Аналитический обзор недели №114 от 02.05.2021г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ, ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ НЕДЕЛИ

26.04.- 02.05.2021

СОДЕРЖАНИЕ:

РЕЗЮМЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

1. Кабинет министров уволил Андрея Коболева с должности главы правления НАК "Нафтогаз Украины" и назначил Юрия Витренко. Назначение Германа Галущенко министром энергетики.

2. Марш националистов в память о дивизии СС «Галичина».

3. Эпидемиологическая ситуация в стране. Вопрос увольнения Министра внутренних дел А. Авакова и Максима Степанова с должности министра здравоохранения.

4. Социология. Отношение граждан к проблеме использования различных языков в Украине.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

1. Дипломатическая активность вокруг Донбасса.

2. Продолжается конфронтация США с Россией и Китаем.

3. Признание Белым Домом геноцида армян в Османской Империи.

4. Пограничный конфликт Кыргызстана и Таджикистана.

ЭКОНОМИКА.

1. Парламент принял изменения в Земельный кодекс касательно рынка земли.

2. Сырьевые ножницы вместо МВФ. Как разворот на мировых рынках позволяет Украине обойтись без внешних кредитов.

3. Изменение состава наблюдательных советов Укргазбанка, Укрзализныци и Госдепозитария.

РЕЗЮМЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.

Подводя итоги уходящей недели, важно отметить следующее:

Во-первых, наметилось противостояние между Офисом президента и внешними игроками за контроль над основными госпредприятиями Украины, а также энергетической системой. В рамках этого тренда, был назначен новый министр энергетики Герман Галущенко, а также произошла замена главы правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрея Коболева на Юрия Витренко. Новые кадровые перестановка не совсем устраивают западных партнёров, поскольку могут снизить их влияние на украинскую энергетическую систему. Также правительство рассматривает варианты переформатирования и ослабления всех наблюдательных советов при государственных компаниях, что может ещё больше ослабить влияние европейских и американских партнёров.

Вероятно, что это не последние перестановки в правительстве – кресла шатаются также под министрами здравоохранения, экономики и внутренних дел.

Во-вторых, основной тенденцией международных отношений, актуальной на данный момент, остаётся нарастание американо-российской и американо-китайской конфронтации. В связи с тем, что ни одна из сторон не намерена уступать в геополитической борьбе, следует полагать, что «список недружественных стран», подготовленный в России, и запрет на найм местного персонала посольствами этих стран – далеко не самая суровая мера конфронтационного характера, которая может быть задействована РФ против США. В будущем, вполне вероятны ограничения для американского бизнеса в России, а также – максимальное ужесточение визового режима. По сути, это будет означать опускание между США и РФ нового «железного занавеса». По аналогичному пути разворачиваются и отношения США с КНР.

В-третьих, тупик в вопросе мирного урегулирования на Донбассе до сих пор не преодолён, а позиции сторон не позволяют надеяться на его скорое преодоление. На этом фоне, публичные заявления о вероятности встречи президентов Украины и России, равно как и обсуждение возможного места её проведения, выглядят имитацией бурной деятельности, а не реальными шагами по установлению мира. Аналогично выглядят и инициативы украинской стороны по изменению «минского» формата и включению США, Британии и Канады в «нормандский» формат переговоров.

В-четвёртых, голосование Верховной Рады за изменения в Земельный кодекс – последний штрих подготовки к открытию рынка сельхозземель. По его итогам, земельное законодательство оказалось прописанным таким образом, что оставляет массу лазеек для скупки и концентрации земли в руках банков, иностранных физических и юридических лиц, и крупных украинских агрохолдингов. Как мы уже неоднократно прогнозировали, рынок земли в Украине открывают таким образом, чтобы принести максимальную пользу крупным игрокам, а не малым и средним фермерским хозяйствам.

В-пятых, положительная конъюнктура цен на украинский экспорт (руда, зерно) на мировом рынке создает для украинской власти “окно возможностей” в вопросе укрепления собственного влияния на крупные госкомпании. Этот процесс характеризуется увольнением нескольких руководителей наблюдательных советов крупных предприятий.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

Кратко:

На этой неделе наметилось противостояние между Офисом президента и внешними игроками за контроль над основными госпредприятиями Украины, а также энергетической системой. В рамках этого тренда, был назначен новый министр энергетики Герман Галущенко, а также произошла замена главы правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрея Коболева на Юрия Витренко. Новые кадровые перестановка не совсем устраивают западных партнёров, поскольку могут снизить их влияние на украинскую энергетическую систему.

Проведение мероприятий, подобных прошедшему в Киеве маршу памяти СС «Галичина» является и политической провокацией, и закономерным следствием того, что после 2014 года украинский интегральный национализм стал хоть и неофициальной, но насаждаемой на многих уровнях государственного аппарата, идеологией. Это открыло «окно Овертона» для вхождения национал-радикалов и даже откровенных нео-нацистов в легальное политическое поле. Упомянутый марш демонстрирует то, что радикалы и нео-нацисты активно пользуются этим «окном», постоянно расширяя градус «приемлемого» в общественном пространстве, в том числе и путем реабилитации лиц связанных с нацизмом периода Второй Мировой войны. Помимо нездоровой политической обстановки в украинском обществе, это способно испортить отношения Украины с рядом стран, включая Израиль и некоторые страны ЕС.

