О «децентрализационном» законопроекте

Законопроект «О внесении изменений в Конституцию Украины» (относительно децентрализации власти) №2598 от 13.12.2019 – это усиленная («докрученная») версия законопроекта П. Порошенко образца 2015 года (при рассмотрении которого под Верховной Радой Украины погибли нацгвардейцы)

Ключевые выводы:

1. Усиление влияния Президента и Правительства на местное самоуправление:

- Президент получит право временно останавливать полномочия органов местного самоуправления и назначать вместо них уполномоченного;

- Президент назначает и увольняет Префектов, которые получают власть прокурор-губернаторов в областях, округах и ОТГ – право остановить действие любого решения любого органа местного самоуправления (с обращением в суд) или даже инициировать вопрос о его роспуске/отстранению от должности (на время рассмотрения вопроса КСУ – 7 дней) – функцию общего (административного) надзора;

- Префект также выдает акты обязательные к выполнению на соответствующей территории;

- Префект (в отличии от руководителя администрации) не ответственный перед местным советом и не может им быть отправлен в отставку;

- исполнительная власть на местах остается в руках территориальных органов Центральных органов исполнительной власти (ст. 118 КУ);

2. Местное самоуправление – больше контроля и возможностей:

- смена названий модели организации власти в регионах с «населенный пункт - район – область» на «ОТГ – округ – область» очевидных преимуществ не дает, приведет к дополнительным тратам и усилению неопределённости для населённых пунктов не вошедших в ОТГ;

- местные советы получают возможность создавать свои исполнительные комитеты вместо администраций – это безусловный плюс;

- полномочия Главы Совета ОТГ-Округа-Области ограничиваются одним годом, депутата – четырьмя (ранее – пятью), префекта - тремя = попытка разбить спайки местных элит;

- станет зависимым в ключевых решениях (например – бюджета, земли, строительства, соцпрограмм и так далее) от президентского Префекта;

- государство компенсирует органам местного самоуправления издержки связанные с решениями центральных органов власти;

- теряет возможность влиять на президентского ставленника - префекта: по существующему законодательству если местный совет принимает решение 2/3 голосов о недоверии руководителю РОГА или ОГА, то Президент отправляет того в отставку – в отношении Префекта такого баланса в местных советах нет;

- исключение названия областей из текста Конституции Украины упрощает их переименование (226 голосов в парламенте вместо 300) в угоду политической конъюнктуре; перекраивание границ и социально-экономических агломераций;

- обещание учитывать мнение жителей при переименованиях или изменениях границ населенных пунктов не детализировано и требует определения в специальном законе. При этом, прямо указать на обязательную силу референдума в таких случаях власть не решилась.

3. Ограничение прав парламента:

1). Смена порядка назначения местных выборов - у парламента отбирается право назначения «очередных» выборов.

2). Парламент теперь не сможет самостоятельно – создавать или ликвидировать административно-территориальные единицы, переименовывать их и изменять границы между ними - теперь это будет делаться только по представлению КМУ (не было у Порошенко - НБП).

3). Парламент теряет право самостоятельного роспуска местных советов (только по представлению Президента).

4. Минские соглашение и неконтролируемые регионы

- в законопроекте есть положение, которое может трактоваться как «черный выход» для Минских соглашений и особым статусам регионов - в ст.92 Конституции вносится норма о том, что «правовой статус административно-территориальных единиц» регулируется только законом (НБП);

- г. Севастополь лишается спецстатуса, хотя Автономная Республика Крым остается.

5. Необходимо дополнительно принять:

- закон «О правовом статусе префекта»;

- закон «О статусе глав, депутатов, советов общин, порядке создания и ликвидации исполнительных органов Совета Общины, объёме их полномочий»;

- изменение в законы Украины «О местном самоуправлении», «О местных государственных администрациях» и др.

 

Руслан Бортник