"Закручивание гаек" и внешнеполитический изоляционизм: тренды уходящего политического цикла

Главные политические тренды в Украине

1) Тренд на «закручивание гаек»

Если в 2019 и первой половине 2020 года все говорили о тренде под названием «турборежим», имея ввиду скорость принятия и количество принятых законов, то сейчас эксперты четко заявляют о том, что сформировался новый внутренний политический тренд «на закручивание гаек». Под ним подразумевается борьба Зеленского с оппозицией, продвижение законов, увеличивающих полномочия президента, назначение «своих» людей на ключевые должности. Зарождением тренда можно считать начало уголовного преследования бывшего президента и главного политического конкурента Зеленского в начале его каденции Петра Порошенко, затем можно вспомнить продвижение «антиколомойского закона», многочисленные обыски и уголовные производства против Виталия Кличко, который мешал утвердиться «Слугам» в столице, и на конец блокировку таких оппозиционных каналов как «112», «NewsOne» и «Zik» одновременно с наложением персональных санкций на депутатов Виктора Медведчука и Тараса Козака.

В рамках тренда на «закручивание гаек» стоит рассмотреть и перестановки в кабинете министров. Безусловно, главным оппонентом Зеленского был уже экс-министр МВД Арсен Аваков. Начинать войну с «вечным министром» напрямую было рискованно, по этому сначала были уволены лояльные ему министр инфраструктуры Криклий и министр экономразвития Петрашко, затем был уволен дружественный Авакову глава «Нафтогаза» Коболев. Поставив на эти должности своих людей, Зеленский значительно ударил по ресурсам Авакова. Отставка Арсена Борисовича и назначение Монастырского – важная победа для президента. Если Денис Монастырский не проявит неожиданной самостоятельности, как Аваков в своё время, у президента окажется в руках ещё один весомый инструмент для «закручивания гаек». Этот тренд проявляется и на законодательном уровне. Закон « о деолигархизации» позволит выборочно перекрывать кислород таким политикам и олигархам, как Порошенко, Медведчуку, Коломойскому, а в будущем и другим, кто окажется в конфликте с Офисом Президента. Закон «о национальном сопротивлении» позволит главе государства контролировать новое военное ведомство сил Территориальной Обороны и заодно губернаторов, которые будут управлять силами ТО на региональном уровне. Этот тренд можно считать основным трендом данного политического цикла, потому что он проявляется во сферах политической жизни в Украине.

2) Тренд на проведение либеральных реформ

В одно время с трендом на «закручивание гаек», который точно нельзя назвать либеральным, можно увидеть тенденцию на проведение либеральных реформ. Самым важным решением стало открытие рынка земли. Пока он всё ещё остается закрыт для иностранцев, однако граждане Украины вскоре смогут продавать и покупать землю для сельскохозяйственных нужд. В этот тренд вписывается и реформа по децентрализации власти, которая находится уже на втором этапе внедрения. Очевидно, что проведение либеральных реформ преследует две цели: 1) Освежить экономику и найти новые источники для восполнения государственных и местных бюджетов; 2) Стать привлекательнее для западных партнёров, в первую очередь для ЕС и МВФ.

3) Тренд на размораживание конфликта на Донбассе

27 июля прошлого года было подписано бессрочное всеобъемлющее перемирие, которое предусматривало полное прекращение огня по всей линии фронта. Что же произошло за год перемирия ? Украинская сторона сразу же после перемирия начала фиксировать его нарушение со стороны боевиков. Уже привычные нам позиционные обстрелы украинских территорий ведутся каждый день. Затем, весной 2021 года Россия стянула рекордное количество войск к украинским границам, около 100 тыс. военных. Москва заявила, что это обычные учения и они сами в праве решать, где и сколько военных размещать на своей территории. Разумеется, стягивание войск к украинским границам – игра мышцами, инструмент психологического давления. Западные партнеры нас поддержали и осудили Россию за дестабилизацию ситуации, после чего часть войск агрессора была отведена обратно.

