Аналитический обзор недели №118 от 30.05.2021г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ, ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ НЕДЕЛИ

24.05.- 30.05.2021

СОДЕРЖАНИЕ:

РЕЗЮМЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

1. В парламент поступил президентский законопроект "О национальном сопротивлении".

2. Стал известен ориентировочный текст законопроекта об олигархах.

3. В СМИ опубликовали новые "пленки Медведчука".

4. Ситуация вокруг экс- главы КСУ А. Тупицкого.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

1. Арест Романа Протасевича в Беларуси и последующие события.

2. Встреча Байдена и Путина запланирована на 16 июня в Женеве. Прогнозы.

3. Заявление Дмитрия Кулебы по поводу того, что Украину не пригласили на саммит НАТО.

4. В Индии вступили в силу новые правила для социальных сетей и интернет-платформ.

ЭКОНОМИКА.

1. В 2020 году капитальные инвестиции в Украину упали на 19%.

2. Украина закупит 130 французских электровозов, параллельно с планами локализовать 35% данного производства в стране.

3. США сняли санкции с китайской компании «Xiaomi», поскольку та выиграла суд против Пентагона.

 

РЕЗЮМЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.

Подводя итоги уходящей недели, следует отметить, что:

Во-первых, продолжается стремление Офиса президента установить контроль над судебной системой. С помощью уголовных дел и обысков продолжается давление на экс-главу КСУ А. Тупицкого, с целью переподчинения Конституционного суда Офису президента.

Во-вторых, СМИ публикуют новые "пленки Медведчука". Аудиозаписи одновременно нацелены на дискредитацию основных политических и экономических оппонентов власти - В. Медведчука и П. Порошенко. Но на деле, борьба против П. Порошенко, вероятнее всего, ограничится только информационным пространством. Причиной тому – гарантии неприкосновенности, которые имеет экс-президент от западных партнёров.

В-третьих, судя по просачивающейся в СМИ информации об анонсированном властью законопроекте «об олигархах», формулировки, которые собираются в нём прописать, носят весьма расплывчатый характер. Это полностью согласуется с трендом на «имитацию деолигархизации», цель которого заключается в том, чтобы задобрить западных партнёров и одновременно – получить дополнительные электоральные очки. На деле же, анонсированная властью «деолигархизация», вероятнее всего, выльется в перераспределение активов между представителями украинского крупного капитала. Те из них, которые имеют меньше влияния на нынешнюю власть, могут подвергнуться частичному или полному «раскулачиванию», в то время как другие не только сохранят, но и приумножат активы и влияние.

В-четвёртых, основное международно-политическое событие уходящей недели – арест в Беларуси Романа Протасевича и последующее подогревание анти-белорусских настроений на Западе, полностью укладывается в тренд на усугубление геополитического противостояния между США и РФ (а также – их союзниками и сателлитами) в Восточной Европе. Арест Протасевича стал продолжением «зачистки» российской сферы влияния от про-западной оппозиции. Аналогичные процессы по зачистке американской сферы влияния от «про-российской» оппозиции мы наблюдали недавно в Украине и странах Прибалтики. В среднесрочной перспективе, тренд на американо-российскую конфронтацию и «блоковое противостояние» продолжится.

В-пятых, на этой неделе стало известно, что переговоры Джо Байдена и Владимира Путина состоятся 16-го июня в Женеве. Ввиду вышеупомянутого геополитического противостояния, вряд ли сторонам удастся достичь договорённостей по наиболее конфронтационным направлениям, включая Украину. Тем не менее, договорённости по некоторым менее острым вопросам (вроде обеспечения стабильности в Афганистане), а также – по вопросам контроля над стратегическими вооружениями, вполне возможны.

В-шестых, сырьевая модель экономики Украины продолжает демонстрировать свою несостоятельность и неспособность защитить население страны. Страны-производители вакцины от коронавируса продемонстрировали гораздо лучшие показатели по инвестициям за 2020 год в разгар пандемии. Капитальные инвестиции в Украину упали на 19% по итогам 2020 года, хотя в России капитальные инвестиции упали только на 1,4%, а венчурные инвестиции в США даже выросли до рекордных 130 миллиардов долларов.

