Аналитический обзор недели №136 от 24.10.2021г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ, ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ НЕДЕЛИ

18.10.- 24.10.2021

СОДЕРЖАНИЕ:

РЕЗЮМЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

1. Социология. Обвал рейтингов власти.

2. Западные дипломаты призвали Совет судей номинировать представителей в этический совет ВСП.

3. Принят пакет необходимых для МВФ законов по НБУ.

4. Венецианская комиссия рекомендует Украине изменить законопроект о переходном периоде для Крыма и Донбасса.

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

 

1. Выступление Владимира Путина на Валдайском форуме.

2. Усиление дипломатической конфронтации России с НАТО.

3. Эрдоган заявил о необходимости реформирования Совета безопасности ООН.

4. Угрозы мировой экономике, которые могут исходить из Китая.

 

ЭКОНОМИКА.

1. Со следующего года, при покупке недвижимости или авто, граждане будут обязаны объяснить происхождение средств налоговой.

2. МВФ предварительно согласился на транш в $700 млн., потребовав продвижения судебной реформы.

3. Ограничения на переводы по платежным картам банков.

4. Сертификация "Северного потока - 2": Оператор ГТС тоже подал заявку на участие.

5. The Times: Лондон ведет переговоры о продаже ракет Киеву.

 

 

РЕЗЮМЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.

Подводя итоги уходящей недели, отмечаем, что:

Во-первых, во внутренней политике Украины активно развивается тренд на снижение рейтингов власти. В результате офшорных скандалов, "вагнергейта" и отставки спикера, рейтинг президента просел более чем на - 8%, а его партии «Слуга Народа» на - 4,5%.

Во-вторых, усиливается контроль западных партнёров над основными сферами госуправления страны. На этой неделе был принят ряд необходимых для МВФ законов. Пакет законов по НБУ, при сохранении влияния иностранных инвесторов, усиливает независимость Нацбанка от Совета НБУ и правительства. В рамках этого же тренда, принят закон о приведении закона о Национальном антикоррупционном бюро (НАБУ) в соответствие с Конституцией.  В сущности, под видом укрепления «прозрачности», западные партнёры выводят эти структуры из-под контроля украинской власти и переподчиняют себе.

В-третьих, в рамках тренда на противостояние за влияние на судебную систему, судейский корпус оказывает активное сопротивление установлению контроля со стороны иностранных посольств и президента. КСУ рассмотрит конституционное представление Верховного суда о назначении членов ВСП, а также соответствие Конституции Украины указов В. Зеленского о временном отстранении и увольнении главы КСУ А. Тупицкого с должности. Суды продолжают выносить решения о незаконности увольнений прокуроров, признавая незаконным формирование органов государственной власти иностранцами. На этом фоне, западные дипломаты в очередной раз призывают Совет судей номинировать представителей в этический совет ВСП.

В-четвёртых, на этой неделе продолжилась конфронтация России со странами НАТО, принявшая, на сей раз, дипломатическую форму. Ликвидация представительства РФ при НАТО и миссии НАТО в Москве служит одним из подтверждений того, что некоторые эксперты, говорившие о «большой сделке» после встречи Путина и Байдена в Женеве, сильно торопили события. На фоне вышеописанного, усугубляется и словесная конфронтация вокруг Украины. В Москве открыто заявляют о «красных линиях» и готовности предпринять «активные действия», в случае если в Украине появятся военные базы НАТО. Представители американского военного ведомства, в свою очередь, фонтанируют жёсткой риторикой в адрес РФ и заявляют о том, что «двери в НАТО для Украины открыты». Украинские власти, при этом, похоже не понимают всей серьёзности сложившегося положения.

В-пятых, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, пребывая в турне по странам Африки, в очередной раз поднял тему необходимости реформирования ООН и её Совета Безопасности. И хотя турецкий лидер заявил об этом сугубо ради того, чтобы настроить африканские элиты благосклонно к своей стране, главная международная организация действительно требует реформирования. По мере того, как даже самым недальновидным аналитикам становится очевидно, что новая многополярная система международных отношений уже утвердилась, несоответствие институций, созданных в период биполярности, современным условиям всё более отчётливо даёт о себе знать.

В-шестых, Украина продолжает курс на тотальную фискализацию жизнедеятельности рядовых граждан, которая выражается ужесточении контроля над расходами, а именно при покупке недвижимости граждане будут обязаны объяснить происхождение средств либо уплатить 18-процентный налог. В то же время, застройщики могут получить право не платить НДС.

В-седьмых, оператор ГТС Украины попытается замедлить процесс запуска «Северного Потока-2» путем участия в его сертификации, но это также будет означать конфликт интересов с Германией – стратегическим партнером Украины на пути к членству в ЕС. Попытка навредить экономическим интересам Германии не способствует улучшению двусторонних отношений с ней и скорее отдаляет перспективу Украины стать членом ЕС.

В-восьмых, Украина остается рынком сбыта западной военной продукции. Подобная поддержка западных оборонных предприятий и загрузка их заказами преподносится как помощь Киеву, хотя такие поставки не решат вопрос обороноспособности страны перед лицом угрозы крупномасштабной российской агрессии в отношении Украины.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

 

Кратко:

 

Во внутренней политике Украины активно развивается тренд на снижение рейтингов власти. В результате офшорных скандалов, "вагнергейта" и отставки спикера, рейтинг президента просел более чем на - 8%, а его партии «Слуга Народа» на - 4,5%.

