Расследование гибели МН17: СБУ задержан человек, причастный к перевозке ЗРК «Бук»

Украинские следователи передали в Международную следственную группу доказательства участия России в гибели пассажирского "Боинга"

КИЕВ – Служба безопасности Украины задержала одного из боевиков, который предположительно перевозил установку «Бук», сбившую в 2014 году над Донбассом самолет рейса МН17 «Малайзийских авиалиний».

Об этом на брифинге заявил заместитель начальника Главного следственного управления СБУ Виталий Маяков, сообщает 17 июля информационное агентство «РБК-Украина».

По его словам, в распоряжение СБУ попало видео, на котором видно, как «Бук» везут по оккупированному Донецку автотягачом. Правоохранители установили личность, которая забрала трейлер на автопредприятии в Донецке и задержали его. Задержание произошло в 2017 году, отмечает «РБК-Украина».

Служба безопасности Украины на своем Интернет-сайте сообщает о том, что за пять лет с момента трагедии передала в Международную следственную группу «огромный массив доказательных материалов, которые позволяют воспроизвести обстоятельства совершения преступления и установить лиц, причастных к этому террористическому акту».

«В настоящее время следствием установлено: точное время и маршрут, по которому самоходная огневая установка зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Бук» была незаконно перемещена с территории Российской Федерации в Украину, осуществление запуска зенитно-управляемой ракеты по пассажирскому самолету «Боинг 777-200 9M-MRD» и место старта данной ракеты, время и маршрут, по которому самоходная огневая установка ЗРК «БУК» была вывезена в Россию», – отмечается в сообщении пресс-службы СБУ 17 июля.

В нем говорится о том, что также определены 150 человек из тех, кто был причастен к транспортировке «Бука» из России на временно оккупированную территорию Луганской и Донецкой областей, охране военной техники.

В заявлении Министерства иностранных дел Украины по случаю гибели самолета говорится, что «этот день навсегда останется трагической страницей истории не только для Украины, но и для всего мира».

«В этот день пять лет назад 298 невинных гражданских лиц, включая восемьдесят детей, из десяти стран мира потеряли свои жизни в результате ужасного сбивания малайзийского самолета «Боинг-777» рейса MH17 ракетой российской зенитно-ракетной системы «Бук», запущенной с неподконтрольной Украины территории Донбасса. Министерство иностранных дел Украины выражает искренние соболезнования всем родственникам и близким погибших в этой катастрофе», – подчеркивается в заявлении МИД Украины.

В нем говорится, что, несмотря на все усилия России по блокированию процесса расследования, Совместная следственная группа уже установила первых четверых подозреваемых , которые предстанут перед судом 19 марта 2020.

«Это россияне Игорь Гиркин, Сергей Дубинский, Олег Пулатов и украинец Леонид Харченко. И это только начало. В дальнейшем будут установлены лица непосредственных исполнителей», – отмечается в заявлении.

 

 EMBED SHARE

Правительство США поддержало выводы расследования крушения МН17

 EMBED SHARE

The code has been copied to your clipboard.

 


width  px height  px


The URL has been copied to your clipboard

 

No media source currently available

0:000:04:173:23

 

 Direct link 

О новых деталях в деле МН17

Новые свидетели по делу об авиакатастрофе рейса МН17 связались с Международной следственной группой (JIT). Об этом сообщает нидерландская газета NRC со ссылкой на главу JIT Вилберта Паулиссена, пишет «Укринформ».

«В ходе поиска виновных в сбитии MH17 появились новые свидетели», – говорится в сообщении.

По словам Паулиссена, сейчас следствие делает новые шаги, и это все «выглядит многообещающе».

В то же время главный прокурор Нидерландов и координатор следственной группы Фред Вестербейке заявил, что все доказательства о причастности России к авиакатастрофе будут представлены в суде, сообщает «Укринформ».

Авиалайнер Боинг-777 Малазийских авиалиний выполнял плановый пассажирский рейс MH17 по маршруту Амстердам – Куала-Лумпур. Самолет был сбит ракетой 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области (Украина) в зоне проведения на тот момент Антитеррористической операции правительственными войсками против сепаратистов, поддерживаемых Россией.

Гибель рейса МН17: Россия, ее причастность, доказательная база

Руководитель проектов Аналитического центра Digests & Analytics Ukraine Вадим Хомаха отмечает, что за последние пять лет дело о крушении рейса МН17 не удалось вывести на уровень расследования Уголовного суда ООН в Гааге.

