ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ 2021 ГОДА ДЛЯ УКРАИНЫ: ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ 2021 ГОДА ДЛЯ УКРАИНЫ:  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

1. «Закручивание гаек».

2. Раскол политических элит и усиление конфронтации внутри политической системы Украины.

3. Охлаждение отношений с западными партнерами.

4. Продолжение вялотекущего конфликта на Донбассе.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

1. Ослабевание американского влияния в мире.

2. Холодная война США против КНР и РФ.

3. Кризис международных организаций и институтов.

ЭКОНОМИКА.

1. Тотальная фискализация.

2. Провальная энергетическая политика украинских властей и угроза энергетического кризиса.

3. Корпоратизация госпредприятий и «большая приватизация».

Приложение №1 – внутренняя политика хронология событий.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

1. «Закручивание гаек».

 За 2021 год в политике действующих властей Украины окончательно оформился тренды на «закручивание гаек» - стремление установить полный контроль над всеми ключевыми и стратегически важными сферами в стране со стороны Офиса президента, формирование образа «сильной руки», подавление и дискредитация основных политических и экономических конкурентов. Данная тенденция началась как реакция Офиса президента на электоральный кризис. Когда в начале февраля 2021г., рейтинги власти достигли своего минимума: около 20-22% у президента и от 15% до 22% у «Слуги народа».  В это время президент открыл внутренний фронт через активизацию работы Совет национальной безопасности и обороны (СНБО). Последний стал инструментом, который позволил власти применять меры воздействия на оппонентов без решения суда. В феврале была заблокирована работа оппозиционных телеканалов: «ZIK», «NewsOne» и «112 Украина», в декабре их приемников  - «Укрлайв» и «Первого Независимого». Виктор Медведчук, один из лидеров «анти-западной» оппозиции и сопредседатель партии "Оппозиционная платформа – За жизнь"  был отправлен под домашний арест.

В марте действующая власть начала большой передел украинского рынка недропользования. СНБО ввёл санкции против 19 компаний-недропользователей. Сам факт введения этих санкций свидетельствует об отсутствии оснований для ареста имущества компаний в рамках уголовного производства.

Кадровые ротации в правительстве в этом году также проходили ради усиления влияния президента и его окружения в нём. 18 мая Верховная Рада уволила сразу трёх министров: министра инфраструктуры Владислава Криклия, министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игоря Петрашко и министра здравоохранения Максима Степанова. В июле Верховная Рада рассмотрела и приняла отставку министра внутренних дел Арсена Авакова.

В ноябре, с целью установления более полного контроля ОП над работой правительства и его основными финансовым потоками, произошли кадровые ротации в Кабмине, затронувшие 1/3 его состава. С расчётом на то, что часть социально-экономических провалов власти будет списана на уволенных министров.

Ещё один элемент «закручивания гаек» в уходящем году - многочисленные обыски и уголовные производства против политических оппонентов власти, включая команду П. Порошенко и  В. Кличко, которого в ОП на протяжении нескольких месяцев рассматривали как конкурента на предстоящих президентских выборах.

В уходящем году, Кабинет министров одобрил новую Стратегию информационной безопасности Украины, которая предусматривает совершенствование нормативно-правовой базы в сфере информационной политики и определяет взаимодействие силовых структур с органами местного самоуправления и общественными организациями. Таким образом, государство пытается установить свой тотальный контроль над основными медиаресурсами страны.  

В отставку был отправлен глава Верховной Рады Дмитрий Разумков. Основная причина данного кадрового решения заключалась в том, что таким образом Офис президента пытался устранить одного из достаточно сильных возможных конкурентов В. Зеленского на следующих выборах главы государства.

В декабре в Офисе генерального прокурора подписали ходатайство об аресте пятого президента Украины Петра Порошенко. Речь идёт о деле по закупке угля с Донбасса. Фигурантом этого дела является и Виктор Медведчук, который находится под домашним арестом; и экс-министр энергетики Владимир Демчишин и другие лица. П Порошенко рассматривается в ОП в качестве одного из основных конкурентов, потому это обвинение вполне закономерно.

По итогам года Президент Украины обеспечил практически абсолютный контроль над правительством Украины и силовыми структурами (до отставки А. Авакова этого не было), усилил влияние на судебную систему, парламент и региональные элиты, усилилось давление на оппозиционный бизнес, и независимые СМИ.

Концентрация власти в руках Президента проходила преимущзественно под лозунгами «обеспечения безопасности», «противодействия РФ» и «борьбы с олигархами».

По итогам половины срока пребывания на посту главы государства, В. Зеленский провёл пресс-конференцию на фоне ряда скандалов связанных с «Вагнергейтом», расследованиями о дне рождения главы ОП А. Ермака, вероятностью российского вторжения и др. Президент дал понять, что любая попытка организовать протесты или продолжить информационную атаку на власть (будь то со стороны Рината Ахметова, или кого-то другого) закончатся резким подавлением и обвинением всех причастных в госизмене/работе на Кремль.

2. Раскол политических элит и усиление конфронтации внутри политической системы Украины.

В начале ноября В. Зеленский подписал так называемый «антиолигархический» закон, который может стать инструментом перехвата финансовых потоков, контроля над СМИ и политическими партиями командой ОП. Этим законом Офис президента преследует три основные цели, первая из которых – получение электоральных очков, вторая – имитация выполнения требований западных партнёров, а третья – перераспределение активов от «нелояльных» представителей крупного капитала к «лояльным». В свою очередь, продвижение такой политики привело к конфликту президента с оппозиционными политическими и экономическими элитами. Происходит консолидация политико-финансовых групп против В. Зеленского и его команды.

За два с половиной года президент избавился от всех ключевых фигур, которые привели его к власти или изначально формировали с ним власть - А. Богдана, Д. Разумкова, А. Авакова и др. Все эти люди теперь выступают против президента.

В политической системе Украины на одной стороне  - антипрезидентской - оказались Р. Ахметов, П. Порошенко и В. Медведчук и другие ключевые политэкономические игроки страны.

Велика вероятность того, что недовольные политикой В. Зеленского представители крупного бизнеса и политических кругов, будут объединяться вокруг любых оппозиционных лидеров, которые могли бы победить действующего президента, и одним из них может быть Д. Разумков, В. Кличко или неожиданные лидеры с числа спортсменов, врачей, военных и так далее.

3. Охлаждение отношений с западными партнерами.

Непростая ситуация сложилась вокруг проведения необходимых Западу реформ, в частности - судебной реформы и реформы корпоративного управления в госкомпаниях. В целом, западные партнёры неоднократно выступали с критикой украинской власти, которая касалась главным образом, вопросов борьбы с коррупцией  и недостаточно оперативного выполнения требований по реформам,  нарушений прав человека, сопряжённых с разгулом радикализма.

Международные эксперты требуют скорейшего проведения судебной реформы по их лекалам; реальной, а не номинальной деолигархизации; и сохранения влияния ставленников Запада на крупнейшие украинские госкорпорации. Украинская сторона, в свою очередь, саботирует эти требования и выполняет их по-своему.

В этом году был дан старт судебной реформе, в связи с чем обострилась борьба за контроль над украинской судебной системой между ОП и «западными партнерами». В этих условиях, свою игру затеяла «судейская корпорация», отчаянно борющаяся за своё существование и не желающая становиться орудием ни в руках Офиса президента, ни в руках Запада.

В начале марта дан старт судебной реформе, в связи с чем обострилась борьба за контроль над украинской судебной системой между ОП и «западными партнерами». В. Зеленский ветирует закон о перезагрузке ВККС, где право решающего голоса при формировании Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) будет принадлежать международным экспертам.  В конечном итоге, в ОП надеются разделить с западными партнёрами влияние на судебную систему, вытеснив из неё предыдущие группы влияния Петра Порошенко.

В дальнейшем Совет судей не смог выбрать трёх членов Этического совета, которые должны контролировать добродетель членов Высшего совета правосудия, чем заблокировал основную часть судебной реформы.

Офис Президента не оставляет попыток заменить А. Сытника на должности директора НАБУ. Кроме этого, Кабинет министров уволил Андрея Коболева с должности главы правления НАК "Нафтогаз Украины". Также правительство рассматривает варианты переформатирования и ослабления всех наблюдательных советов при государственных компаниях, что может ещё больше ослабить влияние европейских и американских партнёров.

С усилением противостояния В. Зелеского, западных партнёров, и судейского корпуса за влияние на судебную систему, в стране усиливается конституционный кризис. С целью оказания давления на А. Тупицкого и принуждения его добровольно покинуть должность, уголовные дела против отстранённого главы КСУ будут множиться. А в конце года США введут против А. Тупицкого санкции.

        В ноябре украинское правительство берет на себя очередные обязательства перед Международным валютным фондом, которые усугубляют зависимость отечественной банковской системы и системы социальной защиты от западных кредиторов. Назначение главы САП до декабря 2021 года – один из структурных маяков меморандума Украины с МВФ. При этом продолжается задержка этого процесса и 24 декабря комиссия снова не утвердила кандидатуру победителя конкурса на должность  главы САП.  

    На протяжении года, наблюдался ряд волн дискредитации В. Зеленского и его окружения западными медиа.  В частности, ведущие западные СМИ активно писали о роли Владимира Зеленского в «досье Пандоры», раскрывающем офшорные схемы высокопоставленных политиков и чиновников целого ряда государств. В дальнейшем в рамках той же тенденции возникает  ещё несколько волн  дискредитаций, в частности, расследование "Схем" о том, "как Зеленский и Шефир способствовали попыткам вывести активы из банка Курченко", Новое расследование от "Радио Свобода" по «вагнергейту» и др. В частности, в ноябре Bellingcat опубликовал полное расследование о вероятном срыве операции с «вагнеровцами». Данное обстоятельство свидетельствует о недовольстве представителей ЕС и США саботажем реформ в Украине, направленных на укрепление внешней зависимости. 