Усиливается контроль западных партнёров над основными сферами госуправления страны. На этой неделе был принят ряд необходимых для МВФ законов. Пакет законов по НБУ, при сохранении влияния иностранных инвесторов, усиливает независимость Нацбанка от Совета НБУ и правительства. В рамках этого же тренда, принят закон о приведении закона о Национальном антикоррупционном бюро (НАБУ) в соответствие с Конституцией.  В сущности, под видом укрепления «прозрачности», западные партнёры выводят эти структуры из-под контроля украинской власти и переподчиняют себе.

В рамках тренда на противостояние за влияние на судебную систему, судейский корпус оказывает активное сопротивление установлению контроля со стороны иностранных посольств и президента. КСУ рассмотрит конституционное представление Верховного суда о назначении членов ВСП, а также соответствие Конституции Украины указов В. Зеленского о временном отстранении и увольнении главы КСУ А. Тупицкого с должности. Суды продолжают выносить решения о незаконности увольнений прокуроров, признавая незаконным формирование органов государственной власти иностранцами. На этом фоне, западные дипломаты в очередной раз призывают Совет судей номинировать представителей в этический совет ВСП.

 

1. Социология. Обвал рейтингов власти.

 

На этой неделе, Киевский международный институт социологии (КМИС) обнародовал социологическое исследование, результаты которого демонстрируют значительное проседание рейтингов действующей власти.

 В президентском рейтинге[1] продолжает лидировать В. Зеленский. Его готовы поддержать 24,7% опрошенных. В сравнении с опросом, который приводил КМИС   10-15 сентября  2021г.[2], рейтинг президента потерял 8,6%; было - 33,3%. При этом, можно говорить о том, что часть разочаровавшегося электората перетекает от В. Зеленского к  Д. Разумкову, так как с июня его рейтинг увеличился  на 4% и сейчас составляет 7%.

Наряду со снижением президентского рейтинга, начинает терять позиции и правящая партия.  В парламентском рейтинге[3] теперь лидируют две партии, разница между ними находится в рамках статистической погрешности:

 • «Европейская Солидарность» - 15,7% (-1,7%)

 • «Слуга народа» - 15,5%, формально занимают вторую строчку. В сравнении с опросом, который проводил КМИС 10-15 сентября  2021г., рейтинг партии потерял 4,5%; было 20,0%.

 Результаты опроса КМИС демонстрируют, что в целом избиратели действиями власти недовольны, и считают её ничем не лучше предыдущей. А значительная часть - почти 30% считают ещё хуже. Основной причиной бедственного положения в стране общество называет коррупцию и некомпетентность власти.

 Можно констатировать, что  рейтинг В. Зеленского  за месяц потерял  более 8%.  К тому же, за счёт потери "Слугами Народа" поддержки части своего электората, как в националистическом, так и  в условно «про-российском» секторе, голоса и позиции  начинают набирать "Батькивщина"(+2,8%) и "Свобода"(+2,6%). Менее активно этот процесс происходит у ОПЗЖ (+1,4%) и партии "НАШИ" (эта партия теперь тоже проходит в парламент). Интересно, что несмотря на условное лидерство, отрицательная динамика рейтинга "Европейской Солидарности" сохраняется. То есть, электорат от  "Слуг Народа" туда не перетекает.

 К основным причинам снижения рейтингов власти, кроме офшорных скандалов, "вагнергейта" и отставки спикера (отрицательно это событие оценили почти 40% против 8% положительных оценок), можно отнести негативный фон, создаваемый высказываниями или действиями отдельных депутатов во фракции. В дополнении ко всему, в стране намечается тарифный кризис, поэтому тенденция снижения рейтингов власти продолжится.

 

2. Западные дипломаты призвали Совет судей номинировать представителей в этический совет ВСП.

 

На этой неделе,  временная поверенная по делам США в Украине Кристина Квин, Глава Представительства Европейского Союза в Украине Матти Маасикас и посол Великобритании в Украине Мелинда Симмонс  призвали Совет судей номинировать представителей в этический совет Высшего совет правосудия (ВСП)[4]. Западные дипломаты  высказывают сожаление, что Совет судей Украины так пока и не номинировал представителей в этический совет ВСП. Кроме того, говорится о том, что задержку по  реализации судебной реформы в стране может вызвать  и конституционное представление в КСУ Верховного суда о назначении членов ВСП[5]. Среди основных задач по судебной реформе для президента В. Зеленского дипломаты называют реформирование Конституционного суда.

Ранее судейский корпус ВС обратился в Конституционный суд относительно проверки на соответствие Конституции норм закона о порядке избрания и назначения членов Высшего совета правосудия, что может поставить под вопрос легитимность участия в данном процессе «международных экспертов».

На этом фоне, противостояние между судебной властью, президентской вертикалью и западными партнёрами набирает новые обороты.

 В фокусе внимания снова оказывается вопрос о законности увольнения главы КСУ А. Тупицкого президентом В. Зеленским[6].

Наряду с этим, суды продолжают выносить решения о незаконности увольнений прокуроров во время руководства Генпрокуратурой Р. Рябошапки. Так, шестой апелляционный административный суд удовлетворил иск о восстановлении в должности начальника управления ГПУ Виталия Ковбасюка[7]. Ранее, 14 октября Окружной административный суд Киева (ОАСК)[8] вынес аналогичное решение по иску прокурора Тараса Карпюка. Суд признал незаконным формирование органов государственной власти иностранцами (они участвовали в кадровой комиссии), что и стало одной из причин удовлетворения иска. «Это обусловило создание кадровой комиссии под влиянием иностранного государства и означает потерю суверенных прав Украины на формирование органов государственной власти", - говорится в решении суда.

