Политолог Руслан Бортник: “Популизм, как грабли, дал по лбу самому Зеленскому”

Политика становиться вновь актуальной темой в Украине, поэтому гость сегодняшнего интервью директор “Украинского института политики” – Руслан Бортник.

Поговорили о Владимире Зеленском, Виталии Кличко, Петре Порошенко, Михаиле Саакашвили, коррупции, терроризме и местных выборах в Украине. 

Насколько сильным будет кризис

Здравствуйте, Руслан! Спасибо, что согласились выйти на интервью и дать свою политическую оценку последним событиям в Украине. Сегодня я хотел бы поговорить с вами про местные выборы, нынешнюю власть, экономический кризис, коронавирус, Донбасс и экс-президента Петра Порошенко. Перед началом хочу спросить, как ваши дела и о чём заняты мысли в последнее время?

Здравствуйте! Мысли заняты осенью. Мы пытаемся понять, что будет в стране, что будет происходить на Донбассе, что принесут американские выборы и насколько сильным будет экономический кризис. Потому что абсолютно все: Украина, Европа, Россия – все почувствуют экономический кризис осенью.

Параллельно мы с коллегами создали институт, такое объединение аналитических центров Украины, где собираемся рассматривать стратегические вопросы. Потому что Украина живёт не в тактике, а в режиме политической конъюнктуры. Также пишу две книги, пытаюсь довести до ума свою научную работу.

Если не секрет, о чём ваши книги?

Не знаю, стоит ли говорить. Скажу одно, мы сейчас пишем с коллегами антишарп. Шарп – это технологии цветных революций, свержение власти, и мы уже несколько лет пишем антишарп, условно говоря – технологии противодействий деструктивным внешним влияниям. Это будет интересное издание в отношении того, как соблюсти права и свободы человека, как обеспечить функционирование демократии в условиях попыток свержения власти, внешнего вмешательства, и в целом дестабилизации.

Читайте также: Рынок земли в Украине: плюсы, минусы и подводные камни

Местные выборы в Украине

Местные выборы

Первая тема на сегодня местные выборы в Украине, а в частности в Киеве. Главный вопрос, который возникает у киевлян звучит так: “Будет ли в 2020 году новый мэр Киева?”

Прогнозировать сложно, но с точки зрения оптимизма я оцениваю проигрыш Виталия Кличко в 30%, не более. То есть 70% даю на победу, 30% на поражение, в итоге Кличко останется мэром. Это не из-за его достижений, а из-за проигрыша оппонентов, которые до сих по не могут сформулировать сильные фигуры.

С точки зрения нынешнего политического баланса кандидату от “Слуги народа”, Пальчевскому и многим другим будет сложно тягаться с Кличко. Поэтому я думаю, что у Виталия Кличко есть хорошие шансы остаться, но существуют риски, которые оцениваю в 30%. Прежде всего это второй тур, потому что у Виталия Кличко высокий рейтинг, но и высокий антирейтинг. Если во второй тур против него выйдет серьёзная фигура и разрыв между первым и вторым будет не более 20%, тогда у Кличко есть все шансы проиграть.

В целом местные выборы для Украины очень важны, потому что фактически у нас пройдёт четвёртый тур президентской компании в команде власти. “Слугам народа” снова придётся доказывать, что они остаются популярным электоральным и перспективным проектом. Если они этого не докажут, я не исключаю, что именно местные выборы запустят политический кризис в Украине и это будет сигналом для олигархов и других внешних игроков, что уже пора переориентироваться на другие более перспективные силы в следующем политическом цикле.

Также интересный факт, что практически все региональные элиты на выборы в 2020 году идут под знамёнами своих личных проектов. Их больше не интересует поддержка власти, не интересует поддержка оппозиции, они идут своей дорогой и достаточно окрепли для того, чтобы играть свою независимую политическую игру.

То есть вы хотите сказать, что Кернес в Харькове и Труханов в Одессе останутся на своих местах? То есть сохранят свои должности?