4. Продолжение вялотекущего конфликта на Донбассе.

На фоне отсутствия прогресса в политической части мирного урегулирования на Донбассе, а также нарастания геополитического противостояния Запада и России, ситуация в зоне вооружённого конфликта находится в состоянии постоянного напряжения.

В сентябре в ООН отметили, что общее число погибших и раненых на 51% больше, чем за предыдущие полгода. В целом за период конфликта общее число жертв боевых действий на Донбассе по данным ООН в период с 14 апреля 2014 г. по 30 июня 2021 года составляет 42, 5-44, 5 тыс. человек. Среди них: 13200-13400 погибших (не менее 3901 гражданских лиц, около 4200 украинских военных и примерно 5800 членов вооружённых групп).  29600-33600 раненых (7000-9000 гражданских лиц, 9800-10800 украинских военных и 12800-13800 членов вооружённых групп).

В условиях зашедшего в тупик процесса мирного урегулирования конфликта на Донбассе, представители Украины (в лице Леонида Кравчука) заявляли о неготовности выполнять Минские соглашения и ставили под вопрос необходимость реинтеграции неподконтрольных территорий. В сущности, подобные заявления свидетельствуют о неспособности и нежелании действующей власти решать проблему мирного урегулирования на Донбассе и реинтеграции неподконтрольных территорий. Продолжаются процессы формирования в общественном мнении позиции нереальности выполнения Минских соглашений.  При том, что номинально сохраняются все форматы донбасского урегулирования. В частности,  в  декабре Верховная Рада  все-таки продлила закон о действие закона Украины об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Луганской и Донецкой областей. В документ не включили "формулу Штайнмайера", которую обязались закрепить в законодательстве по итогам саммита "нормандской четверки" в декабре 2019 года.  

 В тоже время В. Зеленский делает заявления о возможном проведении референдума по вопросу выполнения Минских соглашений. Что выступает сигнал внешним партнёрам, и к внутренним оппозиции не давить на него. Референдум помог бы президенту оправдаться, сославшись на мнение граждан.

 По причине непримиримости позиции сторон переговоры  в формате «Нормандской четверки»  лишены какого-либо прогресса. Звучат предложения о том, что "нормандский формат" можно оживить за счёт нового участника — США. Для западных участников « нормандского формата», как и для Украины,  важен лишь сам факт встречи, который позволяет декларировать, что переговорный процесс существует и имеет определенную динамику.

Со своей стороны в Москве готовы признать американцев участниками "нормандского формата", если те не будут саботировать Минские соглашения.  В то же время в России отмечают, что переговоры в «нормандском формате» станут возможны только после того, как Киев выполнит все договорённости по Минским соглашениям. Кроме этого, если будет принят закон о переходном периоде, то это будет обозначать, что Украина вышла из переговоров.

Все это происходит на фоне усиления геополитического противостояния между США и РФ в Восточной Европе, что увеличивает риски того, что урегулирование вооружённого конфликта на Донбассе произойдёт без участия украинской стороны (будь то в формате российско-американских договорённостей, или прямого военного вмешательства РФ).

     Очередные переговоры Джо Байдена и Владимира Путина. Полноценной «разрядки» между сторонами они так и не принесли. Обстановка остаётся крайне напряжённой: США продолжают заявлять об угрозе российского вторжения в Украину, а Россия – о намерении Киева вернуть неподконтрольные территории Донбасса силой.

      В конце года Министерство иностранных дел РФ опубликовало стратегическое предложение России к США и НАТО о гарантиях взаимной безопасности. В Москве твёрдо намерены обезопасить себя от угроз, связанных для РФ с расширением блока НАТО и его военной инфраструктуры на Восток в последние десятилетия. Учитывая то, что американская сторона вряд ли согласится дать России требуемые ей гарантии, в обозримой перспективе следует ожидать дальнейшей милитаризации Восточной Европы и усиления российско-американской конфронтации в регионе. Предложения и ультиматумы России в сторону западных стран это также и сигнал для украинского руководства, что в случае сближения Украины с НАТО Россия может применить радикальные меры.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

1. Ослабевание американского влияния в мире.

В текущем году, крах однополярной системы международных отношений стал очевиден даже для тех, кто по политическим причинам долгое время его не замечал.

Красноречивым свидетельством данного тезиса стал вывод американских войск из Афганистана в августе, сопровождавшийся гуманитарной катастрофой и, по сути, являвшийся позорным бегством. Видео с американскими союзниками из числа местного населения, цепляющимися за шасси военных самолётов и разбивающимися после падения с высоты, наверняка, ещё долгие годы будут оставаться печальным напоминанием всем тем иностранцам, которые решит связать свою судьбу с отстаиванием геополитических интересов США за границей. Вчерашнюю сверхдержаву победила партизанская армия религиозных фундаменталистов-талибов.

В начале следующего года, Белый дом готовит вывод своих войск из Ирака. Даже если он не повторит афганского позора, это событие станет очередным звеном в цепочке сворачивания американского присутствия на «Большом Ближнем Востоке».

В это же время, в Южной Америке, традиционно считавшейся «задним двором» США, к власти приходят социалистические, антиамериканские правительства. В декабре уходящего года социалист победил на президентских выборах в Чили (впервые со времён Сальвадора Альенде). До этого, в ноябре 2020-го, социалисты вернулись к власти в Боливии, путём законных выборов низложив проамериканскую неолиберальную хунту, незаконно удерживавшую власть около года. В Венесуэле социалистическому режиму Николаса Мадуро удаётся удержать власть, не смотря на все попытки организации переворота, массовых беспорядков и террористической активности с опорой на «президента в изгнании» Хуана Гуайдо, продолжающиеся на протяжении двух лет.

На фоне вышеописанного ослабевания американского влияния в различных регионах, США концентрируют внешнеполитические усилия на двух основных театрах геополитического противостояния – в Восточной Европе против России и в Юго-Восточной Азии против Китая.

Кульминацией сокращения американского влияния на международной арене в уходящем году можно считать сделанное в начале ноября заявление главы Объединённого комитета начальников штабов ВС США Марка Милли о том, что мир стал трёхполярным и его полюса – США, РФ и КНР.

В дальнейшем роль Соединённых Штатов на международной арене будет продолжать падать, а роль КНР и РФ будет расти.

2. Холодная война США против КНР и РФ.

В 2021 году продолжилась и обрела новый размах «новая Холодная война» США против Китая и России.

В рамках неё, 15 сентября в Юго-Восточной Азии был создан новый военно-политический блок AUUKUS, в который вошли США, Великобритания и Австралия. Развивается также инициатива QUAD, участниками которой, помимо США и Австралии, являются Индия и Япония. При помощи этих проектов, Вашингтон пытается создать подобие азиатского НАТО для противодействия Китаю в основной зоне его военно-политической и экономической экспансии.

Правда, в силу местной специфики, США вряд ли удастся создать из стран региона аналог НАТО, полностью управляемый из Вашингтона. Политическая культура и традиции стран Юго-Восточной Азии предполагают большую гибкость и склонность договариваться, чем это принято в Европе. О верности данного тезиса красноречиво свидетельствует политика Индии, которая, будучи участником QUAD, выстраивает конструктивные отношения с Россией и даже заключает с ней новые масштабные контракты на поставки вооружений (как это было 6 декабря, во время недавнего визита в Нью-Дели Владимира Путина).

В Восточной Европе за последние месяцы до предела накалилось американо-российское противостояние. Перспектива размещения американского ядерного оружия в Польше и российского в Беларуси выглядит, на сегодняшний день, вполне реальной. Регион милитаризируется.

Выдвинув в декабре требования гарантий нерасширения НАТО на Восток и возврата к ситуации с размещением американских вооружений, имевшей место в 1997 г., Москва подняла ставки до предела. Согласиться на эти требования США не могут, а получив отказ, Россия должна будет предпринять какие-то жёсткие действия. Возможные варианты таких действий включают размещение российских вооружений вблизи границ США, или военную эскалацию в Украине.

Имея общего геополитического противника, Москва и Пекин на протяжении текущего года активно наращивали сотрудничество. Это касалось как военной и военно-технической сферы, так и сферы высоких технологий, о чём свидетельствует намерение РФ и КНР разработать и запустить совместный аналог системы межбанковских платежей SWIFT, о котором было заявлено в начале декабря. В случае реализации данной идеи, РФ и КНР станут гораздо менее уязвимы для американских санкций.

3. Кризис международных организаций и институтов.

С переходом к трёхполярному миру, всё более очевидным становится кризис международных организаций как площадок для ведения многосторонней дипломатии.

В первую очередь, речь здесь идёт об Организации объединённых наций. Будучи выстроенной в рамках позапрошлой системы международных отношений (биполярной, Ялтинско-Потсдамской), на самом деле ООН утратила свой первоначальный смысл ещё в 1991 году. Однако, в период однополярности и американской гегемонии, в Вашингтоне не принимали мер по её реорганизации. Это было попросту не нужно, так как ООН никак не влияла на реальные политические процессы, но при этом, в лучших традициях «демократического театра», выполняла роль площадки для имитации действий по урегулированию различных международных проблем.

С крахом однополярной системы международных отношений и утверждением трёхполярной, стало очевидно, что единственным действенным способом урегулирования конфликтов и споров, а также – решения задач экономического характера в рамках неё, являются двусторонние и многосторонние соглашения.

Именно в формате таких соглашений в конце 2020 г. был положен конец второй карабахской войне. При помощи аналогичных соглашений, вот уже около года, две международных коалиции пытаются урегулировать конфликт между своими прокси в Ливии.

