СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 1 – 7 февраля 2024 года.

Продолжается история противостояния между командой Президента В. Зеленского и командой главкома ВСУ В. Залужного. В частности, Президент продолжает оказывать давление на главкома с целью заставить его самостоятельно уйти в отставку. В тоже время Президент пока не решается обнародовать указ о увольнении В. Залужного в силу того, что это усилит главкома в политическом плане и возложит на В. Зеленского дополнительную ответственность за дальнейший ход событий на фронте. А В. Залужный настаивает на том, что он, может быть, только уволен и добровольно в отставку не пойдёт. В целом, ситуация в отношении увольнения/не увольнения В. Залужного остаётся хрупкой, равновесие может быть нарушено или каким-то событием во внутренней политике, или новым кризисом на фронте, который позволит обвинить В. Залужного в военном провале (например, в боях вокруг г.Авдеевки), или вмешательством западных партнёров, которые могут разрешить этот кризис отношений ОП и главкома ВСУ. Но пока Белый Дом США дистанцируется от решения этого вопроса, поскольку возможные негативные последствия замены В. Залужного могут отразится и на избирательной кампании США, послужат поводом для дополнительной критики со стороны Республиканцев в неэффективности внешней политике Президента США Д. Байдена.

Так, Президент Украины Владимир Зеленский в интервью итальянскому телеканалу Rai News 24 подтвердил, что рассматривает возможность отправить в отставку Валерия Залужного, а также намекнул, что рассматривает перезагрузку высшего военного руководства в целом. Таким образом, потенциально отставка В. Залужного повлечёт за собой масштабное переформатирование армии, в связи с чем свои должности могут потерять еще несколько десятков офицеров в генеральном штабе – это люди, прежде всего, ориентированные на В. Залужного, а также на экс-президента П. Порошенка и других оппозиционеров.

2 февраля газета The Washington Post сообщила о том, что руководство Украины проинформировало Президента США Джо Байдена о решении уволить главкома ВСУ В.Залужного (она появилась после публикации статьи В. Залужного в CNN, где он прямо упрекнул политическое руководство Украины в том, что оно не может обеспечить процесс мобилизации в армию). По сведениям газеты, в Белом Доме не высказывают по поводу этого решения ни поддержки, ни критики, признавая его суверенным правом Президента Украины. При этом в публикации говорилось, что уход Залужного, одной из наиболее популярных персон в Украине, может негативно сказаться на моральном состоянии войск и поколебать уверенность западных доноров в том, что ВСУ смогут дать отпор наступающим российским войскам. Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан в интервью CBS заявил, что Соединённые Штаты не будут вмешиваться в кадровые решения властей Украины, касающиеся Вооружённых сил Украины. Таким образом в США на официальном уровне фактически подтвердили, что украинские власти консультировались с Вашингтоном об отставке В. Залужного, и руководство Белого Дома не решились публично поддерживать главкома, очевидно, что усиления конфронтации между В. Залужным и В. Зеленским в США считают значительным риском для стабильности внутри Украины. По сути, американская сторона, не желает брать на себя никакую ответственность в вопросе увольнения/не увольнения В. Залужного, полностью перекладывая ответственность за возможные негативные последствия такого решения на представителей украинской власти.

На фоне слухов о увольнении главкома ВСУ Валерия Залужного и задержек с выделением американской помощи в Украине с визитом побывала заместитель госсекретаря по политическим вопросам Виктория Нуланд.

Визит В.Нуланд, как и других высокопоставленных представителей (делегация генеральных инспекторов Минобороны Роберта Сторча, Госдепа Диану Шоу и Агентства США по международному развитию (USAID) Пола Мартина) в большей мере рассчитан на то, чтобы сохранить своё влияние на политические и экономические процессы в ситуации, когда Администрация Президента США Д. Байдена не может предоставить значительную военную и финансовую помощь Украине.

Пауза в предоставлении помощи со стороны США, вместе со снижением политического влияния (вследствие обострения противостояния между Демократической и Республиканской партиями) предоставляет украинским политическим игрокам определенные возможности для проведения активной внутренней политики, в частности, и для давления на аффилированные с США группы влияния. Идет давление на Томаша Фиалу и связанных с ним деятелей, а также на ряд представителей СМИ, ориентированных на США.