Кернеса оцениваю также, как Кличко (70% на 30%). Что касается Труханова, там ситуация сложнее, но есть шансы остаться. Я думаю, что большинство авторитетных мэров могут сохранить свои должности. Проблемы есть у мэра Николаева, Черновцов, у мэра Львова Андрея Садового, там может быть избран представитель “Европейской солидарности”.

Кроме того, я не вижу ни одного областного центра, где бы представитель от “Слуг народа” имел доминирующие шансы на победу. Есть несколько областных центров, где их представители могут составить конкуренцию, но с учётом того, что в Украине более 20 областных центров, не в одном из них представитель власти не имеет уверенных шансов на победу.

Кстати, на днях Юрий Корявченков заявил, что пойдёт в мэры Кривого Рога и его шансы оценивают довольно хорошо

Кривой Рог не областной центр, а всего лишь большой город в Днепропетровской области. В Днепре мы видим, что у представителей власти слабые шансы. Если туда пойдёт даже Максим Бужанский, всё равно он будет андердогом этой ситуации, у Филатова шансы намного получше.

Недавно Дмитрий Гордон заявил, что за месяц до регистрации кандидатов в мэры Киева появятся 2 человека, которые полностью переиграют все рейтинги. Как вы думаете, о ком идёт речь?

Знаете, у меня это вызывает огромную улыбку, потому что вспомним президентские выборы. Вспомним, как Дмитрий Гордон по большому секрету на всех телеканалах рассказывал, что скоро появится кандидат, который перекроит всю систему и будет победителем на выборах президента. Итак, барабанная дробь – это Игорь Смешко, который не вышел даже во второй тур.

Это любимая технология Гордона накачивать интригу и таким образом продвигать своего клиента, не за дорого. Я не думаю, что на киевском фоне кроме заявленных сегодня кандидатов в ближайшее время может появиться волшебник, который вытянет кролика из шляпы и скажет: “Смотрите, этот человек лучше Кличка и его рейтинги уже больше”. Времени осталось мало. Думаю, что он говорил либо о себе, либо о Смешко, либо о ком-то из людей, которых он продвигает.

При всём уважении к Дмитрию, он человек проинформированный, но его прогнозы в последнее время не сбываются. Мне порой кажется, что прогнозы украинских синоптиков более достоверны. Начиная от отставки Гройсмана и заканчивая крымскими мостами, в основном всё ушло в молоко. Мне кажется, что он такими прогнозами просто достигает своих политтехнологических целей, и часто не верит в то, что говорит.

Какова вероятность, что на местных выборах “Партия Шария” выстрелит точно так же, как “Слуга народа” на выборах в парламент?

Думаю, что вероятность этому небольшая, поскольку рейтинги “Партии Шария” находятся на барьере 5%, статистка показывает 3-7%. Есть регионы, где партия наиболее популярна, например, Одесса и в целом юг. На юге по некоторым городам я видел рейтинги 18-20%, но есть регионы, где партия не преодолеет барьер и не будет представлять местный совет.

Я говорил технологам партии, что предстоящие местные выборы для них большая проблема, потому что эти выборы в случае неправильного формирования кадрового состава приведут к поражению “Партии Шария” на досрочных выборах в парламент. Дело в том, что если их представители не пройдут в местные советы это одна проблема, а если их представители пройдут с бизнес интересами, погрязнут в коррупционных скандалах, то партия придёт к тому, к чему пришла “Самопомощь”.

Тарифы в 2 раза не снижены, как обещал президент. Упала цена только на газ, но его далеко не все потребляют, и несмотря на снижение цены, стоимость на горячую воду и тепло не снижены.

Поэтому мне кажется, что сейчас “Партия Шария” идёт не по правильному пути. Им нужно выбрать буквально от двух до десяти пилотных регионов, где они дадут результат и будут наводить шум. И только таким образом им нужно идти на местные выборы, понимая, что эти выборы будут прелюдией к выборам в парламент.