Двусторонние и многосторонние соглашения актуальны и в вопросе согласования противоэпидемических мер (например, взаимного признания сертификатов о вакцинации и установления режима пересечения границ в условиях пандемии). Всемирная организация здравоохранения, то и дело выдающая противоречащие друг другу выводы и рекомендации относительно борьбы с COVID-19, не способна справится с этой задачей. Отчасти, виной тому отсутствие у неё полномочий для принуждения государств к определённой модели реагирования на пандемические угрозы, а отчасти – низкая компетентность функционеров организации и их ориентация на бюрократические задачи, а не реагирование на угрозы в условиях чрезвычайной ситуации.

Квинтэссенцией попыток решать международно-политические проблемы в ходе двусторонних переговоров, служит намеченная на январь 2022 г. серия встреч между российскими и американскими представителями для обсуждения выдвинутых Москвой требований по гарантиям безопасности. Каким бы ни был её итог, факт проведения переговоров именно в таком формате (а не в Совбезе ООН, например) свидетельствует о том, что так договориться гораздо проще, чем при посредничестве громоздкого бюрократического аппарата и процедурной волокиты международных организаций.

Не исключено, что в будущем международные организации и институты будут переживать ренессанс. Однако, это случится лишь тогда, когда границы сфер влияния в новом трёхполярном мире будут окончательно прочерчены и перед центрами силы встанет задача их документального закрепления с последующим институциональным контролем за их соблюдением. Впрочем, в нынешних условиях говорить об этом пока рано.

ЭКОНОМИКА.

1. Тотальная фискализация.

В 2021 году украинская власть запустила работу Бюро экономической безопасности (БЭБ), которое должно было бы бороться с экономическими преступлениями, но к концу года, данная структура даже не получила в пользование собственное здание или помещение. БЭБ рискует повторить судьбу НАБУ в плане своей эффективности, хотя изначально планировалось, что данная структура исправит ситуацию с низкой эффективностью НАБУ.

Власть криминализировала статью 212 Уголовного Кодекса (уклонение от уплаты налогов), т.е., сделала данное преступление уголовным. Также будут внедряться алгоритмы вычисления скрытого трудоустройства людей предприятиями по косвенным признакам.

За год были увеличены налогообложение и штрафы для крупного бизнеса, включая предприятия бизнесмена Р. Ахметова. Участились проверки на других крупных предприятиях таких как “АрселорМиттал”, а также ТЭС, связанных с К. Жеваго.

C 1 сентября 2021 года была запущена так называемая «налоговая амнистия», которая привела к крайне скромным результатам с точки зрения количества предпринимателей, подавших заявки для участия.

С сентября 2022 года при покупке недвижимости или авто граждане будут обязаны объяснить происхождение средств или уплачивать с них налог в 18 процентов.

Банки стали ограничивать количество транзакций между банковскими картами в рамках «борьбы с теневой экономикой».

Облагаются дополнительными налогами владельцы животных и ужесточаются наказания за неправильное обращение с ними.

Рост тарифов является, де факто, одним из методов косвенного дополнительного налогообложения населения.

С 1 января 2022 года дополнительные 150 тысяч мелких предпринимателей будут обязаны использовать кассовые аппараты.

Закон №5600 повысил целый ряд налогов. В частности, он обложил налогом собственников земли с/х назначения от 0,5 гектара. Данный налог является антиконституционным, так как предполагает необходимость платы за владение приватизированной землей, вне зависимости от её использования либо неиспользования в качестве средства товарного производства, чем нарушает закрепленное в Конституции священное и неприкосновенное право частной собственности.

Целью всех вышеописанных мер, принимаемых властью, является получение средств для компенсации бюджетного дефицита и возврата внешних заимствований за счет населения.

В конце 2021 года был подписан новый меморандум между Украиной и МВФ, где организация представила Украине список из 12 “маяков” (а по факту – требований) для дальнейшего сотрудничества. Оригинальный текст на английском языке был написан очень выверено и дипломатично, а вот украинский ответ на меморандум МВФ уже местил обязательство убрать любое регулирование цен на газ для населения.

Крупнейшая статья расходов (40%) госбюджета на 2022 год — это возврат и обслуживание долгов перед МВФ. Таким образом, тренд на тотальную фискализацию, а также либерализацию цен на газ для населения служат единой цели – наполнении бюджета с целью дальнейшего возврата и обслуживания долгов перед МВФ.

2. Провальная энергетическая политика украинских властей и угроза энергетического кризиса.

С лета 2021 года две трети всех украинских ТЭС находились на разных стадиях реконструкции и ремонта, имея при этом запасы угля, многократно меньше рекомендованных. По состоянию на середину осени и начало отопительного сезона, власть была вынуждена начать закупки угля за границей и доставку его по морю. На многих ТЭС уже к декабрю 2021 года остается в десятки раз меньше угля, чем необходимо для прохождения отопительного сезона.

В декабре уходящего года, Кабмин своим постановлением предписал использовать на некоторых ТЭС газ вместо угля, ввиду нехватки последнего.

Действующая власть не подготовилась к риску прекращения транзита российского газа после запуска “Северного Потока-2” через украинскую ГТС, предлагая то перевести ГТС на водород вместо природного газа, то запустить рынок биогаза. И то и другое является абсолютно нереалистичным в текущих условиях.

Некоторые украинские АЭС работают на 100% и выше от своей номинальной мощности в условиях нехватки угля на ТЭС.

Всё вышеизложенное создает повышенные риски для прохождения текущего отопительного сезона.

3. Корпоратизация госпредприятий и «большая приватизация».

В 2021 году был взят курс на приватизацию «ПриватБанка» и «Ощадбанка», что пока не получилось осуществить из-за общей низкой привлекательности украинской экономики ввиду продолжения вооруженного конфликта на Донбассе.

В декабре 2021 года государственный концерн “Укроборонпром” превратился в акционерное общество. Директор предприятия еще в начале года говорил о необходимости сделать “Укроборонпром” прибыльным предприятием.

В рамках “большой приватизации” были подготовлены к продаже два морских порта Украины, а также готовится почва для корпоратизации “Энергоатома”. Был назначен аукцион по продаже Объединенной горно-химической компании (ОГХК), несмотря на отсутствие платежеспособных и заинтересованных покупателей. Победитель аукциона по приватизации “Электронмаш” просрочил подписание соглашения о купле-продаже предприятия. В то же время, государство вернуло себе контроль над титаномагниевым заводом, принадлежавшим Д. Фирташу. Также планируется приватизация водоканалов к открытие рынка земли с/х назначения для иностранцев в 2024 году.

Вышеописанные процессы рассматриваются действующей властью в качестве одного из средств привлечения финансов для погашения внешних заимствований и компенсации бюджетного дефицита, наряду с политикой тотальной фискализации. Вместе с тем, отдельные политические и финансово-промышленные группы стремятся извлечь из «большой приватизации» как можно большую персональную выгоду, по дешёвке скупив предприятия, представляющие собой национальное достояние.

Под редакцией:

Руслана Бортника,

Даниила Богатырёва.

Авторы:

Даниил Богатырёв,

Оксана Красовская,

Андрей Тимченко.

Приложение №1 - внутренняя политика хронология событий.

2 февраля 2021г.  президент Украины Владимир Зеленский утвердил решение Совета национальной безопасности и обороны о введении персональных санкций против нардепа от ОПЗЖ Тараса Козака. Ввиду утверждения ограничительных мер против собственника, санкциям подвергся и ряд предприятий медиахолдинга «Новости», куда входят оппозиционные к действующей власти телеканалы «ZIK», «NewsOne» и «112 Украина». Телеканалы прекратили свое вещание. На Западе подобные действия одобряют, так как опасаются «про-российского реванша» в Украине и потенциального выхода её из американской сферы влияния.

Рейтинги власти: В начале февраля 2021г., рейтинги команды власти достигли своего минимума: около 20-22% у президента и от 15% до 22% у «Слуги Народа». Падение рейтингов Президента и его партии произошло на фоне невыполненных обещаний и перетока электората к оппозиции. К тому же в начале 2021 года значительно выросли тарифы на газ, спровоцировав протесты по всей стране. В свою очередь власть пытается стабилизировать рейтинги с помощью подавления инакомыслия, в частности введением санкций против оппозиционных телеканалов. В это время Президент открывает внутренний фронт – основные усилия направляются на укрепление власти Офиса Президента и подавление основных политических и экономических конкурентов.  Начинаются многочисленные обыски и уголовные производства против команды Виталия Кличко, которого в ОП рассматривают как основного конкурента на предстоящих президентских выборах, кроме этого, он мешал утвердиться команде президента в Киеве.

10 февраля 2021г. Европарламент утвердил резолюцию о выполнении Украиной Соглашения об ассоциации. В документе содержится довольно жёсткая критика украинской стороны. Касается она, главным образом, вопросов коррупции, недостаточно оперативного выполнения требований западных кредиторов по реформированию судебной системы, и нарушений прав человека, сопряжённых с разгулом радикализма. Данные заявления отражают основное намерение международных кредиторов Украины вынудить Киев реформировать судебную системы с привлечением к процессу утверждения судей «международных экспертов».

 В феврале -марте 2021г. Офис Президента не оставляет попыток заменить А. Сытника на должности директора НАБУ. В рамках этого подхода Кабинет Министров зарегистрировал новый законопроект об увольнении А. Сытника. Очередную попытку замены главы НАБУ А. Сытника можно рассматривать в рамках стремления Офиса президента установить свой контроль над максимальным количеством структур госуправления и правоохранительных органов, максимально минимизировав влияние на них международных партнеров, которые стремятся сохранить контроль над «антикоррупционной вертикалью».

15-17 февраля 2021г. в рамках всеукраинского форума «Украина 30» проходило обсуждение тарифов на коммунальные услуги и энергетической независимости. Очередная попытка объяснить губительное для рейтингов власти повышение тарифов на коммунальные услуги манипулятивным утверждением о том, что оно стало прямым следствием утраты контроля над Крымом и Донбассом. На самом же деле повышение тарифов связано с необходимостью выплат по кредитам МВФ и получения новых займов от этой организации. Украина в меморандуме с МВФ взяла на себя обязательства по «рыночному тарифообразованию» на рынке природного газа. И Фонд выразил свою обеспокоенность3 намерением Правительства снизить цены на газ для бытовых потребителей после недавних «тарифных протестов».