Не исключено, что все же приезд В. Нуланд несколько «одернул» в этом отношении представителей власти. Так Президент уволил руководителя Департамента защиты национальной государственности СБУ Романа Семенченко, отставку которого связывают со скандалом со слежкой за сотрудниками проекта "Бигус.инфо".

Но в этом же тренде усиливается давление на экс-президента П. Порошенко. ГБР Украины завершило досудебное расследование по т.н. «угольному делу». П. Порошенко подозревается в совершении государственной измены и содействии террористической организации. ГБР должно направить обвинительный акт в отношении Петра Порошенко в суд, после этого у него меняется статус, и он становится обвиняемым.

Учитывая динамику войны и количественное преимущество РФ на фронте в Украине возникает необходимость ужесточения мобилизации в том или ином виде. 7 февраля Парламент в первом чтении принял закон о мобилизации (Проект закона №10449 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных вопросов прохождения военной службы, мобилизации и воинского учета"), его поддержали - 243 народных депутата. Примечательно, что без поддержки 2 -х образований от бывшей ОПЗЖ - Платформы за жизнь и Видновлэння Украины голосование было бы провалено.

Основные положения закона: мобилизационный возраст понижается с 27 до 25 лет; вводятся электронные повестки, которая считаться врученной с момента появления в электронном кабинете, его должны создать все военнобязанные в течение 60 дней с момента вступления в силу закона; за неявку по повестке предусмотрена блокировка всех счетов уклониста, запрет использовать автомобиль и выезжать за границу; граждане в возрасте от 18 до 60 лет должны иметь при себе военно-учетный документ и предъявлять его по требованию представителя ТЦК, полицейского или ГПСУ; демобилизация военных возможна через 36 месяцев непрерывной службы; срочную службу заменят базовой военной подготовкой; граждане с инвалидностью всех групп мобилизации не подлежат. Получившие инвалидность после 24 февраля 2022 года, будут повторно проходить комиссию; отсрочку от мобилизации теряют те, кто получают второе высшее образование, и аспиранты, обучающиеся по контракту.

Закон о мобилизации подвергся критике со стороны Главного научно-экспертного управления, антикоррупционного комитет Парламента, омбудсмена Д. Лубинца, Европейской бизнес-ассоциации и др. Они считают, что законопроект содержит положения, которые создают коррупционные риски, противоречат Конституции Украины, и могут иметь негативные последствия для экономики.

На самом деле то, что закон о мобилизации приняли за основу – это только первый акт этой "пьесы". Стоит отметить, что в кругах власти никто не хочет брать на себя прямую ответственность за крайне непопулярные меры по мобилизации перед обществом.

Кроме того, вопрос мобилизации выступает одной из главных причин обострения разногласий между Президентом и главкомом ВСУ В. Залужным. Поэтому данный закон необходимо было принять ещё до возможной отставки В. Залужного, чтобы разделить с ним ответственность. Также необходимо было частично снять напряжённость между политиками и военными на фоне процессов мобилизации.

Но настоящая «битва» за этот закон ещё впереди, когда в него начнут вносит тысячи поправок и развернутся дискуссии о финансах, правах человека и всего остального. Пока же закон о мобилизации приняли «под В. Залужного» и для достижения информационно-политических целей.

Но в том виде, в каком он сейчас есть, этот законопроект вряд ли будет принят, разве что только под серьёзным внешним давлением. В будущем закон о мобилизации будет серьёзно доработан и «порезан». Очевидно, что правок к закону будет много (их могут вносить до 21 февраля) и их рассмотрение может затянуться на недели. Потом закон отправится на подпись Главе ВРУ (параллельно депутаты могут попробовать заблокировать подписание альтернативными постановлениями), далее на подпись Президенту. Наиболее вероятно, что закон будет принят в целом в последнюю неделю февраля, подписанный в начале марта и вступит в силу через месяц, то есть в апреле.

С учетом того, что до сих пор нет определенности по объемам помощи от запарных партнеров, задача найти ресурсы под пополнение армии сотнями тысяч новых солдат является предельно трудной. Дополнительная мобилизация 400-500 тысяч человек (на которой настаивают военные) будет стоить украинскому бюджету около 720 млрд грн. Об этом сообщила глава бюджетного комитета Роксолана Пидласа. Только на обучение, выплаты и одежду мобилизованным нужно 322 млрд грн., а еще 400 - на закупку и модернизацию военной техники. Это составляет 22,5% всех расходов госбюджета или 41% расходов на оборону. Чтобы найти деньги, обсуждаются различные варианты - от возвращения прогрессивной ставки НДФЛ (то есть увеличения подоходного налога в зависимости от величины дохода) и налога на роскошь до дополнительного изъятия ресурсов из местных бюджетов.