 Очевидно, что судейский корпус оказывает активное сопротивление попыткам установить контроль над ним со стороны иностранных посольств и фондов. Фактически, ОАСК обвиняет нынешнюю власть в посягательстве на государственный суверенитет страны. Учитывая, что при участии рекомендованных западными партнёрами международных экспертов планируется отбирать и членов органов управления судебной системой (ВСП и ВККС), в последствии и эти решения могут быть признаны незаконными.

 

3. Принят пакет необходимых для МВФ законов по НБУ.

 

19 октября Верховная Рада приняла пакет законов о независимости Национального банка, которые являются частью исполнения Меморандума с Международным валютным фондом[9]. В частности, законопроект №5850, должен укрепить независимость Национального банка. Он меняет полномочия Совета НБУ, члены которого назначаются по квотам президента и парламента. Совет НБУ больше не сможет осуществлять анализ влияния денежно-кредитной политики регулятора на социально-экономическое развитие, а также предоставлять предложения к изменению этой политики правлению НБУ, он также не сможет давать оценку работы правления.  

Кроме того, принят закон №5852, который дополняет предыдущий. Им вносятся изменения в закон о публичных закупках, согласно которым из-под действия этого закона выводятся закупки Нацбанком услуг юридического сопровождения дел за рубежом.

Третий в пакете – закон №5853, который вносит изменения в Бюджетный кодекс. Им предлагается изменить коммуникацию НБУ с правительством при подготовке бюджетной декларации. Так, НБУ до 1 марта ежегодно будет информировать правительство об ориентировочном прогнозе части прибыли к распределению, которая будет подлежать перечислению в государственный бюджет. В Нацбанке такую форму взаимодействия считают политическим давлением.

В тот же день, Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект о приведении закона о Национальном антикоррупционном бюро (НАБУ) в соответствие с Конституцией. Этот закон также был одним из условий сотрудничества с МВФ. Ранее двумя своими решениями Конституционный Суд Украины признал неконституционным указ о назначении А. Сытника директором НАБУ и положения закона о НАБУ в части участия президента в подборе и назначении директора НАБУ. Теперь закон определяет, что действующий директор НАБУ Артем Сытник сохранит пост до назначения преемника, отбор которого должен начаться после вступления закона в силу, но не дольше срока своих полномочий, который истекает в апреле 2022 года. Кроме того, НАБУ станет центральным органом исполнительной власти со специальным статусом. Кабинет министров не сможет вмешиваться в работу бюро и будет назначать директора НАБУ по итогам конкурса, который будет проводить специальная комиссия.  Она должна состоять из шести человек: трёх определяет правительство, ещё трое — международные эксперты.

В ноябре В. Зеленский ожидает[10], что исполнительный совет МВФ утвердит договорённости о выделении Украине транша в размере около 700 млн долларов. Одними из основных условий ​​программы сотрудничества остаются усиление антикоррупционной вертикали, реализация судебной реформы и необходимость обеспечить независимость Нацбанка Украины.

На самом деле, все требования выдвигаемые МВФ — это завуалированные требования по укреплению контроля со стороны внешних игроков над наиболее важными сферами госуправления. Сотрудничество с МВФ приводит не только к росту внешнего долга и повышению тарифов, но и лишает страну части суверенитета.  Как правило, Украине не предоставляются новые кредиты до принятия необходимых законов или решений. При этом, размеры траншей уменьшаются, а интервалы между ними растут. Вероятно, в МВФ понимают, что экономика Украины «обескровлена» и она больше не является платёжеспособным заёмщиком.  

 

4. Венецианская комиссия рекомендует Украине изменить законопроект о переходном периоде для Крыма и Донбасса.

 

На этой неделе, Венецианская комиссия опубликовала своё заключение[11] о законопроекте «Об основах государственной политики переходного периода», который предлагает урегулирование принципов госуправления и правосудия на оккупированных территориях во время процесса их реинтеграции.

Основные рекомендации Венецианской комиссии заключаются в следующем:

– внести поправки в положения о люстрации в соответствии с международными стандартами.

– пересмотреть в соответствии с международным правом положения об ответственности за преступления, совершенные в связи с временной оккупацией.

– четче сформулировать положения о подтверждении документов, выданных на оккупированных территориях;

– пересмотреть дифференцированное отношение к различным категориям преступников;

– отразить в законопроекте особый конституционный статус Крыма и Севастополя.

В августе 2021 года Кабинет Министров на очередном заседании одобрил законопроект «Об основах государственной политики переходного периода»[12]. Стоит отметить, что имплементация отдельных норм этого закона в украинское законодательство серьёзно затруднит и без того сложный переговорный процесс. В России уже заявили, что, если закон будет принят в таком виде, – это будет означать фактический выход Украины в одностороннем порядке из Минского процесса[13]. Правительственный законопроект скорее рассматривает Донбасс как ресурс, который необходимо вернуть. Но вряд ли такие положения как, ответственность за сотрудничество с властями ОРДЛО, временное поражение в избирательных и других гражданских правах, будут способствовать возвращению ментально утраченного населения. Закон построен с позиции победителей и подразумевает возвращение Донбасса на основании реализации политико-территориальной победы, что в настоящее время не соответствует действительности.