23 февраля 2021г.  Одесский суд по делу о похищении и пытках человека назначил экс-лидеру одесского "Правого сектора" Сергею Стерненко и его соратнику Руслану Демчуку по 7 лет и 3 месяца лишения свободы с конфискацией половины имущества. Сторонники Сергея Стерненко собрали акции протеста нагнетая давление на суды и Офис президента. Целью было добиться отмены приговора в апелляции, а также продемонстрировать власти, что попытка привлечь к ответственности националистов будет сопровождаться серьезным уличным давлением. Поскольку приговор по С.Стерненко означает прецедент для каждого "активиста", который вышел за рамки закона. Чтобы уменьшить давление со стороны националистической и либеральной «улицы» после приговора Сергею Стерненко, Офис президента инициировал создание механизма анализа резонансных судебных решений в отношении ветеранов войны на Донбассе и общественных деятелей.

В конце февраля в начале марта 2021г. На фоне отсутствия прогресса в политической части мирного урегулирования на Донбассе, а также нарастания геополитического противостояния Запада и России, ситуация в зоне вооружённого конфликта обостряется. Сдерживающим фактором выступает то, что стороны конфликта пытаются выиграть общественное мнение, сохранить международную репутацию и международные экономические проекты. Никто из участников переговоров не желает оказаться виновным в глазах мировой общественности в срыве Минских соглашений. Поэтому оппоненты активно обвиняют друг друга в срыве перемирия. В начале апреля российские войска стали большим лагерем недалеко от границы с Украиной.

2 марта 2021г. Госдепартамент США ввел новые санкции против России, связанные с отравлением оппозиционера Алексея Навального и якобы случившимся применением российскими властями химического оружия. Первые при новом президенте Джозефе Байдене ограничения, введённые Соединёнными Штатами против России, стоит рассматривать в качестве скорее символического жеста и мягкого старта на новом витке американо-российских отношений.

 В начале марта 2021г. дан старт судебной реформе, в связи с чем обострилась борьба за контроль над украинской судебной системой между ОП и «западными партнерами». В парламенте в первом чтении принимается закон о «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые законы Украины относительно возобновления работы Высшей квалификационной комиссии судей Украины», который не совсем устраивает международных партнеров.

17 марта 2021г.  группа сенаторов США, представителей обеих партий, внесла проект закона о сфере безопасности партнерстве с Украиной - Ukraine Security Partnership Act, предусматривающий предоставление помощи в сфере безопасности и стратегической поддержки. Из чего следует, что Соединённые Штаты в период правления Д. Байдена намерены существенно активизировать свою политику на украинском направлении.

19 марта 2021г. секретарь СНБО Алексей Данилов заявил о введении санкций против 19 компаний-недропользователей. Сам факт введения санкций против перечисленных компаний свидетельствует об отсутствии оснований арестовать имущество в рамках уголовного производства. Описанные санкции укладываются в тенденцию, в рамках которой действующая власть планирует большой передел украинского рынка недропользования. Вероятнее всего, осуществляться он будет в пользу транснациональных компаний или окружения Президента.

27 марта 2021г. В. Зеленский отменил указы экс-президента Виктора Януковича от 2013 года о назначении А.Тупицкого и А. Касминина судьями КСУ. Уволив двух судей Конституционного суда, Президент рассчитывает неформально подчинить его себе, чтобы в будущем не получить отмены продвигаемых им законов через механизм подачи исков об их неконституционности в КСУ. После того, как на место уволенных судей по президентской квоте будут назначены новые, риск принятия Конституционным судом несогласованных с президентом решений существенно уменьшится. В дальнейшем с целью оказания давления на А. Тупицкого и принуждения его добровольно покинуть должность, уголовные дела против отстранённого главы КСУ будут множиться.

2 апреля 2021г. состоялся первый телефонный разговор Владимира Зеленского с президентом США Джозефом Байденом.

По итогам разговора можно считать, что по результатам этого ознакомительного разговра В. Зеленский получил символистическую ситуативную поддержку со стороны Д. Байдена и его администрации, а также взял на себя определенные обязательства, касающиеся борьбы с коррупцией, реформ и деолигархизации. Поэтому этот разговор политически укрепляет В. Зеленского, но может усилить кризис его отношений с ключевыми украинскими финансово-политическими группами, лишает его части влияния на антикоррупционную, судебную и банковскую системы. Что же касается американской стороны, то для неё этот разговор был также «сверкой позиций» по Донбассу, который в США воспринимается как один из приоритетных регионов в вопросе геополитического сдерживания России.

23 апреля 2021г. начался отвод войск от границ с Украиной. Несмотря на то, что внутри страны украинская власть старается преподнести отвод российских войск как свою победу, стоит отметить, что риски эскалации конфликта остаются прежними. При том, что угрозы полномасштабной войны Украины с Россией не было. Имел место факт политического давления, в результате которого российская сторона получила свои баллы в виде звонка Джо Байдена, активизации российско-европейского диалога и подтверждения достройки СП-2, достижения договорённости о проведения американо-российского саммита, а также некоторых гарантий того, что Украина не будет проводить военную операцию в отношении «ЛДНР». В то же время уровень напряжённости на линии разграничения не снизился, а деэскалация не достигнута. Поскольку отвод российских войск не сопровождался какими-либо определенными договорённостями, а сам кризис мирного урегулирования продолжается.

Рейтинги власти: Сконцентрировав контроль над основными информационными потоками, до лета 2021г. В. Зеленскому удаётся стабилизировать рейтинги и удерживать лидирующие позиции.  В большинстве это связано с тем, что Президент частично удовлетворил запрос общества на «сильную руку». Деятельность СНБО с быстрой расправой вначале было воспринято обществом положительно, как переход власти к реализации «обещанных посадок» и справедливым судебным разбирательствам, на деле же ничего подобного не произошло. С апреля 2021г. президентский рейтинг В. Зеленского вырос почти на 6% и составил 30%-32%.  Тогда как рейтинг его доверия остался отрицательным, и с марта 2021г. значительно не изменился.

В связи с потерей информационных ресурсов произошло значительное снижение рейтингов у конкурентов анти-западной оппозиции -  Ю. Бойка и «ОПЗЖ». Но уже тогда было понятно, что если власть не приступит к реализации основных запросов общества ситуация может измениться уже к осени.

С середины весны до  начала лета в партийном рейтинге у "Слуги Народа" не наблюдается значительных изменений.  Рейтинг провластной партии уже не демонстрирует роста - это видно по результатам сразу трех социологических исследований. Но партия "Слуга Народа" пока удерживает партийное лидерство с результатом от 20% до 25%.  

28 апреля 2021г.  Кабинет министров уволил Андрея Коболева с должности главы правления НАК "Нафтогаз Украины". Таким образом наметилось противостояние между Офисом президента и внешними игроками за контроль над основными госпредприятиями Украины, а также энергетической системой. В рамках этого тренда, был так же назначен новый министр энергетики Герман Галущенко. Новые кадровые перестановка не совсем устраивают западных партнёров, поскольку могут снизить их влияние на украинскую энергетическую систему. Также правительство рассматривает варианты переформатирования и ослабления всех наблюдательных советов при государственных компаниях, что может ещё больше ослабить влияние европейских и американских партнёров.

28 апреля 2021г. Верховная Рада приняла закон №2194 "О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и других законодательных актов по совершенствованию системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений". Земельное законодательство оказалось прописанным таким образом, что оставляет массу лазеек для скупки и концентрации земли в руках банков, иностранных физических и юридических лиц, и крупных украинских агрохолдингов. Рынок земли в Украине открывают таким образом, чтобы принести максимальную пользу крупным игрокам, а не малым и средним фермерским хозяйствам.

6 мая 2021г. состоялся визит госсекретаря США Энтони Блинкена и его заместителя Виктории Нуланд в Киев. Американские чиновники провели встречи с президентом Украины Владимиром Зеленским, главами парламентских фракций, а также – премьер-министром Денисом Шмыгалем. Визит делегации Госдепа в Киев в очередной раз вскрыл ряд противоречий, существующих между американской стороной и действующей украинской властью. В частности, американцы требуют скорейшего проведения судебной реформы по их лекалам, реальной, а не номинальной, деолигархизации, и сохранения влияния ставленников Запада на крупнейшие украинские госкорпорации. Украинская сторона, в свою очередь, саботирует эти требования и выполняет их по-своему.

11 мая 2021г. генеральный прокурор Ирина Венедиктова подписала подозрение в госизмене и покушении на разграбление национальных ресурсов главе политсовета партии "Оппозиционная платформа - За жизнь" Виктору Медведчуку и нардепу от ОПЗЖ Тарасу Козаку. Подписание подозрения имело несколько основных причины. Первая из них состоит в необходимости «задним числом» обосновать с правовой точки зрения санкции, введённые СНБО против указанных политиков в феврале. Вторая причина – желание власти продемонстрировать американским партнёрам выполнение требования о «деолигархизации», сохранение прозападного политического курса, но при этом не задеть ни «акционеров» «Слуги народа», ни крупных предпринимателей, пользующихся политической поддержкой США. Также мотивами являются попытки дискредитировать ОПЗЖ в глазах избирателя и передать сигнали российскому руководству.

18 мая 2021г. Верховная Рада уволила сразу трёх министров: министра инфраструктуры Владислав Криклия, министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорь Петрашко и министра здравоохранения Максима Степанова. Данные кадровые перестановки в министерствах– это усиление позиций одних политических групп влияния и ослабление других. Как мы уже писали ранее, президент старается усилить собственные позиции внутри правительства лояльными себе людьми. Дополнительно, это контроль финансовых потоков. Назначение на стратегически важную должность министра здравоохранения Виктора Ляшко - это попытка власти удовлетворить западных партнёров и сбалансировать назначения своих людей на экономически привлекательные направления.