На данный момент штаб ООС продолжает фиксировать нарушения минских соглашений и перемирия со стороны боевиков. Если в июне этого года количество убитых и раненых со стороны украинских солдат не превышало 1 человека в сутки, то уже в этом месяце количество убитых и раненых достигло 6 военнослужащих в день и от 2 до 24 обстрелов в сутки. Накал ситуации констатирует и ОБСЕ, об этом заявила специальный представитель Хайди Грау, призвав прекратить огонь. Таким образом мы можем констатировать отрицательную динамику, которая медленно, но уверенно ведёт к горячей фазе конфликта.

4) Экономические тренды в Украине

Прошедший год, который сопровождался пандемией и карантином в первую очередь ударил по малому бизнесу. До 80% его представителей считают нынешнюю обстановку неблагоприятной для бизнеса, соглассно исследованиям Европейской Бизнес Ассоциации. Довольны текущим состоянием своего бизнеса чуть более 20% предпринемателей, в прошлом году их было 42%. На фоне законодательной инициативы по обязательному введению кассовых аппаратов для малого бизнеса и акций протеста Save ФОП, « Слуга Народа» рискует потерять поддержку как от владельцев малого бизнеса, так и от тех, кто на них работает.

Что касается ВВП, то на данный момент видим хоть и медленное, но падение. Реальный показатель ВВП Украины за 1 квартал 2021 года снизился на 2,2%, в прошлом 2020 году снижение было в два раза выше: 4% после четырех лет роста до этого. То есть мы можем наблюдать тенденцию на замедление снижения ВВП сравнительно с прошлым годом. Денис Шмыгаль заявил об улучшении экономки во втором квартале 2021 благодаря антикризисным программам, льготным кредитам, а так же «карантинным» выплатам малому бизнесу в размере 8 тыс.гривен.

5) Тенденция изоляционизма Украины во внешней политике

За прошедший цикл МИДу похвастаться особо и нечем. Из позитивного – организовали поставки вакцины из Китая, Индии и других стран. Однако за этот период ухудшились отношения с официальным Минском, после того как Украина не признала легитимность Лукашенко на посту президента РБ, успели так же начать новый конфликт с Венгрией, после того как МВД провело обыски в венгерских общинах и партии в Закарпатье на предмет действий, нарушающих сувернитет Украины. В отношениях с Россией появилась ещё одна болевая точка помимо Донбасса т Крыма, а именно газопровод Северный поток-2, запуск которого может ударить по украинской экономике и геополитической значимости транзитной страны. Продвижение Украины в НАТО и ЕС остается на том же этапе, что и год назад: нас примут, но позже. В конечном итоге упираемся в состояние очень замедленной евроинтеграции, заморозки отношений с РБ и Венгрией, нового конфликта с Россией.

Внутренняя политика

1) КСУ против Зеленского или удар по «турборежиму»

В октябре – ноябре прошлого года КСУ рассматривал сразу 10 законопроектов инициированных президентом касательно изменений в Конституцию Украины, из них 5 были одобрены КСУ, а именно: № 1013 (об отмене адвокатской монополии); №1015. "Проект Закона о внесении изменений в статью 93 Конституции Украины (относительно законодательной инициативы народа)"; №1017 (относительно уменьшения конституционного состава Верховной Рады Украины и закрепление пропорциональной избирательной системы), №1028 (по консультативных, совещательных и других вспомогательных органов Верховной Рады Украины).

Остальные же инициативы президента, такие как:: № 1016: "Проект Закона о внесении изменений в статьи 85 и 101 Конституции Украины (относительно уполномоченных Верховной Рады Украины)"; №1027: "Проект Закона о внесении изменений в статью 81 Конституции Украины (относительно дополнительных оснований досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины)"; закон №1008 "О внесении изменений в некоторые законы Украины о деятельности органов судейского управления" не получили разрешения от КСУ для рассмотрения в парламенте. Данные законопроекты так или иначе были инициированы с целью расширения полномочий президента и укрепления его власти. Но факт того, что КСУ не одобрил самые важные для Зеленского инициативы даёт повод считать, что КСУ сохраняет независимость от президента. Суть этого события заключается в том, что не смотря на монобольшинство «Слуги народа», в Украине есть органы, способные противостоять продвижению провластных законов.