В-седьмых, Украина продолжает игнорировать интересы отечественных производителей таких как Крюковский вагоностроительный завод в пользу закупки иностранных электровозов, спроектированных в США или Франции. Но, в то же время, Украина может использовать подобные проекты для оживления политических отношений с США и Францией в рамках различных инициатив, вроде Крымской платформы. Хотя, увеличение политической поддержки Украины останется на усмотрение данных стран.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

Кратко:

В рамках общего стремления власти установить полный контроль над всеми ключевыми и стратегически важными сферами в стране В. Зеленский инициирует законопроект "о национальном сопротивлении", который регламентирует создание сил территориальной обороны и добровольческих отрядов, подчиняя их президенту, и параллельно ослабляя значимость главы МВД А. Авакова.

Опубликованный в СМИ ориентировочный текст законопроекта «об олигархах» говорит о существенных рисках того, что процесс деолигархизации в Украине может на деле содействовать обычному устранению политических и экономических конкурентов, а также перераспределению активов одних представителей крупного национального капитала в пользу других или в ползу зарубежных транснациональных корпораций.

Также продолжается тенденция на стремление Банковой установить контроль над судебной системой. С помощью уголовных дел и обысков продолжается давление на экс- главу КСУ А. Тупицкого, с целью переподчинения Конституционного Суда Офису президента.

В СМИ публикуют новые "пленки Медведчука". Аудиозаписи одновременно нацелены на дискредитацию основных политических и экономических оппонентов власти - В. Медведчука и П. Порошенко. Но на деле борьба против П. Порошенко ограничится только информационным пространством.

1. В парламент поступил президентский законопроект "О национальном сопротивлении".

На этой неделе президент Владимир Зеленский подал в парламент законопроект "О национальном сопротивлении", который регламентирует создание сил территориальной обороны и добровольческих отрядов при ВСУ1.

Согласно документу, в рамках "национального сопротивления" можно создавать добровольческие формирования.

Создаются они по территориальному принципу, который совпадает с административным делением Украины на области и районы.

Финансирование и материально-техническое обеспечение национального сопротивления будет осуществляется за счёт и в пределах средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, а также из других не запрещённых законодательством Украины источников (не уточняется каких именно).

В законопроекте оговаривается, что руководители территориальной обороны - а значит, и добровольческих отрядов — это чиновники, назначаемые президентом. Губернаторы, главы военно-гражданских администраций, районов и председатель Киевгорадминистрации. Но не избираемые жителями городов мэры (у них есть только совещательный голос). Оперативное управление теробороной осуществляют офицеры ВСУ - Генштаб делегирует их на должности начальников штабов для каждой зоны. По сути, у В. Зеленского появляется возможность создавать свои персональные "армии" на местах.

Силы теробороны при ВСУ.

В областях, районах и городах могут создаваться бригады (в областях и городах-миллионниках) и батальоны территориальной обороны (в населенных пунктах поменьше). Они комплектуются, как и обычная армия - по призыву и контракту.

Добровольческие формирования.

Попасть в такие отряды могут как уже служившие люди, так и те, кто никогда не был в армии. Набор производится через военкоматы путем заключения контракта. После этого они получают все социальные гарантии и льготы, как и военнослужащие.

Предложения о создании территориальной обороны уже вносились в парламент. За законопроект2 №4504 о территориальной обороне Украины, депутаты не проголосовали.

Есть мнение, что прошлогодний проект не был принят по причине того, что он разрабатывался по инициативе тогдашнего замсекретаря СНБО и выдвиженца Петра Порошенко Сергея Кривоноса. Впоследствии, Кривонос был уволен с должности за критику публичных высказываний Владимира Зеленского. Однако, с военной и административной точки зрения, «законопроект Кривоноса» был прописан гораздо лучше, чем нынешний документ. Так, в нём командование Силами территориальной обороны однозначно возлагалось на Генштаб ВСУ, в то время как в законопроекте «О национальном сопротивлении» изначально заложен дуализм управления в виде подчинения подразделений теробороны одновременно и Генштабу, и чиновникам на местах. Подобная ситуация неизбежно приведёт к тому, что в случае реальных боевых действий, управляемость такими подразделениями будет близка к нулю. Кроме того, в нынешнем законопроекте, в отличие от «законопроекта Кривоноса», на ряду с военнослужащими сил территориальной обороны, вводятся также некие «добровольцы». Смысловая нагрузка этого термина и необходимость его отдельного прописывания совершенно непонятны, так как военнослужащий по контракту – это по определению доброволец. Ещё одна отличительная черта нынешнего президентского законопроекта от прежнего «кривоносовского» - то, что по нему подразделения теробороны могут быть привлечены к охране общественного порядка в мирное время. То есть, на них могут быть возложены правоохранительные функции, которые, строго говоря, должны находиться в ведении МВД, а не военных подразделений.