Рейтинги власти: Второй год правления В.Зеленского большинство граждан Украины посчитали неудовлетворительным или ужасным - 42%; противоположного мнения придерживалось  около трети опрошеных -34%. Уже в июне рейтинги власти начинают понемногу проседать -  Президент и «Слуга Народа» теряют около 3% процентов электоральной поддержки.

2 июня 2021г. В. Зеленский внёс на рассмотрение Верховной Рады проект закона о деолигархизации. Этим законом Офис президента преследует три основные цели, первая из которых – получение электоральных очков, вторая – имитация выполнения требований западных партнёров, а третья – перераспределение активов от «нелояльных» представителей крупного капитала к «лояльным».

3 июня 2021г. Президент В. Зеленский принял участие в заседании Палаты местных властей Конгресса местных и региональных властей при главе государства. Это попытка Банковой выстроить отношения с местными элитами в рамках Конгресса местных и региональных властей. Делается это не только для укрепления вертикали власти, но и с целью недопущения «альянса мэров» под эгидой столичного градоначальника Виталия Кличко.

7-го июня 2021г.  состоялся телефонный разговор Джо Байдена с Владимиром Зеленским. Для Президент Украины беседа с лидером США выступает как своего рода необходимая внешняя легитимация. Что же до внешнеполитических причин, по которым Д. Байден позвонил В. Зеленскому и назначил встречу с ним, они довольно просты. Украина служит для США сравнительно дешёвым и безотказным инструментом для давления на Россию. Позвонив в Киев, Байден дал своему российскому коллеге понять, что этот инструмент может быть задействован Вашингтоном в любое время.

16 июня 2021г. в Женеве состоялась встреча Джо Байдена и Владимира Путина. В целом же, можно констатировать, что главным итогом этой встречи стало подтверждение намерений США и РФ установить некие «рамки дозволенного», за которые обе стороны не намерены выходить в процессе новой «Холодной войны». В роли таких «рамок», очевидно, выступит система соглашений по контролю над вооружениями. По Украине никаких договорённостей не достигли, ввиду кардинального различия позиций сторон.

29 июня 2021г.  в рамках тренда противостояния Офиса президента  и внешних игроков за влияние на судебную систему страны, парламент принял законопроект о судебной реформе с учётом правки, предусматривающей, что право решающего голоса при формировании Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) будет принадлежать международным экспертам. Но 8 июля В. Зеленский ветирует закон о перезагрузке ВККС.  Что в говорит о том, что  на Банковой не собираются полностью сдавать контроль над судебной системой внешним игрокам, понимая, что в этом случае действующая власть вряд ли сможет управлять процессами в стране. С другой стороны, Офису президента крайне важно сохранить поддержку Запада, в особенности, перед визитом В. Зеленского в США. В конечном итоге, в ОП надеются разделить с западными партнёрами влияние на судебную систему, вытеснив из неё предыдущие группы влияния Петра Порошенко.

С1 июля 2021 года, официально стартовало открытие рынка земли в Украине.

Рейтинги власти:  В июле опрос от  КМИС показал, что подавляющее большинство граждан   выступают против открытия рынка земли, и не воспринимают всерьез законодательную инициативу Президента по деолигархизации.

74,9% -  граждан поддержали бы запрет на продажу сельскохозяйственной земли, а 56,4% - считают, что закон о деолигархизацию не является угрозой для олигархов.

При этом уже тогда деятельность Президента неодобряли -52,7% оппрошенных, одобрили деятельность В. Зеленского - 34,1%.

В конце июля  КМИС опубликовал исследование, результаты которого говорят о том, что большая часть населения   настроена критически по отношению к действующей власти и не одобряет действия Президента -56%. По- прежнему особо острыми для общества остаются проблемы мира, коррупции, уровня жизни, высоких тарифов. Войну на Донбассе - 63,9% граждан относят в топ-3, а 27,9% - считают самой главной проблемой. 82,5% - не согласны с тем, что повышение тарифов обусловлено объективными причинами, а не желанием нажиться за счет населения.  Также 83,7% - опрошенных не согласны с тем, что что механизм формирования коммунальных тарифов является прозрачным.  При этом эффект от  применяемых мер подавления  и дискредитации в отношении  основных политических оппонентов  становится все меньше. Рейтинги   "ОПЗЖ"(18,3%) и "Батькивщины"(16%)   -  растут, а рейтинг первых  фактически сравнялся со "Слугой Народа"(20,2%). Для сравнения рейтинг "ОПЗЖ" в начале июня составлял, согласно КМИС,  только - 14,7%. В результате «Слуга Народа» оказались на гране потери партийного лидерства. В последствии ситуация для правящей команды усугубиться осенью, когда возникла проблема повышения тарифовна на ЖКУ.

Вконце июля опрос от «Рейтинг» показал, что 29% украинского общества не проголосовали бы за В. Зеленского ни при каких обстоятельствах,  с начала месяца это количество увеличилось на -  2%.

14 июля  2021г. стало известно, что Верховный Суд признал противоправным и отменил указ президента Владимира Зеленского, которым тот уволил Александра Тупицкого с должности главы Конституционного Суда. В дальнейшем, это может подорвать всю выстроенную президентом модель управления, в частности, ряд решений в отношении КСУ и решений СНБО. Неприятное для президента поражение от Верховного суда по А. Тупицкому информационно «перебивается» решением КСУ в пользу ОП по языковому закону.

14 июля 2021г. КСУ признал соответствующим Конституции Украины Закона "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного". Приходится констатировать, что решения КСУ принимает по принципу политической предвзятости. Грубейшие нарушения регламента не мешают действующему закону о языке быть конституционным. Не считая вопроса правомочности такого решения без судей Тупицкого и Касьминина.

15 июля 2021г. Верховная Рада рассмотрела и приняла отставку министра внутренних дел Арсена Авакова. Основным инициатором отставки главы МВД считают главу Офиса президента А. Ермака. Фигура А. Авакова давно не устраивала ОП. При всей демонстративной лояльности, в нем видели слишком самостоятельную фигуру.  Но отставка главы МВД откладывалась, поскольку существовали опасения, что без А. Авакова не получится удерживать контроль над уличными протестами и, в частности, радикалами, которые периодически создают кризисы для Банковой. Смена министра МВД спровоцировала большую кадровую чистку в структурах Нацполиции.

В августе 2021г. Отношения между Офисом президента и В. Кличко, начинают накаляться. Почти каждый день происходят обыски коммунальных предприятий или структур, связанных с В. Кличко. Основной причиной этого выступают президентские амбиции мэра Киева. Со своей стороны, В. Кличко сильно критикует Офис президента и борется с ними за умеренно-националистический электорат. Также они конкурируют за влияние на региональные элиты.

15 августа 2021г. мэра Кривого Рога Константина Павлова, члена партии «Оппозиционная платформа - За жизнь», обнаружили мёртвым в собственном загородном доме. В Кривом Роге расположены крупные металлургические предприятия ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог", Северный, Южный, Ингулецкий и Центральный ГОК, ЗАО "Сухая Балка", ОАО "Криворожский железорудный комбинат" и другие. В этом городе сконцентрированы существенные экономические интересы нескольких украинских экономических групп, жёстко конкурирующих между собой. Это сферы деятельности олигархов Рината Ахметова и Игоря Коломойского. В дальнейшем секретарь горсовета Александр Котляр от « Слуг Народа», который должен был исполнять обязанности мэра Кривого Рога уйдёт с должности, поскольку, его называли заинтересованным в смерти К. Павлова. И таким образом команда В. Зеленского снова утратит контроль над родным городом президента. Обязанности городского головы Кривого Рога вместо погибшего Константина Павлова до назначения новых выборов будет временно исполнять депутат от партии Украинская перспектива, бывший мэр города Юрий Вилкул.

19 августа 2021г. Большая палата Конституционного суда Украины удовлетворила заявление и. о. главы КС Сергея Головатого о самоотводе, поставив под сомнение все принятые судом в этом составе решения. В связи с этим, кризис Конституционного суда Украины вышел на новый уровень. За это время КС принял два решения - по закону об украинском языке и об оплате труда. Таким образом, два этих решения были приняты неполномочным составом КС и являются нелегитимными.

22 августа 2021г.  в Киеве с визитом побывала канцлер ФРГ Ангела Меркель. Учитывая то, что после сентябрьских выборов в Бундестаг она покинет свой пост, для неё это последний визит в украинскую столицу в качестве канцлера. итоги визита Ангелы Меркель в Киев оказались довольно ожидаемыми. Так как договорённостей с Путиным о будущем газового транзита через Украину ей достичь не удалось, в ходе переговоров с Владимиром Зеленским она поднимала темы «нормандского формата» и мирного урегулирования на Донбассе, давно зашедшего в тупик. Вместе с тем, стоит отметить, что немцы всё активнее навязывают Киеву необходимость «перехода на зелёную энергетику». Учитывая то, что такая энергия в разы дороже выработанной более традиционным способом, её внедрение в Украине грозит В. Зеленскому полным обвалом рейтинга из-за подорожания электроэнергии.

23 августа 2021г.  Прошёл саммит Крымской платформы. Президент пытался показать, что проведение этого мероприятия означает не просто подвижки, а тектонические сдвиги. В начале саммита он предположил, что "23 августа началась деоккупация Крыма". По итогам «платформы», стороны подписали общее заявление саммита.  Согласно которому в Украине создаётся Национальный офис Крымской платформы.  Участники мероприятия "ожидают возвращения Украине неподконтрольных территорий Автономной Республики Крым и города Севастополя". Подписанты согласились "рассмотреть введение дальнейших политических, дипломатических и ограничительных мер в отношении РФ, если это предусмотрено правовой системой каждого участника Платформы" и "если действия России того требуют". Всего в саммите приняли участие представители 46 стран и международных организаций, в том числе все страны Евросоюза, 14 из них — на уровне глав государств и правительств. Европейский совет представлял президент Шарль Мишель.