2)Блокировка Зеленским оппозиционных телеканалов

Главным событием начала Февраля этого года безусловно можно считать блокировку оппозиционных телеканалов «112», «NewsOne» и «Zik» после того, как президент подписал решение СНБО о наложении персональных санкций против народного депутата от «ОПЗЖ» Тараса Козака, в холдинг которого входят упомянутые телеканалы. В результате как Владимир Зеленский, так и «Слуга Народа» были раскритикованы членами «ОПЗЖ», которые хотели инициировать импичмент президента, Международной и Европейской федерациями журналистов, которые указали на политические мотивы данного запрета. Это событие ярко подчеркивает тренд « на закручивание гаек». СНБО трактует своё решение, как меру по защите национальной безопасности. Можно сделать несколько ключевых выводов: 1) Главный противник Зеленского теперь не Порошенко, а Медведчук; 2) «Слуга Народа» отходит от изначально центристского имиджа к выраженной антироссийской позиции, что повлечёт за собой изменения в электоральных кругах партии.

3) Раскол в партии «Голос»

Первая половина июня запомнилась продолжением конфликта в партии «Голос». После ухода С.Вакарчука и С.Притулы внутренняя обстановка в партии продолжала накаляться, 10 народных депутатов (половина всей фракции), а именно: Соломия Бобровская, Галина Васильченко, Юлия Клименко, Роман Лозинский, Наталья Пипа, Ольга Стефанишина, Александра Устинова, Владимир Цабаль, Андрей Шараскин и Ярослав Юрчишин объявили о создании нового объединения «Справедливость». Депутаты обвиняют партийное руководство в нарушении принципов демократии и законов, «договорняках». Руководитель фракции Игорь Железняк был обвинён в игнорировании заседаний фракции, а глава партии Кира Рудик в количестве прогулов больше 50%.

Идейные разногласия, конфликты и выход лидеров из партии крайне негативно повлияли на рейтинги и будущий потенциал «Голоса». Если руководству партии не удастся достичь компромисса с отколовшимся крылом, предпосылок к которому пока что нет, «Голос» окончательно распадется.

4) Аваков подал в отставку

Согласно части первой статьи 18 закона Украины  "О Кабинете Министров Украины" Арсен Аваков подал заявление об отставке с должности Министра МВД после 6 лет работы на этой должности. Одни источники утверждают, что «вечный министр» согласовал свою отставку с президентом Зеленским во время приватного разговора, другие информируют о том, что это сугубо личное желание Авакова. В любом случае в последнее время было очевидным противостояние Зеленского с уже экс-министром МВД. Всё сводилось к тому, что президент не имел желаемого контроля над министерством внутренних дел и даже инициировал создание Сил Территориальной обороны, которые будут подчиняться ему.

5) Назначение Дениса Монастырского новым министром МВД

Вскоре после отставки Арсена Авакова Верховная рада проголосовала за назначение Дениса Монастырского на пост министра внутренних дел, «за» проголосовали 271 народных депутатов. Перед парламентскими выборами в 2019, Монастырский был экспертом «Слуги народа» по вопросам реформ правоохранительной системы, после избрания народным депутатом стал главой комитета по вопросам правоохранительной деятельности, что свидетельствует о наличии опыта в этой сфере. После избрания, с парламентской трибуны заявил, что сосредоточит своё внимание на борьбе с организованной преступностью и наркотиками, привлечении должностных лиц полиции к ответственности за нарушение законов, цифровой трансформации всех сфер МВД.