Читайте также: Наследие Кличко: что мэр сделал для Киева

Власть Зеленского

 

Более 50% больных коронавирусом одновременно: Зеленский прогнозирует три сценария для страны

Фото: president.gov.ua

От местных выборов переходим в большую политику. Как вы оцениваете первый год президента Владимира Зеленского и парламента IX созыва?

 

Начнём с парламента. Смотрите, парламент был избран год назад, но заработал в конце августа, поэтому мы оцениваем 10 месяцев, а не 12. Если говорить об оценке, с какой точки зрения вы хотите получить оценку?

С точки зрения эффективности принятия законов на благо граждан Украины.

С точки зрения граждан, я думаю, что этот парламент не очень эффективен. Если брать по 5-ти бальной системе, то могу поставить 2 с плюсом или 3 с минусом. Почему? Потому что парламент работал, представлял интересы разных социальных групп в Украине и разные политические настроения. Даже “ОПЗЖ” находясь в оппозиции в этом созыве протянули более 30-ти своих законодательных инициатив, а фракция “Голос” около 50-ти, то есть была зона для диалога.

Также парламент рассмотрел более 800 законопроектов, он интенсивно и быстро собирался во время коронавируса и других вопросов, то есть был функционален. Поэтому здесь большой плюс, и прежде всего руководству Верховной Рады.

А с точки зрения профессионалов? Ведь мы помним профанов в экономике и самокаты.

С точки зрения руководства Верховной Рады, Разумков не Парубий – это очевидно, а “БПП” и “Народный фронт” не “Слуга народа” по составу. С точки зрения профессионализма есть большие вопросы, многие законопроекты приходилось переписывать десятки раз, было огромное количество скандалов, начиная от вызовов девушек лёгкого поведения и “второсортных” детей, и заканчивая породистыми собаками у пенсионерок.

Но парламент работал, хоть и на минималках. Почему? Потому что ни один из ключевых социальных запросов этим парламентом не решён, несмотря на огромное количество принятых решений. Вопрос войны и мира не решён, парламент не принял законодательство, которое позволило бы разблокировать закон об особенностях местного самоуправления на территории Донецкой и Луганской областей, нет закона о выборах, переходном правосудии, об амнистии.

В конце концов, даже не имплементирована формула Штайнмайера. Поэтому по теме войны провал полный, и точку в этом провале поставило постановление о назначении местных выборов, в котором четвёртым пунктом написано, что местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей проводятся только после того, как Россия выведет свои войска. То есть выборов в ближайшее время не будет никогда.

Другой момент касается коррупции. Две весны прошло, а посадок нет. Даже тех, кого изначально посадили: Пашинский, Кононенко, Свинарчуки – эти люди уже на свободе. Также парламент не смог активизировать антикоррупционную деятельность государства, парламент не смог отправить в отставку руководители НАБУ Сытника.

Третий запрос касается социального повышения благосостояния. Именно парламент принимает закон о госбюджете, в котором фиксирует заработные платы, пенсии, уровень тарифов, уровень социального обеспечения в стране. Парламент не смог решить эти проблемы. Тарифы в 2 раза не снижены, как обещал президент. Упала цена только на газ, но его далеко не все потребляют, и несмотря на снижение цены, стоимость на горячую воду и тепло не снижены. Также принята легализация игорного бизнеса, антибанковский закон и многие другие вещи, которые не поддерживает общество.

А закон о медиа?

Закон о медиа не принят даже первом чтении.

Но тем не менее, его пытаются продвигать.

Есть много болезненных инициатив в Верховной Раде, в том числе и закон о медиа. Из популярных вещей, которые показывает социология: закон об импичменте президента, снятие депутатской неприкосновенности, и отставки (кадровый вопрос).

Берём снятие депутатской неприкосновенности. В чём разница, если и в первом и во втором случае остался пункт, который позволяет привести депутата к уголовной ответственности, только по инициативе Генерального прокурора?