24 августа 2021г. День независимости послужил хорошим поводом для Банковой провести крупномасштабную пиар-акцию, продемонстрировав обществу и оппонентам мощь действующей власти. Парламент принял в первом чтении президентский проект Закона о большом государственном гербе Украины, что также используется в целях пиара. Во внутренней политике страны продолжается общий курс на административное, экономическое и информационное укрепление власти президента и его окружения.

1 сентября 2021г., в Вашингтоне состоялась встреча В. Зеленского  с президентом США Джо Байденом. Эта встреча и отсутствие критики на ней позиции и окружения В. Зеленского стала знаком поддержки со стороны США неоднозначных действий украинского Президента в отношении СМИ, политических оппонентов, экономических активов. В тоже время, в дальнейшем в отношении Украины США во многом будут полагаться на своих европейских союзников,  в сущности ни Украина, ни В. Зеленский не получили каких-либо существенных гарантий политического, экономического или военного характера.

Рейтинги власти: В начале сентября По результатам рейтинга видно, что визит В. Зеленского в США, встреча с Джо Байденом, а так же проведенные на День Независимости  мероприятия позитивно отразились на рейтингах власти.

В целом 48% - опрошенных оценили как успешный визит президента В.Зеленского в Соединенные Штаты Америки.

А среди официальных мероприятий ко Дню Независимости, опрошенные лучше всего оценили военный парад в Киеве - 44%.

Проведение «Крымской платформы» (согласно «Рейтинг») положительно оценили - 50%.

В результате рейтинг В. Зеленского вырос до  31 - 33%.  Опрос от «Рейтинг» показал, что  с июля баланс доверия президента увеличился на 9%. В. Зеленскому доверяют 50% опрошенных, а не доверяют - 48%; баланс становится положительным (+2%). Но эффект от подобных методов, оказался недолгим.

При этом стоит отметить, что рейтинг "Слуг Народа" остался стабильным и не смотря на предпринятые усилия фактически не продемонстрировал значительного роста - 25,8% (согласно «Рейтинг»). В сравнении с опросом, проведённым "Рейтинг" в конце июля 2021г.  рейтинг партии изменился в рамках погрешности (+1,7%).

13 сентября 2021г.  Совет судей не смог выбрать трёх членов Этического совета, которые должны контролировать добродетель членов Высшего совета правосудия, чем заблокировал основную часть судебной реформы. В целом, судебная реформа предусматривает передачу ключевых полномочий по отбору членов двух органов, которые управляют судами - Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей - в руки «международных экспертов». Несмотря на внешнюю демонстрацию готовности проведения судебной реформы по западному образцу, украинская власть и судейский корпус в таком сценарии не заинтересованы, поэтому не торопятся полностью сдавать позиции иностранцам и пытаются минимизировать для себя потери, затянув процесс. Даже после подписания президентом судебной реформы, судьи находят возможность её заблокировать.

15 сентября 2021г. Кабинет министров одобрил новую Стратегию информационной безопасности Украины, которая после утверждения СНБО вступает в силу с указом Президента. Стратегия предусматривает совершенствование нормативно-правовой базы в сфере информационной политики, которая определяет взаимодействие силовых структур с органами местного самоуправления и общественными организациями. Стратегия информационной безопасности продолжает политику власти, направленную на «закручивание гаек», в части информационной борьбы с политическими оппонентами. Таким образом, государство может пытаться установить свой тотальный контроль над основными медиаресурсами страны.     В целом, происходит процесс формирования репрессивного инструмента, который будет контролировать все информационное поле страны.

21 сентября 2021г. 21 сентября Рада приняла изменения в трудовое законодательство в первом чтении был принят законопроект №5388 или «закон о быстрых увольнениях».  Государство продолжает постепенно избавляться от своих социальных обязательств перед населением путем принятия изменений в трудовое законодательство, а именно фактической подмены КЗоТа трудовыми договорами, где могут быть прописаны любые условия труда и любая материальная ответственность сотрудников.

22 сентября 2021г. под Киевом было совершено покушение на помощника президента Украины Сергея Шефира. Его машину обстреляли из автомата. Сам помощник не пострадал, был ранен водитель. Происшествие усиливает роль С. Шефира в команде президента и может послужить дополнительным поводом для дальнейшего продвижения тренда на «закручивание гаек». Есть версии, что между ним и руководством ОП существуют серьёзные проблемы, и С. Шефир якобы даже собирался в отставку. Теперь отправить его в отставку как жертву покушения в ближайшее время будет просто неприлично.

23 сентября2021г.  парламент принял президентский законопроект №5599 о деолигархизации. Критерии определения «олигархов» в законе представлены довольно размыто и применять их можно избирательно. В целом закон о деолигархизации продолжает тренд власти на «закручивание гаек» - подавление основных политических конкурентов. Наряду с этим закон послужит инструментом перераспределения основных экономических и медиа активов в пользу команды президента. Серьёзных последствий для олигархов законопроект не содержит. Особенно для тех представителей крупного бизнеса, которые будут лояльны Банковой. Скорее, он выступает средством дискредитации влиятельных лиц, которые участвуют в политических процессах не на стороне действующей власти. В законе отсутствуют какие-либо механизмы конфискации их собственности или привлечения к юридической ответственности.

6 октября 2021г.  усиливается дипломатическая конфронтация России с НАТО. Ликвидация представительства РФ при НАТО и миссии НАТО в Москве служит одним из подтверждений того, что некоторые эксперты, говорившие о «большой сделке» после встречи Путина и Байдена в Женеве, сильно торопили события. На фоне вышеописанного, усугубляется и словесная конфронтация вокруг Украины. В Москве открыто заявляют о «красных линиях» и готовности предпринять «активные действия», в случае если в Украине появятся военные базы НАТО. Представители американского военного ведомства, в свою очередь, фонтанируют жёсткой риторикой в адрес РФ и заявляют о том, что «двери в НАТО для Украины открыты».

7 октября 2021г. отставку  был отправлен глава Верховной Рады Дмитрий Разумков. Основная стратегическая причина отставки Д. Разумкова заключается в том, что таким образом Офис президента пытается устранить одного из достаточно сильных возможных конкурентов В. Зеленского на следующих президентских выборах. Не ввязываться в новую избирательную кампанию Д. Разумкова сегодня пытаются убедить угрозами по лишению мандата. Ведь сколько бы не набирал Д. Разумков – это потенциальные голоса В. Зеленского, которых может не хватить для переизбрания, тут имеет значение и личный фактор и желание Банковой завладеть ресурсами парламента, иметь влияние на  СМИ и  телеканал «Рада». На должность председателя парламента был назначен лояльный Банковой Руслан Стефанчук.

В начале октября 2021г. ведущие западные СМИ активно писали о роли Владимира Зеленского и его окружения в «досье Пандоры», раскрывающем офшорные схемы высокопоставленных политиков и чиновников целого ряда государств. То, что президенту Украины было уделено в этом вопросе особое внимание в западных медиа – не случайно. Данное обстоятельство свидетельствует о продолжении тенденции, заключающейся в недовольстве западных партнёров саботажем реформ, нацеленных на укрепление внешней зависимости (в первую очередь – судебной реформы и реформы корпоративного управления) со стороны украинского руководства.  В дальнейшем в рамках той же тенденции возникает  ещё несколько волн  дискредитаций, в частности, расследование "Схем" о том, "как Зеленский и Шефир способствовали попыткам вывести активы из банка Курченко", Новое расследование от "Радио Свобода" по «вагнергейту» и др..

12 октября 2021г. в Киеве прошёл 23-й саммит Украина-ЕС. По итогам саммита в очередной раз подтвердился вывод о том, что Украина интересует Евросоюз, в первую очередь, как рынок сбыта товаров и услуг, а также – источник дешёвого сырья. Заключение договора об открытом небе и отмена моратория на экспорт из нашей страны леса-кругляка полностью подтверждают данный тезис.

19 октября 2021г.  Верховная Рада приняла пакет законов о независимости Национального банка, которые являются частью исполнения Меморандума с Международным валютным фондом. Пакет законов по НБУ, при сохранении влияния иностранных инвесторов, усиливает независимость Нацбанка от Совета НБУ и правительства. В рамках этого же тренда, принят закон о приведении закона о Национальном антикоррупционном бюро (НАБУ) в соответствие с Конституцией.  В сущности, под видом укрепления «прозрачности», западные партнёры выводят эти структуры из-под контроля украинской власти и переподчиняют себе.

21 октября 2021г.  Рада проголосовала за законопроект №5464 для развития рынка биогаза. Пытаясь подготовиться к прекращению транзита российского газа через свою территорию, она готовит законодательство для закачки биометана в ГТС Украины вместо российского газа в будущем. Происходит многоуровневая борьба вокруг энергетики Украины, где параллельно идет конфликт интересов И. Коломойского и Р. Ахметова и борьба России с ЕС с принуждением последнего к скорейшему запуску «Северного Потока-2».

В начале ноября 2021г. С целью установления более полного контроля ОП над работой правительства и его основными финансовым потоками, произошли кадровые ротации в Кабмине, затронувшие 1/3 его состава. С расчётом на то, что часть социально-экономических провалов власти будет списана на уволенных министров.  Парламент назначил четырёх новых министров: Алексея Резникова министром обороны, Ирину Верещук главой Минреинтеграции, Павла Рябикина главой Минстратегпрома, а Юлию Свириденко министром экономики.