 Можно предположить, что целевой аудиторией данного законапроекта, выступает не население неподконтрольных территорий, а те группы активистов внутри страны, которые периодически могут создавать власти определенные проблемы в виде уличных протестов или нагнетания негативного информационного фона. В таком случае, можно ожидать, что принципиальных изменений в закон «Об основах государственной политики переходного периода» вносить не будут. Поскольку о реальном возвращении нелояльного к власти населения Донбасса под контроль Киева речь не идёт.

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

 

Кратко:

 

На этой неделе продолжилась конфронтация России со странами НАТО, принявшая, на сей раз, дипломатическую форму. Ликвидация представительства РФ при НАТО и миссии НАТО в Москве служит одним из подтверждений того, что некоторые эксперты, говорившие о «большой сделке» после встречи Путина и Байдена в Женеве, сильно торопили события. На фоне вышеописанного, усугубляется и словесная конфронтация вокруг Украины. В Москве открыто заявляют о «красных линиях» и готовности предпринять «активные действия», в случае если в Украине появятся военные базы НАТО. Представители американского военного ведомства, в свою очередь, фонтанируют жёсткой риторикой в адрес РФ и заявляют о том, что «двери в НАТО для Украины открыты». Украинские власти, при этом, похоже не понимают всей серьёзности сложившегося положения.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, пребывая в турне по странам Африки, в очередной раз поднял тему необходимости реформирования ООН и её Совета Безопасности. И хотя турецкий лидер заявил об этом сугубо ради того, чтобы настроить африканские элиты благосклонно к своей стране, главная международная организация действительно требует реформирования. По мере того, как даже самым недальновидным аналитикам становится очевидно, что новая многополярная система международных отношений уже утвердилась, несоответствие институций, созданных в период биполярности, современным условиям всё более отчётливо даёт о себе знать.

 

1. Выступление Владимира Путина на Валдайском форуме.

 

В четверг, 21 октября, президент России Владимир Путин выступил на ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба "Валдай" в Сочи, а потом ответил на вопросы[14].

Одной из основных тем речи Путина стала "война ценностей". Российский президент пожалуй впервые провозгласил, что основные противоречия между РФ и Западом лежат не в экономической или политической сфере, а в ценностных ориентирах.

Путин назвал чудовищными новые ценности Запада. Цитата:

«Уход от таких понятий, как "мама", "папа", разных полов - это воспринимается на Западе как прогресс. Это чудовищно, когда детям внушают, что мальчик может стать девочкой. Идея о праве ребенка на самостоятельное определение гендера - на грани преступления против человечества».

Российский президент заявил, что борьба с расизмом превращается в расизм наоборот, а дискуссия о правах мужчин и женщин зашла не в то русло.

Также, по словам Путина, существующая модель капитализма, которая сегодня является основой общественного устройства в большинстве стран, исчерпала себя, поскольку в ее рамках больше нет больше выхода из клубка все более запутанных противоречий. По той же причине российского президента настораживает опережающий рост технологий.

По словам Путина, пандемия и другие процессы показали, что эпоха доминирования Запада уходит в прошлое.

Наконец, президент России подвел к главной своей мысли: "наши противоречия с современным Западом лежат не в идеологической или экономической плоскости, а в основополагающих принципах отношения к самой жизни и ее устройства. И с каждым годом они расходятся все сильнее".

По словам Путина, когда приходит настоящий кризис, "остается только одна универсальная ценность – человеческая жизнь. И как ее защитить, каждое государство решает самостоятельно, исходя из своих возможностей, культуры, традиций".

И Россия свою позицию выбрала - это путь "умеренного консерватизма".

"Умеренный консерватизм – самая разумная, на мой взгляд, линия поведения. Она неизбежно будет меняться, но пока врачебный принцип «не навреди» представляется наиболее рациональным", - заявил Путин.

Вышеописанные тезисы Путина примечательны двумя моментами.

Во-первых, они, де-факто, утверждают в России господствующую идеологию, исходя из которой российское государство будет оценивать все события на международной арене и общественные явления. Что бы ни говорили российские чиновники о «невозможности наличия официальной идеологии», умеренный консерватизм – это вещь вполне конкретная, а не обтекаемая.

Во-вторых, утверждение о том, что Россия будет выстраивать свою политику на основе консервативных мировоззренческих ориентиров и традиционных ценностей, способно привлечь к ней много симпатиков на Западе, где консервативные политические силы и ориентирующиеся на них слои населения с каждым годом всё больше недовольны господствующим ультра-либеральным дискурсом.

Анализируя речь Путина на Валдае, стоит упомянуть, что он говорил и об Украине. Президент России назвал ситуацию в Украине тупиком, поскольку у власти де-факто стоит не президент, а «некая группа людей». Также он заявил о том, что «похоже, изменить это положение вещей легальным способом народу Украины не дадут». Ещё один тезис Путина, затрагивающий нашу страну, гласит, что военное освоение её территории силами НАТО уже идёт. При этом, российский президент в очередной раз дал понять, что американские военные базы в Украине – это «красная линия» для РФ, при пересечении которой Москва может прибегнуть к наиболее жёстким действиям.

 

2. Усиление дипломатической конфронтации России с НАТО.

 

На этой неделе, во взаимоотношениях России и НАТО продолжилась конфронтация, не смотря на некоторые усилия Москвы и Вашингтона по поиску удобоваримого формата сосуществования.

В начале этого месяца, 6 октября, Североатлантический альянс выслал из Брюсселя восемь российских дипломатов, служивших в российском постоянном представительстве при альянсе. Формальной причиной послужило то, что они были уличены в связях с российской разведкой[15]. И хотя вряд ли в руководстве НАТО сидят настолько наивные люди, что не понимают, кого обычно направляют в такие миссии, дипломаты были лишены аккредитации.

