«Успех» медреформы на примере одной области

С 1 апреля 2020 года в Украине стартует II этап медицинской реформы. Данный этап подразумевает серьёзную оптимизацию сети узкоспециализированных медицинских учреждений – туберкулёзных диспансеров и психиатрических стационаров. Особенно сложная ситуация сложилась вокруг финансирования государством лечения больных туберкулёзом, поскольку теперь на одного больного вместо, к примеру, 115 тысяч гривен будет выделяться сумма немногим более 20 тысяч гривен, которой явно недостаточно для оказания эффективной медицинской помощи. В связи с сокращением финансирования грядёт и сокращение штатов противотуберкулёзных учреждений, о чём мы далее подробно разберём на примере КНП «Черниговский областной медицинский центр социально значимых и опасных болезней» (ранее – Черниговский областной противотуберкулёзный диспансер).

31 января 2020 года в городе Чернигове перед зданием ОГА состоялась акция протеста медиков областного тубдиспансера и его отделения в городе Нежине Черниговской области, пытавшихся донести таким образом свою позицию участникам выездного заседания Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования, которое в этот день проходило в ОГА. По словам генерального директора КНП «Черниговский областной медицинский центр социально значимых и опасных болезней» Николая Дейкуна, в связи с изменением условий финансирования с 1 апреля нынешнего года возникает необходимость значительного сокращения штата заведения, ликвидации Прилукского и Нежинского противотуберкулёзных поликлинических отделений, Бахмачского центра хосписной помощи больным туберкулёзом, а также детского противотуберкулёзного санатория «Зелёный гай». Так, сейчас в вышеупомянутом заведении работают 795 человек, под сокращение попадают 405 человек. В планах также и присоединение областного тубдиспансера к Черниговской областной больнице и ликвидация его как отдельного самостоятельного заведения, что вместе с сокращением штата свидетельствует об угрозе фактического уничтожения фтизиатрической службы в области и перевода больных по сути на амбулаторное лечение у семейных врачей.

https://www.youtube.com/watch?v=z2CmBJRfKbs (сюжет местного телеканала «UA: Чернигов», раскрывающий данную проблему).

Между тем, такие методы приведут лишь к усугублению эпидемической ситуации, поскольку, согласно официальной статистике, Черниговская область относится к областям с высоким уровнем заболеваемости туберкулёзом (2019 год - 60 на 100 тыс. населения), что значительно превышает общегосударственный показатель: 7 место среди других регионов Украины и в 2 раза превышает эпидемический порог. Население области, напомним, по состоянию на 1 декабря 2019 года составляет 992,5 тыс. человек. Особенностями эпидемии являются распространённость стойких к лечению форм туберкулёза (23%) и объединённой патологии: туберкулёз и ВИЧ-инфекция (22%). За 2019 год в области зафиксировано 610 случаев туберкулёза, из них 18 среди детей. Смертность от туберкулёза в области за прошедший год составила 88 человек, то есть 8,8 случаев на 100 тыс. населения.

Таким образом, следует отметить, что невыверенные и поспешные шаги медицинских реформаторов нашей страны, направленные на экономию средств и оптимизацию медицинских учреждений, могут привести как к прогрессированию эпидемий опасных заболеваний в Украине (и как тут не вспомнить последний трагический случай – смерть от туберкулёза 8-летней девочки в Запорожской области), разрушению системы узкоспециализированной медицинской помощи, так и к росту безработицы и социального напряжения в связи с потерей рабочих мест сотнями и тысячами медработников.

 

Юрий Игнатенко

Специально для Украинского института политики.