Это не простой вопрос. Я считаю, что это имитация, имитация политической деятельности, потому что неприкосновенность осталась у президента, судей и у других фигур, и это нечестно. Вот как было раньше? Раньше Генеральный прокурор вносил в Верховную Раду на рассмотрение три постановления о снятии неприкосновенности, о привлечении к ответственности, и об аресте.

Эти три предложения рассматривались комитетом по вопросам регламента, а потом голосовались простым большинством в Верховной Раде. Процедура работала так, работала тяжело, но она была намного эффективнее, чем сейчас. Объясню почему.

Смотрите, у нас депутаты уже 7 месяцев без неприкосновенности. Кто из них за это время привлечён к ответственности?

Никто.

Правильно, никто. И привлекать к ответственности за это время стали меньше, чем когда эта неприкосновенность была, то есть это был социальный политический миф. Сейчас процедура другая, решение принимает лично Генеральный прокурор, лично подписывает представление, но это решение можно заблокировать и оспорить в судах. В целом, если Генеральный прокурор принял такое решение, то потенциально депутата могут задержать, выдвинуть обвинение, и даже арестовать, но эта процедура пока что не применялась.

Условно говоря депутата Иванова привлекать к ответственности за то, что он дал в лицо депутату Сидорову в силу политических противоречий – невозможно! Потому что это элемент его политической деятельности.

То есть решение принимает один человек, но есть и другая проблема. Депутатская неприкосновенность имела две составляющие: иммунитет и индемнитет. Объясняю, иммунитет – это неприкасаемость от преследования по уголовным обвинениям, а индемнитет – это неприкасаемость от преследования по политическим обвинениям. Где эта грань? Никто не знает, это должен решать суд. И как раз неприкосновенность в виде индемнитета осталась, она не снята, она не ликвидирована Конституцией.

Условно говоря депутата Иванова привлекать к ответственности за то, что он дал в лицо депутату Сидорову в силу политических противоречий – невозможно! Потому что это элемент его политической деятельности. Чтоб вы понимали, как только возникает вопрос привлечения депутата к какой-нибудь ответственности, любой депутат и его адвокаты будут атаковать Генерального прокурора, обвиняя его в политических преследованиях. И весь процесс заблокируется на уровне судов, то есть вопрос не в иммунитете, а индемнитете.

Михаил Саакашвили – ошибка или удачный подбор кадра в политике Зеленского?

Михаил Саакашвили – это ровно такой же инструмент для Владимира Зеленского, каким был для Петра Порошенко. Когда нужно прикрыться от западных партнёров и продемонстрировать имидж реформаторов, тогда выдергивают Михаила Саакашвили. То есть лепят его, как банный лист к месту у власти и говорят: “Смотрите, мы ж такие либералы, мы такие проевропейские, у нас даже Саакашвили работает”. А когда такая имитация уже не нужна, этот листок отдирают и выбрасывают в мусорник. Так было при Петре Порошенко, так же может повториться и при Зеленском.

Если решат делать глубокую реформу на таможне, Саакашвили могут пустить с цепи.

Но при Владимире Зеленском Саакашвили не был назначен в правительство, потому что зная его психотип, его не подпускают близко во власть, чтобы он её не разрушил. Поэтому пока Саакашвили ни на какие процессы не влияет, но потенциально может стать информационным политическим тараном, если власть решит проводить глубокую судебную реформу. Я напомню, что Саакашвили выступает за привлечение иностранных судей в украинскую систему. Оказывается иностранных членов в правительстве и наблюдательных советах было мало, теперь ещё нужно судей.

Либо если решат делать глубокую реформу на таможне, там Саакашвили могут пустить с цепи. Кроме того, Саакашвили будет франчайзером для украинской власти, который будет лоббировать кредиты, вот и всё, для этого его и используют.