По сути, под предлогом внешней угрозы, В. Зеленский создаёт свою «карманную армию» за бюджетные средства. В 2014 году добровольческие батальоны в большинстве случаев создавались под руководством главы МВД Арсена Авакова. Теперь же, нечто подобное планируется создавать под руководством подконтрольных ОП чиновников на местах. Таким образом Банковая стремится дополнительно ослабить фигуру А. Авакова.

1 https://politics.segodnya.ua/politics/zakony-zelenskogo-1527455.html

2 http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=70682

2. Стал известен ориентировочный текст законопроекта об олигархах.

27 мая редакция ZN.UA опубликовала анализ и приблизительный текст законопроекта «об олигархах»1. В проекте закона прописан механизм признания олигархом. Сам термин звучит так: "Лицо, имеющее значительный экономический и политический вес в общественной жизни". Согласно сформулированному определению, олигархом является человек, который одновременно:

1) принимает участие в политической жизни (расшифровка: занятие высокой должности, связанность с высокопоставленными чиновниками, руководство или финансирование политической партии);

2) имеет значительное влияние на СМИ (важно, что это СМИ "распространяет информацию политического характера");

3) контролирует значительную по объему хоздеятельность (имеется в виду монопольный характер деятельности лица или его ФПГ, или же просто владение активом стоимостью более 1 млн. прожиточных минимумов: на сегодня это эквивалент 2,27 млрд. грн., или $84 млн.).

Фигурантам списка запретят:

  • финансировать/делать взносы в политические партии;

  • быть бенефициаром и/или иметь в собственности СМИ общественно-политического характера;

  • быть покупателем объектов большой приватизации.

Кроме того, в законопроекте есть важное новшество — необходимость отчитываться о проведении встреч с действующими политиками и чиновниками.

При этом, процесс признания олигархом с внесением его в реестр не будет мгновенным. Фигурантам дадут время, чтобы избавиться от одного из трех критериев. Таким образом, представителей крупного бизнеса и финансово-промышленные группы (ФПГ) заставят продать принадлежащие им СМИ и декларировать тайные встречи с чиновниками и народными депутатами (по крайней мере, на бумаге).

Несмотря на кажущуюся точность, критерии определения «олигархов» на самом деле довольно размыты. Под определение олигарха могут подходить или не подходить много людей, в свою очередь, это даёт право предположить, что в этом деле будет применяться избирательный подход. Впоследствии, размытость критериев будет давать право обжаловать решение в ЕСПЧ.

В свою очередь, на Банковой публикацию ZN.UA назвали вымыслом. Советник А. Ермака М. Подоляк отмечает, что финальный вариант документа может измениться после всех этапов законодательной работы2.

Тема «деолигархизации», с одной стороны, выступает как пиар инструмент для власти, поскольку очень популярна в обществе. С другой, это скорее имитация процесса, и меры воздействия на олигархов могут осуществляться избирательно. В результате, итогом может стать не деолигархизация, а перераспределение активов одних представителей крупного национального капитала в пользу других. Например, от В. Медведчука и И. Коломойского к Р. Ахметову. К тому же, в смещении представителей крупного бизнеса с ключевых позиций в украинской экономике крайне заинтересованы западные партнёры, это позволит закрепить здесь зарубежные транснациональные корпорации и их крупный бизнес.

1 https://zn.ua/ukr/internal/zakonoprojekt-pro-oliharkhiv-osnovni-polozhennja-vs-holovni-ochikuvannja.html

2 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/05/27/7295132/

3. В СМИ опубликовали новые "пленки Медведчука".

В начале этой недели в СМИ опубликовали вторую часть так называемых "пленок Медведчука", где идёт речь о возвращении контроля над частью нефтепродуктопровода "Самара – Западное направление" после национализации. В первой части расследования речь шла об общении В. Медведчука с представителями ОРДЛО и руководством России. Журналисты якобы установили, каким образом сопредседатель ОПЗЖ В. Медведчук стал владельцем "трубы" - участка нефтепродуктопровода "Самара - Западное направление". По данным журналистов, он регулярно общался с главой российской "Роснефти" Николаем Токаревым, которому неоднократно рассказывал, что все действия согласовывает с "нашим главным". Как считают журналисты, речь идёт о пятом президенте Петре Порошенко1. Акцентируется внимание общества на том, что В. Медведчук и П. Порошенко действовали в «одной связке». Они вместе зарабатывали на нефтепродуктах, и бывший президент имел с этого свою долю.

