Авторы публикации
Несмотря на усталость от работы в предвыборном штабе, политтехнолог и политолог Николай Спиридонов, все-таки нашел время в своем плотном графике и встретился со мной, чтобы поговорить о предстоящих местных выборах.
Кто в Украине борется за власть?
Сейчас в Украине несколько основных центров влияния. Безусловно, увеличивается влияние президента Петра Порошенко, даже несмотря на то, что у него понижается рейтинг. Второй мощный центр влияния – Игорь Коломойский, который пытается составить конкуренцию президенту. Игорь Валерьевич связан с несколькими политическими проектами. Он финансирует политическую партию «УКРОП». Могу сказать как политтехнолог, что в их работе довольно много странностей. Например, очень интересная ситуация по Киеву, когда от парии «УКРОП» баллотируется Геннадий Корбан и, в тоже время – Борислав Береза, у которого есть своя партия. У них одинаковый патриотический электорат, зачем делить его надвое не совсем понятно.
Довольно влиятельными сейчас остаются «старые» олигархи. Ренат Ахметов, раскладывает яйца в разные корзины. Фирташ, не смотря на свое заслание, сохраняет влияние. Сергей Левочкин пытается пролоббировать себя на пост премьер-министра. Довольно сильно влияет на ситуацию в стране Арсений Яценюк, официальный Премьер-министр Украины. Злые языки говорят, что, несмотря на то, что премьер называл себя камикадзе, он все же досидит в своем кресле минимум до весны. Получается, он очень долго живущий камикадзе.
А как вы думаете, досидит?
По логике, его должны снять после выборов. Результаты работы правительства очень слабые. Кабинет министров со своей работой не справляется и премьер-министра пора менять. Нарастает недовольство им и в Европе. Поэтому я предполагаю, что после выборов, где-то в конце осени, его должны отправить в отставку.
Что предлагают политические партии взамен на голоса избирателей?
С точки зрения программы, выделяется партия «Відродження». Они ставят в основу программы аграрные вопросы. Говорят, что с помощью развития аграрной мощи Украины, мы сможем попасть в десятку самых влиятельных стран мира, накормив мир нашими продуктами. Так же интересная программа есть у партии «Рух за реформы». Они четко заявляют, что будут бороться с чиновниками, что у них местная команда и план развития столицы там чётко прописан. Чёткая программа есть у Геннадия Балашова, партия «5.10» , хотя она немного «сырая», потому что там одна экономика идет. Юлия Тимошенко активничает по социальным вопросам. Она уловила тренд, что украинцы недовольны ценами на ЖКХ. Юлия Владимировна бьёт в эту точку – выступает на «Шустере», что позволяет удерживать рейтинг, а иногда его повышать.
На этих выборах очень много подкупа. Очень многие крупные политические силы делают «сетку». Они записывают избирателей, которые к ним лояльны и каким-то образом их стимулируют. Политические партии продолжают подкупать людей гречкой. На некоторых округах подкупают мёдом. Тон задала Черниговская кампания, по досрочным выборам, где мы видели и подкупы и «сетку» и дикие разборки.
Вы хотите сказать, что может случиться Чернигов 2, только всеукраинского масштаба?
Я думаю, что может быть ещё хуже, чем в Чернигове. На тех событиях всё-таки концентрировалось внимание общественности, а сейчас внимание распорошено на всю страну. Нас ждет тотальный бардак и массовое применение админресурса.
Какую роль отыграет админресурс на выборах для Порошенко? Станет ли это препятствием для молодых партий?
Да, это серьезное препятствие для молодых партий. Админресурс – это возможность проводить избирательную кампанию за счёт государственного бюджета. Часто провласные кандидаты, пользуясь бюджетными ресурсами, ремонтируют лавочки, люки, записывают эти «добрые дела» на свой счет. У них есть больше возможностей для агитации. В нашей стране админресурс бывает двух видов: объективний и субъективний. Субъективный админресурс связан с тем, что в СССР 99.9% голосовали за «Коммунистическую партию». У многих представителей старшего поколения осталась такая привычка. Они в любом случае проголосуют за действующую власть. Таких людей – около 5%. Они проголосуют за Кличко, потому что он – действующий мэр.
Все-таки какие шансы у Кличка?
