как минимум приведёт к усилению недоверия внутри фракции, роста убеждения внутри фракции в том, что ОП подминает всё абсолютно под себя создавая очень монолитный режим управления, в котором парламенту не отведено какая-либо существенная роль.

  7. Кроме того, отставка Д. Разумкова тянет за собой ещё более серьёзную проблему с назначением его преемника. Ведь сегодня потенциальный преемник -Р. Стефанчук не популярен не только в парламенте, но и внутри фракции монобольшинства. Стефанчук не всегда способен (как показала тот же антиолигархический закон) эффективно, профессионально и безошибочно организовать голосование внутри парламента. Часто просто банально не справляется. И назначение нового руководителя парламента может быть ещё более сложной процедурой и проблемой нежели даже увольнение Д. Разумкова.

  8. В случае отставки судьба Разумкова зависит от его храбрости и наличия поддержки со стороны крупного бизнеса. Он может, как и уйти в политическую тень, так и стать точкой сборки политической оппозиции.

 

Руслан Бортник, директор УИП