Напомним, что 19 февраля на заседании СНБО были введены санкции против Виктора Медведчука и еще нескольких лиц, а также поручено вернуть в государственную собственность нефтепровод "Прикарпатзападтранс". А в начале апреля президент Владимир Зеленский сообщил о возвращении в государственную собственность нефтепровода "Прикарпатзападтранс". Ранее, 11 мая В. Медведчуку и Т. Козаку выписали подозрение в госизмене и сговоре с российской стороной для добычи нефти и газа в Черном море. По решению суда В. Медведчук остался под домашним арестом2.

В рамках внутреннего тренда власти на устранение и подавление основных политических и экономических конкурентов, и как пример для борьбы с олигархами, продолжается дискредитация одного из основных лидеров «анти-западной» оппозиции - В. Медведчука.

Кроме того, разворачивается информационная кампания против П. Порошенко, которого пытаются поставить в «одну связку» с В. Медведчуком, что в свою очередь сильно дискредитирует его перед потенциально лояльным (но не ядерным) электоратом, на часть которого может претендовать В. Зеленский. Наряду с этим, команда власти демонстрирует обществу мнимую готовность применять строгие меры воздействия не только против «анти-западной» оппозиции, но и против представителей противоположного лагеря. Хотя, вероятнее всего, борьба против П. Порошенко ограничится именно информационным пространством, а второй цикл «пленок Медведчука» или аналогичные информационные вбросы послужат дополнительным предметом для закулисного торга.

1 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/05/24/7294718/

2 https://www.pravda.com.ua/news/2021/05/21/7294399/

4. Ситуация вокруг экс- главы КСУ А. Тупицкого.

27 мая Голосеевский суд Киева закрыл дело о возможном конфликте интересов и недекларировании имущества экс- главы Конституционного Суда Александра Тупицкого1, указ о назначении которого судьей КСУ был отменен президентом Владимиром Зеленским.

В феврале стало известно, что НАПК составило протоколы на 3 судей Конституционного суда. Их подозревали в конфликте интересов. Конфликт интересов касался решения, которым Конституционный Суд отменил ряд антикоррупционных законодательных актов. Национальное агентство по предупреждению коррупции и прокуратура утверждали, что А. Тупицкий не задекларировал землю в Крыму. Суд не нашёл правонарушений в действиях А. Тупицкого. Были также закрыты аналогичные дела в отношении судей КС Игоря Слиденко и Ирины Завгородней2.

Ранее, 13 мая у А. Тупицкого проводили обыски. Кроме того, на этой неделе, в Подольский суд Киева был передан ещё один обвинительный акт против бывшего главы КСУ, он обвиняется в заведомо неправдивых показаниях и подкупе свидетеля3. Обвиняемый якобы в интересах бывшего председателя Высшего хозяйственного суда Украины совершил подкуп свидетеля, чтобы тот дал заведомо ложные показания в уголовном производстве связанном с противоправным завладением имущественными активами ЗАО« Зуевский энергомеханический завод».

Таким образом, мы наблюдаем продолжение тенденции на стремление действующей власти заполучить контроль над судебной системой страны. Как мы писали ранее, Офис президента, в частности, ведёт войну за контроль над Конституционным судом. И с целью переподчинения себе КСУ продолжает оказывать давление на экс- главу КСУ А. Тупицкого с помощью уголовных дел и обысков.

1 https://news.liga.net/politics/news/sud-zakryl-delo-protiv-tupitskogo-o-nezadeklarirovannoy-zemle-v-krymu-i-konflikte-interesov

2 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/05/27/7295045/

3 https://news.liga.net/politics/news/obvinenie-protiv-tupitskogo-peredano-v-sud

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

Кратко:

Основное международно-политическое событие уходящей недели – арест в Беларуси Романа Протасевича и последующее подогревание анти-белорусских настроений на Западе, полностью укладывается в тренд на усугубление геополитического противостояния между США и РФ (а также – их союзниками и сателлитами) в Восточной Европе. Арест Протасевича стал продолжением «зачистки» российской сферы влияния от про-западной оппозиции. Аналогичные процессы по зачистке американской сферы влияния от «про-российской» оппозиции мы наблюдали недавно в Украине и странах Прибалтики. В среднесрочной перспективе, тренд на американо-российскую конфронтацию и «блоковое противостояние» продолжится.