1. Кабинет министров уволил Андрея Коболева с должности главы правления НАК "Нафтогаз Украины" и назначил Юрия Витренко. Назначение Германа Галущенко министром энергетики.

28 апреля Кабинет министров уволил Андрея Коболева с должности главы правления НАК "Нафтогаз Украины".1 По результатам общего собрания акционеров, работа Наблюдательного совета и правления НАК "Нафтогаз Украины" в 2020 году признана неудовлетворительной. За год предприятие получило убыток в 19 млрд. гривен из-за низкого спроса и цен на газ. При этом, в 2019 году компания получила 2,6 млрд. грн. прибыли.

С 29 апреля главой правления "Нафтогаза" был назначен и. о. министра энергетики Юрий Витренко. Кабмин также объявил конкурс на занятие должностей четырёх независимых членов наблюдательного совета.

В тот же день Верховная Рада назначила вице-президента «Энергоатома» Германа Галущенко2 на должность министра энергетики Украины. Она оставалась свободной с марта 2020 года. Юрия Витренко за это время не смогли назначить первым вице-премьером - министром энергетики. На последнем голосовании он получил поддержку депутатов от группы влияния Рината Ахметова, по одной из версий в результате договорённости, по которой олигарх мог получать преференции в сфере энергетики.

Интересно, что за Г. Галущенко свои голоса отдали 305 депутатов. Это 227 «Слуг Народа», 20 представителей ОПЗЖ, 19 членов группы «Доверие», 17 членов фракции «Батькивщина», 14 членов группы «За будущее» и 8 внефракционных (в том числе спикер и оба его зама). Таким образом, новый министр подошёл основным группам влияния в энергетической сфере.

Категорически отказались поддержать Г. Галущенко «Европейская солидарность» и «Голос». При этом, представители «Европейской солидарности» заявили, что Г. Галущенко является человеком А. Деркача, которого США считают агентом Кремля3. Кандидатуру Г. Галущенко якобы предложил экс-глава "Энергоатома" Андрей Деркач. Сейчас его деятельность курирует первый помощник В. Зеленского Сергей Шефир. Есть версия, что Г. Галущенко, управляя «Энергоатомом», предоставлял большие скидки при покупке электроэнергии компаниям-трейдерам Р. Ахметова и И. Коломойского4. Так или иначе, Г. Галущенко состоит в хороших отношениях с окружением президента. Можно говорить, что Банковая получила контроль над Минэнерго в свои руки. Став министром энергетики, Г. Галущенко, вероятно, сохранит контроль над «Энергоатомом». И в результате, эта компания, а также Минэнерго будут напрямую подчиняться Офису президента.

В "Нафтогазе" замену А. Коболева на Ю. Витренко назвали "юридической манипуляцией"5. В команде Коболева также заявили, что "Нафтогаз" оперирует большими суммами, которые находятся под угрозой нецелевых растрат. Существующая нормативная база предусматривает возможность увольнения первого лица НАК только после одобрения наблюдательным советом компании. Сейчас же правительство вместе с А. Коболевым уволило и весь набсовет, что ожидаемо вызовет негодование со стороны внешних игроков, в частности, МВФ. Вероятно, на Банковой посчитали требования для получения кредитов МВФ невыполнимыми, и теперь действуют в своих интересах.

Также сторонники Коболева заявляют, что Украинская власть нашла новый источник дохода - 50 миллиардов гривен резервов Нафтогаза6.

А. Коболев во времена Порошенко выполняли роль балансира между Президентом и западными партнёрами, новый баланс отношений с которыми теперь должны выстраивать под себя люди В. Зеленского. Ю. Витренко одновременно имеет и налаженные отношения с западными партнёрами и балансирует всех наиболее важных энергетических игроков. Ранее тоже работал в "Нафтогазе", его кандидатура не должна вызывать решительного протеста со стороны внешних партнёров. Тем не менее, с этой отставкой может снизиться влияние США на украинскую энергетическую систему. Из Госдепа уже послали негативный сигнал по замене А. Коболева7. По большому счету, Офис президента нацелен на установление своего контроля над основными госпредприятиями, одним из которых является "Нафтогаз". И внешнее влияние в этих структурах должно быть минимизировано. В последствии продолжение этой политики может привести к серьёзному конфликту В. Зеленского с западными партнёрами.

1 https://www.epravda.com.ua/rus/news/2021/04/28/673435/

2 https://hromadske.ua/ru/posts/verhovnaya-rada-naznachila-ministra-energetiki-bolee-goda-eta-dolzhnost-byla-svobodna

3 https://www.dsnews.ua/politics/kukish-vashingtonu-kak-galushchenko-stal-ministrom-energetiki-29042021-423753

4 https://zn.ua/ukr/internal/vijalovi-vidkljuchennja-sovisti.html

5 https://www.epravda.com.ua/news/2021/04/28/673446/

6 Глава Нафтогазу - Чому офіс президента змінив Коболєва на Вітренко (zn.ua)

7 https://strana.ua/articles/analysis/330993-kak-zelenskij-zabral-sebe-enerhetiku-i-poshel-v-ataku-na-prozapadnoe-lobbi.html

2. Марш националистов в память о дивизии СС «Галичина».

