Миссия (не)выполнима: готова ли Украина к переговорам о вступлении в ЕС

21 августа министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил о том, что Украина настроена выполнить все задачи, определенные Еврокомиссией, и открыть переговоры по вступлению в ЕС уже в этом году. Несколькими днями ранее вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина сказала, что Украина не сможет выполнить все семь требований для вступления в Евросоюз в этом году. О переговорах говорится с момента получения Украиной статуса кандидата на членство в ЕС. Начаться они должны в октябре-декабре этого года. Разбираемся, что это за волшебные семь пунктов, как на вступление Украины в ЕС влияет война и какие следующие этапы для вступления страны в Европейский союз.

Что за семь пунктов и на каком этапе мы сейчас находимся

23 июня 2022 г. Украина получила статус кандидата на вступление в Европейский союз. После этого Еврокомиссия предоставила рекомендации по внедрению необходимых реформ, которые Украина должна реализовать для вступления. Среди них:

  • реформа Конституционного суда;
  • продолжение судебной реформы (начавшейся еще в 2014 году – ЗУ “О прокуратуре”, 2016 – принятие нового ЗУ “О судоустройстве и статусе судей”);
  • антикоррупционная реформа; назначение руководителя САП;
  • борьба с отмыванием денег;
  • воплощение антиолигархического закона;
  • согласование аудиовизуального законодательства;
  • изменение законодательства о нацменьшинствах.

По сообщению Reuters, по состоянию на июнь этого года Украина выполнила два из семи условий для начала переговоров о членстве в Евросоюзе. Речь идет о законе о СМИ и судебной реформе.

"Прогресс есть. Отчет будет умеренно положительным. Речь идет не об украшении реальности, а о признании прогресса, например, известны антикоррупционные дела", – говорилось тогда в материале Reuters.

По словам политолога Руслана Бортника, формально Украина проводит работу по всем семи пунктам этих требований. Впрочем, степень их реализации должна оцениваться непосредственно Европейской комиссией. Проще говоря – для кого-то мы уже имеем право вступить для ЕС, а для других мы еще слишком далеки от этого. Из негативного – к первым преимущественно относится украинская сторона.

"Украина считает, что эти пункты сегодня выполнила. И формально это так, некоторые законы уже приняты или вынесены на голосование. Но сейчас мы похожи на школьника, который принес из дома домашнее задание. Школьник считает, что выполнил его, ведь много работал. Но результаты работы будет проверять учитель. В нашем случае – это Совет ЕС", – говорит Бортник.

Из сложных для реализации пунктов политолог отмечает вопросы нацменьшинств и антикоррупционную реформу: "Конечно, ни одно из этих требований не выполнено на 100%. Более того, сложно понять, что именно нужно сделать, чтобы выполнить эти требования. Ведь отношение к тем или иным вопросам у стран-членов ЕС очень отличается. Взять тот же вопрос нацменьшинств – отношение к его выполнению Украиной будет очень отличаться с позиции Франции и Венгрии. Требования очень размыты, поэтому качественно оценить состояние их выполнения достаточно сложно”.

Похожего мнения и юрист Екатерина Ткачук. По ее словам, все требования носят более политический характер, чем юридический.

"Например, возьмем пункт о реформе Конституционного суда. Ранее уже были приняты некоторые законы, направленные на содействие этой реформе. Тем не менее Венецианская комиссия подала обновленный вывод, в котором есть два важных момента – о включении еще одного члена из международных экспертов, а также о том, что решение совещательной группы экспертов должно быть обязательным. Эти позиции должны были уменьшить узурпацию власти. Но вопросы деятельности судей КСУ, как и самого суда, всегда были политическими. Неизвестно, захочет ли власть принимать эти изменения в закон, ведь это снизит их влияние на суд. А особенно на такой, как конституционный, который оказывает влияние на определение нормативно-правовых актов", – объясняет юрист.