Выделение помощи Украине затормозилась в Конгрессе США в силу внутрипартийного противостояния Республиканцев и Демократов.

Так Сенат США обнародовал проект соглашения о $118 млрд для финансирования пограничной политики (5млрд долл.) и помощи Украине (61 млрд долл.) и Израилю (14 млрд долл). Президент Джо Байден одобрил соглашение по границе и в своем заявлении призвал Конгресс принять его и направить ему на подпись. Но спикер нижней Палаты представителей США Майк Джонсон, заявил, что палата не будет рассматривать двухпартийное соглашение и во вторник организовал голосование по оказанию помощи Израилю отдельно. Президент Джо Байден пригрозил наложить вето на этот проект, поскольку он не включал выделение средств для Украины, что побудило большинство демократов выступить против этого закона и голосование провалилось. Законопроект М.Джонсона требовал большинства в две трети голосов, что подразумевало и привлечение части голосов демократов. В дальнейшем Конгресс может разделить вопросы помощи Украине, Израилю и безопасности границ. Но в целом, пока мало вероятно, что Республиканцы и Демократы смогут договориться по этому вопросу.

Экс-президент (и наиболее вероятный кандидат от Республиканской партии на будущих выборах) Д. Трамп призывает Республиканцев отказаться от любого соглашения с Демократами и отложить вопрос принятия помощи Украине до своей возможной победы на президентских выборах.

Связано это прежде всего с тем, что со стороны Администрации Д. Байдена просматриваются попытки снять Д. Трампа с выборов. Кроме того, положительное решение вопроса добавит политических балов Д. Байдену.

Учитывая влияние сторонников Д.Трампа в Палате представителей Конгресса и давление, которое Трамп оказывает на спикера Палаты представителей М.Джонсона, пока маловероятно, что стороны смогут прийти к компромиссу.

На этом фоне проблема финансирования Украины в значительной мере перекладывается на страны Европы. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель (он прибыл с официальным визитом в Киев) заявил, что Украина получит минимум 21 млрд евро помощи от ЕС в 2024 году. По сегодняшний день ЕС уже оказали помощь Украине на 28 млрд евро.

1 февраля 27 стран ЕС договорились о выделении Украине финансовой помощи в размере 50 млрд евро.

В целом, если детально рассматривать процесс предоставления помощи Украине от ЕС в размере 50 млрд евро (программа рассчитана на 4 года) из них 17млрд евро – это гранты, а 33 млрд евро – это кредиты. При этом гранты в 17млд евро, в рамках нового инструмента "Резерв для Украины", планируют получить за счёт доходов от замороженных российских активов. В частности, сегодня Евросовет также поддержал использование доходов от замороженных российских активов для финансирования Украины. Но для того, чтобы запустить этот процесс необходимо принять ещё дополнительные законодательные акты в Европе, более того, РФ будет оспаривать такое решение в судах. Поэтому процесс получения Украиной этих грантов (в 17 млрд долл.) может значительно затянуться по времени.

Что касается, предоставления кредитов в размере 33 млрд долл., ЕС выдвинул Украине ряд требований, за выполнение которых и будут ежеквартально поступать выплаты. Так Правительство должно разработать конкретный план реформ, среди которых: поддержка эффективных демократических механизмов, включая многопартийную парламентскую систему; верховенство закона; гарантии соблюдения прав человека, включая меньшинств. Украина также должна принимать меры, чтобы при использовании этих средств не было коррупции и конфликта интересов.

Каждое из этих требований может превратиться в инструмент постоянного давления и шантажа в отношении Украины, в том числе что касается прав меньшинств, борьбы с коррупцией или деградации демократии в Украине.

ЕС сможет утверждать и останавливать выплаты. И при необходимости через два года Евросовет предложит пересмотреть программу. Но в этом году в Европейском Союзе выборы и состав Еврокомиссии и Европарламента может существенно поменяется, и следующий созыв может быть совершенно по-другому настроен в отношении помощи Украине.