Если бы выборы были в один тур, Кличко набрал бы свои 25-30% с помощью сомнительных методов. Если раньше за ним шла молодежь, потому что это было круто, то сейчас партия «Удар» кормит бабушек Черновецкого. Виталий Владимирович выйдет во второй тур за счет админресурса, олигархического консенсуса и своих прикормленных бабушек. Во втором туре разгорится очень серьезная борьба. Я бы дал 50х50 удержит ли действующий мэр свое кресло, его антирейтинг глобальный и недостатки видны всем. Он должен отвечать за большую деревню – Киев, и вести довольно большое хозяйство. Любой кандидат будет иметь шанс против Виталия Кличко, кроме Омельченко. Он выступает на этих выборах как технический кандидат от действующего мэра. Проблема других кандидатов в том, что они поздно расчехлили свои ракетки и Кличко долго был безальтернативным кандидатом. Правда, еще достаточно активно издавал свою газету Думчев, уже месяца три раздается газета «Киевский носорог». Избиратели привыкают к его образу.
Что вы можете сказать по поводу политических программ?
Программы партий «5.10» и «Руха за реформы» очень похожи, они говорят о невмешательстве государства в экономику. Партия «Возрождения» опирается на аграрные проблемы и также присуща антивоенная риторика. В принципе, партия должна иметь идеологию и должна ее отстаивать. У нас же партии отстаивают только своих лидеров. Был анекдот: «Мы создаем партию нового типа, но мы не нашли этого типа».
Люди не интересуются этими программами, для чего они нужны?
Программа пишется далеко не для того, чтобы ее читали избиратели, это внутренний документ от которого отталкивается агитация. Лидер партии использует программные тезисы для выступлений перед избирателями, для своих рекламных газет и листовок. Программа у партии должна быть, на нее нужно опираться как на базу, а то, что избиратели их не читают – это правда, ну достали их политические партии тем, что не выполняют своих обещаний. Поэтому избиратель не хочет эту агитацию даже слушать, не то, что читать. Если политические партии начнут выполнять свои обещания, тогда избиратель будет больше читать, будет относиться к этим обещаниям, как к чему-то существенному. По новому «Избирательному закону» политическая партия не обязана публиковать свою избирательную программу.
Почему Порошенко подписал Закон «о местных выборах» со столькими подводными камнями?
Президенту на руку этот Закон. Рейтинг его политсилы падает, ему нужно получить сносные результаты и в ход идут чёрные технологии. Это новые правила игры, и оппозиция сразу оказалась в проигрыше. Порошенко – участник этого процесса. Это попытка исказить результаты выборов в свою пользу. В более мутной воде легче ловить рыбку и сложность избирательного закона сделает фальсификацию более легкой. Я думаю, Порошенко понимал, что он подписывает одноразовый Закон.
Какие шансы у молодых партий пройти 5% барьер на выборах и заполучить место под солнцем, какие партии можно назвать открытием этих местных выборов?
Новый закон в основном и был заточен на то, чтобы не пустить новые партии в местные советы. Он принят для того, чтобы эту систему законсервировать и продвигать старые политические партии. Новым проектам будет очень сложно, но некоторые прорвутся.
Очень мощно сейчас набирает обороты партия «Відродження». Во многих Восточных областях Украины (Харьков, Одесса, Херсон…) борется за лидерство, а в большинстве других областей рейтинг партии приближается к показателю 3,5-4,5%. Если совершит последний рывок, то вполне может преодолеть проходной барьер в большинстве областей.
В Киеве очень активно проводит кампанию партия «Рух за реформы». Соответственно, имеет хорошие шансы пройти в Киевсовет.
В Центре Украины есть шансы у такой молодой партии как «Сила Людей». У них мощная кампания в Полтавской области. У местных проектов шансы есть, вот реализуют ли они их, это вопрос, так как допускается много ошибок.
Может ли быть, что следующие местные выборы будут досрочными?
Ходят слухи, что через два года будут новые местные выборы, после того, как пройдет децентрализация. Децентрализация – это по факту наоборот централизация, после этих реформ обещают переизбрать все новые органы власти. Пока что, по закону, местные органы власти избираются раз в 5 лет, что я считаю в корне не правильным, потому что их максимальный срок должен быть 2-3 года, нельзя держать людей 5 лет на должностях, они жиром заплывают. Ну и естественно, они будут сопротивляться тому, чтобы переизбраться через 2 года, поэтому кто его знает…
Какими будут результаты выборов?
Нас еще долго будет штормить.
Беседовала Зоряна САЩУК