Разумеется, Москва ответила. 18 октября стало известно, что Россия приостанавливает работу своего представительства при Североатлантическом альянсе с начала ноября. Об этом сообщило агентство ТАСС со ссылкой на министра иностранных дел Сергея Лаврова[16].

По его словам, такое решение было принято после того, как НАТО отозвало аккредитацию у восьми сотрудников постоянного представительства РФ при организации. В результате у российской стороны «практически отсутствуют» необходимые условия для дипломатической деятельности, отметил министр.

«Мы приостанавливаем работу своего постоянного представительства при НАТО, в том числе работу главного военного представителя, наверное, с 1 ноября или может это займет еще несколько дней», - заявил он.

Лавров добавил, что деятельность Военной миссии связи НАТО в Москве также будет прекращена. При этом аккредитация ее сотрудников будет отозвана.

Глава внешнеполитического ведомства РФ отметил, что Альянс в случае возникновения «экстренных дел» может обратиться к послу России в Бельгии.

Параллельно с очередным ухудшением отношений России и НАТО, накатывалась волна резких заявлений, как с российской так и с американской стороны, связанная с визитом министра обороны США Ллойда Остина в Киев 19 октября.

Накануне Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что возможное вступление Украины в НАТО "выходит за красные линии национальных интересов России" и в ответ Российская Федерация может "принять активные меры для обеспечения собственной безопасности"[17].

Стоит отметить, что это – далеко не первое заявление высших должностных лиц РФ подобного рода. За последние полгода аналогичные мысли озвучивались Владимиром Путиным, Сергеем Лавровым и Сергеем Шойгу. В Москве очень серьёзно воспринимают угрозу размещения в Украине военных баз НАТО и, в случае если она станет реальной, готовы прибегнуть к применению силы, не взирая ни на какие санкции и «глубокую озабоченность» западных партнёров.

В Вашингтоне осведомлены о позиции российской стороны. Однако, продолжают «играть на повышение», делая раздражающие Москву Заявления. Так, анонсе поездки Ллойда Остина на сайте Минобороны США подчеркивалось, что для Украины и Грузии «двери в НАТО открыты». Также, во время брифинга в Киеве, министр обороны США призвал Россию прекратить конфликт на Донбассе и осудил за события в Крыму. Цитата:

«Давайте четко говорить, что Россия начала эту войну, и Россия является тем камнем, который препятствует мирному урегулированию. Они начали нарушать территориальную целостность и суверенитет Украины».

Ллойд Остин добавил, что Россия не должна вмешиваться в вопрос вступления Украины в НАТО.

Учитывая вышеописанную ситуацию, особое беспокойство вызывает поведение украинского руководства. Так, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, в ответ на заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, написал в Twitter, цитата:

«Наихудший сценарий уже случился: нападение РФ на Украину, оккупация наших земель и убийство наших граждан». Поэтому, пишет Кулеба, Украину не интересует мнение РФ о ее вступлении в НАТО.

Мы далеки от мысли о том, что Кулеба не понимает разницы между вялотекущей позиционной войной на Донбассе и полномасштабной войсковой операцией России на всей протяжённости границы, которая может начаться, в случае если в Москве сочтут угрозу размещения военных баз НАТО в Украине реальной. Но если понимает, зачем же делает заявления, которые могут усугубить ситуацию?

Вероятно, причиной служит традиционная для украинской власти стратегическая близорукость, при которой адекватная внешняя политика и желание избежать неприятностей для своей страны подменяются стремлением получить сиюминутный политический хайп среди электората на жёсткой политической риторике.

 

3. Эрдоган заявил о необходимости реформирования Совета безопасности ООН.

 

На этой неделе, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, решил снискать популярность в Африке, отметившись жёсткими заявлениями о необходимости реформировать Совет Безопасности ООН во время своего визита в Анголу[18].

«Мир больше пяти», - так турецкий президент объяснил свое желание начать реформу главной международной организации.

Далее цитата:

«Судьба человечества не может и не должна быть оставлена на милость горстке стран—победительниц во Второй мировой войне. Не прислушиваться к требованиям перемен означает проявление несправедливости к Африке и таким сильным странам континента, как Ангола».

По словам турецкого лидера, его страна отвергает «западный ориенталистский подход» в Африке. «Турция знает, что Африка обогатила весь мир своей историей, культурой и народами, и ей известно о безмерном потенциале Африки во всех сферах»,— сказал он.

Тема реформы Совета Безопасности ООН поднималась не раз. Совсем недавно, 27 сентября, о том, что количество постоянных и временных членов Совбеза необходимо расширить, говорил глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан. Министр иностранных дел России Сергей Лавров также признавал, что «реформа точно назрела, это факт».

Сейчас Совбез состоит из 15 государств – 5 постоянных (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция) и 10 временных, избираемых Генеральной ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 стран каждый год. 10 непостоянных членов выбираются с учетом географической квоты. Пять стран - из числа африканских и азиатских, одно - от Восточной Европы, два – от Западной, еще два – от Латинской Америки.

Главная задача Совбеза – поддержание международного порядка и мира. Для этого, например, он может вводить санкции против стран-агрессоров. Решения Совбеза носят фактически обязательный характер, в отличие от решений Генассамблеи, которые скорее рекомендательные. При этом, постоянные члены Совбеза имеют право вето, чем могут влиять на принимаемые решения.

