Украинский Институт политики принял участие в разработке комплексного законопроекта «Об основах реинтеграции временно неподконтрольных территорий Украины».

Команда Национальной платформы примирения и единства совместно с Украинским институтом политики, народными депутатами и общественными деятелями 31 августа 2021 года инициировали представление в Верховную Раду законопроекта № 5844-1 «Об основах реинтеграции временно неподконтрольных территорий Украины» - альтернативного законопроекту Минреинтеграции «Об основах государственной политики переходного периода».

Законопроект   предлагает унифицировать подходы в отношении отдельных временно неподконтрольных территорий Украины, где действуют незаконные администрации. В разработке этого комплексного законопроекта принимал участие авторский коллектив Украинского Института политики.

Законопроект о реинтеграции временно неподконтрольных территорий разработан с целью надлежащего законодательного урегулирования государственной политики переходного периода – комплекса мер по преодолению последствий вооружённых конфликтов, реинтеграции всех неподконтрольных территорий и построению устойчивого мира.

В течение семи лет конфликта на востоке Украины появлялись различные законы, которые были попыткой ответа на них со стороны государства. Если сначала правовые акты были направлены на остановку боевых действий и быстрое достижение политического компромисса и мира, то со временем правовое регулирование приобрело все более консервативный вид.

В результате, пока действующее законодательство Украины содержит большое количество принципиальных противоречий не только в терминах, но и в подходах к пониманию конфликта и мероприятий по реинтеграции неподконтрольных территорий, не только создаёт впечатление непоследовательности государственной политики, но и крайне затрудняют практическое возвращение граждан и территорий Украины.

Например, правовая стратегия действующего закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и согласованных с ними правовых норм, Резолюции Совбеза ООН об утверждении Минских соглашений от 2015 кардинально отличается от подхода такого же действующего закона «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» в определении конфликта, статуса участников, вопросах амнистии, управляющих структур, расширение прав местного самоуправления и так далее. Это не только дезориентирует граждан Украины и международных партнёров, но и делает невозможным продвижение в вопросах мирного урегулирования и реальной (а не виртуальной) реинтеграции неподконтрольных территорий; ежедневно стоит нашей стране жизней и здоровья е граждан.

Можно констатировать, что нынешняя государственная политика последних лет относительно неподконтрольных территорий доказала свою неэффективность и должна быть заменена на политику реинтеграции. При этом под «реинтеграцией» мы понимаем прежде всего создание действенных механизмов возврата доверия, усиления социально-экономических связей и возобновления сотрудничества с гражданами Украины - жителями неподконтрольных территорий, с последующим восстановлением территориальной целостности и государственного суверенитета.

Логика предложенного законопроекта о реинтеграции временно неподконтрольных территорий заключается в концентрации в нем максимального количества положений, связанных с реинтеграцией и восстановлением контроля над любыми неподконтрольными территориями.

При этом нормы этого законопроекта не распространяются на положения законодательства о реализации мер по обеспечению национальной безопасности и обороны Украины.

Также в закон не планируется инкорпорировать положения законов Украины «О военно-гражданских администрациях» и «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещённых лиц» для обеспечения устойчивости и ясности их применения.

Главный принцип этого законопроекта: реинтеграция в украинское социально-правовое поле сначала людей - граждан Украины, проживающих на неподконтрольных территориях, а затем - территории.

В частности, законопроектом предусматривается:

 - создание специальной должности Уполномоченного по вопросам временно неподконтрольных территорий и возложение на него функций контроля за реализацией прав и свобод во время переходного периода, посредничества и медиации между гражданами Украины и органами государственной власти Украины по вопросам реинтеграции;

 - внедрение элементов переходного правосудия, ответственности за преступления геноцида, военные преступления, преступления против человечности, совершенные во время вооружённого конфликта;

 - гарантированная амнистия и помилование участникам конфликта, право на правду о международном вооружённом конфликте и мероприятия по неповторению дезинтеграции;

 - гарантии недопущения уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказания лиц - участников событий на временно неподконтрольных территориях; кроме лиц, совершивших преступления геноцида, военные преступления, преступления против человечности;

 - обеспечивается реализация механизмов примирения между участниками конфликта, гуманитарной и административной специфики жителей временно не контролируемых территорий;

 - признание и возмещение вреда лицам, пострадавшим от вооружённого конфликта и т.д. (выплаты за повреждённое имущество и т.д.);

- восстановление социальных выплат (пенсии, различные виды социальной помощи) и возвращения гражданам долгов по этим выплатам;