Удастся ли Денису Монастырскому решить существующие проблемы в министерстве и вернуть доверие населения к полиции – вопрос времени. Сейчас можно констатировать два факта: 1) Эпоха Авакова закончилась; 2) Новый министр МВД – человек из команды Зеленского.

6) Изменения в составе Кабинета Министров

Теперь уже в правительстве премьер-министра Дениса Шмыгаля проходят увольнения и назначения. Кроме отставки Авакова , за прошедший политический цикл было ещё три громких увольнения. Речь идёт об отставке главы министерства инфраструктуры Владислава Криклия, министра экономразвития Игоря Петрашко и министра здравоохранения Максима Степанова. Криклия в ОП обвинили в ухудшении дел УЗ, Петрашко по мнению президента оказался безынициативным, а на Степанова возложили ответственность за проваленную вакцинацию и низкую эффективность в борьбе с пандемией. Первые двое написали заявления «по собственному желанию», Степанов же отказался идти в отставку добровольно, так как не признаёт единоличную вину в провале вакцинации, его пришлось увольнять нардепам. Новым министром экономразвития стал Олексей Любченко, министром инфраструктуры – Александр Кубраков, а министром здравоохранения был назначен резко набравший популярность во время пандемии, главный санитарный врач Виктор Ляшко. Эти кадровые перестановки в министерствах так же являются частью плана по «закручиванию гаек», так как новыми министрами стали лояльные к ОП люди.

7) Слухи о смещении Разумкова с должности председателя ВР

В мае этого года возобновились слухи об увольнении Дмитрия Разумкова с поста спикера, однако Разумков быстро опроверг любую вероятность своей отставки, по крайней мере уходить по личному желанию он не собирается. Конфликт между ОП, президентом с одной стороны и спикером ВР с другой, длиться уже давно, однако недавно сторонники офиса президента, в частности Сергей Лещенко, обвинили Разумкова в том, что он принадлежит к группе влияния Ахметова и по его вине в ВР не был принят «экологический» закон, который не выгоден для бизнеса Ахметова.

Если подконтрольность Разумкова Ахметову сложно считать фактом, то постоянное ухудшение отношений между президентом и спикером – очевидный факт. Причин тому несколько, Разумков не раз показывал свою самостоятельность, готовность не следовать общепартийным установкам. Помимо этого, согласно исследованиям доверия населения к политикам социологической группы «Рейтинг» от 6-7 апреля, Разумков со своми 32% доверии находиться на втором месте и уже дышит в спину Зеленскому, имеет 45%. Такая позиция спикера несёт угрозу для второго избрания Владимира Зеленского, так что накал в их отношениях, скорее всего, лишь увеличиться.

8) «Слуга Народа» не станет вновь монолитной или как монобольшинство поделилось на группы влияния

Все помнят, как быстро и слаженно правящая фракция принимала законы в первый год работы ВР. Однако уже в 2019 многие эксперты прогнозировали раскол «Слуг» на группы влияния. Самой очевидной причиной было отсутствие единой партийной линии и идеологии, будущих депутатов объединяло желание стать депутатами и причастность к общему бренду. Всё же не стоит говорить о полном развале партии, обычно Зеленскому получается мобилизовать своих депутатов для голосования за нужные ему проекты. Однако были и кейсы, когда призывы президента оказались слабее теневого влияния отдельных олигархов и политиков. Ярким примером можно назвать дважды проваленное голосование за назначение Ю.Витренко на пост министра энергетики и первого вице-премьера. В январе 2021-го на втором голосовании за назначение Витренко проголосовали 204 депутата, при необходимых 225+1 голосов и численности фракции президента в размере 246 депутатов. Чаще всего выделяют группы влияния Коломойского (20-30 человек и до 40 при крайней необходимости); Ахметова (до 20 депутатов), Дмитрия Разумкова ( около 10 «слуг»), так же выделяют небольшие группы поддержки Богдана, Авакова, Павлюка. На данный момент Зеленский полностью контролирует чуть более 50 % фракции и если эта цифра начнет уменьшаться, то фрагментация партии начнёт расти, что неизбежно приведёт к новым конфликтам внутри партии по типу историй с Леросом и Дубинским.