Также, на этой неделе стало известно, что переговоры Джо Байдена и Владимира Путина состоятся 16-го июня в Женеве. Ввиду вышеупомянутого геополитического противостояния, вряд ли сторонам удастся достичь договорённостей по наиболее конфронтационным направлениям, включая Украину. Тем не менее, договорённости по некоторым менее острым вопросам (вроде обеспечения стабильности в Афганистане), а также – по вопросам контроля над стратегическими вооружениями, вполне возможны.

1. Арест Романа Протасевича в Беларуси и последующие события.

23 мая в аэропорту Минска белорусскими силовиками был задержан оппозиционер и экс-редактор телеграмм-канала NEXTA Роман Протасевич. Самолет авиакомпании RyanAir, на борту которого он летел из Афин в Вильнюс, экстренно посадили в Минске из-за сообщения о минировании1. Вместе с Романом Протасевичем в Минске задержали его девушку — гражданку России Софию Сапигу.

Протасевича обвиняют в причастности к организации массовых беспорядков и террористической деятельности. По вменяемым статьям (130-й, 293-й и 342-й УК Белоруссии) – ему грозит 15 лет колонии строгого режима. В свою очередь, Софие Сапеге, которая администрировала группу в Телеграмм, где выкладывались личные данные белорусских силовиков с целью последующих угроз и нападений на них, также грозит уголовная ответственность и длительный срок заключения.

После ареста Протасевича и его спутницы, ряд стран запретили прямое авиасообщение с Беларусью, полёты белорусской компании «Белавиа» над своей территорией, и перелёты своих авиакомпаний в воздушном пространстве Беларуси. В частности, максимальный уровень ограничений по перелётам ввели Украина, Литва, Латвия, Франция, и ряд других стран. Ограничения на прямое авиасообщение и перелёты «Белавиа» также ввела Польша.

Международная организация гражданской авиации (ICAO) рекомендовала облетать территорию Беларуси через Прибалтику2.

При этом, российская сторона оказывает Беларуси информационную поддержку и выражает солидарность с ней.

После ареста Протасевича, существенно обострились отношения Украины и Беларуси. Ввиду того, что Киев занял резко антибелорусскую позицию и ввёл максимальный уровень ограничений даже не смотря на экономический ущерб для собственных аэропортов, Беларусь установила разовое лицензирование импорта отдельных товаров из Украины. Об этом говорится в постановлении Совета министров № 292 от 26 мая3. Таким образом, экспорт украинских товаров в РБ будет осложнён.

Кроме того, в СМИ появились сообщения о вероятности прекращения поставок в Украину белорусского 95-го бензина4.

Сложившаяся ситуация отразилась и на внутренней политике в Украине. 24 мая, депутатская фракция «Слуга народа» исключила из своего состава народного депутата Евгения Шевченко, который ранее посещал Беларусь в рамках своих инициатив по общественной дипломатии, и встречался там с президентом Александром Лукашенко5.

Анализируя вышеизложенное, отметим, что арест Протасевича является продолжением идущих уже несколько месяцев усилий по зачистке России и Беларуси от про-западной оппозиции. Эта зачистка происходит на фоне ухудшения американо-российских отношений. В американской сфере влияния в Восточной Европе, происходят аналогичные процессы, в рамках которых зачищаются «пророссийские» или «потенциально пророссийские» силы. Так, в Украине был закрыт ряд оппозиционных телеканалов и были введены санкции против представителей партии ОПЗЖ. Аналогичные процессы, только более растянутые во времени, сейчас происходят в Прибалтике.

Таким образом, попытка «авиационной блокады» Беларуси со стороны Запада, свидетелями которой мы являемся, есть ни что иное как очередной виток новой «Холодной войны» между американской и российской сферами влияния. В ближайшей перспективе, страсти вокруг этой темы могут на время утихнуть, до встречи Байдена с Путиным. Однако, почти наверняка, после неё магистральный курс на продолжение политической и экономической конфронтации в Восточной Европе сохранится.

Ну, а пока США заинтересованы в ситуативном воздержании от резких антироссийских действий в преддверии важных переговоров, роль координатора травли Беларуси взяла на себя Великобритания, чьи власти выступили с самыми жёсткими заявлениями по поводу ареста Протасевича, вплоть до призывов запретить поставки в Европу российского газа по трубопроводам «Северный поток» и «Ямал – Европа».

1 https://focus.ua/world/483530-oni-ubyut-menya-protasevich-prosil-bortprovodnicu-ne-sovershat-posadku-v-minske-foto

2 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/05/24/7294707/

3 https://officelife.media/news/25936-belarus-vvodit-litsenzirovanie-importa-otdelnykh-tovarov-iz-ukrainy/

4 https://biz.liga.net/ekonomika/tek/novosti/belarus-mojet-ostanovit-postavku-benzina-v-ukrainu-bnk-ne-podtverdil-nominatsii-na-iyun

5 https://interfax.com.ua/news/general/745893.html

2. Встреча Байдена и Путина запланирована на 16 июня в Женеве. Прогнозы.