Неделю назад вышла программа “Схемы”, в которой показали, что Зеленский живёт на государственной даче. Хотя год назад он говорил, что эти государственные здания нужно продать. Получается говорил одно, а по факту другое. Что вы об этом думаете?

Я думаю, что не надо давать тех предвыборных обещаний, которые выполнить не сможешь. Мне кажется, что обещать такое в нынешней системе было неправильно со стороны Зеленского, это был просто политический популизм, который как грабли дал по лбу самому Зеленскому.

Президенту нужны резиденции, где он может находиться в безопасности, проводить переговоры, где может пожить его жена и дети, поскольку он тоже человек и у него есть семья. И не нужно спекулировать на этом вопросе, но также и не надо обещать. Такая же история была с переездом с Банковой в Украинский дом, чистый популизм.

На мой взгляд Зеленский должен был сказать честно: “Ребят, мы посмотрели и поняли, что это не совсем так и это не может быть реализовано. Но поскольку я обещал, я выполню обещание, и мы построим новые детские дома в другом месте. А вот эти здания должны остаться моим приемникам, поскольку они подготовлены для этих целей и в них вложено огромные деньги”. Но раз уж диалога нет, то одни люди смеются, а у других пропадает доверие к президенту.

Учитывая год зашкваров, будут ли досрочные выборы в парламент?

Я думаю, что вероятность досрочных выборов высока, но их не будет в 2020 году. Почему? Потому что лично президент сделать это не может, должны быть условия, а именно: парламент не собирается в течение 30 дней, 60 дней не формируется правительство, и при этом 30 дней не отсутствует коалиция (плюс эти условия запускаются только с учётом очередных сессий). Для перезагрузки банально требуется время, потому что сейчас парламент ушёл на отдых и в лучшем случае соберётся в сентябре. Он работает, есть зона для диалога, и предпосылки досрочных выборов возникнут не раньше поздней осени или зимы 2020 года. Более вероятно, что выборы будут весной в 2021 году.

Зеленский критически не заинтересован в досрочных выборах в парламент, потому что любой парламент для него будет хуже, чем нынешний.

Наверняка Зеленский критически не заинтересован в досрочных выборах в парламент, потому что любой парламент для него будет хуже, чем нынешний. Монобольшинства уже не будет, а коалиция может быть создана без “Слуг народа”, также и премьер-министр может быть конкурентным и враждебным. В итоге в такой системе президент может оказаться козлом отпущения.

Вы отлично разбираетесь в политике, планируете ли пойти в политику или нет?

Я мог стать народным депутатом ещё в 2014 и в 2019 годах, но я не вижу в этом смысла. Может быть, когда парламент будет реформирован, функций станет больше, будет сокращено количество депутатов и президент будет лишён полномочий, тогда я может подумаю над этим вопросом.

Донбасс и Майдан

Донбасс

Недавно развивался месседж, что Путин готовиться к полномасштабной войне с Украиной. Как вы считаете, это фейк или правда?

В Украине последний месяц активно качается эмоция страха. Сначала террорист на мосту метро в Киеве, потом заявление о том, что вот-вот Путин вторгнется в южную Украину (в Одесскую и Херсонскую области), потому что в Крым нужна вода, дальше взрывы в метро “Шулявская” и “Минская”, террорист в Луцке. То есть общество загоняется в эмоцию страха.

Эта эмоция уже была в период коронавируса, а в своё время её активно эксплуатировал Турчинов, Порошенко и вся их команда. Такая эмоция отвлекает внимание и не позволяет обществу ставить вопросы о коррупции, выполнении предвыборных обещаний и многие другие вопросы. Мне кажется, что этим процессом кто-то играет. Запуганное общество выгодно власти, но если общество запуганное и бедное, то в какой-то момент может сорвать резьбу и общество выйдет на протесты против власти.

Всё это происходит в преддверии местных выборов. Будет схватка за местные бюджеты и контроль над регионами, и возникает ощущение, что украинские “правые” возглавляемые Порошенко и Турчиновым вновь готовят бурную протестную осень. Не хочу сказать лишнего, но такие процессы идут.