9) Огромные убытки Нафтогаза за 2020 год и отставка Кобалева

28 апреля 2021 года, Андрей Коболев, который занимал пост главы Нафтогаза 7 лет, был уволен решением Кабините Министров Украины. Как позже подтвердил Зеленский, причиной расторжения контракта с руководителем госпредприятия стали гигантские убытки за 2020 год. В прошлом году Нафтогаз получил 19 млрд гривен чистого убытка при запланированной прибыли в размере 11,5 млрд гривен. Даже с учётом общего кризиса, разница в запланированной прибыли и фактических убытках слишком велика, что бы оставить Коболоева и его топ-менеджмент у руля ведущего газодобывающего предприятия в стране. На замену Коболеву пришёл Юрий Витренко, который ранее дважды не был избран министром энергетики в ВР. Задание перед новым главой Нафтогаза - обеспечивать системный рост добычи газа и формировать справедливый рынок газа в Украине. Делать выводы о работе Витренко можно будет через год, основываясь на результатах, однако некоторые эксперты считают, что без полной замены топ-менеджмента и стратегии развития, Нафтогаз останется убыточным.

10) Вакцинаця от коронавируса
На данный момент можно утверждать, что вакцинация от COVID-19 в Украине фактически провалена, об этом говорят цифры и статистика, позитивная динамика появилась только сейчас, после того как Виктор Ляшко возглавил МОЗ. В 2020 году общий ковидный фонд составлял 80,9 млрд гривен, чего при правильном распределении и использовании хватило бы как для вакцинации, так и для борьбы с вирусом в целом. Однако МОЗ получил только 21,8 млрд гривен, остальные деньги достались другим министерствам и ведомствам. На сегодняшний день полностью вакцинированы всего 1 712 791 украинцев, что составляет 4.14 % от всего населения страны. Для сравнения в Германии 34,8% населения полностью вакцинированы, а в Великобритании эта цифра составляет 48,4%. Очевидно, что парламент должен обратить внимание на результат работы МОЗ.

Важные принятые законы

1) Изменения в Земельном кодексе касательно рынка Земли

Парламент 28 апреля принял закон №2194 "О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и других законодательных актов по усовершенствованию системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений". В законе предусматривается передача земель государственной собственности, находящихся за пределами населенных пунктов в собственность органов местного самоуправления, кроме земель, необходимых для функционирования государства. К ключевым аспектам закона можно отнести следующие положения: предыдущий и следующий пользователи земли могут подписать договор без участия владельца; органы местного самоуправления обретают право изменять целевое назначение земельных участков; владельцы могут объединять земельные участки; разрешается продавать, передавать в наследство, дарить землю, вносить в уставной капитал предприятия; расширение рынка земли за счет земель вблизи водоемов; ограничение земли для огородничества до 0.6 га; ограничение в 20 га при продаже земли одному лицу. Контроль выполнения операций по продаже земли, а так же ее эксплуатации передается местным органам.

Фактически закон призван ограничить доступ мелкого частного фермерства и огородничества к земле, подготовить землю и документацию на нее для крупных предпринимателей и в будущем для иностранных инвесторов.

2) Закон о перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации

В законе №4020 , который ВР приняла 30-го марта в первом чтении благодаря 289 «за», содержится список из 74 госпредприятий, не подлежащих приватизации ( например НАЭК "Энергоатом", НЭК "Укрэнерго", ГП "Восточный ГОК", ГП "Гарпок", ГСП "Чернобыльская АЭС" и "КБ "Южное".), 9 акционерных предприятий, где доля государства должна составлять не менее 50% + 1 акция, 102-ух госпредприятий которые могут стать хозяйственными обществами с долей Украины 50% + 1 акция.