На этой неделе стало известно, что Джо Байден и Владимир Путин встретятся 16 июня в Женеве1.

Стороны обсудят состояние и перспективы двусторонних отношений, проблематику стратегической стабильности и актуальные вопросы международной повестки, «включая взаимодействие в борьбе с пандемией коронавируса и урегулирование региональных конфликтов2».

В Вашингтоне подтвердили, что встреча состоится 16 июня. По словам представителя Белого дома Джен Псаки, Путин и Байден «обсудят целый спектр насущных вопросов», пишет AP. Псаки добавила, что США стремятся восстановить «предсказуемость и стабильность» в отношениях с Россией.

Из всего спектра вопросов, который планируют обсудить стороны (вопросы стратегической стабильности, борьба с пандемией, международная повестка и региональные конфликты), консенсус есть только по первому. И РФ и США не хотят скатывания к горячей/ядерной войне, а потому продлили СНВ-3 и будут продлевать другие подобные договора, а возможно и заключать новые.

Что же до остальных вопросов, по ним помешают договорится:

  • Конкуренция производителей вакцин. Как мы помним, российская вакцина «Спутник V» до сих пор не была допущена ни на европейский, ни на американский рынок. А если не принимать в расчёт вопроса взаимных поставок вакцин, любые разговоры о «совместном противодействии пандемии» останутся абсолютно бессодержательными.

  • Желание администрации Байдена вернуть утраченную роль мирового гегемона. Как сам Джо Байден, так и его приближённые, открыто заявляют о том, что намерены вернуть под более жёсткий контроль Вашингтона Евросоюз, что противоречит интересам Москвы. Кроме того, глобалистские устремления американских демократов категорически отвергают право России на наличие собственной сферы политического влияния. Между тем, такая сфера уже сформировалась, и сдавать её Москва не намерена.

  • Начавшаяся новая «Холодная война» между сторонами и экзистенциальные геополитические противоречия между ними.

Учитывая вышеизложенное, ожидать от предстоящей встречи Байдена с Путиным каких-либо «прорывных» решений (особенно – по украинскому вопросу) не стоит. Тем не менее, договорённости между сторонами относительно некоторых периферийных направлений, на которых их интересы совпадают (например, обеспечение стабильности в Афганистане после ухода американских войск), вполне возможны.

1 https://www.rbc.ru/politics/25/05/2021/60ad035b9a79477dca649953

2 http://www.kremlin.ru/events/president/news/65655

3. Заявление Дмитрия Кулебы по поводу того, что Украину не пригласили на саммит НАТО.

26 марта Глава МИД Дмитрий Кулеба заявил, что Украина «не может понять, как можно не найти формат участия украинской стороны в июньском саммите лидеров стран Альянса на фоне российской агрессии в регионе»1.

По словам Д. Кулебы, цитата:

«Мы понимаем желание союзников провести закрытый саммит, чтобы обсудить трансатлантическое единство. Примеры таких закрытых саммитов были. Но мы совершенно не понимаем, как можно проводить закрытый саммит НАТО на фоне агрессивных действий Российской Федерации против Украины в Черноморском регионе и против членов Альянса. Я имею в виду последние результаты расследования в Чешской Республике. Этого мы понять не можем – как можно не пригласить Украину, как можно не найти формат участия Украины в нынешнем саммите2».

Отметим, что «возмущение и недоумение» Дмитрия Кулебы имеет явно наигранный характер и нацелено на пиар-эффект. В действительности же, после заявлений Американской, французской, и немецкой стороны о том, что «Украине ещё рано в НАТО», сделанных на протяжении предыдущих двух месяцев, стало совершенно понятно, что ПДЧ Киеву не предоставят в обозримой перспективе.

В этой связи, любые заявления украинской власти о взаимодействии с Североатлантическим альянсом, следует воспринимать как попытку пропиариться перед европейски-ориентированной частью украинского электората.

1 https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/05/26/7294984/

2 Там же.

4. В Индии вступили в силу новые правила для социальных сетей и интернет-платформ.

На этой неделе, в Индии вступили в силу новые правила для социальных сетей и интернет-платформ.