Предположим, что требования выполнены. Что дальше?

После выполнения семи пунктов начнется следующий этап вступления Украины в ЕС. По словам юриста Екатерины Ткачук, формально существует пять этапов для вступления любой страны в Европейский союз.

"Законодательно не установлены официальные этапы присоединения и требования к государствам-членам. В каждом случае они отдельно определяются для каждого государства. В целом есть следующие требования: политический, экономический и правовой критерий".

Что касается этапов, то юрист формально отмечает следующие:

  1. Подписание Соглашения об ассоциации.
  2. Включение в официальную программу расширения ЕС.
  3. Подача заявки на членство.
  4. Переговорный этап.
  5. Вступление в ЕС.

Этап переговоров – один из самых сложных в процессе вступления в Европейский союз. По словам Бортника, сейчас Украина должна пройти определенный бюрократический процесс, чтобы перейти к переговорам со странами ЕС.

"Впереди еще много этапов. Эти переговоры должны быть утверждены Советом Европы, Европейским парламентом. Затем ратифицированы каждой из стран ЕС. Поэтому сейчас речь идет о диалоге между Украиной и брюссельской бюрократией. Ведь сейчас каждая страна может наложить вето на эти переговоры. Поэтому это только пока диалог с офисом Европейского союза. И только если этот этап будет пройден, перед Украиной откроются дополнительные возможности для ведения непосредственно принципиального политического диалога со странами ЕС", – отметил политолог.

Если все говорят о том, что вступление в ЕС имеет больше политические аспекты, чем юридические, то война должна ускорить это, не правда ли?

Как война влияет на вступление Украины в ЕС

После предварительного этапа, когда Украина получила статус кандидата на членство в ЕС, в обществе возникло мнение, что военная ситуация в Украине должна способствовать вступлению страны в Евросоюз. С одной стороны, это так, ведь если рассматривать политический аспект, то это стало бы довольно символическим проявлением силы от ЕС. Впрочем, на практике это мешает Украине. Так, по словам Екатерины Ткачук, во время переговоров очень часто всплывает критерий о "территориальной целостности" и "отсутствии споров о территории". Аргументом, подтверждающим такой тезис, может выступить Сербия, получившая статус кандидата еще в 2012 году, но до сих пор не являющаяся членом Евросоюза.

Важность военного аспекта в первую очередь влияет на ситуацию со вступлением Украины в ЕС, считает Руслан Бортник.

"Если станет ясно, что война в Украине затягивается надолго, ЕС не будет спешить принимать Украину в свой состав. Ведь Евросоюз на данный момент не готов компенсировать восстановление Украины. Он не готов платить деньгами за экономическое или политическое восстановление Украины", – говорит политолог.

Еще одна проблема войны в этом аспекте состоит в том, что ЕС не хочет еще больше портить отношения с Россией, считает Бортник. Если же война будет близиться к окончанию, ЕС, наоборот, может ускорить вступление Украины по упрощенной процедуре. "Это может нести политический характер и может быть частью мирных договоренностей Украины и РФ. Это не станет основой, но частью компенсационного пакета для Украины, если она согласится на какие-то компромиссы, которые будут устраивать европейских партнеров. Поэтому, в общем, чем хуже ситуация для Украины в войне, тем меньше шансов на скорейшее решение вопроса о вступлении Украины в ЕС", – отметил политолог.

Аналитические материалы УИП

  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 18– 24 апреля 2024 года.
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 3 – 10 апреля 2024 года.
  • Новая концепция РПЦ или "лицензия" на уничтожение Украинского государства.
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 6 – 13 марта 2024 года.
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 21 – 28 февраля 2024 года.
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 1 – 7 февраля 2024 года.
  • Итоги визита министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто в Украину
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 11 – 17 января 2024 года.
  • Главные мировые угрозы в 2024 году, по мнению аналитиков Всемирного экономического форума в Давосе.