Риски и перспективы для Украины из-за коронавируса

В настоящее время ситуация с развитием ситуации вокруг пандемии непрогнозируемая, однако уже сейчас в ней наметились тенденции, которые могут повлиять на все основные сферы функционирования украинского государства.

Сегодня выделяют три основных сценария развития ситуации: рост количества заболеваемости замедлится уже к лету, затянется еще на несколько месяцев или борьба с пандемией затянется на срок около двух лет. Пандемия может стать причиной не только кризиса системы здравоохранения, но и глубинного экономического и политического кризиса.

1. Изменения в геополитике.

Ситуация с распространением коронавируса обнажила недостатки глобализации и вхождения в ЕС: солидарности внутри Союза в чрезвычайной ситуации нет, взаимопомощи по запросу также, есть угроза роста евроскептических настроений после эпидемии. В данной ситуации стоит под вопросом мотивация выполнения Украиной соглашения об Ассоциации с ЕС, а также необходимость наличия в Конституции строки о неотвратимости европейского курса Украины.

Кроме того, после окончания карантина для Украины было бы выгодным многовекторное внешнее сотрудничество, которое, как показывает кризисный опыт ЕС, более выгодно для развивающихся стран, попавших в кризисную ситуацию.

Также есть вероятность сохранения ограничения передвижения внутри ЕС и после кризиса, что может привести к ограничению или отмене безвизового режима для украинцев.

2. Изменения во внутренней политике.

Распространение коронавируса и связанные с этим экономические угрозы уже привели к отставке правительства Гончарука и замене большей части министров более профессиональными людьми. Таким образом, есть вероятность, что в период карантина и посткарантина продолжится ротация кадров в правительстве в пользу людей, которые более профессионально подойдут к выполнению своих обязанностей в новых условиях.

Кризис однозначно приведет к снижению рейтингов власти, поскольку большая часть населения почувствует не только ограничение собственных прав и свобод, но и значительное снижение достатка. Кроме того, вводимые экономические и налоговые изменения (отмена ЕСВ, налога на землю и налога на недвижимость) скорее направлены на поддержку крупного бизнеса и обеспеченных граждан, чем на поддержку малого и среднего бизнеса, для которого нет никаких субвенций или даже снижения стоимости аренды и который может не пережить период карантина.

Если ситуация с карантином затянется надолго, есть вероятность дестабилизации общественно-политической ситуации по причине отсутствия денежного запаса у большинства населения для жизни без доходов в условиях домашней изоляции.

Кроме того, есть вероятность усиления роли силовых структур и праворадикальных формирований в вопросах контроля за внутренней ситуацией в стране.

После окончания кризиса медицинская реформа может быть пересмотрена как неэффективная. Также есть вероятность общего пересмотра государственной политики в области медицины и разработки новой стратегии ее развития, а также – в общем пересмотра целого ряда либеральных реформ, которые приводили исключительно к получению прибыли либо к ликвидации неприбыльной отрасли или предприятия, что привело к неспособности справляться с реальными кризисами.

Также вероятно усиление децентрализационных процессов и увеличение роли региональных властей при решении возникающих проблем.

3. Идеологические изменения.

Если ситуация затянется, могут быть популяризированы левые и левоцентристские идеи по причине того, что в случаях кризиса более популярными являются социально направленные мероприятия (поддержка государством малых предпринимателей, сохранение рабочих мест при отсутствии работы, выплаты при простое и потере работы, компенсация или замораживание издержек, контроль цен на основные продукты питания и медикаменты и т.д.).

Именно по этим причинам правые идеи, идеи либерализации экономики и либертарианства могут потерять популярность среди широких масс населения.

Однако появление рейтинговой политической силы, фактически, а не номинально продвигающей такие идеи, в начальный посткарантинный период маловероятно по причине «замкнутости» украинского политического пространства: все СМИ принадлежат представителям определенных политических сил и олигархам, что приводит к тому, что в украинское публичное пространство будет крайне сложно пробиться новым лицам, невыгодным для владельцев СМИ.

4. Экспортно-импортные изменения.

Из-за ограниченной логистики и снижения спроса во всем мире и может продолжиться сокращение украинского экспорта, кроме аграрного. Есть вероятность увеличения экспорта зерновых из Украины, и при затягивании ситуации по этой причине может возникнуть некоторый дефицит зерновых на внутриукраинском рынке, как это произошло в случае с медицинскими масками.

Кроме того, по тем же причинам, включая сокращение производства в странах-экспортерах, есть вероятность сокращения отдельных видов продовольственного импорта, что, однако, может не быть ощутимым в масштабах страны благодаря использованию альтернативной продукции украинского производства.