Среди прочего, они запрещают контент, затрагивающий «суверенитет и целостность Индии» или угрожающий национальной безопасности, а также расистский, клеветнический или вредный для несовершеннолетних. Кроме того, вводится более жёсткий контроль за соблюдением «биг-дата»-корпорациями национального законодательства о персональных данных1.

Компания «Google» уже заявила, что намерена соблюдать новые правила, «Facebook» - что «стремится соблюдать», но обсуждает их с правительством Индии, а «WhatsApp» (хотя принадлежит «Facebook») оспорила новые правила в суде Нью-Дели.

Вышеописанные новости свидетельствуют о том, что после недавних «фермерских протестов» против правительства Нарендры Моди, подогреваемых либеральными глобалистскими сетями, индийские власти решили ограничить деструктивное иностранное влияние в интернете. Любопытно, что попытки Нью-Дели ослабить влияние американских технологических корпораций на политику страны происходит одновременно с курсом администрации Джо Байдена на выращивание из Индии крупнейшего союзника в своей геополитической борьбе с Китаем.

По всей видимости, роль «сателлита» не устраивает индийское руководство. Именно поэтому оно предпринимает попытки укрепить суверенитет в цифровой сфере.

1 https://techcrunch.com/2021/05/26/india-asks-social-media-firms-if-they-have-complied-with-the-new-regulations/

ЭКОНОМИКА.

Кратко:

Сырьевая модель экономики Украины продолжает демонстрировать свою несостоятельность и неспособность защитить население страны. Страны-производители вакцины от коронавируса продемонстрировали гораздо лучшие показатели по инвестициям за 2020 год в разгар пандемии. Капитальные инвестиции в Украину упали на 19% по итогам 2020 года, хотя в России капитальные инвестиции упали только на 1,4%, а венчурные инвестиции в США даже выросли до рекордных 130 миллиардов долларов.

Украина продолжает игнорировать интересы отечественных производителей таких как Крюковский вагоностроительный завод в пользу закупки иностранных электровозов, спроектированных в США или Франции. Но, в то же время, Украина может использовать подобные проекты для оживления политических отношений с США и Францией в рамках различных инициатив, вроде Крымской платформы. Хотя, увеличение политической поддержки Украины останется на усмотрение данных стран.

1. В 2020 году капитальные инвестиции в Украину упали на 19%.

Государственная служба статистики опубликовала отчет о капитальных инвестициях за 2020 год по категориям1. Согласно ему, в 2020 году капитальные инвестиции упали на 19% и составили 508 млрд. грн2. Самое большое падение инвестиций зафиксировано в сферах искусства, спорта, развлечений и отдыха – на 33,12% (до 2,77 млрд. грн.), временного размещения и организации питания – на 31,11% (до 1,95 млрд. грн.), транспорта, почтовой и курьерской службы – на 20,34% (до 34,88 млрд. грн). Для сравнения, в 2019 году объем капитальных инвестиций в Украине вырос на 11% по сравнению с 2018 годом – до 584,45 млрд. грн. По итогам 2018 года, капитальные инвестиции в Украину составили 520 млрд. грн.

Если сравнить Украину в этом смысле со странами-производителями вакцины от коронавируса, то инвестиции в основной капитал в РФ в 2020 году, снизились только на 1,4% по сравнению с 2019 годом, при этом в IV квартале 2020 года этот показатель вырос на 1,2% в годовом выражении, следует из данных Росстата3. 2020 год установил рекорд по сумме венчурного капитала, привлеченного в США, несмотря на пандемию. В 2020 году стоимость венчурных инвестиций в США составила около 130 миллиардов долларов4. Значительное падение венчурных инвестиций в 2020 году испытал Китай - с 2,69 млрд. долларов США до 909 млн5.

Таким образом, возможность страны производить вакцину от коронавируса свидетельствует также и о лучшей ситуации с капитальными инвестициями в экономику. Важно также понимать разницу между капитальными и венчурными инвестициями - даже в пандемию венчурные инвестиции в США достигли рекордных показателей. Сырьевая модель экономики Украины делает ее чрезвычайно уязвимой перед любыми непредвиденными обстоятельствами, такими как пандемия коронавируса. Экономики стран-производителей вакцины демонстрируют намного большую сопротивляемость непредвиденным обстоятельствам.

1 http://www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2021/ibd/kin/kin_r/ki_v_akt_za_napr_20.xls

2https://economics.segodnya.ua/economics/business/kapitalnye-investicii-v-ukrainu-rezko-sokratilis-pokazatel-upal-pochti-na-20-1524814.html

3 https://tass.ru/ekonomika/10827883

4https://www.statista.com/statistics/277501/venture-capital-amount-invested-in-the-united-states-since-1995/#:~:text=2020%20set%20a%20record%20for,approximately%20130%20billion%20U.S.%20dollars.