Для Украины на сегодняшний день крайне важным является вопрос финансирования и поставок оружия. В результате задержки западной помощи, Украина уже сталкивается с дефицитом оружия и денег для продолжения войны.

Напомним, также что для покрытия бюджетного дефицита Украины, по заявлению Министерства финансов, необходимо до $37,3 млрд. зарубежной помощи в этом году. То есть Украине понадобится ещё около $16 млрд. Дополнительные средства будут искать на переговорах с правительствами Канады, Норвегии, Японии и Южной Кореи. Еще немного может добавить Всемирный банк.

В настоящее время США и другие страны-партнёры фактически финансируют основные украинские государственные расходы. Правительство в январе сократило часть расходов бюджета из-за отсутствия финансовой помощи от международных партнеров.

Так в январе 2024г. уровень западной помощи был самым низким с начала войны – всего 390 млн долл., для сравнения в декабре 2023г. – около 5 млрд долл.

Доходы Бюджета Украины за январь в 2024г. составили - 154,9 млрд грн. для сравнения в декабре 2023г. они составляли – около 350 млрд грн. Общий дефицит бюджета на 2024 год составляет – 1,57 трлн. грн. В Правительстве не исключают и возобновление эмиссии гривны, что приведёт к росту инфляции и девальвации национальной валюты.

Выплаты по внешнему долгу Украины в 2023г составили — 122,4 млрд грн, или $3,3 млрд. Совокупный внешний госдолг Украины в 2023 году увеличился на 42,3% (30,23 млрд долларов) – до 101,70 млрд долларов. Тогда как совокупный внутренний - на 13,3% (194,6 млрд грн) - до 1,656 трлн грн.

Согласно данным НБУ, в январе 2024г Украина заплатила 441,6 млн долл. за погашение и обслуживание государственного долга. По состоянию на 1 февраля 2024 года международные резервы Украины снизились на 4,9% и составили 38, 525 млрд долларов.

Парламент Украины утвердил указы Президента о продолжении действия военного положения и всеобщей мобилизации с 14 февраля 2023 г. на 90 дней, соответственно, до 13 мая 2024 года. Это уже десятое голосование Парламента за военное положение с начала войны.

На фронте основные бои продолжаются на Донецком направлении. Ситуация под г. Авдеевкой продолжает усложняться для украинских войск. Так ВС РФ продвинулись к г.Авдеевке с северной стороны (от н.п. Веселое) и на южных подступах - в районе н.п.Опытного. Если россияне смогут дальше продвинуться по этим направлениям, то украинские войска в остальной части г. Авдеевки окажутся под угрозой полного окружения и встанет вопрос о необходимости их вывода из города. Напряженная обстановка и на Купянском направлении. Тут продолжаются бои за н.п. Табаевку и восточнее н.п.Тернов, где ВС РФ несколько продвинулись.

Украина получит от США авиабомбы GLSDB с максимальным расстоянием поражения до 150 километров. Об этом сообщила замгоссекретаря Виктория Нуланд. Эти боеприпасы, в частности, могут запускаться с HIMARS. И являются отчасти альтернативой дальнобойным ракетам ATACMS, которые американцы передали Украине в прошлом году в ограниченных масштабах. Сколько сейчас передали GLSDB, пока не говорится. Новые ракеты смогут поражать цели по всей захваченной территории Украины, по северо-западу Крыма и приграничным территориям РФ.

Симметрично в РФ заявили, что будет стремится создать демилитаризованную зону в Украине. Вчера на встрече с доверенными лицами президент РФ В. Путин заявил, что "будет отодвигать демилитаризованную зону" в Украине, которая бы обеспечила безопасность российских городов. Демилитаризованная зона должна быть на таком расстоянии, которое гарантирует отсутствие "угрозы от дальнобойного орудия", используемого Украиной.

Ранее В. Путин уже заявлял, что РФ хочет создать такую зону вдоль границы с Украиной. В реальности речь может идти о 30-60 км. вглубь территории Украины. Потенциально в "буферную зону" попадают такие крупные областные центры как г.Харьков, г. Сумы и даже г.Чернигов (если учитывать расстояние от белорусской границы).