Слабая власть, которая не выполняет предвыборных обещаний и теряет поддержку электората, растущие “правые” и левые” крылья, так называемые “Европейская солидарность” и “ОПЗЖ” с Шарием, всё эти факторы могут уничтожить зелёное болото. Плюс экономический кризис, тупик на Донбассе, всё это подливает масло в котёл дестабилизации Украины.

Вы знаете, что по Минским соглашениям на территории Донецкой и Луганской областей сначала должны пройти выборы, и только потом будет выход украинских военнослужащих к границе. Зеленский недавно заявил, что если в Минском формате не получится ничего изменить, то Украина будет действовать по плану “Б”. В чём суть плана “Б”?

План “Б”, как и план “С”, “Д” и другие буквы алфавита – это просто не план “А” у команды Зеленского. То есть все эти планы – это не план “А”, то есть не выполнение Минских соглашений.

Что же по сути эти планы “Б”? Да этих планов нет, либо их много, но ни один из них серьёзно не проработан с Нормандской четвёркой и внешними партнёрами. Ни один из них не проработан с экспертной средой в Украине и с украинским обществом, поэтому это не планы, это политические фантазии.

Вы упомянули уличные столкновения. То есть вы предполагаете, что в ближайшее время возможен третий Майдан?

Риски для этого существенны, и эти риски лежат в экономической и политической плоскости Украины. То есть вероятность массовых протестов этой осенью и зимой значительна, и я её оцениваю в 60%.

Я думаю, вы слышали недавнюю историю с террористом в Луцке. Вы бы поставили точку в этой ситуации или украинцам ждать дальнейших опасений?

Я считаю, что президент правильно сделал, что пошёл на переговоры с террористом, который захватил заложников. Таким действием он сохранил жизнь украинцев и выполнил свою функцию. Но также мы понимаем, что такие переговоры провоцируют другие атаки подобного рода, потому что фактически террорист достиг своих целей. Более того, взрывы в других городах Украины показывают, что идёт общий процесс терроризации украинской политики, информационной среды, и к сожалению, этот процесс будет продолжаться.

Вам не показалось, что случай с террористом в Луцке был постановкой? Потому что три заложника, которых он отпустил выходили совершенно спокойно. Террорист вышел сдаваться, стоял полторы минуты, когда уже был арестован, вдруг под шум взрыва ворвался БТР. Вам не кажется это странным?

БТР и всё остальное – это показуха от МВД, они ж подогнали его, подготовились, надо было списать, раздать награды и премии. На сленге спецслужб это называется “показуха”, понятно, что необходимости уже в этом не было.

Что касается постановка или не постановка, думаю, что таких версий будет много, лично я не знаю. Всё же граждане находились в опасности, там были случайные люди, угроза жизни была реальной, террорист вёл огонь из автоматического оружия по зданию и по дрону. Просто это такой украинский террорист и украинские спецслужбы. У нас даже террористические акты они такие, домашние. И простите меня за это слово, но дай бог, чтобы это всё заканчивалось именно так – мирно и без жертв.

Коронавирус и экономический кризис

 

Минздрав обновил данные - 41 случай COVID-19 на территории Украины

Фото: из открытых источников.

Перейдём к вопросам по коронавирусу и экономике. Как вы считаете, что с коронавирусом? Это реальный вирус или мировой заговор, чтобы положить экономики многих стран и перечертить карту мира?

 

Не знаю, я не компетентен в этом вопросе. То, что есть эпидемия инфекционного заболевания, мне кажется, это очевидно.

Верите ли, что Елена Зеленская болела коронавирусом или это был миф?

Не знаю, тут нельзя верить в эти вопросы или нет, можно знать или не знать. По моей информации Елена Зеленская действительно болела, причём достаточно серьёзно.