28 апреля, в Киеве прошёл марш в честь дивизии СС "Галичина", которая была создана во Львове в 1943 году1. Марш состоялся благодаря организации "Свобода" и С14, а так же под эгидой организации "Голосіївська криївка", которую финансирует столичная мэрия2.

После марша, глава Института нацпамяти Антон Дробович осудил его проведение. В то же время А. Дробович "уравновесил" критику тем, что уравнял дивизию СС с Красной армией. С осуждением данного мероприятия также выступил его предшественник Владимир Вятрович. Важно, что ранее экс-глава Института нацпамяти ныне нардеп от "Европейской солидарности" В. Вятрович заявлял, что дивизия СС "Галичина" была немецким формированием и украинцы попадали туда или силой, или обманом3.

Накануне против марша выступили нардепы от «Слуги Народа». -Бужанский, Негулевский, Дмитрук, Леонов и Касай4. Правящая партия в целом осудила марш в честь дивизии СС "Галичина", но только постфактум5.

В частности, в «Слуге Народа» выразили возмущение почему власти города не запретили его. Марш в честь СС "Галичины" был официально согласован в КГГА как "Марш вышиванок". Но по факту в соцсетях организаторы не скрывали своих истинных намерений. По ходу марша националистов сопровождала охрана. Своё осуждение так же высказали в Министерстве иностранных дел Украины6.

Вполне предсказуемо, марш в честь дивизии СС "Галичина" осудило и Министерство иностранных дел Израиля7. В свою очередь, посол Германии в Украине Анка Фельдгузен также дала негативную оценку марша.8

Стоит сказать, что в Киеве подобное шествие проводится впервые, ранее эпицентром чествования СС "Галичина” была Львовская область, в которой памятные мероприятия такого рода проходят регулярно.

В целом, проведение подобных маршей является и политической провокацией, и закономерным следствием того, что после 2014 года украинский интегральный национализм стал хоть и неофициальной, но насаждаемой на всех уровнях государственного аппарата, идеологией. Это открыло «окно Овертона» для вхождения национал-радикалов и даже откровенных нео-нацистов в легальное политическое поле. Марш в память о дивизии СС «Галичина» в Киеве демонстрирует то, что радикалы и нео-нацисты активно пользуются этим «окном», постоянно расширяя градус «приемлемой» в общественном пространстве реабилитации коллаборационистов времён Второй Мировой.

Центральные и региональные власти, в свою очередь, реагируют на подобные мероприятия крайне вяло, а порой (как в случае с киевской городской властью) и прямо способствуют им. Причина состоит в том, что радикалы, марширующие в память СС «Галичины» и радикалы, которых приняли участие в Майдане – 2014 года и войне на Донбассе часто одни и те же люди.

Более того, за радикалами остается контроль над уличными протестами, которых очень опасается власть.

1 https://kiev.strana.ua/330440-v-sredu-natsionalisty-planirujut-provesti-v-kieve-marsh-vyshivanok-v-chest-divizii-ss-halichina.html

2 https://strana.ua/news/330527-divizija-halichina-marsh-v-kieve-28-aprelja-chto-o-nem-izvestno-i-kto-orhanizator.html

3 https://strana.ua/news/278758-ukraintsev-v-divizi-ss-halichina-siloj-zastavljali-voevat-za-nemetskie-interesy-vjatrovich.html

4 https://strana.ua/news/330868-marsh-divizii-halichina-chto-hovorjat-v-ukraine-i-mire-o-shestvii-v-chest-ss.html

5 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/04/29/7292035/

6 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/04/30/7292155/

7 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/04/30/7292067/

8 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/04/29/7291980/

3. Эпидемиологическая ситуация в стране. Вопрос увольнения Министра внутренних дел А. Авакова и Максима Степанова с должности министра здравоохранения.

На этой неделе, Украина занимала 11 место из всех стран мира по количеству новых заражений коронавирусом, а среди стран Европы - 4 место по заражениям и 2-е по смертности1. Количество заболевших за сутки в стране могло превышать 11 тыс. чел, что в среднем на 5 тыс. меньше, чем на прошлой неделе. Но при этом, количество смертей не уменьшилось, и так как на прошлой недели превышало 400 чел.

Уже второй год подряд в Украине будут встречать пасхальные праздники с учётом карантинных требований. Адаптивные карантинные ограничения будут действовать на всей территории Украины до 30 июня.

С 1 мая в Киеве ослабляют строгий карантин, но в городе будут действовать правила "оранжевой зоны". В обычном режиме, но с соблюдением противоэпидемических мероприятий возобновит работу общественный транспорт2.

По данным Минздрава, с начала прививочной кампании, 24 февраля, в стране от COVID – 19 привито 702 440 человек. Первую дозу вакцины получили 702 438 человек, обе дозы – 130 человек3. И несмотря на то, что темпы вакцинации в стране стараются ускорить, уровень полной вакцинации остаётся ниже 1%. В дополнение, Украина остаётся в числе первых в мире и по заболеваемости, и по смертности от коронавируса.