На фоне возможного сокращения помощи западных партнёров и увеличения военных расходов власти Украины пытаются задействовать разные инструменты для пополнения бюджета, в том числе усиливается финансовова нагрузка на бизнес и население. Так в Киеве могут уже с апреля поднять тариф на воду на 34%, а с июля - ещё на 15%. Такие предложения "Киевводоканал" подал в НКРЭКУ. Предлагается с 1 апреля повысить тариф на водоснабжение до 17,57 грн за 1 кубический метр, а за водоотведение - до 16,41 грн. А с 1 июля - до 21,42 грн и 17,66 грн соответственно. В "Киевводоканале" говорят, что затраты на услугу растут, а ее реализация - снижается. Ранее сообщалось, что и на электроэнергию тариф для населения может вырасти вдвое.

Карта боевых действий.

hyuyu

Внутренняя ситуация в стране.

Ситуация вокруг увольнения главкома ВСУ В. Залужного.

Продолжается история противостояния между командой Президента В. Зеленского и командой главкома ВСУ В. Залужного. В частности, Президент продолжает оказывать давление на главкома с целью заставить его самостоятельно уйти в отставку. В тоже время Президент пока не решается обнародовать указ о увольнении В. Залужного в силу того, что это усилит главкома в политическом плане и возложит на В. Зеленского дополнительную ответственность за дальнейший ход событий на фронте. А В. Залужный настаивает на том, что он, может быть, только уволен и добровольно в отставку не пойдёт. В целом, ситуация в отношении увольнения/не увольнения В. Залужного остаётся хрупкой, равновесие может быть нарушено или каким-то событием во внутренней политике, или новым кризисом на фронте, который позволит обвинить В. Залужного в военном провале (например, в боях вокруг г. Авдеевки), или вмешательством западных партнёров, которые могут разрешить этот кризис отношений ОП и главкома ВСУ. Но пока Белый Дом США дистанцируется от решения этого вопроса, поскольку возможные негативные последствия замены В. Залужного могут отразится и на избирательной кампании США, послужат поводом для дополнительной критики со стороны Республиканцев в неэффективности внешней политике Президента США Д. Байдена.

Так, Президент Украины Владимир Зеленский в интервью итальянскому телеканалу Rai News 24 подтвердил, что рассматривает возможность отправить в отставку Валерия Залужного, а также намекнул, что рассматривает перезагрузку высшего военного руководства в целом. Таким образом, потенциально отставка В. Залужного повлечёт за собой масштабное переформатирование армии, в связи с чем свои должности могут потерять еще несколько десятков офицеров в генеральном штабе – это люди, прежде всего, ориентированные на В. Залужного, а также на экс-президента П. Порошенка и других оппозиционеров.

2 февраля газета The Washington Post сообщила о том, что руководство Украины проинформировало Президента США Джо Байдена о решении уволить главкома ВСУ В.Залужного (она появилась после публикации статьи В. Залужного в CNN, где он прямо упрекнул политическое руководство Украины в том, что оно не может обеспечить процесс мобилизации в армию). По сведениям газеты, в Белом Доме не высказывают по поводу этого решения ни поддержки, ни критики, признавая его суверенным правом Президента Украины. При этом в публикации говорилось, что уход Залужного, одной из наиболее популярных персон в Украине, может негативно сказаться на моральном состоянии войск и поколебать уверенность западных доноров в том, что ВСУ смогут дать отпор наступающим российским войскам. Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан в интервью CBS заявил, что Соединённые Штаты не будут вмешиваться в кадровые решения властей Украины, касающиеся Вооружённых сил Украины. Таким образом в США на официальном уровне фактически подтвердили, что украинские власти консультировались с Вашингтоном об отставке В. Залужного, и руководство Белого Дома не решились публично поддерживать главкома, очевидно, что усиления конфронтации между В. Залужным и В. Зеленским в США считают значительным риском для стабильности внутри Украины. По сути, американская сторона, не желает брать на себя никакую ответственность в вопросе увольнения/не увольнения В. Залужного, полностью перекладывая ответственность за возможные негативные последствия такого решения на представителей украинской власти.

 

Проблемы мобилизации.

Главная проблема для ВСУ на фронте - нехватка людей (которую обозначил главком ВСУ В.Залужный в своем интервью CNN) остаётся пока нерешаемой, что составляет и главный риск для Украины в войне. Главком ВСУ В. Залужный предлагает заменить людей и снаряды дронами, сделав в войне ставку на ударные БПЛА. Но РФ также активно развивают это направление. И от того, кто победит в гонке дронов, во-многом зависит и судьба войны.