 - установление правового статуса детей, пострадавших в результате военных действий и вооружённых конфликтов на территории Украины, определение основных принципов государственной политики в сфере социальной защиты и поддержки таких детей, а также возмещения причинённого им вреда, согласно Конституции Украины, международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и других законов Украины;

 - создание территории приоритетного развития с льготным налоговым периодом на реинтегрированных территориях сроком на 25 лет и Совета экономического восстановления соответствующих территорий;

 - регулируется вопрос налоговых и банковских задолженностей со стороны жителей временно неподконтрольных территорий;

 - признание актов гражданского сана (свидетельств о рождении, смерти, браке; дипломов об образовании) выданных по специальной процедуре

 - детализация особенностей осуществления прав и их обеспечения при конфликтном периоде, упрощение определенных процедур и порядков, внедрение более устойчивых социальных гарантий

 - создание условия для свободного волеизъявления на выборах и референдумов и установления основ их проведения как внеочередных, и тому подобное.

 

В отличие от правительственного законопроекта «Об основах государственной политики переходного периода» № 5844 от 09 августа 2021 года, реализация норм предложенного законопроекта о реинтеграции временно неподконтрольных территорий, а главное,  сама реинтеграция неподконтрольных территорий является более реалистичной, поскольку базируется на анализе международной и национальной политической ситуации, международных соглашениях и решениях по мирному урегулированию подобных конфликтов, украинском законодательстве и общественном мнении.

Правовая идеология этого законопроекта также принципиально отличается от правительственного законопроекта и предусматривает политико-правовой неконфликтный подход к решению задач реинтеграции неподконтрольных территорий: временная потеря контроля над отдельными территориями Украины – мирные соглашения и решения – реинтеграция людей – возвращение территорий. При этом реинтеграция людей начинается сразу после принятия законопроекта «О принципах реинтеграции временно неподконтрольных территорий Украины» и, параллельно с дипломатическими и политико-правовыми инструментами, становится инструментом возвращения временно неподконтрольных территорий.

С этой целью в законопроекте, в отличие от правительственного, предусмотрены максимально детализированные процедуры переходного правосудия, восстановления органов государственной власти, конвалидации актов гражданского состояния, амнистии, гуманитарных прав, создания территории приоритетного развития и специального налогового режима на период восстановления, защиты социальных прав – получения выплат, особый статус детей, пострадавших во время боевых действий, защиты прав собственности и т.д.

Законопроектом предлагается распределить регулирование на конфликтный и постконфликтный периоды, установить переходный период в 5 лет, который позволит сформировать определенный алгоритм действий государства во время реинтеграции и возвращения контроля над временно неподконтрольными территориями Украины, включая вопросы демилитаризации, решение гуманитарных проблем, обеспечение правопорядка и справедливости, национальный диалог.

Одной из частей законопроекта является включение отдельных положений действующего законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с временной утратой контроля над отдельными территориями Украины.

Законопроект упорядочит существующую профильную терминологию, что позволит устранить расхождения определений в различных нормативных актах, а также вводит термины, раскрывающие его новизну.

 В этом законопроекте авторы отказались от противоречивых идей правительственного законопроекта о декоммунизации, люстрации, фактическом запрете амнистии, полной унификации законодательства в гуманитарной сфере, гендерном измерении и т.д. – такой подход продемонстрировал свою полную неэффективность в последние годы. Авторский коллектив считает, что эти вопросы должны быть решены после окончания периода реинтеграции, и с учётом мнения граждан Украины, проживающих на реинтеграционных территориях, высказанного на референдуме.

Принятие законопроекта «Об основах реинтеграции временно неподконтрольных территорий Украины» будет способствовать возвращению под контроль и реинтеграции временно неподконтрольных территорий, а также создаст предпосылки для восстановления нарушенных прав человека.

Также позволит создать целостную правовую основу и реалистичные механизмы восстановления участия украинских граждан, проживающих на временно неподконтрольных территориях Украины, в жизни украинского государства и общества, восстановления территориальной целостности Украины и реализации государственной политики переходного    периода.  Определение основных аспектов конфликтного и постконфликтного урегулирования позволит как внутренне перемещённым лицам, так и жителям неподконтрольных территорий, прогнозировать правовые последствия деятельности и иметь правомерные ожидания после завершения реинтеграции.

Унификация подходов к регулированию общих аспектов государственной политики, связанной с временно неподконтрольными территориями, синхронизируется с вектором внешней политики Украины.