В начале  ноября 2021г.  проявилась тенденция на формирование новой политической силы под предводительством экс-спикера Дмитрия Разумкова. Он обнародовал фамилии народных депутатов, которые вошли в новое межфракционное объединение "Разумная политика". Фактически, создалась ещё одна группа внутренней оппозиции, которая будет синхронно голосовать вопреки позиции руководства партии и де-факто лишает «Слугу Народа» монобольшинства в парламенте. При этом, де-юре депутаты выходить из фракции не будут из-за риска потери мандата.

5 ноября 2021г. Власть продолжила тренд на «закручивание гаек». В.  Зеленский безотлагательно подписывает «антиолигархический» закон, который станет инструментом перехвата финансовых потоков, контроля над СМИ и политическими партиями командой ОП.

 С начала ноября 2021г. Американские СМИ начинают тиражировать информацию о якобы имеющем место сосредоточении российских войск у границ Украины. 9 ноября эту тему продолжило американское издание Bloomberg. Об этом написали ещё несколько американских изданий самого авторитетного порядка: Politico, The Washington Post, и CNN. Наиболее вероятной целью этой информационной кампании является «повышение ставок» американской стороной на переговорах с Москвой о контроле над стратегическими вооружениями. «Концентрация российских войск» приводится в качестве аргумента для необходимости задержать сертификацию «Северного потока-2», которая нужна России.

16 ноября 2021г. немецкий регулятор временно приостановил процедуру сертификации газопровода «Северный поток-2». Для ее возобновления необходимо создание компании-оператора в соответствии с законодательством Германии. Ориентировочные сроки завершения сертификации «СП-2» сдвинулись на апрель 2022 г. Это может означать, что всю зиму цены на газ в Европе будут оставаться на уровне выше 1000 долларов за тысячу кубометров.

 17 ноября 2021г. Bellingcat опубликовал полное расследование о вероятном срыве операции с «вагнеровцами». Отмечается, что идея спецоперации зародилась в 2018 году. В тексте расследования нет прямого обвинения А.Ермака или В. Зеленского в том, что это они слили информацию. Bellingcat акцентируют внимание на том, что белорусские спецслужбы, которые задерживали «вагнеровцев» считали, что они планировали расшатать режим А. Лукашенко. То есть, фактически, акцент делается на том, что спецоперация Украины могла быть сорвана случайно.  В результате, опубликованная Bellingcat информация значительно не заденет Офис президента. Но даже обвинений со слов В. Бурбы, и особенно их серьёзной информационной раскрутки в Украине потенциально может хватить оппозиции для начала организации массовых протестов, которыми она шантажирует нынешнюю власть.

Рейтинги власти: После офшорных скандалов и «вагнергейта» рейтинги Президента В. Зеленского и его партии значительно просели.

Результаты опросов  в октябре наглядно продемонстрировали, что  украинское общество в основном негативно оценивает  как скандалы связанные с "офшорами" (77,1%  - считают  недопустимым наличие офшоров), и "вагнеровцами"(40% - возлагают ответственность за срыв операции на руководство страны), так и  отставку спикера( негативно это событие оценили почти 40% против 8%). В результате рейтинг В. Зеленского  за месяц потерял  более 8%.  В парламентском рейтинге лидерство разделили две партии, разница между ними находится в рамках статистической погрешности. «Слуга народа» - 15,5%  формально занимают вторую строчку рейтинга, уступив лидерство  «Европейской Солидарности»- 15,7% (-1,7%), с начала сентября до середины октября  партия «Слуга народа»  потеряла  - 4,5%. В динамике с апреля 2021г. рейтинг президента потерял 5-6% электоральной поддержки и приближается к своему минимуму, который был в феврале 2021г. - 22%. Рейтинг партии потерял от 4%- 6% электоральной поддержки.

При этом, можно говорить о том, что часть разочаровавшегося электората перетекает от В. Зеленского к  Д. Разумкову, с июня его рейтинг увеличился  на +4% - 5,7% и составил от 7% - 8,8%. Условная «Партия Дмитрия Разумкова», дебютировав в списке  с результатом 6,8%,  преодолевает 5% барьер для попадания в парламент.  Правда уже в декабре рейтинги Д. Разумкова немного просел и составил  около  - 6%, рейтинг его условной партии  также находится в пределах 6 -7%.

В случае электорального соперничества в  паре В. Зеленский и П. Порошенко побеждает В.Зеленский  с результатом 55,6% и 44,4% соответственно (разрыв 11%). Несмотря на то, что во втором туре президент сохраняет лидерство и обходит П.Порошенка, разрыв между ними с июня сократился на  - 9%. Согласно опросу, проведеного в июне разрыв составлял 20% (результаты 60% и 40% соответственно.

Результаты опроса "Рейтинг"  также подтверждают, что в результате офшорных скандалов сформировался тренд на снижение рейтингов команды власти: за 1,5 месяца  (-6%) у президента и (-5,4%) у правящей партии. Но кроме этого,    мы видим  и значительное снижение рейтинга доверия к президенту.  За 1,5 месяца баланс доверия к президенту уменьшился на (-22%). Еще в сентябре по версии “Рейтинг” уровень доверия к президенту был 50% (против 48%) и соответственно, положительный баланс (+2%).

Насколько украинское общество одобряет действия президента  В.Зеленского проводилось КМИС в середине декабря. Результаты показывают, что   58,6% - опрошенных не одобряют деятельность Президента В. Зеленского; одобряют - 26,4%; баланс - (-32,2%) с октября это значение ухудшилось почти на  - 4%. Для сравнения в сентябре 2019г. деятельностью В. Зеленского были довольны 71% против 11%. Баланс - (+ 60%),   на тот момент такой результат превышал одобрение  президента РФ  В.Путина ( 2019г. баланс +36%),  а сейчас превысил бы результат нынешнего  лидера в рейтинге одобрения премьер-министр Индии Н. Моди (2021г.баланс+45%).

Результаты исследования КМИС  проведенного в конце ноября наглядно демонстрируют стремительное снижение рейтинга "Слуги Народа" и как следствие - потерю партийного лидерства.  «Европейская Солидарность » - 17,1%  теперь на первом месте. Далее следуют «Слуга народа» - 15%. При этом, впервые за два года  9-го созыва в  четверку постоянных лидеров ("СН", "ЕС", ОПЗЖ, "Батькивщина")  попадает другая партия -  Д. Разумкова «Разумная политика». С результатом 9,9% потенциальная партия вытеснила из четверки ОПЗЖ.

В начале ноября  социология  от Центр Разумкова показала, что В. Зеленский теперь является  и «лидером» антирейтингов. Почти 32% граждан не проголосуют за него не при каких условиях. Несмотря на то, что в ноябрьском опросе от «Рейтинг» лидером антирейтингов является П. Порошенко (44%- небудут за него голосовать), у В. Зеленского аналогичный Центру Разумкова результат – 32% или почти треть избирателей не проголосуют за него ни при каких условиях. Достаточно большой антирейтинг   В. Зеленского делает его потенциально уязвимым перед новыми кандидатами, если такие появятся на следующих президентских выборах.

В ноябре 2021г.  Окончательно стало ясно, что мероприятия по борьбе с коронавирусом в Украине оказались провальными. В результате, значительная часть общества не доверяет власти в вопросах противодействия пандемии. Пытаясь снять с себя ответственность, власть обвиняет в происходящем «информационное воздействие РФ».

 “Вовина тысяча” является, с одной стороны, попыткой прямого подкупа избирателя, с другой – попыткой лоббирования интересов определенного бизнеса (сетей кинотеатров и фитнес-клубов), с третьей – обыкновенным пиаром для поддержания рейтинга, а с четвертой - подготовкой населения к выборам в сети Интернет, а точнее - через приложение “Дия”.

24 ноября 201г. Кабинет министров запустил работу Бюро экономической безопасности. Запуск работы Бюро экономической безопасности (БЭБ) на этой неделе является одной из мер по обеспечению проводимого действующей властью курса на тотальную фискализацию. С началом функционирования нового органа, следует ожидать роста количества уголовных дел, связанных с неуплатой налогов, и максимально жёстких приговоров по ним для рядовых граждан (предпринимателей, физлиц, и т. п.). В то же время, как показывает пример НАБУ, САП, и других новообразованных структур, ожидать реального расследования преступлений, совершённых высокопоставленными чиновниками, от нового органа не приходится.

21 ноября 2021г., когда в Украине отмечали День достоинства и свободы, участники массовой акции протеста пришли к зданию Офиса президента (ОП) на Банковую и выдвинули требование: в течение десяти дней уволить главу ОП Андрея Ермака.

На фоне энергетического кризиса, эпидемии коронавируса и консолидации против Офиса президента ключевых финансово-промышленных групп, зимний сезон может создать для В. Зеленского реальный политический кризис с уличными протестами. Расследование Bellingcat, посвящённое провалу спецоперации украинских спецслужб по задержанию боевиков ЧВК "Вагнера", накаляет ситуацию. И в первую очередь бьёт по репутации и поддержке В.Зеленского в правом политическом сегменте, куда его активно смещала команда последний год.

26 ноября 2021г.  В. Зеленский провёл пресс-конференцию по итогам половины срока пребывания на посту главы государства. Президент пообщался с журналистами на фоне ряда скандалов связанных с «Вагнергейтом», расследованиями о дне рождения главы ОП А. Ермака, вероятностью российского вторжения и др. Пресс-конференция стала реакцией Банковой на снижение президентских рейтингов и ряд медийных скандалов, в которых в последнее время фигурировало первое лицо. Президент дал понять, что любая попытка организовать протесты или продолжить информационную атаку на власть (будь то со стороны Рината Ахметова, или кого-то другого) закончатся резким подавлением и обвинением всех причастных в госизмене/работе на Кремль.