В провале иммунизации в Украине обвиняют Министра здравоохранения Максима Степанова. 150 народных депутатов инициировали внеочередное заседания ВР по вопросу его увольнения4. Впервые вопрос об увольнении М. Степанова поднимали на четвёртый месяц его работы. Тогда министра обвиняли в том, что за время локдауна больницы не подготовили к новому витку заболеваемости. Защитные костюмы для медиков Минздравом покупались по завышенным ценам. Вдобавок врачам не выплачивали обещанные 300% надбавки к зарплате. В парламент подали проект постановления об увольнении Степанова, однако он так и остался нерассмотренным.

Вопрос об отставке министра здравоохранения поднимался и в ноябре 2020г., когда больницы были переполнены, и в феврале 2021 из-за провала с началом вакцинации, однако соответствующего проекта постановления никто не подал. Вероятно, что во время пандемии найти замену М. Степанову не так уж просто, не исключено, что нового министра здравоохранения назначат, когда эпидемиологическая ситуация в стране несколько улучшится.

Председатель фракции «Слуга Народа» Давид Арахамия сообщил, что постановление об отставке министра здравоохранения Максима Степанова могут вынести в сессионный зал не раньше 15 мая. На его место рассматривается несколько кандидатур, одним из которых является заместитель М. Степанова, государственный санитарный врач Виктор Ляшко5.

Также активизировались слухи о возможном увольнение А. Авакова с должности Министра внутренних дел Украины. Якобы на этом может настаивать новая администрация в США, а поводом станет провал в расследовании дела об убийстве журналиста Павла Шеремета (рассмотрение дела в судах замедлилось, а ключевые подозреваемые постепенно выходят на свободу6).

Фигура А. Авакова давно не устраивает офис Президента (между министром и руководителем Офиса конфликтные отношения) и на фоне усиления Президентской вертикали воспринимается как барьер для концентрации власти.

1 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/04/30/7292074/

2 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/04/30/7292113/

3 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/04/30/7292080/

4 http://uanews.dp.ua/society/2021/04/28/241507.html

5 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/04/29/7291977/

6 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/04/30/7292157/

4. Социология. Отношение граждан к проблеме использования различных языков в Украине.

На этой неделе, Фонд "Демократические инициативы имени Илька Кучерива" опубликовал социологическое исследование об использовании различных языков в Украине1.

Согласно результатам опроса, треть граждан Украины (33%) считает языковой вопрос достаточно серьезной проблемой в стране. А каждый четвертый русскоязычный гражданин Украины в той или иной форме сталкивался с дискриминацией.

Относительно использования украинского языка, большинство согласны, что граждане Украины должны владеть государственным языком -79%.

При этом с негативным отношением со стороны других людей из-за родного языка сталкивались:

  • Родной украинский: сталкивались - 14,2% опрошенных. Не сталкивались - 80%.

  • Родной русский: сталкивались - 23,4% опрошенных, а не сталкивались - 73%.

Если сравнивать с другими проблемами в стране то, самым острым вопрос использования различных языков в Украине считает только - 5%. Но 28% считают языковой вопрос достаточно серьёзный проблемой, при наличии более актуальных. В сумме треть граждан (33%) считает языковой вопрос достаточно серьёзной проблемой. Надуманной эту проблему считают - 32%. А 26,7% - считают , что языковой вопрос не является острым, кроме некоторых отдельных случаев.

Для более чёткого понимания настроений граждан, в качестве примера приведём результаты опроса, который проводил в октябре 2020 г. КМИС2. Тогда 57% респондентов считали, что в будущем Украина перейдёт на преимущественно украинский язык (против 32%, которые «предсказывали» государственный статус русскому языку). Но при этом 50% считали русский язык историческим достоянием Украины, которое необходимо развивать (против 30%, которые видели в русском языке угрозу).

Результаты данного опроса могут говорить о следующем: нельзя утверждать, что проблема использования различных языков в Украине является надуманной. Серьёзной эту проблему считает как минимум 33% или треть населения. При этом, каждый четвёртый русскоязычный гражданин Украины в той или иной форме сталкивался с дискриминацией. Для правового государства это достаточно много.

1 https://dif.org.ua/article/pidsumki-dvokh-rokiv-dii-zakonu-pro-movu-uspikhi-ta-nevdachi

2 https://www.kiis.com.ua/materials/pr/20201011_soc-politic/polit_orient_oct%202020.pdf

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

Кратко:

Основной тенденцией международных отношений, актуальной на данный момент, остаётся нарастание американо-российской и американо-китайской конфронтации. В связи с тем, что ни одна из сторон не намерена уступать в геополитической борьбе, следует полагать, что «список недружественных стран», подготовленный в России, и запрет на найм местного персонала посольствами этих стран – далеко не самая суровая мера конфронтационного характера, которая может быть задействована РФ против США. В будущем, вполне вероятны ограничения для американского бизнеса в России, а также – максимальное ужесточение визового режима. По сути, это будет означать опускание между США и РФ нового «железного занавеса». По аналогичному пути разворачиваются и отношения США с КНР.