7 февраля Парламент в первом чтении принял закон о мобилизации (Проект закона №10449 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных вопросов прохождения военной службы, мобилизации и воинского учета"), его поддержали - 243 народных депутата. Законопроект принят без предложений Комитета.

Голосование по фракциям: Слуга народа − 178, Европейская солидарность − 0, Батькивщина − 0, Платформа за жизнь и мир − 17, За будущее − 7, Голос − 3, Доверие − 18, Видновлэння Украины − 12, Внефракционные − 8".

Примечательно, что без поддержки 2 -х образований от бывшей ОПЗЖ - Платформы за жизнь и Видновлэння Украины голосование было бы провалено.

Ко второму чтению в закон депутаты еще будут вносить правки до 21 февраля. Первый заместитель председателя Верховной Рады Украины А. Корниенко сообщил, что в законопроекте остаётся несколько позиций, которые вызывают дискуссии.

Закон о мобилизации подвергся критике со стороны Главного научно-экспертного управления, антикоррупционного комитет Парламента, омбудсмена Д. Лубинца, Европейской бизнес-ассоциации и др. Они считают, что законопроект содержит положения, которые создают коррупционные риски, противоречат Конституции Украины, и могут иметь негативные последствия для экономики.

Основные положения закона: мобилизационный возраст понижается с 27 до 25 лет; вводятся электронные повестки, которая считаться врученной с момента появления в электронном кабинете, его должны создать все военнобязанные в течение 60 дней с момента вступления в силу закона; за неявку по повестке предусмотрена блокировка всех счетов уклониста, запрет использовать автомобиль и выезжать за границу; граждане в возрасте от 18 до 60 лет должны иметь при себе военно-учетный документ и предъявлять его по требованию представителя ТЦК, полицейского или ГПСУ; демобилизация военных возможна через 36 месяцев непрерывной службы; срочную службу заменят базовой военной подготовкой; граждане с инвалидностью всех групп мобилизации не подлежат. Получившие инвалидность после 24 февраля 2022 года, будут повторно проходить комиссию; отсрочку от мобилизации теряют те кто получают второе высшее образование и аспиранты на контракте.

На самом деле то, что закон о мобилизации приняли за основу – это только первый акт этой "пьесы". Стоит отметить, что в кругах власти никто не хочет брать на себя прямую ответственность за крайне непопулярные меры по мобилизации перед обществом.

Кроме того, вопрос мобилизации выступает одной из главных причин обострения разногласий между Президентом и главкомом ВСУ В. Залужным. Поэтому данный закон необходимо было принять ещё до возможной отставки В. Залужного, чтобы разделить с ним ответственность. Также необходимо было частично снять напряжённость между политиками и военными на фоне процессов мобилизации.

Но настоящая «битва» за этот закон ещё впереди, когда в него начнут вносит тысячи поправок и развернутся дискуссии о финансах, правах человека и всего остального. Пока же закон о мобилизации приняли «под В. Залужного» и для достижения информационно-политических целей.

Но в том виде в каком он сейчас есть этот законопроект вряд ли будет принят, разве что только под серьёзным внешним давлением. В будущем закон о мобилизации будет серьёзно доработан и «порезан». Очевидно, что правок к закону будет много (их могут вносить до 21 февраля) и их рассмотрение может затянуться на недели. Потом закон отправится на подпись Главе ВРУ (параллельно депутаты могут попробовать заблокировать подписание альтернативными постановлениями), далее на подпись Президенту. Наиболее вероятно, что закон будет принят в целом в последнюю неделю февраля, подписанный в начале марта и вступит в силу через месяц, то есть в апреле.

С учётом того, что до сих пор нет определённости по объёмам помощи от запарных партнеров, задача найти ресурсы под пополнение армии сотнями тысяч новых солдат является предельно трудной. Дополнительная мобилизация 400-500 тысяч человек (на которой настаивают военные) будет стоить украинскому бюджету около 720 млрд грн. Об этом сообщила глава бюджетного комитета Роксолана Пидласа. Только на обучение, выплаты и одежду мобилизованным нужно 322 млрд грн., а еще 400 - на закупку и модернизацию военной техники. Это составляет 22,5% всех расходов госбюджета или 41% расходов на оборону. Чтобы найти деньги, обсуждаются различные варианты - от возвращения прогрессивной ставки НДФЛ (то есть увеличения подоходного налога в зависимости от величины дохода) и налога на роскошь до дополнительного изъятия ресурсов из местных бюджетов.