А вот небольшие и слабые государства, традиционно, выражают недовольство структурой и полномочиями Совбеза ООН и фонтанируют различными «прожектами» её изменения. Наряду с африканскими государствами, подобные инициативы, периодически, выдвигает и Украина.

Так, во время своего последнего выступления на заседании Генассамблеи ООН, Владимир Зеленский выражал недовольство существующей структурой организации и призывал к её реформированию.

Претензии большинства стран, не входящих в СБ ООН, к этой структуре заключаются в том, что «великие державы не могут решать судьбу остального мира, а потому Совбез нужно расширить». Но, справедливости ради, разве получение номинального места в Совете Безопасности способно усилить влияние мелких государств на современные международные отношения? Разве ничтожность их влияния не является следствием ничтожности экономического и военно-политического потенциала? И разве не великие державы являются сегодня единственными подлинными субъектами мировой политики?

Вне всякого сомнения, всё это так. А значит, Совет Безопасности ООН требует реформирования не в том направлении, в котором призывают это делать Ангола, Украина, или другие малые государства.

Но реформировать его, всё же, необходимо. И эта реформа могла бы состоять в исключении тех членов, которые более не являются субъектами мировой политики и добавлении новых участников, которые, в условиях многополярной системы международных отношений, такими субъектами станут.

Нахождение в Совбезе США, Китая и России бесспорно. А вот Британию оттуда вполне можно убрать, ведь она уже давно не «владычица морей», а всего лишь небольшое островное государство, раздираемое сепаратистскими настроениями. Фактически, Британия – это дополнительный голос США в Совете Безопасности. Ни больше ни меньше.

То же самое, правда, с некоторыми оговорками, можно сказать и о Франции. Последний раз, когда французы принципиально голосовали в Совбезе вразрез с американской позицией, относится ещё ко временам президентства голлиста Жака Ширака. Вся последующая история голосований – триумф либерализма и атлантизма во французской политике. Как по мне, чтобы войти в клуб великих держав современности, Франции необходимо обособляться от США и НАТО, с тем, чтобы вести по-настоящему суверенную внешнюю политику. Пока мы слышим лишь робкие разговоры о подобном сценарии из уст французских политиков. Но практическими действиями они не подкреплены.

Некоторые аналитики говорят о необходимости включения в Совбез Индии, но эта идея кажется сомнительной. Не смотря на огромный человеческий и ресурсный потенциал, а также – обладание ядерным оружием, Индия пока остаётся этакой «вещью в себе». Разумеется, она имеет свою небольшую сферу влияния в Юго-Восточной Азии, но никакой экспансии за пределы этой сферы (будь то торговой, или военной) индусы не проводят. Впрочем, если в будущем внешняя политика Индии станет проактивной, она вполне может претендовать на место в Совбезе, в случае его реформирования.

 

4. Угрозы мировой экономике, которые могут исходить из Китая.

 

На этой неделе мировые СМИ стали писать о том, что экономический рост Китая серьезно замедляется. Страна движется от одной экономической угрозы к другой. И хотя некоторые из самых серьезных проблем, похоже, минуют Поднебесную, разворачивающийся кризис в сфере недвижимости становится одной из самых существенных угроз для Пекина в наступающем году.

В прошлом квартале ВВП страны рос самыми медленными темпами за год, увеличившись всего на 4,9% по сравнению с прошлым годом. По сравнению с предыдущим кварталом, экономика выросла всего на 0,2%. Период с июля по сентябрь - один из самых слабых в плане экономического роста кварталов с тех пор, как Китай начал устанавливать такие рекорды в 2011 году.

Спаду способствовали проблемы из-за глобального кризиса судоходства и серьезный энергетический кризис[19].

В 2020-м году, Китай был единственной крупной экономикой, избежавшей рецессии. Однако, в текущем году он столкнулся со множеством проблем, которые серьезно сказываются на экономическом росте.

Страна находится в эпицентре энергетического кризиса, который снижает объемы производства и приводит к отключению электроэнергии в некоторых областях. Эта проблема была вызвана спросом в начале текущего года на строительные проекты, которые нуждаются в ископаемом топливе и идут вразрез со стремлением Пекина к амбициозным целям по сокращению выбросов углерода.

Задержки загрузки контейнеровозов и растущие товарные запасы также ударили по средним товаропроизводителям в Китае, которым сейчас не хватает денег, что привело к потере заказов и сокращению производства.

Сектор недвижимости страдает от стремления правительства ограничить чрезмерную закредитованность этой отрасли. Инвестиции в недвижимость  падают. Это обстоятельство ложится тяжелым бременем на застройщиков, печально известную компанию Evergrande, чей долговой кризис вызвал опасения возможного «эффекта домино» в мировой экономике, подобного тому, который в 2008 г. вызвал крах банка Lemon Brothers. Некоторые другие фирмы, занимающиеся недвижимостью, уже указали, что они изо всех сил пытаются выплатить свои долги.

Последствия вышеописанной ситуации отчётливо видны в статистических данных, опубликованных в понедельник.

Согласно им, промышленное производство в Китае выросло всего на 3,1% в прошлом месяце по сравнению с прошлым годом, что является самым низким показателем с марта 2020 года, когда пандемия ударила по экономике страны. В сфере недвижимости, включая производство цемента и стали, наблюдалось резкое сокращение. Между тем, по оценкам Goldman Sachs, инвестиции в основной капитал в сентябре снизились, обратив вспять небольшой прирост в августе.

«Официальный рост ВВП замедлился до минимума в прошлом квартале, - написал старший экономист по Китаю издания Capital Economics Джулиан Эванс-Притчард в  своей аналитической записке, добавив, что «промышленность и строительство находятся на пороге более глубокого спада».