Тем временем, тупик в вопросе мирного урегулирования на Донбассе до сих пор не преодолён, а позиции сторон не позволяют надеяться на его скорое преодоление. На этом фоне, публичные заявления о вероятности встречи президентов Украины и России, равно как и обсуждение возможного места её проведения, выглядят имитацией бурной деятельности, а не реальными шагами по установлению мира.

1. Дипломатическая активность вокруг Донбасса

Вероятность военного обострения на Донбассе сильно уменьшилась за последнее время, при этом дипломатические усилия вокруг процесса урегулирования продолжаются. На прошедшей неделе все стороны, вовлечённые в мирное урегулирование, отметились заявленными, направленными правда не столько на прагматичное решение спорных вопросов, сколько на поддержание собственного имиджа в глазах мировой общественности.

Сначала президент Украины Владимир Зеленский высказал мнение, что Ватикан мог бы стать хорошим местом для встречи с российским президентом для обсуждения ситуации в Донбассе. По словам Зеленского, его офис уже ведёт переговоры с Кремлём о согласовании даты и места встречи двух президентов. А глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия добавил, что такая встреча должна состояться до начала лета.

В свою очередь пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков выступил с заявлением, что вопрос Донбасса Киеву стоит обсуждать, собственно, с непризнанными республиками, поскольку Россия считает данный конфликт внутриукраинским1. Помимо этого, в Кремле заявили, что не получили от украинской стороны запроса на встречу двух президентов. Во Франции же предложили Украине решить конфликт в Донбассе в рамках «нормандского формата»2.

В интервью изданию Financial Times, опубликованном 26 апреля, украинский президент выразил желание «изменить минский формат переговоров» и «подключить к нормандскому формату США, Великобританию, и Канаду».

При этом, под изменением «минского формата», Владимир Зеленский понимал изменение самого Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, что следует из контекста интервью. Цитата:

«У нас есть два варианта: мы можем изменить минский формат, скорректировать его. Или мы можем использовать какой-то другой формат. Сейчас я участвую в процессе, который был составлен до меня.... Минский формат должен стать более гибким, и служить целям настоящего, а не прошлого3».

По большому счёту, ничего нового в этих предложениях украинского президента нет. Ещё со времён Петра Порошенко официальный Киев пытается склонить партнёров по переговорам в Минском и Нормандском форматах к изменению последовательности выполнения минского Комплекса мер. Конкретно, украинскую сторону не устраивает то, что согласно документу, выборы на неподконтрольных территориях должны состояться до, а не после передачи границы с Россией под контроль украинских силовиков. Другие важные пункты, которые в Киеве не желают выполнять, касаются прописывания особого статуса отдельных районов в Конституции и всеобщей амнистии.

Ранее в Москве уже неоднократно давали понять, что на переписывание Минских соглашений, равно как и на подключение к переговорам США или других стран, Россия не пойдёт. Собственно, 26 апреля эту позицию в очередной раз подтвердил Дмитрий Песков.

Вышеизложенное позволяет предположить, что все стороны, так или иначе вовлечённые в ситуацию на Донбассе, не готовы отступать от своих прежних позиций и идти на компромисс. Европа вынуждена нести бремя поддержки заранее бесплодных переговоров, гарантом которых она является. Россия выдвигает заведомо невыполнимые для украинского руководства предложения, поскольку Киев очевидно не пойдёт в настоящее время на «переговоры с террористами». В свою очередь Украина также, по всей видимости, делает заявления ради заявления и не готова реально двигаться по пути мирного урегулирования. В этих условиях конфликт на Донбассе будет оставаться нерешённым до каких-либо существенных изменений в системе международных отношений.

1 https://www.rbc.ru/politics/28/04/2021/608935139a79475a38f9959a

2 https://lenta.ru/news/2021/04/28/normandyformat/

3 https://www.rbc.ru/rbcfreenews/608686699a79477b6324c6c2

2. Продолжается конфронтация США с Россией и Китаем.

Конфронтация Соединённых Штатов с Россией и Китаем продолжает оставаться ключевым явлением мировой политики. Резко ускорившийся в последнее время процесс формирования и сплочения геополитических блоков свидетельствуют о готовности великих держав к продолжению соперничества и неготовности к разрядке напряжения в международных отношениях.

На прошедшей неделе президент США Джозеф Байден во время выступления в Конгрессе заявил, что пообещал китайскому лидеру Си Цзиньпину усилить военное присутствие США в Индо-Тихоокеанском регионе до уровня, подобного присутствию НАТО в Европе1. Целью этого присутствия хозяин Белого дома определил предотвращение конфликта, очевидно, за Тайвань. Тогда же начальник штаба ВМС США адмирал Майкл Гилдей объявил о том, что американский флот дежурит у Тайваня для недопущения захвата острова Китаем.

В свою очередь, Военно-морские силы Китая отметили 72-ю годовщину своего создания видео, в котором сверхзвуковая противокорабельная ракета YJ-18 уничтожает мишень в виде американского корабля2. В контексте усиливающейся военной мощи Китая, в среднесрочной перспективе США могут утратить своё абсолютное преимущество над Пекином в том числе за счёт уязвимости своих авианосцев. В этом случае, произойдёт коренное изменение баланса сил в мировой политике и утрата Вашингтоном безусловного лидерства в военно-морской сфере.

