Погоня за МВФ: почему власти срочно понадобились деньги кредиторов?

После получения 2,1 млрд долл. первого транша в рамках кредитной программы Stand-by от МВФ, украинская власть ушла в режим вялотекущего выполнения структурных маяков.

Следуя букве меморандума, реформировали налоговую, утверждали программу по проблемным кредитам госбанков, согласовывали тарифы. При этом традиционно игнорировали масштабные требования: независимость антикоррупционных органов, сбалансированность бюджета, деолигархизация и т.д. В этих условиях нет ровным счетом ничего нового, однако выполнять их не спешили. Больше того, конституционный кризис и проект бюджета на 2021 г. с дефицитом 6% ВВП – шаг в сторону заморозки отношений с МВФ.

Однако на фоне невыполнения стандартных условий, власть активизировала действия по получению второго транша. На "смотрины" в США летал глава Нацбанка Кирилл Шевченко, с директором –распорядителем по телефону беседовал президент Владимир Зеленский, с представителями фонда по выполнению структурных маяков общался премьер-министр Денис Шмыгаль, министр иностранных дел Дмитрий Кулеба подтвердил "номинирование" экс-министра финансов Оксаны Маркаровой, привычной и понятной для кредиторов, на посла в США. Все это во второй половине ноября и минимальной разницей во времени. Такое ощущение, что от транша в размере 700 млн долл. вдруг стало зависеть что-то крайне важное, хотя раньше эти деньги были не слишком нужны.

Nash.Live спросил у экспертов, почему власть активизировала переговоры по кредиту МВФ и почему ей стал так нужен очередной транш?

Руслан Бортник, директор Украинского института политики:

- Прежде всего причины политические, хотя есть и экономические. Недоимка по бюджету – как минимум 10%. Это сотни миллиардов гривен. Ее скрывают путем недофинансирования расходной части бюджета. Такие важные направления, как медицина и оборона финансируются на 30-40-% от плана.

Под угрозой срыва оказался план по привлечению новых кредитов. Было запланировано привлечение 298 млрд грн долгов, а удалось только около 100 млрд. Чтобы стабилизировать бюджет, сохранить заложенные параметры дефицита, нужно привлечь еще почти 200 млрд грн. Если нет, то многие правительственные программы в декабре не выполнят. Деньги можно привлечь либо на внутреннем рынке, либо на внешнем. Внешние кредиторы ориентируются на позицию МВФ. Внутреннее кредитование, с учетом снижения доходности ценных бумаг и высоких рисков, теряет привлекательность для инвесторов.

Правительство пытается провести скрытую эмиссию, рефинансируя банки под покупку ими облигаций внутреннего государственного займа (НБУ выдает рефинансирование под 6%, банки покупают ОВГЗ с доходностью 10% и передают их под залог НБУ, - ред.). Но это ограниченный инструмент. Поэтому ликвидировать риски и стабилизировать бюджет для правительства важно. Но еще важнее политический аспект.

Как только оппонентам Зеленского станет понятно, что он потерял поддержку МВФ, возможны ситуативные объединения против него. Условных "порохоботов" и "соросят", правых и ориентированных на Запад элит, с угрозой нового Майдана. Кредит МВФ сейчас в какой-то степени играет роль знака поддержки. Отсутствие кредитов сигнализирует об отсутствии поддержки на Запад, и делает Зеленского легкой добычей для оппонентов.

Политический фактор важнее экономического потому, что золотовалютные резервы составляют 27 млрд долл. Если даже пятая их часть – это живые деньги, их хватит, чтобы минимум год обходиться без МВФ.

Я думаю, что в это году у нас еще есть шансы получить транш. Для кредиторов Украина – идеальный заемщик. В разных государствах заявляли о невыплате долгов, а мы в этом году вернули 17 млрд долл., открываем земельный и другие рынки для Запада. Поэтому я думаю, что транш Украине предоставят. Но во время переговоров попытаются выдавить максимальные уступки в части контроля над судебной, антикоррупционой системой, государственными компаниями.

Запад не допустит дестабилизации страны, поскольку это приведет к потере контроля над ней. Будем или не будем мы выполнять условия – финансирование будет. Но есть риск лично для Зеленского и его команды. Запад может начать подбор других кандидатов на управление.

Тарас Загородний, политический и экономический эксперт:

- Сотрудничество с МВФ стране не нужно, если не воровать в таких космических масштабах. Беготня Зеленского, "слуг" и всех остальных связана с тем, что денег все меньше, экономический кризис надвигается, конфликты растут, ФОПы штурмуют Раду. Есть попытка где-то их взять, ничего в стране не меняя.

Все, что говорил Игорь Уманский (в ходе выступлений после отставки с должности советника руководителя Офиса президента, - ред.): скрутки по НДС, контрабанда как были, так и остаются, плюс активно разворовывает "ковидный" фонд. Одно из условий МВФ (к Фонду я отношусь скептически, но сейчас поддерживаю) – провести аудит "ковидного" фонда. Но вот незадача. Когда выяснится, что деньги тратились на дороги с непонятным результатом, будет много вопросов. А вот денег МВФ из-за этого, скорее всего, не будет.

Где же брать деньги? Наконец поднимать тему реструктуризации долгов. Нам навязали нынешнюю долговую модель, и спекулянты этим занимаются. Решать структурные вопросы, делать точки роста экономики и поддерживать ее, дать по ушам НБУ, чтобы он не финансировал спекулянтов, а шло финансирование реального сектора экономики. Тогда деньги МВФ нам, в принципе, и не нужны.

 

Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины:

- Активизация Украиной переговоров с МВФ очевидно объясняется довольно печальным состоянием госбюджета. Правительство видит, что без вливаний от МВФ и других партнеров будет трудно закрыть даже текущий финансовый год, не говоря о следующем. Наверное, без денег МВФ и остальных партнеров Украина не может выполнить бюджет и под угрозой курс гривны. Даже в текущем году.

На МВФ ориентируются другие партнеры, кредиторы, инвесторы. Им нужен сигнал о продолжении сотрудничества и вслед за траншем МВФ можно ожидать 600 млн евро от ЕС, поддержку правительств отдельных стран, в том числе США.

На сегодняшний день от МВФ есть два направления требований: политическое и экономическое. Политическое сводится к решению конституционного кризиса. Без этого ждать транша нет смысла. Экономическое сводится к уменьшению дефицита бюджета в проекте на 2021 г. Фонд хочет быть уверен, что государство вернет деньги. Поэтому и требуют уменьшения 270 млрд грн или 6%, которые заложило правительство на следующий год.

Если условия выполним, можно рассчитывать на следующий транш. Чем сильнее власть будет клевать петух бюджетного дефицита в этом году, тем активнее она будет в выполнении этих двух требований.

Дата публикации: 
24.11.2020 - 12