5. Экономические и социальные изменения.

Есть очень высокие риски того, что украинская экономика мировую экономическую рецессию переживет с более тяжелыми последствиями, чем развитые страны. Жесткие ограничительные меры уже привели к угнетению экономической активности, и по причине невозможности прогнозирования длительности кризисной ситуации (от нескольких месяцев до двух лет) принесут пока непрогнозируемые, но уже ясно, что очень крупные бюджетные потери, включая угрозу гиперинфляции и объявления дефолта в случае, если МВФ откажется сократить выплаты Украины по долгам в 2020 г. и не предоставит новый транш.

Кроме того, на состояние экономики напрямую влияет сокращение экспорта, снижение курса гривны, выведение валюты нерезидентами, повышение процентных ставок по ОВГЗ, «сливание» Минфином золотовалютных запасов на поддержание гривны, отсутствие притока валюты от трудовых мигрантов, сокращение налоговых поступлений в бюджет, сокращение производства и спроса и т.д.

Значительно сократится производство и покупательная способность граждан. Отрасли, которые более всего пострадают от коронакризиса: туристическая, транспортная (все виды перевозок, но более всего – авиация), торговая, гостиничный и спортивный сектора, сферы обслуживания и развлечений. Кроме того, под угрозой значительного сокращения находятся машиностроение, производство различной техники, металлопродукции, железнодорожное, текстильное, а также химическая, пищевая, медицинская и др. виды промышленности. Также сократится спрос на основные энергоносители, главным образом – на нефтепродукты и электроэнергию.

В совокупности ситуация может привести к значительному увеличению безработицы (по оценкам бывшего министра экономики Тимофея Милованова, от 170 до 500 тыс. человек), а также к невозможности обеспечить рабочими местами безработных даже после окончания карантина по причине того, что многие работодатели не переживут кризис, а для хотя бы частичного восстановления необходимо время, инвестиции (в том числе и государственные) и восстановление спроса на товары и услуги. При негативном сценарии есть вероятность роста социального напряжения (в том числе и протестного) и усиления криминогенной обстановки по причине безработицы и отсутствия возможности получать доход.

Намечается тенденция укрупнения торгового бизнеса, которая сохранится и после окончания карантина, если он затянется на длительный срок. Из-за ограничений может произойти перераспределение торговой сферы в направлении сокращения представителей малого и среднего бизнеса в случае отсутствия мер по его поддержке в пользу крупных торговых сетей.

Есть вероятность того, что возросшая популярность доставки товаров на дом сохранится и после кризиса, как и популярность дистанционного обучения, удаленной работы, интернет-стриминга.

Необходимо отметить, что капиталистическая модель экономики вряд ли подвергнется изменению, поскольку экономические связи будут нарушены лишь временно и начнут постепенно восстанавливаться после снятия ограничений, а крупный бизнес в целом, несмотря на убытки, кризис переживет.

6. Военно-территориальные изменения.

Полное ограничение Украиной на пересечение границы жителями ОРДЛО может привести к еще большему разрыву с Украиной, усложнению реинтеграции в будущем и к еще большей интеграции территорий в Россию, поскольку в данных условиях Россия открыла границу для жителей ОРДЛО, разрешив въезд в страну для их жителей, несмотря на карантинные ограничения. Кроме того, в ОРДЛО может увеличиться количество людей, получивших российские паспорта.

Предварительные выводы, которые можно сделать из сложившейся ситуации с пандемией:

-международные договора и объединения не являются гарантией взаимопомощи стран в случае реальной мировой угрозы;

-импорто-ориентированные экономики первыми будут страдать из-за недостатка иностранных товаров, на которые в условиях чрезвычайной ситуации наложены экспортные ограничения. По этой причине странам необходимо обеспечивать автаркию при производстве базовых необходимых товаров (особенно продовольственных и медицинских);

-основные отрасли, которые должны финансироваться государством на должном уровне и не зависеть от прибыльности на местах: образование, медицина, наука;

-медицинская реформа в том виде, в котором ее проводили после 2014 года, понижает эффективность и обеспеченность медицинскими товарами медицинской отрасли в целом в случае чрезвычайной ситуации;

-без государственного сектора экономики или переориентации производств в случае чрезвычайной ситуации может быть острый недостаток самых необходимых товаров;

-в условиях чрезвычайной ситуации и свободного рынка крайне важен контроль государства за стоимостью самых необходимых групп товаров и медикаментов;

-сырьевые экономики гораздо сложнее переживают любые мировые кризисы, из-за чего после окончания коронакризиса необходимо создать долгосрочную стратегию развития государства, что может расходиться с планом дальнейшей либерализации экономики.

 

Ева Антоненко