В условиях, когда китайская экономика является одним из двигателей мировой экономики, описанная тенденция выглядит особенно тревожно. Опасения финансовых аналитиков относительно возможности начала нового экономического кризиса именно в Китае далеко не беспочвенны.

Что делать с этой информацией – каждый решает сам. Но для нас очевидно, что как правительствам, так и рядовым гражданам в разных странах мира, стоит готовиться к новым экономическим потрясениям.

 

ЭКОНОМИКА

         

Кратко:

 

Украина продолжает курс на тотальную фискализацию жизнедеятельности рядовых граждан, которая выражается ужесточении контроля над расходами, а именно при покупке недвижимости граждане будут обязаны объяснить происхождение средств либо уплатить 18-процентный налог. В то же время, застройщики могут получить право не платить НДС.

Оператор ГТС Украины попытается замедлить процесс запуска «Северного Потока-2» путем участия в его сертификации, но это также будет означать конфликт интересов с Германией – стратегическим партнером Украины на пути к членству в ЕС. Попытка навредить экономическим интересам Германии не способствует улучшению двусторонних отношений с ней и скорее отдаляет перспективу Украины стать членом ЕС.

          Украина остается рынком сбыта западной военной продукции. Подобная поддержка западных оборонных предприятий и загрузка их заказами преподносится как помощь Киеву, хотя такие поставки не решат вопрос обороноспособности страны перед лицом угрозы крупномасштабной российской агрессии в отношении Украины.

 

1. Со следующего года, при покупке недвижимости или авто, граждане будут обязаны объяснить происхождение средств налоговой.

 

20 октября издание OBOZREVATEL опубликовало статью о введении в Украине с 2022-го года косвенных методов контроля расходов населения с целью их налогообложения[20].

Чтобы купить квартиру, придется доказать, что белой зарплаты хватило бы на такие расходы. В Украине банки практически никогда самостоятельно не обращаются в налоговую службу для того, чтобы передать информацию о клиенте по собственному желанию. Однако налоговики сами могут написать письмо в финучреждение и получить данные с любого счета. В некоторых случаях, финансовое учреждение самостоятельно должно обращаться в правоохранительные органы, в налоговую. Это касается тех ситуаций, когда банку удалось раскрыть финансовые махинации своего клиента. Банк обязан проводить проверки как, например, следить за операциями своего клиента и убеждаться, что свои деньги клиент заработал легально. Проверять смогут покупки и имущество. И в этой ситуации доказывать легальность происхождения доходов придется не налоговой, а гражданам.

И если они не смогли объяснить, откуда взялись деньги на покупку дома или машины, придется заплатить подоходный налог в размере 18% от той суммы, которую планировали потратить. В это же время, депутаты уже предложили убрать из проекта закона №5600 нормы об уплате НДС застройщиками, о налогообложении продажи сельхозпродукции и самозахваченной земли. Таким образом, власть делает четкий упор на тотальную фискализацию именно мелкого бизнеса и частных лиц. Закономерной реакцией людей, на которых направлено данное нововведение налоговой будет дальнейший уход в тень и изобретение более изощренных способов уклонения от тотальной фискализации.

 

2. МВФ предварительно согласился на транш в $700 млн., потребовав продвижения судебной реформы.

 

18 октября, на официальном сайте МВФ появилось сообщение о первом пересмотре договоренности stand-by между организацией и правительством Украины[21]. МВФ беспокоит фискальная политика Украины, независимость Нацбанка и таргетирование инфляции. Организация также декларирует заинтересованность в стабильной деятельности частных банков. МВФ также настаивает на продолжении судебной реформы, борьбе с коррупцией и снижении роли государства в экономике.

          По мере усугубления сотрудничества Украины с МВФ, размеры траншей уменьшаются, а интервалы между ними растут. Фонд понимает, что Украина больше не является платежеспособным заемщиком и соответственно ссуживать ей больше денег не имеет смысла. Путем своих требований в обмен на очередной транш, МВФ, де-факто, распространяет свое влияние на монетарную и фискальную политику Украины, а также на уровень цен. Более того, это влияние вырастет еще больше в результате “качественной” (с точки зрения МВФ) судебной реформы, борьбы с коррупцией и снижения роли государства в экономике.

 

3. Ограничения на переводы по платежным картам банков.

 

На протяжении 2021 года украинские банки блокируют «подозрительные» транзакции с карты на карту. Главным образом, блокируются транзакции свыше 400 тысяч гривен за раз[22]. Транзакции свыше 400 тысяч гривен блокируются автоматически, а касательно других транзакций запускается другой алгоритм, отслеживающий их «подозрительную» природу по другим показателям. В государственном учреждении составляют акт на подозрительную операцию и начисляют на нее налог на прибыль, Единый социальный взнос, Военный сбор, а также штраф. Таким образом, неоформленный торговец может потерять 20-41% от суммы перевода. Главная “целевая аудитория” данного нововведения - интернет-торговцы, рекламирующие свои товары на крупных площадках и отправляющие посылки непосредственно конечным потребителям по почте. Данные торговцы - физические лица. Таким образом, власть фокусируется на сборе налогов с простых граждан, выполняя, в том числе, требования МВФ касательно “последовательной” фискальной политики.

 

4. Сертификация "Северного потока - 2": Оператор ГТС тоже подал заявку на участие.