Анатолий Макаренко (экс-глава Государственной таможенной службы Украины- ред.) заявил, что государственный бюджет ежемесячно недополучает около 5 миллиардов гривен в месяц с таможни. Вы можете подтвердить или опровергнуть данный факт?

Эта информация общедоступная, её неоднократно публиковали западные СМИ. Я думаю, что эти цифры достаточно достоверны. О 5 миллиардах в своё время писали ещё ведущие немецкие издания. Все эти схемы остались, несмотря на работу Нефёдова. Таможня остаётся главной дойной коровой для наших коррупционных чиновников, олигархов и криминалитета.

То есть если убрать коррупционные схемы, то Украине не нужны кредиты МВФ?

В теневом секторе украинской экономики от 30 до 50% ВВП, сумма около 40 миллиардов долларов ежегодно. Если убрать коррупцию на таможне или же уменьшить существенно, если эффективно отрегулировать экономические отношения и антимонопольные инструменты, то Украине вообще не нужны кредиты МВФ.

По самым минимальным оценкам у людей на руках находиться около 30 миллиардов долларов. Если провести легализацию капитала, обеспечить их привлечение в экономику, либо через инструменты внутренних долгов, либо же путём инвестиций в украинскую землю или промышленность путём легализации этих капиталов, то Украине не то, что не нужны будут кредиты МВФ, Украина сама сможет одалживать.

События по Петру Порошенко

 

Порошенко в случае проигрыша переименует партию и пойдет в Раду

Фото: president.gov.ua

Последняя тема касается экс-президента Украины Петра Порошенко. Вы слышали историю плёнок Порошенко, почему эти записи публикуют именно сейчас перед местными выборами и выборами в США, а не год назад?

Вы дали ответ на свой вопрос. Потому что эти записи влияют на ход американской избирательной компании, они могут быть использованы, и публикации записей – это сигнал Байдену, Порошенко и другим фигурантам, что есть ещё более интересные записи. То есть, если вы не будете слушаться, мы опубликуем ещё.

Это связано с выборами в США, это связано с обострением политического противостояния в Украине, это связано с наиболее опасной для власти оппозицией, которую возглавляет Пётр Порошенко – ключевой фигурант этих записей.

Будут ли уголовные последствия?

Всё зависит от хода событий в США. Если в США записи легитимизируют в уголовные расследования, то и Украина пойдёт по этому пути. Если в США они останутся в воздухе, то эти записи будут политическим инструментом шантажа и дискредитации, но никак не юридическим инструментом преследования.

Насколько вероятно, что с приходом следующей власти посадят не только Порошенко, но и Зеленского?

Тут в рулетку больше шансов выиграть, чем угадать этот вопрос. Зависит от того, кто будет следующей властью. Если следующей властью в Украине будут более прагматичные и рациональные люди, то вероятность выше. Если снова придут популисты – никто никого не посадит. Максимальная мера наказания сегодня в Украине не пожизненное заключение, а изгнание из страны – остракизм, это максимальная мера наказания.

Руслан, я благодарю вас за интервью. Напоследок, чтобы не заканчивать интервью на негативной ноте, дайте совет нашим чиновникам. Как действовать в интересах граждан, чтобы люди не критиковали, а сказали “спасибо”?

Чтобы действовать в интересах граждан, нужно прийти утром, сесть за стол, взять карандаш, бумажку, и написать заявление об увольнении. Это для тех чиновников, которых основная масса в Украине.

Если вы новый человек, который действительно хочет что-то поменять в этой системе – просто не бойтесь, вскрывайте всё это и делайте по закону, как нам завещали деды. Вскрывайте всю коррупцию и помните, что общество на вашей стороне, именно общество вас наняло. Если вы будете действовать по закону и по справедливости, в конечном итоге общество вознесёт вас на самые высокие государственные должности.

Ещё раз спасибо за беседу, удачи!

Спасибо! Взаимно!

Эдуард Ткач

Дата публикации: 
04.08.2020 - 16