Однако, самым важным в законопроекте является открытие пути к частичной приватизации "Нафтогаза" и "Укрзализныци", и «Укрпочты», как к самым значимым и привлекательным предприятиям. Доля Украины в этих предприятиях должна оставаться не меньше половины акций.

3) Закон о деолигархизации

Начало июля 2021 года запомнилось принятием закнопроекта №5599 "О предотвращения угроз национальной безопасности, связанным с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)" в ВР в первом чтении. Этот законопроект продвигался лично президентом Зеленским, был подан им в парламент и зарегистрирован, как неотложный.

Сторонники принятия закона «об олигархах» считают, что он поможет ограничить влияние крупных бизнесменов на украинскую политику, медиа, а так же снизит уровень коррупции. В законе сказано о создании реестра олигархов, которым займется СНБО при участии кабмина, СБУ, Антимонопольного комитета и Нацбанка. Что бы внести в реестр определенное лицо в реестр, оно должно соответствовать 3 из 4 критериев, а именно: 1) Причастность к политике; 2) Влияние на СМИ; 3) Занимает монопольное положение на общегосударственном товарном рынке и в течение одного года подряд поддерживает или усиливает это положение; 4) Активы лица превышают 1 млн прожиточных минимумов (2.27 млрд гривен). Лицам, попавшим в реестр, будет запрещено финансировать политические партии, приватизировать крупные предприятия, так же они будут обязаны декларировать все свои доходы и расходы. Более того, в законе предусматривается статья про « контакты с олигархами», таким образам все высшие должностные лица и чиновники должны будут декларировать свои контакты с лицами из реестра.

Эксперты расходятся во мнении касательно политических последствий закона: пока одни считают его реальным шагом к уничтожению олигархической системы, другие уверены в том, что это инструмент политической борьбы Зеленского с такими политиками, как Порошенко и Медведчук, что закон будет работать избирательно, а коррупция останется, так как в ней участвуют не только олигархи, но и чиновники всех уровней, владельцы малого/среднего бизнеса.

4) Возврат уголовной ответственности за неуплату налогов

В феврале 2021 года народные депутаты в первом чтении приняли законопроект №3959-1 «О внесении изменений в административное и уголовное законодательства по внедрению деятельности Бюро экономической безопасности Украины». Законопроект условно делится на две части: первая создаёт законодательную базу для деятельности Бюро экономической безопасности ( БЭБ), вторая же усиливает существующее наказание за неуплату налогов, недостоверное декларирование, а также махинации с НДС. Что касается БЭБ, то директор этого ведомства получает право на арест имущества, блокировку счетов и активов подозреваемого сроком на 48 часов, эта процедура должна сопровождаться ходатайством прокурора об аресте имущества и активов в суд. Детективы БЭБ, согласно разрешению судьи, получают право мониторинга банковских счетов и прочих активов. По своим полномочиям и структуре новый орган весьма похож на уже известный нам НАБУ.

Пока ещё рано делать однозначные выводы касательно будущего БЭБ, орган может как и оправдать ожидания общественности, так и быть использованным с целью «криминализации» политических конкурентов власти или дополнительного давления на малый бизнес в Украине.