Ситуация вокруг Украины.

Ситуация с финансированием Украины.

В Конгрессе США продолжаются дебаты относительно выделения финансирования Украине. Так Сенат США обнародовал проект соглашения о $118 млрд для финансирования пограничной политики (5млрд долл.) и помощи Украине (61 млрд долл.) и Израилю (14 млрд долл). Президент Джо Байден одобрил соглашение по границе и в своем заявлении призвал Конгресс принять его и направить ему на подпись. . Но спикер нижней Палаты представителей США Майк Джонсон, заявил, что палата не будет рассматривать двухпартийное соглашение и во вторник организовал голосование по оказанию помощи Израилю отдельно. Президент Джо Байден пригрозил наложить вето на этот проект, поскольку он не включал выделение средств для Украины, что побудило большинство демократов выступить против этого закона и голосование провалилось. Законопроект М.Джонсона требовал большинства в две трети голосов, что подразумевало и привлечение части голосов демократов. В дальнейшем Конгресс может разделить вопросы помощи Украине, Израилю и безопасности границ. Но в целом, пока мало вероятно, что Республиканцы и Демократы смогут договориться по этому вопросу.

Экс-президент (и наиболее вероятный кандидат от Республиканской партии на будущих выборах) Д. Трамп призывает Республиканцев отказаться от любого соглашения с Демократами и отложить вопрос принятия помощи Украине до своей возможной победы на президентских выборах.

Связано это прежде всего с тем, что со стороны Администрации Д. Байдена просматриваются попытки снять Д. Трампа с выборов. Кроме того, положительное решение вопроса добавит политических балов Д. Байдену.

Учитывая влияние сторонников Д.Трампа в Палате представителей Конгресса и давление, которое Трамп оказывает на спикера Палаты представителей М.Джонсона, пока маловероятно, что стороны смогут прийти к компромиссу.

На этом фоне проблема финансирования Украины в значительной мере перекладывается на страны Европы. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель (он прибыл с официальным визитом в Киев) заявил, что Украина получит минимум 21 млрд евро помощи от ЕС в 2024 году. По сегодняшний день ЕС уже оказали помощь Украине на 28 млрд евро.

1 февраля 27 стран ЕС договорились о выделении Украине финансовой помощи в размере 50 млрд евро.

В целом, если детально рассматривать процесс предоставления помощи Украине от ЕС в размере 50 млрд евро (программа рассчитана на 4 года) из них 17млрд евро – это гранты, а 33 млрд евро – это кредиты. При этом гранты в 17млд евро, в рамках нового инструмента "Резерв для Украины", планируют получить за счёт доходов от замороженных российских активов. В частности, сегодня Евросовет также поддержал использование доходов от замороженных российских активов для финансирования Украины. Но для того, чтобы запустить этот процесс необходимо принять ещё дополнительные законодательные акты в Европе, более того, РФ будет оспаривать такое решение в судах. Поэтому процесс получения Украиной этих грантов (в 17 млрд долл.) может значительно затянуться по времени.

Что касается, предоставления кредитов в размере 33 млрд долл., ЕС выдвинул Украине ряд требований, за выполнение которых и будут ежеквартально поступать выплаты. Так Правительство должно разработать конкретный план реформ, среди которых: поддержка эффективных демократических механизмов, включая многопартийную парламентскую систему; верховенство закона; гарантии соблюдения прав человека, включая меньшинств. Украина также должна принимать меры, чтобы при использовании этих средств не было коррупции и конфликта интересов.

Каждое из этих требований может превратиться в инструмент постоянного давления и шантажа в отношении Украины, в том числе что касается прав меньшинств, борьбы с коррупцией или деградации демократии в Украине.

ЕС сможет утверждать и останавливать выплаты. И при необходимости через два года Евросовет предложит пересмотреть программу. Но в этом году в Европейском Союзе выборы и состав Еврокомиссии и Европарламента может существенно поменяется, и следующий созыв может быть совершенно по-другому настроен в отношении помощи Украине.

 

Руслан Бортник, Оксана Красовская, Андрей Тимченко

для Украинского Института политики