30 ноября 2021г. Конституционный суд Украины признал невозможным приведение к присяге Александра Петришина и Оксаны Грищук, которых 26 ноября президент Владимир Зеленский назначил судьями КСУ. Среди прочего, в заявлении говорилось, что Александр Тупицкий и Александр Касминин, остаются действующими судьями КС, пока не закончатся сроки их полномочий или пока их не уволит с должностей сам Конституционный Суд. У А. Тупицкого срок полномочий истекает в мае 2022 г., у А. Касминина – в сентябре 2022 г. Таким образом, в противостоянии за влияние на судебную систему страны президент потерпел очередное поражение от судейского корпуса. В дальнейшем США введут санкции против А. Тупицкого, а также против А. Портнова, что продолжит тренд на противостояние западных партнёров, президента и судейского корпуса за влияние на судебную систему страны. Давлению со стороны Запада подвергаются те фигуры, которые потенциально, по мнению США, мешают провести перезагрузку судейского корпуса и установить контроль над работой украинской судебной системы со стороны «международных экспертов».

30 ноября 2021г., Стало понятно, что геополитическое противостояние между Соединёнными Штатами и их союзниками с одной стороны и Российской Федерацией и её союзниками – с другой, не только не утихает на фоне российско-американских переговоров, но и нарастает. Его свидетельствами стали отказ НАТО от предложений российской стороны договориться о гарантиях нерасширения блока на Восток и заявления президента Беларуси Александра Лукашенко о готовности разместить в своей стране российское ядерное оружие в случае если американское ядерное оружие будет размещено в Польше.

В свою очередь в Украине  звучат заявления министра обороны А. Резникова о интеграции в НАТО "де-факто", через расширение сотрудничества, а также о стремлении к  размещению западных военных инструкторов на позициях вблизи линии соприкосновения — это призыв к тому, что российские высшие должностные лица, включая Владимира Путина, на протяжении полугода последовательно обозначают в качестве «красной линии», а именно – военному освоению территории Украины странами НАТО. Но данное заявление А. Резникова на Западе сочли провокационным и публично отказались следовать озвученной в нём тактике.

1 декабря 2021г. В Верховной Раде президент Владимир Зеленский выступил с ежегодным посланием, которое подтвердило намерение Офиса президента продолжать тренд на укрепление личной власти главы государства.

Заявления президента о запланированном госперевороте 1 декабря обвалили стоимость еврооблигаций Р. Ахметова на 13%. В то же время, подобного давления не испытывает И. Коломойский. И таким образом деолигархизация происходит выборочно. Власть усиливает давление на бизнес-империю Д. Фирташа, возвращая государству Запорожский титано-магниевый комбинат.

1 декабря 2021г,  в день, на который президент Владимир Зеленский анонсировал «государственный переворот», в Киеве состоялась акция протеста "Защити Украину - останови переворот". Основным требованием митингующих была отставка главы Офиса президента Андрея Ермака. Протесты националистически-ориентированной оппозиции в день послания оказались менее массовыми чем ожидалось, и не произвели желаемого информационного эффекта.  Не исключено, что это произошло в результате наличия договорённостей между оппозицией и западными партнёрами. Бессрочные акции протеста оппозиция могла отменить под влиянием западных партнёров, которые считают, что дестабилизацией в стране может воспользоваться Россия.

В начале декабря 2021г.  с целью стабилизации падающих рейтингов, президент В. Зеленский зарегистрировал в Верховной Раде законопроекты о введении экономического паспорта. Они являлись частью его предвыборной программы. Если эти законопроекты будут приняты, первые выплаты лицам, достигшим совершеннолетия, начнутся в 2037 году.

7-го декабря 2021г.  по видеосвязи состоялись очередные переговоры Джо Байдена и Владимира Путина. Полноценной «разрядки» между сторонами они так и не принесли. Обстановка остаётся крайне напряжённой: США продолжают заявлять об угрозе российского вторжения в Украину, а Россия – о намерении Киева вернуть неподконтрольные территории Донбасса силой. Тем не менее, кое-какие результаты переговоров российского и американского лидеров, всё же, имеются. Таковыми можно считать отказ США от введения новых санкций против «Северного потока-2», а также – временную заморозку предоставления очередного транша средств на военную помощь для Украины. Впрочем, эти решения могут быть быстро «отыграны» назад.

 13 декабря 2021г. после заседания фракции "Слуга народа", Давид Арахамия сообщил, что закон о столице будет рассмотрен в Верховной Раде в "новом сезоне". Намерение принять закон о столице продолжает тренд на укрепление власти ОП на региональном уровне, а также противостояние В. Зеленского и В. Кличко за контроль над основными финансовыми потоками в Киеве. Основная цель документа состоит в том, чтобы разграничить полномочия мэра, и главы КГГА, назначенного президентом. Одной из причин того, что рассмотрение закона о столице перенесли на следующий сезон, может быть недостаток голосов в парламенте. Такая ситуация могла сложиться с учётом влияния Д. Разумкова на голосование депутатов, состоящих в его МФО. Кроме того, не исключено, что противоборствующие стороны (В. Зеленский и В. Кличко) закулисно пытаются прийти к договорённостям о распределении финансовых потоков в Киеве, в связи с чем рассмотрение закона о столице отложили.

17 декабря 2021г. Верховная Рада провалила голосование за рассмотрение закона об отсрочке кассовых аппаратов для ФЛП. Несмотря на акции протеста ФЛП, власть не стала сдвигать сроки введения кассовых аппаратов для них. Это произошло в рамках продолжения тренда на тотальную фискализацию, вызванного желанием покрыть бюджетный дефицит и выплату иностранных кредитов за счёт рядовых граждан.

17 декабря 2021г.  Министерство иностранных дел РФ опубликовало стратегическое предложение России к США и НАТО о гарантиях взаимной безопасности. В Москве твёрдо намерены обезопасить себя от угроз, связанных для РФ с расширением блока НАТО и его военной инфраструктуры на Восток в последние десятилетия. Вопрос неразмещения американских или НАТОвских вооружений на территории Украины сегодня настолько же критичен для России, как в 60-е годы для США вопрос неразмещения советских ядерных ракет на Кубе. Учитывая то, что американская сторона вряд ли согласится дать России требуемые ей гарантии, в обозримой перспективе следует ожидать дальнейшей милитаризации Восточной Европы и усиления российско-американской конфронтации в регионе. Её элементами могут стать размещение американского тактического ядерного оружия в Польше, а российского – в Беларуси, а также – военная эскалация в Украине по инициативе РФ с целью недопущения размещения на её территории американских систем вооружений.

17 декабря 2021г.  Следователи ГБР передали по всем домашним и рабочим адресам, где зарегистрирован П. Порошенко повестку о вызове в качестве подозреваемого. Пытались вручить ему и лично, но он от следователей убежал. Речь идёт о деле по закупке угля из Донбасса. Фигурантом этого дела является глава политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук.  После этого экс-президент Украины Петр Порошенко уехал из страны. Его партия «Европейская солидарность» объяснила это заранее запланированным дипломатическим турне в Турцию и Польшу. Таким образом В.Зеленский –избавляется от двух ключевых оппонентов – В. Медведчука и П. Порошенко, от правого и левого сегмента политической конкуренции. Протесты сторонников П. Порошенко вполне возможны, но вряд ли они смогут привести к новому Майдану тем более, что побег П. Порошенко воспринимается в обществе негативно.

 

Рейтинги власти по итогам 2021года:

По последним данным ведущих социологических компаний «Рейтинг», КМИС и Центр Разумкова -  рейтинг Президента составляет от 27,6% до 24%, а рейтинг провластной партии « Слуга Народа» от 17% до 23%. Рейтинг доверия находится в промежутке от 28-38%, в то время как уровень недоверия достигает 61%-66%.

В среднем электоральная поддержка  В. Зеленского за год осталась  почти на том же уровне:

по данным КМИС с декабря 2020г.(27%) по декабрь  2021г.(27,6%); по данным Центр Разумкова в период с декабря 2020г. (28%) по ноябрь 2021г.(25%) президентский рейтинг снизился на (-3%); по данным « Рейтинг» с декабря 2020г. (29%) по декабрь 2021г.(24%) рейтинг снизился на (-5%); в общей динамике рейтинг президента с февраля 2020г. (44-43%) потерял от 17% до 20%  своего рейтинга.

• В то же время баланс доверия  к Президенту:

Согласно данным, Центр Разумкова – декабрь 2020г. (доверие -30%; не доверие - 64%; баланс -34%), в ноябре 2021г. (доверие -28%; не доверие 66%; баланс -38%), соответственно, баланс доверия за этот период утратил - 4%. При этом всего по данным Центр Разумкова с октября 2019г.  баланс доверия утратил  - 82%

• Согласно данным, «Рейтинг» - в декабре 2020г. (доверие - 41%; не доверие - 53%; баланс -14%), в декабре 2021г. доверие -38%; не доверие  - 61%; баланс (-23%), соответственно, баланс доверия за этот период утратил 9%. В общей динамике с  июля 2019г. (доверие - 76%; не доверие - 14%; баланс +62%), баланс доверия за этот период утратил - 85%.

Количество готовых снова проголосовать за «Слуг Народа»:

 По данным КМИС осталось на том же уровне. Декабрь 2020г. (17%) по декабрь 2021г. (около18%); в общей динамике с февраля 2020г. (39%) рейтинг партии утратил (-21%)

По данным Центр Разумкова в период с декабря 2020г.(26,5%) по декабрь 2021г. (23%) рейтинг партии снизился на (-3,5%); в общей динамике с января 2020г. (45%) рейтинг партии упал на (-22%).

По данным «Рейтинг» в период с декабря 2020г.(21%) по декабрь 2021г. (19%) рейтинг партии снизился на 2%. в общей динамике с декабря 2019г. (47%) рейтинг партии упал на (-28%).

 

 

Динамика рейтинга доверия и недоверия Президента В.Зеленского.

 

 

 

Динамика рейтинга доверия и недоверия  политической партии "Слуги народа"