5) Реформа по децентрализации власти продолжается
В Украине первые шаги к децентрализации были сделаны ещё в 2014 году, уже завершился первый этап реформы 2014-2019 и идет второй этап 2020-2021. Новая власть приняла ряд законов, которые несколько изменили природу децентрализации, расширение полномочий органов местного самоуправления в том числе вызвала немалый ажиотаж вокруг последних местных выборов. Стоит ометить, что за прошедший политический цикл была введена новая система районов, были разделены полномочия между районами и общинами, которые теперь имеют значительную власть. По словам президента, реальная польза реформы уже заметна, он отметил значительное увеличение местных бюджетов. Однако не стоит забывать и про потенциальную опасность: главы ОГА, а вскоре и новые префекты будут искать лазейки в законах, что бы злоупотреблять новыми возможностями, унитарное устройство Украины  должно быть надёжно защищено, что бы не пострадать от реформы, механизм сдержек и противовесов должен быть разработан как можно детальнее, что бы местные органы одновременно  не были под полным контролем власти, но и не могли саботировать общие законы ВР и решения кабмина.
6) Закон о коренных народах
  21 июля этого года президент Владимир Зеленский подписал принятый ранее в ВР закон «О коренных народах Украины». Закон направлен на защиту культурных и иных прав коренных народов, а так же предоставляет им порядок работы с государством и соответствующие механизмы. Но самый значимый отрывок закона гласит о том, что коренными народами Крыма признаются крымские татары, крымчаки и караимы. Но ничего не сказано про русских, следовательно коренным народом они не признаны и привилегии закона на них не распространяются. Можно сделать вывод, что главная цель закона – напомнить России о непризнании Крыма российской территорией.
7)Вступили в силу новые нормы языкового закона
В соответствии с решением ВР, с 16 января 2021 года украинский язык стал основным в сфере услуг в стране, а с 16 июля все развлекательные, культурные, художественные и зрелищные мероприятия должны проводится на государственном языке. Исключения разрешены в случае, если клиент просит использовать другой язык, а так же если художественный замысел предполагает использование других языков. Все эти нормы связаны с защитой государственного языка, преследуют цель повысить патриотическое настроение в обществе. Ранее, в рамках закона, на украинский язык перешли все государственные службы и ведомства. Стоит заметить, что в языковом вопросе позиция команды Зеленского не отличается от позиции команды предыдущего президента Порошенко,  украинский язык – единственный государственный язык в Украине.

8) Закон о национальном сопротивлении

Ближе к завершению текущей сессии ВР народные депутаты в первом чтении приняли законопроект №5557 «Об основах национального сопротивления», инициированный президентом. Закон подразумевает создание нового вида войск – Сил Территориальной Обороны, которые будут подчиняться главнокомандующему ЗСУ, а именно президенту, а так же порядок подготовки и мобилизации населения Украины к общенациональному сопротивлению в случае внешней агрессии, фактически легализация партизанского движения. Безусловно, инициатива, призванная поднять общий оборонительный потенциал страны в сложившихся условиях, нужна, однако есть и сомнительные моменты. Во-первых отдельные статьи закона написаны неточно, что может вызвать ряд коллизий и путаницу, во-вторых значительная часть полномочий ложиться на местные органы, что фактически означает создание должности генерал-губертнатора, в-третьих ранее уже были подобные законодательные инициативы: одна от депутата Шараськина, вторая от экс-нардепа Дмитрия Яроша, но почему-то первая была завалена комитетами, а вторая даже не попала в парламент.

Внешняя политика

1) ОБСЕ заявила о рекордном количестве проблем и нарушений на местных выборах

ОБСЕ опубликовали отчет о результатах проведения местных выборов 25-го октября. В нём были упомянуты: опрос Зеленского в день голосования, который потенциально создал преимущество для кандидатов от «Слуги народа», политизация местных избирательных комиссий, случаи злоупотребления госресурсами со стороны областных и городских государственных администраций, изменения избирательной системы перед выборами, сообщения о инцидентах подкупа избирателей. Не стоит недооценивать влияние подобных отчетов от таких организаций как ОБСЕ на международный имидж Украины. Вполне возможно, что из-за них кроме привычных «победите коррупцию, а потом мы вас выслушаем» поступит новое « приведите в порядок выборы, а потом мы вас выслушаем».

2) Северный поток-2

Строительство Северного потока-2, крупнейшего газопровода между Россией и Европой, близится к финишной прямой. Если его запуск состоится в ближайшее время, то Россия сможет доставлять свой газ в Европу без транзита через Украину. Это грозит Украине минимум тремя последствиями: 1) без денег за транзит газа, Украина будет терять около 3 миллиардов долларов в год, что будет весьма ощутимо для бюджета страны; 2) Северный поток-2 может применятся Россией как инструмент манипуляции в политике с Украиной, в том числе по Донбассу и Крыму; 3) Отношения РФ и Евросоюза могут значительно потеплеть, что крайне невыгодно для Украины.