Этому также способствует всё ускоряющееся сближение Китая и России. Представитель МИД КНР Ван Вэньбинь отметил, что в вопросах защиты государственного суверенитета КНР и Россия будут оказывать друг другу поддержку3. И хотя американские санкции против Москвы являются во многом символичными, сам факт их введения, равно как и дальнейшее сближение России и Китая позволяет судить о сплочении двух великих держав на основе общего противостояния США.

Этому также способствует позиция самой России. В частности, на прошедшей неделе министр иностранных дел РФ Сергей Лавров допустил, что Москва и Вашингтон будут жить в условиях «холодной войны или еще хуже»4. По его словам, он предлагал американскому госсекретарю Энтони Блинкену «обнулить дипломатический конфликт», однако США не поддержали эту инициативу. Также Лавров анонсировал появление списка недружественных стран, которым будет запрещено нанимать для работы в дипломатических представительствах российских граждан5. Казалось бы, незначительная мера, но она способно существенно усложнить работу западных посольств и консульств в России.

В целом, нестабильность мировой системы лишь нарастает и нет оснований полагать, что в среднесрочной перспективе стороны пойдут на разрядку. Скорее напротив, отношения между США с одной стороны, и Россией и Китаем с другой, будут лишь ухудшаться.

1 https://ria.ru/20210429/bayden-1730412161.html

2 https://lenta.ru/news/2021/04/27/havy/

3 https://lenta.ru/news/2021/04/26/china_like/

4 https://www.rbc.ru/politics/27/04/2021/608831369a79470d3180e69e

5 https://tass.ru/politika/11263885

3. Признание Белым Домом геноцида армян в Османской Империи.

24 апреля президент США Джо Байден выполнил предвыборное обещание и признал массовые убийства армян в Османской империи геноцидом.

Как значится в официальном заявлении на сайте Белого дома, цитата:

«Американский народ воздает дань уважения всем армянам, которые погибли во время геноцида, начавшегося ровно 106 лет назад1».

В своём заявлении президент США подчеркивает, что "1,5 млн армян депортировали либо убили в ходе кампании по уничтожению".

Байден пояснил, что его задача - "не возложить вину на кого-то за произошедшее, а убедиться, что ничего подобного никогда не повторится".

Премьер-министр Армении Никол Пашинян направил письмо президенту США, в котором отметил, что армянский народ и все армяне мира с большим воодушевлением восприняли послание об официальном признании и осуждении геноцида армян в Османской империи 1915-1923 гг.

Между тем глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что решение Байдена - популизм. Цитата:

«Анкара не приемлет и решительно осуждает заявление президента США от 24 апреля по событиям 1915 года2».

Накануне публикации официального заявления, Байден поставил президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в известность, что Вашингтон признает геноцид армян. Под геноцидом подразумевается депортация, голод и массовые убийства армян турками-османами, начавшиеся в 1915 году.

Турецкое руководство уже предупреждает США о дальнейшем ухудшении отношений. Как отметил глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу, заявления о геноциде армян не принесут никакой пользы, но повредят связям Вашингтона и Анкары. Цитата:

«Если Соединенные Штаты хотят ухудшить отношения, то это их решение3».

Эрдоган, в свою очередь, заявил, что Турция будет защищать правду от тех, кто, цитата: "лжет о так называемом геноциде армян и поддерживает эту клевету по политическим причинам".

Учитывая то, насколько болезненной для Турции является тема геноцида армян, а также – то, что именно к историческому опыту и эстетике Османской Империи Эрдоган в последнее время публично апеллирует в своей внутренней политике, американо-турецкие отношения, вероятно, действительно ждёт существенное ухудшение. Наряду с прежними размолвками из-за закупок Анкарой российских вооружений, территориальных споров с Грецией, и «особой позицией» Турции по целому ряду вопросов в рамках НАТО, ситуация чревата «обособлением» страны в рамках Альянса, что несомненно отрицательно скажется на любых попытках США выставлять себя в качестве сохраняющего позиции мирового гегемона.

США очевидно пытается оказать давление на руководство Турции и РФ, вернуть себе роль модератора в Нагорно-Карабахском конфликте склонив на свою сторону армянские элиты.

1 https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/04/24/statement-by-president-joe-biden-on-armenian-remembrance-day/

2 https://www.aa.com.tr/ru/турция/глава-мид-турции-назвал-популизмом-заявление-байдена-по-событиям-1915-года/2219481

3 https://strana.ua/news/329956-ssha-mohut-priznat-henotsid-armjan-kakovy-posledstvija-dlja-mira-i-ukrainy-.html

4. Пограничный конфликт Кыргызстана и Таджикистана.

29 апреля Госкомитет национальной безопасности Кыргызстана сообщил об обстреле водозабора водораспределительного пункта "Головной" в селе Кок-Таш Баткенского района, обвинив в нем спецназ МВД Таджикистана.

В свою очередь Комитет нацбезопасности Таджикистана заявил, что это кыргызские военные открыли огонь по их пограничникам.

Днем ранее на баткенском участке границы двух стран произошел конфликт из-за того, что представители таджикской стороны пытались установить камеры видеонаблюдения на столбах линии электропередачи. Представители кыргызской стороны выступили против и начали спиливать столб. Противостояние переросло в закидывание камнями, а ночью конфликт обострился.