 

20 октября, на официальном сайте Оператора ГТС Украины появилось сообщение о подаче заявки организацией немецком регулятору (Bundesnetzagentur) на участие в процессе сертификации оператора "Северного потока-2"[23][24]. ОГТС открыто заявляет, что выступает против “Северного Потока-2”, но тем не менее подает заявку, чтобы быть допущенным к процессу сертификации данного проекта. Таким образом, на лицо очевидный конфликт интересов. Единственной целью, по которой ОГТС может быть заинтересованным участвовать в сертификации “СП-2”  является затягивание времени, чтобы газопровод был запущен как можно позже. Сложность ситуации состоит в том, что Германия остается стратегическим партнером Украины на пути ее возможного вступления в ЕС. Таким образом, пытаясь замедлить процесс запуска “СП-2”, Украина пытается навредить экономическим интересам своего стратегического партнера, чем ухудшает свои шансы на благосклонность Германии в любых попытках приблизиться к вступлению в ЕС.

 

5. The Times: Лондон ведет переговоры о продаже ракет Киеву.

 

21 октября британское издание The Times, ссылаясь на украинского дипломата, опубликовало статью, где сообщало, что Украина ведет переговоры с Великобританией о покупке ракет[25]. Министерство обороны обсуждает продажу морских ракет класса "земля-земля", разработанных MBDA UK, которые могут поражать "рой" целей одновременно и будут размещены на судах, находящихся на вооружении ВМС Украины. The Times пишет, что переговоры проходят впервые "на фоне опасений, что Россия может использовать газовый кризис для захвата территории".

          Продажа британских ракет Киеву является лишь поводом профинансировать и загрузить заказами оборонные предприятия Великобритании за счет Украины. Продажа нескольких ракет не может решить вопрос обороноспособности Украины перед лицом возможности крупномасштабной российской агрессии. Обороноспособность страны могла бы быть обеспечена только коллективными гарантиями стран Запада, которые они не спешат предоставлять, не желая ввязываться в военный конфликт с Россией из-за Украины, которая остается лишь рынком сбыта западной военной и иной продукции.

 

Под редакцией:

 

Руслана Бортника,

Даниила Богатырёва.

 

Авторы:

 

Даниил Богатырёв,

Оксана Красовская,

Андрей Тимченко.

 

 

[1] https://www.kiis.com.ua/?lang=ukr&cat=reports&id=1063&page=1

[2] https://www.kiis.com.ua/?lang=ukr&cat=reports&id=1062&page=1

[3] https://www.kiis.com.ua/?lang=ukr&cat=reports&id=1066&page=1

[4] https://www.pravda.com.ua/articles/2021/10/20/7311062/

[5] https://interfax.com.ua/news/general/773994.html

[6] https://interfax.com.ua/news/general/774335.html

[7] https://t.me/stranaua/19032

[8] https://strana.best/news/357355-oask-nazval-nezakonnym-formirovanie-orhanov-hosudarstvennoj-vlasti-inostrantsami.html

[9]https://ru.slovoidilo.ua/2021/10/19/novost/finansy/rada-prinyala-paket-zakonov-kotorye-zhdet-mvf  

[10] https://www.ukrinform.ru/rubric-economy/3334571-mvf-i-ukraina-predvaritelno-dogovorilis-o-vydelenii-transa-na-700-millionov.html

[11] https://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2021)038-e

[12] https://vesti.ua/politika/alternativa-dlya-donbassa-v-radu-vnesli-eshhe-dva-proekta-o-reintegratsii

[13] https://vesti.ua/politika/alternativa-dlya-donbassa-v-radu-vnesli-eshhe-dva-proekta-o-reintegratsii

[14] https://strana.today/news/358425-putin-valdaj-2021-hlavnye-tsitaty-rechi-prezidenta-rossii.html

[15] https://tk.media/news/okazalis-ofitserami-razvedki-nato-vyslalo-vosem-rossiyskih-diplomatov-2021-10-06

[16] https://aif.ru/politics/rossiya_priostanavlivaet_rabotu_predstavitelstva_pri_nato

[17] https://iz.ru/1237047/2021-10-18/peskov-nazval-khudshim-stcenariem-vstuplenie-ukrainy-v-nato

[18]https://aif.ru/politics/world/tureckiy_bunt_zachem_erdogan_vystupil_protiv_postoyannyh_chlenov_sovbeza_oon

[19] https://edition.cnn.com/2021/10/12/economy/china-india-coal-power-shortages-intl-hnk/index.html

[20]https://news.obozrevatel.com/ukr/economics/analytics-and-forecasts/ukraintsi-cherez-zarplati-v-konvertah-ne-mozhut-kupuvati-budinki-i-mashini-novovvedennya-vid-podatkovoi.htm?_gl=1*s1cg2x*_ga*MTczNjMyNDExMi4xNjMyOTgzNTg1*_ga_JBX3X27G7H*MTYzNDcyMDIwMS4yM

[21]https://www.imf.org/en/News/Articles/2021/10/18/pr21301-ukraine-imf-team-and-ukraines-authorities-reach-staff-level-agreement-on-first-review-of-sba

[22]https://gsminfo.com.ua/61987-ukraynczam-nachyslyat-nalog-za-vse-podozryteln%D1%8Be-perevod%D1%8B-na-kartu.html

[23]https://tsoua.com/news/operator-gts-ukrayiny-podav-zayavku-na-uchast-u-proczesi-sertyfikacziyi-operatora-pivnichnogo-potoku-2/

[24] https://www.epravda.com.ua/rus/news/2021/10/21/678908/

[25] https://www.pravda.com.ua/rus/news/2021/10/21/7311129/