5https://www.business-standard.com/article/finance/vc-investments-from-china-drops-by-66-in-2020-startups-to-feel-the-heat-120091700347_1.html

2. Украина закупит 130 французских электровозов, параллельно с планами локализовать 35% данного производства в стране.

Правительства Украины и Франции подписали рамочное соглашение о поставках для «Укрзализныци» новых электровозов производства одного из мировых лидеров – компании «Alstom». Планируется приобрести до 130 локомотивов на сумму 900 млн. евро (свыше 30 млрд. грн)1. Меморандум о возможности покупки электровозов французской компании «Alstom» был подписан «Укрзализныцей» еще в 2018 году. Ранее украинская сторона планировала закупить 200 локомотивов до 2025 года и 500 локомотивов до 2029 года. С 2019 года переговоры велись касательно поставок 210 локомотивов, но в итоге к 2025 году Франция планировала поставить Украине 110 локомотивов. В мае 2021 года между правительствами Украины и Франции подписано рамочное соглашение о поставках до 130 электровозов2. В договоренности между Украиной и Францией, со стороны европейского партнера предусмотрено кредитование в размере 750 млн. евро сроком до 10 лет. Министр экономики, финансов и восстановления Франции Брюно Ле Мэр заявил о готовности предоставить локализацию 35%. АО "Крюковский вагоностроительный завод" (КВСЗ), на котором в 2018 – 2019 годах реализовали локализацию 30 американских тепловозов ТЕ33АС, ранее выступал с критикой намерений закупки электровозов за рубежом.

Помимо сугубо экономического эффекта, Украина может попробовать использовать данное соглашение с Францией, чтобы сделать ее более сговорчивой в вопросах политической поддержки Украины на различных площадках как например Крымская платформа, хотя одного лишь этого соглашения о поставке электровозов недостаточно. Украина должна наращивать экономическое сотрудничество подобного рода с Францией и Германией, чтобы за счет экономического взаимодействия наращивать также и политическое взаимопонимание.

1 https://biz.censor.net/r3267427

2https://biz.censor.net/news/3242656/ukraina_gotovit_kontrakt_na_pokupku_frantsuzskih_lokomotivov_alstom_posol

3. США сняли санкции с китайской компании «Xiaomi», поскольку та выиграла суд против Пентагона.

Американский суд снял санкции с Xiaomi1. Ранее о снятии ограничений компания договорилась с Пентагоном. Суд округа Колумбия (США) постановил снять с фирмы Xiaomi статус “коммунистической китайской военной компании” (ССМС). Таким образом, сняты все ограничения для лиц из США, которые покупают или держать акции компании. Американские власти не предоставили доказательств причастности компании к китайским спецслужбам. В середине марта запрет приостановили, потому что Федеральный суд США признал необоснованным внесение компании в черный список. Администрация президента США Байдена также успела ввести санкции против семи китайских компаний и государственных лабораторий. Причина - создание суперкомпьютеров, которые помогают разрабатывать ядерное и другое современное оружие.

Новость о снятии санкций США с китайской компании Xiaomi совпадает во времени с решением администрации Байдена не препятствовать достройке “Северного Потока-2”. Сюда же можно добавить и решение вывести войска из Афганистана до 11 сентября 2021 года (хотя это обещание может остаться обещанием, как в случае с похожими обещаниями Барака Обамы). Но, вырисовывается тренд на “сосредоточение” США на внутренних проблемах и одновременно сохранение роли доллара США как мировой резервной валюты. В данной парадигме, экономика США не нуждается в наращивании внутреннего производства, но в этом случае, США критически заинтересованы, чтобы мировая торговля продолжала использовать доллар США как основную валюту. Администрации Байдена имеет смысл вести переговоры с европейскими партнерами по пресечении создания сугубо европейской платежной системы, которая бы стала конкурентом «Visa» и «MasterCard».

 

Под редакцией:

Руслана Бортника,

Даниила Богатырёва.

Авторы:

Даниил Богатырёв,

Оксана Красовская,

Андрей Тимченко.

1 https://forbes.ua/ru/news/amerikanskiy-sud-znyav-sanktsii-z-xiaomi-ranishe-pro-znyattya-obmezhen-kompaniya-domovilasya-z-pentagonom-26052021-1678