Инцидент произошел на участке еще советского водораспределительного пункта "Головной" в верховьях реки Исфара. В Таджикистане считают территорию своей, в Киргизии это оспаривают.

Обе стороны обвиняют в обострении друг друга и стягивают дополнительные силы к границе. При этом на данный момент начались переговоры, и ситуация перешла в дипломатическое русло1.

В ходе конфликта 29 апреля, каждая из сторон потеряла не менее 15 человек убитыми. Из района боевых действий, которые велись с применением лёгкой бронетехники, стрелкового оружия, и гранатомётов, были эвакуированы около 1000 человек.

В настоящий момент, перестрелки прекратились, а стороны договорились об отводе войск в места постоянной дислокации.

Строго говоря, причина данной ситуации кроется в том, что в районе конфликта в глубине территории Кыргызстана находится таджикский анклав, к которым Таджикистан не имеет прямого (не через территории КР) сообщения. Границы в регионе проводились ещё в ранне-советский период и не учитывали того, что в будущем союзные республики могут стать отдельными государствами, из-за чего возникнут проблемы с транспортным сообщением.

В этой связи, не исключено, что спорадические пограничные конфликты между Кыргызстаном и Таджикистаном будут происходить и в будущем.

1 https://strana.ua/news/330960-v-tadzhikistane-i-kirhizii-obostrilsja-prihranichnyj-konflikt.html

ЭКОНОМИКА.

Кратко:

Голосование Верховной Рады за изменения в Земельный кодекс – последний штрих подготовки к открытию рынка сельхозземель. По его итогам, земельное законодательство оказалось прописанным таким образом, что оставляет массу лазеек для скупки и концентрации земли в руках банков, иностранных физических и юридических лиц, и крупных украинских агрохолдингов. Как мы уже неоднократно прогнозировали, рынок земли в Украине открывают таким образом, чтобы принести максимальную пользу крупным игрокам, а не малым и средним фермерским хозяйствам.

Положительная конъюнктура цен на украинский экспорт (руда, зерно) на мировом рынке создает для украинской власти “окно возможностей” в вопросе укрепления собственного влияния на крупные госкомпании. Этот процесс характеризуется увольнением нескольких руководителей наблюдательных советов крупных предприятий.

1. Парламент принял изменения в Земельный кодекс касательно рынка земли.

28 апреля Верховная Рада приняла закон №2194 "О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и других законодательных актов по совершенствованию системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений"1.

Закон предусматривает передачу земель государственной собственности за пределами населенных пунктов в коммунальную собственность органов местного самоуправления. Исключением должны стать земли, необходимые государству для выполнения его функций. К таким относятся земли Минобороны, природоохранного фонда, государственных учреждений, предприятий и организаций. Право аренды земли (эмфитезис) может отчуждаться, передаваться в залог без согласования с собственником земельного участка, кроме случаев, определенных законом2. Предыдущий и следующий пользователи земли могут подписать договор без участия владельца земли. Данный закон отчасти нивелирует право частной собственности как таковое, поскольку владелец земли становится наблюдателем за процессом передачи его земли между пользователями без его разрешения. Арендатор также в приоритете при покупке земли у владельца.

Рынок земли расширяется за счет охраняемых земель, земель вблизи водоемов. Земли сельскохозяйственного назначения могут отводиться для добычи полезных ископаемых в том числе иностранцами. Документ позволяет органам местного самоуправления изменять целевое назначение земельных участков частной собственности. В законе есть лазейка по преодолению ограничений на владение землей одним лицом путем объединения земли по обоюдному согласию владельцев, землепользователей либо залогодержателей. Землю можно продавать, покупать, дарить, менять на пожизненное содержание (для одиноких старых людей), завещать, вносить в уставной капитал предприятия. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, полученные в наследство юридическими лицами, которые в соответствии с Земельным кодексом не могут приобретать их в собственность, подлежат отчуждению в течение одного года. Граждане не смогут взять в аренду для огородничества участок более 0,6 га. Если продажа земли в одни руки не может превышать 20 гектаров, то потом земля будет непременно укрупняться уже после покупки без ограничений. Наблюдательная функция отводится местным органам власти и областным облгосадминистрациям, которые сами будут превращены в префектуры (соответствующий закон еще не принят). Украинские земли готовятся для иностранных землевладельцев путем интеграции всей соответствующей документации. Все процедуры по землеустройству должны быть ускорены и упрощены.

В конечном итоге, земли будут продаваться по 20 гектаров в одни руки, а затем немедленно укрупняться без ограничений. Унификация и свободный доступ ко всей документации необходимой для землевладельцев значит, что украинская земля планируется для продажи иностранным инвесторам, которые не разбираются в тонкостях теневого рынка земли в Украине, существовавшего до принятия этого закона. Учитывая норму об ограничениях земли для огородничества, данный закон не нацелен на удовлетворение потребностей обычных граждан, а исключительно крупных игроков земельного рынка.

1 Земельная реформа - Рада приняла закон о передаче государственной земли органам местного самоуправления - новости Украины (zn.ua)

2 Как купить землю в Украине - Рада приняла закон №2194 (strana.ua)

2. Сырьевые ножницы вместо МВФ. Как разворот на мировых рынках позволяет Украине обойтись без внешних кредитов.

