Р.Бортник: «Кабмин Гройсмана будет работать, как первое правительство Азарова»

 14 апреля парламент проголосовал за нового премьера Владимира Гройсмана и обновленный Кабмин. О том, будет ли его деятельность эффективной, корреспондент ГолосUAузнавала у директора Украинского института анализа и менеджмента политики  Руслана Бортника.

-Руслан, что изменится для страны с заменой Арсения Яценюка на Владимира Гройсмана на посту премьер-министра?

-Думаю, не стоит сразу «красить» в черный цвет Гройсмана. Считаю, что нас все-таки ожидает какая-то стабилизация. Да, это стабилизация на дне, в нынешнем коматозном состоянии, а не рост. Но я ожидаю, что Гройсман будет проводить более прагматичную экономическую политику, которая перейдет из сферы эмоций, какого-то противостояния в сферу более рациональных решений. Жду от Гройсмана и более ответственной социальной политики. Ведь ему необходимо завоевывать умы украинцев после довольно грязного по своей форме назначения. Ожидаю повышения, хоть небольшого, социальных стандартов, пересмотра растущих цен на услуги ЖКХ, того же газа. Словом, стабилизации, «замораживания» нынешней ситуации. Хоть Президент поставил задачу «от выживания к благополучию», что очень напомнило тезис Азарова «от стабильности к благополучию». Считаю, что правительство Гройсмана в какой-то мере будет напоминать первое правительство Азарова. Вместе с тем, будут доминировать олигархи.

-Будут ли продолжены реформы, как записано в программе деятельности нового Кабмина?

-Реформы не будут закончены или даже продолжены. Будут происходить только имитационные реформы. Это такой «подхват» страны в состоянии, в котором она находится.

-Что можно сказать о назначении Андрея Парубия спикером?

-Назначение Парубия нельзя рассматривать отдельно от назначения Ирины Геращенко заместителем председателя ВР. Думаю, что это — ошибочное и очень опасное для власти решение, после которого конфронтация в парламенте возрастет. Ведь на должность главы парламента и его заместителя пришли люди, являющиеся плохими коммуникаторами, неспособными к достижению компромиссов.  Они своей деятельностью будут только усиливать конфликтность парламента. И это огромнейший вызов для правительства Гройсмана, вообще для Президента. Ведь правительство очень нуждается в парламенте для реализации своих решений, для принятия законопроектов. «Народный фронт» мог бы найти более адекватные кандидатуры на эти посты: это мог бы быть и Бурбак, и Стрижак. 

-Почему же состоялись именно эти назначения?

-Думаю, что была какая-то «джентельменская» договоренность с Парубием. И ее решили не нарушать, чтобы не дестабилизировать систему. Ведь Парубий — человек, который много знает о Майдане, и игнорировать его во власти никто не рискнет.

-Что можно сказать о назначении Александра Данилюка министром финасов?

-Это - «бухгалтер» Президента, человек из его близкого окружения. Придя с должности замглавы АП, он будет выполнять все, что ему скажет Порошенко. Конечно, это не добавит стабильности.

-О чем говорит замена министра энергетики Владимира Демчишина Игорем Насаликом?

-Это ничего не изменит. И тот, и другой подконтрольны Президенту. Думаю, есть риск, что Насалик принесет в эту сферу еще больше схем.

-Вячеслав Кириленко стал вице-премьером...

-Это — почетная синекура. Его просто лишили министерского кресла.

-Какие назначения в правительстве вы считаете скандальными?

-По моему мнению, можно говорить о министре экологии Остапе Семераке. Он будет странно выглядеть на этом посту, распоряжаясь, вместе с этим, большими ресурсами. Продолжается и противостояние за аграрный сектор, новым министром стал Тарас Кутовий. Это означает, что Президент полностью получает контроль над этим сектором. Назнаяен и Владимир Емельян, человек, который уже работал на посту замминистра, но показал свою неэффективность на должности. Мне кажется, это — инициатива каких-то финансовых кругов.

-Что в целом можно сказать о качестве нового правительства?

-70% - это команда Президента. Если первый Кабмин был правительством Майдана, второй — правительством иностранцев, сегодня это — правительство Порошенко. Лояльность к Президенту и монолитность правительства повышается, но профессиональные качества, безусловно, снижаются. Появляются люди, которые в то или иное время подозревались в коррупционных схемах. В предыдущем правительстве таких людей было меньше.