«Поэтому шансов осудить Россию на международном уровне немного. Да, собрано достаточно доказательств, особое внимание следует уделить материалам Беллингкэт (Bellingcat) – эта команда расследователей нашла очень интересные вещи, реально всплыли факты, которые позволяют понять, что происходило там, были найдены важные и интересные фамилии, техника с номерами, фактчекинг. Скорее всего, материалы Беллингкэт будут использованы в суде помимо того, что было собрано международной следственной группой», – говорит Вадим Хомаха корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Вместе с тем, он считает, что непризнание Украиной на юридическом уровне России как страны участницы-конфликта внесло сомнение в международные оценки причастных к катастрофе гражданского лайнера.

«Через пять лет правительство Малайзии говорит о сомнениях, что это была ли Россия, вплоть до того, был ли это теракт или что-то другое. Время идет, по этой катастрофе до сих пор не сделаны выводы – кто отправил туда этот «Бук»? Как только Боинг был сбит, были введены дополнительные санкции против России. Вроде бы, как-то они сработали, но Украина продолжала на законодательном уровне не признавать военную агрессию России на Донбассе. В итоге для мирового сообщества, юридически, Россия имеет полное право утверждать, что она не участник конфликта, и о своей непричастности к этому делу», – отмечает Вадим Хомаха.

Политолог отмечает, что прошло достаточно времени для того, чтобы это дело было рассмотрено в суде.

«Вероятнее всего, суд по этому делу будет в Нидерландах, исполнители будут заочно осуждены, один из тех, кого удалось вытащить из оккупированных территорий, будет свидетелем на суде, но будет ли осужден российский режим, я не уверен. Хотя есть много оснований полагать, что именно Россия была инициатором этого дела, Скорее всего, мы имеем дело с российским разгильдяйством: вместо того, чтобы сбить самолет Аэрофлота, который пролетал там же с интервалом в 15 минут, и создать прецедент для полномасштабного вторжения в Украину, был сбит «Боинг» "Малайзийских авиалиний"», – рассуждает Вадим Хомаха.

Эффективное расследование и другие примеры

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отмечает, что желание украинских правоохранителей сохранять заинтересованность в расследовании обстоятельств трагедии рейса МН17 выражается в большей мере «на словах».

«Думаю, что украинские правоохранительные органы сделали недостаточно, чтобы это расследование было более эффективным, быстрым. Очень много вопросов к диспетчерам, на которые сегодня нет ответов. Украинское расследование было неэффективно, иначе не объяснить, почему на каком-то этапе началась процедура передачи этого расследования в Нидерланды. Это признак того, что украинское расследование то ли в силу политических, то ли в силу профессиональных качеств, то ли в силу еще каких-то параметров для Запада оказалось неэффективным», – говорит Руслан Бортник корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он считает, что до сих пор риторика вокруг гибели МН17 в Украине использовалось в политических целях, торгах с Россией.

«Даже не ради установления истины или правды, а как элемент смягчения позиции России для того, чтобы Кремль уступил по экономическим, военным, политическим вопросам. К сожалению, эта трагедия превратилась в международный инструмент взаимного давления. Эффективное расследование может быть тогда, когда будет достигнуто взаимопонимание по этому делу между Украиной, Россией, сепаратистами, у следователей будет возможность проводить работы на месте крушения самолета, будет доступ к лицам, в которых заинтересовано следствие. Тогда только можно будет поставить все точки над «I»», – отмечает Руслан Бортник.

Политолог приводит пример, в котором, по его словам, был достигнут компромисс между родственниками жертв авиакатастрофы гражданского лайнера и сторонами, причастными к гибели самолета. Речь идет о трагическом случае – ракетном ударе по Ту-154 авиакомпании «Сибирь» над Черным морем в 2001 году.

«Было найдено политико-правовое и экономическое решение, которое удовлетворило все стороны и родственников погибших. Именно дело Ту-154, если говорить о честном расследовании, могло бы стать образцом, что нужно было бы сделать с ситуацией вокруг рейса МН17 – и Россия, и сепаратисты, и Украина могли бы признать свою совместную или частичную вину, в пропорциях в этой трагедии. Понятно, что горе невозможно оценить деньгами, люди стали случайными жертвами конфликта, но необходимо признание вещей, как они есть, и организовать выплату компенсаций родственникам погибшим», – утверждает Руслан Бортник.

Если этого не сделать, считает Руслан Бортник, дело МН17 грозит превратиться в вечный инструмент международного давления и инструмент политических торгов между странами.

 

  • 16x9 Image

Дата публикации: 
18.07.2019 - 11