По состоянию на 27 апреля, стоимость железной руды подскочила до 177,6 долларов за тонну, хотя еще 12 апреля котировки не выходили за пределы 171 доллара. Причем, цены и дальше будут расти: на июнь этого года руду уже контрактуют почти по 185 долларов за тонну. Кукуруза на Чикагской бирже за прошлую неделю взлетела в цене на 11%, только за один день, 22 апреля, майские фьючерсы подскочили на 4%, до 255,9 долларов за тонну. Такие же тенденции по пшенице: за прошлую неделю майские фьючерсы выросли на 11% (до 247,4-264 долларов за тонну в зависимости от сорта) - это самый большой недельный скачок с 2015 года. Черноморская пшеница (в эту группу входит и украинское зерно) на май торгуется еще дороже - по 265-270 долларов за тонну1Украинское подсолнечное масло прибавило в цене 3-3,5% (до 1560-1585 долларов за тонну). Подсолнечник с поставками на октябрь подорожал с 530-550 долларов до 570-600 долларов за тонну. За прошлую неделю на бирже в Париже рапс подорожал на 5,7%, до 573 долларов за тонну. Из-за этого форвардные цены на рапс с поставкой в июле-августе в Украине подскочили с 520 долларов до 535-545 долларов за тонну.

26 апреля Украина успешно разместила еврооблигации на 1,25 млрд долларов под 6,875%. "Железная руда за последние 12 месяцев подорожала более чем на 120%, кукуруза - на 101%, рапс - на 68%, пшеница - на 31%", — перечисляет старший аналитик компании Empori group Артем Беркович. В апреле 2021 года, железная руда подорожала на 6,6 долларов за тонну (до 177,6 долларов). Руда будет дорожать и дальше - на июнь поставки контрактуются уже почти по 185 долларов за тонну. Рост цен на руду стимулируют Китай, Иран, Индия. Добыча руды в Западной Австралии упала на 2%. Китай планирует закупить на 4 миллиона тонн кукурузы больше чем ожидалось, в то время как урожай кукурузы в Бразилии пострадал от засухи, а в США и Франции - от заморозков. Египет наращивает закупки пшеницы. В то же время, нефть на мировом рынке подешевела на 1%.

Из вышеизложенного следует, что украинская власть может обойтись без кредитов МВФ в краткосрочной перспективе, отложив повышение цен на газ для населения на будущее.

1 Как разворот на мировых рынках позволяет Украине обойтись без кредиторов (strana.ua)

3. Изменение состава наблюдательных советов Укргазбанка, Укрзализныци и Госдепозитария.

28 апреля предыдущий глава наблюдательного совета Укргазбанка Шреник Давда подал заявление о прекращении им полномочий для выполнения других профессиональных обязанностей1. Кабмин объявил отбор кандидатов на занятие должностей двух членов наблюдательного совета АО "Укрзализныця" в своем распоряжении № 363-р2. Акционеры ОАО "Национальный депозитарий Украины" (НДУ) решением годового общего собрания прекратили полномочия председателя/члена наблюдательного совета Александра Данилюка3. Новый состав Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку инициировал замену наблюдательного совета Нацдепозитария. По словам Данилюка, на должность главы правления НДУ хотят назначить нужного человека. Президент Владимир Зеленский назначил на должности четырех новых членов Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. ёНациональную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку возглавил советник руководителя Офиса президента Руслан Магомедов. Планируется внести изменения в постановление, регулирующее проведение конкурсов на должности руководителей госкомпаний4. Правительство планирует в ближайшее время внести изменения в постановление КМУ №777, которое регулирует проведение конкурсного отбора руководителей госкомпаний, чтобы расширить свое влияние на эти процессы. Подтверждением этого является тот факт, что в реестре НАПК на проведение антикоррупционной экспертизы 28.04.2021 появился "Проект постановления Кабинета Министров Украины" О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 3 сентября 2008 № 777 ". Постановление №777 касается большинства госкомпаний, кроме того же "Нафтогаза", предприятий "Укроборонпрома", Государственного космического агентства, госбанков и "Укрзализныци". Готово заключение по проекту внесения изменений в постановление КМУ "Некоторые вопросы деятельности акционерного общества" Украинская железная дорога ".

Предлагается расширить полномочия председателя правления или лица, временно осуществляющего его полномочия, дополнив устав компании формулировкой "с учетом позиции председателя правления или лица, временно исполняющего его полномочия, будут осуществляться:

  • назначение и увольнение общим собранием заместителей председателя и членов правления;

  • принятие решения наблюдательным советом об отстранении заместителя председателя, члена правления от осуществления полномочий, представление предложений общему собранию в отношении лица, временно осуществлять его полномочия;

  • внесение наблюдательным советом общему собранию предложений (представления) по кандидатуре на должность заместителя председателя и члена правления.

Глава наблюдательного совета получает дополнительные полномочия за счет остальных членов совета.

Под редакцией:

Руслана Бортника,

Даниила Богатырёва.

Авторы:

Даниил Богатырёв,

Максим Семёнов,

Оксана Красовская,

Андрей Тимченко.