Позиция Украины касательно СП-2 на данном этапе ясна. И в Офисе Президента, и в МИДе уже не возникает сомнений, что СП-2 будет запущен и Украина понесёт экономические и политические убытки. В сложившейся ситуации Зеленский рассчитывает хотя бы на получение гарантий от США и Германии касательно сохранения за Украиной статуса транзитной страны, продолжения транзита газа через Украину, наложения санкций на РФ в случае использования СП-2 как инструмента политического давления на Украину. Однако результаты последних переговоров между Байденом и Меркель в рамках обсуждения СП-2 говорят о том, что позиции стран касательно Украины разнятся и конкретики, которую так хотел услышать наш президент, не было. Следующим событием, которое может повлиять на судьбу Украины в рамках запуска СП-2, станет визит Зеленского в Вашингтон, запланированный на Август.

3) Ухудшение отношений между Украиной и Беларусью

Активные разговоры про ухудшения и даже пазу отношений между Киевом и Минском начали говорить после выборов в Беларуси. 23-го сентября 2020 года министр МИД Украины Дмитрий Кулеба написал в твиттере о том, что инаугурация О.Лукашенко не означает признания его легитимным президентом РБ. В свою очередь Лукашенко обвинил Украину во вмешательстве в их внутреннюю политику, а так же «организации беспорядков». Стоит отметить, что намеки Украины на непризнание Лукашенко президентом, политика продиктованная партнёрством с Европой и США, которые уже на всех возможных уровнях не признали результат выборов в РБ.

За весь год Зеленский и Лукашенко ни разу не встретились. Уже в марте 2021 года Беларусь заявила о выявлении украинского шпиона, а Украина о выявлении белорусского шпиона. Такие заявления свидетельствуют крайнему недоверию между странами, а так же о работе спецслужб с обеих сторон. С учётом военных учений российской армии на территории Беларуси, укрепления отношений РФ и РБ, предпосылок для улучшения дипломатических отношений Киева и Минска в ближайшее время не наблюдается.

4) Украина и НАТО

Зеленский продолжил курс Украины на вступление в НАТО, однако за год, кроме встреч, разговоров и взаимных обязательств ничего не поменялось. С момента получения Украиной статуса партнёра с расширенными возможностями (ЕОР) прошло уже больше года, украинская сторона регулярно напоминает альянсу о себе, желая получить так называемый «План действий по членству в НАТО» ( ПДЧ) который бы был серьезным шагом на пути к вступлению, но так и не получила его.

На последнем саммите Североатлантического альянса, который состоялся 14 июня 2021 года, по словам Кулебы, подтвердился консенсус стран-участниц касательно того, что Украина вступит в НАТО. Но в тоже время консенсус касательно конкретной даты или хотя бы года вступления достигнут не был. Глава МИД считает, что мы вступим в НАТО раньше, чем в ЕС. Учитывая, что Украина на пути к членству уже 13 лет, с момента проведения Бухарестского саммита в 2008 году, есть все основания полагать, что ждать нам придется ещё не год и не два.

Выводы

Уходящий политический период запомнился нам сменой главного внутреннего тренда с «турборежима» на «закручивание гаек», проведением либеральных реформ по западному образцу, а так же отсутствием значительных результатов в мирном урегулировании конфликта на Донбассе и новых отсрочках касательно интеграции с НАТО и ЕС. Власть активно улучшала свои позиции, а так же расширяла свои права на законодательном уровне, оппозиционные по отношению к «Слуге Народа» силы получили сильный удар и готовятся к реваншу, пандемия внесла свои коррективы в экономическое и политическое развитие Украины, сформировав вектор тотальной цифровой трансформации всех ключевых процессов.

Денис Яруш